Весной, в новую пору цветущей юности, когда солнце дарит земле тепло, а лес благоухал листвой, нежно-зелеными побегами по узенькой змеистой тропинке, убегающей вглубь леса, мимо кленов, дубов, орешника и усыпанных цветами кустарников шла девочка. По другую сторону этой же тропинки навстречу ей, шел молодой человек. С каким изяществом и радостью, с каким для материального мира очарованием шел он. Его походка была как танец, и, танцуя в экстазе любви, юноша с наслаждением повторял: "Радхе! Радхе! Радхе!". Из глаз призывающего лились слезы. Но это были не слезы печали, а экстаза. Погруженный в нектар этого самого священного имени, молодой человек воспарил, словно легкое облако, поднимаясь все выше и выше, оставляя где-то там далеко внизу, скверну и многочисленные сомнения.
Любовь нежной, сострадательной матери не может оставить равнодушным. Каждый будет счастлив, получить ее благословения. Когда отец перестает обращать внимание на своего ребенка, любовь матери восполняет недостаток внимания. Когда она счастлива, счастливы все вокруг.
Благодаря Шримати Радхарани наши земные матери оказывают сильное влияние на наш рост и благополучие. Разумная мать говорит и ведет себя таким образом, чтобы успокоить ребенка и мужа - именно это позволяет им почувствовать ее опеку и сострадание.
- О, Матушка Вселенной, - воскликнул юноша, - как же мы в Тебе нуждаемся!
Эти пронзительные слова пробудили в молодом человеке, целую симфонию звуков - таких приятных звуков, когда даже плач стал мелодичным призывом, обращенным к Шри Радхе.
- Радхе! Радхе! - ласкающий призыв наполнил тело мудреца, нежно лаская его.
В глубочайшей концентрации на милостивую природу Имени, блаженство в сердце юноши возросло и распустилось прекрасным лотосом. Слушая свой собственный голос, юноша наслаждался пением божественного имени. Купаясь в волнах нектара, мудрец испытал благодарность за то, что мог наслаждаться этим восхитительным состоянием.
- Радхе! Радхе! Радхе! - имя Божественной Матушки пылало на устах юноши в звуке радости.
Находясь в трансе воспевания, словно сквозь сон молодой человек услышал нежный и мелодичный девичий бесподобно прекрасный голосок:
Ты освещаешь мир пленительной красой,
И что ни день влечешь меня волнуя,
Что ни цветок, что ни листок, он напоен росой,
Я каждую травиночку целую.
Я этот мир люблю, а в нем Тебя,
Твое разнообразие творений,
Ты подарил мне ключ к освобождению,
За то, что Кришна повторяю я.
Ты подарил моей душе покой,
Печаль ушла и больше не вернется,
И что ни день и что ни час поется,
Имя Твое поет моя душа.
Очарованный девичьим голосом мудрец потерял равновесие и чуть не упал на землю. Однако привлеченный прекрасной песней, он замер, чтобы уловить необычайную сладость и всеобновляющую свежесть этих слов. И вот, когда юноша увидел саму девочку, он явно растерялся. Поскольку его сознание от повторения имени Шримати Радхарани целиком впитало Ее образ, у него не было никаких сомнений, что он видит пред собой нет не Саму Радхику, однако одно из Ее божественных проявлений. Ее канареечные волнистые спадающие до плеч волосы, струились золотыми нитями на одежду белых облаков, а изумительное тело напоминало застывшую молнию. У нее было золотое с правильными утонченными чертами лицо, а светящийся милостью глубокий взгляд небесно-голубых глаз был не по-детски умным и взрослым. Он притягивал к себе как магнит, и казалось, был способен рассеять страх мающихся душ, провозглашая победу тех из них, кто доверился Верховному Господу. С усилием придя в себя, юноша глубоким проникновенным голосом спросил:
- О, Благословенная, что за прекрасную песню ты поешь? Она льется словно из сокровищницы любовного нектара!
- Это мои стихи.
- О, это прекрасно! - воскликнул молодой человек и голосом, который выдал его волнение и который заключал в себе одновременно вопрос и утверждение, добавил:
- Радха? Ты Радха!
Девочка промолчала. Она просто застенчиво улыбнулась и с глазами полными слез в изумлении посмотрела на юношу. Сколь прекрасен он был! Несказанный свет исходил от его темноватого лица, гладкого и блестящего, словно покрытого глянцем. Полны величия были жесты прекрасных рук, изящные тонкие пальцы казались совершенством красоты. Мягко ступали нежные, словно лотосы стопы. Небесно-голубые глаза напоминали лепестки лотоса. Золотые шелковые одеяния скрывали его могучую фигуру. Его лоб украшала тилака, а чудесные черные кудри спадали до плеч. Через плечо молодого человека ниспадал священный брахманический шнур, а шею облегала цветочная гирлянда. Мудрец был столь прекрасен, что девочка забыла обо всем. Поскольку лицо является отражением ума, светящийся лик юноши выдал скрытое в его сердце терпение и отреченность. Смотря на молодого человека, волны возвышенной любви к Богу захлестнули девочку, и та, невольно сложила ладони, поклонилась мудрецу, подумав: "Какая необычная красота! Должно быть, это небожитель, или лесное божество. И Он пришел сюда, чтобы наслаждаться, как и я, природой", однако, застенчиво с умилением на лице мечтательно сказала:
- Радхаприя деви даси, так зовут меня мои возлюбленные подруги - такие же девочки, как и я сама, но, к большому сожалению, мы общаемся лишь в моих снах. А в реальной жизни меня зовут Добромила Иванова, дочь короля Благословенной Земли - Бхарата-варши .
- Добрая и Милая, - чуть слышно сказал юноша. - Добросердечная ко всем! - он сделал паузу, затем спросил:
- О, милое дитя, ты знаешь чье имя, носит ваша родовая фамилия - Ивановы?
- Да знаю. - Кивнула девочка. - Но смиренно хотела бы услышать об этом от вас.
Молодой человек молчал какое-то время, затем сказал:
- Самое сокровенное - это Имя Бога, которое раскрывает источник всего, выглядит как юноша, тело которого состоит из вечного духовного блаженства. Его тело не имеет источника, поэтому он источник абсолютно всего, причина всех причин. Абсолютная Истина, как и любой другой творец или руководитель - это личность, а личность должна иметь имя, форму, качества и поступки, со своими присущими ей отличительными чертами. Поэтому в понимание Абсолютной Истины так же входит и понятие ее формы, формы абсолютной, формы совершенной. Материальный мир - это мир форм, поэтому и цель человеческой жизни - это найти в мире материальных форм форму духовную. Это и есть задача этого мира, которую мы должны разгадать и разгадывается она через медитацию. Абсолютная Истина проявляет себя различными способами, Она много что делает, много что создает, поддерживает и разрушает. Но самыми лучшими и интересными считаются те поступки, которые Она совершает в облике человека. Человеческая форма Абсолютной Истины - это высшая форма. Форма очаровательного юного пастушка, с флейтой в руках, который замечательно танцует и общается со своими друзьями и подружками. У этого юноши есть вечное детство и молодость, но нет старости. Вечность может быть только вечно юной, она не может быть вечно старой. Мы все это чувствуем в своей душе, даже старики не верят в то, что они состарились, мы не верим, что потеряли свою молодость.
