Ровная Мария Зиновьевна : другие произведения.

Комментарии: Уроки Стругацких
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Ровная Мария Зиновьевна (mr42103@gmail.com)
  • Размещен: 25/03/2015, изменен: 25/03/2015. 17k. Статистика.
  • Эссе: Критика
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Критика (последние)
    10:19 Дагестанцы х. "Россия - Украина" (1)
    07:35 Нейтак А.М. "Музыка и клипы" (271/1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (3): 1 2 3
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    12:43 "Технические вопросы "Самиздата"" (184/47)
    12:43 "Форум: все за 12 часов" (245/101)
    10:42 "Форум: Трибуна люду" (850/21)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    12:51 Чваков Д. "Шлак, версия" (6/5)
    12:47 Баламут П. "Ша39 Перспективные Ошс" (231/4)
    12:46 Безбашенный "Запорожье - 1" (976/19)
    12:43 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (586/4)
    12:43 Дубровская Е.В. "А я мечтаю и пою" (2/1)
    12:43 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (184/47)
    12:43 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (35/11)
    12:42 Егорыч "Ник Максима" (19/18)
    12:41 Темежников Е.А. "В С Рима 753-550 до н.э" (2/1)
    12:37 Шейко М.А. "Под знамёнами льва" (78/1)
    12:29 Лера "О вреде генеральной уборки" (20/5)
    12:23 Карман В., Фейги "Почему Паниковский умней Корейко" (1)
    12:23 Коркханн "Угроза эволюции" (754/43)
    12:14 Васильева Т.Н. "Зажигалка" (53/1)
    12:13 Детектив-Клуб "Правила конкурса "Арена детективов" " (162/3)
    12:10 Фатеева Л.Ю. "Имплантант" (32/2)
    12:07 Поэтико "Сп-24: Правила голосования" (46/4)
    12:06 Мананникова И. "Пушистый маленький зверёк" (3/2)
    11:49 Князев Ю. "Сонет реке Оттер" (5/1)
    11:49 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (614/6)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    83. М. Ровная (mr42103@gmail.com) 2019/08/09 04:17 [ответить]
      > > 82.Охэйо Аннит
      
      Гениально :).
      Эта версия, как и положено хорошей гипотезе, объясняет вещи, на первый взгляд друг с другом не связанные. От набора несовместимых, из разных стран и времён, изуверств до скоростной передачи информации в мире без телеграфа, телефона и радио. Значит, Ваша версия верна - воистину, так и было :)
    82. *Охэйо Аннит 2019/08/07 18:57 [ответить]
      Кстати, вдруг придумалось, что Арканар - это вовсе не царство мрака и срака, а ролевые игры Странников, которые косплеят нормальный уровень религиозного изуверства. Или вообще экзотический сервис, типа современных квестов "Усадьба маньяка" :) А тут появляется какой-то дон Румата и вдруг начинает спасать грамотеев (которые только что заплатили 100500 денег за Настоящие Притеснения Инквизиции). В общем, в итоге Румату забанили, как злостного тролля и читера :)
    81.Удалено написавшим. 2019/05/23 18:21
    80. *Такто 2019/05/23 02:10 [ответить]
      .
      Концепция интересная, но как и всякая концепция не лишена определенного схематизма...
      
      Если не держаться схемы, то у Стругацких можно найти в текстах свою долю "низа"... Включая добротные межгендерные отношения...
      
      Другое дело, что они тут не особенно культивируются и относятся ко второму и третьему плану, но отрицать напрочь их не приходится...
      
      Даже "Понедельник", не знающий слов любви как старый королевский солдат, тоже не чурается какой-нибудь флиртующей ведьмочки Стеллы из лаборанток, с намеком на возможное бурное продолжение знакомства... Но - за кадром... Ибо общая цель текста иная...
      
      Но дело не в этом... АБС пишут о Грядущем - а принадлежит ли наш нынешний "низ" к Грядущему?..
      
      Ответ не очевиден...
      
