Дараган Юлия Владимировна: другие произведения.

Тренажер или Бабайка?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несколько мыслей, навеянных давним сетевым разговором с одним умным человеком.

  Несколько мыслей, навеянных давним сетевым разговором с одним умным человеком.
  
  Сразу оговорюсь: я очень паршивая христианка и ничего не смыслю в богословии. Так что приведенный ниже текст не является Официальным Мнением Запятой как Православной Христианки. Просто пара абзацев, чтобы привести в порядок свои мысли по поводу. Если увидите, что я несу явную ересь (в переносном и в прямом смысле), пожалуйста, скажите мне об этом.
  
  
  
  
  ***
  
  Часто встречаюсь с двумя взглядами на христианство. Иногда они смешиваются, но не суть.
  
  Первый взгляд (обычно критический) исходит из того, что христианство - это одна из морально-этических систем, наряду с исламом, буддизмом, солипсизмом, родноверием, индуизмом, иудаизмом, диалектическим материализмом и т.п. То есть, философская система, плюс набор этических норм, плюс набор неких обрядов и духовных практик, предназначенных для личностного роста человека.
  
  Отсюда - чисто утилитарный подход к религии. Я выбираю себе оптимальную диету, оптимальный комплекс упражнений - и точно так же я выбираю себе ту религию, которая подходит мне в данный момент. Скажем, католицизм - там соборы красивые, на мессе можно сидеть, музыка органная и священники симпатичные - не то что православные страшилы с бородами. Или лучше буддизм - они все такие спокойные, просветленные, умные притчи сочиняют, знают крутые приемчики ушу, а еще далай-лама весь такой симпатичный, улыбающийся, доброжелательный лапочка. О, или можно еще в индуизм пойти - там йоги на гвоздях спать умеют и по двести дет живут. Или совместить нафиг - по утрам медитировать, а по вечерам в соборе орган слушать. А на Купалу с родноверами через костер прыгать. У меня есть ощущение, что такой подход очень моден на сверхтолерантном Западе. На замечательном сайте флайледи в примере утренней рутины аккуратно выделено минут 15 или полчаса на отправление духовных потребностей. Встал, умылся, пописал, помолился - можно завтракать. Вроде как есть чувство выполненного долга: духовной жизнью сегодня пожил, можно галочку поставить.
  
  
  Второй взгляд у меня ассоциируется с политиками, с церковными старушками, с тетеньками, преподающими ОПК и им подобные предметы в школах, и со священниками, которые рецензируют учебники по этим замечательным предметам. Христианство - это традиция. Это вера наших предков. Ты русский (украинец) - значит, ты должен быть православным, а православные ребята хорошо учатся, слушают старших, помогают слабому, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
  Под это дело идут умиленные рассуждения о христианских обычаях, фольклорные концерты на церковные праздники, крашеные яички на Пасху, верба на Вход Господень в Иерусалим, березки на Духов день, картинно крестящиеся на иконы и золотые купола первые лица государства, а также многочисленные православные кулинарные книги, православные травники и лечебники, списки святых - кому от какой напасти молиться, паломничества по святым местам и сведения о том, где какие мощи и какая икона мироточит. Сюда же - стремление одеваться строго консервативно, а лучше всего - в народные костюмы (посмотрите иллюстрации к детским учебникам Закона Божия - вы там мальчишек в джинсах видели?).
  
  Если в первом случае Бог используется в качестве велотренажера (и сравнивается по эффективности с другими тренажерами), то во втором - это жупел для непослушных детишек (веди себя хорошо и слушайся старших - так Христос велел!) и символ национального самосознания. Почему Христос, а не Даждьбог? - резонно спросят родноверы. Да потому что особой разницы нет, а христианский бренд раскручен лучше.
  
  
  
  Штука в том, что христианство... да любая, в общем, религия - это НЕ этическая система с массой равноценных альтернатив. Целью религии НЕ является личностный рост отдельного индивидуума и НЕ является выработка инструмента для управления покорным стадом. Точно так же это НЕ набор традиций и кулинарных рецептов. Религия НЕ направлена на сохранение национального самосознания, поддерживание патриотизма и воспитание подрастающего поколения. Религия - это набор истин об устройстве мира, которые для верующего так же непреложны, как закон всемирного тяготения или факт, что земля вращается вокруг солнца, а параллельные прямые в Евклидовой геометрии не пересекаются. Кроме того, религия - это учение о том, что надо делать человеку, чтобы выполнить свое предназначение в этом самом мире - с учетом знаний о его устройстве. Цель христианства - спасение души. Спасение когда-то согрешившего и павшего человечества, очищение - для возрождения на обновленной земле и бытия с Богом и в Боге, для со-творчества с Богом.
  
