Давыдова Татьяна Викторовна : другие произведения.

Как помочь ребенку в период адаптации к Доу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Как помочь ребенку в период адаптации
   в ДОУ
   При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, ребенок отказывается играть с другими детьми, часто болеет.
   Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
  1.Возраст (труднее всего переносят изменения условий жизни детей 1.5 до 2.5 годиков);
  2.Состояния здоровья и уровня развития ребенка;
  3. Биологического и социального анамнеза ( протекание беременности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения- режим дня, питание, игры; заболевания в течение трех месяцев жизни.
   В детском саду у многих воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы - результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят здесь проблемы: "Плохо ребенку в детском саду? Плачет? Ничего страшного поплачет и перестанет". В таких случаях процесс привыкания затягивается, и у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция, и как следствие, негативное отношение к детскому саду.
   Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  2. Работа с родителями.
  3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, поправленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок-взрослый" и "ребенок-ребенок" и обязательно включающие игры и упражнения.
   Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла и уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, немного легче пройдет адаптация.
   Практически любой ребенок в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы дошкольнику было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах.
   Ребенок еще не владеет речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами,- никаких внешних причин для этого нет.
   Психологи и физиологи установили, что изо деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумаге свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у него возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющие толстые линии, а так же рисование на больших ватманах красками
   ( пальчиками или большой кистью). Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка,-тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Наиболее эффективно будет если родители постараются и дома тоже создавать условия для художественного творчество, так ребенок выплеснет наибольшее количество негативных эмоций.
   Умиротворяющей действует на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
   Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок экспериментирования( песочный столик, емкость для воды,). Для многообразных и увлекательных игр используется небьющиеся посуда разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети моют в воде игрушки, купают резиновых кукол, пускают кораблики. В такие же игры стараются играть дома родители.
   Как показывает наблюдение, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон, хотя есть исключения из правил, когда ребенок просто плохо ест. Проблемы со сном связаны не только внутренним окружением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабится и уснуть.
   В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленными в детском саду правилами. Перед сном ребенка можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.
   Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывания ребенка на руках дает ему чувство защищённости, помогает быстрее адаптироваться.
   Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей.
   Очень важное условие хорошей адаптации это когда родители соблюдают режим дня детского сада, каждый день рассказывать о том как хорошо в саду, какие хорошие воспитатели и дети там. А самое главное говорить ребенку, когда отводишь в садик, что ты обязательно за ним придёшь. Дошкольник не понимает для чего вы его туда привели, и почему уходите, ему все надо объяснять и он обязательно это поймет.
   Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
  
   С уважением к вам психолог
  Давыдова Татьяна Викторовна
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"