Цветков Сергей Михайлович: другие произведения.

Наши сети притащили сериал

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликовано в журнале "Если" N10 за 2012 год (под заголовком "Что нам стоит мир построить")


   Более двадцати лет ситуацию с интернет-сериалами можно было описать, перефразировав известный анекдот: шоу есть, а слова - нет. Лишь в 2009 году в авторитетнейшем толковом словаре английского языка - Merriam-Webster's Collegiate Dictionary получил прописку термин: webisode. Сопроводительный текст пояснял, что так называют эпизоды (например, телесериалов), которые можно посмотреть, зайдя на какой-либо интернет-сайт. На тот момент в не претендующем на полноту списке веб-сериалов Википедии насчитывалось уже больше 100 названий.
  
   Первые шаги: видео невидимо
   Пионером онлайн-постановок стала компания Quantum (нынешняя AOL). В 1988 году подписчики сервиса Quantum Link, позволявшего связываться между собой американским и канадским владельцам бытовых компьютеров Commodore, равно как и пользователи аналогичных сервисов для Apple и IBM-совместимых машин, получили возможность наблюдать за перипетиями истории, названной без затей - QuantumLink Serial.
   Новые эпизоды появлялись еженедельно. Само собой, ни о каком видеоизображении речи не шло, возможности компьютеров тогда были скромнее, чем сейчас. За действием сериала аудитория следила, читая электронную переписку его героев, логи их бесед в чате, а также тексты, написанные в форме традиционных рассказов. Фактически, от привычных журнальных публикаций с продолжением происходящее отличалось лишь тем, что новые главы появлялись не на бумаге, а на мониторе, да еще наличием элемента интерактивности - еженедельно автор сериала, писательница Трейси Рид, выбирала нескольких пользователей, которые становились эпизодическими персонажами истории, и могли в этом качестве повлиять на развитие сюжета. Сериал просуществовал всего год, на протяжении которого пользовался невероятной популярностью. К сожалению, смерть отца заставила Трейси Рид отложить написание новых эпизодов. Обстоятельства сложились так, что продолжения истории мир так и не увидел.
   Однако сама идея не канула в лету. В 1995 году режиссер из Нью-Йорка Скотт Закарин предложил компании Fattal and Collins, для которой снимал рекламные ролики, идею веб-сериала "Пятно" ("The Spot") - молодежной мелодрамы в духе популярной тогда телевизионной "мыльной оперы" "Мелроуз Плейс". Героями "Пятна" стали молодые люди, снимавшие комнаты в доме на калифорнийском побережье. На специально созданном сайте регулярно выкладывались новые записи из их онлайн-дневников, которые сопровождались фотографиями и короткими видеороликами. Персонажей изображали профессиональные актеры и фотомодели, большинство из которых и сейчас продолжает работать в кино и на телевидении. Успех "Пятна" превзошел ожидания создателей, в день на сайт заходило до 100000 посетителей - невероятная цифра по тем временам. Финансировался проект, как и большинство современных веб-сериалов, за счет размещения рекламы на сайте, от посещаемости которого судьба "Пятна" зависела напрямую. Вдохновленная успехом, Fattal and Collins создала дочернюю компанию, которая должна была заниматься исключительно онлайн-сериалами - American Cybercast. В производство были запущены сразу несколько проектов, в их числе - первый научно-фантастический веб-сериал "EON-4", автором которого стал создатель "Нации пришельцев", "Подводной одиссеи" и "На краю Вселенной" Рокни О'Бэннон. Сериал был посвящен теме контакта с инопланетной цивилизацией и эксплуатировал популярную легенду о невадской "Зоне 51" - базе ВВС США, на которой, якобы, спрятаны доказательства визита космических пришельцев. По версии авторов сериала, братья по разуму передали землянам технологию, позволившую телепортировать группу ученых в другую галактику.
   Фантастические пейзажи чужого мира создавались при помощи 3D графики, а персонажей, как и в "Пятне" изображали профессиональные актеры. Так, роль русской исследовательницы Алёны Калиновой досталась Эли Бартлинг, знакомой любителям "эстетских" ужастиков по фильмам "Дом манекенов из плоти", "Комната бабочек", а более широкому кругу зрителей - по триллеру Жана Вебера "Дежурный аптекарь" или сериалу Дж. Дж. Абрамса "Шпионка".
   Увы, активно взявшись за освоение нового рынка, American Cybercast не рассчитала сил. В 1990-х годах интернет-аудитория еще не была настолько массовой, чтобы одними просмотрами рекламных баннеров окупить производство нескольких веб-сериалов, не спасла "EON-4" даже спонсорская помощь Apple, Toyota и Visa. Сначала был закрыт сериал, а потом и производившая его компания объявила о банкротстве.
  
