Давыдов Владимир Николаевич : другие произведения.

Рубеж

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Рубеж

  

Владимир Давыдов

  

Оригинальный сценарий

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   screenwriter.ru
   admin@screenwriter.ru
   НАТ. центральная площадь неболшой донской станицы - день
  
   Старый школьный сторож подметает возле открытых окон первого этажа школы. Метёт не торопясь, не поднимая пыли.
  
   Из дверей с табличкой Школа выходит девушка с учениками начальных классов. На шее девушки повязан пионерский галстук. Сторож почтительно кланяется девушке. Она приветливо машет сторожу и выбегает с детьми на площадь. Из распахнутого окна школы слышно голос УЧИТЕЛЯ.
  
   учитель
   (за кадром)
   И тогда царь Леонид собрал триста своих лучших воинов.
  
   Сторож осторожно подходит к окну. Опирается на метлу и прислушивается к голосу Учителя.
  
   учитель
   (за кадром, продолжая)
   И встали они на пути персидской армии в тесном горном ущелье под названием Фермопилы. Четверо суток сдерживали атаки врага греческие воины.
  
   ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА ШКОЛЫ - ДЕНЬ
  
   Вдоль парт прохаживается учитель. Продолжает рассказывать. Видно только полувоенную форму его одежды. Лица не видно. Ученики поворачивают головы вслед учителю.
  
   Учитель
   Но предатель показал персам тайную тропу, и они зашли спартанцам в тыл. Отступили спартанцы с боем. Погиб их царь. И тогда оставшиеся в живых воины встали вокруг тела своего царя и прикрыли его щитами. Не стал персидский царь рисковать своими воинами и приказал забросать спартанцев стрелами. Тысячи стрел обрушились на греков. Не один из них не дрогнул, не побежал, не покинул своего царя.
   (ДАЛЬШЕ)
  
   учитель
   (ПРОД.)
   Они погибли. Пали в битве, но победили в войне. Боевой дух персов был сломлен.
  
   Учитель возвращается к школьной доске, на которой написано: 23 мая 1941 года. Красивым почерком добавляет надпись - Домашнее задание на лето. Поворачивается к классу и продолжает говорить. На его щеке и шее багровый шрам от старого ранения.
  
   Учитель
   (продолжая)
   А Ксеркс, персидский царь, восхищённый мужеством спартанцев приказал похоронить их с воинскими почестями.
  
   Из-за парты выскакивает белобрысый МАЛЬЧИШКА 10-11 лет.
  
   мальчишка
   (с напором)
   Надо было им броситься на врага и напоследок убить ещё нескольких завоевателей. А так? Просто умереть? В чем мужество, Максим Петрович?
  
   Учитель подходит к Мальчишке. Пристально смотрит на него. Поправляет воротник рубашки ученика.
  
   Учитель
   Мужество было - стоять! Вот так вот - стоять! Пусть безнадёжно и до смерти, но стоять. На родной земле, до конца.
  
   НАТ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
   Сторож удивлённо качает головой и продолжает подметать. Порывы ветра качают кусты сирени в палисаднике школы, срывают с цветущих деревьев лепестки цветов. Лепестки
   заполняют весь экран.
  
   НАТ. ДОРОГА К МОСТУ ЧЕРЕЗ ОВРАГ - ДЕНЬ
  
   По пыльной дороге к мосту тяжело шагают отряды солдат. Мокрые от пота гимнастёрки и запылённые лица. Вдалеке за ними по дороге идут несколько разрозненных групп таких же уставших бойцов. Звучит голос ДИКТОРА.
  
  
  
  
   диктор
   (за кадром, с тревогой в голосе)
   Донские степи, душное лето сорок второго. Силы Степного и Воронежского фронтов откатывают к Сталинграду. Сплошное отступление. Бегство.
  
   НАТ. ПЕРЕПРАВА - ДЕНЬ
  
   В пулемётной ячейке возле понтонного моста по телефону разговаривает ЛЕЙТЕНАНТ.
  
   лейтенант
   Ясно, товарищ майор. Так точно. Есть.
  
   Смотрит по сторонам. Замечает возле ячейки СТАРШИНУ.
  
   лейтенант
   Берём подводу, поставим последние мины. Подгоним отставших. Грузите, я сейчас.
   Фриц прёт как на марше. Приказано станицу не оборонять.
  
   Не дожидается ответа Старшины, скрывается в землянке недалеко от пулемётной ячейки.
  
