Даэ : другие произведения.

Песня кадавра: Фанфики, капитализм и цоперайт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Короткая заметка о фанфикшене как явлении, связанном с рынками вторичных вселенных.


   Случилось страшное, товарищи. Я уже ответила самой себе на вопрос об истоках подросткового фанфикшена, после чего исследовать писанину девочек пубертатного возраста стало скучно. В связи с этим тема мэрисьюшек временно объявляется закрытой. А открытой - тема фанфикшена как явления и, шире, феномена вторичных вселенных как информационных объектов.
  
   Это, доложу я вам, - непаханое поле, и пахать его нужно с помощью когнитивной психологии, семиотики, онтолингвистики, отдельных маркетинговых инструментов и, простигосподи, общей культурологии. Одно ясно точно: никто не уйдёт обиженным, достанется всем - и джедаям, и эльфам, и маленьким зелёным человечкам, и любителям шинигами. *здесь должен зазвучать демонический хохот*
  
   Первый подход к снаряду принёс мне следующие выводы.
  
   Вывод первый. Оптимальный объект для исследования - вторичные вселенные, пользующиеся массовой популярностью. Понятно, что они должны обладать набором неких особенностей, которые обеспечивают эту самую популярность. Причем особенности эти должны быть общими, практически универсальными: несмотря на непомерное самомнение (уникальность, индивидуальность и прочая), присущее ныне носителям условно-европейской культуры, базовые свойства человеческого мозга и человеческой психики являются общими для всех. Сценарии, психоблоки и поведенческие модели счётны; следовательно, счётны и запросы на определённый тип информационного стимулирования, формируемые обществом.
  
   Вывод второй. Лучше всего считывает эти запросы современная медиаиндустрия (в самом широком смысле - от телевизионщиков до голливудских сценаристов). Ничем другим бешеную популярность (читай - почти наркотическую зависимость людей от) отдельных информационных продуктов объяснить невозможно.
  
   В этом смысле наиболее наглядными примерами являются вторичные вселенные, ориентированные на подростков и представляющие собой сугубо коммерческие продукты (кстати, сразу оговорюсь, что речь идёт о запросах, формируемых в рамках западного и, Щже, российского общества; скажем, о психологии и запросах японских подростков я рассуждать пока не берусь, поэтому не рассматриваю классификацию аниме, прекрасно отражающую эти самые запросы).
  
   Вывод третий. Наиболее чёткий и легко коммерциализируемый запрос исходит со стороны девочек-девушек 15-18 лет (та самая позитивная фаза пубертата, о которой я писала в предыдущей песне кадавра).
  
   Девочки нуждаются в информационном стимулировании (и, соответственно, вторичных вселенных как информационных объектах) весьма определённого типа: грубо говоря, им нужны реальности, в которых они могут легко и с удовольствием представить себя самих во "взрослой", сексуально или хотя бы романтически нагруженной роли. Для этого вторичная вселенная должна обладать всего тремя параметрами: 1) она должна быть красива, 2) она должна быть легкой для восприятия, узнаваемой (Добро и Зло, да-да-да) и "взрослой" в плане используемого языка, 3) там должны быть привлекательные мужские персонажи. Наличие женских персонажей, с которыми можно проассоциироваться, возможно, но не обязательно.
  
   Есть несколько хороших примеров вторичных вселенных, созданных прицельно под этот вот запрос и неплохо прижившихся в России ("Сейлор Мун", "Зачарованные"). Самый поздний и самый успешный из них - "Сумерки", которые, с точки зрения инициационных процессов, являются идеальным продуктом. Там есть всё: подростковый эротизм (страстные поцелуи при запретности и невозможности секса), обмороки, Высокие Отношения ТМ, богоподобные мужские персонажи в количестве, дай боже памяти, четырёх-пяти штук и пр.
  
   Вывод чётвертый. Как показывает практика, если вторичная вселенная с нужными параметрами предоставлена девочкам не будет, они вполне могут приспособить для своих инициационных целей любую другую реальность. Или вообще создать свою собственную (см. сайт "Самиздата", он изобилует "Мэри-Сью"-ориджиналами). В этом смысле содержание текста совершенно не важно, важно наличие трёх описанных выше параметров.
  
   Что характерно, существует масса мерсьюшных фанфиков по "Властелину колец" и "Гарри Поттеру", содержательно не особо подходящим под девочковый инициационный запрос, но обладающим всеми нужными свойствами (красота, "взрослость" языка, мужские персонажи). В то время как по "Хроникам Нарнии", написанным в стилистике поучительных историй для детей и порицающим женскую сексуальность, мне пока удалось найти только один фанфик класса "Мэри-Сью инсайд".
  
   Пока как-то так. Буду думать на тему дальше.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"