Штейнер Рудольф : другие произведения.

Р Штейнер том 159-160 лекция 9

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О ПРИЧИНАХ НАЦИОНАЛИЗМА Одна из лекций Р.Штейнера, прочитааная в период Первой мировой войны

  Рудольф Штейнер
  
  Прохождение человеком врат смерти - перемена жизни
  
  Из GA 159/160
  
  Лекция девятая
  Прага 13 мая 1915
  Перевод А. Демидов
  
  
  Отношение человека к царствам природы и к Иерархиям - Духи Времени и Духи Народов - Предостерегающие голоса умерших.
  Тяжелое время, в которое мы живём, это с одной стороны время поистине мужественных деяний и высоких жертв, а с другой стороны - время тяжелых жестоких испытаний для человеческих душ. Возбудить некоторые чувства в отношении нашего судьбоносного времени - вот что могло бы быть моей задачей по завершении данных рассмотрений. Поскольку мы посмели собраться вместе в такое время, давайте и чувства наши, - в конце этих рассмотрений, - возвысим до уровня этого времени. Давайте будем исходить из того, что могло бы пролить свет на многое из того, что самым значительным образом может говорить нашим душам в наше время.
  С тех пор как мы начали духовнонаучно рассматривать мир, мы называли четыре члена человеческой природы: физическое тело, эфирное тело, астральное тело и "я". Мы знаем, что "я", или в большей степени то в человеческом существе, что мы называем "я", то, посредством чего мы выражаем это "я", является наиболее юным, но также и наиболее значительным членом человеческого существа. Ибо если бы человек в результате (древнего) сатурнического, солнечного, и лунного времени состоял всего лишь из физического тела, эфирного тела и астрального тела, он не был бы человеком. Человек является человеком благодаря тому, что он в течении земного времени он, благодаря духам высших Иерархий получил своё "я", и что он во время Земли (имеется ввиду земной цикл - п.п.) развивает и дальше это "я" в ходе следующих друг за другом инкарнаций, развивает благодаря различным сообществам людей, благодаря народам и эпохам, вплоть до того, когда Земля достигнет цели своего развития, и когда человек, полностью развив своё "я", достигнет своей земной цели. Но мы также знаем и то, что имеются высшие духовные существа - мы употребляем для этого слово "высшие" - которые принадлежат высшим Иерархиям, стоящим в известном смысле выше человека. Мы говорим об иерархиях Ангелов, - Ангелы, об Иерархии Архангелов, - Архангелы, Архаев или Духов Времени и так далее, поднимаясь вверх. Мы обозначаем их с помощью данных имён, мы точно также могли бы использовать иные имена, но эти имена были когда-то приняты в странах Запада.
  Давайте проведем перед душой, как могли бы мы представить эти духовные Иерархии в их отношении к тому, чем является здесь на Земле человек. Мы исходим из того, что имеет человек здесь на Земле в качестве своего окружения, окружающей среды. Мы знаем, что это окружение составляют минеральное царство, растительное царство, животное царство, и что человек, судя по всему наблюдаемому им, включая самого себя, должен рассматривать человеческое царство как высшее из царств. Так что мы можем сказать: если мы возьмём царства видимые, воспринимаемые здесь на Земле, то как таковые мы имеем минеральное царство, растительное царство, животное царство и человеческое царство. Над этими царствами, как своего рода продолжение вверх открывается царство Ангелов, Архангелов, Архаев и так далее. Мы можем просто представить себе, что человеческим царством царства не кончаются, но они простираются всё дальше вверх, только высшие царства нельзя увидеть с помощью тех чувств, которые являются внешними органами чувств.
  Единственно то может показаться явным, что если мы поднимаемся от минерального, растительного, животного и человеческого царств, то над человеческим царством сразу же начинается невидимое, невоспринимаемое. Однако это кажется явным лишь до тех пор, пока не вспомнить о том, что животные видят человека не так, как человек видит других людей; это особенно ясно тому, кто может полностью вникнуть в возможности восприятия у животного. Если бы животные могли говорить, они, имея в виду видимые царства, говорили бы только о минеральном, растительном и животном царствах; самих себя они рассматривали бы как высшее видимое царство. То, что животные видят человека так, как человек видит других людей, всего лишь предрассудок. Для животных мы, люди действительно представляем собой сверхчувственное, призрачное бытие; и если бы животные обладали лишь такими возможностями воспринимать, какие имеем мы, то они бы не видели людей; но люди были бы для них так же не воспринимаемы, как не воспринимаемо для нас царство Ангелов. Но поскольку животные имеют своего рода грезящее ясновидение, они видят людей как призраков, как сверхчувственных существ. О том образе, представлении, которое получают животные о человеке, человек как таковой не может составить себе непосредственного представления. Зато животные видят нечто на более низком уровне, или, лучше сказать, воспринимают нечто такое, что человек на этом нижнем уровне не воспринимает. А именно, животные воспринимают минеральный мир не только так, как воспринимает его человек, но они - особенно сильно низшие животные - воспринимают нечто совершенно иное. Если животное, - я хочу сказать - улитка ползёт по почве, она воспринимает все особенные свойства почвы. Для человека было бы постоянной помехой, если бы он, передвигаясь по земной почве, стал бы воспринимать её как улитка или, скажем, черепаха. С высшими животными, теплокровными, дело обстоит несколько иначе, но именно низшие животные действительно воспринимают все особенности, все свойства почвы, по которой они ползают. Они воспринимают все отличительные свойства воздуха, они воспринимают всё, что находится вокруг них совершенно иначе, нежели человек. Животное знает, движется ли оно над болотистой почвой или над песчаной повой, ибо оно в себе воспринимает все свойства почвы. Это даже похоже на то, как мы слышим вещи в нашем окружении. Весь минеральный мир пронизан тонким дрожанием сил, которое человек не воспринимает. Это тонкое дрожание, эти силы животное воспринимает так, что одни оно ощущает как привлекательные, симпатичные, другие - нет. Если, например, животное меняет почву одного вида на почву другого вида, то происходит это не потому, что животное как человек видит, но потому, что оно чувствует боль, ибо те тонкие движения (почвы) откликаются в нём, поскольку оно чувствует себя принадлежащим им. Таков один вид инстинктивного слуха, как бы подслушивание того, что происходит в почве, или нечто подобное обонянию. Так что можно сказать: животное воспринимает элементарное царство, а человека расценивает как высшую Иерархию. Итак, мы поставлены в середину между миром, который мы знаем как внешне чувственный мир, как внешние царства чувственно-воспринимаемого мира и миром высших Иерархий. Низшие, видимые иерархии мы называем царствами природы; невидимыми мы называем высшие Иерархии.
  Мы также знаем, что такое существо высших Иерархий, как, например Ангел, также когда-то проходил человеческую ступень. Это было тогда, когда Земля проходила древнее лунное время стадию Древней Луны. Тогда человек ещё1 не был человеком; ибо он ещё не имел "я". Он был тогда на подготовительной ступени человечества и в качестве высшего члена своего существа имел астральное тело. Существа, принадлежавшие к Иерархии Ангелов, проходили во время лунного времени (на Древней Луне) свою человеческую ступень. И те духи, к которым мы обращаемся теперь как к Духам-Хранителям отдельного человека, это и есть существа из Иерархии Ангелов, каждому из которых выделен один человек. "Духи ваших душ" - это те, которые принадлежат Иерархии, стоящей непосредственно над человеком, которые, говоря символически, действительно простирают свои крылья над человеком, те, которые действуют над отдельной человеческой индивидуальностью.