Наша душа тоже вечно молодая, а значит счастливая. И высшим проявлением Абсолютной Истины является Божественная Чета - Радха и Кришна. Не только Бог - вечно юн, его женский аспект - Радхарани - тоже вечно юная. Ее "фамилия" - Иванова! Так что ваша семья "родственники" Шримати Радхарани. - Юноша улыбнулся, затем продолжил:
- "Ива" - одно из имен Шримати Радхарани, означающее "та, чьи движения очень быстрые", а "Нова" - "вечно свежая, новая". Мы должны помнить, что если Бог действительно полон и абсолютен, то Он должен иметь и женское проявление. Шри Радха олицетворяет женское начало Верховной Личности, Шри Кришны. Нашему ограниченному уму не постичь до конца духовные отношения. Они - духовные возлюбленные, имеющие неземные отношения. В нашем смысле Радха и Кришна - вечные проявления одной и той же Абсолютной Истины. Радхарани - подчиненная половина, а Кришна - главенствующая.
На духовном уровне и изображение личности, и сама личность реальны, а на материальном - и то, и другое - иллюзия. Чтобы отразить истинную красоту Абсолюта, нужно быть в общении с самим источником этой красоты, Шри Кришной, Верховной Личностью Бога. По большому счету, Господь - это изначальный художник. Ты очень тонкая творческая личность и у тебя от Бога весьма богатое воображение - это значит что и ты тоже художник. Представь, также, что ты умеешь рисовать и пишешь картины. Чтобы на холсте изобразить розу, нужно взять кисть, краски, и напрячь ум. Но в саду можно видеть тысячи благоухающих роз, искусно нарисованных природой. Весь этот мир - это одно большое художественное произведение Творца, причем это ни неподвижное, а подвижное произведение. Если бы ты, как художник, например, нарисовала один неподвижный момент из жизни моря, а Кришна создал само море, с его бесконечно прекрасной и неповторяющейся красотой.
Человек, работающий ради удовлетворения Кришны и знающий свои отношения с Ним, - это истинный художник. Такой человек может отразить настоящую абсолютную красоту духовного мира, поскольку он знает Истину. Истина бесконечно разнообразна и если мы понимаем эту ее природу, то можем понять и ее красоту.
Формы Абсолютной Истины бесконечно разнообразны и прекрасны, кроме того есть ее вторичные проявления, есть друзья Абсолютной Истины, есть святые и мудрецы. Мы можем бесконечно изучать красоты форм духовного мира, упиваясь разнообразием вечности. Ведь настоящее наслаждение можно извлечь только из вечной природы.
- А как можно наслаждаться временным? - сказала Добромила. - Я умру, вы умрете, какое в этом разнообразие, какое в этом наслаждение? Что интересного в том, кто, как и когда умер?
- Это очень скучно и грустно, неправда, ли? - Это был юноша.
Девочка тяжело вздохнула и кивнула головой.
- Да.
- Так вот, - продолжил молодой человек, - духовная форма - это не шутка - это чудо, а с чудесами надо быть крайне аккуратными, чтобы не превратить их в иллюзию.
Величайшее искусство - это постичь Кришну. Чтобы стать настоящим художником, надо пытаться понять или близко общаться с величайшим художником, Кришной. Для этого необходимо учиться видеть во всем проявление художественного вкуса Кришны. В этом есть сознание Кришны - видеть руку Кришны во всем. Ты, я, все люди - художники, потому что видим этот мир - как величайшее художественное произведение, и мы видим под ним подпись творца, подпись Абсолютной Истины, подпись того, чья форма подобна человеческой. - Юноша сделал паузу, затем сказал:
- Столь возвышенной и непорочной прелестной особе недолжно гулять по лесу одной.
- Но я гуляю по лесу вовсе не одна, - покачала головой девочка, - а с моим другом - Кришной. Птицы, звери и другие живые существа, живущие в лесу - это тоже мои многочисленные друзья. Общаясь с ними, я общаюсь с Самим Господом - Шри Кришной!
Слова Добромилы так сильно впечатлили молодого человека, что от одного лишь упоминания из уст девочки Святого Имени Господа он сразу же погрузился в трансцендентный экстаз. По спине юноши пробежала дрожь. С широко раскрытыми глазами влажными от слез, он, не отрываясь, смотрел на прелестницу. Однако через некоторое время, поймав благостное умиротворенное умонастроение девочки, осведомился:
- О, Благословенная, откуда ты знаешь Господа Кришну?
- Он пришел ко мне однажды ночью во сне. Шри Кришна пришел ко мне в священном духовном звуке: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. - Произнеся эти Священные Имена Господа, по щекам девочки потекли слезы. Вытирая их рукой, дрожащим, прерывистым от взволнованности голосом она продолжила:
- Это был самый счастливый момент в моей жизни! Звуки Священных Имен Господа сопровождала красивая мелодичная безмятежная гармонизирующая музыка. Это была флейта.... С тех пор я время от времени вижу Самого Кришну и общаюсь с Его Божественной Милостью. Я повторяю Святые Имена Господа Кришны дома или на свежем воздухе, гуляя в лесу. Я их повторяю так громко, а иногда так тихо, чтобы было слышно мне самой. Каждое слово я произношу четко и ясно.
Все что со мной сейчас происходит в связи с Кришной, я стараюсь запечатлеть в книге, которую пишу сейчас. Свою книгу я назвала: "Беседы с Господом моего сердца".
Мудрец был бесконечно счастлив, услышав эти слова. Какое-то мгновение он находился в глубоком трансе, повторяя Святые Имена Господа, однако когда юноша вышел из него, подумал: "Какое счастье выпало на долю родителей, пригласивших на землю-Бхурлоку этого Ангела. Пусть же благодаря милости этой девочки я обрету сильное желание увидеть Шримати Радхарани. Я кланяюсь к ее лотосным стопам". - Юноша склонился к стопам прелестницы, затем со сложенными руками представился:
- Мирослав Свирин.
Молодой человек пил нектар милого личика девочки какое-то время, однако его глаза смотрели сквозь материальное тело маленькой принцессы в самую глубину ее души. Затем склонившись к стопам Добромилы, со сложенными руками сказал:
- О, Добромила, коль ты знаешь Господа Кришну, то прошу, опиши сладостный лик Верховного Господа.
Девочка закрыла глаза и сложила ладони. На какое-то время она погрузилась в молчание, словно мудрец. И вот, то, что она увидела, совершенно отличалось от ее прежних видений Господа. Никогда еще маленькая принцесса не видела Его так ярко и отчетливо. Ей даже показалось, что Кришна стоит весьма и весьма близко от нее. Добромила мысленно обняла Господа в своем сердце, и когда по ее щекам потекли слезы счастья, с сияющей на устах улыбкой прошептала: "Трансцендентное тело Господа моего, Кришны, сладостно, но лицо Его еще слаще. А самое сладкое - это Его нежная улыбка, благоухающая, словно мед". Затем упоенно сладко стала описывать внешность Верховного Господа:
- Образ Кришны отливает черной тушью сладости Его нектарной красоты. Цвет Его тела, как у синего лотоса или грозовых туч. Своей красотой Кришна пленяет, очаровывает жителей всей вселенной, и Он - источник бесчисленных духовных развлечений. Он в желтой одежде, носит гирлянду из лесных цветов и украшения из драгоценных каменьев. У Кришны длинные вьющиеся волосы, а Его тело умащено благоуханными маслами. Его прекрасная корона увита цветами. Сияние Его удивительного лотосоподобного лика превосходит сияние миллионов лун. На лбу, окаймленном локонами волос, красуется священный знак из глины - тилака. Его восхитительные уши и щеки блистают драгоценными сережками и каменьями. Подбородок Кришны очень изящен, а гладкую шею обвивает нитка жемчуга.