   Нарисуем - будет фильм
   Технологии конца 1990-х годов еще не позволяли транслировать через интернет "живое" видео, качество которого было бы сравнимо с телевизионной картинкой. А вот с рисованным изображением дело обстояло иначе. Появившийся в это время формат флэш-анимации позволил значительно сократить объем данных, необходимых для описания и отображения движущихся объектов на экране монитора. В отличие от традиционного способа трансляции, предполагающего передачу всей последовательности кадров, флэш-анимация использует так называемый векторный морфинг, когда описываются лишь ключевые параметры, а плавное перетекание одного кадра в другой рассчитывается по заданным алгоритмам.
   Одним из первых научно-фантастических интернет-проектов, использовавших флэш, стал веб-сериал "WhirlGirl" ("Вихрь-гёрл"). Появившись в марте 1997 года, поначалу он представлял собой выпуски интернет-комикса, статичные "кадры" которого изредка оживлялись примитивной анимацией и короткими звуковыми фрагментами. Однако с развитием флэш-технологии "WhirlGirl" превратился в полноценный мультипликационный сериал, состоящий из пятиминутных эпизодов. По сюжету он представлял собой традиционную супергеройскую антиутопию, главный персонаж которой - Вихрь-гёрл (в миру Киа Кросс) противостоит завладевшей умами землян медиаимперии. Новый формат сразу же вызвал интерес грандов индустрии интернет-развлечений, а затем - и "традиционных" телекорпораций: в феврале 1999 года премьера очередного эпизода состоялась одновременно в Интернете и в эфире канала Showtime, входящего в структуру CBS.
   Возможность делать собственные мультфильмы, располагая довольно скромным бюджетом, своеобразная стилистика получающихся лент, стали причиной настоящего бума флэш-анимации. В России лицом этого бума стала Масяня, героиня одноименных короткометражек питерского аниматора Олега Куваева. Увы, другой его проект, имеющий прямое отношение к фантастике - сериал "Магазинчик Бо", повествующий о приключениях инопланетного зайца, остался в тени "культовой" Масяни, да и появился он в то время, когда интерес к флэш-анимации начал спадать.
  
