83. М. Ровная (mr42103@gmail.com) 2019/08/09 04:17
[ответить]
>>82.Охэйо Аннит
Гениально :).
Эта версия, как и положено хорошей гипотезе, объясняет вещи, на первый взгляд друг с другом не связанные. От набора несовместимых, из разных стран и времён, изуверств до скоростной передачи информации в мире без телеграфа, телефона и радио. Значит, Ваша версия верна - воистину, так и было :)
82. *Охэйо Аннит2019/08/07 18:57
[ответить]
Кстати, вдруг придумалось, что Арканар - это вовсе не царство мрака и срака, а ролевые игры Странников, которые косплеят нормальный уровень религиозного изуверства. Или вообще экзотический сервис, типа современных квестов "Усадьба маньяка" :) А тут появляется какой-то дон Румата и вдруг начинает спасать грамотеев (которые только что заплатили 100500 денег за Настоящие Притеснения Инквизиции). В общем, в итоге Румату забанили, как злостного тролля и читера :)
81.Удалено написавшим. 2019/05/23 18:21
80. *Такто2019/05/23 02:10
[ответить]
.
Концепция интересная, но как и всякая концепция не лишена определенного схематизма...
Если не держаться схемы, то у Стругацких можно найти в текстах свою долю "низа"... Включая добротные межгендерные отношения...
Другое дело, что они тут не особенно культивируются и относятся ко второму и третьему плану, но отрицать напрочь их не приходится...
Даже "Понедельник", не знающий слов любви как старый королевский солдат, тоже не чурается какой-нибудь флиртующей ведьмочки Стеллы из лаборанток, с намеком на возможное бурное продолжение знакомства... Но - за кадром... Ибо общая цель текста иная...
Но дело не в этом... АБС пишут о Грядущем - а принадлежит ли наш нынешний "низ" к Грядущему?..
Ответ не очевиден...
К примеру, чего ради в светлом Будущем заниматься вульгарным белковым метаболизмом, как ныне, то бишь попросту говоря, вводить в пищеглотку некие биологические продукты для последующего переваривания и удаления отходов?..
А может куда лучше без этого?.. - Без белкового метаболизма вообще? Бытовать в форме энергетического поля не токмо на планете Земля, а - в масштабах Метагалактики?..
И что тогда будет играть роль тонизаторов жизненной радости?..
А вот же - эпистемы всякие информационные... То бишь - то самое знание, приводящее по факту получения неземную радость, что нынче и описать невозможно, только предвидеть?..
А отношения полов не обязательно выражать через соитие белковых организмов... Может в полевых формах оно куда сподручней?..
Кстати, у Азимова в "Сами боги" как раз и описан вариант таких информационно-энергетических соитий, - но только вариант...
Кто знает, сколько их может быть - и какие!..
Наш нынешний "низ", даже если держаться не только верха, всё-таки не исчерпывает все возможные приятные "низы" в нашем бесконечном саморазвитии...
:)
79. Лепрекон2019/05/25 11:51
[ответить]
>> #абыреутам :
Сколько не абырь - увы, Elefanten - und nach ihrem Leben - Elefanten.
Прискорбно, когда мысли не только "нежити", но и людей пахнут ацетоном.
78. Чернецкий Михаил (stalker-mike@yandex.ru) 2019/05/22 23:54
[ответить]
>>Многие справедливо критикуют братьев, что в их Арканаре "не реальное Средневековье", а предельно странный, высосанный из пальца конструкт.
Средневековье - оно разное. Было и такое, и похуже.
Хотя, бред про "фашизм", конечно, книгу не украшает.
В бытовой лексике фашизм - это любая тирания. В этом смысле ничего принципиального в Арканаре не поменялось - ни с "дорэбовских" времен, ни после его перворота.
В научной лексике фашизм - это способ, которым пользуется крупная буржуазия для отвлечения пролетариата от классовой борьбы идеей "единства нации - одна партия во главе страны, один фюрер во главе партии". Плюс - преследования тех, кому это не нравится. Крупной буржуазии в Арканаре нет. Идеи единства нации - тоже. В Арканаре есть преследование умников, но для фашизма это как раз нехарактерно. А преследования противников режима - характерны, но они в средневековье - как раз норма.