- Да, Добромила, - сказал Мирослав, когда девочка открыла глаза. - Господь Шри Кришна выглядит именно так! Подобный лотосу лик Верховной Божественной Личности светится радостью. У Господа багряные, как венчик лотоса, глаза и смуглое, цвета голубого лотоса, тело. Его бедра обернуты в блестящую ткань, желтую, как пыльца лотоса. На шее Господа - гирлянда лесных цветов, вокруг которых вьется целый рой пчел, опьяненных ее ароматом, и драгоценное жемчужное ожерелье. Его голова украшена короной с павлиньим пером, а щиколотки - браслетами. С талией и бедрами, перехваченными поясом, Он стоит на лотосе сердца Своего преданного. Пленительная красота Господа и Его безмятежный облик радует взоры и сердца преданных, созерцающих Его. Господь неизменно прекрасен, и Ему поклоняются все обитатели бесчисленных планет вселенной. Он вечно юн и всегда готов даровать преданным Свои благословения.
- Получается, что я не одна общаюсь с Кришной! Это прекрасно! - с сияющим видом воскликнула маленькая принцесса. - О, как приятно слышать, что в этом несовершенном мире есть еще кто-то, кто постоянно рассказывает и говорит о Верховном Господе Кришне.
Если вы говорите о Самом Кришне, то должно быть вы сведущий знающий человек, занимающийся духовной практикой или духовным поиском. Поэтому, смотря на вас и общаясь с вами, мне захотелось не просто общаться с Кришной, но и заниматься преданным служением Его Божественной Личности. Однако, к большому сожалению, мне не к кому обратиться за помощью, чтобы узнать, как правильно служить Ему. - Девочка сделала паузу, затем сказала:
- Сколько я себя помню, все время задавала себе вопросы: "Глазами, чьими я смотрю на мир? Друзей, родных, зверей, деревьев, птиц? Губами, чьими я ловлю росу с цветка? Руками, чьими я обнимаю мир, который так хрупок, беспомощен, непрочен? Свой голос я теряю в голосах лесов, полей, дождей, метели, ночи.... Но кто, же я? В чем мне искать себя? Себя искать во всех голосах природы? Я затерялась в этом мире, весьма загадочном и очень странном. Я хочу смысл жизни обрести, и не напрасно годы провести.
...Мне нравится музыка, живопись, писательская деятельность - все духовное. Я много пишу и много читаю...
- Великодушно прости меня, что перебиваю тебя, - сказал Мирослав, - прошу, пожалуйста, скажи какая у тебя самая любимая книга?
Добромила стояла какое-то время, молча собираясь с мыслями, затем ответила:
- Как таковой любимой книги у меня нет. Поскольку нигде, - девочка тяжело вздохнула, - ни в какой книге, я не могла в полной мере найти ответ.
Все мое творчество, подобно клубку цветных запутанных ребенком ниток. Утром, когда в доме тишина, пока спят мои родные и близкие, я стараюсь разобрать свои мысли - в отдельные красивые клубочки. Я не пишу днем или ближе к вечеру, всегда рано утром. Все о чем я пишу - подобно длинному цветному покрывалу. Нет на дорогу путь, по которому мне предстоит катить клубок своей жизни, свой век. Цветом одним нельзя заполнить целый мир. Пусть радугой окажутся слова. Иными словами, каждый стих или книга, которую я буду писать, так или иначе будут определять мою судьбу. Если клубок цветной и радужный - такова будет и жизнь. Мы сами плетем нити своей судьбы и то, какая она будет - черной или радужной зависит только от нас. Поэтому я пишу только о верной дружбе и чистой любви к Богу. Я всегда думаю о своем творчестве. Стараюсь найти философское осмысление жизни с моей поэзией или прозой. - Маленькая принцесса сделала паузу, затем сказала:
- Самая любимая, интересная, захватывающая, яркая, полная чудес книга - это та, которой я живу! Самая любимая книга, та, которой человек сам живет. Зачем жить, переживать чужими навязанными мыслями, идеями и жизнями? Читая материальные книги, как губка насыщенные отрицательными мыслями, поступками, диалогами, действиями ты сам, как читатель, заражаешься той "болезнью", о которой идет повествование в книге.
Когда ты живешь, пишешь свою захватывающую, интересную книгу. Какое у тебя умонастроение, склад ума - такова будет твоя жизнь. Мы как разумные существа сами творцы, художники своего счастья.
Как бесконечно малые духовные частицы Всевышнего Господа, мы изначально чистые подобно белому листку бумаги. Мы сами пишем на этом листке свою судьбу, жизнь. Как индивидуальные души мы имеем определенный характер, свой собственный взгляд на мир, на ту или иную ситуацию. Из прошлых жизней мы приносим в нынешнюю жизнь свой опыт, определенные навыки, знания и умения.
Мы читаем разные книги.... Иной раз нас насильно заставляют читать те или иные книги, и мы категорически отказываемся читать их. Мы читаем те книги, которые близки нашему взгляду на мир, на жизнь, на мироощущение. Читая их нас, порой не понимают. И это очень грустно.
Как духовные души мы должны читать духовные книги. Как существа с весьма тонкой психической духовной конституцией мы должны читать те книги, в которых царит духовный Божественный покой, гармония, умиротворение, абсолютная чистая любовь ко всему живому, что нас окружает в этом мире. И, конечно же, мы должны читать и слушать о Боге, Верховном Господе.
...Так что, самая любимая и мудрая книга - это моя жизнь. Жизнь - это мой Учитель, Верховный Господь Шри Кришна.
В последнее время я стала ощущать, что на меня Господом Кришной возложена какая-то определенная миссия, но какая именно не могу понять, но смиренно хотела бы узнать об этом столько сколько возможно.
Мирослав был весьма рад услышать от Добромилы эти слова. "Эта девочка чудо как хороша, - подумал он, - ей воистину можно доверить любое служение", а вслух сказал:
- Дорогая Добромила, у тебя есть склонность прославлять лотосные стопы Верховной Личности Бога. Развить в себе это желание невероятно трудно, но, когда человек обретает непоколебимую веру в Господа, его сердце сразу очищается.
Ты пришла в этот мир, дабы открыть людям главные положения, которые играют весьма важную роль в процессе духовного осознания - самоосознания. Самоосознание или самопознание заключается, прежде всего, в том, чтобы понять, что душа по природе своей вечная и целиком состоящая из знания и блаженства отличается от материального тела. Другими словами, осознать себя - значит понять природу Верховной Божественной Личности и живого существа. Это значит, милое дитя, что твоя миссия заключается, прежде всего, в том, чтобы возродить в людях сознание Кришны. Бог - Отец всех живых существ, принимающий тысячи различных форм. Как я тебе уже говорил. Используя свой дар миссионера, ты должна понять, что плоды нашего труда дает нам Господь. Ты имеешь право заниматься предписанной тебе деятельностью, но плоды ее тебе не принадлежат. Поэтому насколько нравственно ты ими воспользуешься, такова будет как твоя судьба, так и судьба окружающих тебя людей. - Юноша сделал паузу и, встав пред девочкой на колени, в глубочайшем смирении и почтении с глазами полными слез поклонился ей, затем сказал:
- О, Прекрасная, ты проявление Самой Духовной Матушки Шримати Радхарани. Ты - олицетворение Самой Чистоты, Красоты, Благости и Благодати. Не знаю, какими своими благостными поступками я обязан тем, что Шримати Радхарани оказала эту милость и позволила мне, не приложившему к этому никаких усилий, увидеть Ее, в твоем чарующем образе. Вновь и вновь я склоняюсь к твоим лотосным стопам.
Добромила едва коснулась правой рукой головы Мирослава и с нежностью и любовью сказала такие слова:
- Я желаю вам счастья! Уважаемый Духовный Учитель, я хочу полюбить Кришну, но я мало, что могу сказать об этом желании, потому что недостаточно развила его в себе. Каждое живое существо есть чистая душа, и она таит в себе семя любовных взаимоотношений с Кришной, однако наша истинная природа скрыта различным образом. Поэтому, слушая вас, я почувствовала, что не должна упускать свой шанс, ибо вряд ли найду для этой цели более подходящего Учителя, чем вы! Я хотела бы поступать правильно, чтобы как можно скорей приблизиться к Богу, и если моя следующая жизнь будет лучше этой, то надеюсь, что Кришна будет мной доволен.