  Затем мы приходим к Иерархии Архангелов. Они тоже были когда-то людьми. Во время древнего солнечного времени (на Древнем Солнце) существа, которых мы теперь называем Архангелами находились на человеческой ступени. Они не были сформированы так, как построен сегодня человек, разумеется нет, они были сформированы совершенно иначе, но они тогда находились на своей человеческой ступени. И точно так же Духи Личности или Духи Времени (Архаи) находились на своей человеческой ступени в течение древнего сатурнического времени (на Древнем Сатурне).
  Давайте теперь остановимся на Духах, которых мы обозначаем как Архангелов. В качестве Архангелов мы имеем таких Духов, которые в течение древнего солнечного времени (на Древнем Солнце) прошли свою человеческую стадию, ступень; которые поднялись к ступени Ангелов в течение лунного времени (на Древней Луне), и которые сегодня поднимаются на ступень Архангелов.
  Этих духовных Существ, которые стоят на две ступени над нами, мы как бы представим перед нашей душой: позднее мы ещё вернемся к этому. Затем мы имеем духовных Существ, которые были людьми в течение древнего сатурнического времени (на Древнем Сатурне): сегодня они являются Духами Времени, они стоят на три ступени выше нас. Давайте снова представим их себе. А теперь рассмотрим наше отношение именно к этим двум видам духовных Существ.
  Если человек проходит инкарнацию - итак допустим, что сегодня в нашей земной жизни мы живем в одной инкарнации - тогда над нами стоят Духи, которых мы причисляем к к Иерархии Ангелов, затем Духи, которых мы причисляем к Иерархии Архангелов, и те, кого мы причисляем к Иерархии Архаев, Духов Времени или Духов Личности. Но и они со своей стороны проделывают развитие, эволюционируют. Давайте возьмём Архаев, Духов Личности или Духов Времени. Итак, мы проходим нашу инкарнацию, проходим через врата смерти, входим после смерти в духовный мир, проделываем между смертью и новым рождением некоторую чисто духовную эволюцию, и затем посредством нового рождения опять приходим в земное бытие. Мы могли бы спросить: отчего зависит то, что мы через некоторое число дет снова спускаемся вниз на Землю? На открытых лекциях часто задавали этот вопрос. Тогда уже можно было с известной точки зрения дать ответ, но в наших ветвях, где мы говорим на более интимном уровне, мы можем дать более конкретный, в большей степени указывающий на реальность ответ.
  В то время, когда мы живём здесь в физическом теле, Дух Времени имеет вполне определённую ступень развития, эволюционную ступень. Он делает нечто, связанное с развитием человека на Земле, и в свою очередь развивается, эволюционирует. Если этот Дух Времени в ходе эволюции заходит настолько далеко, что все мы дали влиться в нас всему тому, что он со своей стороны испытал и проделал там наверху, тогда мы становимся зрелыми для того, чтобы спуститься к земной инкарнации. Если он со своей стороны взошел на следующую ступень, и мы благодаря духовному миру развились до известной ступени, мы можем снова вступить в земное развитие. Нам надо хорошо понять это соотношение. Отвлечёмся сначала от нашего собственного развития. Посмотрим как Дух Времени в течение очень долгого временного периода проделывает своё развитие.
  Я хочу сказать следующее: если мы рассмотрим развитие земного человечества так, что вернемся до основания древнего Рима, примерно за восемьсот лет до Мистерии Голгофы, - итак, если мы вернемся к основанию Рима, - мы найдём, что тогда выступал со своим развитием один определенный Дух Времени. Прежде руководил и направлял историю Земли другой Дух Времени. Дух Времени, взявший тогда на себя в качестве Духа Времени водительство Землей как своё духовное развитие, был ведущим вплоть до шестнадцатого столетия. Так долго ведёт Дух Времени судьбы Земли, земной рок. С того времени, то есть с шестнадцатого столетия, здесь находится другой Дух Времени. Итак, мы имеем тут дело с двумя Духами Времени. Человек, который, например был в какой-либо инкарнации на Земле в третьем столетии до Мистерии Голгофы, испытывал то, чему содействовал на Земле этот Дух Времени. За время после своей смерти, если этот человек умер в третьем веке, или даже во втором веке (до Р.Х.) Дух Времени дать ему ничего не мог. Что он мог дать ему, он ему уже дал. Теперь Дух Времени со своей стороны должен был пройти через ряд лет, прежде чем он смог бы дать этому человеку что-то новое. Затем этот человек, который пребывал между смертью и новым рождением в духовном мире, снова спускается на Землю, когда Дух (Времени) может дать ему нечто новое. Всё это устроено так, что в среднем человек приходит не один раз, ибо Дух Времени не в состоянии всегда давать человеку всё, что он мог бы дать ему из-за несовершенства человека. Вследствие этого человек неоднократно приходит в то время, когда развивается Дух Времени. Но существенным образом это всё же зависит от того, что Дух Времени регулирует следующие друг за другом инкарнации человека. Но Духи Времени со своей стороны регулирует весь этот ход человеческой судьбы, человеческого рока, благодаря тому, что у них есть подчинённые. Это Архангелы. Такие Архангелы правят, будучи в подчинённом положении, гораздо более короткое время, нежели Духи Времени. В то время как Дух Времени правит так долго, как я только что сообщил, - итак, одного Духа Времени мы можем считать правящим от основания Рима до шестнадцатого века, - Духи, которых мы причисляем к Иерархии Архангелов правят всего лишь около трёх, четырёх столетий. Они сменяются так, чтобы могли придти друг за другом шесть или семь, в то время, пока правит один Дух Времени. Так что для времени, когда произошла Мистерия Голгофы имеем в качестве управителя духовным развитием того Архангела, который мы называем именем Орифиил. Затем приходит править Анаил, затем идут правления Захариила, Рафаила, Самуила и Гавриила: и теперь с 1879 года мы имеем правление того Архангела, которого мы называем Милаилом. Итак, созерцая духовные миры, мы имеем одновременно высшее правление Духа Времени и нижестоящие, следующие друг за другом в череде времени правления Архангелов. Поскольку человек может принять не всё, что дал бы ему Дух Времени, он получает это не прямо из рук Духа Времени, но из рук Архангела, который обладает менее высокой властью. Итак, мы констатируем: наши непосредственные Хранители, защитники, принадлежат Иерархии Ангелов. Выше стоят те, которые регулируют связи человека с человеком. И над ними стоят Архаи или Духи Личности, или Духи Времени.
  Когда я говорю так, речь идёт всегда о тех Существах, которые действительно правомерно, упорядоченно прошли своё развитие. Но не все духи проходят своё развитие правильным упорядоченным образом. Есть активные духовные существа, которые уже в течение сатурнического времени (на Древнем Сатурне) были Архаями, но которые так и остались на ступени Архаев, то есть на тогдашней ступени. Итак, они и теперь во время развития Земли не поднялись выше их сатурнической ступени. Они в действительности не поднялись к ступени правомерного, правильного развития. Они сохранили свой человеческий характер и хотя являются с одной стороны сверхчувственными сатурническими существами, однако стоят на человеческой ступени. Точно так же есть существа из Иерархии Архаев, которые на (древнем) Солнце остановились на человеческой ступени и ещё теперь пребывают в духовном мире как люди. Этих существ мы называем собирательным именем люциферическими существами, теми, кто отстал, или же ариманическими существами. Сегодня мы не можем вдаваться в различие между люциферическими и ариманическими существами. Это отставшие духи.
