Давыдов Денис Геннадьевич : другие произведения.

Психолингвистический анализ научного дискурса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Давыдов Д.Г., Логинов В.В. Психолингвистический анализ научного дискурса// Инновации в образовании. Љ 12. 2013. С. 97-111
 В исследовании описаны результаты психолингвистического анализа текстов 236 диссертаций кандидатов наук. Контент-анализ текстов относящихся к различным наукам (подсчет частоты встречаемости определенных лексических категорий) позволил выделить особенности их содержания не связанные со специфической научной лексикой. Относительная частота использования лексических категорий послужила основой для описания черт профессионального мышления психологов, юристов, философов, экономистов и социологов. Показано, что представители разных наук используют различные модальные системы для структурирования собственного опыта: философы видят, психологи чувствуют, а юристы слышат. Распространенное деление ученых на два типа профессионального мышления ("физиков" и "лириков") нашло свое эмпирическое подтверждение.


Психолингвистический анализ научного дискурса

  
  
   Давыдов Д.Г.,
   кандидат психологических наук,
   заведующий Лабораторией поведенческих установок Института оздоровления учащихся Современной гуманитарной академии, г. Москва
  
   Логинов В.В.,
   младший научный сотрудник Института оздоровления учащихся Современной гуманитарной академии, г. Москва
  
  

Опубликовано: Давыдов Д.Г., Логинов В.В. Психолингвистический анализ научного дискурса// Инновации в образовании. N 12. 2013. С. 97-111?

  
  
   В исследовании описаны результаты психолингвистического анализа текстов 236 диссертаций кандидатов наук. Контент-анализ текстов относящихся к различным наукам (подсчет частоты встречаемости определенных лексических категорий) позволил выделить особенности их содержания не связанные со специфической научной лексикой. Относительная частота использования лексических категорий послужила основой для описания черт профессионального мышления психологов, юристов, философов, экономистов и социологов. Показано, что представители разных наук используют различные модальные системы для структурирования собственного опыта: философы видят, психологи чувствуют, а юристы слышат. Распространенное деление ученых на два типа профессионального мышления ("физиков" и "лириков") нашло свое эмпирическое подтверждение.
  
   Ключевые слова: профессиональное мышление, стиль мышления, психолингвистика, наука, текст, контент-анализ.
  
  
   Одна из заметных тенденция последних лет заключается во все большем внимании управленцев, педагогов и ученых в области образования к метапредметным компетенциям, развитию профессионального мышления и личности обучаемого. Предполагается, что образование должно не столько давать предметные знания, сколько развивать способы мышления, адекватные определенной профессиональной сфере. Однако, в отличии от предметных академических показателей, диагностировать такое развитее обучаемых непросто. Перед педагогом и менеджером в образовании стоит вопрос: а что собственно развивать, что и как диагностировать? "Поймать" такой призрачный объект исследования, как профессиональное мышление позволяет обращение к анализу языка специалистов различных отраслей.
  
