Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Комментарии: Молодежь и общество потребления
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Чернорицкая Ольга Леонидовна (ol-olga@yandex.ru)
  • Размещен: 04/01/2006, изменен: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  • Аннотация:
    Встреча с о.Всеволодом Чаплиным 29 декабря 2005 года
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Публицистика (последние)
    10:54 Бурланков Н.Д. "Русско-русский словарь" (764/1)
    09:50 Юрьев О. "Когда будет 3-я или 4-я мировая " (2/1)
    09:24 Никитин В. "Обращение к читателям" (2/1)
    02:51 Вьетов В.В. "Дороги наших городов" (40/1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    13:41 "Технические вопросы "Самиздата"" (187/50)
    13:40 "Форум: все за 12 часов" (267/101)
    10:42 "Форум: Трибуна люду" (850/21)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    13:47 Баламут П. "Ша39 Перспективные Ошс" (232/5)
    13:46 Шибаев Ю.В. "Квадробер" (6/5)
    13:46 Dreamwords "Как разместить рассказ в конкурс " (17)
    13:45 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (594/23)
    13:44 Коркханн "Угроза эволюции" (759/48)
    13:44 Сэр В. "Интервенция" (55/1)
    13:42 Безбашенный "Запорожье - 1" (977/20)
    13:41 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (187/50)
    13:40 Ким В.В. "Минимально необходимое воздействие-" (99/4)
    13:25 Лера "О вреде генеральной уборки" (23/8)
    13:21 Хохол И.И. "Стансы концертного зала" (2/1)
    13:14 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (587/5)
    13:11 Карелин Р.Ф. "Законы истории не ведут к " (2/1)
    12:57 Рубен "Почему Паниковский умней Корейко" (1)
    12:57 Леди М., Лысый В "Шимберев Василий Борисович. " (5/1)
    12:54 Энвэ М. "Некуда бежать, негде спрятаться " (208/3)
    12:53 Чваков Д. "Чёрт играет на скрипке" (19/3)
    12:43 Дубровская Е.В. "А я мечтаю и пою" (2/1)
    12:43 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (35/11)
    12:42 Егорыч "Ник Максима" (19/18)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    1. *Чернорицкая Ольга Леонидовна (ol-olga@narod.ru) 2006/01/04 13:14 [ответить]
      Мнения по поводу общества потребления записывать здесь.
      Статья еще не вышла, дополнения в виде ваших реплик будут опубликованы вместе с остальными в журнале "Крылья".
    2. Обморшев М. Г. (if62@mail.ru) 2006/01/09 05:55 [ответить]
      -- Само производство выбрало молодежь, как самую податливую прослойку и требует ее экономизации. Общество потребления не дает человеку возможности быть недопотребителем, но сковывает его и делает механизмом, приложением к компьютерам, мобильникам -- не собственно человеком. Христианство (по Хаксли) - это мораль общества недопотребления. И уж конечно православные устои еще в большей степени недопотребительские - ведь у нас чтятся святые, схимники. Какова должна быть позиция молодежного журнала? Следует ли (в том числе с религиозной точки зрения) воспринимать материальные ценности как зло, а молодежь видеть как обуреваемую злыми силами и пороками организацию, которую нужно немедленно спасать, причем именно от потребительских пут?
      