  Мы должны ответить себе на вопрос: как принимает человек, находящийся здесь в своей земной инкарнации, влияния тех Духов, которые двигались вперед правильным, регулярным образом, Духов Времени, Архаев и Архангелов, которые являются их служителями? Это сверхчувственные Существа и человек не может вступить в такие же отношения с ними как к чувственному миру. Поэтому человек, как правило, не знает, если он полагается только на чувственный мир, что он вовлечен в развитие, которое, будучи над ним, направляют Архаи и Архангелы. Он этого не знает: но во всё то, чем является его существо, вмешиваются сверхчувственные существа. Те духовные Существа, которых мы называем Народными Духами, то есть тех, кто руководит целыми народами, принадлежат к ряду Архангелов, это Архангелы. И насколько мы обязаны тем, чем мы являемся, народу, к которому мы принадлежим, мы должны то, что дает нам народное существо рассматривать как дар соответствующих Существ из Иерархии Архангелов. Инспирация Архангелов - вот то, что приходит к нам благодаря тому, что мы принадлежим какому-то народу. Нам только надо вспомнить, что значит для человека, что он принадлежит какому-то народу. С принадлежностью к народу втекают духовные свойства, но также и привычки, обычаи; в человека втекает совершенно определенная конфигурация существа. Нельзя даже представить себе, чтобы то, чем является человек в какой-то инкарнации было бы иным, нежели тем, чем становится человек благодаря дарам Народного Духа - итак в реальности благодаря дарам этого Архангельского Существа.
  Кроме того, что мы принадлежим к определённой народности, и, следовательно, будучи инспирированы Архангелическим Существом, принимаем определённую конфигурацию всего нашего бытия, мы включены в общечеловеческую эволюцию. И тут мы подчинены тем интуициям, в которые направляет нас Дух Времени из Иерархии Архаев. При этом вы должны вспомнить, что в настоящее время мы в нашей духовной культуре принимаем нечто такое, что носит интернациональный характер, проявляется над всеми народными различиями; то, чем мы обладаем вследствие того, во что мы вживаемся, начиная с 19 века и в 20 веке, и чего мы не имели, когда жили в период романской или греческой культур. Этим мы обязаны Духу Времени. И надо строго различать дары Духа Времени и дары Народного Духа. Но если бы существовало только то, что является регулярным, правомерным развитием человек, правомерным, регулярным развитием Ангела, Архангела, правильным развитием Духа Времени, то мы, каждый в отдельности постоянно получали бы дары от нашего Духа Времени и от нашего соответствующего Народного Духа: мы стали бы развиваться благодаря принятию этих даров. Люди на Земле стали бы развиваться наряду друг с другом, параллельно друг другу. Все, принадлежащие разным народам по Земле, стали бы на Земле принимать дары Народного Духа так, как если бы в одном зале было вывешено пять совершенно разных картин, на которых изображено разное, но одна картина нисколько не мешала бы другой. Отдельные люди стали бы тогда на Земле принимать даря своих Народных Духов параллельно, наряду друг с другом. Они не стали бы мешать друг другу, если бы всё развитие протекало правильно, регулярно. Но ведь есть и отставшие существа. Среди руководящих Архангелических Существ есть такие, которые правильным образом начали своё развитие на (древнем) Солнце и вплоть до земного времени стали правомерными, регулярными Архангелами; но есть и такие, которые остановились на (древнем) Солнце, которые, в сущности, так и остались на ступени человека. То есть, эти существа стоят на той же самой ступени, что и Народные Духи, но всё же являются отставшими от них, они всего лишь имеют свойства невидимых, сверхчувственных людей, а не Архангелов. Они являются отставшими, эти существа. Но в мире они в некоторой степени предъявляют те же самые запросы, как и Архангелы, хотя они не достигли на Земле ступени Архангелов. Вот почему они вынуждены действовать - в каком-то смысле - теми же силами, как и на (древнем) Солнце. Следствием отсюда является то, что они не как Архангелы, а как люди захватывают людей, как невидимые люди, которые проникают в человеческую природу, которые управляют людьми не сверху, а вторгаясь в человеческую природу. И от этих духов, которые известным образом вступают в конкуренцию с действительно ведущими Народными Духами, происходит то, что народы враждуют друг с другом, нападают друг на друга, не живу на Земле в мире друг с другом. Человек никогда не пытался бы идентифицировать свою личность, своё человеческое начало со своим народом, но стал бы рассматривать свою народность как нечто духовно питающее его. Человек на стал бы задиристо заступаться за свою народность, не стал бы идентифицировать с неё свою личность. Человек не стал бы говорить, я по национальности тот-то или тот-то, но: национальность существует, и я должен, поскольку был в ней рождён, на окольном пути благодаря ей, получать мою духовную пищу. - Однако в то время как Архангел побуждает человека думать так, подступает другой, в сущности стоящий на ступени человека и являющийся, по существу люциферическим духом, и заводит человека в национальный элемент. Вследствие этого в качестве дара для человека нисходит не то, что носит архангелический характер, но то, что ведет человека к идентификации со своей народностью, как с исключительно личным делом, и из-за этого то и происходит борьба национальностей на Земле. Относительно этого мы должны иметь полную ясность: поскольку мы, так сказать, находимся не только под влиянием ведущих Архангелов, но и под влиянием отставших, остановившихся архангелов, мы идентифицируем себя по виду национальности - вот что мы делаем тут на Земле. Духовнонаучная установка состоит именно в том ощущении, что мы понимаем как вывести себя, как человека, из чисто национального, для того, чтобы найти доступ к общечеловеческому. Тогда мы можем вполне пребывать в национальном элементе. Поскольку отдельный человек, один и другой, в области искусства развивают нечто различное, и один, развивая своё искусство не нуждается в том, чтобы быть противником другого, так одна национальность не нуждается в том, чтобы быть противником другой национальности, в том случае, если в её развитии не имеют места отставшие архангелические существа, которые содействуют идентификации. Это всецело должен иметь в качестве предпосылки тот, кто вообще желает говорить о том, что лежит в основе человеческого развития в связи с национальным или подобным ему разделением.
  В отношении Духа Времени вы более точно вникните в то, как тут люциферический элемент воздействует на нормальный, правомерный элемент, если мы рассмотрим следующее. Дух Времени действует на протяжении определённого времени. С шестнадцатого века здесь находится новый Дух Времени. Этот Дух Времени имеет совершенно определённую задачу. Он имеет задачу добавить в мире к более ранним импульсам развития исключительно материалистические навыки и понимание. Вот почему материалистическое имеет такой большой успех в мире с шестнадцатого века. Поэтому мы не должны расценивать материалистическое понимание как менее ценное, нежели более ранние виды такого понимания, мировоззрения, если только мы не идентифицируемся односторонне с этим материалистическим пониманием. Что будет говорить о правлении разных Духов Времени тот, кто рассматривает вещи таким образом? Он скажет: теперь нами управляет определённый Дух Времени; раньше мы находились под управлением другого Духа Времени, и тогда люди имели иные представления иные импульсы. Если бы человек находился под влиянием только правомерно, нормально развивающихся Духов Времени, он мог бы сказать: теперь мы должны приноравливаться именно к данному Духу Времени, мы должны проникать в законы становления мира, в соответствие с материалистическим мышлением. Затем, через некоторое время придёт другой Дух Времени; он внесёт в человеческое мышление иной дух.