      К примеру, чего ради в светлом Будущем заниматься вульгарным белковым метаболизмом, как ныне, то бишь попросту говоря, вводить в пищеглотку некие биологические продукты для последующего переваривания и удаления отходов?..
      
      А может куда лучше без этого?.. - Без белкового метаболизма вообще? Бытовать в форме энергетического поля не токмо на планете Земля, а - в масштабах Метагалактики?..
      
      И что тогда будет играть роль тонизаторов жизненной радости?..
      
      А вот же - эпистемы всякие информационные... То бишь - то самое знание, приводящее по факту получения неземную радость, что нынче и описать невозможно, только предвидеть?..
      
      А отношения полов не обязательно выражать через соитие белковых организмов... Может в полевых формах оно куда сподручней?..
      
      Кстати, у Азимова в "Сами боги" как раз и описан вариант таких информационно-энергетических соитий, - но только вариант...
      
      Кто знает, сколько их может быть - и какие!..
      
      Наш нынешний "низ", даже если держаться не только верха, всё-таки не исчерпывает все возможные приятные "низы" в нашем бесконечном саморазвитии...
      :)
    79. Лепрекон 2019/05/25 11:51 [ответить]
      > > #абыреутам :
      Сколько не абырь - увы, Elefanten - und nach ihrem Leben - Elefanten.
      Прискорбно, когда мысли не только "нежити", но и людей пахнут ацетоном.
    78. Чернецкий Михаил (stalker-mike@yandex.ru) 2019/05/22 23:54 [ответить]
      >>Многие справедливо критикуют братьев, что в их Арканаре "не реальное Средневековье", а предельно странный, высосанный из пальца конструкт.
      
      Средневековье - оно разное. Было и такое, и похуже.
      
      Хотя, бред про "фашизм", конечно, книгу не украшает.
      В бытовой лексике фашизм - это любая тирания. В этом смысле ничего принципиального в Арканаре не поменялось - ни с "дорэбовских" времен, ни после его перворота.
      В научной лексике фашизм - это способ, которым пользуется крупная буржуазия для отвлечения пролетариата от классовой борьбы идеей "единства нации - одна партия во главе страны, один фюрер во главе партии". Плюс - преследования тех, кому это не нравится. Крупной буржуазии в Арканаре нет. Идеи единства нации - тоже. В Арканаре есть преследование умников, но для фашизма это как раз нехарактерно. А преследования противников режима - характерны, но они в средневековье - как раз норма.
      
      > > 76.Muller
      >Арканар в "Трудно быть богом" - это вообще не Средневековье (братцы все же образованные люди и определенный кругозор имели),
      
      Нет, "кругозор" и сказки апологетов средневековья - это вещи разные. Непохоже, что Стругацкие воспитывалисть на "Властелине колец".
      
      > ...а смачный посмертный пинок в адрес Берии и его команды,
      
      Даже интересно, что общего у Берии и Рэбии. Сколько слышу эту точку зрения - столько удивляюсь...
      
      > а если смотреть ширше - тоскливый вой гуманитариев на тему "караул, грязные инженегры отнимают у нас право определять будущее".
      
      Да вроде Румата с этими "инженеграми" в основном согласен (читаем его монологи и диалог с Будахом).
      
      Хотя, "в главном вы правы": в идеологическом плане - бредовая книга.
      Это ж надо - фактически отрицать опыт СССР по вытягиванию из средневековья Монголии и Средней Азии! Даже непонятно, как такое пропустили.
      Я сначала думал, что это у них гипертрофированный вульгарный материализм, отрицающий не только роль личности в истории, но даже роль соседней высокоразвитой цивилизации.
      Потом прочитал у Перумова, что Борис Стругацкий ему сказал, будто Румата - это прототип их друзей-диссидентов. Тогда все стало на места: не мог диссидент менять руководство страны - значит, надо было высосать из пальца обстоятельства, мешающие Румате это делать.
      В результате Антон только помогает "коллегам-диссидентам" бежать за границу и финансирует крестьянскую войну (тут диссидент может представлять, как он распределяет "пыченки" Госдепа среди бандеровцев :)...
      