      1. Молодёжный журнал не может быть рупором одной конфессии, если это журнал для всех. Соответственно, православная аскеза на потребление или накопление материальных благ не может довлеть над иными российскими традициями, например, обычаем уплаты калыма, без которого юноша может только облизываться на девушку. Допустим, калым - якобы азиатская дикость. А обычаи приданного у невесты? Европейский анахронизм? Христианский? И при чём тут вообще религия, если такие традиции были обусловлены чисто экономическими причинами, особенностями быта, уклада жизни разных народов России? Немыслимо навязывать калым, как и немыслимо запрещать его. То же самое относится и к аскезе, и к приданному. Дело вкуса.
      2. Понятие "общество потребления" к России пока не относится. Мы как раз сейчас представляем собой ярко выраженное общество недопотребления! У нас до сих пор трагическое несоответствие уровня потребления населения его образованию, культуре, техническому и ресурсному потенциалу страны - члена восьмёрки, даже нынешнего её председателя! Мы не доедаем белков и витаминов, мяса, рыбы, необходимых чтобы быть просто физически здоровой нацией. Армия вынуждена по три месяца докармливать дистрофиков-призывников в специальных ротах. Мы живём ещё беднее и тратим на самое необходимое, куда уж до удовольствий(!) в среднем на треть меньше, чем при коммунистах с их талонами и очередями! Цифр приводить не буду. Они общеизвестны и актуальность проблем "общества потребления" кажется весьма сомнительной, по крайне мере, за пределами Московской кольцевой.
      3. Потребление - обратная сторона производства. Особенно оно ценно для развития экономики - если это отечественный товар. Чем быстрее съедается, изнашивается, ломается такой товар - тем чаще он приобретается вновь и вновь, тем выше сбыт, а следовательно, выше скорость оборота товаров и денег, что позволяет снижать производственные и торговые издержки и цены, высвобождать финансы, маневрировать ими, что особенно важно для развивающейся экономики. Нет сбыта, нет потребления - всё "замерзает"!
      Например, туфли на один сезон ценой 500 рублей выгоднее для экономики, нежели туфли на два сезона ценой 1000 рублей, так как в обороте - всего 500 рублей, а остальные 500 рублей могут "работать" уже в другой сфере без ущерба обувному обороту плюс к тому - у клиента каждый сезон - обувь новая. Пусть он скупой и платит дважды - ничего страшного. Скупой - двигатель рыночной экономики, потому что чаще платит, чаще входит в торговые отношения. Скупой - не скупой, а главное, чтобы деньги не залёживались. Даже самые мелкие. Иначе они теряют в цене. Развитые рыночные страны предпринимают невероятные усилия, чтобы стимулировать розничный потребительский оборот, а мы "боимся" инфляции.
      4. Почему-то до сих пор считается, что в сфере потребления у нас никаких проблем нет. Выстроено сотни магазинов: от киосков до супермаркетов, которые работают чуть ли не круглосуточно и завалены они товарами народного потребления. Только плати - и они очень быстро употребятся! Однако, важна ведь не только скорость обмена денег на товар, не только предложение, (как это ясно даже детям, но ещё странно для либеральных 'экономистов'), но важен и платежеспособный спрос, важно количество денег, сама денежная масса, направляемая на потребление населением! Эта масса должна быть действительно достаточной массой, а не унизительными крохами ниже прожиточного уровня. Для того, чтобы люди тратили, они должны иметь возможность и зарабатывать. К сожалению, такие простые мысли в нашей стране, обладающей гигантским профицитом, стали реализоваться только сейчас, в виде 4-х национальных проектов, которые существенно улучшат и потребление, и соответственно, производство. Корреляцию с этим процессом увольнения экономического советника Илларионова и причины, по которым эти проекты вынужден продавливать лично Президент, а не батальоны высокоумных экономистов и финансистов специального аж целого министерства(!) развития экономики - исследовать не буду. Изменой тут попахивает и уже давно.
      5. Что касается "экономизации" "податливой прослойки", которую "выбрало производство"... это наверное, по-русски будет звучать, как "молодёжь охотнее тратит деньги".
      Да, это так. Старики тратят меньше, чем зарабатывают, а молодёжь - наоборот. Пенсионеры копят, а молодёжь транжирит. Это экономически закономерная примета. Если в утверждается, что молодёжь больше востребована на производстве - это полная ерунда. Только как грузчики, подсобники и на побегушки, в сферу обслуживания. У молодёжи отсутствуют сбережения и они не могут получить ссуду для организации своего бизнеса - нечего оставить в залог. Поэтому сегодняшняя молодёжь ещё больше и дольше зависима от материального положения родителей.
      
      -- Нужно ли вводить специальную православную рубрику или все-таки делать весь журнал пронизанным православным духом. Тот же вопрос по образовательной политике: нужно ли повсеместно вводить предмет "православие" или достаточно того, чтобы педагоги физики, литературы, математики и т.д. были православными людьми.
      