  Я уже часто подчёркивал то, что мы должны сказать именно как представители духовной науки: сегодня мы сообщаем о духовной науке посредством вполне определённых слов, представлений и понятий, но мы вовсе не считаем, будто бы то, что мы говорим сегодня будет ценно для всего будущего Земли, нет, всё это претерпит изменения. Когда пройдёт более двух тысяч лет, то, что мы сегодня называем познаниями духовной науки будет возвещаться другими словами, точно также, как мы сегодня говорим другими словами, нежели в древнегреческую эпоху; от формы наших слов ничего не останется. Мы строим не на том, что сохраняется внешне, но мы знаем, что один Дух Времени приходит на смену другому и что всё равным образом правомерно стоят рядом друг с другом.
  Однако тот, кто подвергается влиянию вследствие того, что в нём действует дух времени, отставший на (древнем) Сатурне, и кто из-за этого идентифицирует себя с этим влиянием, скажет: раньше все другие люди были просто глупы, это был детский сад человечества. Сегодня мы зашли несравненно дальше; мы сегодня открыли безусловно настоящие истины на все будущие времена! Гораздо скромнее, смиреннее ведет себя человек в области духовной науки. Тот, кто идентифицирует себя с Духом Времени, говорит: Коперник открыл конечную истину; раньше верили во что-то другое. Такие люди говорят как бы навечно: Земля и планеты движутся по эллипсу вокруг Солнца. Солнце стоит в середине! - Сегодня духовная наука уже знает, что это одностороннее учение. Оно очень хорошо подходит для нашего материалистического времени, чтобы представить себе мир, но оно абсолютно фальшиво, ложно. Неверно, что Солнце стоит в одном из фокусов эллипса, а Земля движется вокруг. В действительности это всё это материалистически исчисленное кажущееся движение. В действительности дело обстоит так, что Солнце само движется, а Земля и другие планеты движутся ему вслед по винтовой линии. И вследствие того, что когда она идет вокруг по винтовой линии возникают некоторое положения, земля располагается то так, то так. Из-за этого возникает видимость эллипса. В действительности это другая линия. Пройдёт время и внешняя наука тоже будет знать об этом.
  Человек будет скромнее, если знает, что истины, высказанные в определённой форме имеют цену лишь в течение некоторого времени. И мы как настоящие последователи духовной науки никогда не будем утверждать: отныне и на все будущие времена все люди будут говорить, что человек состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и "я", но в будущем будут говорить совершенно иначе. Дело в том, что всё находится в развитии; что вчерашние идеи столь же правомерны как и нынешние идеи; что мы не позволим господствовать над собой тому Духу Времени, который ложно уверяет нас, что всё более раннее было лишь самонадеянным обманом и заблуждением, тогда как мы чудесно далеко продвинулись. По отношению к Духу Времени взгляните на людей, одержимых люциферическим духом, которые говорят: насколько далеко продвинулись мы сами! (слова Вагнер из "Фауста Гёте - прим. перев.) Как же несовершенно было всё то, что думали и говорили люди о мире прежде! Зато то, что открыли мы останется. Как вечные истины останется то, что было открыто начиная с шестнадцатого века.
  То, что в общем называют Народным Духом, уже является неким сложным Существом. Есть регулярный, правомерный Народный Дух, который в некотором смысле парит над нами, и которому мы, если мы только следуем за ним, должны следовать так, чтобы принимать его дары, поскольку мы включены в его сферу. Но он испытывает постоянные помехи в своей деятельности из-за своего люциферического товарища, который вторгается в нас, который предрасполагает нас, себя как отдельного человека идентифицировать со всей народностью. Но всё же, отдельный человек делает это разным образом; и тут исключительно важно, по настоящему понять, что в Средней Европе должна развиваться народность, которая по отношению ко всему своему существу Народного Духа занимает иное положение, нежели народности, находящиеся на периферии Европы. Этот взгляд нам следует усвоить. В высшей степени значительно то, что происходит под поверхностью человеческого сознания, и что действительно зависит от духовных существ высших Иерархий. Сегодня материалистически мыслящий человек объявит безумием, если скажут, что от духовных существ исходят такие импульсы, которые я только что называл. Также безумным посчитает он и то, что в Средней Европе - без того, чтобы люди знали об этом - народный элемент устремлён к такой форме ощущения Божественного, или, - поскольку в Средней Европе действует Христос, - к такому переживанию христианского начала, что среднеевропеец учится ощущать Христа так, как будто Он говорит в самой внутренней глубине души. На какой-либо иной почве это не происходит так, как в Средней Европе. Например, ещё в течении римской эпохи христианского развития, Христа несомненно понимали как Существо, Которое пришло на Землю, Которое действовало ради людей. Конечно, продвинутые и частично те, кто вообще уже мыслил так, как мыслим мы сегодня, то есть как те, кто овладевает духовной наукой, ощущали, как мыслил ап. Павел: "Не я, но Христос во мне!". И всё же это ещё отдичается от того ощущения, которое мы находим у Мейстера Экхарта, у Таулера, у Ангелиуса Силезского и других мыслителей. Как воспринимали эти мыслители, эти мыслящие духи Мистерию Голгофы! Нам достаточно спросить лишь Ангелиуса Силезского, и он ответит нам прекрасным изречением:
  Хоть тыщу раз Христос родился б в Вифлееме,
  Но не в тебе, то ты навек погиб!
  Сопереживание Мистерии Голгофы в собственной душе, - вот о чём идёт тут речь. Эти люди из Средней Европы пытались внутренне пережить нечто из того, что является внутренним образом, внутренним выражением Митерии Голгофы. И насколько прекрасно то, что Ангелиус Силезский высказывает о смерти, говоря: вс, происходит во мне, происходит в конце концов потому, что во мне есть Бог, и он исполняет во мне всё. И если я умираю, так умираю не я, но Бог умирает во мне! - Однако, Бог бессмертен. Если Бог умирает во мне, значит, смерть есть всего лишь видимость; тут человек ощущает так, как ощущал Ангелиус Силезский: лишь кажется, что Бог умирает во мне, ибо Бог умереть не может. Итак, то, что кажется с внешней стороны, не есть умирание, это лишь факт живущего (Tatsache des Lebendigen). И поскольку Бог не может умереть, но всё же, умирает в ком-то, - тем самым уже ощущается бессмертие.
  Эта самая внутренняя, самая интимная связь с Богом, - ощущает ли это человек как связь с Божеством, или как связь в христианском смысле, - есть то, что долго подготавливалось в ходе среднеевропейского развития. И тут среднеевропейский Народный Дух действовал так, что внешнее символическое выражение, обрело реальное символическое выражение. Нигде, кроме Средней Европы не говорят "ИХЬ"(ICH)если подразумевают собственное "я", своё собственное существо. Благодаря Народному Духу, проявляющего себе как (посредством) Духа Речи, вся эволюция направлялась так, что постепенно пришли к тому, чтобы собственное существо выражать словом "Ich". Но "ИХь", "I-CH" есть Иисус Христос! Здесь в основе Иисус Христос. Благодаря тому, что в "ИХь" произносится Иисус Христос в своих начальных буквах, символически выражено то, что заложено в среднеевропейском духовном Существе, то, насколько оно тонко связано в самым внутренним переживанием. Каждый раз, когда человек говорит "ИХь", он произносит начальные буквы (имени) Иисуса Христа. Если человек хотя бы однажды просмотрел духовным взором на такие вещи, которые сегодня ещё рассматривают как фантазии, он бы обнаружил, как, не будучи осознаны, Духи высших Иерархий всегда воздействуют на человеческую эволюцию; он бы обнаружил значительность тех вещей, которые теперь принимают лишь за фантазии.