   По мосту нестройными группами идут отступающие отряды русских солдат.
  
   НАТ. МОСТ ЧЕРЕЗ ОВРАГ - ДЕНЬ
  
   По мосту идёт Учитель. Тащит за собой пулемёт "Максим". Вещмешок свисает на распустившейся лямке. Гимнастёрка порвана в нескольких местах. Учитель по сторонам не смотрит, несколько раз спотыкается. На мост выезжает подвода. В подводе Лейтенант, Старшина и два солдата. Несколько небольших ящиков на подводе прикрыты плащ-палаткой. Учитель не смотрит на подводу, прижимается к перилам моста. Солдат по знаку Лейтенанта останавливает подводу возле Учителя.
  
   Лейтенант
   Давай боец, шевели ноги. Фрицы вот-вот тут будут.
  
   Учитель кивает, не поднимая глаза, и идёт по дороге в станицу. Пулемёт тянет за собой.
  
   старшина
   (сочувственно)
   Да... Потрепало его. Без ремня, без пилотки... А пулемёт не бросает.
  
   Лейтенант
   До переправы не дойдёт. Надо на обратном пути подобрать.
  
   Смотрят вслед удаляющемуся Учителю.
  
   Страшина
   Эй! Слышь? Возле колодца подожди! Назад поедем, стало быть, подберём. Пару гостинцев немчуре подкинем и вернёмся.
  
   Учитель не реагирует на слова. Продолжает идти чуть прихрамывая.
  
   Лейтенант
   Сломался мужик. Не выдюжит.
  
   Поворачивается к солдату-ездовому.
  
   Лейтенант
   Давай к повороту, потом тут гостинцы оставим.
  
   Солдат-ездовой хлопает вожжами. Подвода уезжает с моста.
  
   НАТ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
   Учитель устало садится на завалинку школы. Достаёт кисет и закручивает самокрутку. Прикуривает, жадно затягивается и откидывается на стену.
  
   НАТ. МОСТ ЧЕРЕЗ ОВРАГ ДЕНЬ
  
   Старшина и Лейтенант устанавливают противотанковую мину возле въезда на мост. Солдаты смотрят по сторонам с оружием наизготовку возле подводы.
  
   страшина
   Путь тут один. Свернуть им некуда. Пехоту наши на переправе встретят.
   (ДАЛЬШЕ)
   старшина
   (ПРОД.)
   А танк тут и останется.
   Да другим проехать не даст.
  
   Лейтенант
   Приказ отходить. В бой не вступать.
  
   Страшина
   Да тут и не осталось уже никого. А наше дело, стало быть, отход прикрывать и...
  
   Лейтенант
   (перебивая Старшину)
   Кто тут командир? Ты мне, что тут устав читаешь?
  
   Старшина аккуратно ввёртывает взрыватель в мину.
  
   старшина
   Это я, товарищ лейтенант, так страх отгоняю. Вот не первый год ставлю мины, а каждый раз боюсь. Так я разговором, стало быть, и спасаюсь.
  
   Раздаётся вой летящих снарядов. Невдалеке взрываются несколько мин.
  
   Лейтенант
   (зло)
   Наугад, гады бьют! Закругляемся. Давай в подводу!
  
   Старшина и Лейтенант вскакивают на подводу, и та резко трогается с места. На пути в станицу, пустой ящик выпадает из подводы. Через небольшое время ещё несколько мин разрываются в окрестности. Одна попадает в пустой ящик. Взрыв!
  
   НАТ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
   Учитель слышит взрывы, но встать не может. Одна из мин попадает на крыльцо школы. Взрывается. К ногам учителя взрывом отбрасывает вывеску с надписью - Школа. Учитель вздрагивает, поднимает вывеску и оглядывается. Он подходит к раскрытому окну школы. Смотрит на надпись - 23 мая 1941 года. Домашнее зада... Дальше надпись стёрта. На доске ребячьи каракули со смешными рисунками. Опять неподалёку взрывается мина. Учитель не реагирует на взрыв.
  
   Учитель
   (вспоминает)
  
   ИНТ. КЛАССНАЯ КОМНАТА ШКОЛЫ - ДЕНЬ
  
   Учитель возвращается к школьной доске, на которой написано: 23 мая 1941 года. Красивым почерком добавляет надпись - Домашнее задание на лето.
  
   Мальчишка
   Надо было им броситься на врага и напоследок убить ещё нескольких завоевателей. А так? Просто умереть? В чем мужество, Максим Петрович?
  
