Даэ : другие произведения.

Песня кадавра: Фанфикописцы, игры и Зеркала Судеб

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как выяснилось, по фанфикам можно определять наличие целого набора деструктивных жизненных сценариев, которыми руководствуется фикрайтер.


   Здравствуйте, дорогие мои фанфиковеды. Вы не ошиблись, это очередная песня кадавра. Она будет ироничной, если не сказать издевательской, и просто-таки пропитанной отдельными идеями Эрика Берна.
  
   Но это не главное - во всяком случае, для меня. Главное то, что материалом для анализа на этот раз послужили мои собственные "рассказы", написанные в возрасте 13- 16 лет (в том числе - по "Секретным материалам" и "Властелину колец"). Таким образом, песни кадавра естественным и неизбежным образом соединились в монолитный сплав с моими прогонами на тему психологии.
  
   Эрика Берна я решила приложить к своим текстам неспроста.
  
   Во-первых, некоторые его выкладки окончательно убедили меня в том, что в какой-то момент жизни ребёнок/подросток остро нуждается в получении определённого текста, который можно назвать инициаторным. Об этом я пела в четвёртой песне кадавра. Бёрн фактически подтверждает этот тезис; разница лишь в терминологии: по версии трансакционных аналитиков, существует такая страшная штука, как жизненный сценарий, который приобретается в дошкольном возрасте и окончательно закрепляется в подростковом. По Берну, именно жизненный сценарий определяет, какие сюжеты будут больше всего нравиться ребёнку (а в дальнейшем и взрослому). Потому в подростковом возрасте ребёнок находит "своё" произведение, которое помогает ему закреплять жизненный сценарий. А если не находит или находит почти то, что нужно, - пишет фанфик.
  
   Во-вторых, логичнее сначала опробовать логически-препарационный аппарат на себе, а потом, после получения результата, применять его на других. Забегая вперёд, скажу, что методология препарации фанфиков based on Берн себя зарекомендовала очень хорошо. Буду и дальше ею пользоваться.
  
   К сожалению, сохранились далеко не все тексты, когда-либо выходившие из-под моего пера. Некоторые из них я помню хорошо (во всяком случае, сюжеты), некоторые - почти совсем не помню, а жаль: чем больше материала для анализа, тем лучше.
  
   Сначала - о жизненных сценариях. Потом - о поведенческих моделях.
  
   Через все мои детско-подростковые рассказы красной нитью проходят несколько основных, можно сказать - краеугольных, моментов сценария, без которых, надо полагать, он не может стать реальным.
  
   Первый и самый заметный "пунктик". Все героини моих рассказов непременно теряли отцов и/или значимых для них мужчин - что, в сущности, одно и то же. Девочка из несохранившегося рассказа про поиски Камелота и эльфка-нольдо потеряли отцов, дама-детектив из фанфика про "Секретные материалы" (классный был кроссовер с "Горцем"!) - старого друга, дама-астронавт из рассказа по "Shadow Riders" (был такой мультсериал) - вообще всех друзей, причём мужеского пола.
  
   Нужно ли говорить, что мои мать и отец развелись, когда мне было три месяца от роду?.. А отчим умер, когда мне было девять.
  
   Пункт второй. Все мои героини были стр-р-рашно таинственными, неразговорчивыми и замкнутыми. В фанфике по "Секретным материалам" я сравнивала своё альтер-эго с невозмутимым китайским божком, в рассказах по Толкину - с камнем или изваянием. Чаще всего под внешней твердокаменностью и резкостью скрывалась нежная и ранимая душа, которая только и делала, что страдала от всеобщего непонимания...
  
   Да-да, вылитая я пяти- или даже десятилетней давности. Я тяжело сходилась с людьми, сильно напоминая улитку в рыцарских доспехах, к тому же едущих по рельсам (шаг вправо, шаг влево, любая спонтанность - расстрел). Что касается резкости, то это мне и сейчас свойственно: я практикую превентивные нападения (т.е. если думаю, что меня вот-вот назовут плохой - и надо будет защищаться, то просто бью первой. Больно. Рука у меня тяжёлая).
  
   Пункт третий. У моих героинь, при всей их замечательности и невдолбенной крутости, были Страшные Тайны. Именно Страшные, и именно Тайны. И эти Тайны были настолько тёмными и гнетущими, что героини никому не позволяли себя любить и самой судьбой были обречены на одиночество. Одна из персонажек в фанфике по Толкину (эльфка) была дочерью Саурона, ещё одна - просто из нолдор (все они, как известно, братоубийцы, подлецы и предатели); детектив из фика по "Икс файлам", как вы уже догадались из примечания про кроссовер с "Горцем", была бессмертной, что в мире людей само по себе большой грех. Ещё одна дева из незаконченной повести про друидов была предсказательницей и частенько впадала в транс, во время которого себя не контролировала.
  