  Я хочу упомянуть лишь один действительно значительный факт. Некоторые группы европейцев обозначают как германцев. Когда в Средней Европе говорят о германцах, имеют в виду Англию, Голландию, Норвегию, Швецию, а также других. Понятие германцев распространено широко. Я говорю не об агитации, но о том что имеет место в речи, в языках. Если говорит англичанин, то самого себя он обозначает не как германца, ибо англичане называют германцами только немцев. Немец называет себя "Deutscher" (корень "дойт" восходит к слову смысл: "deutbar"-понятный, "deuten"-толковать, объяснять, "bedeuten"-значить, означать, "Deutlichkeit"- ясность, вразумительность, четкость ит.д. - примеч. перев.), и если он говорит о германцах, он подразумевает большую группу людей. Англичанин использует наименование "германцы", "германы" только относительно немцев, к которым он не относится. Это исключительно значимый факт. Это нечто в глубочайшем смысле указывающее на тот способ, которым с одной и с другой стороны действует Народный Дух; как он в Средней Европе действует в том направлении, чтобы объять нечто большое, тогда как Народный Дух английского народа прилагает усилия к тому, чтобы удалить от себя то, что охватило дали, и использовать лишь нечто иное.
  Постепенно для людей будет действительно раскрываться то, чему учит речь, как излияние истинно народной духовности. Теперь ещё мало понимают, если кто-то говорит о различных европейских народах, как я за несколько лет до этой войны, - не имея ввиду эту войну. - попытался говорить в цикле "Миссия отдельных Народных Душ в связи с северогерманской мифологией". Это было понято так, как если бы при этом расставлялись оценочные суждения. Но не было никакого желания высказывать оценочных суждений, речь шла всего лишь о характеристике. И именно западноевропейские народы мы можем охарактеризовать так, чтобы метко и точно отметить при этом то, что отметил я в этом цикле лекций.
  Мы знаем, что человеческая душа состоит из души ощущающей, души рассудочной, или души характера, и души сознательной, и что внутри этих трех душевных нюансах действует "я". Если мы рассмотрим итальянский народ с его Народной Душой, мы обнаружим свойство, что тут Народная Душа инспирирует в душе ощущающей. Наиболее характерным в итальянском народе является то, что Народная Душа инспиративно действует в душе ощущающей. Если нечто оказывается одержимым со стороны люциферического Народного Духа, также обстоит дело и с Народной Душой. Подумайте о том, что с одной стороны величие итальянского народа состоит в том, что была инспирирована душа ощущающая. Подумайте о Данте, обо всех великих итальянских художниках! Но подумайте также и об отождествлении, идентификации - с тем сверхчеловеческим, которое является люциферически отставшим началом во всех многострадальных импульсах развития, которые выступают в итальянском народе! Тем самым не даётся оценочное суждение, это всего лишь характеристика.
  У французского народа мы можем повсюду увидеть, как душа рассудочная или душа характера инспирируется Народной Душой, именно душа рассудочная или душа характера.
  У британского народа это душа сознательная. Для современного цикла развития человечества душа сознательная является тем, что в наибольшей степени связывает человека с внешним физическим миром. Вот почему той народности, которая инспирируется душой сознательной, доверена миссия продвигать и опекать материалистическую культуру. Тем самым опять-таки не высказывается оценочное суждение, но лишь характеризуется то, что британская нация призвана к тому, чтобы быть инспирированной со стороны души сознательной. Насколько отдельный человек принадлежит своему народу, то есть насколько он инспирирован люциферическим Народным Духом, настолько он идентифицирует себя с чисто материалистической культурой современности. Это мы действительно обнаруживаем в британской культуре. Так как ставит себя отдельный человек в британской нации, выявляет то, что именно материалистический дух является Духом британской нации, тот своеобразный Дух, который с 1856 по 1900 годы провёл тридцать четыре захватнических войны и сделал новыми британскими подданными пятьдесят семь миллионов человек на Земле; Дух который затем, в наше время необоснованно выступает за свободу отдельных человеческих групп (право на самоопределение - примеч. перев.)
  Рассматривая такое время как наше, нам должно быть совершенно ясно, что именно в наше время людям следует научиться ощущать предостережение, призыв, который теперь выставляется как противоположность отдельным народным группам Европы или вообще большей части мира. Войну между собой ведут те, кто принадлежит к тридцати четырем национальностям, не говоря уже о малых племенных различиях. Это следует рассматривать как предостережение, призыв игнорировать то, что до сих пор называли историей. Но такая форма рассмотрения именно в наше время доводится до безобразия и бесчинства. Мы видим, как это действительно доведено до безобразия, абсурда; отдельные нации Европы упрекают себя сегодня; мы видим, как оцениваются, взвешиваются отдельные внешние факты, чтобы найти причины этой страшной современной войны. Но именно эта война научит людей, что в её внешних причинах нельзя найти ничего, в лучшем случае внешние симптомы того, что, будучи глубоко скрыто внутри человеческих групп, осуществляется посредством водительства продвинутых и отставших духовных существ. И до некоторой степени препятствовать тому, что разыгрывается в настоящее время как испытание, можно будет, аппеллируя к тем спиритуальным подосновам, в которых заложены причины того, что сегодня внешне происходит в мире.
  С самых разных сторон можно показать, как в подосновах сознания действует то, что проявляется внешне. Я хочу, несмотря на то, что большинство друзей уже знакомы с этим примером, ещё раз указать на то, как вся географическая карта Европы в истекшем средневековье была определена тем, что Орлеанская Дева вмешалась в войну между Англией и Францией. Каждый, кто разумным образом рассмотрит нашу внешнюю историю, должен будет признать, что географическая карта Европы была бы построена совершенно иначе, если бы тогда Франция не одержала победу над Англией. Благодаря вмешательству Орлеанской Девы в эту борьбу. Но ведь Орлеанская Дева не была обученным стратегом, она не была человеком, стоящем на вершине образованности того времени. Она была простым ребенком, человеческим ребенком, деревенской девушкой. Но благодаря ей, Духи высших Иерархий действовали в том виде, как должны были они действовать в то время. Вплоть до нашего времени является необходимым, чтобы эти Духи действовали в подсозгагии, поскольку человек ещё не в состоянии понять то, что должно быть понято посредством духовной науки. В легендах мы часто встречаем прекрасное выражение того, как высшие духовные Иерархии вторгаются в подсознание. И не вследствие суеверия, но по праву, - ибо это соответствует фактам, - времени, когда внешний мир больше всего отступает назад, приходит в упадок времени от Рождества до 6 января, приписывается особенное значение. Если духопознания хотят сегодня достичь не так, как это описано в "Как достигнуть познания высших миров?", но другим, более элементарным способом, человек в эти тринадцать ночей может быть инспирирован. Это, например прекпасно выражено в норвежской легенде об Олафе Эстесоне. В этой легенде нам рассказывают, как Олаф Эстесон перед наступлением Рождества шел в церковь; как он перед церковью впал в сон и в течение тринадцати ночей спал; как он затем проснулся и смог рассказать всё то, что он пережил. И то, что он рассказывает в картинах, образах, хотя и примитивных, но наглядных, соответствует тому, что мы называем прохождением через душевный мир и прохождением через страну духов. Всё это Олаф Эстесон испытал в то время, в которое вполне правомерно был учреждён праздник Рождества. Это должно указать нам на то, что природное, детское ясновидение может быть лучше всего развито в эти тринадцать ночей от праздника Рождества до праздника трёх царей (Богоявление - прим. перев.).
