Ирена Нико: другие произведения.

Юрий Никулин

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА НИКУЛИНЫХ
  Цирк на Цветном бульваре знаменит не только тем, что он один из старейших в России - его история начинается с 1880 года, но и тем, что 15 лет художественным руководителем в нем работал самый любимый клоун страны - Юрий Никулин. И сейчас в его просторном кабинете все осталось без изменений, словно хозяин ненадолго вышел и вот-вот вернется. У окна на чайном столике стоит большой тульский самовар, окруженный многочисленными кружками - сюда частенько приходили друзья Никулина и устраивались веселые посиделки. На стене тикают часы, по которым вряд ли кто-либо сверяет время, потому что они вопреки законам механики ходят задом наперед. Изредка на рабочем столе звонит телефон, точнее, не звонит, а гавкает - потому что это игрушечная голова лохматой собаки, которая при этом еще и хлопает ушами и глазами. Да и вообще, в кабинете нет ни одной обыкновенной вещи. Никулину было важно создать атмосферу праздника и для себя, и для каждого, кто оказывался в гостях. Ведь человек приходил ни куда-нибудь, а в ЦИРК! А цирк - это волшебная страна, где живут самые необычные, особенные люди. Поэтому и кабинет главного человека в цирке никак не мог быть просто кабинетом серьезного начальника. Здесь каждый предмет должен быть со своим настроением
   Близкие вспоминают, что долгое время у Юрия Владимировича была любимая игрушка - деревянное яйцо в коробочке. Он любил крутить его в руке. Когда же кто-то начинал хитрить и говорил неправду, он просил того: "Видишь коробочку? Открой..." Человек брал, открывал, доставал яйцо, на котором крупными буквами было написано: "Не морочьте мне яйца". Но это редкая игрушка в кабинете, понятная только взрослым. Остальные доступны и малышам, которые приходили сюда с родителями, друзьями Никулина, и отсюда их за уши нельзя было вытащить. Только представьте: телефон лает, зеркало - смеется, повсюду - сотни разнообразных клоунов: огромных, больших, маленьких и крошечных. Кстати, их коллекция у Никулина собралась сама по себе: друзья и знакомые привозили керамических, стеклянных, пластмассовых, тряпичных весельчаков из разных уголков мира. И теперь их скопилось столько, что представляют внушительную армию, способную развеселить каждого.
  Клоуны занимают не только все полки в шкафу. Плакаты с их изображением висят и по стенам кабинета. Чуть ли не центральное место занимает огромная черно-белая фотография Чарли Чаплина, чьем творчеством восхищался Юрий Никулин. А рядом - знаменитые афиши с двумя клоунскими силуэтами: один принадлежит Никулину, второй - его незаменимому напарнику Михаилу Шуйдину, вместе с которым они много лет делали незабываемые номера. А над дверью - любимая картина Юрия Владимировича из фильма "Ко мне, Мухтар!", которую ему на 70-летие подарили с Петровки, 38. На ней актер в зимнем солдатском тулупе и шапке, рядом с ним - овчарка. Никулин шутил, что такую красивую картину мог нарисовать только самый лучший художник среди милиционеров и самый лучших милиционер среди художников.
  Но кабинет Юрия Никулина отличается от многих других руководящих кабинетов не только редкими предметами. Необычно так же то, что в нем никого никогда не вызывали на ковер и не делали жестоких выговоров - по воспоминаниям, худрук и голос-то повышал редко. А дверь почти всегда была открыта - в кабинет входили без звонка. И порой заходили сюда не только работники цирка или друзья Никулина, но и простые люди. Они приезжали из разных уголков страны, чтобы увидеть знаменитого клоуна, а заодно и попросить у него, как это часто бывает, о помощи: одолжить денег или снять квартиру. Кстати, Юрий Владимирович этому не противился - любил общаться с людьми и из цирка, и вне его стен.
