Demidov Michael: другие произведения.

ћбаллада переменЋ Франсуа Вийона в контексте позиции ренессансного антропоцентризма

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


"Баллада перемен" Франсуа Вийона в контексте позиции ренессансного антропоцентризма.

   "Я хорошо знаю, что я не сын ангела, венчанного диадемой звезды или другой планеты"
   (Ф. Вийон)
   Трудно найти деятеля культуры эпохи Возрождения, который не писал бы стихов; поэтами были и Рафаэль Санта, и Леонардо да Винчи, и Микеланджело, стихи сочиняли римские папы и итальянские князья. Важным и общим моментом для всей европейской поэзии Ренессанса было то, что она отошла от певческого искусства, а вскоре и от музыкального сопровождения, без которого немыслима народная лирика Средневековья, а также искусство рыцарских поэтов - трубадуров и миннезингеров. Однако поэзия Возрождения не могла полностью разорвать связь с певческой, а, прежде всего с народной культурой - расцвет лирической поэзии в эту пору начался именно с поэзии народных масс - крестьянской и городской. С постоянно обновляющимся опытом народной поэзии связано также развитие двух основных видов баллады, выросшей из танцевального народного жанра: четырехстрочная баллада со свободной рифмой, в странах германских языков и сложная форма, построенная на повторяющейся рифме и завершающаяся обязательным рефреном "посылкой" - в странах романских языков. Одной из доминант последней является фигура французского поэта Франсуа Вийона, наследника традиций вагантов - бродячих поэтов средневековья. Но Вийон отказался от использования латыни и его творчество связано с французским поэтическим языком, который он разработал и обогатил.
   Баллады Франсуа Вийона (настоящие имя и фамилия Франсуа де Монкорбье, Montcorbier) (1431, Париж -- после 1463)), являются одним из выражений идеи антропоцентрической позиции Ренессанса; они полны горечи и смеха, в них мотивы смерти сочетаются с прославлением земных радостей, ироническим отрицанием аскетизма и ханжества; они показывают мир парижского дна, смешивают кабацкую действительность и лирический пафос поэта, с которым Вийон равно готов боготворить и мадонну, и полюбившуюся ему продажную женщину.
   Осип Мандельштам сказал так о Франсуа Вийоне: "В его душе бродило дикое, но глубоко феодальное ощущение, что есть Бог над Богом" ("О поэзии").
   Вийон за свою недолгую жизнь успел стать "в живое, насущное отношение к огромному количеству лиц самого разнообразного звания, на всех ступенях общественной лестницы". . .и был "твердо уверен, что получит письмо от Бога с прощением всех грехов" (Мандельштам).
   Благодаря распространению рыночных отношений, разрушающих замкнутые хозяйственные единицы, которые были присущи феодальной организации общества, в конце Средневековья и в эпоху Возрождения широкое распространение получает авантюрно-героический тип человеческой личности с присущим ему биографически-ценностным сознанием и соответствующим этому сознанию сюжетному оформлению жизни. В основе этого антропологического типа, лежит следующее: "Воля быть героем, иметь значение в мире других, воля быть любимым и, наконец, воля изживать фабулизм жизни, многообразие внешней и внутренней жизни". Эти ценности в значительной степени эстетичны, поскольку они позволяют автору строить рассказ о своей жизни по типу художественного произведения.
   Начало "Баллады примет" Вийона строится именно таким способом:

"Я знаю, кто по-щегольски одет,
Я знаю, весел кто и кто не в духе,
Я знаю тьму кромешную и свет,
Я знаю -- у монаха крест на брюхе,
Я знаю, как трезвонят завирухи,
Я знаю, врут они, в трубу трубя,
Я знаю, свахи кто, кто повитухи,
Я знаю все, но только не себя
"

   Первая ценность - это стремление к славе, стремление к прославлению; "это осознание себя в культурном человечестве истории (или нации), в возможном сознании этого человечества утвердить и построить свою жизнь, расти не в себе и для себя, а в других и для других, занять место в ближайшем мире современников и потомков".
   Вторая ценность - это любовь, жажда и стремление быть любимым, "осознание, видение и оформление себя в возможном, чужом, любящем сознании"; это есть стремление сделать желанную любовь силой, организующей и движущей жизнь героя в целом ряде моментов.
   Третьим моментом биографической ценности является положительное принятие фабулизма (сюжетности) жизни. К. А. Сергеев в книге "Ренессансные основания антропоцентризма" (с. 107) формулирует эту идею следующим образом: "Речь идет не о какой-то завершенной фабуле и не о каком-то заранее определенном сюжете жизни, а о жажде и стремлении "изживать фабулизм жизни"; "переживать бытийную определенность жизненных положений, их смену, их разнообразие, но не определяющую и не кончающую героя смену, фабулизм, ничего не завершающий и все оставляющий открытым". Когда жизненный процесс осознается с точки зрения ценностей и наполняется смысловым содержанием, тогда мы видим фабулизм, то есть такой значимый ряд жизненных свершений и призваний, благодаря которому происходит ценностное утверждение жизненного мира - "этого мира с этим солнцем". Становится возможной "игра чистой жизнью как фабулической ценностью, освобожденной от всякой ответственности в едином и единственном событии бытия". В потоке жизненного фабулизма сливаются в единство радость и страдание, ложь и истина, добро и зло. И в этом сюжетно переживаемом времени возникает авантюрный тип личности, невозможный в божьем мире, на божьей земле и под божьим небом. Также ценностно утверждается тем самым и оформляется природа в человеке, хотя в основе авантюрной личности с присущим ей непосредственным и наивным индивидуализмом еще не лежит "осознание единственности своего места в едином и единственном событии бытия перед лицом смыслового будущего" (там же, с. 138-139).
   Франсуа Вийон в "Балладе примет" отмечает:

"Я знаю летопись далеких лет,

Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,

Я знаю, что у принца на обед,

Я знаю -- богачи в тепле и в сухе,

Я знаю, что они бывают глухи,

Я знаю -- нет им дела до тебя,

Я знаю все затрещины, все плюхи,

Я знаю все, но только не себя"

   В этой стихотворной строфе заключено мировосприятие человека - позднего Средневековья - раннего Возрождения (Проторенессанса): ренессансный человек, осознавая себя, можно сказать, посредником между достойной человека древностью и транзитивной эпохой, получившей название "Средних Веков", проносил в себе первую форму более позднего новоевропейского историцизма, которая определялась стремлением человека освобождать себя от разного рода внешних зависимостей, чтобы иметь возможность быть самим собой, действовать и мыслить, исходя только из самого себя. И здесь происходит то, как отмечает профессор К. А. Сергеев, "что человек, начиная с эпохи Возрождения, утверждает себя в качестве сугубо земного существа".
   Высота человеческого бытия устанавливается не тем, что человек претендует быть "мерой всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют" (Протагор) и что в качестве субъекта он стремится подчинить себе природный порядок всех вещей, а в его способности охватить своим разумом истину бытия, поскольку только в таком качестве мысль способна быть подлинно историчной.
   Начиная с Возрождения, бездомность становится уделом человека в мире. Франсуа Вийон таким "бездомным", "динамичным" поэтом и остался во французской поэзии 15 века.
  
  
   Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. , с. 136
   Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, с. 138
   там же, с. 139
   В. М. Камнев, К. А. Сергеев, Т. В. Торубароваилософия эпохи Возрождения", с. 27
  
  
  
  
   4
  
  

Демидов Михаил, группа 21

  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"