Аннотация: Вторая статья из серии задуманных мной рассказов о любимом городе Самарканде. Опубликована в еженедельнике "Леди", Узбекистан, 19 августа, 2010.
Самарканд и его окрестности: мавзолей Ходжа Данияра или Святого Даниила
В это странное и, в тоже время вполне в духе толерантного Самарканда, место я попала случайно вместе с московскими друзьями, приехавшими в командировку в Узбекистан. Мы остановились ненадолго в древнем городе и, проведя бессонную ночь на площади Регистан (муж подруги фотографировал сначала вечерний, затем ночной, а под утро предрассветный Регистан), намеревались ехать в соседний Джизак. Таксист, с которым мы договорились на пятаке о поездке, оказался очень общительным человеком, к тому же большим патриотом своего города. Не помню уже как, но он нас уговорил по дороге заехать в мавзолей Ходжи Данияра. По литературе и рассказам я знала немного об этом святом для паломников месте, однако идти туда не очень хотелось из-за начинающейся июльской жары. Я даже представить себе не могла, как по солнцепеку в полдень потом ехать в Джизак через перевал, если задержаться хотя бы на час у могилы святого. Друзья же отреагировали бурно, с энтузиазмом расчехляя фотокамеру и, полные адреналина, который почему-то зашкаливает у туристов во время экзотических путешествий, и несмотря на ночь, проведенную в полудреме на скамейке в центре Самарканда, потопали за довольным таксистом. Он же был и нашим гидом во время экскурсии вокруг мавзолея, которую провел очень хорошо. Позже, в дороге я узнала, что он по профессии учитель истории, а вождение такси - приработок во время летних каникул.
Несмотря на то, что информация об этом месте у меня была, мавзолей и его аура повергли меня в шок. Никогда ранее я не встречала в одном святом месте паломников, верующих в разных богов. Грамотнее сказать "представителей ведущих мировых конфессий", однако речь не о том, а о самом Данияре, Данииле или, если хотите, Даниэле, вернее,о его останках, попавших в древний Самарканд из далеких заморских стран. Американские триллеры здесь просто бледнеют и скукоживаются от своей скучности и пресности, затем просто ложатся в тенечек и отдыхают, уступив место захватывающей истории, полной приключений, опасностей и интриг. Попробую кратко рассказать вам об этом неординарном для наших краев месте, сдобрив историю моими эмоциональными переживаниями, ведь я была действительно потрясена.
Мавзолей Хаджи Данияра или Святого Даниила - одно из самых известных культовых мест в Самарканде. К нему одинаково уважительно и почтительно относятся мусульмане, христиане и иудеи, приходя сюда со своими чаяниями и не тяготясь присутствием верующих, относящихся к другой конфессии. Эту пародоксальную ситуацию нужно увидеть самому, чтобы понять и прочувствовать нераспространенную теорию о том, что Бог един для всех людей планеты Земля, только в различных точках земного шара его называют по-своему. Следуя этой теории, можно сказать, что и святые, должны быть едиными для всех. Таким для людей стал Данияр, Даниил, Даниэль. Это имена одного и того же пророка, которые можно встретить в мусульманской, христианской и иудаистской литературе. И, несмотря на то, что каждая вера считает его "своим парнем", конфликтов между верующими не возникает, никто не собирается ссориться и утверждать, что он только для иудей, или только для мусульман. Он чудотворец для всех, помогающий в трудных ситуциях тем, кто обращается к нему за помощью.
Фото Галины Долгой, Ташкент, Узбекистан
Даниэль один из четырёх великих израильских пророков в иудаизме, пророк, книга которого вошла в Ветхий Завет христианской Библии и пророк исламской традиции. Не берусь утверждать, что он действительно совершает чудеса, но вот что случилось в этих местах на самом деле. История это подтвердилась, о ней мне рассказывали сами самаркандцы, в том числе один из аксакалов-журналистов, не доверять которому я не могу. Рядом с мавзолеем растет фисташковое дерево, которому более 500 лет, и которое почти высохло. Наряженное в многочисленные разноцветные косыночки и лоскутки с пожеланиями паломников, оно уже не радовало ни зеленью весной, ни тенью летом. И вот чудо! Полувысохшее дерево обрело новую жизнь в 1996 году, когда Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил могилу и дерево. Говорят, до сих пор живет... Вот и не верь после этого в провидение, силу человеческой веры и чудеса.
Самаркандский историк Абу Тахирходжа Самарканди (XVIII в.) пишет в своей книге "Самария": "Мазар Ходжа Данияра находится за чертой города Самарканда, внизу северной стены городища Афрасиаб. Недалеко от мавзолея течет знаменитая река Сиаб. Простолюдины называют эту могилу могилой Пророка Данияра, но его могила находится в Мосуле. Говорят, что эта могила одного из сподвижников Кусам ибн Аббаса (двоюродного брата Пророка Мухаммада). Да будет милостив к нему Аллах! Могила покрыта камнями из Зеравшана. Говорят, что Ходжа Данияр был очень благочестивым. Со стороны головы мазара, ближе к речке Сиаб есть и родник Ходжа Данияра. Да будет к нему милостив Аллах!".
Ничего не понятно, не правда ли? Так кто же там, возле Афросиаба захоронен? Люди вокруг, гид, наш водитель в один голос рассказывали о святом пророке Данияре/Данииле, ни словом не обмолвившись о Кусам ибн Аббаса, двоюродном брате пророка Мухаммада. Значит, действительно в мавзолее погребены останки универсального для разных религий пророка? Чтобы разобраться в путанице с захоронением, обратимся к литературным источникам. Может быть, они прольют толику света на то, кому же мы поклоняемся, у кого просим сотворить чудо ради нас.
