В Ленинграде стояла жара. Я вошел в метро, показал дежурной удостоверение, стал на эскалатор и почувствовал приближение приятной прохлады.
Прошло уже три месяца с того дня, как я перестал быть инженером в НИИ и стал электромонтером 4-го разряда в Ленинградском Метрополитене. Работа была не такая чистая и комфортабельная, но зарплата была лучше и свободного времени было больше. И в метро было гораздо интереснее.
Сверху послышался слегка хриплый голос: - Колян, привет.
Я посмотрел наверх. Несколькими ступеньками выше стоял Сашка Жарин, электрик 6-го разряда. Говорили, что он хорошо работает, знает свое хозяйство и мог бы стать начальником участка, если не тенденция легко выходить из себя и драться по поводу и без повода. Например, однажды он подрался на танцах в доме отдыха работников метро с радистом, потому что тот будто бы ставил не ту музыку. Иногда на него приходили бумаги из милиции, что-нибудь типа: "подрался в кинотеатре со зрителем, который сказал, что Александр Жарин мешает другим смотреть фильм". Сашка Жарин был невысокий, плотный, у него были выгоревшие волосы и широкое красное лицо.
- Ну и жара сегодня, - сказал Сашка. - Хорошо внизу работа есть, остыну. А ты что здесь делаешь?
- Отгул у меня.
Я увидел, что Сашка держит трехметровую лестницу. В памяти всплыли строки из служебной инструкции, которую я читал совсем недавно после приема на работу: "В связи с тем, что эскалатор метрополитена является местом повышенной опасности, перевозка лестницы по эскалатору должна осуществляться двумя работниками, один из которых держит лестницу за верхнюю часть, а другой - за нижнюю..."
- Саша, давай лестницу подержу.
- Так у тебя же отгул! - захохотал Сашка. - Не бойся, первый раз, что ли. Если лестницы вдвоем возить, кто работать будет!?
Рядом с Сашкой стоял пассажир интеллигентного вида с портфелем и в очках, который не мог не слышать наш разговор. Он посмотрел на Сашку, на лестницу и нерешительно спросил:
- Скажите, а лестницы в самом деле полагается возить вдвоем на эскалаторе?
Сашка с неудовольствием посмотрел на пассажира.
- Не волнуйтесь. Мы здесь уже не первый год. А ваше дело ездить и не мешать работать.
Это не успокоило "интеллигента". - А вдруг вы выпустите лестницу?
- С какого хрена я тебе ее выпущу? И что ты вообще тут подслушиваешь? Иди отсюда!
- Извините, но я не подслушиваю и никуда не пойду. Я думаю, что на эскалаторе пассажиры могут стоять где угодно, если они не создают помехи другим.
- Ты нам создаешь помехи! Сказано, х.ярь отсюда!
Свободной рукой Сашка пихнул пассажира в грудь. Тот инстинктивно попытался прикрыться, взмахнул портфелем и ударил им Сашку по руке. Сашка потерял равновесие, упал на лестницу и понесся на ней вниз по эскалатору.
Все произошло очень быстро. Крики пассажиров, скрежет вставшего эскалатора - среагировала дежурная - и уменьшающийся внизу Сашка. К счастью, была середина рабочего дня и пассажиров было совсем немного. Те, кто был на эскалаторе ниже нас, каким-то образом успели прижаться к краю эскалаторного полотна или запрыгнуть на перила, чтобы пропустить лестницу. Мы увидели, как Сашка слетел с эскалатора и поехал на лестнице дальше по станции.
Я побежал вниз. Сбежав с эскалатора, я увидел посреди станции остановившуюся лестницу и сидевшего на ней с мрачным видом Сашку. Несколько пассажиров, видевших его спуск, прислонились к колоннам станции и дергались от смеха. Женщина в плаще и с хозяйственной сумкой подбежала к Сашке, плюнула в него и крикнула: - Идиот! Чуть не убил! Бумагу напишу!
Подошел поезд, и она побежала к вагону.
Из поезда выходили пассажиры. Некоторые недоуменно смотрели на Сашку, все еще сидевшего посреди станции на лестнице, но большинство не обращало на него внимания.
Я подошел к Сашке.
- Цел? Помочь?
Сашка наконец встал с лестницы и осторожно трогал себя за разные части тела.
- Вроде нормально все... Ну я и прокатился. Как на американских горках! А все из-за этого муделя... Пойду дежурную попрошу, чтобы рапорт не писала. Ладно, Колян, увидимся.
Он подобрал лестницу и направился к дежурной, слегка хромая. Я пошел к перрону. Приближался мой поезд.