>>76.Muller
>Арканар в "Трудно быть богом" - это вообще не Средневековье (братцы все же образованные люди и определенный кругозор имели),
Нет, "кругозор" и сказки апологетов средневековья - это вещи разные. Непохоже, что Стругацкие воспитывалисть на "Властелине колец".
> ...а смачный посмертный пинок в адрес Берии и его команды,
Даже интересно, что общего у Берии и Рэбии. Сколько слышу эту точку зрения - столько удивляюсь...
> а если смотреть ширше - тоскливый вой гуманитариев на тему "караул, грязные инженегры отнимают у нас право определять будущее".
Да вроде Румата с этими "инженеграми" в основном согласен (читаем его монологи и диалог с Будахом).
Хотя, "в главном вы правы": в идеологическом плане - бредовая книга.
Это ж надо - фактически отрицать опыт СССР по вытягиванию из средневековья Монголии и Средней Азии! Даже непонятно, как такое пропустили.
Я сначала думал, что это у них гипертрофированный вульгарный материализм, отрицающий не только роль личности в истории, но даже роль соседней высокоразвитой цивилизации.
Потом прочитал у Перумова, что Борис Стругацкий ему сказал, будто Румата - это прототип их друзей-диссидентов. Тогда все стало на места: не мог диссидент менять руководство страны - значит, надо было высосать из пальца обстоятельства, мешающие Румате это делать.
В результате Антон только помогает "коллегам-диссидентам" бежать за границу и финансирует крестьянскую войну (тут диссидент может представлять, как он распределяет "пыченки" Госдепа среди бандеровцев :)...
77. Чернецкий Михаил (stalker-mike@yandex.ru) 2019/05/22 23:26
[ответить]
Мария, может, вам это показалось?
В Записках о Шерлоке Холмсе эти темы тоже не муссируются. Если авторы не описали подробно, чем занимались Румата с Кирой - это не повод для ваших выводов. А что леди Окана ему не понравилась - так требования к гигиене у мужчин разные.
Отдых на природе вполне представлен (даже, если не брать "планету активного отдыха и охоты" - Пандору)
Украшения квартиры и одежды не припомню - наверно, не увлекались - опять же, вкусы у писателей бывают разные. Стругацкие, видимо, больше гурманы: "Ася была в расстроенных чувствах. Закваска Пашковского, доставлявшаяся на деликатесный комбинат прямиком с Пандоры (в живых мешках биоконтейнеров, покрытых терракотовой изморозью, ощетиненных роговыми крючьями испарителей, по шесть килограммов драгоценной закваски в каждом мешке), закваска эта опять взбунтовалась. Вкусовой запах ее самопроизвольно перешел в класс "сигма", а горькость достигла последнего допустимого градуса. Совет экспертов раскололся. Магистр потребовал впредь до выяснения прекратить производство прославленных на всю планету "алапайчиков", а Бруно - дерзкий болтун, мальчишка, нахал - заявил: с какой это стати? Никогда в жизни он не осмеливался пикнуть против Магистра, а сегодня вдруг принялся ораторствовать. Рядовые любители-де такого изменения во вкусе попросту не заметят, а что касается знатоков-де, то он голову дает на отсечение - по крайней мере каждого пятого такая вкусовая вариация приведет-де в восторг..."
Что до косметики и бижутерии - не забывайте, что представления о красоте у людей разные. Вот, папуасы и индейцы все тело раскрашивают и цацки навешивают. А в средневековом Новгороде даже были законы, ограничивающие количество килограммов (!) украшений, которое имела право надеть женщина в соответствии со своим социальным статусом. Вполне возможно, что Стругацким нравилось красивое спортивное тело без грима и побрякушек - вполне их понимаю.
76. Muller (cdsk@yandex.ru) 2019/05/23 13:33
[ответить]
>Многие справедливо критикуют братьев, что в их Арканаре "не реальное Средневековье", а предельно странный, высосанный из пальца конструкт.
