Аннотация: в связи с пробблемам в универе, рецензии выкладываются частями - тут пока треть рассказов, именно - 25 штук в алфавитном порядке.
Предисловие:
Из меня критик - как из лошади балерина. Поэтому заранее приготовьтесь к тому, что я буду говорит что-то неприятное. Во-первых, эти рецензии предназначены в основном для авторов, а не для читателей - они просто объясняют оценки, которые я выставлял. Во-вторых - я тот читатель, который прежде всего обращает внимание на качество текста, а уже потом - на идею и сюжет. Поэтому, при выставлении оценок я в основном упирал на то, насколько хорошо автор излагает свои мысли. В связи с этим, критерий "Техника". Далее, смотрел на ощущение от рассказа в плане готичности - критерий "Атмосфера". И, наконец, общее впечатление от рассказа - "Общее". Хочу заметить, что я НЕ корректор, и не рассматривал в обзоре грамматические и прочие ошибки - я это просто не умею.
Подводя черту под этим вступлением (ужас как не люблю их), заявлю - хорошо написанный рассказ со слабой готической идеей имел шанс получить у меня оценку более высокую, чем кривой рассказ с ужасной стилистикой, но великолепной идеей и сюжетом. Вот так вот. И ещё - юмор я резал. Уж не обижаетесь.
И в заключение, всё нижесказанное - ИМХО.
(истинное мнение хрен оспоришь).
Ну, Стивен Кинги и Лавкрафты русского масштаба - бывайте:)))
Любовь и смерть
Техника: Ничего лишнего, практически филигранный текст. Удачно сбалансированное повествование, отсутствуют ошибки и опечатки. Достаточно простыми словами и предложениями автор умудрился нарисовать достоверную картину средневековья. Остаётся только поаплодировать.
Атмосфера:На уровне. Но, как не странно, не готическая. Когда читал, почему-то перед глазами стояли картинки из бессоновской "Жанны дАрк". Действительно, текст так и дышит средневековьем, гнилью, чумой, но...готика возможно и была бы, встань Мишель из могилы и пойди пить кровушку.
Общее: Рассказ произвёл на редкость сильное впечатление. Во многом, конечно, благодаря изумительной точности и красоте текста, так как идейная сторона - ну всё-таки соблазняющий воина дьявол это не самое оригинальное, что есть на свете. Однако и тут автор выкрутился, не дав любви победить - очень уважаю такое отношение к делу. И, хотя рассказ всё-таки не очень готический, но он всё равно, на мой взгляд заслуживает высокого места.
Ещё раз о любви и смерти
Техника: Средненько, весьма. Постоянное использование имени героя вместо "он", странные метафоры, ретроспективность текста. Конечно, приём действенный, но в данном рассказе вносит какую-то смуту. Из зацепившегося - "широкие черты лица"? Может, "ширококостное лицо"? Черты лица обычно бывают крупными или мелкими, но данная фраза... "Здоровый ухоженный господин" - впечатление, будто речь идёт о коне или собаке. "Утренник сумерки сменились буйным весенним рассветом" - штамп на штампе. И ещё много мелких придирок. Перебарщивание с описанием внешнего вида героев и т.п. Что ещё не понравилось - при чтении не возникало ощущения целостности и слитности повествования, ощущалась некая дёрганность и надуманность событий.
Атмосфера:Совершенно не готическая. Какой-то безумно накрученный сюжет, приём половина сюжетных нитей побросана или не развита. Я прочитал текст 2 раза и то понял лишь приблизительно, о чем идёт речь. Цель рассказа не ясна, всякие кровавые подробности смотрятся бутафорскими и вообще... Персонажи картонные, скалькированные с приключенческих романов 19 века. Но атмосферности здесь нету и в помине.
Общее:Не понравилось. Писательская хромота вкупе с невнятным сюжетом. Балл за длину и ретроспективность.
Женихи Юкки-Онны
Техника: Я бы назвал это "поэтическим минимализмом". Яркие, ёмкие, полные действия описания, красота слога - всё это здесь есть. Что особенно порадовало - автору удалось в какой-то мере сохранить особый стиль о-баке-банаси, жанра японских фольклорных страшных сказок - отменнейшая стилизация. Плюс удачные хокку к месту.