  А вовсе не личностный рост и не воспитание покорных овец.
  
  
  
  
  
  ***
  
  У христиан этика есть, нравственность есть, но христианство - это не этика. Это, я бы сказала, мировоззрение. То есть, система представлений о мироустройстве. Система верований относительно устройства мира - можно, наверное, и так сказать. Остальное из них вытекает.
  
  Собственно, список этих самых верований перечислен здесь. Ни для кого секретом не является.
  
  Итак, есть Бог. Вечный и всемогущий Творец всего сущего. Бог сотворил человека - по Своему образу и подобию. Сотворил существо, наделенное бессмертной душой, способное мыслить и творить, свободное в своих помыслах и действиях.
  
  В какой-то момент люди - свободные, ага, - не соблюли технику безопасности и испортили себе жизнь. И продолжали портить себе жизнь, пока дело не зашло совсем далеко. И тогда Бог, любящий людей, умер за них. Читай, вместо них. И сошел в ад за них. И спас человечество. И дал людям путь к спасению: всего-то и надо, что см. инструкцию. Когда мы заболеваем какой-нибудь телесной хворью, мы совершаем обычно куда больше телодвижений, чем тут от нас требуется. Поначалу, по крайней мере.
  
  Да, существуют в христианстве определенные правила. Некоторые нам понятны, некоторые нет. Допустим, красть нехорошо - это я легко себе могу представить: если у меня украдут нужную вещь, мне будет плохо и обидно. А некоторые правила не так понятны и вызывают иногда раздражение. Ну чего плохого в регулярном сексе, действительно. Это естественная потребность организма, а вот сдерживать ее наоборот вредно.
  Приведу пример. Возьмем маму и, скажем, двухлетнего ребенка. Мама говорит малышу: не трогай кочергу, кочерга горячая, будет больно. Это еще с трудом можно понять. Но вот как понять, что нельзя съесть десять порций мороженого? Это же вкусно! А когда есть хочется - самое то наесться мороженого, заесть большим куском торта и запить пепси-колой.
  
  Ну не поймет двухлетка, почему нельзя совать пальцы в розетку и есть всегда только торты и варенье. Не дорос просто. И мама ему и не объясняет - просто говорит: нельзя. Не видим мы вреда от мужеложства, например (просто пример Очень Больной Темы, которую я тут развивать не буду). Это - типа нормально. Кажется нормальным, на физическом уровне. Но в систему христианских представлений о мире входит и такое: помимо мира физического существует мир метафизический. Нам, людям, невидимый, но от этого не менее реальный. И метафизический вред от тех или иных действий мы оценить не в состоянии. Можем только догадываться с той или иной степенью достоверности, судить по косвенным физическим признакам, доступным разуму.
  
  Заповеди - это не закон, за несоблюдение которого строгий Бог шлепает по попе. Это правила безопасности. Не будешь соблюдать - обожжешься, испортишь желудок, простудишься, тряханет током. Дело хозяйское - просто потом не ной, что не предупреждали. У Бормора, кстати, есть замечательный рассказ из цикла о Шамбамбукли и Мазукте - как раз про заповеди.
  
  
  
  Примерно так. И еще по мелочи.
  
  Про то, что христианство внушает чувство вины...
  М-м-м, давайте различим понятия. Есть, мне кажется, такая штука - осознание своей греховности. Помним, в какой системе представлений о мире мы мыслим. Человечество больно грехом. Это страшная болезнь, которая грозит бессмертному человеку смертью - не только физической, но и метафизической. Мы все больны, нет среди нас чистых, ослепительно чистых праведников. И - по идее - хотим исцелиться. Спастись.
  Если человек смертельно болен, ему хорошо бы знать о своей болезни - чтоб лечиться. Плакать или нет - его дело.
  
  И - не вина это. Это чувство ответственности. Потому что ответственность за свою жизнь, за свою душу - не скинуть ни на родителей, ни на начальство, ни на детские комплексы, ни на дурную компанию, ни на священника - нам держать ответ, и только нам. За все поступки, за все слова, за все помыслы. И - если посмотреть на себя без скидок, если вспомнить, по Чьему образу и подобию мы сотворены, - то только на милосердие Божие нам и остается уповать.
  