   Сеть независимости
   Развитие телекоммуникационных сетей в первом десятилетии двадцать первого века превратило широкополосный и высокоскоростной доступ в интернет из невероятной экзотики в услугу, доступную практически каждому. Появились порталы, позволяющие рядовым интернет-пользователям загружать и просматривать собственные видеоролики - YouTube, Vimeo, DailyMotion.
   Новой площадкой для самовыражения не преминули воспользоваться кинодеятели самой разной степени мастерства и таланта. Произведения некоторых из них канули в лету, другие же стали эталонами новорожденного жанра. Остановимся на нескольких, имеющих отношение к фантастике.
   Начать, безусловно, следует с "Гильдии" - комедийного веб-сериала, в сюжете которого нет ничего фантастического, однако его герои - фанатичные любители онлайновых игр в жанре фэнтези. Им куда комфортнее в выдуманном мире, где у каждого своя раз и навсегда определённая роль - маг, воин, лекарь или разведчик, где можно спрятать внешность за красивым аватаром, где боевой дух поднимается вдохновляющей песней, а глоток эликсира исцеляет любые недуги. Однако за пределами мониторов есть и другая жизнь - реальная, столкновения с которой и порождают массу комичных ситуаций. Придумала и сняла "Гильдию", сыграв в ней одну из главных ролей, актриса Фелиша Дэй. Производство первых трёх эпизодов она оплатила из собственного кармана, оставшиеся семь серий первого сезона снимались уже на пожертвования зрителей, захотевших увидеть продолжение истории команды игроков.
   Успех проекта привлёк внимание такого гранда, как Microsoft. В результате было заключено соглашение, по которому новые серии "Гильдии" сначала появлялись на порталах и в сетях, принадлежащих Microsoft (Xbox, Zune и MSN). Спонсором съёмок выступила телекоммуникационная компания Sprint. На сегодняшний момент показано уже пять сезонов сериала, осенью стартует шестой.
   Практически в то же самое время, когда Фелиша Дэй снимала первые эпизоды "Гильдии", в канадском Ванкувере шла работа над амбициозным и крайне дорогостоящим проектом "Убежище", детищем одного из авторов сериала "Звездные врата" Дэмиена Киндлера. Этот сериал, главную роль в котором сыграла Аманда Таппинг, рассказывает об организации, занимающейся поиском, изучением и сохранением живущих на Земле сверхъестественных существ. Изначально шоу предназначалось исключительно для интернет-показа, однако успех веб-эпизодов убедил канал SyFy заказать производителям сезон из 13 полноценных серий для демонстрации по телевидению. На телевидении "Убежище" прожило четыре сезона.
   Похожая судьба ждала и фантастический мюзикл "Музыкальный блог Доктора Ужасного". Его создатель Джосс Уидон, также не собирался продавать своё детище на телевидение. В период вынужденного простоя из-за парализовавшей Голливуд забастовки сценаристов, он снял мюзикл на собственные деньги, просто для того, чтобы почувствовать вкус свободного творчества, не ограниченного диктатом телевизионных и студийных боссов. Получившееся творение, в котором снялись Нэйтан Филлион ("Миссия "Серенити""), Нил Патрик Харрис ("Как я встретил вашу маму", "Звездный десант") и Фелиша Дэй, было выложено в интернет в виде трёх веб-эпизодов. Затем, подчинившись воле поклонников, Уидон издал творение на DVD. С тех пор прошло четыре года, и на недавнем Комик-Коне было объявлено, что интернет-постановка будет-таки показана телевизионным каналом CW (совместным предприятием CBS и Warner bros.).
   Особняком стоит один из долгожителей мира фантастических веб-сериалов - "The Hunted" ("Загнанный"). "Меченосный интернет-сериал об убийцах вампиров", - так описывает это шоу его создатель, каскадер-фехтовальщик Боб Чапин, известный в "большом" Голливуде ещё и как мастер визуальных эффектов, работавший в этом качестве над "Островом проклятых", двумя частями "Ночи в музее", "Хранителями" и множеством других блокбастеров. В 1999 году Чапин, преподававший сценическое фехтование, задумал проект, который, с одной стороны, позволил бы его студентам получить опыт работы перед камерой, с другой стороны дал бы самому Чапину возможность освоить руководство процессом производства фильма. При этом труппа не располагала бюджетом, достаточным для "костюмной" постановки в специально построенных декорациях, и от бедности родилась идея перенести поединки на мечах в наши дни, причём снимать их в формате псевдо-реалити-шоу в духе сериала "Копы". Такой подход позволил вести съёмки "в партизанском стиле" с использованием непрофессиональных камер.
   Первый эпизод сериала появился на сайте проекта в апреле 2001 года (для удобства скачивания он представлял собой небольшой видеофайл с размером кадра 160 на 120 точек), в 2007 году "The Hunted" переехал на YouTube, где начался новый этап развития проекта, сделавший это шоу уникальным. Снимать сериал было предложено самим зрителям: благо, профессиональной аппаратуры для съемок не требовалось, бытовые компьютеры уже без труда справлялись с видеомонтажом, сервисы видеохостинга обеспечивали творениям максимально широкую аудиторию, а концепция псевдодокументального шоу а-ля "Копы" позволяла хоть в каждом эпизоде рассказывать о новых персонажах и новых местах. Чтобы подстегнуть интерес, был объявлен ежегодный конкурс на лучший ролик, действие которого происходило бы во Вселенной "The Hunted" - где правят вампиры, убить которых можно лишь отрубив голову, так как кровососы выработали иммунитет к осиновым кольям, солнцу, чесноку и святой воде. Победителю вручается серьезный денежный приз, кроме того, участники конкурса получают возможность заявить о себе в рамках шоу, пусть независимого и, по большому счёту, любительского, но, тем не менее, имеющего немалую аудиторию и некоторый вес в среде голливудских профессионалов.
  