Атмосфера: Конечно, готики тут нет. Но, как я уже говорил, есть отличная стилизация японских страшилок, рассказов о ведьмах-оборотнях. Возможно, для человека, незнакомого с этим жанром и работами в этом жанре, рассказ покажется странным, но - и тут есть саспенс, нагнетение жути, того, что вот-вот случится что-то неприятное... Откровенного ужаса в рассказе нет. Но, поскольку лично я знаю, с чего списана эта история, мне показалось, что текст очень приятный. Подчёркивает это и имена персонажей, небольшие отсылки культуре Японии.
Общее: Мистика на любителя, однако орфографические и стилистически выверенная. Я как раз такой любитель.
Живее всех живых
Техника: Странная смесь разбитных баек из склепа и достаточно вменяемого и местами удачного, ровного стиля. Читается легко, явных ляпов не выявлено. Но каких-то особых стилистических вкусностей тоже нет.
Атмосфера: Ну, это же юмор. Читать весело и легко, спору нет, но какая тут готическая атмосфера, сами посудите: - "Колонку с некрологами покойники-зомби используют как брачные объявления". Но вообще, житие undead'oв хорошо описано, с сарказмом и прочими прелестями.
Общее:Как покойнику найти невесту на кладбище, где орудуют бандиты? Весёлый и немного грустный рассказ, который мне, как старому некрофилу безмерно симпатичен. Но, на данном конкурсе неприкрытому юмору не месте. Субъективная оценка где-то на уровне 7-8, а так, звиняйте.
За грань
Техника: В принципе, приятная стилистика. "Тусклая лампа, свисающая на длинном искрящемся проводе, слегка приоткрывает занавес мрака - хозяина длинного тёмного коридора. Коридора? Скорее подвала: сырой, низкий потолок; выцветшие тёмно-зелённые казенные стены с проплешинами осыпавшейся штукатурки; пол спрятан под тонким черным неподвижным зеркалом воды." Красивые обороты, когда дело доходит до описаний. Практически отсутствуют ляпы и корявости. Читается легко и с интересом.
Атмосфера: Вот тут автор лопухнулся. Причём, что особенно обидно, обладая таким неплохим языком, он так и не сумел нагнать страху или жути. А почему? Потому что решил обратится к клиповой эстетике ужаса да и сюжет рассказа как-то уж слишком сильно, на мой взгляд, связан с путешествиями по закоулкам своего мозга... К чему я веду - отсутствует динамизм, развитие действия. Автор показывает застывшие, неприятные картинки, типа девочки стучащей мячом по полу, мертвеца, Ангела смерти с зашитыми глазами, но - почему-то нестрашно. То ли потому что они не действуют, то ли потому что образы клишированы из "Клетки", "Звонка", "Страха. ком"? Как бы то ни было, всё это мы уже видели и в лучшем исполнении... А готики здесь нету и в помине.
Общее:Загубленный безыдейностью текст. Лично мне было лень напрягать извилины и искать слишком уж покрытый мраком смысл рассказа.
Зверь в ночи
Техника: Рассказ проходит под эгидой "Опишем природу и собственные чувства как можно полнее". Ляпов нет, стилистика неплохая, но уж слишком много причастных и деепричастных оборотов, смакования чувств и прочей мутотени. Так же есть много штампов.
Атмосфера: Автор всеми силами стремится нас запугать. То заснеженная набережная, то тени в квартире, то затягивающая сознание чёрная дыра во сне. Но мы толстокожие, нас таким не проймёшь - мы косимся на скролбар и тихо зеваем - "леденящий душу ужас" и "беспомощный крик" мы слышали и ощущали немало раз.
Общее: Неинтересно. Ну при чём тут зверь? Голоса во снах, всё это уже устарело. Смысла в рассказе тоже кот наплакал. Умерла девушка, ну вот и славно.
Зло
Техника: Плохая. Ужасные деревянные диалоги, нелепые реплики, напыщенные фразы. Атрибуция диалогов в стиле женских любовных романов. Персонажи насквозь проштампированы.
Атмосфера: Нету вообще никакой. Привязка к шторму выглядит слабой. Опять же, подражание детективным рассказам с налётом мистики. Ужас вообще какой-то обыденный.
Общее:Плохо написанный текст, который не может похвастать ни стилистикой, ни идеей, ни сюжетом.