Будучи принцессой, мне, по правде говоря, скучна серая будничная светская жизнь. Балы...политика... встречи на высшем уровне.... Это так скучно.... А я ведь маленькая девочка. Понимая это, мне становится по-настоящему страшно. Какая жизнь ждет меня в будущем?! - Глаза девочки увлажнились от слез. - Я рождена во тьме невежества, но лишь с вашей помощью я смогу открыть глаза, и вы озарите мой путь факелом знания. Поэтому лишь с вашей помощью я смогу вырваться на свет из непроглядной тьмы неведенья. Прошу вас, милостиво рассейте все мои сомнения и иллюзии. - И когда мудрец поднялся с колен, Добромила в свою очередь подобно слуге склонилась пред Духовным Учителем - Мирославом Свирином.
Увидев такую твердую веру и непреклонность, юноша остался доволен. Он заключил, что Добромила готова воспринимать высшую духовную мудрость и мысленно поблагодарив ее за сказанные слова и дав ей свои благословения, сказал:
- А теперь я приглашаю тебя в свое скромное жилище, которое с этого дня тебе будет местом, где будешь заниматься духовной практикой.
Мирослав и Добромила вошли в сад с благоухающими и красивыми цветами. Вскоре девочка и юноша подошли к небольшой хижине с колодцем.
- Вот здесь я и живу. - Сказал мудрец.
2
Первое, что бросалось в глаза в жилище Мирослава - это полки, на которых аккуратно лежали книги. И чтобы не отвлекать внимание ни так много разных вещей. По правую сторону от входной двери стоял небольшой накрытый белой тканью круглый алтарь. Поодаль от алтаря ютился деревянный сундук, который, по-видимому, использовался юношей как письменный стол.
Когда Добромила села немного поодаль от Мирослава он сказал:
- Высшая цель, к которой должны стремиться люди на пути благоденствию, состоит в том, чтобы отказаться от телесных представлений о жизни и развить в себе прочную, всевозрастающую привязанность к Верховному Господу, трансцендентному к качествам материальной природы. Чтобы усилить свою привязанность к Всевышнему, необходимо вопрошать о Верховной Личности Бога, поклоняться Господу, а также слушать и пересказывать повествования, прославляющие Господа. Поэтому если тебя действительно интересует логика и доводы, пожалуйста, разбери с их помощью Верховного Господа Шри Кришну. Тогда ты поймешь, насколько Он чарующ.
- Учитель, скажите, пожалуйста, что значит быть разумным?
- Разумным можно считать того, кто знает, кто он такой, что представляет собой мир, кто есть Бог и каковы наши взаимоотношения с Ним. Человек, который не знает Бога или не пытается постичь Его - просто животное. Животное не осознает себя. Оно полностью отождествляет себя со своим телом. Так же неразумен и тот, кто не знает, кем он является на самом деле.
- Господь приходит ко мне лишь во снах, но как можно увидеть Его в повседневной реальности?
Юноша молчал какое-то время, затем сказал:
- Внимательно слушай все, что я тебе буду говорить. Смиренно исполняя волю Духовного Учителя, который является слугой Господа, ученик неизменно должен привлечь к себе внимание Бога. Другими словами, тот, кто хочет увидеть Бога должен стать чистым, девственным. О чем мы с тобой уже говорили. Он должен быть чистым подобно облаку, которое скрыло от нашего взора солнце. Человек, развивший в себе сознание Кришны, ощущает присутствие Господа во вкусе воды. Он ощущает Его в свете солнца и луны, в пении птиц или, находясь в лесу на природе. Верховный Господь находится везде и всюду, но чтобы увидеть Его, необходимо обрести духовное знание. Это есть освобождение. Преданное служение, предполагает использование всех чувств, в служении Господу, который является хозяином чувств. Служение Всевышнему Богу имеет два побочных эффекта. В процессе преданного служения Господу душа избавляется от материальной скверны. Другими словами, Всевышний Господь всегда доступен взорам Своих чистых преданных, чьи глаза умащены бальзамом любви. Это значит, для того чтобы увидеть Бога, необходимо, прежде всего, удалить бельмо материальной загрязненности. Материальными глазами невозможно разглядеть Господа, но даже ощутить Его присутствие в звуке Святого Имени, хотя Его имя доступно каждому. Преданное служение, стало быть, начинается со слушания. Вот почему я тебе, Добромила, и сказал, чтобы ты слушала меня очень внимательно. Нет никого богаче Господа, знаменитее, могущественнее, красивее, мудрее и отреченее чем Он. Никого нет достойнее поклонения больше, чем Сам Господь. Поэтому Он славится как повелитель Вед - изначальных Священных Писаний, и постоянное слушание повествований о Нем доставляет подлинное наслаждение чувствам. Так вот, находясь, всюду и везде Господь, тем не менее, не безличен и не является пустотой. Невозможно думать о чем-то безличном или о пустоте.
Добромила внимательно прислушивалась к каждому слову Мирослава, она следила за каждым его изящным жестом, за каждым движением. В общем, девочка пытливо проверяла юношу, достоин ли он, быть ее Духовным Учителем или нет. Но в первый, же миг общения с мудрецом прелестница сразу прониклась к нему симпатией и любовью. Девочка нашла в молодом человеке ту родственную душу, которой можно было поведать все свои самые сокровенные мысли, поделиться всем тем, что волновало ее.
- Дорогой Учитель, - обратилась к Мирославу Добромила, - а что значит Святое Имя Господа - Кришна? И что может быть интереснее в мире времени, чем разговоры о вечности?
- Первое богатство, которое находится внутри нас - это вечная душа.
- Что может быть удивительней в мире вечности, чем вечный объект? - это была Добромила.
- И в каждом из нас, - это был уже Мирослав, - в каждом временном теле есть маленькая частичка вечности. Мы все это чувствуем, мы все не согласны с тем, что все заканчивается, мы все не согласны со смертью. Мы чувствуем, что жизнь должна быть вечной, но никак не можем ее найти. Поэтому первое, зачем надо отправиться вглубь себя - это за своей собственной душой. Мы потеряли самое ценное, что только может быть: мы потеряли вечность, знание о вечности и саму вечность. И мы потеряли ее не вчера, мы потеряли ее давным-давно, много жизней подряд назад, поэтому и вынуждены вновь и вновь рождаться в этом мире, чтобы найти свою потерю. И как только мы начнем ее искать, нам сразу же становится легче, потому что это и есть наша цель жизни, это и есть наше предназначение.
Путь поиска собственной души - это вовсе не простой путь, это совершенный путь. Тот, кто идет по этому пути, не знает потерь; даже небольшое продвижение по нему защитит человека от всех страхов. Все, что ценного было у человека, остается, и он получает все те настоящие ценности, которых ему не хватало. На этом пути пропадают все страхи человека, так как это путь к бессмертию, путь к свету, а причина всех материальных страхов - это неизбежность смерти, темнота неизвестности.
- А как избавиться от всего ненужного, а получить взамен настоящие ценности? Как избавиться от всех страхов и начать испытывать вечность, знание и блаженство?
- В действительности все этого хотят, - ответил Мирослав, - только боятся вставать на этот путь, потому что это путь внутренний и не всегда можно заметить по внешнему виду человека. Это внутренний путь, путь тайный.
Для начала надо просто успокоиться. Первая истина состоит в том, что не надо бегать за счастьем, оно находится прямо внутри нас. Мы не можем его ощутить просто потому, что постоянно куда-то бежим. Мы носимся по этому миру целый день с выпученными глазами, - юноша улыбнулся, - и даже когда ложимся спать, все равно куда-то продолжаем бежать в своих снах. Добромила, ты видела. Как собаки во сне бегают?