      Православные материалы, как и материалы других конфессий, законно зарегистрированных и действующих в нашей стране, должны быть представлены пропорционально количеству верующих. Это наименее конфликтный, справедливый и толерантный путь. Формат подачи религиозных материалов тоже не должен носить характер проповедей, отрицающих другие конфессии. Лучше всего - чисто информативная функция - неканоническая, просветительская. Например, календарь праздников, описания обрядов, запретов, требований к посетителям храмов и т.п. Ведь религия - дело интимное, а светский детский журнал - не место религиозной пропаганде, и в том числе - антирелигиозной, материалистической пропаганде.
      Особенно важно избежать искусственного противопоставления религии и науки, которым активно занималась атеистическая коммунистическая пропаганда, бессовестно извращая и вульгаризируя как науку, так и религию!
      Это тонкая и сложная грань, но её неукоснительное соблюдение не только не выхолостит содержательную часть, как это может показаться на первый взгляд, а наоборот - обогатит её другими толкованиями, принося пользу и науке, и религии. Например, гипотеза Дарвина о естественном отборе или выводы о прошлом на основе изотопных методов оценки возраста ископаемых не являются объективными, так как существуют вполне научные альтернативные гипотезы, которые подтверждают вероятность библейского происхождения Мира. Существуют и необъяснимые пока естественными науками чудеса, и различные гипотезы их происхождения. Существует много необъяснимого наукой, странного, хотя бы обширная тема НЛО. Огромное число учёных, в том числе, естествоиспытателей - верующие, причём разных конфессий. Само научное знание по сути - одна из форм веры.
      Есть в познании одна особенность. Любой осознанно верующий в Бога человек всегда менее амбициозен, более аккуратен в высказываниях, в мышлении, нежели атеист. Причина в том, что верующий может оставить все необъяснимые вещи Богу, а атеист вынужден самонадеянно считать, что достаточно наморщить лоб и тайна тут же откроется. Оба при этом делают ошибку, так как Господь не запрещает познавать Мир, ставить эксперименты, строить механизмы, развивать науку и закрывать глаза на очевидное. Но Мир состоит из вещей разной сложности и важности для человеческой жизни. Так же, как родители скрывают от детей опасные для них предметы, пока они не повзрослеют, так, очевидно, и Господь открывает знание только достаточно зрелым людям, ибо знание бывает опасным, как спички в руках несмышлёного ребёнка. Смело отрицая Бога, атеист не становится для Господа врагом, подобно тому, как лепечущее глупости дитя не лишается их любви! Но детский лепет - он и есть детский лепет. Спички в руки такому ребёнку давать ещё рано. С другой стороны - "душа обязана трудиться", "на Бога надейся, но и сам не плошай" - верующий тоже должен использовать данные ему таланты, а не закапывать их в землю, не требовать манны небесной.
      Поэтому мне кажется, что именно познавательный, творческий, исследовательский, критический интерес к жизни - вот основная ценность, которую может давать подростку как подростковый журнал, так и любое светское образовательное учреждение и его образовательные программы. А уж форму здорового убеждения, а не фанатической, внушённой, зомбированной и слепой веры - знание и выводы о жизни каждого человека приобретают в зрелом возрасте, с опытом. И даже тогда, опять же - сформировавшаяся личность обратится не к популярной периодике, а откроет Библию или Коран и будет читать первоисточник.
      Кроме всего прочего, свобода совести прописана в нашей Конституции.
      
      -- Понятие "трудный подросток" в советское время стало не столько психологическим, сколько социальным. Подросток, решающий своими силами социальные проблемы, мог и не иметь психологических отклонений, хотя, согласно теории А.Маслоу, они неизбежны в случае подавления способностей и невозможности самореализации. Выразитель социального протеста - "трудный подросток", самоактуализировался лишь тем, что, нагрубив старшим, отрастил себе волосы и надел джинсы, то есть агрессивно воспротивился потребительскому стандарту. То есть он оказался здоровее сдерживающего потребление общества и унаследовал от своих дедов полноценную психологическую структуру потребностей, направленных на обновление. Что такое современный трудный подросток, есть ли у нас такая категория, как мы можем помочь молодежи самореализоваться?
      