   Теоретические основания
  
   В современной науке принципиальным является тезис ключевой роли языка в становлении и развитии психики человека. Обучение, передача опыта от человека к человеку, от поколения к поколению происходит посредством языка. Совместное использование языка порождает общую для данной социальной группы картину мира, консенсус по поводу которой выражен в совершенно определенных словесных формах [. Мысли об орудийной функции языка высказывали многие известные ученые. Как утверждал Г. Олпорт, природа языка состоит в классификации и распределении по категориям слитного гула информации, с которым мы ежесекундно сталкиваемся. Слова "расфасовывают" мир и предполагают набор действий [. Поэтому язык, как утверждает А.М. Лобок, является "инструментом знаково-смыслового упорядочивания реальности" [. По М.М. Бахтину, сознание слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социального общения организованного коллектива [. Замечательная метафора принадлежит Л.С. Выготскому, отметившему, что "сознание отражает себя в слове, как солнце в малой капле воды" [.
   Таким образом, различное видение мира находит свое выражение в системе употребляемого языка и наоборот. Эта идея, восходящая к В. Гумбольдту, оформилась на стыке культурной антропологии, сравнительно-исторической этнографии и сравнительно-исторического языкознания. Крайним выражением такой точки зрения является разработанная Э. Сепиром - Б. Уорфом "гипотеза лингвистической относительности": воспринимаемый и осмысливаемый человеком мир в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм. Человек видит, слышит и воспринимает так или иначе те или другие явления главным образом потому, что языковые нормы конкретной социальной группы предполагают данную форму выражения. Группы людей, говорящих на разных языках, по-разному воспринимают и постигают мир, и наоборот, сходная картина мира возможна при сходстве языков. Несмотря на значительную критику данной гипотезы, приведшую к ее более мягкой трактовке, следует признать, что структуры языка, организуя человеческое восприятие и опыт, в значительной мере связаны со структурами сознания. Наиболее четко эта позиция выражена представителями дискурсивной психологии: дискурс определяет наш взгляд на мир. Различные сферы человеческой активности определяются функционирующими в обществе дискурсами [.
   Продолжая подобную линию рассуждения, следует предположить, что профессиональная деятельность, связанная с формированием профессионального типа мышления и профессионального видения мира, сказывается на используемом индивидом словарном составе. Следовательно, можно предположить, что "язык науки" отражает особое, научное видение мира, а различия в дискурсе представителей различных научных специальностей отражают их особенности профессионального мышления. Студенты, получая профессиональное образование, вместе со знаниями, приобретают и эти профессиональные особенности мышления, отражаемые в используемом дискурсе. Очевидно, что эти паттерны касаются не только специальной терминологии, но и "обычных" лингвистических единиц. Тогда, выделение наиболее характерных речевых паттернов, свойственных высокоразвитым профессионалам в конкретных областях, позволит использовать их в качестве образцов профессионального мышления. Это позволит решить ряд проблем современного образования, в частности, оценивание уровня развития профессионального мышления студентов.
   Конечно, среди профессионалов и ученых существуют более или менее четкие представления о том, какими особенностями мышления должен обладать определенный специалист. Эти представления закладываются в основу требований государственных образовательных стандартов, имплицитно присутствуют в критериях оценивания квалификационных работ и т.д. При этом, возможно, что не все особенности профессионального мышления осознаются самими экспертами. Работа с текстами - деятельность "не столько абстрактно-логическая (рациональная), как порой полагают, сколько интуитивная (чувственно-образная), независимо от характера текста и от формы воплощения замысла автором" - считает Т.М. Дридзе [. Если значения, представленные в языке, являются элементами, формирующими сознание, то сама структура этих значений, релевантная языковым структурам, может оставаться неосознаваемой. Люди могут осознавать, что именно думают по тому или иному поводу, но не осознавать, на какие закономерности опирается мышление, какие структуры определяют содержание наших мыслей. Подобное явление известный психолог Ж. Пиаже называл когнитивным бессознательным [.
   Таким образом, можно предположить, что существуют различия в научных текстах, не сводимые лишь к использованию специфической терминологии, а отражающие особенности мышления специалистов. Представители различных научных специальностей могут быть дальше или ближе к друг - другу по используемым приемам мышления. Более того, можно предположить существование "базовых типов" научного мышления объединяющие представителей "психологически" схожих наук.
   Одним из наиболее перспективных методов изучения имплицитных психолингвистических особенностей текстов является контент-анализ. Сущность его состоит в подсчете частоты употребления в тесте определенных слов или наборов слов (категорий). Таким образом, оказывается возможным оценивать текст, содержащий слова связанные с человеческой активностью (делать, работа, создать и т.п.) как, репрезентирующий "деятельностную" категорию, а текст в котором часто используются словарные единицы мышления (думать, размышлять, сообразил и т.п.), может считаться "рациональным", словарные единицы вроде чувствую, ощущаю, самочувствие, ощутил и т.п., образуют категорию "чувства". Развитие лингвистики, психолингвистики и когнитивной психологии, а также современных компьютерных систем обработки информации открыли новые возможности для автоматического анализа текстов. Задача выявления профессиональных особенностей мышления была решена с использованием автоматического анализа научных текстов.
  
   Методика исследования
   В качестве исследуемого текстового материала использовались русскоязычные тексты диссертаций, выполненных и защищенных в 2005 - 20011 годах в Российской Федерации по 8 областям наук (см. табл. 1). Среди авторов диссертаций 52,1% мужчины и 47,9% женщины. Всего в анализе использованы тексты 236 диссертации.