- Да, видела, - отозвалась девочка, - они лежат, но все равно быстро-быстро передвигают своими лапами и скулят, не могут в своем сне кого-то догнать.
- В действительности, - продолжил Мирослав, - самая страшная тайна этого мира в том, что мы не бежим за счастьем, а убегаем от него.
- Ведь если счастье внутри нас, то куда мы бежим?
- Мы бежим от собственного счастья, мы боимся себе признаться в том, что не знаем, что делать со своим внутренним миром, и пытаемся спрятаться в мире внешнем. У нас нет внутренней жизни, а значит, вообще нет никакой жизни, потому, что внешняя жизнь будет постоянно рушиться. Если сердце не бьется - все тело умирает, а если душа не проснулась - то даже живое на вид тело не живет, а доживает отпущенный ему срок.
Итак, попробуем сегодня помедитировать. Эта медитация называется: "не я, а мое".
Для начала просто успокойся: удобно сядь и подумай о том, что пробуждает нашу душу. - Мирослав сделал паузу, затем спросил:
- Голова - это Я?
- Конечно, нет. Это моя голова.
- Руки - это Я?
- Нет - это мои руки.
- Ноги - это Я?
- Нет - это мои ноги...
- Сердце - это Я?
- Нет - это мое сердце.
- Итак, первое, что мы с тобой поняли: тело это не я - это мое тело.
- Так начинается путь вглубь себя, ведь если понять что все это тело - не я, то где же я?
- Да, - кивнул Мирослав, - ты права. Я внутри своего тела, я - вечная душа, которая пытается видеть через глаза, слушать через уши, трогать этот мир руками, бегать по нему ногами. Но мало успокоиться, надо пробудить свою вечную душу.
- А как ее пробудить?
- Пробудить ее можно только взаимоотношениями. И тут пришла пора узнать о втором богатстве, которое есть внутри нас - это Сверхдуша. Она, аспект Бога в нашем сердце, наш лучший друг, который всегда находится с нами и пытается нам помочь в трудные минуты. Мы слышим Его как голос совести, как зов к поиску вечности. И чтобы пробудить душу, надо попытаться поговорить со Сверхндушой, поговорить с Богом, мы тут же просыпаемся как души, потому что тело говорить с Богом не может. Подумай об этих словах и напиши об этом в своей книге, о которой ты, дорогая Добромила, мне поведала. Так вот, тело даже с людьми как следует говорить, не научилось, все время ругается, критикует, спорит и сплетничает.
Разговор души с Богом называется мантра-медитацией. Первая мантра звучит как "Кришна". Слово "кришна" состоит из двух слогов "криш" и "на". "Криш" переводится: "Источник вечного блаженства", а "на" - "То, что это вечное блаженство бесконечно разнообразно". Мудрецы иногда повторяют мантры на вдохе и выдохе. Это открытые двери в духовный мир, в мир вечного и бесконечного разнообразного блаженства. Но мало открыть двери духовного мира, надо еще войти в эти двери. И, к сожалению, нам мешают это сделать наши глупости, наши грехи, наши материальные желания. Для того чтобы избавиться от этого препятствия, мы будем повторять мантру "Рама", которая тоже состоит из двух слогов. "Ра" - это пожелание, чтобы все грехи, вся карма вышли из моего тела, вышли из моего сознания. А "ма" - это просьба, чтобы они никогда не вернулись. Когда человек повторяет эту мантру, на "ра" - грехи уходят из тела, а слог "ма" не позволяет им войти назад. Добромила, теперь давай вместе повторим и эту мантру. Мы также будем использовать мантру "Харе" - что можно перевести как "Та, что привлекает все внимание". Повторяя "Харе", мы молимся, чтобы наше внимание перешло с мира материального, с мира болезней, старости и смерти, на мир духовный, на мир вечности, знания и блаженства.
Когда Мирослав с девочкой повторили ее, юноша продолжил:
- Повторяя эту махамантру, мы позволяем нашей душе проснуться и поговорить с Богом.
- И нет ничего интереснее этого процесса, потому что это соединение счастливой души с источником всего счастья - Сверхдушой. И этот процесс называется служением Богу.
- Да, это так, - кивнул юноша, - и когда мы со всем вниманием повторяем Святые Имена - это и есть служение Богу, которое доставляет душе наивысшее блаженство. Это точка перехода из мира материального в мир духовный. Как только человек со всем вниманием и любовью начинает повторять Святые Имена, хотя его тело находится еще в материальном мире, его душа попадает в мир духовный и это может увидеть только другой посвященный в эту тайну.
- Значит, у Абсолютной Истины много имен? - поинтересовалась девочка.
- Да, - кивнул Мирослав, - и все они связаны с Богиней Процветания.
...Это говорит о том, что Господь подчеркивает то, что не стоит тратить время на одно только процветание. Сбалансированное и разумное духовное развитие может так же эффективно решить и духовные, и материальные проблемы человека. Причем это будет не кармическое решение, решение безличное, сухое и формальное, решение любовное, решение любящего отца, того кто знает когда, как и сколько дать своему любимому сыну или дочери материальных ресурсов. Материя далеко не безопасна. Отец так просто не даст своему ребенку огниво, если не будет точно уверен, что он их не использует себе во вред. Так и мы, занимаясь духовным развитием должны понимать, что если какие-то наши материальные желания не исполняются, то надо подумать над тем, как мы их собирались использовать, во благо или все-таки во вред самому себе и окружающим. Поэтому мы молимся: "Харе Кришна!" - "О Хара, я увяз в служении материальному миру. Прошу Тебя, займи меня в служении Тебе". Мы молимся и Самой Абсолютной Истине и Ее энергии, которую зовут Хара. Хара - это внутренняя энергия Кришны, Шримати Радхарани или Лакшми. И мы принимаем прибежище Шримати Радхарани, а значит и у самой Лакшми. Так чего нам еще бояться в этом мире, когда сама Богиня Процветания берет нашу жизнь под свой контроль. И понимая это, не надо отдельно молиться о деньгах, о работе, о должности. Все это банальная погоня за материальным богатством, и Лакшми это очень не нравится, потому что сама она все время служит Абсолютной Истине, и если мы тоже будем просить этого служения, вот тогда ее сердце точно растает.
Материальный мир, в котором мы сейчас живем, называется майей, или иллюзией.
- А что такое карма и в чем заключается иллюзия?
- Карма - деятельность в материальном мире, всегда связывающая человека какими-то последствиями - хорошими или плохими. А иллюзия состоит в том, что мы пытаемся повелевать материальной природой, в то время как на самом деле мы полностью находимся во власти ее суровых законов. Это все равно, что просить денег у начальника тюрьмы, будучи заключенным. Когда заключенный строит из себя свободного человека - это и есть иллюзия. Чем больше мы пробуем использовать в своих интересах возможности, предоставляемые материальной природой, тем сильнее запутываемся в хитросплетении материальных законов. В этом мире за все надо отвечать, а значит, чем больше мы хотим материальных наслаждений, тем больше нам приходится за это отвечать. Мы живет в состоянии не прекращающегося судебного процесса, любой от этого сойдет с ума.
Мы прилагаем невероятные усилия, чтобы одержать верх над матерью природой, но тем самым только попадаем в еще большую зависимость от нее. Это иллюзорное сражение с законами материальной природы можно остановить в один миг, начав духовное развитие и приняв Абсолютную Истину как своего отца. Это в какой-то мере оживление из мертвых. Повторение Харе Кришна - это духовный трансцендентный способ оживить наше изначальное, чистое сознание. Произнося этот трансцендентный звук, мы очистим наши сердца от всех тревог. Потому что любая тревога в сердце основывается на ложном представлении о том, что якобы мы повелеваем всем, что находится в поле нашей досягаемости. Но это все не мое, это все принадлежит моему Отцу - вот секрет спокойного и глубокого сна по ночам. Если я думаю что это все мое - бессонница мне обеспечена.
