Демина Евгения Александровна: другие произведения.

Ольга Онойко. Море имён

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это фэнтези будет интересно и программистам, и филологам - ну, и не только им)

  Ольга Онойко. "Море имен"
  
  Тема путешествий в параллельные миры не нова в мировой и отечественной фантастике, средства проникновения в иную реальность варьируются от сновидений до межзвездных полетов, и каждый раз реальность подсказывает новый путь в альтернативные вселенные. Одними из "звездных врат" служат в современной литературе информационные технологии. Что как не Всемирная сеть перекидывает мостик из одной точки планеты в другую? Так почему же здесь не могут пересечься параллельные реальности? И почему они не могут быть построены по принципу Интернета?
  "Море имен" - история студента с необычным именем Алей, работающего в информационной компании "Ялик", которая владеет одноименной поисковой системой. В виде обычных поисковых запросов в Интернет проникает информация из параллельных миров. Это становится причиной исчезновения людей, и сотрудники "Ялика" пытаются предотвратить любую возможность выхода в "другую" сеть для жителей как своего мира, так и многочисленных иных, где владеют подобными IT-технологиями.
  Герои живут, казалось бы, в привычной нам реальности: пользуются компьютером, ездят на метро, учатся в вузе, занимаются бизнесом, помнят Великую Отечественную войну и Перестройку. Люди встречаются и расстаются, отчим перевоспитывает пасынка, девушка просит бывшего одноклассника оказать услугу ее жениху. Отец, десять лет считавшийся погибшим, внезапно появляется в городе и забирает младшего сына. Старший пытается найти брата...
  Однако этот мир сам оказывается параллельным. Столица России-Росы называется Листвой, второй крупный город страны - Ливнем. Герои не знают всем нам знакомых общеупотребительных имен вроде "Семен Петрович", а пользуются как будто исконными, языческими: Осень, Тайна, Иней, Ворон, вместо отчеств у них - матронимы (например, Веселин, Вежин - от женских имен Весела и Вежа). По словам одной героини, этот мир не из худших: Великая Отечественная война здесь завершилась в августе 1944 года.
  И отец Алея, Ясень, не просто увозит маленького Инея к себе - они путешествуют по параллельным мирам. И способ, которым главный герой их разыскивает, фантастичен. Обыкновенный логический поиск по ключевым словам и понятиям, как он применяется в Интернете, и поиск ассоциаций по сходству и смежности (это уже языковая семантика) становятся средством достижения любой цели, будь то пропавший человек или смысл жизни, высшее предназначение. В этом суть "лайфхакинга", чем-то сходного с ремеслом экстрасенса. Именно о такой помощи просит Алея подруга. Перед героем дилемма: ради счастья девушки помочь ее будущему мужу достичь своего "Предела" или не позволить ему, политику с криминальным прошлым, добиться верховной власти (такова его мечта). Однако жених, Летен, оказывается надежным другом и вместе с Алеем разыскивает Инея. К тому же, понимает всю ответственность правителя. Оказавшись в одном из параллельных миров на княжеском престоле, он решает, как предотвратить войны с кочевниками: "Кто-то здесь был до меня. Не разруху же ему оставлять".
  Ясень в альтернативной Руси - главный противник Летена, татарский хан. Он не считает жизни: люди, война, разрушение, ужас для него "не настоящие". Как компьютерная игра. Мужская игра. Идеальный образ отца рушится. Перед Алеем уже не герой и образец для подражания, а беспощадный человек. Хоть в конце концов Ясень и приводит детей к высшему благу, в средствах он неразборчив.
  В роли высшего блага выступает здесь Море Имен. Это скопление символов, знаков - слов. Первооснов всех понятий, что скрываются за словами. Можно сказать, идеальных прообразов. Над ним сияет Солнце Слова - того, что стало началом начал творения. Знак высшей гармонии. Добраться к Морю можно по Реке Имен, где имена представляют собой понятия, материализовавшиеся в реальности. К Реке Имен можно попасть из Старицы, так называемой "демонстрационной версии" поисковой системы, обычному пользователю она покажется замкнутым пространством. Путь открывается лишь тому, кто осознает, что все есть символ и знак, малая часть Реки и Моря Имен. Есть и второй способ - Нефритовая электричка с проводницами-дакини, буддийскими богинями, что освобождают человека от страстей, или же кровожадными индуистскими демоницами, или всё вместе. По крайней мере, в этой книге они "очищают" пассажиров, пожирая их и оставляя лишь единственное светлое "зерно", которое возродится в более совершенное создание. Пути по яшмовым шпалам можно избежать, если вспомнить о природе языка - призме восприятия действительности, "туннеле", по которому движется человек в окружающем мире и который может вывести к первоосновам, если разгадать связь между названием и названным, означающим и означаемым.
  Итак, от компьютерных технологий - к лингвистике, от лингвистики - к идеализму, от идеализма - к аллюзиям на буддийскую мифологию и снова к языку. Язык универсален, это любая система знаков, находящихся между собой в неких логических отношениях, это проекция отношений между реалиями действительности и на реалии действительности. Это набор мифических сюжетов и мотивов, атрибутов культуры, двоичный, восьмеричный, шестнадцатеричный код, это алгебра логики и проявление эмоций. Всё есть язык, всё есть текст, всё есть Слово. Что не названо - не существует. Что существует - названо.
  Но не хочется сводить отзыв к лекции по семантике. Технофэнтези с элементами киберпанка, философская притча ли, фантастическое ли воплощение сущности языка, книга читается на одном дыхании. Она цельна, и не стоит удивляться, если в первой же главе не дана справка обо всех понятиях. Нельзя уложить весь узор в первые несколько нитей, нужно соткать полотно. Форум лайфхакеров, "Вселенский Админ" - демиург, демон-программа в облике попугая заставят и улыбнуться, и задуматься. Сцены монгольского кочевья как будто вторгаются в текст из другой реальности. Но почему "как будто"? По сюжету так и есть. И это возможность увидеть историческое прошлое с другой стороны - глазами ордынцев - до мельчайших подробностей быта... Можно сказать много слов похвалы, но, вероятно, лучшей похвалой для автора будет проникнуть в суть изображенного мира и вместе с героями найти путь к Морю Имен. Рецензент на это не претендует - лишь задает направление поиска.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"