Даэ : другие произведения.

Песня кадавра: Фанфики, хотелки и маркетинг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Короткий обзор, посвящённый способам, с помощью которых умные люди создают спрос на вторичные вселенные.


   Не прошло и двух лет, как я написала очередную песню кадавра. Тем, кто пропустил предыдущие серии, сообщаю, что я закончила разбираться с подростковым фанфикшеном и начала копать тему вторичных вселенных, пользующихся массовым спросом. Фанфикшен, кстати, является одним из побочных эффектов "потребления" подобных вторичных вселенных.
  
   Как известно, вторичные реальности вполне себе успешно существуют в системе товарно-денежных отношений. В этой связи меня заинтересовал вопрос о том, за счёт каких свойств и потребностей аудитории создатели (ну, или правообладатели) вторичных реальностей выжимают из этой аудитории биовыживательные бумажки деньги.
  
   В моём представлении, капитализация вторичных реальностей может опираться на следующие свойства аудитории:
  
   Потребность в завершённости. Я понимаю, что формулировка получилась более чем расплывчатая, но тем не менее. Цепочка "завязка - развитие действия - кульминация - развязка" возникла не на пустом месте: она намертво связано с форматом человеческого мышления, с функционированием нашей, простигосподи, психики. Этот вопрос я буду разбирать подробно в одной из следующих песен кадавра, в рамках же данного конкретного текста скажу только, что все "серийные" вторичные реальности ("Гарри Поттер", "Звёздные войны", "Доктор Хаус", "Сумерки" и пр.) эксплуатируют человеческую потребность в завершении сюжетов (сценариев, гештальтов). Так преданные фанаты годами ждут новых книг, фильмов, etc.
  
   Потребность в причастности, тесно связанная с процессом восприятия вторичной реальности и с идентичностями потребителей (хотя сами по себе идентичности - отдельный полезный инструмент). "Получи кусочек любимой реальности за деньги!..": кто-то покупает билет на Багамы, а кто-то - билет в кино и футболку с Леголасом. Побочные товары, имеющие символическую связку с популярной вторичной вселенной, обеспечивают немалую долю прибыли владельцев этой вселенной. Футболки, кепки, блокноты, пластиковые кольца всевластья, тематические детские наборы в "МакДональдсе", магниты на холодильник... Моё поколение наверняка помнит массу журналов с наклейками по мотивам популярных мультфильмов и сериалов - лично у меня были журналы "Элен и ребята", "Король-лев" и даже "Властелин Колец" (не знаю, делают ли такие сейчас).
  
   В этом смысле фанфикотворчество является созданием причастности вне товарно-денежных отношений. Вторичные реальности натянули нос своим создателям: для того чтобы быть частью полюбившегося мира, не обязательно платить деньги. Можно сесть и создать свой собственный кусочек этого мира, да ещё и поделиться им с другими. Это, в целом, объясняет периодические крестовые походы против фанфикописцев - как со стороны издательств, так и со стороны отдельных авторов.
  
   Потребность в инициации. Об этом я уже писала (см. текст "Песня кадавра: Фанфикописцы, Юнг и Леди С Косой"), тем не менее, напишу ещё раз: вторичные вселенные для подростков являются отдельным сегментом этой индустрии и во многом являются базой для инициации подростков во взрослый мир. Это не считая гипотетической воспитательной функции, конечно (привет мультикам про моряка Попая и его шпинат).
  
   Субкультурные идентичности. Фандомы являются мощными и, самое главное, предельно понятными рынками. Будучи системами неформальных, при этом достаточно тесных социальных связей, фандомы представляют собой идеальные целевые аудитории: тут вам и сетевой маркетинг, и легкость обратной связи (наиболее прозорливые создатели сериалов сейчас очень плотно взаимодействуют с фанатскими тусовками, чтобы своевременно корректировать сюжетные линии и не терять аудиторию), и всегда верные потребители.
  
   Отдельно следует заметить, что в фандомах существуют внутренние, не связанные с владельцами вторичных вселенных товарно-денежные отношения, собственные индустрии (одно российское околотолкинское и околоролевое сообщество с его кузнецами, швеями, модельерами, ювелирами и пр. чего стоит), календарь мероприятий (коны, семинары и круглые столы, тематические вечеринки). Подозреваю, что этот "производный рынок" сам по себе вызывает лютую ненависть у владельцев вторичных вселенных, поскольку организовать производство всех возможных сопутствующих товаров (= удовлетворить весь потенциальный спрос) у оных владельцев нет никакой возможности, а это означает потерю денег.
  
   Логика коллекционирования. Наиболее яркий (и, пожалуй, хронологически первый) пример - культура комиксов в США, за короткое время обросшая массой коллекционных товаров (не считая коллекционирования комиксов как таковых). Существуют критерии, по которым определяется ценность сопутствующих товаров. Нераспакованные фигурки, неразрезанные комиксы и пр. являются, простигосподи, объектами инвестиций: в них вкладывают деньги, как в вино, с расчетом перепродать лет этак через тридцать-сорок, когда стоимость соответствующих товаров вырастет, - ну, или просто гордиться обладанием чем-то уникальным. Хотя лучше бы гордились набором генов, ей-богу, он тоже почти у всех уникален.
  
   Вообще, конечно, в бизнес-модели, эксплуатирующей страсть к коллекционированию (буквально-таки к завершению гештальтов!), нет ничего особенного. Она не уникальна и может использоваться практически где угодно: наглядными примерами могут служить "Киндер-сюрприз", коллекционные издания книг ("Комсомольская правда" на этом изрядно наживается) и прочие как бы уникальные товары, включая всю линейку продукции Apple.
  
   Как-то так.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"