Арканар в "Трудно быть богом" - это вообще не Средневековье (братцы все же образованные люди и определенный кругозор имели), а смачный посмертный пинок в адрес Берии и его команды, а если смотреть ширше - тоскливый вой гуманитариев на тему "караул, грязные инженегры отнимают у нас право определять будущее". Я терпеть не могу поздних Стругацких, и меня бесит их "Полдень". С моей колокольни, у них, кроме раннего - хороших вещей ровно две: "Понедельник" и "Пикник на обочине". Ефремову, нашему миротворцу номер раз, можно простить все, он детдомовец и вечный странник, он просто не знал, как по другому жить, и, сам того не понимая, выписал общество, напрочь переломанное ядерной войной, принявшее ее правила выживания за норму и добродетель (!!!!!!) и шагнувшее в космос прямиком из постапокалипсиса. Это мир постъядерных Алис Селезневых, въехавших в прекрасное далеко на бронепоезде. Снегов, когда писал ЛКБ (в рамках его традиции) - не понял трагедии Ефремова, и получилась на редкость наивная, но добрая фантастика. Люди как дети. А вот Стругацких я не прощу. Так испохабить коммунизм надо суметь.
Вся наша позднесоветская фантастика, по сути, из Стругацких и выросла. А русская альтернативная история, как жанр, выросла именно из отрицания максим Стругацких. Из отрицания гуманитарного подхода к будущему и синдрома выученной беспомощности. Знаете, с кого началась наша АИ, как жанр (а не ветка ПСФ, ведь и Лукьяненко, и Звягинцев, и многие другие пытались альтернативно-исторические вещи писать)? С Конюшевского. Который сказал: единица - не ноль, как вышло в "Попытке к бегству", единица в нужном месте и в нужное время - сила исторического масштаба. Собственно, отсылок к Стругацким в "Попытке возврата" полно, включая название произведения и фамилию героя (араб. Саул - ивр.Шуаль - лис - Лисов), вышла могучая деконструкция образа. И понеслась... Люди, которые всосали АИ, твердо знают: они вправе менять ход истории, главное, правильно попасть, ведь историю пишут не боги, цари и герои, а простые парни-попаданцы.
75. *Nazgul (pavel.alekseevich.k@gmail.com) 2019/05/22 21:44
[ответить]
Почитал текст. Потом почитал комментарии. Решил вставить словечко...
Так вышло, что я в своих текстах анализирую причины и технологии так сказать "истории воспитания нового человека" в Союзе ССР.
Стругацкие, как "продукт" упомянутого воспитания - крайне интересный пример-образец. Они, сначала, пали его жертвами, а потом - старались придумать "как лучше" и не справились. Попытка негодными средствами.
Есть люди, которые поковырялись в теме творчества братьев Стругацких гораздо глубже. Мне с ними не сравниться. Но, кое-что новое я нарыл.
Пример:
Многие справедливо критикуют братьев, что в их Арканаре "не реальное Средневековье", а предельно странный, высосанный из пальца конструкт.
Смесь буквально детских фантазий (!) и политической пропаганды. "Это могло понравиться только людям, которые не учили в школе историю" (с)
При этом "Трудно быть богом" - роман очень искренний и захватывающий.
Видно, что ОНО писалось "как для себя" и от всей души. В чем дело?
Ответ очень простой - книжку написали взрослые дяденьки, которые "не чуяли" историю Средневековья. Вообще! На уровне детских впечатлений.
Почему?
А потому, что с 1923 по 1933 год в школах СССР предмет "история" - НЕ ПРЕПОДАВАЛСЯ. Совсем. А потом, постепенно - вводилась до предела политизированная версия "истории", очень мало похожая на реальность.
Какое понимание Средневековья, по итогу, сформировалось у детей, обучавшихся в советской школе 30-40-х годов - мы в ТББ и прочитали. Волосья дыбом... по всему телу... и на всех головах...
Спасибо Надежде Константиновне Крупской, которая практически лично, на десятки лет вперед заложила базовые основы советского образования.
Другой момент.
Все отмечают у основных героев Стругацких так называемую "выученную беспомощность". Неспособность принимать решения и нести за содеянное ответственность. При этом, именно их романы нам преподносили, как не менее чем "набросок коммунистического будущего". Его эскизный проект.
Братья были обласканы, рукопожаты и в самые глухие годы - прекрасно издавались. На жизнь хватало, пресловутой "антисоветчины" цензура из текстов вычищала немного и журила за "фиги в кармане" снисходительно.
Критики отмечали, что "теория воспитания" в Мире Полудня плоховато сочетается с выдающимися образцами советской педагогической мысли, а шедевральную "Педагогическую поэму" А. С. Макаренко - братья словно бы и не читали. Реальный опыт коммунистического воспитания не учтен.