    77. Чернецкий Михаил (stalker-mike@yandex.ru) 2019/05/22 23:26 [ответить]
      Мария, может, вам это показалось?
      В Записках о Шерлоке Холмсе эти темы тоже не муссируются. Если авторы не описали подробно, чем занимались Румата с Кирой - это не повод для ваших выводов. А что леди Окана ему не понравилась - так требования к гигиене у мужчин разные.
      Отдых на природе вполне представлен (даже, если не брать "планету активного отдыха и охоты" - Пандору)
      Украшения квартиры и одежды не припомню - наверно, не увлекались - опять же, вкусы у писателей бывают разные. Стругацкие, видимо, больше гурманы: "Ася была в расстроенных чувствах. Закваска Пашковского, доставлявшаяся на деликатесный комбинат прямиком с Пандоры (в живых мешках биоконтейнеров, покрытых терракотовой изморозью, ощетиненных роговыми крючьями испарителей, по шесть килограммов драгоценной закваски в каждом мешке), закваска эта опять взбунтовалась. Вкусовой запах ее самопроизвольно перешел в класс "сигма", а горькость достигла последнего допустимого градуса. Совет экспертов раскололся. Магистр потребовал впредь до выяснения прекратить производство прославленных на всю планету "алапайчиков", а Бруно - дерзкий болтун, мальчишка, нахал - заявил: с какой это стати? Никогда в жизни он не осмеливался пикнуть против Магистра, а сегодня вдруг принялся ораторствовать. Рядовые любители-де такого изменения во вкусе попросту не заметят, а что касается знатоков-де, то он голову дает на отсечение - по крайней мере каждого пятого такая вкусовая вариация приведет-де в восторг..."
      Что до косметики и бижутерии - не забывайте, что представления о красоте у людей разные. Вот, папуасы и индейцы все тело раскрашивают и цацки навешивают. А в средневековом Новгороде даже были законы, ограничивающие количество килограммов (!) украшений, которое имела право надеть женщина в соответствии со своим социальным статусом. Вполне возможно, что Стругацким нравилось красивое спортивное тело без грима и побрякушек - вполне их понимаю.
      
    76. Muller (cdsk@yandex.ru) 2019/05/23 13:33 [ответить]
      >Многие справедливо критикуют братьев, что в их Арканаре "не реальное Средневековье", а предельно странный, высосанный из пальца конструкт.
      Арканар в "Трудно быть богом" - это вообще не Средневековье (братцы все же образованные люди и определенный кругозор имели), а смачный посмертный пинок в адрес Берии и его команды, а если смотреть ширше - тоскливый вой гуманитариев на тему "караул, грязные инженегры отнимают у нас право определять будущее". Я терпеть не могу поздних Стругацких, и меня бесит их "Полдень". С моей колокольни, у них, кроме раннего - хороших вещей ровно две: "Понедельник" и "Пикник на обочине". Ефремову, нашему миротворцу номер раз, можно простить все, он детдомовец и вечный странник, он просто не знал, как по другому жить, и, сам того не понимая, выписал общество, напрочь переломанное ядерной войной, принявшее ее правила выживания за норму и добродетель (!!!!!!) и шагнувшее в космос прямиком из постапокалипсиса. Это мир постъядерных Алис Селезневых, въехавших в прекрасное далеко на бронепоезде. Снегов, когда писал ЛКБ (в рамках его традиции) - не понял трагедии Ефремова, и получилась на редкость наивная, но добрая фантастика. Люди как дети. А вот Стругацких я не прощу. Так испохабить коммунизм надо суметь.
      