Таблица 1

Распределение использованных в анализе текстов по отраслям наук

Отрасли наук

Частота

Доля от общего числа

   Физико-математические науки

14

5,9 %

   Биологические науки

31

13,1 %

   Технические науки

32

13,6 %

   Экономические науки

28

11,9 %

   Философские науки

18

7,6 %

   Юридические науки

36

15,3 %

   Психологические науки

40

16,9 %

   Социологические науки

37

15,7 %

   Итого

236

100,0 %

  
  
   Контент-анализ научных текстов проводился с использованием экспертной психолингвистической компьютерной системы ВААЛ, позволяющей подсчитывать частоту слов определенной категории [. Программа предлагает набор встроенных категорий (см. рис. 1), среди которых наибольший интерес представляют следующие:
  -- Диагностика акцентуаций (психиатрический анализ);
  -- Психоаналитическая диагностика;
  -- Мотивационный анализ;
  -- Модальный анализ (каналы восприятия);
  -- Эмоционально-лексический анализ.
  
   0x01 graphic
   Рис. 1. Пример окна выводов результатов программы ВААЛ.
  
   Используемая типология текстов основана на исследовании В.П. Белянина [. Категории психиатрического анализа оценивает текст (как целое) по соответствию текстам лиц с той или иной акцентуацией (в терминологии предложенной К. Леонгардом). Это позволяет оценить выраженность в мышлении авторов текстов тех или иных ярких особенностей профессионального типа и общее эмоционально-динамический стиль по типу паранойяльной, демонстративной (истероидной), депрессивной, возбудимой и гипертимичной акцентуаций.
   Категории Психоаналитического анализа оценивают выраженность в тексте слов, относимых к сексуальной символике (по З.Фрейду) и архетипам (по К.Юнгу). Выделение ахетипически значимой лексики исходит из того, что разные понятия имеют для человека разную значимость. Очевидно, что понятия "мать", "дом", "хлеб", "вода", "смерть", "огонь", "небо" значат для человека больше, чем понятия, "гостиница", "булка" и "компот".
   Мотивационный анализ позволяет выявить скрытую побудительную направленность текстов представителей разных научных областей. Категории Мотивационного анализа определяют выраженность в тексте предикатов мотивации в соответствии с традиционными категориями Тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г.Мюррея (потребность, мотив, валентность, инструментальная деятельность) с группировкой по четырем группам мотивов: физиологические, достижения, власти и аффиляции.
   Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Мотивация достижения, таким образом, по сути своей ориентирована на цель. Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному, возобновление основной направленности действий [.
   К категории "физиологические мотивы" относятся слова, описывающие физиологические (есть, пить и т.д.), поведенческие (дышать, спать) действия. К категории "мотивация достижения" относятся слова, указывающие на выполнение деятельности, (сделать, понять, план, задача и т.д.) и слова, положительно формулирующие цель деятельности (решение, искать, успех, действовать). Категория "неудача" включает слова негативно формулирующие цель деятельности (ошибка, бедствие, неудача, избегать), а также слова, относящиеся к субкатегории "достижение" с негативным предлогами и приставками (не, нет).
   К категории "власть" относятся слова, описывающие установление, поддержание или восстановления своей власти, т.е. своего воздействия, контроля или влияния на другого человека, группу людей, мир в целом. К таким типам действий относятся: нападение, атака, погоня или поимка, словесные угрозы, оскорбления, обвинения и упреки, сексуальная эксплуатация, преступления; достижение или демонстрация превосходства, использование слабости других; оказание помощи, содействия, совет или поддержка; действия по контролю посредством управления поведением, условиями жизни, сбора информации; описание влияния, уговоров, убеждения, подкупа, спора и доказательства; действия по демонстрации себя с целью произвести впечатление на других; финансовая терминология. Кроме действий, к категории "власть" относятся номинализации власти, государства, армии, юриспруденции, менеджмента, сферы денег.
