Кошки Д.Д. : другие произведения.

О том, как мы пытались утопить Иржи Джованниевича в бочке со шпротами

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наконец, досталось и мастеру... Простите нас, Иржи! Джованниевич! Только по Вашей просьбе мы пошли на такое преступление против основ нравственности и благопристойности!


http://zhurnal.lib.ru/editors/z/zametilprosto_i_d/0010005.shtml

Заметил-Просто Иржи Джованниевич

Мелкий шрифт

  

Автор предполагает, а Критик уже ничему не удивляется

Послание потомкам.

  
   Здравствуйте, уважаемый Иржи Джованниевич!
   Разум наш, изощренный в юридических тонкостях, зацепился за сюжетную канву сего творения уважаемого Иржи, и изъявил согласие хорошенько потрясти за шкирку Ваш уважаемый рассказ, а заодно утопить его в ОТДЕЛЬНОЙ от других авторов бочке со шпротами, что вызвано исключительно Вашими невиданными заслугами в деле рецензирования.
   Итак, начнем.
   Есть множество сюжетов использованных и много из них сюжетов, использованных до дыр, и есть даже такие, что по сути своей - черная дыра для талантов и способностей автора. Сделка с дьяволом из их числа, - удивительно, как это враг рода человеческого, тараканьего и кошачьего до сих пор не оставляет на каждом столбе телефоны своей юридической службы? Впрочем, напрашивается ассоциация, что телефоны юристов на каждом столбе - это суть послание... Не будем, короче, выдавать подробности нашей малоинтересной юридической жизни, но приступим.
   Из Вашего рассказа явно следует, что попытка сия - это образец неподдельного веселья на тему Договора. А посему мы оставим свои поиски Идеи, вечной и незабвенной, и отдадимся порыву и угару насмешливости и беззаботности Вашего творения.
   Для начала, пройдемся с Вами за ручку по рассказу. Слева Вас под руку возьмет Правая кошка, а справа - Левая кошка, и пусть дорога наша будет устлана рыбьими хвостами и пирожками с тухлятинкой.
   И, кстати, чтобы вникнуть в юридические тонкости Вашего рассказа, нам пришлось в одиночку побродить по нему раз пять. Поэтому с радостью проведем Вас по нашим излюбленным местам.
   В небольшом скверике....
   Уважаемый Иржи, в последовательности "если можно назвать - впрочем - даже" есть определенный стиль, но несколько натянутый. Пришлось сделать усилия и сказать себе: да, это стиль, а не плохо скроенное предложение. Чуть-чуть легкости - и будет великолепно.
   Да-да, самый обыкновенный черт, каким его рисуют на картинках...
   Ах, уважаемый Иржи, сколько раз так начинались самые разнообразные рассказы!
   Люди, которые спешили на автобусы, черта не видели, но явно ощущали какой-то дискомфорт рядом с этой скамейкой. В другое время они, может быть, и пристроились на этой скамейке...
   Ненужный повтор. Лучше заменить.
   Только одна тетка попыталась было поставить свои сумки на скамейку, но черт зыркнул на нее исподлобья, женщину даже передернуло слегка, она схватила сумки и ринулась прочь.
   Кажись, слово "даже" диссонирует. Можно убрать "даже" и "слегка", - очень хорошо по стилю получится. Надо же демонизма добавить. Что может быть лучше булгаковского начала? (Запятымы выделить "было"?)
    Он время от времени вздыхал, нервно сжимал кулаки, прижимал руки к груди, а потом начинал стучать по скамейке кончиком своего хвоста. Про человека, который бы так себя вел...
   Уважаемый Иржи, у человека нет хвоста, стучанием которого по скамейке он мог показать свою непоседливость.
   ...черт поначалу разорался, но потом сник и последние фразы проговорил почти шепотом, к тому же чуть не плача...
   Уважаемый Автор, чертик - самое лучшее, что есть в Вашем рассказе, и диалоги получаются у Вас очень живо, а вот с непрямой речью надо бы немного поработать. "Поначалу разорался" - непрофессионально? Не знаем, как лучше выразить. Придает диалогу оттенок непрофессионализма? Такое впечатление.
      - Эк тебя колбасит.
   По стилистике "колбасит" и "ерепенится" - это слова из разных эпох. В одном рассказе получается кашеобразно. Хотя, понимаем, что образ современного молодого человека надо передавать, и все же хотелось бы единообразия...
   А вот здесь наши юридические мозги свернулись в трубочку и стали причиной многократной перечитки рассказа:
      - А за что ты мне мстишь? Это ты меня нашел, сам за мной следил, сам явился и договор предложил. И, между прочим, ничего против того, чтобы поменяться душами, не имел! Вот мне родители всегда говорят, что прежде чем ставить подпись под каким-нибудь документом, нужно тщательно его прочитать и не менее тщательно все обдумать. Все варианты предусмотреть. А то вставят в твой договор какой-нибудь пункт мелким шрифтом, ты его не учтешь, а он самым важным и окажется!
