Цветков Сергей Михайлович: другие произведения.

Полет Светлячка

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Однажды, беседуя с журналистом "Нью-Йорк Таймс", сценарист, режиссер и продюсер Джосс Уидон признался: "Моя вера - это фантастика". Надо признать, боги жанра щедры к своему адепту, в его коллекции - присуждаемые Американской ассоциацией писателей-фантастов "Небьюла" и премия Брэдбери, две статуэтки "Хьюго", премия Форри - названная так в честь основавшего ее "Мистера Sci-Fi" Форреста Дж. Акермана, и много-много других наград. Главная из которых, конечно, любовь и уважение любителей фантастики со всего мира.

  Однажды, беседуя с журналистом "Нью-Йорк Таймс", сценарист, режиссер и продюсер Джосс Уидон признался: "Моя вера - это фантастика". Надо признать, боги жанра щедры к своему адепту, в его коллекции - присуждаемые Американской ассоциацией писателей-фантастов "Небьюла" и премия Брэдбери, две статуэтки "Хьюго", премия Форри - названная так в честь основавшего ее "Мистера Sci-Fi" Форреста Дж. Акермана, и много-много других наград. Главная из которых, конечно, любовь и уважение любителей фантастики со всего мира.
  
  Истоки
  Биография Джозефа Хилла Уидона (именно такое имя получил при рождении создатель "Баффи" и "Светлячка") - убедительное доказательство существования гена сочинительства. Дед Джозефа, Джон Уидон, был автором комедийных телешоу Энди Гриффита, Дика Ван Дайка и Донны Рид. Писал телесценарии и его отец - Том Уидон, заслужив на этом поприще высшую в США телевизионную награду - "Эмми", а мать - Ли Стернс, работая школьным учителем, посвящала летние каникулы сочинению романов.
  Родители развелись, когда Джозефу было девять. Мальчик остался жить с отцом, но каждое лето проводил с Ли и ее новым мужем, обитавшими в своего рода "творческой коммуне" в пригороде Нью-Йорка. Когда Джозеф оставался один, то при помощи игрушек разыгрывал невероятные сюжеты, каждый раз - новые. Он вспоминает, что лет в одиннадцать или двенадцать постоянными героями игр стали космический странник Гарри Яйцо и его подручный - полусобака-андрогин по имени Mouseflesh, что можно перевести как Тушкамышки.
  В свои фантазии замкнутый и нелюдимый Джозеф посвящал только мать. "Думаю, она не раз задумывалась о состоянии моей психики. Я бы на ее месте точно задумался", - рассказывает Уидон на страницах книги Кэндис Хэвенс "Joss Whedon: The Genius Behind Buffy".
  В перерывах между играми Джозеф читал. Сначала комиксы, предпочитая "Дракулу", "Человека-паука" и "Фантастическую четверку", а затем и фантастические романы - его любимыми авторами стали Фредерик Пол и Фрэнк Герберт. Разумеется, как любой американский подросток, он немало времени проводил перед телевизором. Но, в отличие от большинства соотечественников своего возраста, смотрел, в основном, постановки Шекспира и Диккенса и шоу "Монти Пайтон". "Я хотел стать британцем. Я был буквально очарован Англией", - признается Джосс. И вскоре судьба предоставила ему шанс перебраться в страну своей мечты. Покинув частную школу Ривердейл в Нью-Йорке, пребывание в которой Уидон считает самым ужасным периодом своей жизни, он с матерью перебрался в Соединенное Королевство, где поступил в колледж Винчестер - школу-интернат для мальчиков, основанную в 1382 году и до сих пор сохранившую дух средневековья.
  Увы, реальная Англия разочаровала англомана Уидона. То, что британцы совсем не похожи на героев скетчей "Монти Пайтон", стало для него огромным потрясением. Но больше всего угнетало вступившего в пору полового созревания подростка, и в прежней школе не избалованного вниманием девочек, исключительно мужское общество.
  