   Стирая грани
   Для кинолюбителей и независимых студий новый формат стал прекрасной возможностью получить удовольствие, реализовать свои творческие амбиции, отточить мастерство, привлечь к себе внимание профессионалов "традиционного" кино и телевидения. Однако не стоит думать, что последние восприняли интернет-сериалы исключительно как кузницу кадров и источник новых идей. Большие кино- и телекорпорации почувствовали, что явление само по себе обладает немалым коммерческим потенциалом, и тут же принялись за освоение нового рынка.
   Прежде всего, в новом формате увидели возможность расширения существующих сериальных "теле-вселенных". Интернет спин-оффы и веб-эпизоды традиционных сериалов стали прекрасным инструментом привлечения зрителей, поддержания интереса аудитории во время перерывов между сезонами. С художественной же точки зрения такой подход позволил придать выдуманным мирам больший объём и глубину.
   В качестве примеров здесь можно привести, во-первых, серию из восьми веб-эпизодов под названием "Игра в прятки" ("Hide and Seek"), появлявшиеся в Интернете одновременно с премьерными показами первого сезона фантастического телесериала "Эврика". Интернет-дополнение рассказывает об обстоятельствах одного из расследований, которые приходится вести Джеку Картеру, шерифу небольшого городка Эврика, где практически всё население состоит из гениальных учёных, чьи исследования позволили стереть грань между реальностью и научной фантастикой.
   Другой пример - веб-эпизоды, заполнявшие паузы между сезонами сериала "Звёздный крейсер "Галактика"" ("Battlestar Galactica"). Как и в случае с "Эврикой", снятые специально для Интернета части дополняли основной сюжет, при этом не являлись обязательными для просмотра - зрители, предпочитавшие смотреть сериалы исключительно по телевизору, практически ничего не теряли.
   Целиком погрузиться в новую медиасреду, сделав профессиональный коммерческий продукт, адресованный исключительно интернет-аудитории, рискнули производители компьютерных игр. Впрочем, стоило ли думать о риске, имея перед глазами пример фантастического успеха "Гильдии", посвященной как раз игровому миру? Именно к создательнице "Гильдии", Фелише Дэй, обратились представители компаний AMD и Bioware (Electronic Arts) с предложением снять веб-сериал, действие которого происходило бы в мире игры "Dragon Age". Помимо Дэй, выступившей продюсером, сценаристом и исполнительницей главной роли, к работе над проектом были привлечены такие профессионалы, как занявший режиссёрское кресло Питер Винтер, работавший с Роландом Эммерихом над "Звёздными вратами", "Днём независимости", "Годзиллой". Оператором выступил Джон Бартли ("Остаться в живых"). Главного злодея, мага Сааребаса, сыграл Дуг Джонс (Синий из "Хеллбоя", Фавн из "Лабиринта Фавна", Серебряный Сёрфер из второй части "Фантастической четвёрки" - список сыгранных этим актёром фантастических созданий можно продолжать долго).
   Первый эпизод интернет-проекта, повествующего о приключениях непримиримых врагов - наёмницы-эльфийки Таллис и паладина Кэйрна, вынужденных заключить союз для поимки сбежавшего из заточения могущественного мага, появился в Интернете в октябре 2011 года. Одновременно с этим покупатели игры "Dragon Age II" получили возможность скачать дополнение "Mark of Assasisn" и примерить на себя роль Таллис из сериала.
   История другого масштабного интернет-проекта, связанного с игровой индустрией, началась с появления в сети восьмиминутной короткометражки "Mortal Kombat: Rebirth" ("Смертельная битва: Возрождение"), посвящённой, как ясно из названия, культовой игре в жанре единоборств. Если верить заявлениям автора ролика, Кевина Тэншероуна (встречается также транскрипция Танчароен), в широкий доступ его творение попало совершенно случайно. Он, якобы, всего лишь хотел показать фильм нескольким коллегам перед тем, как отправить его владельцам бренда "Mortal Kombat", компании Warner bros., в качестве наброска, иллюстрирующего, каким мог бы быть перезапуск кинематографической части франшизы, исполненный в модной стилистике "более мрачно, более реалистично". Дело в том, что в компании готовился выпуск ремейка оригинальной игры 1992 года, и в качестве одной из форм поддержки релиза предполагалось снять полнометражный фильм.
   Идея с "большим" кино, в конце концов, была отложена, Тэншероуну же предложили снять веб-сериал в духе его короткометражки. И он, располагая ресурсами такого "монстра", как компания Warner, блестяще справился с задачей. Премьера шоу "Mortal Kombat: Legacy" ("Смертельная битва: Наследие") состоялась весной 2011 года. Эпизоды первой части веб-сериала представили зрителям лучших бойцов из разных миров, которым предстоит помериться силами на фантастическом турнире. Сейчас Тэншероун ведет работу над вторым сезоном, параллельно занимаясь подготовкой к съёмкам полнометражного фильма по игре.
   Warner bros., похоже, почувствовала вкус к работе на новом рынке. В августе 2012 года Warner Premiere Digital, подразделение компании, непосредственно занимающееся цифровыми технологиями, представило широкой общественности оригинальный, не связанный с игровыми или иными вселенными, проект "H+".
   H+ - это аббревиатура, обозначающая трансгуманизм, мировоззрение, направленное на усовершенствование природы человека за счёт использования последних достижений науки. Одно из направлений такого усовершенствования, предлагаемых трансгуманистами, прямое подключение компьютеров к мозгу человека. Мир, в котором реализована такая технология, и показан в сериале "H+". Благодаря тому, что компьютеры в их мозгах объединены в сеть, люди получили не только беспрецедентные возможности для коммуникации, но и стали крайне уязвимы. Разумеется, глобальный сбой сети, погружающий дивный новый мир в хаос, не заставляет себя долго ждать.
   Одним из продюсеров нового шоу выступил Брайан Сингер ("Люди Икс", "Возвращение Супермена", "Операция "Валькирия"", сериал "Доктор Хаус"), роли исполняют Алексис Денисоф ("Баффи - истребительница вампиров", "Ангел", "Мстители"), Никки Кроуфорд ("Хвост виляет собакой"), Шон Ганн ("Супер") и другие актеры, активно работающие в "большом" кино и на традиционном телевидении.
  
