Я летела над Самиздатом, и занимала меня сегодня тема снов, вернее, даже не тема, а дух и сущность сновидений.
Встречались мне разные люди: те, кто уже давно покинул Самиздат, и те, кто только пришел сюда. Но я нашла то, что искала.
Сновидения можно рассматривать на нескольких уровнях. Начнем с самого простого:
1. То о чем пишет Фрейд и его последователи, подавленные желания, которые возвращаются к нам в виде картинок, когда мы не бодрствуем. Это достаточно примитивный уровень, хотя на нем основан весь американский психоанализ. Мы здесь останавливаться не будем, потому что к настоящим сновидениям он особого отношения не имеет, представляя собой продукт психической деятельности.
2. Сновидения, которые складываются из "бывалых впечатлений" (по Павлову), это наши незавершенные дела, яркие впечатления, мысли, которые крутятся у нас в голове в течение дня, а потом имеют продолжение во снах. Это тоже простой уровень, ведь он представляет собой калейдоскоп, в конечном счете, ничего не значащий. Сюда же можно отнести и сновидения, вызванные внешними факторами. Например, в комнате душно, и человеку снится, что его душит змея, звонит телефон в реальном мире, и звонок появляется во сне, голоса в комнате или за стеной тоже могут стать его частью, свет, раздражающий полуприкрытые глаза и т.д.
3. Сновидения, также являющиеся продолжением мыслей, но более "глобально", что ли. Их еще можно назвать вопросами или запросами, когда человек чем-то всецело занят или очень сильно хочет что-то узнать. К таким снам относятся таблица Менделеева, своеобразные ответы, получаемые через сны за счет работы мозга, логики и интуиции, которые складывают во сне информацию в стройную систему. Эти сновидения уже представляют интерес, но мы будем говорить сегодня о более глубинных уровнях.
Внимание! Дальнейшие уровни доступны не всем людям и, по мнениям некоторых, являются плодом фантазии. Но так как часть людей не видит сны или их не запоминает (попробуйте доказать таким, что сновидения существуют), так и эти уровни сновидения требуют некоторых базовых способностей.
4. Пророческие сновидения. Существует несколько разновидностей таких снов: те, что сбываются в точности, и те, что сбываются в своей части (это может быть деталь, ощущение, ход событий, указание объекта). Также можно отнести к пророческим сновидениям не только временные "путешествия" в прошлое или будущее (и то, и другое может быть возможным), но и пространственные, когда человек видит или знает, что происходит на большом (или небольшом) расстоянии. Нельзя сказать, что этот уровень сна в чем-то менее сложен, чем все последующие, просто задействованы разные способности.
5. Сны знания. Один из самых непонятных видов сновидений. Мы все хорошо помним, что дети нередко разговаривают на странных языках, часто знают то, что им знать не положено (обычно по возрасту или за неимением доступа к подобной информации). Впоследствии при процессе взросления эти знания практически всегда утрачиваются, но некоторые сохраняют умение получать информацию непонятно откуда до глубокой старости.
6. Сны путешествия. Их еще называют управляемыми снами, Кастанеда и Павич пытались их описать, но думаю, что оба далеки от истины. Это те сновидения, где работают все чувства: и зрение, и слух, и вкус, и запах, и прикосновение, и ярки эмоции. Эти сновидения реальны, сновидец редко осознает, что спит. По мнению некоторых, занимающихся "практикой" сновидения, это и есть реальность, даже своеобразные путешествия в параллельные миры. Остается открытым вопрос: можно ли подчинить сон своей воле, встретиться во сне с другими сновидцами, попасть в плен или погибнуть. Тема эта очень сложна и требует дискуссии с теми, кто действительно владеет такими способностями. Но если реальны все ощущения, то почему не быть действительностью и такому сну?
7. Сны творчества. Их очень трудно описать. Если верить теориям Юнга, то именно через такие сновидения к авторам обращается коллективное бессознательное, ведь "разум и сознание спят" в это время. Единственный признак такого сновидения - то, что в "реальный" мир автор приносит что-то: от идеи до готового текста. Обычно такие произведения на порядок выше сконструированных разумом.
8. Сны жизней. Это, наверное, самое сложное. Если во снах путешествиях сновидец практически всегда помнит, кто он, откуда, сохраняет накопленный жизненный опыт, то в этих сновидениях забывается все, что было известно сновидцу в реальном мире. Это просто иная жизнь, еще одна, со своими законами, иногда от рождения до смерти. Может измениться все: возраст, пол, положение в обществе, взгляды на жизнь, только ядро личности, на которое не влияет социализация, сохраняется.
Можно ли вынести пользу из подобных сновидений? Конечно, можно! Но об этом позднее, а сейчас обратимся к произведениям авторов, что попались мне на страницах Самиздата.
В своем обзоре я, как всегда, во главу угла ставила наличие у рассказа души. Ведь даже очень хорошо написанное произведение мертво, если автор не вдохнул в него жизнь, не поделился собственной душой. И в то же время, в живом можно легко исправить ошибки, хотя в таком произведении они практически не влияют на восприятие.