  Джосс - значит удача?
  Закончив колледж, Уидон вернулся в США. Получив степень по киноведению в престижном университете Уэслейан, он сменил имя на Джосс, - якобы по-китайски оно означает "удача", - и отправился искать счастья в Лос-Анджелес.
  Карьера в "городе ангелов" складывалась не слишком радужно. Работа в экспериментальном кино денег не приносила, и чтобы хоть как-то сводить концы с концами, Джосс устроился продавцом в видеомагазин, попутно занимаясь исследованиями в Институте кинематографии. Свободное время он тратил на попытки заинтересовать продюсеров сюжетами для кино. Увы, старания оказались тщетны.
  При этом Джосс отчаянно не желал идти по стопам деда и отца. Лишь когда финансовое положение стало катастрофическим, он решился поискать работу на телевидении. И в результате стал штатным автором ситкома "Розанна". Это был период, когда "звезда" сериала Розанна Барр уволила исполнительного продюсера и взяла власть на площадке в свои руки. Позже Уидон признавался, что, наблюдая за ней, понял, как не надо руководить людьми.
  К этому времени Джосс завершил работу над полнометражным сценарием "Баффи - истребительница вампиров", но крупные студии не торопились браться за необычную историю, написанную автором-новичком. В конце концов, ее купила компания Sandollar. Заручившись финансовой поддержкой 20th Century Fox, за постановку фильма взялись супруги Каз и Фрэн Рубел Кузуи - муж стал продюсером, а жена заняла режиссерское кресло.
  Фильм вышел в 1992 году. Премьера стала для Уидона шоком. Он представлял свою историю мрачной смесью боевика и фильма ужасов, изрядно сдобренной черным юмором, а на экране оказалась проходная второразрядная молодежная комедия "с вампирами".
  Естественно, критики разнесли картину в пух и прах, отметив, однако, работу сценариста. Талант и профессионализм Джосса заметили и акулы кинобизнеса. Его приглашают дорабатывать сценарии "Побега", "Скорости", "Быстрого и мертвого", "Смерча", "Водного мира". Эта работа не принесла большой славы - в титрах фамилия Уидона не значится, - зато серьезно улучшила финансовое положение. А вот вклад Джосса в создание "Истории игрушек" был не просто замечен, но и отмечен номинацией на "Оскар", вручением его "анимационного аналога" - "Энни" и премии "Сатурн". Среди других заметных работ сценариста этого периода - фантастические мультфильмы "Атлантида: Затерянный мир", "Титан: После гибели Земли" и четвертая часть саги о Чужих - "Чужие: Воскрешение".
  Казалось бы - чего еще желать? Однако Джосс уже подумывал бросить свое ремесло- слишком тяжело было сознавать, что после того, как сценарий написан, студия может делать с ним все, что захочет.
  