   НАТ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
   Учитель подкатывает пулемёт к колодцу. Наливает в кожух ствола воду. Пьёт из ведра. Уходит к двум густым кустам сирени в палисадник школы.
  
   Ведро медленно качается на колодезной верёвке.
  
   На площадь въезжает подвода. Лейтенант и Старшина осматриваются. Недалеко опять взрывается мина. Лейтенант машет рукой, и подвода быстро уезжает в сторону переправы.
  
   НАТ. ПЕРЕПРАВА - ДЕНЬ
  
   По понтонной переправе проходят последние отступающие русские солдаты.
  
   Подъезжает подвода. Из неё выскакивает Лейтенант и подбегает к пулемётной ячейке сложенной из мешков с песком. Из ячейки поднимается связист и протягивает трубку Лейтенанту. Тот слушает и коротко отвечает.
  
   К ячейке подходят солдаты-сапёры, Старшина.
  
   лейтенант
   Есть, товарищ майор!
  
   Отдаёт трубку связисту. Поворачивается к сапёрам и Старшине.
  
   Лейтенант
   Как только немцы войдут в станицу, уходим и рвём переправу.
  
   Над переправой пролетает немецкий самолёт.
   Старшина кричит.
  
   Старшина
   (протяжно)
   Воздух!
  
   Солдаты прячутся за мешками с песком. Самолёт, набирая высоту, скрывается в небе.
  
   НАТ. МОСТ ЧЕРЕЗ ОВРАГ - ДЕНЬ
  
   По мосту идут маршем немецкие солдаты. Впереди конный разъезд и мотоцикл с рацией. За солдатами вдалеке тянуться несколько танков.
  
   НАТ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
   На площадь выезжает немецкий мотоцикл с коляской. За ним конный разъезд. Мотоцикл по кругу объезжает колодец. Останавливается. Сидящий сзади что-то говорит радисту с рацией, сидящему в люльке мотоцикла. Тот кивает и начинает говорить в микрофон рации. Верховые солдаты спешиваются. Мотоцикл уезжает в ту же сторону, куда уехала подвода с сапёрами. Немецкие солдаты поят лошадей. Смеются.
  
   НАТ. ПЕРЕПРАВА - ДЕНЬ
  
   На мосту заканчивает минирование Старшина. Лейтенант облокотился на мешки с песком и смотрит в бинокль в сторону станицы. На пригорок выезжает мотоцикл. Немец тоже смотрит в бинокль на переправу. В станице раздаётся длинная пулемётная очередь. Несколько взрывов гранат. Снова пулемётная очередь. Мотоцикл разворачивается и скрывается за пригорком.
  
   лейтенант
   Это кто там стрельбу затеял? Без приказа.
  
   Связист протягивает Лейтенанту телефонную трубку. Лейтенант слушает, рукой подзывает Старшину к себе.
  
   Лейтенант
   Бери всех, кто есть и в станицу. Приказ майора разобраться! По возможности помочь.
  
   Несколько подразделений по команде Лейтенанта группами побежали к станице. Старшина и сапёры за ними. Из станицы доносятся редкие выстрелы.
  
  
  
   НАТ.МОСТ ЧЕРЕЗ ОВРАГ ДЕНЬ
  
   Лёгкий немецкий танк остановился перед мостом. Открывается башенный люк. Командир танка слушает наушник шлемофона.
   Даёт команду на движение вперёд. Танк наезжает на место, где Старшина поставил мину.
  
   Сначала взрывается мина, а потом детонирует боезапас немецкого танка. Клубы дыма заполняют экран.
  
   НАТ. ПОДСТУПЫ К ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
   Старшина с солдатами ведёт бой с отстреливающимися немецкими солдатами на подступах к площади станицы.
  
   Немцы отступают по дороге, по которой пришли. Спешно уносят раненых.
  
   Слышно, как взрывается немецкий танк. Командиры групп русских солдат останавливают своих подчинённых.
  
   НАТ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
   Последние немцы покидают центральную площадь.
  
   Осторожно с нескольких сторон русские солдаты выходят на центральную площадь к колодцу. Площадь усеяна трупами немцев.
  
   Возле колодца пытается встать раненая немецкая лошадь. Из её шеи течёт кровь. Солдат по приказу командира добивает лошадь.
  
   Находят шевелящихся немцев. Не ожидая приказа, добивают. Старшина оглядывается по сторонам.
  