      - Все я продумал, - возмутился черт, - тоже мне - мелкий шрифт, особые условия! Стандартный типовой договор, не первый и не последний, утвержденный во всех инстанциях. У чертей, да будет тебе известно, души нет. Не предусмотрена! Так что хоть продавай, хоть меняйся: теперь у меня твоя душа, а у тебя души нет. И между продажей и обменом - никакой разницы в данном случае нет!
   Дорогой, уважаемый Автор! Только путем недюжинных мозговых усилий нам удалось понять, что (а) юноша считал, что он меняется душами, (б) черт считал, что юноша продает душу, (в) мелкий шрифт - это то, что надо было еще другие варианты обдумать, а не подписывать всякую чушь.
   Автор, если стороны заблуждаются относительно предмета договора, то договора нет! Если один думает, что заключает договор мены, а другой - купли-продажи... не будем... продолжим вести Вас, как Вергилий Данте...
   В целом, нет смысла во всей этой запутанной истории. Проще написать, что была купля-продажа по всем правилам.
      - А у меня что, не болело? - молодой человек просто заорал.
   Вот-вот, из той же серии. Как это, "просто заорал"? А если непросто? Просто так даже мы не родимся (с).
      - Отстань! - сказал черт, потом встрепенулся, напрягся и уставился на заветное окно с удвоенным вниманием. - Она заметила, что хлеба нет, - прошептал он, - собирается.
   Лучшая фраза всего рассказа. Превосходно характеризует личность чертика.
   - Куда ты меня тащишь? - заорал парень на рогатого спутника, когда они уже пересекли улицу и тот снова втолкнул его в какую-то подворотню.
   И опять орут благим матом?
   - Тоже мне, существо со сверхъестественными способностями!
   Не совсем влезает в стилистику ввиду наивности фразы.
   - Она нарезной покупает. По девять пятьдесят, - мечтательно ответил черт. - Уже у продавщицы берет.
   Еще одна хорошая фраза "из жизни чертиков". Одобряем.
   - А у меня еще тридцать билетов, я вообще не брался, мне, честное слово, совсем пора учиться, - парень окончательно смутился и стал потихоньку пятиться.
   Как говорится, речь наша часто неправильна, но сие вовсе не обязательно отображать. Фразу стоит подкорректировать.
   - Все это время, пока я места себе не находил, пока у меня в душе ни одной клеточки живой от боли не осталось, все это время вы спокойно наблюдали и ждали своего часа? Вместо того, чтобы просто подойти и сказать всего несколько слов? Как вы могли быть такими циничными?
   Юноша весьма слабо получился, поэтому отметим, что для человека, который уже без души остался, такая эмоциональная фраза не подходит. Возможно, образ требует большей достоверности?  
   - Как мы могли? У тебя что, действительно мозгов в наличии не имеется? Мы, по-твоему, что, благотворительная организация для помощи нерешительным и запутавшимся? Да мы благодаря таким, как ты, слюнтяям, и процветаем!
   Диалог, который раскрывает суть "мелкого шрифта" не очень получился. Во-первых, очень много объяснений, который читатель может понять с полуслова. "Благотворительная организация" - из той же серии.
   - А я этого не говорил, ты сам все это додумал, без моей помощи...
   Очень много пришлось думать над этим объяснением. Получается, юноша в порыве страсти и страданий отказался от своей души. Вместо того, чтобы подумать о других вариантах. Но почему это называется "мелким шрифтом" договора? В чем был юридический обман?
   Я просто тебе не мешал! Как ты там мне говорил? Надо предусмотреть все варианты? Тщательно прочитать мелкий шрифт? Кого ты теперь винить собираешься, что в этот самый мелкий шрифт не вчитался? Себя вини, пожалуйста, больше некого! Думать надо, с кем связываешься, знаешь, сколько во всех временах таких самонадеянных было, которые нас перехитрить пытались, и где они теперь?
   Понятно, что парня перехитрили. Но мелкий шрифт в этом понимании - это шрифт жизни, а не договора с дьяволом. Если очень долго думать над Вашей подачей идеи, то можно восхититься, но вот способ подачи хромает. Интересна сама аналогия - скачок с "мелкого шрифта" договора продажи души на то, что сама душа виновата в том, что не позаботилась прочесть "мелкий шрифт" жизни... Вы чувствуете потенциал? В "Адвокате дьявола" суть была та же: у человека - свобода выбора, а дьявол лишь рядом пробегал. Осталось только правильно подать идею.
   После того, как накал страстей прошел, было несколько мест, где очень просился конец рассказа.
