Данилова Ирина : другие произведения.

Родовое гнездо Андрея Кончаловского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "СветопреДставление"
  РОДОВОЕ ПОМЕСТЬЕ АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО
  Без преувеличения Андрея Кончаловского можно назвать человеком мира, столько времени он живет и работает в разных странах: Америке, Франции, Италии, Англии, Китае. Но среди сотни других одно место особенно дорого режиссеру - дом на Николиной Горе, в получасе езды от Москвы, где с 1951 года живет семья Михалковых.
  "Мне важно, что я живу на Николиной Горе, на этой земле, - рассказывает Андрей Кончаловский. - Ведь наша семья обосновалась здесь более 50 лет назад, у нас с братом был свой дом, а рядом у родителей - свой. Тут прошла моя юность и с этим местом связано столько ярких воспоминаний..." К примеру, как студенты ВГИКа Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский писали здесь сценарии к картинами "Иваново детство" и "Андрей Рублев". А затем, в комнате Натальи Петровны Кончаловской, матери режиссера, в компании друзей зачитывали свои работы, после чего накрывался стол, выставлялись угощения и за рюмкой "кончаловки" - водки, приготовленной по особому семейному рецепту на основе смородиновых почек, обсуждалось только что услышанное...
  Так что не удивительно, что проведя много лет вдали от этого дома в Америке и Европе, Андрей Сергеевич вместе с женой Юлией вернулся в "родовое гнездо". Точнее, в 2000-м году Кончаловский и Высоцкая всего лишь на летние месяцы решили перебраться из Лос-Анджелеса на подмосковную дачу. Однако вместо летних месяцев супруги провели на Николиной горе целый год, после чего решили, что окончательно переезжают сюда жить. В родном доме Андрей Сергеевич чувствовал себя превосходно, а вот Юля долго привыкала к новому месту. "Я и до этого приезда видела дом на Николиной горе: однажды мы проезжали мимо с Андреем Сергеевичем, и он через раскрытые ворота указал: "Вон, смотри, там наша дача". Только заходить не стали, потому что там все было перекопано, шла стройка дачи Никиты Сергеевича Михалкова..." Сейчас дачи братьев стоят друг напротив друга: Никита Сергеевич перестроил дом, где когда-то они жили с братом, а Андрей Сергеевич занял дом матери. "Споров о том, кто и где будет жить, у нас никогда не возникало, - делится Кончаловский. - Когда я уехал в Америку, Никита занял дом, где мы с ним жили, потом стали его перестраивать. Здесь же всегда жила наша мама, и этот дом оставался для меня".
  "И когда мы сюда въехали, все было уютно, - продолжает рассказ Юлия, - но дом все равно казался мне не то, что необжитым, но чужим. Сначала я принялась все мыть, драить, чистить, ведь когда приходишь в новое место, хочется, чтобы в нем "тобой пахло". А потом родилась идея его перестроить, захотелось размаха. К примеру, слишком маленькой оказалась кухня, и когда приходили гости, все превращалось в кавардак". Кончаловский давно хотел сделать в доме просторный холл, библиотеку. Только, как он признается, сначала об этом можно было только мечтать, потому что не было ни денег, ни возможности. Правда, когда режиссер в начале 90-х вернулся в Россию, он все же надстроил над двумя этажами третий, где сейчас находится его кабинет. Но все равно участок, на котором стоит "родовое гнездо" Михалковых, не позволял большого размаха. И лишь когда соседка продала Андрею Сергеевичу свою территорию, мечта стала приближаться к своему осуществлению.
  Но Кончаловский поставил перед собой непростую задачу: он ни в коем случае не хотел кардинально менять мамин дом, поэтому новая часть должна была полностью вписаться в общую картину. Зато сейчас режиссер с гордостью рассказывает, что в старой части не изменилась ни одна доска, ему удалось соединить элементы старого и нового. Хотя некоторая перепланировка родительской части произошла: там, где раньше была кухня, - детская ванная; вместо веранды - теперь зимний сад, а еще в этой части дома - спальни супругов, кабинет Кончаловского и спортивная комната. А новая часть дома - это в основном гостиная, над которой, на балконе, - библиотека, а в подвальном помещении - просторные кухня и столовая.
