Цветков Сергей Михайлович: другие произведения.

Танки при дворе короля Артура

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья, опубликованная журналом "Если" в 2008 году.


   Танки при дворе короля Артура
  
   "Эх, гранату бы сюда!", - сокрушался учитель из опубликованного в одном из советских журналов рассказа "Урок истории", силой воображения перенесшийся вместе с учениками из душного класса на баррикады Парижской коммуны. Соблазн решить военные конфликты прошлого при помощи современного оружия (пусть только на страницах фантастических произведений) велик, и авторы с готовностью ему поддаются. Зайдите в любой книжный магазин - немалая доля томиков в ярких обложках, занимающих стеллажи с табличкой "фантастика", посвящена приключениям наших современников в реальном прошлом Земли или условном фэнтезийном средневековье.
  
   Великий Марк Твен, заложивший основы этого "поджанра" в "Приключениях янки из Коннектикута...", вооружил своего Хэнка Мартина лишь знаниями и практической сметкой, нынешние же его последователи предпочитают снабдить героев (часто в этой роли оказываются спецназовец или, на худой конец, просто десантник), как минимум, автоматом, а еще лучше - танком или самолетом. Знания тоже не помешают - если это знания приемов восточных единоборств. Проваливаться в прошлое, кстати, наши современники предпочитают не поодиночке, а целыми воинскими подразделениями. Один писатель, говорят, забросил в средневековье целую воинскую часть со всем имуществом и персоналом...
   А что же кинематографисты? Неужели прошли мимо такой потенциально зрелищной ситуации, как воины минувшего и настоящего на одном поле боя?
   Кто кого заборет?
   Казалось бы, ответ на этот детский вопрос, применительно к нашей теме, однозначен. "Главное - у кого ружье!" - так он звучит в устах Эша (он же - Брюс Кэмпбелл), героя трилогии Сэма Рэйми о зловещих мертвецах. В третьем фильме, "Армия тьмы", Эш переносится в XIV век, где, "оседлав" верный "олдсмобиль" и вооружившись бензопилой и обрезом, прекращает междоусобицу и ведет объединенное войско англичан и шотландцев против армии оживших мертвецов. Мертвецов, кстати, тоже он оживил. А затем, на развалинах часовни... Впрочем, нет, это уже из другого фильма.
   Но если в "Армии тьмы" невероятная по средневековым меркам огневая мощь героя - лишь материал для многочисленных гэгов (на то она и комедия), то в "Новых приключениях янки при дворе короля Артура" Виктора Греся все гораздо серьезней. С романом Марка Твена, к которому отсылает название, картину не связывает практически ничего. Историю американца, упавшего на земли короля Артура в отличие от книжного героя не с лошади, а с неба - вместе с самолетом - режиссер использует как повод для размышлений о губительном влиянии прогресса на человеческие души. Кульминацией становится сцена, когда рыцари Круглого Стола сознательно обрекают себя на гибель, бросая вызов вооруженному пулеметом пришельцу из XX века.
   А вот в фильме "В ловушке времени", снятой Ричардом Доннером по роману Майкла Крайтона, вооруженным до зубов военным, сопровождавшим отправившихся в 1346 год историков, не повезло. В первые же мгновения пребывания в прошлом один из них пал под градом стрел, другой же, перед тем, как ему срубили голову, успел выдернуть чеку из гранаты. Но взорвалась она уже в нашем времени, куда труп бойца вернула система экстренного спасения. В результате машина времени была повреждена, и хронопутешественники оказались в ловушке, что, как пели в известном киноводевиле, собственно, и создало сюжет.
  