Согласно библейской трактовке, Даниил в переводе с еврейского означает "судья - бог" или "бог - мой судья". Он родился в Иерусалиме в 603 году до н.э. и происходил из рода царей Давида и Соломона. Когда Израиль в 586 году до н.э. был захвачен царем Вавилонии Новохудоносором, Даниил был увезен в Вавилон (современная территория Ирака) вместе с другими юношами знатного происхождения. Они стали изучать разные науки, в числе которых были астрология и искусство, толкования снов. Самым способным из иудейской молодежи оказался Даниил. При этом он проявил себя непреклонным в религиозных убеждениях. Он даже отказался от вина и мясной пищи, добившись разрешения питаться одними овощами, чтобы следовать предписаниям религии. Поэтому мудрость Даниила трактуется в Библии как божья награда за набожность. За мудрое истолкование одного из сновидений Новохудоносор осыпал его своими милостями, сделав наиболее приближенным к себе человеком. В преклонном возрасте Даниил обратился к царю с просьбой отпустить его на отдых. После чего он переехал в Сузы (современный г. Шуш в Иране), где умер и был похоронен в царской усыпальнице. Считалось, что дух пророка оберегает город от всех несчастий и невзгод, а его останки помогают его жителям избегать нищеты и голода. По преданиям, именно поэтому Сузы расцвели и купались в богатстве.
Амир Темур в своем очередном семилетнем походе в Малую Азию (1397-1404 гг.) узнал о чудесной могиле пророка, совершил паломничество к мавзолею и решил, что его столица Самарканд тоже должна быть богатой и процветающей. Часть останков святого, а по легендам, именно его руку, с большими почестями отправили в Самарканд. Когда караван из пятидесяти верблюдов приблизился к столице, то все они вместе остановились у места на берегу речки Сиаб, где сейчас и находится мавзолей. Здесь и решили предать останки земле, тем более, что это место было очень схоже с захоронением в Сузах. Опять же по преданиям, почти сразу после захоронения из-под камней стал бить родник, и жители города и окрестных кишлаков в течение многих веков пользуются этой водой, веря в ее целебную силу.
Родник бьет и сегодня. Мы выждали свою очередь и выпили по жестяной кружке, привязанной почему-то цепочкой к решетке, воды. Она была вкусная и, слава Богу, никаких негативных изменений в моем организме не вызвала, кроме ломоты в зубах (была очень холодной). А особой я бы ее назвала уже за то, что она чистая, немутная и без запаха. В общем, чудесная вода!
Если в других местах Узбекистана, где расположены мавзолеи святых, ты оказываешься в плоских дворах и двориках, то здесь приходится подниматься вверх и спускаться вниз по каменистым тропинкам из-за того, что могила прилепилась к горе. По источникам, современный шестикупольный мавзолей (сохранилось лишь пять куполов) был построен в начале ХХ века самаркандскими мастерами-мыловарами, главой которых был Махмуд-аксакал. Однако гравюра середины ХIХ века и фотографии конца ХIХ века свидетельствуют, что первоначально могила была покрыта речным камнем (причем форма и вид могилы несколько раз менялся), и со стороны головы стояли несколько священных шестов.
Тропы с утра были забиты людьми, снующими туда-сюда с пластиковыми бутылками, в которые они уже набрали святой воды. Некоторые приехали с большими канистрами, чтобы запастись бесплатным лекарством-водой для домашних или больных. Мне показалось не очень красивым фотографировать в таком месте, поэтому у меня в архиве нет ни одного снимка с мавзолея пророка Даниила. Такая странность со мной случилась впервые, обычно, несмотря на благолепие и возвышенное настроение, я умудряюсь сделать с полсотни фотографий, однако на этот раз я была какая-то потерянная от увиденного и услышанного. Честное слово, никогда ранее не задумывалась о том, что один и тот же святой может быть почитаем сразу тремя верами...
Внутри мавзолея длинная (18 метров) могила, покрытая богатой тканью. Паломники обходили ее и дотрагивались кончиками пальцев до ткани, которые тут же прикладывали к лицу. Мы обошли захоронение вместе с нашим проводником, послушали молитву муллы, сидящего в уголке, и вышли снова наружу. Не сговариваясь, задали один и тот же вопрос водителю такси "Почему могила такая длинная, если тут только одна рука Даниила?". Не верилось, что пророк был великаном с такими огромными восемнадцатиметровыми руками. Наш гид пожал плечами, давая понять, что не нужно заморачиваться на мелочах, и перевел разговор в другое русло. Вопрос остался открытым. Возможно, могилу специально сделали такой большой, чтобы враги не смогли легко найти останки Даниила? Или чтобы места ему было больше. Не знаю. Но подобную длинную могилу святого я уже видела в Каракалпакии, на Миздакхане. Там говорили, что захоронена только нога святого. Ножка, по видимому, принадлежала гиганту. Позже я где-то прочитала, что в 2001 году на территории комплекса мавзолея Даниила велись археологические раскопки, и были найдены остатки мечети ХIV века. А вот о размере внятной информации я так и не нашла.
Повязали ленточки разорванного носового платочка подруги на ветки деревца, растущего неподалеку от мавзолея, как истинные зароострийцы, ведь именно из зароостризма идет традиция просить деревья, растущие у святых мест, об исполнении сокровенных желаний и жертвовать им тряпицы. Не помню, о чем я просила, но, видимо, о чем-то очень хорошем, раз нахожусь в добром здравии и пишу эти строки.