Аннотация: Для тех кто умеет увидеть большое в малом
Рецензия на фильм Карена Шахназарова " Город Зеро" 1988 года выпуска
Дарина Сибирцева
" Всюду Город Зеро".
Честно скажу - я обожаю этот фильм. Я смотрела его много раз. Вчера мне захотелось его пересмотреть в очередной раз. К массе полученного удовольствия, я получила и импульс написать рецензию на этот почти полузабытый фильм. Жаль, что полузабытый. Мне кажется, он очень актуален и по сей день. Впрочем, актуальность гениальных фильмов не исчезает, а только усиливается со временем.
Мне кажется, что вряд ли Карен Шахназаров сможет когда-нибудь снять нечто подобное. Гениальность этого фильма такова, что себя просто не переплюнешь. У меня всегда, при просмотре этого фильма возникал вопрос - случайна ли эта гениальность, или она была задумана. Такой вопрос возникает потому, что сценарий фильма прост и в изложении и в исполнении. Но все в том и дело, что все гениальное - просто. Когда начинают наворачивать "тень на плетень" всегда получается как-то убого.
Итак, герой приезжает в провинциальный город в командировку .С самого первого шага в этом городе его обступают абсурдные ситуации и коллизии, в которых он к концу фильма настолько увязает, что понимает - пророчество случайно встреченного в одной семье мальчика - ясновидящего сбудется : он никогда не сможет уехать из этого города, тот оплел его своей паутиной. Вот казалось бы и все. Весь сюжет. Но как это сделано! Фантастика !
Отдельно хочу сказать об актерском составе : играют такие Великие наши советские русские актеры, что дух захватывает : Леонид Филатов ( главная роль), Армен Джигарханян, Владимир Меньшов, Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев, Петр Щербаков, Алексей Жарков. Остальные актеры не уступают в игре главной когорте и не смотрятся на их фоне хуже - и это редкая удача для фильма с таким актерским составом.
Честно скажу, что никогда не была особой поклонницей Леонида Филатова ( не мой типаж), но в этом фильме он играет как Бог. Играет в основном лицом. И это такой высший пилотаж, что современные наши актеры просто отдыхают. К большому горю, в последние годы ушли из жизни столь многие наши Великие русские актеры, что потеря боюсь просто невосполнима. Конечно и сейчас есть актеры, которые с честью несут великое звание Русского актера ( вспомним хотя бы феномен четырех " М"- Миронов, Машков, Меньшиков и Маковецкий). Но - " иных уж нет."- скребет прямо по сердцу.
Фильм по праву можно назвать фильмом- предчувствием. Он снят в 1988 году перед самым закатом Великой Империи. И все-таки предсказать не только закат, но и будущее развитие по вектору всей нашей жизни тогда было очень сложно. К. Шахназарову это удалось. Понимал ли он это, когда снимал фильм - вот интересный вопрос? Заглянуть не только на 2 года , но на много лет вперед- это не каждому дано.
Фильм можно смотреть бесконечно не только потому, что он снят легко, на одном дыхании. Не только потому, что не устаешь дивиться гениальной актерской игре. Фильм этот- смех сквозь слезы. Когда смотришь- смеешься, а послевкусие остается горькое. Режиссеру удалось ухватить суть нашей жизни - абсурдизм, возведенный в степень, как национальная черточка нашего характера.
Фильм легко перекликается с великим Чеховым- " Всюду Палата номер шесть". И это сравнение не кажется даже кощунственным, так как фильм по остроте и драматургии своей не уступает лучшим вещам нашего великого драматурга.
Самое парадоксальное, что просмотренный сейчас ( ранее- это отдельный разговор), фильм несмотря ни на что оставляет удивительное впечатление доброго, наивного чудесного фильма. Таких сейчас не снимают. Почему? Думается, что автору удалось с поражающей точностью воспроизвести не только атмосферу абсурдизма советской эпохи , но и очень тонко схватить ту теплоту того времени, которой так явно не хватает нам сейчас. По которой мы ностальгируем, несмотря ни на что.
Фильм удивительно точен в прорисовке деталей :образов, костюмов, интерьеров, быта как того времени так и времен, которые вклиниваются в канву повествования. Отдельный восторг удивительной находке- музею восковых фигур, которых играют живые актеры. Завершающие аккорды этого апофеоза советскости в виде вращающихся пирамид с главными героями эпох, застывших в своей закостенелости- приводят в восторг, особенно в сопровождении речей героя Евгения Евстигнеева, как всегда блестяще сыгранного нашим Великим Актером.
Теплота, остающаяся после просмотра фильма особенно задевает еще потому, что подспудно мы начинаем понимать, что снятый сегодня этот фильм был бы гораздо более жесток и трагичен и не вызывал бы смех, а только слезы. Выберемся ли мы когда-нибудь из Города Зеро - вот вопрос, который задан авторами этого фильма нам на все времена.
Вместе с вековым дубом рухнуло что-то еще, стержень, который был в этом дубе, который держал нас, несмотря на свою гнилось. Теперь нам держаться не за что. И в этом трагичность Города Зеро современности.
Жаль, что таких фильмов сейчас не снимают. " И все-таки она вертится" хочется воскликнуть вместе с гениальным ученым. Россия. Мы смотрим этот фильм, и значит мы живы.