Demidov Michael: другие произведения.

Романтическая иллюзия

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Одной из характерных черт романтизма был культ природы. Природа была понята, как то, что является предметом нехватки для человеческой личности, что не позволяет ей стать по-настоящему целостной и совершенной. Мир человека и мир природы противопоставлены, а это уже приводит к разочарованию в реальном мире, ведь внутренний мир не тождественен внешнему. Возникает чувство потери собственной свободы, примешанное с потерей личности как таковой. Возникает иллюзия реальности, свойственная психически неуравновешенному сознанию.
  Романтики в своем стремлении к достижению внутреннего совершенства начинают обращаться к мифу, в котором еще до них культура усматривала неправдоподобный аспект существования и событийного ряда. "Мифы у романтиком были осознаны как Правда и как создание Народа, и в силу этого стали предметом почитания и восхищения", отмечает Стеблин-Каменский М. И. В работе "Миф".{1} Главным достижением было то, что мифы стали пониматься как правдивые именно в том контексте, в каком их создавали в древности, что не имело место быть в понимании до романтиков. Однако, романтики были противоречивыми людьми и миф также интерпретировался как то, что существует как поэзия и как религия (несмотря на то, что и то, и другое были для романтиков образцами Правды). Стеблин-Каменский отмечал, что только Шеллинг был единственным, кто, хоть и предложил на редкость фантастическую идею о творении мифологии из абсолютного тождества бога, но отстаивал позицию понимания мифа как самостоятельного мира, построенного на собственных правилах и законах (и таким образом, в нем нет места философским или поэтическим вымыслам).
  Иллюзорность романтиков заключалась в том, что миф в их понимании становился на место жизни, которая была насквозь испорчена рационализмом научно-технической эпохи, социальными институтами и отношениями, которые, по мнению Фуко, и "родились" из этого культа разума, телесности, власти и поиска истины. Но достичь этого можно было разве что на страницах произведений и в изящных стихах, а сама по себе действительность принимала такие попытки как асоциальные - кто может назвать романтиков людьми, успешно прошедшими социализацию? Нет, одни сходят с ума или заканчивают жизнь самоубийством, другие пьют в безграничных объемах крепкие спиртные напитки, третьи - замыкаются в себе и посвящают себя творчеству, четвертые ударяются в различные религиозные практики в поисках собственного места в мире. Всех их объединяет "мировая скорбь", по выражению Стеблин-Каменского. Романтики похожи в своих взглядов на маленьких детей, которые любят строить замки из песка, не отдавая себе отчет в том, что их смоет водой.
  "У романтиков, вплоть до Руссо, детство считается идеалом. Ребенок - подлинный человек, который еще не разрушен цивилизацией. В подобной перспективе романтизма взросление рассматривалось почти как акт дегуманизации. Взросление, можно сказать, означает натиск на нашу личность, ведь все страстно мечтают быть вечно юными", пишет в "Философии скуки" норвежский исследователь творчества романтиков Ларс Свендсен {2}.
  Романтики желали достичь свободы, и она и была той самой иллюзией, которой они объясняли свое поведение: бесконечная романтическая ирония, уход в себя, вызывающее поведение, эпатажное литературное творчество, все, что искалось ими, и не было досягаемым в силу неадекватности соотнесения желаемого и возможного. Так, свобода оборачивается пустой возможностью свободы и наступает известное состоянии иллюзорности под названием "скука". "Ранее я уже упоминал, что воспринимаю расцвет романтизма как одну из фундаментальных предпосылок распространения скуки. Для романической скуки характерно незнание предмета самой скуки - тот, кто скучает, не знает, чего он ищет, он ищет нечто, отличное от расплывчатой "полноты жизни". {3}
  После того как романтики сконцентрировались на самих себе, опасность обнаружить дефицит смысла возникала постоянно. Связь между современным индивидуализмом и скукой отчетливо проявляется в романтической литературе: "История господина Вильяма Ловелла" Людвига Тика, написанная в 1795-1796 годы, которую пересказывает в своей работе Свендсен. Вильям вначале предстает как юный английский мечтатель, которого отец отправляет в путешествие на континент. Фабула путешествия переплетается с темой развития главного героя как личности. Он постоянно погружен в себя и сконцентрирован на себе до предела. Ему это состояние кажется свободой, но, по сути, это обнищание. "Вильям Ловелл" - не столько роман развития, сколько роман отклонения. Все, что стабильно, вырывается на свободу, и погоня за полнотой жизни, в конце концов, приводит к полной деградации. Все пребывают в лихорадочных поисках идентичности, блуждают в лабиринтах собственного существования, пытаясь преодолеть скуку, но Вильям более экстремален, чем другие. Они все заполучили свободу, вырвались из оков традиций, но не имеют представления, что им делать с этой свободой, кроме как впадать в крайности. В конце концов, Вильям признает свои заблуждения: "Долгое время я стремился присвоить чужое, далекое, и в этой попытке я потерял самого себя". Когда, в конце концов, Вильяма убивают, это событие уже не имеет особого значения, потому что он долгое время уже был живым мертвецом. Это произведение, по мнению Свендсена, является классическим романом о скуке, времен романтизма. Оно и есть пример классической романтической иллюзии.
  {1} Стеблин-Каменский М. И.. Миф, Л., 1976.
  {2} Свендсен Ларс "Философия скуки", М., 2003, с. 213 {3} Свендсен Ларс "Философия скуки", М., 2003., с.84
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"