      Наверное, американские подростки самые "трудные". Или французские, которые жгут машины по ночам. Между тем, мы можем посчитать, что они просто бесятся с жиру. Ибо и в США, и во Франции несравнимые пока с нашими возможности для молодёжи получать бесплатную информацию, в том числе, образовательную. Такими же, в принципе, были и советские "трудные" дети.
      Что интересно, процент "трудных" подростков на селе был гораздо меньше, чем "социально протестующих" детей в городах, хотя это противоречит цитируемому Маслову - ведь вынужденный труд подростков на домашнем крестьянском подворье не развивает особых способностей, а возможность самореализации в деревне куда ниже! Я долго ломал себе голову над причинами возникновения группировок наподобие "солнцевских" и сделал вывод, что главной причиной "трудности" подростков и зачастую вытекающей из этого криминальности являются контрасты, с которыми они сталкиваются.
      Например, контраст в одежде в школе. Просто единая школьная форма уже резко снижает число "трудных" в школах.
      Вот ребёнок бросился под поезд, когда учительница заставила его мыть полы, так как у него не было денег заплатить за пресловутый школьный ремонт. Выгнан ли с работы директор этой школы (он вообще-то сидеть должен, если по-хорошему), выгнаны ли с работы ответственные инструктора районо, обязанные следить за этой школой - отдельный вопрос.
      Но оставив пока в стороне преступное или халатное отношение к работе этих чиновников - причина самоубийства ребёнка - именно вопиющий контраст. Если бы все дети этой школы были обязаны хотя бы раз помыть полы, и ни в коем случае от этого не могли бы откупиться, (вплоть до отчисления из школы!), то тогда бы исчез контраст возможностей. И тот же самый ребёнок мог бы "отработать" подобным образом хоть восемнадцать ремонтов и никогда бы не покончил жизнь самоубийством.
      По моим наблюдениям наиболее "проблемные" подростки - это не чисто городские и не сельские, а как раз промежуточные, живущие в пригородах, спутниках больших городов.
      А где максимален социальный контраст? Как раз в пригородах. Ни рыба, ни мясо - и ни полноценно сельские, и ни полноценно городские. Заработки сельские, а цены городские. Социалка поселковая, а соблазны столичные.
      Близко локоть, да не укусишь - вот источник "трудности" детей... да и взрослых, между прочим! Уже классика, что причина постоянного раздражения и озлобления в семье - контрастно богатые соседи. Вот и криминал пышно цветёт на всевозможных тёмных выселках рядом с яркими городами.
      Следовательно, уровень потребления не играет роли, так как контраст - это просто разница между двумя уровнями возможностей. Снижая эту разницу и получим снижение зависти и бессильной злобы, которая и проявляется, как "трудность".
      
      -- Пока мы радуемся первым успехам нашей уставшей от кризисов экономики и умиляемся растущему богатству государства, молодые люди - потенциальные читатели - спешно избавляются от бремени лишних знаний. Там им легче усваивать ту культуру, которую предлагает нынешний рынок. Лишние знания по истории отечества помешают безмятежно наслаждаться выпекаемыми на скорую руку историческими романами, лишние знания в политэкономии не дадут безмятежно радоваться инновационным методам экономики, а лишние знания русской грамматики не дадут спокойно смотреть рекламу. Какие механизмы общества можно задействовать, чтобы противостоять этому.
      