   В любое время
   Но не только Средневековье становится объектом кинематографического вооруженного вторжения. В фильме Дона Тэйлора "Последний отсчет" в межвременную аномалию попадает вышедший на учения в Тихий океан американский атомный авианосец "Нимитц". Решив, что началась третья мировая война, капитан корабля Ласки (его играет Кирк Дуглас) поднимает в воздух "Томкэты" и их пилоты становятся свидетелями нападения допотопных японских самолетиков на американскую прогулочную яхту. Бравые американцы без труда разделались с агрессорами, спасли пассажиров яхты и одного из японских пилотов. Со слов спасенных моряки узнают что на дворе 6 декабря 1941 года, а значит, до атаки на Перл-Харбор и вступления США во вторую мировую войну остался один день. Капитан "Нимитца" погружается в раздумья: использовать ли ему всю мощь своего корабля для защиты Соединенных Штатов, и тем самым изменить историю, или правильнее все-таки остаться в стороне и дать событиям развиваться по известному со школьных уроков истории сценарию. Дальнейшие события приводят капитана к мысль, что нужно дать японцам бой, и... внезапно налетевший шторм переносит "Нимитц" обратно в 1980 год.
   А вот провал в прошлое бомбардировщика F-117 "Стелз" в "Филадельфийском эксперименте - 2" (продолжении фильма, демонстрировавшегося в советском прокате под названием "Секретный эксперимент") для истории незамеченным не прошел: попав в руки нацистов, он стал тем самым вожделенным чудо-оружием, позволившим Третьему Рейху победить. К счастью, в прошлое отправляется не только авиация, но и военно-морские силы, точнее, их героический представитель Дэйв Хардиг, который неимоверными усилиями поворачивает ход событий в привычное русло.
   Другой ключевой момент американской истории, Гражданская война Севера и Юга, также не остался без внимания фантастов. Однако, если в литературе военное вмешательство наших современников в конфликт давно минувших дней стал основой темой романов таких "звезд" НФ, как Гарри Гаррисон ("Время для мятежника", полковник-расист организует в прошлом производство пистолетов-пулеметов "Стэн") и Гарри Тертлдав ("Оружие для Юга", террористы организуют поставку автоматов Калашникова для южан), то в кино можно отметить лишь начальный эпизод "Патруля времени" Питера Хайамса. Там злодей при помощи автоматического оружия легко расправляется с отрядом конфедератов и завладевает золотом, предназначавшимся для генерала Ли.
   Особняком стоит фильм Роланда Эммериха "Звездные врата". Формально речь в нем о путешествиях не во времени, а в пространстве. Но мир, в котором оказывается отряд полковника О'Нила, сыгранного мужественным Куртом Расселом, - законсервированный на века Древний Египет. Если следовать логике ленты, окажись солдаты в настоящем Египте времен фараонов, им точно также противостояли бы могущественные пришельцы, объявившие себя богами. И, наверняка, точно также инопланетное оружие оказалось бы бессильно против бравых американских вояк. Кино есть кино!
   Они из будущего
   Лучшей иллюстрацией того, как по-разному можно использовать один и тот же сюжетный ход, служат фильмы "Спецназ против самураев: миссия 1549" и "Воины небес". Оба сняты в 2005 году в одном и том же регионе (первый в Японии, второй - в Корее), в обоих бойцы современных элитных подразделений оказываются в XVI веке. Японская картина - римейк "Провала во времени" (1979), представленного отечественному зрителю на Московском кинофестивале в 1981 году. Им же, по слухам, вдохновлялись и корейские кинематографисты. Однако, в итоге, вопреки ожиданиям, получились совсем разные истории (во всех смыслах этого слова).
   Фильм 1979 года проникнут идеей обреченности любых попыток изменить прошлое: бойцы отряда сил самообороны, при помощи современного оружия решившие захватить власть в средневековой Японии гибнут, став жертвой интриг тогдашних политиков.
   Современную японскую ленту можно было бы назвать "Апокалипсис вчера", слишком велико сходство коллизии с сюжетом великолепной военной драмы Фрэнсиса Форда Копполы. Только здесь армейский полковник вышел из повиновения не в джунглях Вьетнама, а в прошлом своей страны. Со своим отрядом он, взяв имя легендарного объединителя Японии Нобунаги, захватывает власть и начинает перекраивать историю. Его цель - с помощью высоких технологий добиться мирового господства страны восходящего Солнца. В результате наша реальность начинает разрушаться. Чтобы исправить ситуацию, в прошлое отправляют еще один отряд.
   Несмотря на обилие боевых сцен, "Спецназ против самураев..." - фильм пацифистский. Герои прошлого и настоящего сражаются и гибнут, обильно поливая своей и чужой кровью родные японские степи, лишь затем, чтобы доказать: лучшего будущего, чем настоящее, рожденное из горечи поражений, ужаса атомных бомбардировок и позора иноземной оккупации, для Японии нет. "Мирная эпоха", где даже боец спецназа не может нажать на спусковой крючок, не испытав психологической травмы, - вот, оказывается, о чем втайне мечтал каждый уважающий себя самурай.
   А вот герои корейской ленты настоящим недовольны. Желание заполучить в свои руки ядерное оружие, чтобы как-то сдерживать растущее иностранное влияние, так велико, что примиряет непримиримых, казалось бы, северных и южных корейцев. И вот, когда совместными усилиями заветная бомба создана - от нее приказывают избавиться. И кто приказывает - те самые иностранцы! Возмущенный таким развитием событий северокорейский офицер с отрядом похищает боеголовку. Вдогонку за ним посылают южнокорейский отряд... И вот в районе демилитаризованной зоны оба подразделения таинственным образом переносятся в XVI век, где, объединившись, дают отпор сначала китайским, а потом, научив будущего адмирала Ли Сун Сина (реальное историческое лицо) секретам военного искусства, - и японским захватчикам. Нехитрая мораль картины такова: быть разделенной на два лагеря для и без того маленькой Кореи - непозволительная роскошь. Только объединившись она сможет не просто выжить не в самом дружественном окружении, но и отстаивать свои интересы, не позволяя ни Китаю, ни Японии, ни США диктовать ей условия.
   Мотив урока, который извлекают пришельцы из будущего, соприкоснувшись с героизмом предков, прослеживается и в недавней отечественной ленте "Мы из будущего" (см. рецензию в майском номере "Если" за этот год). Но ее герои попадают в окопы Великой Отечественной, вооруженные лишь сведениями о судьбе тех, с кем им приходится сражаться плечом к плечу. А значит, предметом этого обзора фильм быть не может - формально, это совсем другая... Да нет, все та же - наша - История.
  
   Сергей Цветков
  
   Избранная фильмография "вооруженных вторжений в прошлое":
  
   1979 - Астронавт и король Артур (Spaceman and King Arthur, США)
   1979 - Провал во времени (Sengoku jieitai, Япония)
   1980 - Последний отсчет, (The Final Countdown, США)
   1986 - Бигглз (Biggles, США/Великобритания)
   1988 - Новые приключения янки при дворе короля Артура (СССР)
   1992 - Армия Тьмы (Army of Darkness, США)
   1993 - Филадельфийский эксперимент - 2 (Philadelphia Experiment II, США)
   1994 - Звездные врата (Stargate, США)
   1994 - Патруль времени (Timecop, США)
   2003 - В ловушке времени (Timeline, США)
   2005 - Воины небес/Небесный легион (Cheon gun, Корея)
   2005 - Спецназ против самураев: миссия 1549 (Sengoku jieitai 1549, Япония)
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"