  Так как Орлеанская Дева была таким дитём природы, можно предположить, что она в эти тринадцать ночей благодаря, своего рода сновидческому состоянию пережила тот мир, о котором она говорила, когда она вела французские войска против англичан, считать, что она в эти тринадцать ночей была инспирирована. Каждый человек находится в состоянии сна, том состоянии, когда его органы чувств ещё не заговорили; также и в теле матери, перед тем, как он увидел земной свет. Это действительно ещё своего рода сонное состояние, и наиболее зрелое состояние приходится, конечно, на последние тринадцать дней перед рождением. Весьма величественно, мощно то, что наполняет наши души удивлением: Орлеанская Дева родилась 6 января. Итак, она действительно была инспирирована в течение этих тринадцати ночей, но ещё перед тем, как её глаза раскрылись для земного света. То, что Орлеанскачя Дева родилась 6 января, намеренно было означено в нашем календаре. Это нечто такое, что мы должны понять во всей его великой всемирно исторической взаимосвязи; ибо это может подсказать нам, сколь таинственны связи в мире, и сколь таинственные власти действуют в мире. Так действовали таинственные власти и тогда, 6 января, когда люди в маленькой деревушке, где родилась Орлеанская Дева, сходились утром; когда даже животные чудесным образом называли себя по имени. : января инспирация могла завершиться. В течение тринадцати ночей могло быть инспирировано существо, которое было предрасположено к этому своей кармой. Само собой разумеется, - не каждый, кто родился 6 января, предрасположен к этому, но карма должна совпасть с другими условиями.
  Этот пример с Орлеанской Девой я хотел привести в качестве такого, что по настоящему показывает нам, как подземные власти (unterirdische Maechte)разыгрываются в историческом становлении и развитии. Конечно, затем в последующие столетия развитие приняло материалистический характер. Вполне согласуясь с рассудком, оно должно было рассматривать такие указания на подосновы истории как безумие. Однако это не вредно; как не вредно и то, если сегодня люди вовне рассматривают духовную науку как безумие. Эта наука уже побеждает.
  Но такие значительные события, как те, при которых живут в настоящее время люди, события, в которые были полностью инкарнированы эти люди, чтобы в той или иной форме принять в них участие, эти события не всегда означают одно и то же в историческом развитии. Сегодня эти судьбоносные события означают предостережение для людей. Целый поток литературы уже написан об этой войне, но во всём этом, что появляется как книги, брошюры и так далее, мы ещё не находим ничего, что следовало бы считать подлежащим раскрытию, того, что постепенно должно быть раскрыто. Часто слышишь: о причинах можно, собственно, и не говорить, возможно после войны, возможно через десятилетия люди из документов найдут истинные причины этой войны и узнают, кто в ней виноват. - В каждом третьем газетном номере вы можете это прочесть. Но речь идёт тут не о том, но о том, чтобы пришли к тому, - именно благодаря настоящему времени, - что в этих внешних предпосылках нельзя увидеть настоящих причин, но что причины надо искать в духовном мире. Будет найдено, что эта война действительно разразилась как значительная карма материализма, которую надо пережить, чтобы люди приняли сумму убеждений, которые могли бы привести их от материализма к спиритуализму. Эти испытания люди должны пережить.
  Что же происходит теперь вокруг нас таким потрясающим образом? - Ведь мы знаем, что когда человек проходит через врата смерти, он в физическом мире в первую очередь отбрасывает своё физическое тело. Вначале он вступает в духовный мир вместе со своим эфирным телом, астральным телом и "я". Эфирное тело он вскоре отбрасывает; оно становится причастным остальному миру. С астральным телом и "я" он идет дальше через страну душ, через страну духов. Но давайте вспомним, что сегодня большое количество людей в относительно короткое время и с определённым сознанием проходит через врата смерти; что они сбрасывают свои эфирные тела, которые, так сказать, могли бы ещё долгие годы нормальным образом обеспечивать человеческую жизнь. Если человек между двадцатым и тридцатым годом жизни умирает, он отбрасывает эфирное тело, которое могло бы ещё шестьдесят или семьдесят лет обеспечивать его физическое тело. В эфирном теле находятся силы, но они не теряются в духовном. Все люди, которые сегодня в расцвете своих лет проходят через врата смерти, отдают миру эфирное тело, которое могло бы ещё долгие годы поддерживать эту жизнь. Все эти силы находятся теперь в духовном мире. Как обстоит дело с ними, этими силами? - Я хотел бы на наглядном примере, взятом из нашего круга, показать вам, какое значение имеют такие явления.
  Это было истекшей осенью, когда одна семья, принадлежавшая к нашему антропософскому кругу, потеряла маленького сына, которому было семь лет, потеряла дорогого мальчика. Внешние обстоятельства были поистине чрезвычайно трагичны. Отец был призван на фронт как гражданин Германии, он заболел и находился в лазарете. Однажды вечером, как раз когда в Дорнахе, там, где сооружалось наше здание, была лекция, обнаружилось, что маленький семилетний мальчик пропал. Он вечером не пришел домой. Я не забываю и о том, что эта семья была зарегистрирована в Дорнахе как семья садовника. Сам я незадолго до этого, приехав из Германии, приехал в Швейцарию. Мальчик подошел ко мне навстречу перед зданием и протянул мне руку; это был солнечный очень милый ребенок. В тот вечер нам сообщили, что мальчик пропал. Нельзя было предположить ничего иного, как то, что мебельный фургон, перевозивший мебель одному из членов и перевернувшийся около здания, упал на ребенка. Ко всему этому вы должны предпослать и то, что много лет до того никакого мебельного фургона тут не проезжало, да и потом с тех пор тоже. Далее вы должны представить себе: мальчик жил со своей матерью, которая занималась садоводством. Он был милым ребенком, и когда отца забрали, сказал матери, что теперь он будет усердно помогать ей, потому что отца тут больше нет. Его каждый вечер посылали в так называемую столовую, кантин, чтобы что-нибудь принести своей матери. Это было совсем недалеко, лишь краткий путь лежал между столовой и квартирой матери. На этом пути был один перекрёсток, так что мебельный фургон должен был сделать поворот. Мальчик хотел, собственно, выйти десятью минутами раньше, но был задержан тем, кто хотел пойти вместе с ним. Если бы он вышел раньше и через другие двери, через которые он обыкновенно выходил, он бы прошёл мимо фургона раньше и слева от фургона, в то время как он шёл справа. Из-за того, что он вышел позднее, через другие двери и шёл справа от мебельного фургона, вагон, опрокинувшись, упал прямо на мальчика. Люди видели это, также и те, кто был при лошадях. Никто не имел понятия о том, что мальчик попал под фургон. Тогда говорили: фургон слишком тяжёлый, вечером нам его не поднять, давайте сделаем это утром. - Это произошло между пятью и шестью часами. И вот в четверть одиннадцатого мы оказались в ситуации, когда надо было безусловно поднять этот фургон. Мы его поднимали до двенадцати часов; и мы подняли оттуда мертвого мальчика.
  Первое, что мне хотелось бы упомянуть, это то, что будучи правильно усвоены, такие примеры должны показать, как превратно думают люди по отношению к жизни. Я хотел бы привести ещё одно маленькое, часто используемое сравнение для такого превратного мышления. Допустим, вы на некотором удалении видите человека, который идёт по краю реки. Вдруг вы видите, что человек падает в реку. Вы подбегаете и видите на этом месте камень. Конечно, скажите вы, человек споткнулся о камень, упал в воду и вследствие этого умер. Но дело может происходить совершенно иначе, всё может происходить прямо наоборот. У человека мог быть сердечный приступ, удар. Он упал в воду, потому что уже был мертв; но умер он не потому, что упал в воду. Эту ошибка делается каждый момент, особенно в естествознании. Она остается нераскрытой, если тонко замаскирована.