Итак, словом "Хара" мы обращаемся к энергии Господа, а словами "Кришна" и "Рама" - к Самому Господу. Как "Кришна", так и "Рама" означают "высшее наслаждение", а "Хара", или в звательном падеже "Харе" - это высшая энергия наслаждения Господа. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Господа. Зная эту формулу, мы можем больше не волноваться по поводу процветания. Так как если процветание приходит само по себе, то оно еще не приносит наслаждение. Наслаждение приходит только в том случае, если мы молимся процветанию, как энергии Господа. Так если деньги получить не честно, то они принесут один лишь страх. Поэтому, кстати, люди в этом мире так много боятся. Это происходит, потому что они хотят получить энергию Бога без самого Бога. Соответственно, как только мы получаем энергию честно, то страх сразу же проходит.
Мы живем в материальной энергии, которая называется иллюзией, это одна из энергий Господа. И мы, живые существа, тоже Его энергия - но уже пограничная. Однако о живых существах говорится, что они превосходят материальную энергию. Поэтому, когда пограничная энергия соприкасается с низшей, она вступает с ней в противоречие. Именно поэтому мы испытываем, столько беспокойств в материальном мире, так как это не естественная для нас среда более низкой формы энергии. Это все равно, что жить в доме, где грязнее и неуютнее того, в котором мы привыкли жить. Однако когда пограничная энергия соприкасается с высшей энергией Харой, она полностью успокаивается и обретает истинное счастье. Это все равно, что мы, путешествуя, вернулись в свой уютный и обжитый дом. И мать Хара, сама Лакшми готова нам в этом помочь. А значит, нам надо искать способы быстрого и эффективного духовного развития. Человек, который потерялся, очень активно ищет выход. Так и мы должны понять, что заблудились в лесу материальных желаний и нам надо срочно найти выход, из этого леса, пока нас не съели дикие звери! Мать Хара просит Бога пролить милость на такого искателя, и так душа достигает высшего совершенства.
Поэтому нам остается повторение махамантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Бог вечный и у Него не может быть, как у обыкновенных смертных людей одного имени. Поэтому у Него много имен, и все они определяют Его качества. Кроме того, Господь принимает множество определенных образов для совершения игр - чудесных духовных деяний. Поэтому Он может обладать как мужской, так и женской внешностью, ибо Господь несет в себе женское и мужское начало. От одной свечи можно зажечь бесчисленное множество других, которые будут гореть так же ярко, как и первая, но первая свеча все же остается первой. Точно также Верховный Господь распространяет Себя в бесконечное множество форм, но при этом Он остается причиной всех причин.
Бог должен привлекать всех и быть привлекательным для всех, поэтому если у Бога есть какое-нибудь имя, то это может быть только имя "Кришна" - "Всепривлекающий".
Вкусив нектарные слова Учителя, Добромила спросила:
- Не смотря на то, что я общаюсь с Господом во сне и наяву, все же скажите, как можно обрести Всепривлекающего Господа Кришну?
- Радхика, Радха или Шримати Радхарани - Богиня Процветания и Удачи в Своем наивысшем выражении, верная супруга Шри Кришны. И Шримати Радхарани предстает как воплощение высочайшей любви к Шри Кришны. Ум, чувства и тело Радхики исполнены любви к Кришне. Она - Его энергия, помогающая Ему в Его играх. Радха проявляет Себя как чудесный мир великолепия, и так Она служит Своему Господину. Все необходимое для служения Господу исходит от Нее. Когда все великолепие внутренней энергии сгущается, это и есть Радхика. Когда же Радхарани охватывает жажда служения, Она проявляет Свое безграничное многообразие, как на духовный, так и на материальный мир. Шримати Радхарани так же полностью духовна, как и Кришна. Ее не в коем, случае нельзя считать обычной девушкой. Она не принадлежит к числу душ, находящихся в зависимости от законов материальной природы, в котором находятся все живые существа в материальном мире. Радхика абсолютно, духовна: Ее тело и ум состоят из духа. Поскольку тело Шримати Радхарани духовно, чувства Ее также духовны. Тело, ум и чувства Радхики сияют любовью к Кришне. Шри Кришна не может наслаждаться тем, что по своей внутренней природе отлично от Него. Поэтому Радха и Кришна едины. С помощью бытия, одного из аспектов внутренней энергии, Шри Кришна являет Собой Всепривлекающий образ, и также внутренняя энергия в сотрудничестве с энергией наслаждения являет образ Шримати Радхарани, способной привлечь Всепривлекающего. В божественных играх Шри Кришны Шримати Радхарани не знает Себе равных. Поэтому если ты, Добромила, предашься Верховному Господу, но не будешь предана Его возлюбленной Шримати Радхарани, никогда не обретешь Его Божественную Личность. Если же ты однажды предалась Ей, сказав: "Я твоя!", обретешь Господа без малейших усилий. А чтобы пленить Кришну, должна всем сердцем предаться Его возлюбленной Радхике. Только так ты будешь дорога Господу. Ты должна принять прибежище Шримати Радхарани, воспевая Его имена. Об этом я тебе, Добромила, уже говорил. Но, тем не менее, я повторюсь: ты должна постоянно воспевать Святые Имена Господа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эта махамантра принесет тебе величайшее благо и освободит твой ум от влияния иллюзии. Она переводится: "О, Всепривлекающий! О, Всерадующий Господь! О, энергия Господа!" Другими словами, нужно смиренно, считая себя ниже травинки стать терпеливее дерева, избавиться от гордыни и ко всем относиться с уважением. Лишь с таким умонастроением можно повторять Святое Имя Господа постоянно. Когда будешь петь ее то, ты узнаешь о Боге все, каким образом Господь присутствует внутри, снаружи и как Он действует. В ответ на твое желание Бог откроет Себя тебе. Так, например, ночью солнце уходит с поля нашего зрения, и свечи не помогут тебе увидеть Его. И ты должна поставить себя в такое положение, чтобы Верховный Господь открылся тебе.
Мирослав встал и подошел к одной из полок. Он взял небольшой белоснежно-белый мешочек и, подойдя к Добромиле, протянул его девочке.
- Это мешочек с четками. Они нужны для индивидуальной медитации, то есть воспеванию Святого Имени индивидуально - это называется джапа-медитация.
Девочка взяла мешочек и, поблагодарив Духовного Учителя, осведомилась:
- Пожалуйста, дайте несколько советов по медитации на четках. Как правильно читать ее?
Мирослав сел поодаль от ученицы и стал говорить:
- Самое оптимальное время для джапы это с четырех часов до пяти часов утра. Это считается время благости - время для утренних молитв. Ты мне уже говорила, что рано утром читаешь молитву, а потом занимаешься писательской деятельностью. И это правильно! Конечно, на протяжении дня тоже можно читать джапу, но самый большой эффект - это утренняя практика.
Самое основное, что ты должна усвоить - это искренность повторений.
Джапа - это негромкое повторение. И джапу нужно слушать внимательно. Ты должна повторять Святые Имена бодро, максимально быстро. Необходимо сосредоточиться, а для этого нужна определенная скорость джапы. Если ты будешь повторять ее расслабленно, это означает, что ум начинает вклиниваться между слогами, между словами. То есть начинает гулять, там есть пространство, понимаешь, он еще может успевать гулять там. Такая тонкая вещь ум. Если же ты будешь бодро повторять джапу, у него нет этой возможности, и концентрация у тебя усилится во много раз.