Игра
Техника: Сильно похудшавший стиль журналов типа "Йес". Некоторые реплики вообще не могут принадлежать подросткам. Повествование скачет от одного персонажа к другому. Но вообще, конечно, ужасно. Когда я читаю что-то вроде этого - "Немного света давали светильники только для того, чтобы жертве можно было увидеть монстров и испугаться.", мне уже всё становится ясно.
Атмосфера: Начало рассказа напомнило фильм "Каспер". Там тоже тинейджеры собрались в замке на Хеллоуин. Из такой идеи можно было состряпать жутчайшую детективно-мистическую историю, а автор всё профукал. Страшно? Господи, я пойду лучше "Колобка" почитаю...
Общее: Что, мне почудилось, или рассказ недописан? Ну тогда вообще кранты. Балл за то, что больше 5 тыс. знаков. Больше не за что.
Искупление
Техника: Сложносочинённый кошмар. Длинные предложения, единственный союз, который видимо, знает автор, это запятая. А как вам такие слова, как "прикокнул"? Видио, это дикая смесь "кокнул" и "пришил". Или, например, "выругнулся"? Такие жемчужины щедро рассыпаны по всему тексту. Что же говорить о диалогах? Это вообще нечто. Такое ощущение, что многие авторы просто боятся за своих героев и не дают им и слова без ведома вымолвить. Реплики натянуты, это скорее монологи по очереди. Кромешный мрак. Ну, и конечно, не обошлось без кинговщины. Все боятся писать о России. Нужны немцы, Моргеншерны, Робертсы и так далее. Неправдоподобно. Пишите о том, о чем знаете, а не что увидели по телевизору.
Атмосфера: Сумбур. Все носятся бесцельно, страха вообще нет. Герои то спокойны в страшных ситуациях, то нервничают когда всё нормально. Мистика вялая. Ну призрак, ну что. Сюжет тоже не блещет оригинальностью.
Общее: Халтурная поделка на очень низком уровне, которую скучно и неинтересно читать.
Атмосфера: Атмосфера сумасшествия. Ясно, почему калейдоскоп. Рассказ собирается и кусочков в мозаику. Рассказ о любви, о неизменности, о чём? Непонятно. Литературный нью-эдж, призванный запутать читателю мозги и прикинуться крайне глубоким произведением. Но пустоту не скроешь, увы. Готика тут ни к селу ни к городу.
Общее: Двоякий текст. Со стилистической стороны он мне понравился, но с идейной вызвал резкое отторжение. Учитывая тематику конкурса, это всё-таки совсем не то. С Прагой или без.
Ключ от Последней Двери
Техника: Средняя паршивость. Некрасивый, дерганый, изобилующий штампами текст. Читать было трудно.
Атмосфера: Читал и в некоторых местах ржал. Забытый Токарь, Двенадцать передовиков - сарказм отменный. Но всё же, историю о проклятом заводе из которого нельзя выбраться можно было написать гораздо вкуснее. Некоторые персонажи ведут себя алогично. Однако, есть экшн, есть некоторый юмор, и довольно оригинальная идея. Но, опять же к готики это имеет крайне отдалённое отношение.
Общее: На любителя, причём на мазохиста. Рассказ не сбалансирован, и довольно плохо написан.
Ключ
Техника: Достаточно лёгкий текст. Стилистика немного спотыкается, но местами встречаются и удачные моменты, как например, когда девушке показалось что она превращается в волка. Но ничего выдающегося. С синтаксисом проблемы и вообще рассказ производит впечатление наброска, а не законченного произведения.
Атмосфера: Мистика есть. Чем-то напомнил мне рассказ фильм-ужастик по мотивам Красной Шапочки, который я, к сожалению, не помню как назывался. Конечно, ужаса тут ничего не вызывает, но нагнетание страха сделано почти хорошо. При чтении в глазах появляется чёткая и ясная картинка. По ощущениям рассказ напоминает английский сад в пасмурную погоду. Готики, опять же, нет.
Общее: Неплохой, и что хорошо, короткий рассказик, местами симпатичный. Что касается сюжета, то тут нас не удивили.
Луна - солнце мёртвых
Техника: Деревенские россказни. Написано хорошо, почти без ошибок, ровно и достаточно красочно.
Атмосфера:Истории, какие принято в деревнях зимними вечерами рассказывать. О несчастной любви колдуна и упырях-кровососах. Однако, крови в рассказе нет почти, равно как и страха. Совсем нет. Но рассказ приятный.