  И еще. Чем ближе подходишь к Свету, тем яснее видишь тьму и грязь внутри себя. И недаром святые скорбят о своих грехах сильнее нас грешных, которым и тут, в грязной лужице тепло и уютно. Отсюда и все эти страшные слова, этот вопль о прощении - его слышно практически в каждой молитве, если открыть молитвослов. Господи, я мерзок, я грязен, я ужасен перед Твоим светлым ликом, я не стою Твоих страданий, но мне так страшно умирать, молю, помилуй меня, Господи, очисти меня и возьми к Себе.
  Молитвы эти слагали люди гораздо чище и лучше нас с вами. А нам их читать странно: у нас же все нормально, мы же не такие мерзавцы, как тут вот написано. Да?
  
  
  Про то, что среди христиан много нехороших всяких людей...
  ... тоже говорено-переговорено. Разные люди христиане. И буддисты разные, и мусульмане, и атеисты, и поклонники Великого Бхэ. Да, водятся вокруг церкви и не очень честные люди, и не очень здоровые, и просто нам лично неприятные.
  Пункт один: кто сказал, что в больнице должны находиться только здоровые? Она для больных? по идее. Да и священнослужители - такие же люди, как и мы. Врач в этой больнице один.
  Пункт два: нечестные и нездоровые люди кормятся не только на христианстве. Жулики, фарисеи, фанатики, кликуши есть везде. Мухи слетаются с равным азартом и на мед, и на менее аппетитные субстанции. Будем ставить знак равенства между всем, что едят мухи?
  Пункт три: методический. А надо ли вообще смотреть, где у нас там кто нехороший. Осуждать других и превозноситься над ними - дело... м-м-м... небезопасное.
  
  
  Про то, что зачем ваще церковь, если Бог в душе, и "не хочу я в такую церковь, где попы сигаретами торгуют, на мерседесах ездят и к правительству примазываются".
  Помним, в какой системе мыслим? Можно много говорить и про поддержку других людей, и про слова Христа ( "там, где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я посреди них", помните?). Про то, что в одиночку только оооочень крутые пловцы могут бурное море переплыть... Фишка простая. Люди больны. И Лекарство от болезни - в церкви. Таинство Причащения, угу. Если мы в системе, то мы понимаем, что без него никуда, что это не просто "обряд".
  
  
  Про то, что нафиг нужны церкви-монастыри, лучше бы больницу построили. И чем молиться, работать надо.
  "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда".
  Вернемся к системе. Христос нам дал две заповеди: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Вторую заповедь помнят и часто цитируют, а о первой почему-то забывают. Это раз. А два... Про метафизический мир помним? А может, молитвами в этих храмах, монастырях, скитах наш мир и держится до сих пор, а? Вы знаете? Я не знаю. И не знаю, что для больного полезнее, лекарство или молитва. Хорошо бы, конечно, и то и другое было.
  
  
  Про политкорректность.
  Ну не может быть у христианства терпимости и политкорректности к определенным вещам. К людям - да, но не к явлениям. Потому что - см. выше про систему. Человек иной веры - это не просто человек иных взглядов, это хороший человек, обреченный на гибель из-за того, что заблуждается. То же по прочим нетолерантным пунктам. Если человек тонет, его нетолерантно вытаскивать?
  Другой вопрос, что человек может активно отбиваться, а то и тебя с собой на дно потащить, так что для спасения утопающих нужно хорошо уметь плавать и пройти курсы ОСВОДа.
  
  
  
  Исправления и дополнения, вероятно, следуют.
  
  
  Необходимое примечание.
  Я никого ни в чем не хочу тут убеждать и не хочу тут дискутировать - так что комментарии отключу. У меня диплома ОСВОДа нету и в богословских дискуссиях я не сильна. Я допускаю, что у вас может быть другая система представлений о мире. Расскажете?
  
  
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) А.Светлый "Сфера: эпоха империй"(ЛитРПГ) LitaWolf "Избранница принца Ночи"(Любовное фэнтези) Б.Стриж "Невеста из пророчества"(Любовное фэнтези) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) К.Лисицына "Чёрный цветок, несущий смерть"(Боевое фэнтези) В.Каг "Академия Тайн. Охота на куратора"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"