      Вся наша позднесоветская фантастика, по сути, из Стругацких и выросла. А русская альтернативная история, как жанр, выросла именно из отрицания максим Стругацких. Из отрицания гуманитарного подхода к будущему и синдрома выученной беспомощности. Знаете, с кого началась наша АИ, как жанр (а не ветка ПСФ, ведь и Лукьяненко, и Звягинцев, и многие другие пытались альтернативно-исторические вещи писать)? С Конюшевского. Который сказал: единица - не ноль, как вышло в "Попытке к бегству", единица в нужном месте и в нужное время - сила исторического масштаба. Собственно, отсылок к Стругацким в "Попытке возврата" полно, включая название произведения и фамилию героя (араб. Саул - ивр.Шуаль - лис - Лисов), вышла могучая деконструкция образа. И понеслась... Люди, которые всосали АИ, твердо знают: они вправе менять ход истории, главное, правильно попасть, ведь историю пишут не боги, цари и герои, а простые парни-попаданцы.
    75. *Nazgul (pavel.alekseevich.k@gmail.com) 2019/05/22 21:44 [ответить]
      Почитал текст. Потом почитал комментарии. Решил вставить словечко...
      Так вышло, что я в своих текстах анализирую причины и технологии так сказать "истории воспитания нового человека" в Союзе ССР.
      Стругацкие, как "продукт" упомянутого воспитания - крайне интересный пример-образец. Они, сначала, пали его жертвами, а потом - старались придумать "как лучше" и не справились. Попытка негодными средствами.
      Есть люди, которые поковырялись в теме творчества братьев Стругацких гораздо глубже. Мне с ними не сравниться. Но, кое-что новое я нарыл.
      Пример:
      Многие справедливо критикуют братьев, что в их Арканаре "не реальное Средневековье", а предельно странный, высосанный из пальца конструкт.
      Смесь буквально детских фантазий (!) и политической пропаганды. "Это могло понравиться только людям, которые не учили в школе историю" (с)
      При этом "Трудно быть богом" - роман очень искренний и захватывающий.
      Видно, что ОНО писалось "как для себя" и от всей души. В чем дело?
      Ответ очень простой - книжку написали взрослые дяденьки, которые "не чуяли" историю Средневековья. Вообще! На уровне детских впечатлений.
      Почему?
      А потому, что с 1923 по 1933 год в школах СССР предмет "история" - НЕ ПРЕПОДАВАЛСЯ. Совсем. А потом, постепенно - вводилась до предела политизированная версия "истории", очень мало похожая на реальность.
      Какое понимание Средневековья, по итогу, сформировалось у детей, обучавшихся в советской школе 30-40-х годов - мы в ТББ и прочитали. Волосья дыбом... по всему телу... и на всех головах...
      Спасибо Надежде Константиновне Крупской, которая практически лично, на десятки лет вперед заложила базовые основы советского образования.
      Другой момент.
      Все отмечают у основных героев Стругацких так называемую "выученную беспомощность". Неспособность принимать решения и нести за содеянное ответственность. При этом, именно их романы нам преподносили, как не менее чем "набросок коммунистического будущего". Его эскизный проект.
      Братья были обласканы, рукопожаты и в самые глухие годы - прекрасно издавались. На жизнь хватало, пресловутой "антисоветчины" цензура из текстов вычищала немного и журила за "фиги в кармане" снисходительно.
      Критики отмечали, что "теория воспитания" в Мире Полудня плоховато сочетается с выдающимися образцами советской педагогической мысли, а шедевральную "Педагогическую поэму" А. С. Макаренко - братья словно бы и не читали. Реальный опыт коммунистического воспитания не учтен.
      А почему?
      А потому, что упомянутая Надежда Константиновна Крупская, до самой смерти (!) - была главным врагом Макаренко, гнобила его и сживала со свету. Во времена "системы Крупской" (до середины 1940-х годов) даже простое чтение "Педагогической поэмы" в системе образования - жестко каралась. Этот кусок опыта и эмоционального настроя - прошел мимо...