А почему?
А потому, что упомянутая Надежда Константиновна Крупская, до самой смерти (!) - была главным врагом Макаренко, гнобила его и сживала со свету. Во времена "системы Крупской" (до середины 1940-х годов) даже простое чтение "Педагогической поэмы" в системе образования - жестко каралась. Этот кусок опыта и эмоционального настроя - прошел мимо...
Энергичные и не зашоренные "воспитанием" коммунары Макаренко - к тем коммунарам, которых изобразили Стругацкие в Мире Полудня, никакого отношения не имеют. Там - скорее "культурные еврейские мальчики" (из хороших ленинградских семей). Ну не подпрыгнули братья выше головы...
Не было у них в детстве ни опыта самостоятельной работы руками (по воле Крупской - обучение ручному труду в школах было ликвидировано), ни тем более - опыта самостоятельного технического творчества. Этот момент особенно заметен в "Понедельнике начинающемся в субботу", но и по другим текстам - характерные "маркеры беспомощности" рассыпаны.
Собственно говоря, на примере их творчества мы получили возможность увидеть того идеального советского человека, которого проектировали и воспитывали в СССР, после отказа от цели строительства коммунизма.
В качестве наиболее наглядной иллюстрации "идеала" - я сделал плакат: http://samlib.ru/img/k/kucher_p_a/162810-3_hleb/glava6plakat-ob-ogne-2.jpg
Ничего личного, простая подборка картинок разных лет на "пожарную" тематику. Обратите внимание, что довоенный Ленинград - в воспитании упомянутой "выученной беспомощности" опередил страну на десятилетия.
А в заключение, должен сказать о пресловутом "материальном изобилии".
Сегодня мало кто помнит, что предвоенные Москву и Ленинград снабжали пром-товарами и продовольствием по так называемому "особому списку".
Что это означало?
Во-первых, все зарплаты в 3-4 раза выше, чем "за 101-м километром".
Во-вторых, полное (!) "товарное обеспечение" этих зарплат. Очередей в Москве и Ленинграде не было. Полки магазинов - ломились от вещей и продуктов. Население обеих столиц СССР перед войной составляло 5% от союзного, но на его долю приходилось до 50% всех продаваемых мясных и молочных продуктов "высокого передела" (колбас, копченостей, сыров) и более 30% промышленных товаров народного потребления из "средней" и "высшей ценовой категории" (мебели, импортной и просто качественной одежды, посуды, автомобилей и бытовой техники). Если перевести ситуацию на современные термины, то "уровень жизни" в довоенных Москве и Ленинграде превышал "среднесоюзный", как минимум, в 15-20 раз! Это при том, что после завершения острого кризиса начала 30-х годов, наши люди, в подавляющем большинстве - уже не голодали. В лаптях больше не ходили, "христа ради" кусочек хлеба не просили. Именно в такой атмосфере "полного изобилия" прошло детство обеих Стругацких. Что позже наложило отпечаток на всё их творчество.
Не надо требовать от людей невозможного.
Как смогли - так свой Полдень и описали.
Вне контекста эпохи, которая их окружала, формировала и уродовала - критиковать литературное наследие братьев не корректно. IMHO...
P. S.
Личный опыт применения "психостимуляторов" у старшего Стругацкого, Аркадия Натановича определенно был. Это всё время сквозит в текстах.
Как участник подготовки Токийского процесса - он просто обязан был знать про "амфетаминовое похмелье" накрывшее Японию осенью 1945 года.
В романе "Обитаемый остров" - оно довольно ярко изображается. Там же десятки миллионов (!) людей на "спидах" сидели... Япония 40-х годов - крупнейший в мире производитель и потребитель психостимуляторов.
Судя по всему, данное знание ему страшно не нравилось. Рекламировать использование психостимуляторов среди советской молодежи он не стал.
74. Nemo2019/05/22 13:37
[ответить]
73.М. Ровная 71.Nemo
> Вы возражаете в стиле '- У балерин натруженные ноги. - Нет, они же в пачках'.
И пачки предполагают, что натруженные ноги творят чудо, поэтому слово "натруженные" применимо к ногам... напр, официанток, а не балерин:)
> я больше не буду ничего объяснять.
ну, моя совесть чиста - я спросила разрешение на постинг. поэтому извинений за время, затраченное вами на ответ, не приношу.