      Хочется сразу сказать про механзмы - сначала должны действовать правоохранительные органы. Слишком всё запущено. Бюджетная интеллигенция, превратившая государственные учебные и лечебные заведения в бесстыжие коррупционные отстойники, должна уже попадать за решётку, ссылаться в ссылки, нещадно изгоняться из бюджетной сферы.
      Особенно там, где взяточник соприкасается с подростками. Без вариантов! С отягчением вины за нравственное развращение детей. С конфискацией имущества.
      Очень надеюсь, что по окончании чистки самой милиции от "оборотней в погонах", органы правопорядка серьёзно займутся и учителями, и врачами безо всяких скидок на медали и грамоты. И немаловажно - взяткодатели должны наказываться наряду со взяточниками! Даже пробные эксперименты дали замечательный эффект.
      Что касается политэкономии - такая "наука" уже давно похоронена, как коммунистический анахронизм и знания политэкономии - точно лишние для молодёжи. Зато инновационный уровень бывшего СССР сохранён только в Белоруссии и очень замечательно, что мы с этой страной находимся в Союзе и сможем с её помощью ещё как-то наверстывать техническое и технологическое отставание за годы перестройки. Пока наши инженеры, выброшенные гайдаром на барахолки, торговали китайским и турецким ширпотребом - белорусы не останавливали производство. А теперь у нас без замены уходят на пенсию опытные станочники - некому работать на восстанавливаемых заводах и фабриках - квалифицированный инженер, механик, токарь, слесарь - уже дефицит. Поэтому наша производственная интеграция с Белоруссией - просто поперёк горла нашим "цивилизованным друзьям", которые мечтают видеть Россию исключительно сырьевой Верхней Вольтой, которые всё "забывают" и "забывают" отменить дискриминационную поправку Джексона-Веника, запрещающую продавать нам продукцию хай-тека, не стесняясь при этом летать в космос на наших ракетах.
      Но создание ШОС, строительство азиатской и обводной газовой балтийской трубы, нормализация экономических отношений с Украиной и другие сильные шаги России - уже существенно снизили давление на наш Союз с действительно дружественной нам страной. Терпение белорусов и россиян уже воздаётся сторицей. Бок о бок с ними прожиты самые трудные годы смуты. Впереди - только победы!
      Не буду спорить о критериях лишних знаний. Но что такое балластные знания, флуд, информационная жвачка - чувствуют все.
      То, что полезно для развития подростка, как полноценного гражданина нашей прекрасной страны - то нелишнее.
      А то, что делает подростка неполноценным, ложь, клевета - лишнее.
      
      Полнее скажу в концепции.
      С прошедшим Рождеством!
    3. Чернорицкая Ольга Леонидовна (ol-olga@narod.ru) 2006/01/10 10:31 [ответить]
      > > 2.Обморшев М. Г.
      
      >Полнее скажу в концепции.
      >С прошедшим Рождеством!
      
      Спасибо, огромная прямо-таки концепция вместо реплики. Я просто в растерянности - хоть весь прочий материал из журнала выкидывай, а это оставляй, ну да ладно, не последний номер выпускаем. Не войдет в первый - продолжение во втором будет.
      
      
      
    4. *Николай Чуксин (nick1159@hotmail.com) 2006/01/10 10:47 [ответить]
      Здравствуйте, Олюшка!
      
      Очень хорошая статья, нужная встреча.
       Коротко по сути.
       Общество, единственной целью которого является потребление, обречено на бесконечные крысиные гонки, которые генерируют не столько победителей, сколько проигравших. Их удел - отчуждение, одиночество, алкоголь, наркотики. Ну, и преступность.
       Думаю, что безудержное потребление является следствием того самого индивидуализма, на котором покоится либеральная демократия американского типа. Да, потребительство стимулирует производство, вообще, технический прогресс, то есть, истощение природных ресурсов и загрязнение среды. В этом смысле оно ничуть не лучше гонки вооружений - та же бесцельная трата невосполнимых природных и человеческих ресурсов.
       Опасность потребительства еще и в том, что стимулируя технический прогресс, оно стимулирует повышения уровня военного противостояния, тем самым вовлекает в эти крысиные гонки все страны. И мы, и китайцы вполне могли бы в силу традиции обойтись более низким уровнем потребления. Но отстанешь в технике и технологии - потеряешь страну, потеряешь свободу и независимость.
       А то, что статусный тоталитаризм, внешним проявлением и неотъемлемым элементом которого является потребительство, опаснее и тотальнее гулаговского, для меня абсолютно ясно.
       Цивилизация потребления находится на гибельном пути, и совращение молодежи (а все образы, стереотипы и кумиры, генерируемые телевидением направлены именно на это) является таким же преступлением, как пропаганда насилия или расовой неприязни.
       Я так думаю.
       Мои извинения, что не мог принять участие. Был уверен, что Вы позвоните Сергею.
      
      С поклоном,
      Нико

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"