Цыганков Вячеслав Анатольевич : другие произведения.

Дневной дозор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия

                "Дневной дозор" (Россия, 2005)
                
   Вот и я внес свою скромную лепту в сумму кассовых сборов самого
шумного российского блокбастера. Под "шумом" я имею в виду и активную
рекламную кампанию до, и жаркие споры вокруг фильма после его выхода
на экран, к которым особо не прислушивался, ибо хотел составить свое,
более или менее независимое мнение.
   Я попытался пойти в кино без предубеждений и предвкушений.
Когда год назад мы с другом посмотрели "Ночной дозор", то начали
громко возмущаться: "Да что ж они натворили!". А все потому, что
сравнивали фильм с книгой Лукьяненко. И сравнение было явно не
в пользу "вторичного продукта". Но со временем пришло осознание,
что книга и фильм - в общем-то самостоятельные произведения,
да и возможности кино велики, но небезграничны. К тому же, и законы,
и цели у кино совсем другие, чем у литературы. (Если забыть об общих
целях искусства, которое должно воспитывать и вдохновлять...)
   Итак, я постарался подавить сравнительные способности и по
максимуму использовать непосредственные ощущения.

   Зрение. Картинка - на 5+, без вопросов. Спецэффекты наши научились
делать ну никак не хуже американцев. Будь другой антураж в кадре
и иностранная речь за кадром - и не отличишь от Голливуда.
А вот знакомые лица не спрячешь. И слава богу. )))
   Городецкий: в целом сдержанный, немного вальяжный, иногда нагловатый,
в критические моменты легко переходящий границы. Маг третьей
категории? Не-а. Зазнавшийся сотрудник Горсвета средней руки.
   Светлана: жаждущая любви наивная практикантка. Устройство личной
жизни заботит ее гораздо больше разборок между Светом и Тьмой.
Будущая Великая волшебница? Ха! Нимфоманка с обостренным чувством
справедливости... и без тормозов.
   Алиса: еще одна нимфоманка. С тормозами... на шикарной красной
тачке. И уж точно - без всяких комплексов ("без башни", как нынче
говорят): флиртовать под носом Завулона с каким-то недовампиренышем!
Видать, не жалко ни себя, ни его. Я слышал дифирамбы: как, мол, Фриске
натурально плачет! Только вот почему она плачет? Из-за Кости или из-за
откромсанного пальца?
   Завулон: этот уж точно ни о чем не жалеет. Настоящий Великий Темный.
Только ревнует как-то слишком по-человечески. Мало того - сам убивает
нелепого соперника. Да не стал бы он свои руки марать! Нашел бы
посредника. И остался бы ни при чем. По книге он вообще Алисой
жертвует не моргнув глазом... извините, не удержался.))))
   Гесер: "абы кого не берут в замминистры" - в точку! Советский
чиновник высшего ранга. Бюрократия из него так и лезет. "Служебное
расследование" - для начальника Ночного Дозора, Великого Светлого,
который легко читает мысли сотрудников, видит и слышит на любом
расстоянии?! Три ха-ха.
   Нет, хорош. А то сейчас всех раскритикую. "Не стреляйте в пианиста,
он играет как умеет". Актеры играют замечательно. Ну а ругать
сценариста за нехватку элементарного здравого смысла - бессмысленно. )))
Достаточно взглянуть в титры и увидеть, что сценаристов аж трое.
Видимо, просто не состыковались как следует. "Ваш сын, дядя Шарик..."
Ой, я таки всех раскритиковал... )))

  Кинестетика. Во многим благодаря эффектной картинке, некоторые
моменты вызвали сильную эмпатию: руки и ноги отрубают натурально,
равно как и по морде бьют (бедный Антон!), и колья всаживают
(бедный Костя!). Хорошо хоть, следов не остается. ))))

  Слух. Как ни странно, многое из услышанного порадовало.
Местами юмор весьма тонкий. Как граница между дерзостью и пошлостью,
по которой он идет. Чего стоит одна фраза Ольги "Смылась!" или ее же
выпад "Да как же вы, мужики, ходите?!", который успешно парирует
Антон: "А че я так задом виляю?". Хороша и сцена обратного обмена
телами, сделанная целиком на звуке с очевидной ассоциацией.
Еще лучше игра слов "милок - мелок" и "мельник - мел";
слова с неосознанным подтекстом: "Золотой ты человек!";
явное цитирование: "Тебе ингридиенты важны или результат?".
Хм, если постараться, можно целую лекцию по стилистике прочесть
на основе фильма. Хоть в чем-то сценаристы преуспели...