   В мотиве власти также выделяют категории "желание власти" и "страх власти". К "желание власти" относятся все слова, относящиеся к действиям и номинализациям власти; категории "страх власти" относятся реакции на действия власти, демонстрация власти адресата, реактивные действия власти, категории "желания власти" с негативными предлогами и приставками (не, нет). К мотивации аффилиации относятся слова, описывающие поиск дружеских связей (дружба), общения с другими (беседа), социальную кооперацию (вместе), любовь, присоединение к группе (знакомый).
   Категория инструментальная деятельность включает конкретные действия (физические или ментальные) индивида по удовлетворению потребности. Это перемещение в пространстве (движение: идти, нести) или изменение качеств физических объектов, а также восприятие (слышать, видеть, чувствовать), обработку (рассматривать, прислушиваться, переживать, думать) и трансляцию (говорить, рисовать, выражать) или ретрансляцию (беседовать, возражать) информации.
   Модальный анализ дает возможность оценить нагрузку текста на ту или иную репрезентативную систему (зрительную, слуховую, кинестетическую или рациональную). Профессиональная деятельность может сказаться на предпочтении того или иного канала для поступления новой информации: кто-то предпочитает прочитать текст сам, кто-то обсудить со "знающим" человеком, а третий, пока "сам не попробует", никому не поверит. Предпочтение того или иного канала для поступления новой информации определяет ключевую репрезентативную систему, "канал" доступа, используя который мы сможем донести всю необходимую информацию. Чаще всего, но не всегда, ключевая система является также системой, используемой в организации внутреннего опыта (ведущая репрезентативная система). Соответственно, в зависимости от ведущей системы, профессии можно разделить на группы "кинестетические", "визуальные", "аудиальные" и "рациональные" (основанные на знании, а не на сенсорном опыте). Все характеристики окружающей предметной среды (например, цвет и яркость для визуальной репрезентации, громкость для аудиальной и т.д.), информация о которых поступила по соответствующим каналам, переформулируются в субмодальности репрезентации, более "подходящие" для конкретного человека.
   Исторически ведущей системой внутреннего опыта является кинестетическая система (маленькие дети должны все попробовать сами: слова "горячо" и "холодно" приобретают смысл только после личной пробы). Социальный опыт и знания не могут быть переданы непосредственно через ощущения и успешность обучения (понимаемая как объем запомненной информации) зависит от развития визуальной системы как ключевой и репрезентирующей. Это связано с тем, что физиологическая емкость зрительного канала на несколько порядков превосходит кинестетический, а яркие объемные образы позволяют получаемый объем информации эффективно организовывать во "внутренние карты". Исследования показали, что даже такой "аудиальный", на первый взгляд, навык, как грамотность, зависит от использования визуальной системы: грамотные люди прежде всего "видят", что слово написано неправильно, т.е. они хранят в памяти образы правильного написания слов [. Категории эмоционально-лексической оценки позволяют выявить эмоциональную насыщенность и структуру оценки по 15 эмоционально-оценочным критериям, наиболее значимым в российской культуре и входящим в состав личностного семантического дифференциала [.
   Таким образом, применение системы ВААЛ для оценки научных текстов позволило оценить ряд важных параметров, выражающих особенности мышления автора текста. Всего в исследовании использовались 115 встроенных категорий программы ВААЛ, по которым подсчитывались частоты их проявления.
  
