Тот факт, что я долго не могла найти подходящую картинку для Дурака из таро (вы не поверите, но я их наобум никогда не вешаю), лишний раз говорит о том, что не все правильно понимают его символику. Мне нравятся синие горы на заднем плане в стиле этого мелкого мистика Рериха, мне нравится, что наш Дурак отвлекся на соседнюю горную вершину, звезду или птицу, и, конечно, я одобряю собачку и змея-крокодила.
Когда мы начинаем говорить о таро, мы, как-то само собой, начинаем говорить о юнгианских архетипах. Дурак - не шут и не безумец. Не смешивайте трикстера и Иванушку-дурачка. Дурак - это даже не ноль. Уступим это звание Смерти. А Дураку предоставим где-то 0,001 промилле в положительную сторону.
Дурак - общий сказочный герой для многих народов. Архетипичный, что в Германии, что у нас, что в Океании. Он несуразен, безрассуден и явно не осознает последствия и даже причины своих действий. Эдакий "естественный человек". Выходить победителем ему помогают только удача, да поддержка других персонажей и сказочных существ. Однако это человек простой, с широкой душой, любящий помогать другим (в меру своих возможностей), и принципиально не умеющий нарочно причинять зло.
Таро - все-таки игральные карты в основе своей. И старшие арканы были козырями. Изначально Дурака не только не причисляли к ним - он даже не мог побить обычную карту, двойку кубков, скажем. Зато им можно было ходить не в масть, и, в ряде правил, он возвращался обратно в руку. Таким образом игрок мог сыграть Дурака, если он не хотел отдавать другую карту, которую ему бы пришлось выложить на стол согласно правилам.
Пожалуй, самое интересное в этой карте в том, что об нее споткнулись многие тарологические школы. Как вы знаете (хотя ничего же вы не знаете), классической эмблемой таро является квадрат, в который вписан треугольник, в центре которого стоит точка. Квадрат - четыре масти (56 карт). Треугольник - старшие арканы (21 карта). И остается только эта неприкаянная точка - Дурак. И то, куда его отнести, оказалось принципиальным вопросом. Ряд оккультистов вообще выкидывают его из линейного ряда карт. Телемиты присваивают ему цифру 0 и ставят перед козырями. Так он символизирует рождение, чистоту, творческую искру. Французская традиция ставит его под номером 21, перед Миром, который, соответственно, 22. В этой конфигурации Дурак символизирует страшную ошибку, сбившегося с пути странника, неправильный выбор. Правильный должен был бы привести к Миру. Ну и некоторые ставят его в самом конце, с номером 22.
Вроде мелочь, а фактически определяет идеологию отдельных школ. Например, в таро Райдера-Уэйта Дурак - это солнечный Аполлон. У него дорогая одежда, гламурная собачонка, и за собой в котомке он будто бы несет Солнце. В таро Кроули Дурак - это звероликий Дионис, вертевший Солнце на оси симметрии. А ранние авторы без всякого символизма изображали Дурака городским юродивым с чертами кретинизма и печатью вырождения на лице. Сложно соотносить себя с таким героем. Кстати, важная деталь, у многих средневековых авторов Дурак был еще и безбожником.
Как же нам отнестись к Дураку, и кто он вообще такой, чтобы нас это волновало?
Отнесемся к нему со смесью брезгливости и благоговения. Давите меня бульдозером, но я не могу положительно относиться к этой карте. Это действительно глупость и недальновидность, от которой может защитить только удача. Кстати, в некоторых традициях таро есть изображения, как Колесо Фортуны сталкивает человека в пропасть. Это рок. Это судьба. А дурак сам делает шаг с края, чем вводит в состояние шока даже нашего змея с картинки. Дурак либо упрямо идет не в том направлении, либо отвлекается от верного пути.
В каждом из нас живет Дурак. Светлый, добрый, отзывчивый, чистый, новый, невинный.
И шагающий в бездну.