  Вот и сейчас дверь в кабинет открыта. Правда, теперь в цирк не может зайти каждый желающий - охрана внимательно следит за теми, кто проходит через служебный вход. Во всем остальном здесь ничего не изменилось: по-прежнему проходят совещания, переговоры, отмечаются праздники, премьеры и дни рождения. И вот уже несколько лет консультантом по творческим вопросам в нем работает Наталья Николаевна Никулина, супруга Юрия Владимировича. Напротив же этого кабинета находится другой - генерального директора Максима Никулина. Кстати, он воплотил мечту отца и сделал свое рабочее место именно таким, о каком тот мечтал. "Этот кабинет - воплощение мечты отца, - рассказывает Максим Юрьевич. - Когда в 1985 году снесли старое здание цирка и начали строить на его месте новое, отец сказал: "Когда построим, я соберу всю старую цирковую мебель, благо, такая еще сохранилась, и сделаю свой кабинет". Но об этом желании пришлось забыть: когда через четыре года здание было готово, строители сдали его вместе с мебелью. И, конечно, ломать только что выстроенное не стали.
  Однако спустя годы Максим Никулин решил собрать всю мебель Старого цирка, хранившуюся на складе, в архивах, по различным отделам и полностью поменял с помощью художников цирка дизайн кабинета. Конечно, на это было потрачено немало сил, времени и денег, но зато теперь директор Московского цирка на Цветном бульваре сидит за рабочим столом, за которым в 1880-х годах трудился первый директор цирка Саламонский! "Для меня важно, что за этим столом или на этом кресле сидели мои предшественники!" - признается Максим Юрьевич.
  Рядом - резное кресло тех же времен. В мире всего два таких: одно на Цветном бульваре, второе было подарено директору питерского цирка Чанизелли, и теперь стоит у них в музее. На счастье Максима Юрьевича, сохранился и кабинетный диван Саламонского, и шкаф. "Представьте, только полгода ушло на реставрацию дивана! - делится Никулин. - Никак не могли найти большой кусок кожи для его перетяжки. И теперь реставраторы регулярно приходят, следят за состоянием мебели, обновляют, если это требуется. Ведь такие предметы важно поддерживать в форме". Правда, не вся собранная по сусекам мебель поддалась реставрации. Пришлось что-то докупать и "подделывать" под атмосферу кабинета. Например, никто не скажет, что стулья как-то выбиваются из общего ансамбля - а на самом деле, они - новодел. Но это не одна из трудностей, с которыми столкнулся владелец "исторического" кабинета: "Мне пришлось поломать голову над тем, как уместить на рабочий стол прошлого века такое нововведение, как компьютер. Он никак не умещался в ящик стола, поэтому несколько раз изменяли его конфигурацию". С горем пополам уместили, но в результате, специально под компьютер заказали гармонирующую со всем мебельным ансамблем тумбочку.
  Но не только мебель в кабинете директора связана с историей цирка. Здесь даже маленький предмет - фигурка, рисунок - о цирке. На многочисленных фотографиях из циркового и домашнего архива - Юрий Никулин. Веселый и грустный. На сцене и в жизни. На картинах - улыбающиеся клоуны и гуттаперчевые акробаты. На шкафу - скульптурная группа львят, созданная два века назад. Когда-то Максиму Юрьевичу ее передали старые цирковые артисты, и она такая тяжелая, что ее еле-еле поднимают четыре человека. Как-никак - монолитный камень. И, по предположениям директора, раньше она стояла на чьем-то надгробии: недаром на ней проглядывается уже еле различимая табличка. В этом кабинете, как и в находящемся напротив, тоже есть статуэтки клоунов. Правда, их значительно меньше. Зато повсюду фигурки такс - любимой породы собак Максима Никулина. "Дома у меня их около 300, очень нравятся, - признается в своем увлечении директор. - Привезены из разных уголков мира. Есть из Европы, Японии. В моей коллекции даже гжельская, которую специально для меня делал художник". А есть в "коллекции" Максима Никулина и одна живая такса по кличке Тэкс. Она с удовольствием ходит с хозяином на работу в цирк, и пока он работает, сидит со своей подружкой, тоже таксой Зайкой, этажом ниже. И порой они вместе устраивают такой концерт, что лаем перекрывают голоса сидящих выше, в кабинете Никулина. Но к подобным выходкам в цирке относятся спокойно.
  А хозяин кабинета, оглядываясь вокруг и признавая, сколько сил было вложено в то, чтобы восстановить предметы, связанные с историей Старого Московского цирка на Цветном бульваре, признается: "И все-таки, главное не столько в этих предметах, сколько в самой атмосфере, которая создана в нашем цирке. Ведь недаром говорят, что цирк - это волшебная страна!"
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Л.Савченко, "Последняя черта"(Антиутопия) А.Тополян "Механист"(Боевик) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) А.Ефремов "История Бессмертного-2 Мертвые земли"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"