  Споров с Юлей по тому, как должен выглядеть их общий дом, у Кончаловского практически не возникало. Разве что пару раз. "Вообще, я ничего не смыслю в архитектуре, поэтому всю концепцию дома придумывал муж, - признается актриса. - Но иногда я все же вмешивалась. К примеру, те арки в гостиной, которые теперь мне очень нравятся, до строительства вызывали у меня отторжение. И я очень рада, что муж со мной не согласился и сделал по-своему. Зато кухню, столовую, мою ванную и спальню оформили так, как того хотелось мне". Юлия решила, что кухня должна быть в прованском стиле. Просмотрев десятки книг, она выбирала понравившиеся шкафы, стулья, столы, набрасывала эскизы, по которым российские мастера изготовили мебель. Идею по оформлению столовой, находящейся рядом с кухней, дали... два резных стула трехсотлетней давности. Ориентируясь на них, изготовили всю мебель в столовой - и похожие стулья, и большой обеденный стол. И лишь по тому, как должна выглядеть ее ванная, Юля не нашла поддержки у мужа: "Я хотела, чтобы в ней были бревна и даже деревянный пол, придумывая, что буду очень аккуратной, даже душ не стану принимать, а только лежать в ванной при свечах. Но Андрей Сергеевич меня переубедил, сказав, что это неразумно. Теперь там теплый, темный камень".
  За наполнение дома - какими будут внешняя и внутренняя отделки - полностью отвечал Андрей Кончаловский. "Муж любит старую мебель, мне же просто важно, чтобы было уютно, симпатично", - объясняет Высоцкая. И в подтверждение ее слов режиссер добавляет: "В нашем доме, за исключением компьютеров и проигрывателей, нет современных вещей. Я не люблю модерн, от которого у меня ощущение как в приемной у гинеколога. Мне не нравится врачебная чистота, ведь жизнь сама по себе не стерильна. Ко всему прочему, я не сторонник одного стиля в интерьере, поэтому в доме нет единого стиля, никаких мебельных комплектов. Все вместе, все намешано, как в жизни. Конечно, предметы отбираются, но все равно это свободный полет".
  В дом на Николиной горе практически ничего специально не приобреталось. Многое привезено сюда из прежних мест, где жила чета Кончаловских. Так, кресло начала прошлого века уже давно было куплено на барахолке Лос-Анджелеса, из этого же города переехал новенький диван. Незначительная часть мебели перешла по наследству: к примеру, кровать из карельской березы в виде ладьи, на которой сейчас спит 7-летняя дочь Высоцкой и Кончаловского Маша, досталась от дедушки, Сергея Владимировича Михалкова. А в комнате двухлетнего Пети стоит печка-голландка, собственноручно раскрашенная Натальей Петровной Кончаловской . В холле у огромного, во всю стену окна, - рояль начала ХХ века. В детстве Андрей Сергеевич разучивал на нем гаммы, теперь же Маша и Петя пытаются исполнить что-то свое...
  И все-таки одно основательное приобретение Андрей Кончаловский сделал - две массивных лестницы и библиотека из ореха, которые режиссер заказал в Китае и полтора года ждал, когда китайские мастера выполнял заказ. "Я люблю культуру Китая, - рассказывает Андрей Сергеевич. - А китайское искусство можно везде поставить, оно легко сочетается с нашим деревянным домом". Впрочем, из страны восходящего солнца в доме Кончаловских еще много всякой-всячины: вазы, ширмы, статуэтки. Юля Высоцкая шутит, что когда они все это накупили, то поняли: ставить будет некуда. Решили, в крайнем случае, подарят друзьям. Только оказалось, что все предметы так хорошо встали в доме, что расставаться ни с чем не захотелось.
  Теперь интерьер дома изредка дополняется вещицами, которые Андрей Сергеевич покупает на всевозможных блошиных рынках, по которым обожает побродить, или у друзей, привозящих из Голландии и Китая интересные старинные предметы. А недавно он приобрел в Азербайджане целых 30 медных тазов с ручками. "Я уже давно думал, чем украсить лампы под полотком в зале. Недавно поехал в Азербайджан снимать фильм про Гейдара Алиева и увидел, какие чудесные тазы делают местные мастера, понял, что из них получатся прекрасные светильники и тут же заказал целую партию ..." Кстати, к освещению в доме Кончаловский подошел крайне серьезно. В зале свет выставляли так долго и тщательно, как софиты в театре, а точки, где теперь светильники, сверяли вплоть до сантиметра.