  "Баффи" - собирательница наград
  По законам драматургии, в этот момент должно было случиться нечто, что коренным образом изменило бы ситуацию. И нечто случилось! Босс студии Sandollar Гейл Берман связалась с Уидоном, предложив вернуться к "Баффи". По ее мнению, история в том виде, как она изложена в сценарии, имела огромный потенциал, который лучше всего реализовывать в форме телесериала. Дело оставалось за малым - Джоссу предстояло снять презентационный фильм, чтобы показать руководству телестудий, какой должна быть "Баффи".
  Для Уидона это был новый опыт - до этого он никогда не занимался режиссурой. Однако результат оказался достаточно хорош, чтобы заинтересовать недавно созданное телевизионное подразделение Warner Bros.
  Сериал увидел свет в 1997 году. Конечно, бюджет был невелик, ни на "звезд", ни на невероятные спецэффекты его не хватало, но Джоссу удалось привлечь к работе неизвестных, но очень талантливых авторов и актеров. И, главное, теперь он мог полностью контролировать процесс - телесеть попыталась было вмешаться и изменить хотя бы название, но Уидон был непреклонен.
  Причина такого трепетного отношения проста. Это очень личная история. Сам Джосс характеризовал ее, как смесь своей жизни с "Секретными материалами". (Интересный факт - офис Mutant Enemy, компании, организованной Уидоном для съемок "Баффи", находится в одном из павильонов 20th Century Fox. Ранее там располагалась Ten Thirteen Productions - компания Криса Картера, "отца" "Секретных материалов".) Многие эпизоды сериала - особенно в первых сезонах - основаны на воспоминаниях Джосса о проведенной в колледже юности. В характере главной героини, за сексапильной внешностью которой прячется бескомпромиссная, независимая и невероятно сильная личность, отражены представления Уидона об идеальной женщине, такой, как его мать.
  "Баффи" продержалась на экранах семь сезонов, завоевав три "Эмми", девять премий "Сатурн" в разных номинациях, из них три - за лучшее телешоу, "Золотой спутник" (премию-конкурент "Золотого глобуса") и - за эпизод "Разговаривая с мертвецами" - "Хьюго". Его получили Джейн Эспенсон и Дрю Годдард (будущий сценарист "Кловерфилда"/"Монстро"), именно они значатся в титрах, как авторы серии. На самом деле, над сценарием работали еще и исполнительные продюсеры сериала Марти Ноксон и Джосс Уидон, но то ли из скромности, то ли по забывчивости они не указали свои имена. Кстати, соперниками "Баффи" по номинации были еще два эпизода сериалов Джосса - "Ожидая Крылья" из "Ангела", спин-оффа "Баффи", и "Серенити" - из "Светлячка".
  Параллельно с телесериалом о юной истребительнице вампиров Уидон работал над комиксами, действие в которых развивалось в той же вселенной. Именно в таком - нарисованном - виде увидел свет заключительный, восьмой сезон "Баффи".
  Недавно появилась информация, что успех молодежного вампирского ужастика "Сумерки" вдохновил Фрэн Рубел Кузуи взяться за съемки "обновленной" версии полнометражной "Баффи" - более мрачную и драматичную, в манере недавних ребутов классических франшиз. Джосса Уидона к работе привлекать не планируется.
  