Общее: Хоть и коротко и просто, чем-то цепляет. Наверное, хорошим темпом и манерой повествования. Но - не готика, совсем нет. Может, русская готика? Тоже нет. Во всяком случае, такого ещё не придумали
Лунный заяц
Техника: Дёрганная, иногда неловкая. Иногда случаются мощные проблески сильного текста. В общем, неровно, ой как неровно. Но шокирующие и явные ляпы отсутствуют, а само повествование живое и заставляющее читать дальше.
Атмосфера:Скорее бредовая, чем готическая или мистическая. В начале я думал, что этот рассказ будет связан с Китаем (лунный заяц в ступке готовящий элексир бессмертия), однако сюжет оказался интереснее и увлекательнее. Да и финал всё с ног на голову перевернул.
Общее:Забавный рассказ, на который не жалко времени. Не готический, но всё же... Вполне на уровне.
Люблю тебя мёртвой
Техника: Ну вот, наконец что-то новое. Рассказ ведётся как диалог с другим человеком, не самый мой любимый приём, который, тем не менее, прекрасно вписался именно в этот рассказ. Написано гладко, эмоционально и ярко, без шероховатостей и ляпов.
Атмосфера: Сам сюжет Синей Бороды наоборот да ещё с подвывертом крайне притягателен. Автору удалось создать напряжение, не перегруженными предложениями набросать картину какой-то неправильности, творящейся в доме двоих влюблённых. А классовая вражда-то как хорошо вплетена! В общем, тут редкий случай - готическая атмосфера в наличии.
Общее: Вообще, тема некрофильства мне близка, а тут всё ещё так затейливо и красиво, пальчики оближешь, да и написано не задней левой ногой, как многое. Достойный рассказ.
Мак и Маруак
Техника: Это как раз тот случай, когда краткость - сестра таланта. Тот случай, когда человек в маленький текст вмещает в себя целый мир, который трудно создать и на тысяче страниц. Тот случай, когда диалоги нормальные. Отлично написано - коротко и по делу.
Атмосфера:Технократический ужас? Издевательство? Но рассказ весёлый, хотя лично я понял со вторых реплик, что рассказчик сам... того... Текст захватывающий, динамичный. Однако, опять не готика. Просто сумасшедший мир, возможно после Апокалипсиса.
Общее: Один из редких рассказов, которые мне захотелось перечитать во второй раз. Крепко сбитая работа. Но за неимением готики...придётся немного снизить оценку
Мать-Родильница
Техника: Текст насыщенный, я бы так сказал. Почти нет шероховатостей, присутствует богатство словаря. При этом, автор не нагромоздил нелепостей и, как мне кажется, даже избежал штампов.
Атмосфера: Когда я прочитал название, то скис - подумал, что в очередной раз на меня начнут нагонять страх с жуткими подвываниями. Однако, имеем мы - извращённый пикник на обочине, не иначе. От рассказа не оторваться, браво автору. Чудовищная Матерь-мутант, как конвеер выплёвывающая на свет недоделанных младенцев - не лучшая ли это аллегория современному искусству? Готики нет. Это ж фантастика чистой воды.
Общее: Отличный рассказ. Чем-то, кстати, описываемый мир похож на мир "Мак и Маруак".
Мрак
Техника: Отсутствует. Редкая бездарность. О стиле вообще говорить не хочется - его просто нет.
Атмосфера: Сильно пугают вампирами-младенцами из папье-маше. Вам страшно? Мне нет. Автору, думаю, тоже.
Общее: Мрак. Именно. Ужасный рассказ, в смысле, просто жуткий ацтой.
Мумия
Техника: В принципе, достаточно ровно. Язык народных бестселлеров типа "Дарьи Донцвой". Миленько, но немного не к месту...
Атмосфера: Ага, вот почему! Видимо, смазливая рожа Брендана Фрейзера (кто не знает, это тот чувак, который играл главного героя в голливудских блокбастерах "Мумия" и "Мумия возвращается"), а также его сомнительной свежести генитально-сортирные остроты, вдохновила автора сего опуса на такую же пародию об историях о мумиях. Разбитные-удалые археологи насилуют несчастную мумию и мерзко над ней глумятся. Ну, вы поняли - готики не будет.