   И за всеми этими Страшными Тайнами стояло простое, плоское, как блин, и огромное, как Плоский Мир, убеждение: я - плохая. Я, чёрт возьми, настолько плохая, что меня не то что любить нельзя - ко мне и приближаться-то не следует.
  
   Помню, как-то в детстве я своим закадычным подружкам написала проникновенное письмо, общее содержание которого сводилось к просьбе "бросьте меня, я же плохая и не гожусь вам в друзья". Подружки, к счастью, не поняли, о чём речь, поскольку такие игры (в терминологии Бёрна) не практиковали. Тогда всё обошлось. Но очень и очень многие вещи в своей жизни я сделала по принципу "накажу себя сама, потому что я плохая".
  
   Пункт четвёртый. Единственной возможностью для получения чужого внимания у героинь моих фанфиков было физическое недомогание (ранение, неизлечимая болезнь, этсетера). Всё остальное время они не нуждались в участии, любви и прочих "телячьих нежностях": Вечные Ценности (тм), Высокие Отношения (тм) и Борьба За Добро и Справедливость были для них куда важнее.
  
   Это очень интересный момент. Не Борьба За Добро и Справедливость, конечно, а болезнь как индульгенция: больному можно то, чего как бы нельзя здоровому. Можно жаловаться, быть слабым, требовать внимания и заботы - и всё это, так сказать, безнаказанно. Я сама большую часть своей жизни получала внимание именно по этой модели: наличие младшего брата, неполная семья, работающая мать тому только способствовали. В сущности, на меня обращали внимание только тогда, когда я болела. Начинались пляски с таблетками, бульончиками и вкусностями. Всё остальное время я была предоставлена самой себе; общение с матерью и бабушкой проходило в режиме "доброе утро - вот завтрак - вот ужин - как дела в школе - спокойной ночи". Не удивительно, что вплоть до этого года я болела тяжело, долго, с постоянными истериками и - барабанная дробь - только тогда, когда обо мне было кому заботиться. Ещё одна жизненная модель, прямиком мигрировавшая в мои ранние тексты.
  
   Пункт пятый, в комментариях не нуждающийся. Почти все главные героини моих фанфиков погибали мучительной смертью. Ещё один привет от чувства вины: в подростковом возрасте я была уверена, что не доживу до 21 года.
  
   Жизненный сценарий
  
   С помощью выделенных из моих ранних фанфиков моделей, в принципе, можно довольно точно описать жизненный сценарий, который зиждется на этих моделях. Если представить, что фанфики написаны не мной, которая активно занимается охотой на внутренних тараканов, а среднестатистической девочкой-подростком без склонности к саморефлексии, то получится примерно следующее.
  
   Во-первых, красивый уход в закат из-за некой "Страшной Тайны" свидетельствует о глубоком непроработанном чувстве вины: тягу к самонаказанию провоцирует только и исключительно она. Выбранная для избавления от чувства вины модель означает, что девочку на протяжении всей жизни будут бросать и предавать близкие ей люди. Во всяком случае, она сделает для этого всё возможное.
  
   Во-вторых, для того чтобы удержать близких, девочка будет долго и тяжело болеть, потому что больных не бросают: это подло, низко, аморально и всё такое. Прекрасным дополнением к установке "не бросайте меня, я же слаб и беспомощен" станет искренняя ненависть к собственному телу, поскольку тело будет платить девочке той же монетой.
  
   В-третьих, у неё навряд ли будут нормальные взаимоотношения с противоположным полом (отношение к своему телу, плюс отрицательный образ мужчин - они бросают, плюс всё то же чувство вины).
  
   В-четвёртых, она не доживёт до пенсионного возраста, поскольку свято уверена в том, что должна умереть молодой.
  
   Не особо оптимистично, да? А ведь это не самый плохой случай.
  
   Как бы выводы
  
   В принципе, можно открывать собственное агентство по предсказанию судьбы. С хрустальными шарами, благовониями и таинственным полумраком. Правда, гадать надо будет не на картах Таро и не на рунах, а на фанфиках.
  
   Это я к тому, что - теоретически - вполне можно делать выводы об особенностях психической конституции человека на основе его текстов. Для этого необходим ряд условий; в частности, фанфик должен быть предельно простым, без малейшего намёка на интеллектуальность); кроме того, нужно хоть что-то знать о его авторе. Но при соблюдении этих условий - почему бы и нет? После обработки определённого массива текстов можно составить настоящий реестр, в котором будут описаны различные психоблоки - и то, как они влияют на содержание фанфиков. И будет у нас психологический аналог И-Цзина.
  
   И счастье, конечно, тоже.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"