  "Светлячок"
  Описывая принцип, по которому он решает, за какой проект браться, Джосс сказал: "Я предпочту снимать нечто, действительно необходимое сотне человек, чем то, чего хочется тысячам". В 2002 году Уидон решил, что телевидению срочно нужна концентрированная доза космической научной фантастики, и, продолжая работать над "Баффи" и "Ангелом", взялся за съемки сериала Firefly ("Светлячок").
  История эта возникла в его голове во время чтения книги о битве при Геттисберге, решающем сражении гражданской войны в США. Идея же заключалась в том, чтобы соединить в сознании зрителей прошлое, настоящее и будущее, которое, по мнению Уидона, не будет отличаться от дня сегодняшнего почти ничем: "Технологии станут совершеннее, но перед людьми будут стоять все те же политические, моральные и этические проблемы".
  "Это мое первое шоу без латекса, - признавался Джосс, имея в виду резиновые маски, в которых актеры сериалов обычно играли негуманоидов и прочих чудищ. Таких в "Светлячке" просто нет. - Самых ужасным монстром и через 500 лет будет оставаться человек".
  Судьба шоу, в котором причудливо переплелись вестерн, космоопера и восточный колорит, была отнюдь не безоблачной. Двухчасовой пилотный эпизод боссы телевизионного подразделения 20th Century Fox встретили без энтузиазма. Главный герой, сержант проигравшей космическую гражданскую войну армии, был на их взгляд слишком суров, действие развивалось слишком медленно (в духе старых фильмов с Джоном Уэйном), а персонажи вели себя, как обычные люди, а не супергерои. По результатам просмотра, (он состоялся в пятницу вечером), Уидону было предложено к понедельнику написать сценарий нового "пилота" - или забыть о "Светлячке". Джосс справился с задачей, при этом и не думая "наступать на горло собственной песне". Напротив, аллюзии с классикой вестерна даже усилились - эпизод повествует о том же, о чем и самый первый "ковбойский" фильм, об ограблении поезда. Именно с этой серии и начался премьерный показ "Светлячка" в США. Увы, из 14 снятых эпизодов в эфир вышли всего 11 (в том числе и отвергнутый сначала "пилот"). Да и те - в произвольном порядке: после десятой серии шла четырнадцатая, "пилот", задуманный как вводный эпизод, показали последним. Кроме того, сериал все время перемещался по эфирной сетке, а в дни трансляций крупных спортивных состязаний и вовсе исчезал из нее. В результате - потеря аудитории, низкий рейтинг и, в итоге, закрытие.
  Любопытно, что "закрыла" "Светлячок" та же самая Гейл Берман, что когда-то вдохновила Джосса взяться за съемки телеверсии "Баффи". Став президентом Fox TV Network, основное внимание Берман перенесла на набиравший популярность жанр реалити-шоу. Для канала это было хорошо, а для сериалов - плохо.
  То, что дело тут именно в политике Fox, доказывают и стабильно высокие рейтинги последующих показов "Светлячка" на других каналах, и успешные продажи сериала на различных носителях, и награды: "Эмми" за визуальные эффекты, премии "Сатурн" в 2003 (Нэйтану Филлиону, исполнившему главную роль) и в 2004 (за лучший DVD-релиз) годах, а также пять призов в различных номинациях от авторитетного Интернет-портала SyFy (сейчас, уступив свое название фантастическому телеканалу, портал называется Airlock Alpha).
  Так или иначе, в среде поклонников сериала - Browncoats ("Коричневых шинелей", так в "Светлячке" называли себя повстанцы) - прекращение съемок и трансляции вызвало к жизни движение за его возвращение на телеэкраны.
  Активность фанатов привлекла внимание студии Universal Pictures - и в результате в 2005 году на экраны кинотеатров вышел фильм "Миссия "Серенити"", в котором Уидон дорассказал начатую в сериале историю. Картина собрала множество кинематографических наград и сделала жанровый дубль, получив и "Небьюлу", и "Хьюго".
  Как и в случае с "Баффи", история "Светлячка" имела и графическое воплощение. В соавторстве с еще одним сценаристом сериала, Бреттом Мэттьюзом, Джосс написал сюжеты к двум комиксам о том, что происходило с героями "Светлячка" в период между его последней серией и событиями полнометражного фильма.
  Если уж говорить о комиксах, нужно упомянуть о работе Уидона над серией студии Marvel "Удивительные люди Икс", за которую он получил одну из трех своих премий Эйзнера, своего рода "Оскаров" мира графики. Одна из сюжетных линий, придуманных Джоссом для этого комикса, - изобретение "лекарства от мутаций" - легла в основу сценария фильма "Люди Икс: Последняя битва".
  