   Полученные результаты и их обсуждение
  
   Для выявления паттернов профессионального мышления сравнивались средние значения частоты проявления категорий контент-анализа в текстах каждой профессиональной группы. Достоверность различий оценивалась с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Анализу подвергались категории, проявляющиеся с частотой не менее 5. Полученные данные, имеющие статистически значимые различия (p©0,05) средних значений между текстами разных научных специальностей, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Различие в частоте проявления категорий анализа в текстах разных научных отраслей

Категории психолингвистического анализа

Отрасли наук

Физико-математические науки

Биологические науки

Технические науки

Экономические науки

Социологические науки

Юридические науки

Психологические науки

Философские науки

   Зло

1,21

1,68

1,03

1,46

1,54

7,97

2,40

2,00

   Следствие

4,64

1,81

4,16

3,68

3,08

4,47

2,93

5,22

   Мужская символика

8,21

6,52

7,25

4,11

3,43

2,69

3,33

3,89

   Добро

1,50

1,81

1,53

2,11

3,43

2,44

5,43

6,56

   Свой

3,14

2,39

1,84

4,61

5,62

5,17

9,33

8,78

   Слуховая обработка

4,50

3,74

5,91

5,57

6,57

10,17

7,35

9,78

   Зрительная трансляция

6,36

5,68

6,22

6,89

6,84

7,75

8,38

9,11

   Негатив

2,14

6,42

2,63

4,04

6,89

13,89

7,00

7,83

   Страх власти

4,43

4,10

5,06

6,18

7,05

10,56

6,30

5,78

   Этические категории

3,36

4,03

3,25

5,79

7,19

13,58

11,43

12,61

   Причина

12,43

5,19

13,19

9,29

7,38

7,58

7,03

8,28

   Жизнь

4,79

5,71

1,84

4,25

8,24

3,31

10,38

8,72

   Потребность

2,43

1,45

3,00

7,61

8,49

12,42

7,58

6,67

   Отличие

6,07

6,48

5,31

8,57

9,30

9,83

9,78

12,00

   Отрицание

7,21

5,00

5,78

8,46

9,43

13,28

8,60

13,94

   Подобие

8,14

5,58

6,78

9,64

10,19

12,03

9,95

14,33

   Позитив

4,71

5,03

4,19

5,61

11,00

7,08

15,73

12,67

   Слуховой канал

8,79

6,84

9,75

10,21

11,59

18,64

12,20

15,89

   Обработка

10,29

8,58

11,34

12,21

13,05

14,61

15,25

15,94

   Общность

11,00

9,52

12,09

14,25

13,38

12,89

11,68

15,33

   Преуменьшение

17,36

13,10

16,66

18,04

13,95

15,64

11,95

17,17

   Перемещение

16,29

14,55

18,94

17,46

14,76

18,89

14,08

14,00

   Агрессивность

6,93

5,58

7,81

11,29

15,27

20,86

12,18

14,78

   Движение

15,36

12,35

13,63

17,32

16,32

17,06

17,10

19,33

   Зрительная обработка

28,93

22,03

19,81

18,89

16,73

14,83

20,48

24,83

   Ум

7,29

7,16

8,53

8,93

17,76

9,83

22,28

21,44

   Аффилиация

4,21

8,00

4,91

11,75

18,62

16,06

22,50

18,17

   Депрессивность

17,79

24,65

16,25

23,86

20,05

28,64

24,03

33,22

   Преувеличение

12,93

10,45

11,38

19,07

20,35

21,25

15,43

22,00

   Зрительный канал

34,71

26,55

25,31

25,00

22,57

21,56

27,63

32,39

   Чужой

16,86

14,42

15,59

22,50

24,76

27,22

24,00

35,11

   Практичность

10,93

10,81

17,03

28,36

29,65

23,31

27,20

17,33

   Неискренность

43,93

38,61

43,97

33,86

32,30

38,42

35,35

40,00

   Манипуляция

27,64

24,94

34,41

40,29

35,32

33,64

32,60

32,67

   Гностические категории

15,71

13,71

18,06

20,11

40,03

20,11

42,15

45,06

   Желание власти

17,57

14,23

22,63

37,89

41,81

65,97

29,63

31,72

   Чувственная обработка

41,00

31,10

38,31

39,11

46,57

44,36

50,80

47,50

   Достижение успеха

20,07

16,29

24,81

38,11

51,92

29,86

55,40

41,50

   Демонстративность

61,07

65,61

54,84

56,00

56,08

73,06

78,43

82,33

   Власть

24,79

21,71

31,06

51,57

57,35

86,36

40,45

44,94

   Возбудимость

89,14

84,55

77,41

63,86

61,92

61,42

66,38

64,06

   Гипертимичность

46,64

48,65

42,47

62,14

62,62

45,17

67,93

55,89

   Архетипичность

59,50

58,58

56,16

62,46

73,08

69,03

81,40

89,67

   Рациональный канал

61,50

49,35

94,53

93,18

109,35

96,58

112,50

121,06

   Паранойяльность

68,57

57,19

74,81

109,04

154,35

161,25

147,03

169,44

  
   Полученные результаты отражают категориальную структуру сознания специалистов в различных отраслях наук: используя какие понятия они строят образ окружающего мира и передают свое видение мира другим людям. Наиболее яркими психолингвистическими особенностями обладают тексты, подготовленные в области философии, психологии, юриспруденции и экономики. Так ключевыми особенностями представителей экономических наук являются внимание причинам происходящих явлений, способность видеть динамику, оценка величины. Представители философских наук отличаются яркостью, метафоричностью и настойчивостью мышления, пониманием противоречий, интересом к сути и последствиям явлений, более частым обращением к категории добра. Тесты представителей юридических наук свидетельствуют об общем внимании авторов к негативным (проблемным) аспектам жизни, ориентации на избегание негативных последствий, стремлении к максимальной конкретности и развитом оценочном отношением к окружающему миру. Авторов психологических текстов отличает позитивность мышления, установка на достижение успеха, потребность в аффилиации, внимание к личности и способность к яркому описанию, в противовес пониманию причин. Анализируя проявление в тексте групп сенсорных категорий, можно отметить, что философы и физики скорее видят, юристы слышат, а психологи чувствуют профессиональную реальность. Обобщенная характеристика научно-профессиональных типов мышления и профессионального языка представлена в таблице 3 (физико-математические, биологические и социологические науки имеют менее выраженные особенности и в таблице не отображены).