   Даже ветерок успокоился, стал нежным и заигрывающим. Еще немного времени пройдет - и сквозь шум автомоторов станет слышен шелест листьев и щебетанье воробьев.
      - Может, тебе стоит попробовать? - нерешительно спросил Иван у черта. - Душа-то у тебя моя, она вполне сможет ее полюбить.
   Первый конец (где-то здесь). Философично, немудрёно,
      - Полюбить? Кого, меня? - черт невесело усмехнулся. - Кто меня может полюбить? Разве во мне можно найти хотя бы одно качество, за которое меня можно полюбить? Внешне - просто эталон красоты, - он сморщил пятачок и пару раз хрюкнул, - внутренний мир - твое счастье, что ты не знаешь ничего о моем внутреннем мире! Ум? - черт сплюнул. - Я уж молчу о том, кто я есть. От меня все праведные шарахаются. А она, она же безгрешна. Как ты этого понять не можешь?
   Возникает вопрос: а с какой стати чертик примерил на себя прикупленную душонку? Ему стало интересно? Или обязанность такая? Как это вышло? Катавасия, которую Вы провернули с меной/куплей-продажей, этот вопрос обошла стороной. А ведь интересно. Так они поменялись душами или была купля-продажа?
      Оба снова уставились наверх.
      - Какой билет она сейчас учит? - спросил юноша.
      - Предпоследний.
      - Успеет?
      - Должна. Она талантливая, - улыбнулся черт.
   Еще один конец. Грустно, нетребовательно.
      - И чего мы в ней нашли, - вздохнул юноша - глаза какие-то невзрачные, серые с коричневыми лучиками.
      - Как искорки проскакивают, когда погода солнечная!
      - Волосы с рыжиной.
      - Огонек. У нас первые огоньки такого цвета, - с любовью сказал черт, - когда костер разжигают, там, внизу.
   Здесь пошло затягивание конца.
   Черт посмотрел на парня как на идиота и отвернулся.
   Последняя попытка закончить рассказ...
   - А то ведь у меня тоже экзамен через два дня. Послушай, а может, ты все-таки как-нибудь... того, поможешь мне? Не помешало бы. А я тебе еще о ее привычках что-нибудь расскажу, я бы на твоем месте в таком тонком деле, как девушки, на свои сверхъестественные способности особо не рассчитывал бы, сам уже догадаться должен, а так ударили бы по рукам, все выгода была бы...
   ...Наконец-то
   Итак, уважаемый Иржи, что Вы предпочтете? Подвешивание хвостом вверх или утопление? Мы все-таки порекомендуем Вам бочку.
   Рассказ Ваш вызывает двойственные впечатления. У него есть двойной потенциал.
   Во-первых, как шутка, как анекдотец.
   Во-вторых, как веселье с известной долей грусти и иронии жизни.
   Однако непонятно, по какому пути Вы хотели пойти. Вы сделали ставку на персонажей - в таком избитом сюжете просто необходимо на что-то делать ставку. Чертик вышел уморительным, живым, - именно такой персонаж и требовался. Однако он слишком много простых вещей объясняет читателю. Для анекдота таких объяснений не требуется, а для грусти они недостаточно стильно написаны. Ну не верим мы, что чертики так говорят. Не живет диалог в этом месте.
   Молодой человек - просто пустое, прозрачное место. Конечно, человеку без души таким и полагается быть. Однако рассказ играет на диалоге, он требует полноценных героев. Если молодой человек бесцветен, то это должна быть очень яркая бесцветность. Как это сделать - не скажем, у нас пошла мысль в этом направлении и вот уже недалеки мы от того, чтобы начать раздавать бессмысленные и красивые советы...
   В целом, история о том, как на лавочке сидит чертик, прикупивший души и решивший, ради разнообразия, ее примерить, - и вот он мается от несчастной любви, теребит бывшего душевладельца, - вся эта история прекрасна и несет в себе отличную заготовку для смешного рассказа.
   Вместе с тем, невнятно изложено история с "мелким шрифтом", - а ведь формат рассказа предполагает, что идею преподнесут четко и ясно. Один из героев слишком бледен, и чертик не "вытягивает" повествование. Оно, повествование, периодически стопорится, конец затянут, поэтому впечатление от рассказа размывается. Чем длинней конец, тем больше читатель ждет. А зачем его обманывать? Пусть герои усядутся на скамейку, и рассказ закончится на ироничной, мечтательной ноте.
   Стоит поработать над стилем - в некоторых местах он еще зеленый и молодой.
   В бочке показался кончик хвоста уважаемого Иржи, Критик обратился к нему с какой-то мыслью, подождал ответа, но так и не дождался, ведь это был всего лишь кончик хвоста, который не умел говорить на литературные темы. Грустно вздохнув, Критик побрел за большой ложкой, чтобы помешать бочку, и, возможно, найти там кого-то родного и близкого, кто оценил бы его, Критика, знатные усы и длинный, полосатый хвост.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"