Общее: Вообще-то, юмор я люблю. Но сказал, что на этом конкурсе резать буду нещадно. Да и юмор, надо сказать, так себе. Для "Городка" или того же Голливуда сойдёт, а по мне так - фигня на постном масле.
Наваждение
Техника: Очень странный стиль. Одновременно красивый, лёгкий, со множеством описаний, и в то же время жутко неудобочитаемый - "тянитолкайчики", бесконечные перечисления, оборванные фразы и слова в кавычках. Странные ошибки, типа "гуммантираный", "расс", и так далее.
Атмосфера: Безумия. И причём, создаётся ощущение, что не только герои безумны, но и сам автор. Я лично мало чего понял из рассказа, я про сюжетную линию. Вылили кучу подробностей и несогласованных определений, а что случилось-то? Готики нет, однако средиземноморье чувствуется. Но уж очень всё запутано, чересчур. И при чём тут ужастик или страшилка?
Общее: Неоднозначный и малопонятный рассказ, написанный витиевато-корявым языком. Только за бред и ценю.
Наследство
Техника: Фентейзийно-домохозяйная стилистика, если понимаете о чём я. Штампики, тыры-пыры, хиленький экшн, банальнейший стиль. Типичный пример среднестатистической юношеской женской прозы. Неважно, о чём рассказ, стиль один и тот же.
Атмосфера: У, мрачный дядя оставил нехороший дом. Ууу, в маленьком посёлке всё многозначительно начинают говорить новому владельцу о "странностях" и "тайнах". Ууу, твари из потустороннего мира и хрупкая барышня, отважно машущая мечом. Автор, смотрите поменьше американских фильмов, мой вам совет.
Общее: Фиговая поделка, которую и мистикой сложно назвать.
Не отбрасывайте тени ночью
Техника: "Диалоговый рассказ". Но диалог живой, атрибуции к месту, стиль ровный и спокойный. Приятно читать, однако не оставляет послевкусия.
Атмосфера: Не-а, не вышло. Никакой атмосферы вообще. А вот с сюжетом всё гораздо лучше - два человека прикидываются нежитью, а на самом деле. Неожиданный финал, отлично.
Общее: Люблю истории про маньяков. Крови и экшена б побольше, вышло бы совсем хорошо.
Неожиданное путешествие
Техника: Тьфу-тьфу! До сих пор отплевываюсь. Ужасть. Ужасть. Надо автора наказать, совсем неказистый текст получился. Особенно хорошо ему удавалось мешать псевдонародность с такими исконно украинскими словами, как "энергия". Учитывая то, что на дворе, в рассказе, отнюдь не 21 век. Бе, неудачный стиль. Есть сомнение, что автор и сам не укаинец. Только всего и есть в рассказе хохляцкого, что "парубок" да "горилка". Немирофф!
Атмосфера: Из разряда "А не замахнуться ли нам на Николая нашего Гоголя?". Видимо, в помутнённом рассудке автора всплыл школьный "Вий" и "Вечера на хуторе близ Диканьки". Весь этот разухабистый кураж сплёлся с модной нонче темой о бюрократизме и модернизме Ада. Готика? Целуйте зад чёрты.
Общее: Несуразица, он самая. Помойный рассказик.
Неумолимость
Техника: Ну просто замечательно. Очень талантливый текст. Разве что с "яканьем" переборщили, но это уже издержки письма от первого лица. Ни к чему придраться не могу.
Атмосфера: Правдоподобно воссоздана атмосфера Лондона, дождливая зима, начало столетия - великолепно. Даже и не думал, что русский человек мог бы написать такое. Рассказ очень текстурен, наполнен деталями, живёт и дышит. Но тут, скорее, грустная романтика - даже эпизод с нищим не внушает дискомфорта или страха. А вставленная в рассказ церковь в неоготическом стиле ещё не делает его самого готическим.
Общее: Прекрасный рассказ, который б уместнее смотрелся на Бесе. Тут он выглядит лишним. Поэтому, субъективно 9-10, а в результате, совсем другая, к сожалению, оценка.
Нечто в моём шкафу
Техника: Разговор с читателем. Неудачный приём для данного рассказа. Очень неуклюжий слог, обилие "яизмов". Читается с трудом, плохо сформатировано - в общем, нехорошо.
Атмосфера: Перепевка стивенкинговского Бугимена, человека-из-чулана. Не страшно, не интересно, криво и косо. Не говоря уж о нелогичном и странном поведении героя.