Таблица 3

Обобщенная характеристика научно-профессиональных типов мышления и речи

Отрасль наук

Характерные психолингвистические особенности

   Философские науки
   Целеустремленность и настойчивость мышления. Яркость манеры изложения. Метафоричность. Возможность эстетического взгляда на окружающий мир. Интерес к категориям жизни и смерти, использование категорий физиологии.
   Депрессивность.
   Внимание к когнитивным процессам и состояниям. Понимание мира с использованием категории добра. Понимание динамики, интересует следствия событий и явлений. Понимание противоречий. Высокая рациональность - стремление понять суть явлений. Стремление к обобщению, безличности. Способ восприятия явлений основан на оценки различия-подобия. Высока степень конкретности не требуется. Часто присутствует рефлексия собственного познания. Господствует зрительная модальность - тип мышления зрительный.
   Психологические науки
   Гипертимистичность, позитивность мышления и изложения. Внимание категориям жизни и смерти. Метафоричность.
   Понимание мира с использованием категории "добро". Выраженная ориентация на достижение успеха. Потребность в социальных контактах, аффилиации, принадлежности к социуму. Причины явлений интересуют мало. Внимание персоне, личности. Внимание к когнитивным процессам и состояниям. Господствует чувственный канал - эмоционально-чувственное восприятие мира. Ощущения обрабатываются через рационализацию.
   Способность к эстетическом взгляду на мир.
   Юридические науки
   Ориентация на негатив. Понимание мира с использованием категории "зло". Частота использования категории "агрессивность". Конкретность информации (точность формулировок) при меньшем стремлении проникнуть в суть явлений.
   Оценочность по отношению к окружающему миру. Особую важность представляет фиксация мотива и проявлений власти.
   Господствует слуховая модальность.
   Экономические науки
   Внимание причинам происходящих явлений. Стремление делать обобщения. Интерес к динамике. Сравнение с использованием категории преуменьшение. Практичность.
   Технические науки
   Внимание содержанию и динамике явлений и предметов. Сосредоточенность на анализе причин.
   Этико-оценочные категории (добро-зло) не представлены.
  
   Классификация типов профессионального мышления не обязательно должна совпадать с принятой классификацией наук. С целью проверки гипотезы о существовании базовых научных типов мышления был проведен кластерный анализ по категориям, наиболее значимым для различения научных текстов. Значимость категорий для различения определялась, во-первых, методом дисперсионного анализа (использовались категории, имеющие статистическую значимость различий p©0,01), во-вторых, введением порогового значения частоты проявления (не менее 10 слов на 1000 текста). Всего таким способом из стандартного набора модуля контент-анализа программы "ВААЛ" для кластерного анализа были отобраны 33 категории.
   Иерархический кластерный анализ проводился методом межгрупповых связей, в качестве меры сходства использовался квадрат Евклидового расстояния. По критерию скорости агломерации и по критерию интерпретируемости наиболее удачным оказалось выделение 4 кластеров. Распределение научных специальностей по выделенным кластерам представлено в таблице 4.

Таблица 4

Распределение научных специальностей по группам на основе кластерного анализа

  

Отрасли наук

Кластеры

Итого

  

