Сокологорская Дарья: другие произведения.

Зомби-апокалипсис и эсхатология

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Сюжеты, изображающие зомби-апокалипсис, патологически не приживаются на российской почве. На эту тему у нас не снято ни одного достойного фильма. На Западе зомби - это отупевшее народонаселение, клерки и работяги, закормленные пропагандой. У нас же зомби-апокалипсис должен стать эсхатологическим событием. Поэтому группу выживших в отечественном зомби-кино может возглавить только поп с топором, похожий на Гришку Распутина.
  
  Если отбросить натужные попытки независимых режиссеров, и рассматривать только мейнстрим, то увидим, что наши продюсеры даже не особо пытались реализоваться в этом жанре. Я понимаю, что зомби-тематика сходу делает любой российский ответ глубоко вторичным, но нельзя же так опускаться и признавать собственную ущербность. Я могу представить минималистский фильм в духе Pontypool, снятый по лекалам Тарковского. Почему нет? Неплохо начинался проект энтузиастов "Грешники", но быстро выдохся из-за сложностей со съемками. Беда не только в том, что наши подражания блокбастерам всегда выглядят глупо и лубочно. Мы даже зомби воспринимаем по-разному.
  
  Фильмы Ромеро всегда имели социальный подтекст. Зомби олицетворяли бездушное потребительское общество, куча тел, у которых не осталось за душой ничего, кроме желания жрать. И им противостояли несколько героев, умудрившихся сохранить свой разум в сохранности, но вынужденные скрываться от агрессивного большинства.
  
  Впоследствии Ромеро переосмыслил концепцию, выдав лучший свой фильм - Land of the Dead. В нем мы видим классовое расслоение общества. Есть богачи, живущие в изолированном небоскребе ·Фиддлерс Грин?. Есть зомби, в которых за время с начала эпидемии начали проявляться человеческие воспоминания: чего стоит небольшой зомби-оркестр пытающийся что-то дудеть в тромбоны. А есть молодые и наглые опричники, которые курсируют между небоскребом и зараженными землями в поисках добычи. Они расстреливают зомби для развлечения, а когда теряют одного из своих, то устраивают показательную зачистку всему зомби-городку, как будто те и впрямь поймут этот жесткий урок. Зомби похожи на угнетаемых жителей третьего мира или на запуганных работяг. А если зомби начинают волноваться и бунтовать, то в небе раскрываются цветы фейерверков - телевидение и масс-пропаганда - которые полностью переключают внимание зомби на себя и успокаивают их.
  
  В толпе зомби мы видим и старичка, похожего на профессора, мясника, чернокожего заправщика и даже журналистку, которая пытается брать интервью у других мертвецов. Все меняется, когда они поднимают с земли оружие, самоорганизуются и идут штурмовать ·Фиддлерс Грин?. Перед лицом орды зомби, осознавших себя как класс и, по сути, отождествивших себя с орудиями производства, с ножами и кувалдами, богачи оказываются бессильны. И один из самых сильных моментов в фильме: обреченные капиталисты запускают фейерверк, зомби останавливаются, пялятся на небо, а потом, с видимым усилием и напряжением воли, переводят взгляд на своих врагов и продолжают их терзать. Разум приходит к ним через сострадание к себе подобным и ненависть к живым.
  
  В фильмах "28 дней\недель" используют ту же социальную подоплеку, но здесь зомби меняются в духе времени: они начинают бегать, а это немыслимое нарушение канонов. Скорее всего, вместе с ускорением времени, прогресса и общественных отношений ускоряются и зомби. Да и в массе своей они, как будто, теперь состоят из офисных клерков, а не из рабочих и фермеров. Разве что теперь зомбированные люди стали еще более опасны и скоординированы.
  
  На стыке зомби-реализма и зомби-гуманизма расположилась вселенная Walking dead. Во-первых, фокус на развитии человеческих отношений. Зомби-апокалипсис здесь служит лишь фоном, с тем же успехом можно было бы снять фильм о войне или каком-нибудь стихийном бедствии. Экстремальные условия служат для раскрытия характеров. Во-вторых, героям сложно перестать видеть в зомби близких людей. На этом завязан не один конфликт в сериале. Тот же Губернатор хладнокровно убивает и живых, и мертвецов, но трепетно пытается вылечить свою зараженную и уже обратившуюся дочь.
  
  Если священники и появляются в таких фильмах, то в виде слабых, отравленных пацифизмом пасторов, которые ничего не могут сделать и вообще предлагают доверить судьбы Господу, в то время как крутые чуваки, полицейские, военные и маргиналы, строят судьбу-выживание сами. Крутым католический священник может быть только в аниме, очевидно, что люди Востока все еще склонны воспринимать их через образ инквизиции.
  
  Почему же мы не можем снять ни социальную сатиру, ни драму на фоне зомби-апокалипсиса? Мне кажется здесь проблема в том, что в нашей культурной среде зомби в принципе имеют иное значение и предполагают кардинально иной сюжет. Зомби могли бы стать выражением нашей ксенофобии. В конце концов, орда - это еще и монголы, тевтонские рыцари, французы и фрицы. Всех внешних врагов мы представляли гомогенным цунами. Во-вторых, зомби это не только внешний враг - но и те, кто сдался под гнетом врага внутреннего. Зомби легко представить как войско Антихриста: легионы бесов, грешников и сектантов.
  
  Поэтому нашим героем зомби-апокалипсиса должен стать монах, а не полицейский. Последним оплотом живых станет не тюрьма и не супермаркет, а монастырь, осажденный ордой. И действительное сражение с факелами и топорами станет олицетворением духовной брани. В таком ключе зомби-фильм будет не развесистой клюквой, а проникнется самым что ни на есть русским духом. И в нем у священников не будет трусливого пацифизма - его место займет жажда защитить уклад, народ, культуру и веру.
  
  На мой взгляд, сражение с ордами нежити - прекрасная фабула для народного эпоса, для возрождения исторических фигур и богатырей из былин. И если в завершающей сцене нашего гипотетического фильма вместе с паствой, которую ведет поп с крестом на груди и окровавленным пожарным топором в руках, бок о бок будут биться Дмитрий Донской, Александр Невский и Владимир Мономах со своими дружинами, то это не покажется русскому зрителю постмодернистским китчем.
  
  Это будет катарсис.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"