- Значит, главное - повторять бодро, быстро.
- Да. - Кивнул Мирослав. - Пять-семь минут круг, быстро. Если уже в транс впадешь, там не важна скорость. Но до транса еще далеко.
Потом, внимательно следи, как ты перебираешь бусы. Для этого вытащи четки из мешочка и смотри на каждую бусину внимательно и сто восемь раз проконтролируй каждое повторение. И ты увидишь, что ты начинаешь слушать звуки. Просто ум нужно вот так вот обуздать. Он почувствует вкус и остановится.
Когда ты будешь повторять Харе Кришна махамантру, то должна считать на пальцах "одна бусина, вторая бусина, третья бусина..." И до ста восьми раз если досчитаешь, то ты прослушала один круг. До ста восьми, весь круг просчитать в уме, вместе с махамантрой. То есть ты его, таким образом, задействуешь в процесс. Либо есть такой способ, ты делаешь ударение в Харе Кришна махамантре на одном слове. На первом "ХАРЕ Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе..." Потом ударение смещаешь на второе слово "Харе КРИШНА Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе..." И, смещая ударение, по всей мантре так проходишь.
- Я должна следить за этим? Ум очень сильно будет участвовать в процессе повторения.
- Да. - Кивнул юноша. - Перед собой ты должна поставить надпись с Харе Кришна махамантрой. И, повторяя, смотри. И на каждое слово ты должна смотреть глазами, которое повторяешь. Вот так вот успевать - визуально, звуком и касанием. Таким образом, тоже концентрация усиливается.
- При этом лучше сидеть или ходить?
- Во время джапы надо сидеть в позе лотоса. Если не получается - просто скрести ноги под собой. Самое важное в этом процессе - это собственно сам процесс повторения.
- Если я буду читать джапу и обращаться к Святому Имени с какими-то материальными проблемами...
- По любому поводу можно обращаться к Кришне - и с материальными желаниями и без материальных желаний. Само обращение к Богу очищает человека. Четыре категории людей обращаются к Кришне - страдающие, нуждающиеся, любознательные, ищущие Абсолютную Истину. Лучшие те, кто ищет. Они уже имеют элемент преданного служения, интерес к Кришне. Но и все остальные - благородные души. Только потому, что они обращаются к Богу. Это сам по себе факт очень благочестивый. Поэтому эти люди, даже если обращаются с материальными мотивами, они постепенно очищаются от этих мотивов. Они становятся чистыми преданными, рано или поздно.
- А не может это перейти в такую область, что мы будем оскорбительно относиться к Святому Имени, как к некой вещи, которая помогает добиваться результатов?
- В таком случае речь идет о препятствиях на этом пути. У того, кто имеет материальные мотивы, препятствий будет больше. У того, кто имеет искренний интерес к Кришне, будет меньше. Но если, так или иначе, они будут продолжать, они очистятся. Если мы хотим в этой жизни вернуться к Кришне, нужно освободиться от материальных мотивов. Не продолжать жизнь за жизнью, не растягивать процесс надолго. Но любой процесс обращения к Богу приводит к совершенству рано или поздно - это вопрос времени. Они могут быть очень великими людьми, просто обращаясь к Господу постоянно.
- Разве считать, что Святое Имя помогает мне добиваться материальных результатов, не плохо?
- Даже это может быть прогрессом до определенного уровня. То, что пища для одного - яд для другого. Для материалиста - большой шаг, когда он видит, что Господь исполняет его материальные желания.
Для того преданного, который практикует несколько лет исполняются его материальные желания, его вера усиливается. Но по мере очищения сердца, наступает момент, когда его материальные желания могут не исполняться. Когда человек обретает веру и получает знания, тогда он может испытать потери. И тогда он с еще большей силой обратится к Господу. Весь смысл в том, что он обращается. Так он поддерживает связь с Богом.
Пытливо задавая вопросы, и внимательно выслушав эти полные нектара слова от Духовного Учителя, Добромила почтительно поклонилась ему и сказала:
- Уважаемый Учитель, сегодня я обдумаю то, что услышала от вас. Если у меня возникнут вопросы, я сохраню их в своем сердце и завтра принесу их к вашим стопам.
Поблагодарив прелестницу за сказанные слова, Мирослав сказал:
- Тебя проводить?
- О, вы так великодушны!
Они вышли из хижины и окунулись в прохладу вечернего леса.
3
У Добромилы был самый интересный, самый прекрасный возраст! Это был возраст, когда получают новые знания, умения и навыки. Когда человек начинает понимать, что он способен находить разумные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, разумно управляя самим собой. Поэтому, обучаясь у Мирослава Свирина Науке преданного служения, девочка приобрела необходимые знания для своего последующего обучения. Для постижения духовной науки необходимы пытливость и смирение. От природы обладая этими качествами, Добромила стремилась обрести полное знание Науки Самоосознания. Рассматривая, духовные и материальные знания, которые она уже получила, смиренно внимая Учителя, девочка, задавая ему вопросы, в полной мере составила ясное представление о духовной науке и духовном мире. За период, что маленькая принцесса обучалась у Мирослава, у нее принципиально поменялись интересы и ценности, а, кроме того, весь уклад ее жизни. К Добромиле пришло глубокое осмысление своего предназначения в жизни, появилась ответственность перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к нравственному постоянному совершенствованию. Поэтому все, что имело отношение к учебной деятельности - в первую очередь познание Духовной Науки, стало для девочки более ценным, и она все свое свободное время теперь посвящала учению. Из-за того что Добромила была послушной ученицей и с готовностью служила Духовному Учителю, она получала от него ответы на все интересующие ее вопросы, обретая тем самым совершенное знание. Маленькая принцесса беспрекословно неустанно лично служила и выполняла все указания Мирослава. ...Вот и сейчас, Добромила, помогала Духовному Учителю протирать пыль с книг и полок. Протирая их, девочка пела в полголоса:
Она так увлеклась своей работой и пением, что не заметила вошедшего в комнату Мирослава.
- Добромила! - окликнул ее он.
Когда прелестница повернулась к Духовному Учителю, хотела было спросить: "Вам нужна моя помощь?", но увидев, стоящего около Мирослава другого мудреца почтительно поклонилась ему. Он был среднего роста и носил шафранную золотую одежду. На его груди красовалась гирлянда из лесных цветов, а его кожа сияла словно луна. У мудреца были длинные собранные в тугой пучок на макушке светлые с проседью волосы. Небесно-голубые выразительные полные душевного покоя и мудрости глаза. Он носил бороду и усы. В левой руке он держал посох. Его звали Богомил Шаверин, и когда Мирослав познакомил его со своей ученицей, тот сказал:
- Мне весьма приятно познакомиться с тобой. Добромила, расскажи, пожалуйста, чему учит тебя мой смиренный ученик?
- Мне нравится, когда мой Духовный Учитель Мирослав Свирин рассказывает мне о Шримати Радхарани. Общаясь с ним, я научилась улыбаться, и Бог дал улыбку для этого. Непросто создать гармонию доброты, нежности и сопереживая другому. Вытянув руки к свету, я всегда думаю о любви к Миру, Космосу, Вселенной.... Слушая Духовного Учителя, я узнала о том, что Радха очень дорога Кришне и пленяет Его Своей красотой. Радха - лучшая из возлюбленных Кришны, и только Она наполняет Его высшим блаженством. Радхика - женская форма Самого Кришны и воплощение процветания. Каждая мысль, чувство, слово и движение Радхарани окрашено любовью. Она наслаждается забавами чистой любви.
Слушая Мирослава, я поняла, что Шримати Радхарани должна стать высшим идеалом для каждой девочки, девушки и женщины.