   Подводим итоги. Считаем среднее арифметическое... Поправка
на клиповое сознание... Зачет за смелость и оригинальность...
Ладно, 4+ поставлю. За волю к победе (которую, видимо, будут считать
по сумме кассовых сборов...). А плюс - за то, что нам наконец
объяснили, почему в Москве взрывы гремят и свет отключают:
это Иные между собой разборки устраивают...
   Общее впечатление: отягощенная спецэффектами и прочей магической
мишурой мелодрама. Странно, что без намека на продолжение. Неужели
Костя (не Саушкин, Эрнст) упустит такой жирный ломоть?! Или это,
наоборот, очередной хитрый трюк? Поживем - увидим...

   Дальше читать не обязательно. Ибо после просмотра я таки включил
мозги. И заставил их немножко поработать на любимом поприще анализа.
   Повторю, что у кино свои законы. У массового на первом месте стоит
зрелищность, картинка. Жалко, что ради эффекта в мусорное ведро летит
много важных вещей - "дабы зритель не дай бог не напрягся".
Естественно, он же в кино отдохнуть пришел, развлечься...
   Отставить абстрактное занудство, даешь конкретное. С опорой на
книги Лукьяненко. При чтении "Дозоров" возникло двойственное ощущение:
удовольствие от того, КАК написано (яркий язык, живые герои, лихо
закрученный сюжет, многоходовая интрига, схожая с шахматной партией),-
и неприятие того, ЧТО написано. Лукьяненко хоть и пишет в "несерьезном"
жанре фантастики, но старается сдабривать свои произведения философской
начинкой.
   В "Дозорах", по сути, исследуется суть Добра и Зла (Света и Тьмы),
их цели и методы. Герои почти постоянно ведут нравственные монологи
и диалоги (от которых в кино остались жалкие обрывки, тонущие
в море спецэффектов) и выясняют, кто прав и "в чем сила".
Больше всех мечется как раз Антон Городецкий: они изначально выбирает
Свет, но все время подвергается соблазну скатиться во Тьму. Иногда он
просто не понимает разницы... и читатель тоже: обе стороны используют
одни и те же методы, и разница лишь в том, РАДИ ЧЕГО они это делаеют.
Но, извините, это же старая формула "Цель оправдывает средства"!
И от такой мысли воротит сильнее, чем от съеденного целиком лимона.
   Правда, Антону следует отдать должное, ибо он оказывается "морально
устойчивым", преодолевает все соблазны и неуклонно идет "дорогою
добра"... почему-то обильно усеянной трупами и прочей гадостью.
Этакий Иванушка-дурачок, которому всегда везет: и Василису Прекрасную
(т.е. Великую волшебницу - Светлану) завоевывает, и полцарства
(т.е. уровень Великого мага и кресло зама Гесера) получает впридачу.
Но это я забегаю вперед (в конец "Сумеречного Дозора").
   Кстати о Сумеречном дозоре. Инквизиции в "Дозорах" отведено особое
место, и персонажи в ней ой какие колоритные... а в кино она появляется
как-то боком, и вовсе не объяснено, что она такое и зачем нужна.
Но куда уж массовому зрителю до троичной логики! Ему бы с двоичной
совладать... И вообще, насчет Троицы - это к братьям Вачовски. ))))
   Ладно, ну ее, эту Инквизицию. В кино из шахматной партии сделали
шашечную ("ты мне, я тебе"), а то и доминошную, лишь играют стороны
разными костями - у одних белые с черными пятнышками, у других черные
с белыми. А по очкам - в общем, счет равный... Я имею в виду, что
от крутой интриги, выстроенной Завулоном и Гесером, в фильме остается,
по сути, одна линия - и та любовная: Антона и Светланы. И получается,
что вся прочая мишура - пыль, пускаемая зрителю в глаза.
   Мне могут возразить: да ты что, там ведь речь о Судьбе! Отвечаю:
заметил. А еще поймал себя на ощущении "дежа вю". И вспомнил довольно
быстро: "Терминатор-2". Там тоже Судьбу переписывают. Там электронный
чип, тут мел - какая разница? Ключевая фраза "Т-2": "Нет судьбы -
кроме той, которую мы выбираем". Так что нового сказали в "Дозоре"?
   Сам спросил - сам отвечу. По-моему, попытались сказать:
"Человеческие проблемы надо решать по-человечески. А Судьба поможет..."
Только вот опять логика киношников подводит. Сделать следующий шаг
в рассуждениях не смогли. Если встреча Антона и Светы - Судьба,
то та же Судьба в итоге вновь приведет их в Дозор. И вновь начнется
такое... мало не покажется.

   ...А может, я киношников недооцениваю? И шаг они сделают? В виде
третьей серии? Поживем - увидим.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"