  Забастовка - и другие песни
  Джосс Уидон - человек, как это было принято говорить раньше, с активной жизненной позицией. Он убежденный противник религии (если не считать "веры в фантастику") - его заслуги на этом фронте отмечены наградой "Гарвардского гуманистического прихода" (почему-то на Западе атеизм и гуманизм считаются чуть ли не синонимами). Он - феминист, это выражается не только в том, что женщины в его произведениях ни в чем не уступают мужчинам, но и в сотрудничестве с созданной ученицей его матери Джессикой Ньювирт организацией "Равенство сейчас". Ее поддерживает и огромная армия поклонников таланта Джосса. "Равенству сейчас" перечислена часть сборов от продажи DVD c документальным фильмом Done the Impossible ("Совершив невозможное"), рассказывающем о феномене Whedonverse (Вселенной Уидона) и движении "коричневых шинелей", в ее пользу силами фанатов по всему миру проводятся благотворительные показы "Миссии "Серенити"".
  Не оставили "коричневые шинели" без поддержки и самого Уидона, когда тот стал одним из лидеров забастовки сценаристов 2007-2008 годов. Силами поклонников к местам проведения пикетов была организована доставка еды и предметов первой необходимости.
  Забастовка стала для Джосса не только средством борьбы за права коллег по цеху, но и источником вдохновения. Именно в это время он начал писать сценарий трехактного мюзикла "Музыкальный блог Доктора Ужасного". Съемки этой трагикомической истории о мечтающем вступить в Злую Лигу Зла робком и застенчивом суперзлодее Докторе Ужасном, самовлюбленном эгоистичном супергерое Капитане Молоте и доброй девушке Пенни Уидон финансировал из собственных сбережений. На главные роли были приглашены Нил Патрик Харрис (звезда сериала "Как я встретил вашу маму"), Фелиша Дэй ("Гильдия") и Натан Филлион ("Светлячок").
  Площадкой для премьеры был выбран Интернет. Это не первая работа Джосса, выполненная специально для сети - в свое время для вирусной рекламы "Миссии "Серенити"" он снял несколько роликов "допросов Ривер Тэм" (одной из героинь фильма, в мозгу которой, по сюжету, хранится жизненно важная для всего человечества информация) - поэтому успех затеи можно было предсказать заранее.
  Чтобы вернуть затраты на производство фильма, Уидон, параллельно с размещением бесплатной версии мюзикла, приступил к его распространению через сеть iTunes и сайт Amazon Video on Demand - уже за деньги.
  Кроме того, для iTunes был выпущен саундтрек, который тут же взлетел на 39 позицию в чарте Billboard.
  Наконец, в ноябре 2008 года вышел DVD, где, помимо оригинального "Музыкального блога Доктора Ужасного" и традиционных дополнительных материалов, имеется комментарий съемочной группы, также записанный в форме мюзикла. Среди его 14 номеров имеется и песня Strike! ("Забастовка") - о событии, ставшем источником вдохновения для создания фильма. Исполняет ее сам Джосс Уидон.
  Работа сценаристов, а это, помимо Джосса, его сводные братья Джед и Зак, и Морисса Тэншероун - супруга Джеда, была отмечена премией "Хьюго". Сам мюзикл получил семь статуэток Streamy - специальной награды за достижения в области Интернет-вещания, и, наконец, "Эмми". Частью церемонии вручения последней стал "захват" телетрансляции Доктором Ужасным. Сопровождал захват видеоскетч, разыгранный героями мюзикла.
  
  А что же завтра?
  Будущее, по мнению Уидона, это "не "та сияющая штука" где-то далеко-далеко". А значит, завтрашний день вполне можно разглядеть уже сегодня. Что ж, попробуем предсказать ближайшее будущее Уидона.
  Его новое детище - сериал "Кукольный дом" повествует о судьбах людей, вовлеченных в криминальный бизнес, возникший вокруг фантастического изобретения - установки, позволяющей внедрять в тело человека новую личность. Эпизоды "Кукольного дома" - настоящий жанровый калейдоскоп, действие развивается по канонам то боевика, то мелодрамы, то конспирологического триллера, то - классического детектива. Последняя серия сезона - "Первая эпитафия" - решенная в традициях "пост-апокалипсиса", показалась руководству канала слишком мрачной и сложной для восприятия, и потому вышла только на DVD. Однако, судьбы "Светлячка" "Кукольному дому" удалось избежать - шоу успешно перешагнуло во второй сезон.
  В 2010 году на экраны кинотеатров должна выйти совместная работа Уидона и Дрю Годдарда - Cabin in the Woods ("Домик в лесу"). По словам создателей, эта лента "похоронит остальные фильмы ужасов. В буквальном смысле". А вот судьба других проектов - мистического ужастика Goners ("Умирающие") и спин-оффа "Баффи" под названием Ripper - как ни вглядывайся, пока не ясна.
  В любом случае, от Джосса Уидона можно ждать всего, чего угодно. В одном можно быть уверенным - это "что угодно" будет сделано с любовью к фантастике.
  
  Сергей Цветков
  
  PS За время, прошедшее с момента написания статьи, Fox успела объявить о закрытии "Кукольного дома", премьеру "Cabin in the Woods" перенесли на 2011 год, за год фильм адаптируют к технологии 3D, a Marvel "оживила" "Людей Икс", представив в формате motion comics истории, написанные Уидоном для "Astonishing X-Men".
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"