  Так было и в отношении этого ребенка. Карма этого ребенка истекла, завершилась. Мебельный фургон проезжал там ради этого ребенка. Духовные существа, которые правят за этой тайной, аранжировали дело так, что ребенок смог найти свою смерть. Мальчику было семь лет. Действительно юное эфирное тело могло бы обеспечивать жизнь в течение долгих десятилетий, эти силы находились здесь. И я всегда буду сообщать, что означает, что с некоторого времени наше Дорнахское здание погружено в увеличенное эфирное тело маленького мальчика Теодора Файса. Эфирное тело действительно увеличено - оно увеличивается после смерти - и с тех пор это эфирное тело этого маленького семилетнего мальчика Тео образует своего рода ауру здания. И если кто-то имеет дело со зданием, если у человека есть необходимость найти идеи здания, которые могли бы правильным образом поставить его в духовном мире, то после смерти этого мальчика надо знать, что такого человека будут инспирировать посредством эфирного тела, которое сформировано с аурой здания, посредством эфирного тела маленького Тео Файса. Само собой разумеется, не может быть никакого желания показаться оригинальным и соблазнять меня отрицать то, что многое из того, что возникло как помощь зданию, было инспирировано совместно, благодаря тому обстоятельству, что аура этого эфирного тела находится вокруг здания и человек в здании имеет некоторым образом помощь вследствие того, что неизрасходованные эфирные силы действуют на благо зданию. Представьте себе, насколько значительные внутренние факты стоят за внешними фактами: одна семья устраивается на жительство вблизи здания. В ней есть мальчик, особенно предрасположенный благодаря своему душевному существу; он жертвует своё эфирное тело для того, чтобы здание было облачено силой этого эфирного тела. Тут мы имеем такой пример, на котором мы видим, как неиспользованные эфирные силы, принесённые в жертву, имеют свою задачу в мире.
  Тут, в сущности, начинается то, что должно втекать в эмоциональное содержание из нашей духовной науки. Ведь то, что известно человеку - что человек состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и "я", что он переживает различные земные жизни - это человек знает теоретически, а дело поистине не в этом. Но дело в том, что вливается в наши настоящие переживания посредством этих воззрений. Жизнь в наше движение тоже пытаются внести не только теоретически с помощью учения, но посредством самой жизни пытаясь преодолеть различие между умершими и живыми. Когда недавно наш дорогой сотрудник, Фриц Митчер, на своём тридцатом году был оторван от нас, и я произносил поминальную речь при кремации в Базеле, важнейшее слово состояло в том, что я обращался к этой душе, чтобы дать ей, - мне хотелось бы сказать, - поручение также и после смерти работать среди нас. Ибо нам необходимы не только так называемые живые, но мы нуждаемся в сотрудничестве тех, кто прошёл через врата смерти. Они будут сотрудничать двояким образом. С одной стороны в ближайшее время будет сотрудничать большое число эфирных тел, которые сложили с себя люди, прошедшие через врата смерти, переживая тяжелую сульбу. Юношеские неизрасходованные эфирные тела представляют собой сейчас великую, мощную ауру, в которой мы живём. Затем, с другой стороны находятся сами индивидуальности, которые действуют дальше (лишившись) своих эфирных тел. Посмотреть на неизрасходованное эфирное тело мы можем на примере маленького Тео Фейса, когда эфирное тело стало инспиратором некоторых вещей, реализованных в здании. Взглянуть на индивидуальность я хотел в моей поминальной речи для Фрица Митчера. Полностью ощутить, почувствовать, как заполнить пропасть между живыми и умершими, - вот то, что относится к нашей духовной науке. Ибо не только знать теоретически, но совершенно живо вникнуть в то, что мертвые для нас являются живыми, что умершие дают нечто такое, как юношеские неиспользованные эфирные тела, должно стать для нас осознанным содержанием земной эпохи. И в этих эфирных телах, принадлежавших тем людям, которые теперь вследствие великих судьбоносных событий нашли смерть, живут отголоски всего того, что ощущают, если - более или менее осознано, - видят перед собой смерть как жертву событий, востребованных временем. Это попало в их эфирные тела. Искать смерти, или, лучше сказать, предвидеть смерть и всё же знать, что эта смерть имеет значение - вот что имеет место в случае множества людей, которые в настоящее время идут через врата смерти. Можно быть материалистом; если человек ведет такое бездумное существование, он может сказать: Народные Души, Народные Духи - всего лишь имена для абстрактно объединенных групп людей по признаку одного и того же языка и одних и тех же отличительных свойств. Говорить о Народных Духах как о действительных существах - это сумасбродство, вздор. - Разве могли бы те, кто сейчас идёт через врата смерти, говорить в соответствие с этими словами? Вследствие того, что они идут через смерть, они бессознательно соглашаются с тем, что должна сказать духовная наука: что Народный Дух, Народная Душа является реальным Существом. Ибо, что означало бы, если бы Народные Духи, Народные Души не были реальными Существами и не стояли бы вокруг людей, ведущих кровавую войну? Предпосылки материалистического мировоззрения не позволяют так мыслить. Но если отдельный человек жертвует собой ради Народного Духа, если Народный Дух является для него реальным Существом, тогда имеет глубочайший смысл то, что такие события происходят с людьми. Так мы почувствуем грядущее время, когда многие, многие неизрасходованные эфирные тела парят в духовной атмосфере, предупреждая, возвещая о том, что духовное существует. Эти эфирные тела станут в будущем добрыми помощниками в деле углубления спиритуального мировоззрения у людей. Люди только должны почувствовать в своих душах призыв умерших. Если на тех полях, где развиваются нынче страшные события, снова будет господствовать мир, люди, оставшиеся в живых будут действовать лучше, если они услышат голоса умерших. Не что-то только символическое имеется здесь в виду. Здесь будут присутствовать неиспользованные эфирные тела и дадут возможность услышать этот призыв. Мир не сможет существовать без того, чтобы почувствовали и ощутили, осязали свою связь с духовным миром. Человечество оказалось бы глухим по отношению к будущему, если оно не сможет услышать призывы умерших. - В физике каждый согласен с тем, что никакая сила не теряется бесследно; говорят о преобразовании сил. На духовной почве дело обстоит точно также. Те силы, которые неиспользованные эфирные тела проносят через врата смерти, не исчезают; они будут находиться здесь. Они снова могут быть восприняты душами в будущем; и эти души, благодаря связи с этими душевными останками, оставшимися от неизрасходованных эфирных тел, получать силу и глубокую уверенность для своих спиритуальных деяний.