      Энергичные и не зашоренные "воспитанием" коммунары Макаренко - к тем коммунарам, которых изобразили Стругацкие в Мире Полудня, никакого отношения не имеют. Там - скорее "культурные еврейские мальчики" (из хороших ленинградских семей). Ну не подпрыгнули братья выше головы...
      Не было у них в детстве ни опыта самостоятельной работы руками (по воле Крупской - обучение ручному труду в школах было ликвидировано), ни тем более - опыта самостоятельного технического творчества. Этот момент особенно заметен в "Понедельнике начинающемся в субботу", но и по другим текстам - характерные "маркеры беспомощности" рассыпаны.
      Собственно говоря, на примере их творчества мы получили возможность увидеть того идеального советского человека, которого проектировали и воспитывали в СССР, после отказа от цели строительства коммунизма.
      В качестве наиболее наглядной иллюстрации "идеала" - я сделал плакат:
      http://samlib.ru/img/k/kucher_p_a/162810-3_hleb/glava6plakat-ob-ogne-2.jpg
      Ничего личного, простая подборка картинок разных лет на "пожарную" тематику. Обратите внимание, что довоенный Ленинград - в воспитании упомянутой "выученной беспомощности" опередил страну на десятилетия.
      А в заключение, должен сказать о пресловутом "материальном изобилии".
      Сегодня мало кто помнит, что предвоенные Москву и Ленинград снабжали пром-товарами и продовольствием по так называемому "особому списку".
      Что это означало?
      Во-первых, все зарплаты в 3-4 раза выше, чем "за 101-м километром".
      Во-вторых, полное (!) "товарное обеспечение" этих зарплат. Очередей в Москве и Ленинграде не было. Полки магазинов - ломились от вещей и продуктов. Население обеих столиц СССР перед войной составляло 5% от союзного, но на его долю приходилось до 50% всех продаваемых мясных и молочных продуктов "высокого передела" (колбас, копченостей, сыров) и более 30% промышленных товаров народного потребления из "средней" и "высшей ценовой категории" (мебели, импортной и просто качественной одежды, посуды, автомобилей и бытовой техники). Если перевести ситуацию на современные термины, то "уровень жизни" в довоенных Москве и Ленинграде превышал "среднесоюзный", как минимум, в 15-20 раз! Это при том, что после завершения острого кризиса начала 30-х годов, наши люди, в подавляющем большинстве - уже не голодали. В лаптях больше не ходили, "христа ради" кусочек хлеба не просили. Именно в такой атмосфере "полного изобилия" прошло детство обеих Стругацких. Что позже наложило отпечаток на всё их творчество.
      Не надо требовать от людей невозможного.
      Как смогли - так свой Полдень и описали.
      Вне контекста эпохи, которая их окружала, формировала и уродовала - критиковать литературное наследие братьев не корректно. IMHO...
      
      P. S.
      Личный опыт применения "психостимуляторов" у старшего Стругацкого, Аркадия Натановича определенно был. Это всё время сквозит в текстах.
      Как участник подготовки Токийского процесса - он просто обязан был знать про "амфетаминовое похмелье" накрывшее Японию осенью 1945 года.
      В романе "Обитаемый остров" - оно довольно ярко изображается. Там же десятки миллионов (!) людей на "спидах" сидели... Япония 40-х годов - крупнейший в мире производитель и потребитель психостимуляторов.
      Судя по всему, данное знание ему страшно не нравилось. Рекламировать использование психостимуляторов среди советской молодежи он не стал.
    74. Nemo 2019/05/22 13:37 [ответить]
       73.М. Ровная
       71.Nemo
      
      > Вы возражаете в стиле '- У балерин натруженные ноги. - Нет, они же в пачках'.
      И пачки предполагают, что натруженные ноги творят чудо, поэтому слово "натруженные" применимо к ногам... напр, официанток, а не балерин:)
      
      > я больше не буду ничего объяснять.
       ну, моя совесть чиста - я спросила разрешение на постинг. поэтому извинений за время, затраченное вами на ответ, не приношу.
      
      
      
      
    Страниц (3): 1 2 3

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"