1

2

3

4

  
   Физико-математические науки

14

0

0

0

14

   Биологические науки

31

0

0

0

31

   Технические науки

32

0

0

0

32

   Экономические науки

6

22

0

0

28

   Философские науки

0

10

5

3

18

   Юридические науки

0

36

0

0

36

   Психологические науки

0

35

2

3

40

   Социологические науки

0

35

0

2

37

   Итого

83

138

7

8

236

  
   Как видно из таблицы 4, выделяются два больших кластера, первый из которых объединяет тексты физико-математических, технических, биологических наук и часть экономических наук, а второй кластер объединил тексты юридических, психологических, социологических наук и значительную часть текстов философских и экономических наук. Очевидным является различие между науками разных кластеров: первый может быть назван "Естественнонаучным", а второй "Гуманитарным". Маргинальное положение заняли экономические науки, хотя судя по результатом кластерного анализа, большая часть текстов этой отрасли науки следует отнести к гуманитарным. Необходимо отметить, что хотя в текстах диссертаций по экономическим наукам часто используется математическое моделирование, полученные данные подтверждают преимущественно гуманитарный стиль мышления авторов экономических наук. Другая интересная особенность заключается в том, что, несмотря на кажущуюся близость биологии и психологии (по набору изучаемых дисциплин и общим истокам некоторых научных парадигм) - они совершенно не пересекаются в выделенных кластерах. Все биологические диссертации попали в кластер "Естественнонаучные". Это свидетельствует о совершенно разных механизмах мышления ученых двух ориентаций. Несколько неожиданным является и то, что мышление представителей юридических наук может быть однозначно отнесено к "гуманитарному" стилю.
   Третий и четвертый кластеры являются малочисленными и, скорее всего, отражают особый стиль философско-психологического осмысления реальности, который, каким-то образом отличается от просто "гуманитарного" стиля. Это различие может быть изучено подробнее в ходе дальнейших исследований.
   Сравнение кластеров "Естественнонаучного" и "Гуманитарного" по наиболее различающимся категориям проведенного анализа (p©0,01), приведено в таблице 5. Видно, что тексты гуманитарных наук отличаются паранойяльностью (напористостью, стремлением отстаивать свою позицию), агрессивностью, большим вниманием к категориям этики, добра и зла, власти, успеха. Представители гуманитарных наук более часто оценивают позитивность и негативность, упоминают потребности в принадлежности и поддержке, для них более важно уточнение отношений "свой-чужой". Тексты естественнонаучного кластера психологически более "плоские", отличаются, по всей видимости, меньшей эмоциональностью лексики. В тоже время, представители естественнонаучного типа мышления создают тесты с более высоким уровнем архетипичности (мужской и женской символики). Ориентированные на "объективное" познание окружающего материального мира, научное мышление вынужденно обращаться к антропоморфной метафоре изложения. Как видно, архетипический характер уподобления мира человеку (и более широко -- живому организму) оказываются гораздо более живучими и более свойственен классическому естественнонаучному мышлению, чем это может представляться на первый взгляд.
  

Таблица 5

Различие "естественнонаучного" и "гуманитарного" стилей научного мышления

Категории анализа

Кластеры текстов

Частоты встречаемости (на 1000 слов)

Стд. откл.