  Помимо прочего, что может сказать нам эта война, первоочередным для нас, как последователей духовной науки, является то, чтобы мы созерцали в духе вверху, в той атмосфере, которая становится атмосферой неиспользованных эфирных тел; что может реализоваться здесь среди тех душ, которые ощущают призывы и предупреждения умерших. Однако, в достижении этого и состоит наша задача, как правомерных последователей духовной науки. Нам надо по отношению к событиям эпохи найти соответствующую духу точку зрения, а не ту, которую даёт абстрактное мышление. Нет, мы должны действительно представлять будущее население Земли так, что внизу находятся души, обитающие в физическом теле, а сверху вниз действуют неиспользованные силы эфирных тел; так что эти души внизу могут сказать: мы не сомневаемся в том, что для спиритуальных познаний наступят лучшие времена, ибо неиспользованные эфирные тела помогают нам своими силами. - Если мы примем это конкретно, а не абстрактно, значит мы поняли кое-что из тех призывав, предостережений, которые может дать нам это время тяжелой судьбы, нам, как последователям духовной науки. Это должно пойти именно так, ибо уже необходимо реальное воздействие на человеческое развитие. Мы были бы должны ещё долго продолжать свою деятельность, если бы мы посредством рассудочных рассуждений стали вызывать то, что может дать спиритуальное мировоззрение. В случае Орлеанской Девы имела место подсознательная интуиция. В будущем спиритуальное воздействие на эволюцию человечества примет иной характер. Неизрасходованные эфирные силы станут тем, что помогая нам, будет стоять рядом, помогая нам и тем, кто в качестве индивидуальности захочет воздействовать на физический план.
  В отношении того, что могут понять люди, сегодня выявляются иногда весьма странные вещи. На вышеприведенном примере вам уже показано, что во времена Орлеанской Девы стратеги, полководцы не могли добиться того, что было достигнуто. Я часто приводил и другой пример: в решающий момент армия Константина наступала на Рим, и там тоже не полководцы одержали победу и разбили в пять раз сильнейшее войско Максенция, который вывел своё войско за ворота Рима навстречу Константину. Не своим полководцам следовал Константин, но сну, где ему было сказано, что он должен позволить нести перед своими войсками монограмму Христа. Сны и оракул сибилл привели тогда войска в определённое место, и всё решилось. Но вследствие победы Константина географическая карта Европы получила соответствующий вид. Так кто же тогда под порогом сознания направлял события? Это был импульс Христа, но тот импульс Христа, каков он в реальности, а не такой, как его понимали люди. Мы не познакомимся с импульсом Христа, если будем прислушиваться к перебранке теологов. Не в том, что выполняли люди сознательно, что понимали люди, действовал импульс Христа; но он действовал в совокупности событий при Константине и Максенции, и позднее снова при Орлеанской Деве. Также и в наше нынешнее время человек переживает нечто такое, пусть даже порой в мелких фактах. Иногда можно сравнить великое и малое. Один преуспевающий философ несколько лет тому назад написал в одном южно-немецком ежемесячном журнале длинную статью о духовнонаучном мировоззрении, которое я представляю. Эта статья оказалась весьма действенной; она была написана целиком враждебно, наполнена некоторыми благосклонными суждениями о теософии вообще и иными похвалами. Мне, например, был дан совет, вместо этого дела лучше использовать свои дарования, чтобы, наконец установить, действительно ли Мицкевич был перевоплощением Орлеанской Девы, и так далее. Но в целом эта статья, оценивая наше духовнонаучное мировоззрение, изображала его так, что это вызывало неадекватное впечатление. Философ, написавший статью, считался крупным платоником, крупным логиком. Он сам говорил, что посвятил себя не какой-либо иной задаче, как только возвещать истину, и поэтому он может знать эту истину. Издатель журнала, казалось, был вполне удовлетворён, публикуя такую длинную авторитетную статью о духовной науке. Это было несколько лет тому назад. Затем началась война. Вышеназванный (философ) не придерживался воззрений, симпатизирующих Средней Европе, он решительно симпатизировал Англии и Франции, и даже тем, кто воевал, будучи прислужником Англии и Франции. Что же произошло? Он пишет несколько писем тому самому человеку, который был издателем журнала. Этот издатель упомянутого журнала публикует также и эти письма, поскольку они слишком уж характерны, но в другом журнале "Южно-германский ежемесячник". Издатель даже напоминает о том, что он - тот же самый человек - Карл Муф, - который издавал журнал "Хохланд" и который, как он выразился, тиснул статью "О теософии Штейнера". Письма эти были таковы, что можно сказать: они содержали всю желчь, которая могла быть излита по отношению среднеевропейского населения со стороны человека западноевропейской ориентации. Помимо прочего этот человек заявлял: "по сравнению с людьми, которые не знают, за что воюют, черные люди являются свободными и благородными людьми. Вопреки Средней Европе надо поддерживать лишь английскую всемирную Империю, которая, подобно католической церкви учреждена от Бога, и никогда не совершала ничего, что не соответствовало бы божественному миропорядку".
  Напечатать такое письмо - нечто само собой разумеющееся! Названный издатель пишет при этом: "Во всей Средней Европе, кроме как в сумасшедших домах не найдётся никого, кто мог бы выступить так!" - Итак, теперь этот добрый господин Муф согласен, что человек, которого он избрал, чтобы натравить на наше духовнонаучное мировоззрение, в сущности, созрел для сумасшедшего дома. Вот как вообще обстоит дело с тем, что выдвигается по отношению к нашему духовнонаучному мировоззрению. Господину Муф следовало бы и раньше знать, что тот человек созрел для сумасшедшего дома. Но только война напомнила ему об этом. Его прозрение возникло только благодаря тому, что было легко разглядеть. А сколько созревших для сумасшедшего дома бродит кругом и критикует мировоззрение, которое мы представляем, лишь проявляются они не столь гротескным образом.
  Я говорил, чтобы показать на этом примере, что рассудок, который сегодня имеют люди, будет ещё долго прихрамывать, заводя речь о духовнонаучном мировоззрении. Надо сказать: не только живые необходимы для того, чтобы полной мерой ввести спиритуальность, которая должна придти в мир, но и умершие! И к наилучшим помощникам будут относиться те, кто с душой и жизнью влился в течение наших судьбоносных, тяжких событий современности. Сегодня так хочется, чтобы такие рассмотрение оставались в душах не просто как теоретические, но становились глубоким, честным чувством, становилось ощущением, чтобы мы были в состоянии признать духовную науку, чтобы наша душа внимательно познавала то, что здесь в духовном мире существуют предостерегающие голоса. Они говорят нам: позвольте нам, умершим быть знамением того, что в людях должно наступить спиритуальное углубление, ибо мы сознательно претерпели эту смерть не ради своих душ, но ради того, что независимо от нас, удостоверив тем самым исповедание того, что выходит за пределы отдельной человеческой жизни!
  Если среди последователей духовной науки будут те, кто будет предчувствовать, ощущать, познавать тот строгий шепот, который доходит сквозь врата смерти, тогда будет реально достигнуто то, что благодаря духовной науке должно быть достигнуто в ощущениях человеческих душ. Иными словами, если благодаря духовной науке здесь будут души, которые сумеют направлять свои чувства в царство духа, ибо из царства духа людям в грядущее время может быть сказано многое.
  Вот то, на что я хотел указать ради ваших ощущений, чувств, ибо обстоятельства сложились так, что мы именно в это время можем быть вместе на этом собрании ветви. Хочется, чтобы на таких собраниях закладывались зародыши не только знания, но чтобы то, что говорится на таких собраниях, действовало как живое семя, погружаемой в почву чувствительных душ. Главным делом будет то. Что вы благодаря таким рассмотрениям понесете дальше на эмоциональном уровне, уровне чувства.
  Поэтому давайте завершим это рассмотрение, думая о том, что должно возникнуть для нас из судьбоносных событий времени:
   Из мужества бойцов,
   Из крови павших,
   Из страданий оставленных,
   Из жертвенных дел народа,
   Взрастёт духовный плод -
   Если, сознавая Дух,
   Души направят свои чувства
   В царство Духа.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"