А теперь, позвольте, я прочту вам мое новое стихотворение, посвященное Шримати Радхарани? ...Если вы хотите прочувствовать то, что я чувствую, пожалуйста, послушайте мой стих, а в будущем читайте мои книги....
Богомил улыбнулся:
- Я буду весьма рад, если ты подаришь нам с Мирославом возможность насладиться нектаром слов из твоих уст.
Девочка вышла на середину комнаты и закрыла глаза. Она сложила ладони и стала читать:
О, Радхарани, милая,
Я видела, алел закат,
То все цветы и розы и тюльпаны,
Тебе дарил Господь, любуясь
Твоим станом.
И мы все очарованны Тобой,
Мы как Лалиты, только на земле
С любовью воспеваем о Тебе.
О, как нам доброта Твоя нужна,
О, как Ты терпелива и нежна,
Мы в Твои косы звездочки вплетем,
В саду нашей души цветут Тебе букеты,
Вот и сейчас наши улыбки эти,
Мы как букет Тебе преподнесем .
- Какая ты умница! - восторженно воскликнул Богомил. - По милости Самой Богини Учености Шримати Сарасвати ты наделена поэтическим талантом и воображением. Однако поэтическое мастерство вкупе с глубокими размышлениями дают, совершенные плоды. Украшенные метафорами и сравнениями, такие стихи ослепительно сияют.
- Книги - это носители культуры, - это был Мирослав, - оказывающие на читателей определенное влияние. Поэтому писательская деятельность, которой ты занимаешься должна быть направлена на благо людей, чтобы, опираясь на свой опыт, направляла их к самосознанию. Вороны и лебеди - птицы разного полета. Люди, занятые материальной деятельностью - вороны, а совершенные во всех отношениях люди - лебеди. Подобно этому, для людей с разным складом ума существуют разные виды литературы. Мирские книги, привлекающие людей, подобных воронам, содержат главным образом, гниющие остатки сладострастных тем. Как правило, они состоят из мирских бесед, касающихся грубого тела и тонкого ума. Эти темы описаны изящным языком с множеством мирских страстей и метафор, но при этом они не прославляют Господа. Такая литература всего лишь украшение мертвеца. Однако в Священных Писаниях святых личностей сравнивают с лебедями, поскольку они не находят никакого удовлетворения в подобной мертвой литературе, которая может приносить удовлетворение лишь тем, кто сам духовно мертв. Поэтому поскольку потребность в чтении заложена в разумных живых существах с рождения, то из жалости к несчастным жертвам лишенной смысла литературы ты, милая Добромила, должна писать духовные книги. Они должны быть не только привлекательны, но и могли бы истинно избавить людей от рабства, в котором они прибывают.
Действуя в сознании Кришны, человек развивает любовь к Кришне и познает Высшую Абсолютную Истину, чего не могут добиться те, кто пытается постичь Господа путем логических умозаключений: они не достигают цели и не обретают вкуса к чистой преданности. Секрет в том, что для этого необходимо смиренно слушать людей, в совершенстве постигших науку о Боге, и служить Господу под руководством наставника. Преданный, уже развивший привязанность к имени, образу и качествам Верховного Господа, может, следуя указаниям Духовного Учителя, заниматься своим особым служением, к которому он изначально склонен; ему нет нужды тратить время на бесплодные попытки постичь Бога с помощью логики. Опытный Духовный Учитель умеет направить энергию ученика в русло любовного духовного служения Господу и занимает его тем служением, которое отвечает его особым наклонностям.
Мой дорогой Духовный Учитель Богомил Шаверин в полной мере сведущ в Науке о Естествознании. Кроме того, у него есть жена - Радосвета, которая обучит тебя той мудрости, которой владеет сама. Она научит тебя, Добромила, конечно же, и поэтике и литературному слогу.
- Радосвета создала свою жизнь в гармонии и счастье. - Это был Богомил. - Она может увидеть, как развита девочка, какие психологические проблемы могут помешать ей сотворить счастливое будущие. Радосвета поможет тебе разобраться с внутренними конфликтами, полюбить родителей и понять особенности их поведения. Она научит тебя творить прекрасные образы и реализовывать их в жизни. Любить и уважать мужчин. Вести себя целомудренно и увидеть, какой должна быть счастливая семья.
- Поэтому с сегодняшнего дня ты, дорогая, - это был уже Мирослав, - будешь учиться у них. Богомил и Радосвета помогут тебе стать духовно богатой, творчески активной и вполне удовлетворенной жизнью личностью, найти равновесие с природой и обществом. Поскольку Богомил семейный человек у него есть две дочери твоего возраста, знакомство с которыми пойдет тебе впрок, ведь они осознавшие Кришну девочки. С первых секунд общения с ними может показаться, что родители просто научили говорить их на весьма умные и глубокие темы. Они такие, какие есть с самого рождения. В свои годы они постигли имя, форму и деятельность Всевышнего Господа. В свете изучения ведической мудрости и поддерживания, как духовной, так и материальной чистоты умы этих девочек спокойны, а речь - полная нектара, добрая и приятная. Они весьма доверчивые, прелестные дети, которые легко прощают и светятся любовью. В силу чего, я так сильно хочу, чтобы ты познакомилась с ними. - Юноша сделал паузу, затем сказал:
- О, Добромила, ты душевная и благородная девочка. Да сопутствует тебе удача во всем. Иди с моим Духовным Учителем и познакомься с Радосветой. Смиренно и кротко вопрошай им, ибо они узнали истину. Получив от них истинное знание, ты, дорогая, увидишь, что все живые существа пребывают в Кришне - Верховном Господе. Приобрети мудрость и дари ее людям!
Дав эти наставления своей ученице, Мирослав простился с Добромилой и своим Духовным Учителем, и те вышли из хижины.... Наконец, они вошли в сад с фруктовыми деревьями и благоухающими цветами. Здесь росли лаванда, лилии, розмарин, гвоздика, незабудка, белые и алые розы. Но лучше всего была большая клумба тюльпанов, за которой, по-видимому, особенно тщательно ухаживали.
- Эти цветы чудо как прелестны, - сказала Добромила, - за ними должно быть ухаживают ваши дочери и жена?
- О, да, - кивнул мудрец. - За цветами ухаживает моя жена и мои дочери - Богослава и Светозара.
Девочка увидела с виду такую же хижину, в которой жил ее Духовный Учитель. Подойдя к хижине, Богомил открыл дверь, с девочкой вошел вовнутрь. В отличие от жилища Мирослава, здесь все полки были заставлены книгами. У стены похожий на этажерку, стоял резной алтарь. Жилище было уютным, абсолютно чистым и имело несколько комнат.
- Богомил, я посмотрю книги, - обратилась к мудрецу девочка, - и если меня вдруг что-нибудь заинтересует, прочту их?
Богомил кивнул:
- Отныне наш дом - это твой дом. Поэтому приходи к нам в любое удобное для тебя время и, между прочим, читай их. Они помогут тебе в твоем духовном развитии.
Поблагодарив мудреца за сказанные слова, маленькая принцесса подошла к одной из полок с книгами и стала рассматривать их. Сам же Богомил подошел к двери своей комнаты и, приоткрыв ее, обратился к Добромиле:
- Должно быть, Радосвета с девочками где-то гуляют. Поэтому не скучай и читай книги. А когда они придут, то не стоит беспокоить меня, а общайся с ними наедине. - Сказав эти слова, Богомил вошел в комнату и закрыл за собой дверь.
Маленькая принцесса взяла с полки одну из книг и открыла ее. На первой странице аккуратным красивым разборчивым почерком были написаны стихи, посвященные Вселенской Матушке Шримати Радхарани. Это была книга стихов, которые были написаны женской рукой, и Добромила догадалась - это была книга Радосветы. Девочка в полголоса прочла стихи: