Цодикова Аделя Моисеевна : другие произведения.

Иудаизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.05*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Имеет непосредственное отношение к "Отец и Сын". Конспект статьи из Философского словаря.


Иудаизм

"Иудаизм -- это исторический религиозный опыт еврейского народа" Из Декларации "Движения за реформы в иудаизме"
   После реформы 622 г. до н э.царем Иосией, Иудаизм конституируется в качестве монотеизма.
   Танах ( Тора, Пророки, Писания) фиксирует два фундаментальных чувства человека по отношению к Богу: любовь к нему и страх Божий.(Дварим 6*5,10*20) Последний, в качестве позитивно конструктивного. Ибо с одной стороны освобождает от страха перед сильным и власть имущим, а с другой - ограничивает произвол носителя социальной силы по отношению к беззащитным: "Не ставь преграды на пути слепого, бойся Бога" (Ваикра 19*14)
   Бог остается надмирным, выходящим за рамки творения (трансцедентность),чувственно не воспринимаемый. Как утверждал Платон, цитируя орфинское определение, в язычестве Бог - начало, середина, и конец.Для евреев же, Бог был до начала и будет после конца. В Христианстве Бог заявляет о себе : Я есмь Альфа и Омега
   В фокусе значимости остается не только соблюдение ритуала, но искренность веры, душевный порыв человека к Богу, ядром которого является любовь.
   В содержание Иудаизма входит идея прихода мессии (Машиах). Однако, если в ранние периоды своей истории Иудаизм усматривал Машиаха в конкретных исторических личностях, ( Бар Кохба , поднявший восстание во 2 в. до н. э. против Римлян,) то соверменный Иудаизм не связывает идею Машиаха с индивидуальной личностью. ( Что во многом объясняет невозможность принятия евреями Иисуса как Христа.)
   В целом для Иудаизма характерен общий акцент на земной жизни. "Если держишь в руке саженец и тебе говорят, что пришел Машиах, -- вначале посади саженец, а потом иди встречать Машиаха" ( Рабан Йоханан бен Закай 1в.)
   Концепция человека в Иудаизме имеет идею врожденной предрасположенности человека ко злу, которая по мере совершенствования личности изживается и заменяется на склонность к добрым делам. При этом делается акцент не столько на исходном душевном импульсе поступка, сколько на его объективное содержание. Т.е. не на эмоцианальном сострадании а на реальной помощи. (!)
   Таким образом , недобровольность в Иудаизме осмысленна как моральная ценность, выражающая приоритет исполненного долга перед спонтанным порывом благородства. "И более великим является тот, кто обязан и так поступает, чем тот, кто не обязан и так поступает" (Талмуд, Кидушин 31а) .
   В целом, идея Талмуда в том, что "жизнь важнее заповедей". Например, дети до 9 лет, беременные и роженицы, и тяжело больные освобождаются от предписанного Торой поста в Йом Кипур. Даже в шабат (субботу) , когда запрещены поездки и вождение автомобиля, еврей не должен отказать в транспортировке больного в клинику.) Все это недвусмыслеено доказывает неосновательность тех, кто обвиняет Иудаизм в закоснелости и в том,что он находится в тупике развития.
   Тора предписывает иметь один стандарт справедливости как для "пришельца" (чужестраннца, нееврея), так и для носителей. ( Ваикра 19*34, Бемидбар 15*15). Милосердие к сиротам и ко вдовам не ограничивать финансовой помощью, но предполагает и моральную поддержку : "Нельзя задевать их чувтсва словом". ( Шмот 22*35)
   Многие нравственные максимы Иудаизма вошли в золотой фонд общечеловеческой морали.
   "Не хлебом единым жив человек" -- превуалирование духовных ценностей над материальными.
   "Люби ближжнего своего, как самого себя" ( Ваикра 19*18) - альтруизм.
   "Кто отнимает одну жизнь, уничтожает целый мир" (Мишна, Санхедрин 4*5)
   "Нет посланца в деле греха" (Кидушин ,42б) -- идея сугубо личной ответственности за поступки.
   "Кто сказал, что твоя кровь краснее ?" ( Псахим 25*б) - нормативное пресечение эгоизма.
   Наряду с 10-ю законами в канон Иудаизма входит тезис о богоизбранности еврейского народа., целью существования которого является совершенстврвание мира под управлением Бога. ( Оборотной стороной этого тезиса выступает антисемитизм.) Более приемлимая формула этого отношения к себе,как богоизбранным, является следующее убеждение : " Исповедай Его перед язычниками, потому, что Он разбросал нас среди них" ( Это убеждение делало для евреев осмысленным само пребывание в Вавилонском плену, но пригодилось и позже, в диаспоре) "Еврей рассеяния нуждался в подобном утешении. В каждом греческом городе - от Александрии до Афин -граждане смотрели на поселенцев свысока." .Иностранец всюду должен был знать свое место, не причислять трудностей, не быть назойливым. По словам царя Соломона , они часто чувствуют себя, как "птица, выпавшая из гнезда". (Прит.27*8) . Много позднее, в 1в. до н.э. Филон, несколько надменно, но вполном согласии с логикой монотеизма заявил, что евреи были священством человечества.
   Нельзя обойти вниманием еще одну сторону бытия евреев, создающую проблемы в их отношениях со всеми остальными, т.е. неевреями : запреты в еде и браке. Людям трудно понять и примириться с этим самооразделением , которое основывается не на высокомерии, как полагает абсолютное большинство, а на самосохранении как религии и этноса, а так же священного для верующих исполнения всех предписаний Закона.
  
  
  
  
   2
  
  
  
  
Оценка: 3.05*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"