   Старшина
   Это кто же тут так постарался? Почитай полуроту положил. Немцы вон, как драпанули драпанули, что и стрелять в некого.
  
   Несколько солдат машут Старшине из палисадника школы руками.
  
   Старшина идёт к солдатам.
  
   Среди двух кустов сирени на спине лежит Учитель. Взгляд мёртвых глаз устремлён в небо. Рядом искорёженный осколками пулемёт с задратым стволом. От кожуха пар идёт. На груди Учителя множество ран от осколков и ударов прикладами.
  
   Старшина
   Вот оно ребятки, как!
   Устал, стало быть, бежать он. Тут в палисадничке врага и встретил с "максимом" своим.
  
   Старшина закрывает глаза Учителю. Снимает с головы каску.
  
   Старшина
   Красиво умер, как в кино. Постоял, стало быть, за Русь, за Матушку...
  
   НАТ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
  
   Учитель устанавливает пулемёт. Поводит стволом вправо в лево. Заряжает последнюю ленту. Припадает к прицелу пулемёта. На площадь выезжает мотоцикл. Радист говорит в рацию. Мотоцикл уезжает.
  
   На площадь строем выходят немецкие солдаты. Останавливаются у колодца. Площадь заполняется солдатами. Солдаты пьют воду. Некоторые снимают оружие. Командиры разрешают курить. Солдаты смеются.
  
   Учитель стреляет длинной очередью. Немецкие солдаты падают. Некоторые пытаются отстреливаться. Но тут же попадают под пулемётный огонь. Пулемётные пули разрывают людские тела в клочья.
  
   Немецкий солдат приподнимается и бросает гранату. Пуля перебивает руку и граната взрывается в гуще немецких солдат.
  
   Ещё один солдат кидает гранату. Она не долетела до Учителя.
  
   Затем несколько солдат бросают гранаты из-за угла избы. Гранаты разрываются близко от Учителя. Осколок попадает ему в ногу и плечо.
  
   Пулемёт на мгновение замолкает и выдаёт последнюю очередь. Патроны в ленте пулемёта закончились. Учитель, переворачивается на спину и, улыбаясь, смотрит в синее небо.
  
   Рядом с ним взрывается граната.
  
   Несколько немцев подбегают к нему и наносят удары прикладами. Въезжает немецкий мотоцикл. Со стороны переправы стреляют наступающие русские солдаты.
  
   Часть немецких солдат уносит раненых по дороге, по которой пришли.
  
   Часть занимает оборону и вступает в бой с наступающими русскими.
  
   Доносится два взрыва со стороны моста через овраг. Усиливается огонь со стороны русских солдат.
  
   Офицер отдаёт команду и оставшиеся в живых солдаты спешно уходят вместе с ним с площади.
  
   На площадь выходят первые группы русских солдат.
  
   НАТ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
   Солдаты хоронят Учителя под сиреневыми кустами.
  
   Старшина
   Он и смерти своей не заметил. Не заметил, как убивали его. Так все двести семьдесят патрончиков в них и выплюхнул. И душа его в ослепительную высь ушла. Отстоял своё мужик. Стало быть. На посошок. Не знаю, как по канонам. По мне - это Святость.
  
   Старшина смотрит в небо. Слышно голос Мальчишки.
  
   Мальчишка
   (за кадром)
   В чем подвиг, Максим Петрович?
  
   Учитель
   (за кадром, медленно с паузами между словами)
   Стоять.., насмерть.., на своей земле!
  
   Пока Учитель говорит на экране видеоряд - Боец бросается под танк с гранатой, горящий самолёт падает в колонну вражеской техники и взрывается, Боец падает грудью на амбразуру дота, Танк таранит немецкие танки.
  
  
  
  
  
   НАТ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ НЕБОЛЬШОЙ ДОНСКОЙ СТАНИЦЫ - ДЕНЬ
  
   Старшина, постаревший на 20 лет, ведёт за руку МАЛЬЧИКА 7 -8 лет. В руках у них букеты полевых цветов. На груди у Старшины боевые награды. На транспаранте над крыльцом школы надпись - С Днём Победы! Подходят к памятнику возле школы. Возлагают к подножию цветы.
  
   Мальчик
   В чём подвиг, деда?
  
   Старшина едва сдерживает слёзы. Смотрит в верх на голубое небо. Порыв ветра колышет кусты сирени. Обрывает лепестки цветов. Те заполняют экран.
  
   Старшина
   (за кадром)
   Стоять насмерть! На своей земле!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   11
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"