   Веб-сериалы: сегодня и завтра
   Сегодня веб-сериалы - признанный жанр, обзаведшийся уже определёнными признаками респектабельности - в наличии имеются целых две академии: Международная Академия веб-телевидения (IAWTV) и Международная Академия цифрового искусства и науки (IADAS), каждая из которых вручает свой интернет-"Оскар", IAWTV - Streamy, а IADAS - Webby. Бюджеты наиболее амбициозных веб-сериалов исчисляются миллионами долларов (хотя и безбюджетные проекты порой ухитряются оставаться на плаву и завоевывать аудиторию), по качеству картинки продукция, предназначенная для сети, порой превосходит снятую для традиционного телепоказа. Сама грань между обычным и интернет-телевидением уже размыта: телеканалы ведут не только эфирное, но и онлайн вещание, ролики из YouTube часто можно видеть в новостных программах...
   Изменятся ли в таких условиях веб-сериалы? Безусловно. Однако не стоит думать вслед за некоторыми экспертами, что результатом этих изменений будет увеличение длительности веб-эпизодов до "стандартной" телевизионной продолжительности. Да, формат веб-сериала, когда каждый эпизод длится 5 - 8 минут, сложился в те времена, когда технологии не позволяли загружать и скачивать большие объемы видео. В 2001 году загрузка эпизодов "The Hunted", сжатых видеороликов с форматом кадра 160 на 120 точек, даже при идеальных условиях подключения занимала в два-три раза больше времени, чем последующий просмотр. Сейчас необходимости искусственно ограничивать хронометраж, вроде бы, нет. Но и растягивать его до телесериальных сорока минут с хвостиком также незачем. Ведь эти сорок с небольшим минут - тоже искусственное порождение. Это время полного часа телеэфира за вычетом рекламных роликов, необходимых для оплаты вещания. В Интернете же приняты немного иные принципы размещения рекламы.
   Скорее всего, формат веб-сериала устоит, ведь сверхкороткая форма позволяет, с одной стороны, обойтись меньшим объёмом средств для съёмок законченного эпизода, с другой, необходимость уместить осмысленное кинематографическое высказывание в несколько минут хронометража - это серьёзный вызов даже для маститых деятелей кино и телевидения.
   А вот что изменится наверняка, так это технологии. Так, любопытно было бы применить при производстве интернет-видео так называемую "дополненную реальность", что позволило бы вписать события эпизода в реальное окружение зрителя. Представляете постановку "Мойдодыра", где "кривоногий и хромой" выходит не из абстрактной, а конкретно из вашей "из маминой из спальни"? Сочетание "дополненной реальности" с системами навигации, которыми сегодня оснащены многие мобильные устройства, позволит усилить элемент интерактивности, давая возможность посмотреть очередной веб-эпизод, лишь добравшись до точки с определенными координатами, где действие наилучшим образом вписывается в ландшафт...
   Впрочем, возможно, завтрашние веб-сериалы будут совсем не такими, какими они представляются сейчас. Поживём - увидим. В Интернете.
  
   Сергей Цветков
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"