  И, пожалуй, единственные комнаты, в которых еще до завершения оформления далеко - детские. "Мы никак не можем с мужем договорить по тому, как надо их оформить, поэтому они до сих пор в таком незавершенном состоянии, - объясняет Высоцкая. - Я считаю, что надо купить хоть какую-то мебель, а потом, со временем, найти подходящую. Муж же уверен: надо сразу купить то, что будет стоять всегда..." Впрочем, споры между Андреем Кончаловским и Юлией Высоцкой происходят не только по оформлению детских, но и по воспитанию детей. Только эти споры не касаются важных тем, а так, по мелочам, например, можно ли детям съесть больше сладкого, чем положено. Как говорит Юля, Андрей Сергеевич - родитель более мягкий, чем она, поэтому может позволить, к примеру, Маше съесть лишнюю шоколадку. "Когда я ей запрещаю, боясь, что у нее начнется аллергия, она тут же бежит к папе, смотрит на него просящими глазками, и он, конечно, не может отказать". А какое-то время, признается Высоцкая, маленький Петя вообще общался только с папой: "Когда ему был год-полтора, он меня просто игнорировал! Мало того, что его первое слово было "папа", так он шел только к Андрею Сергеевичу Стоило тому где-то кашлянуть, сразу несся туда, сидел за столом только рядом с ним, лез только в его тарелку и всегда говорил мне, что он - папин. Правда, когда Андрей Сергеевич уезжал, то и мама вроде как пригождалась. Сейчас этот период закончился, но тогда я очень переживала".
  Теперь же Юлия переживает по другим поводам: недавно она согласилась сняться в главной роли в детективном сериале по Устиновой "Первое правило королевы". Вся работа проходит в Киеве, поэтому актрисе приходится подолгу отсутствовать дома. Да и Андрей Кончаловский сейчас недолго задерживается в Москве - ставит в Варшаве спектакль "Король Лир", а в Америке готовит сериал "Марко Поло". "Из-за съемок я не могу быть ни с детьми, ни с мужем. Это первый раз, когда мы так надолго расстаемся, - рассказывает Высоцкая. - И для меня это сложное время, ведь я всегда стараюсь, когда муж работает, быть рядом с ним, поддерживать его. Не думаю, что в скором времени снова соглашусь на съемки и пойду на такие жертвы".
  Правда, чтобы в Варшаве Андрей Сергеевич не скучал, недавно ему в компанию отправили Машу. Но и то ненадолго, ведь в этом году девчушка пошла в первый класс во французскую школу при посольстве, где все предметы, математика, география, история, - исключительно на французском. "У Маши, Павлика и меня - помимо российского, еще и французское гражданство, которое нам досталось в наследство от прежней жены Андрея Сергеевича, француженки Вивиан Годэ. И мы с мужем решили, что наши дети должны чисто говорить на языке той страны, подданными которой являются. Я считаю, что благодаря языку у детей появляется возможность жить, где они захотят, учиться там, где понравится, у них будет больше выбора". Кстати, Юле тоже пришлось выучить язык, ведь чтобы получить французский паспорт, надо было сдавать экзамены в посольстве. "Только я еще не так его хорошо его знаю. И поражаюсь Машке, которая вовсю болтает на арго. Но думаю, что обязательно подучу язык, когда поеду в Варшаву к мужу..."
  А недавно Юля была даже готова выучить польский, лишь бы получить роль в постановке мужа "Король Лир". "Я завидую артистам, с которыми он сейчас работает. И напрашивалась в спектакль, даже обещала выучить роль на польском языке. Только мне ответили, что и без меня в Польше достаточно хороших артисток, в чем я не сомневалась". Впрочем, Высоцкая тоже не остается без внимания своего режиссера. В 2004 году Андрей Кончаловский поставил с Юлей в главной роли спектакль "Чайка", а в начале этого - "Мисс Жюли". А в следующем году режиссер готовится к съемкам в России художественного фильма "Глянец" о девушке, мечтающей попасть на обложки глянцевых изданий. И наверняка найдет в нем роль для своей любимой актрисы.
  А пока Юля с нетерпением ждет, когда закончатся съемки в сериале, чтобы все дни проводить с детьми и снять новые серии кулинарной программы "Едим дома". Несмотря на то, что программа идет уже третий сезон, ведущая говорит, что ни чуточки от нее не устала и порой сама смотрит с увлечением: "Иногда удивляюсь: надо же, какой классненький рецепт! Вообще, готовлю я с удовольствием не только на программе, но и дома, люблю побаловать мужа". Только Юля признается, что самый вкусный завтрак в ее жизни был приготовлен все-таки Андреем Сергеевичем: "Это было в Лондоне, 1 января. Он сварил душистый кофе, подогрел молоко, пожарил хлеб, с которого стекал растопленные рокфор. А после мы пошли в театр, и в антракте муж принес мороженое. Ничего вкуснее, чем в тот день, я никогда не ела..."
  
   ОПУБЛИКОВАНО В "7 ДНЯХ"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"