Соотношение частот

   Паранойяльность
   естественнонаучный

67,21

17,07

4/9

  
   гуманитарный

149,71

30,66

   Женская символика
   естественнонаучный

9,37

6,761

2/1

  
   гуманитарный

4,87

4,234

   Мужская символика
   естественнонаучный

6,94

5,358

2/1

  
   гуманитарный

3,35

2,295

   Агрессивность
   естественнонаучный

6,82

2,962

3/7

  
   гуманитарный

15,76

8,356

   Позитив
   естественнонаучный

4,6

2,685

4/9

  
   гуманитарный

10,46

7,276

   Негатив
   естественнонаучный

3,95

3,563

1/2

  
   гуманитарный

8,59

8,951

   Власть
   естественнонаучный

26,7

8,532

4/9

  
   гуманитарный

59,87

22,22

   Желание власти
   естественнонаучный

18,73

6,731

3/7

  
   гуманитарный

44,27

18,0

   Достижение успеха
   естественнонаучный

21,07

7,98

1/2

  
   гуманитарный

43,49

14,77

   Аффиляция
   естественнонаучный

6,08

3,39

1/3

  
   гуманитарный

18,26

6,89

   Надежда на поддержку
   естественнонаучный

1,33

0,95

1/4

  
   гуманитарный

5,07

2,99

   Потребность
   естественнонаучный

2,49

1,68

1/4

  
   гуманитарный

9,21

4,74

   Свой
   естественнонаучный

2,36

1,45

1/3

  
   гуманитарный

6,57

2,96

   Этические
   естественнонаучный

3,6

1,51

1/3

  
   гуманитарный

10,01

8,1

   Добро
   естественнонаучный

1,61

0,93

4/9

  
   гуманитарный

3,67

2,55

   Зло
   естественнонаучный

1,31

1,28

3/8

  
   гуманитарный

3,54

6,22

  
   Заключение
   Проведенное исследование с использованием контент-анализа текстов диссертаций позволило дифференцировать тексты различных областей наук. Выявленные различия находят согласованную интерпретацию и могут быть объяснены в контексте особенностей мыслительных задач, стоящих перед учеными различных сфер знания. За частотой использования тех или иных групп слов стоят базовые ориентации, отношения к окружающему миру, ожидания и готовность воспринимать события определенным образом. В частности, можно отметить, что представители разных специальностей используют различные модальные системы для структурирования собственного опыта: философы видят, психологи чувствуют, а юристы слышат.
   Исследование показало наличие гуманитарного и естественно-научного стиля текстов и соответствующих им "естественнонаучного" и "гуманитарного" стиля научного мышления. Таким образом, распространенное деление ученых на два типа профессионального мышления ("физиков" и "лириков") нашло свое эмпирическое подтверждение. Одни научные отрасли достаточно можно достаточно четко дифференцировать выраженности одного либо другого стиля мышления, другие могут занимать промежуточное положение, допуская в части работ "гуманитарный", а в части "естественно-научный" стиль мышления.
   Отмеченные различия между научными отраслями и между двумя базовыми стилями мышления ученых могут служить источником затруднений в ходе профессионального общения представителей различных научных специальностей. Эти особенности следует учитывать при формировании исследовательских групп в междисциплинарных научных проектах.
   Представляется целесообразным дальнейшее исследование возможностей контент-анализа с целью разработки методики профессионального ориентирования и оценки профессиональных компетенций на основе личных тексов кандидатов. На основе полученных результатов можно предположить, что контент-анализ учебных текстов студентов (курсовых работ, эссе и т.п.), текстов кандидатов на трудоустройство (абитуриентов) позволит отражать степень развития профессионального мышления их авторов. Кроме того, выявленные психолингвистические особенности текстов эталонной группы (авторов, подтвердивших квалификацию кандидат наук в соответствующих научных отраслях) могут быть использованы для разработки алгоритма оценки профессионального мышления студентов по соответствующим направлениям подготовки.
  
  
   Список использованной литературы
   1. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / ред. П. Ушакова Т.Н., Н.Д. - СПб, 2000.
   2. Психология социального познания / Г. М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2000.
   3. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис. - СПб., 2003.
   4. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке / М. М. Бахтин. // Общая психолингвистика : хрестоматия. - М., 2004 - С.
   5. Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам / В. Белянин // Московский психологический журнал. - 2004. - N1.
   6. Психолингвистические аспекты художественного текста / В. П. Белянин. - М.: МГУ, 1988.
   7. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. / Л. С. Выготский. - М., 1982.
   8. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. - М., 1980.
   9. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Киев: "Вища школа", 1981.
   10. Психология мифа: Дис. ...докт. психол. наук. / А. М. Лобок - М.: 1998.
   11. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное / Ж. Пиаже // Вопросы психологии. - 1996. - N6.
   12. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб: Речь, 2001.
   13. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологи / В. И. Шалак. - М.: Омега-Л, 2009.
   14. Введение в экспериментальную психосемантику / А. Г. Шмелев. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
  
  
   Давыдов Денис Геннадьевич,
   109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д.32
   т.р. (495) 737-88-37, доб. 41-21
   т.м. (926) 120-85-22
   ddavydov@campus.muh.ru
  
   Логинов Вячеслав Виктровоич
   109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д.32
   т.р. (495) 737-88-37, доб. 41-21
   т.м. (926) 393-99-09
   vloginov.sga@gmail.com
  
   1. Г.М. Андреева Психология социального познания М.: Аспект-Пресс, 2000.
   2. Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление СПб.: 2003.
   3. Психология мифа: Дис. ...докт. психол. наук.: /. - М., 1998. -
   4. М.М. Бахтин Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: 2004.
   5. Л.С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: 1982.
   6. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса СПб: Алетейя, 2000.
   7. Т.М. Дридзе Язык и социальная психология М.: 1980.
   8. Ж. Пиаже / Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное / // Вопросы психологии. - 1996. - 6.
   9. В.И. Шалак Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологи М.: Омега-Л, 2009.
   10. В.П. Белянин Психолингвистические аспекты художественного текста М.: МГУ, 1988.
   11. Х. Хекхаузен Психология мотивации достижения СПб: Речь, 2001.
   12. В. Белянин / Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам / // Московский психологический журнал. - 2004. - 1.
   13. А.Г. Шмелев Введение в экспериментальную психосемантику М.: Изд-во МГУ, 1983.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

13

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"