Неудача ряда попыток организации собственных журналов, неудовлетворенность сузившимися возќможностями легальной пропаганды и все более усиливавшийся революционный дух декабристской идеологии побудили наиболее решительных декабќристов стать на путь нелегального издания тайных программных документов, а также публицистики "малых форм". Декабрист М.С.Лунин признался на следствии, что в 1819 году он приобрел для нужд общества "литографический станок, новейшего в то время изобретения, и приспособленный для переписывания писем". Таким образом, декабристы начали то дело, которое продолжил А.И.Герцен, создавший "Полярную звезду" и "Колокол", замечательные издания бесцензурной русской печати. Но многого сделать декабристам не удалось - без цензуры отќпечатана была только "Зеленая книга" - устав Союза Благоденствия, а также "Воззвание к сынам Севера", не дошедшее до нас публицистическое произведение.
Главной формой декабристской нелегальной проќпаганды стали переписывавшиеся от руки и в таќком виде ходившие в обществе произведения. "Нам только и можно лакомиться что рукописным, а пеќчатное так черство, так сухо, что в горло не лезет", - писал близкий в те годы к декабристам П.А.Вяземский.
Одним из зачинателей "рукописной словесности" стал только что вышедший из лицея А.С.Пушкин. Через несколько лет в своем "Послании цензору" Пушкин писал, что кто хочет
Осмеивать закон, правительство иль правы,
Тот не подвергнется взысканью твоему,
Тот не знаком тебе, мы знаем почему, -
И рукопись его, не погибая в Лете,
Без подписи твоей разгуливает в свете.
Пушкин поплатился за свою стихотворную публиќцистику ссылкой на юг. С 1820 г. он лишен был возможности принимать участие в общественной жизни северной столицы - как раз тогда, когда в идеологии декабристов происходили знаменательќные перемены. Именно об этом времени пишет реќакционер Ф.Ф.Вигель: "Я видел, как прежний роќзовый цвет либерализма стал густеть и к осени [1820 г.] переходить в розово-красный". Созревание революционных идей не замедлило отразиться в неќлегальной публицистике. Время надежд на рефорќмы прошло. Декабристы поняли, говоря словами Пушкина, что
царь-отец
Рассказывает сказки.
Нелегальная стихотворная публицистика Пушкиќна была первым звеном в цепи произведений "руќкописной словесности", в ней еще есть надежды на реформы, хотя протест против самодержавия и крепостничества звучит с огромной силой. Другие произведения нелегальной публицистики, последоќвавшие за стихами Пушкина, свидетельствуют, что нелегальная публицистика приобрела революционќно-республиканский характер.
В 1820 году по Петербургу с быстротой молнии распространилось известие о волнениях в гвардейќском Семеновском полку. Через несколько дней быќла обнаружена прокламация - обращение Семеќновского полка к Преображенскому, которая не на шутку встревожила придворные круги.
До сих пор неизвестно, кто был автором проклаќмации. Страстное разоблачение царской власти и наќдежд на царя заставляет предположить, что автоќром прокламации был один из тех декабристов, кто уже в это время голосовал за уничтожение царской власти. "Честно истребить тирана, - решительно провозглашает автор, - и вместо него определить человека великодушного, который бы всю силу бедќности народов мог ощутить своим сердцем и достав-лять средства к общему благу".
Взгляды, изложенные в прокламации, очевидно, долго вынашивались; строгая последовательность мысли, продуманность и завершенность критики и призывов заставляют думать, что распространялись прокламации во время волнений в Семеновском полку не случайно. В полном соответствии с декаќбристскими взглядами автор прокламации опасался народной революции, считая, что только дворяне-офицеры с подчиненными им войсками могут соќвершить переворот в России. Войска, по мысли авќтора, должны арестовать всех высших чиновников в Петербурге и в губерниях и поставить на их меќсто представителей армии. Верховную власть будет осуществлять выдвинутый армией "законоуправитель".
Бесстрашие мысли и решительность предложений, обращение к солдатским массам, народный язык, расчет на миропонимание солдата - все это делает прокламацию крупным памятником публицистики времени декабристского движения.
Целям декабристской пропаганды служила и форќма катехизиса. Декабристы-публицисты учли, что этот необычный "жанр", служивший церкви для вдалбливания народу религиозных догм, благодаря своей вопросно-ответной форме дает возможность "разложить" сложные понятия на ряд простейших. Поэтому, по словам К.Ф.Рылеева, "такими сочиќнениями удобнее всего действовать на умы народа".
Один из виднейших декабристов - С.И.Мураќвьев-Апостол - совместно с М.П.Бестужевым-Рюминым написал революционную прокламацию "Православный катехизис", который широко расќпространялся в 1825 году во время восстания в Черниговском полку. Размноженный в довольно большом количестве экземпляров полковыми писаќрями, "катехизис" ходил по рукам далеко за преќделами Василькова, где квартировал полк; его чиќтали даже в Киеве. Учитывая религиозные чувства солдат, авторы прокламации искали доказательќства необходимости революционного переворота не только в экономическом и политическом состоянии России, но и в христианском вероучении.
"ВОПРОС: Для чего же русский народ и русское воинство-несчастно?
ОТВЕТ: Оттого, что цари похитили у них свободу.
ВОПРОС: Стало быть, цари поступают вопреки воле божией?
ОТВЕТ: Да, конечно, бог наш рек: бол[ьш]ий в вас да буќдет вам слуга, а цари тиранят только народ.
ВОПРОС: Должны ли повиноваться царям, когда они поќступают вопреки воле божией?
ОТВЕТ: Нет!..
ВОПРОС: Какое правление сходно с законом божиим?
ОТВЕТ: Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равныќми...
ВОПРОС: Стало быть, бог не любит царей?
ОТВЕТ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснитеќли народа, а бог есть человеколюбец...
ВОПРОС: Что же, наконец, подобает делать христолюбиќвому российскому воинству?
ОТВЕТ: Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианќского... ополчиться всем вместе против тиранства и восстаноќвит!) веру и свободу в России.
А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь".
Конечно, составители прокламации понимали, что в священных книгах можно найти и прямо противоќположные цитаты, но они считали, что в таком виде призыв к восстанию против царя и крепостничества будет более доходчив, и не ошиблись. Вместе с тем такие аргументы говорят и о слабости авторов проќкламации, не захотевших или не сумевших привеќсти более близкие солдатам жизненные доказательќства враждебности самодержавия и крепостничеќства народу.
Публицистический характер поэзии декабристов особенно ярко выявился в знаменитых агитационќно-сатирических песнях, создававшихся в 1823 - 1824 гг. К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым-Марлинским. "Критика оружием" самодержавно-крепостничеќского строя, освященного церковью, - вот основная идея агитационной поэзии декабристов-публицистов. И она нашла живой отклик не только в среде декаќбристов, но и проникла в солдатские массы.
"Хотя правительство всеми мерами старалось истребить сии песни, где только могли находить их, - писал брат А.А.Бестужева декабрист Н.А.Беќстужев, - но они были сделаны в простонародном духе, были слишком близки к его состоянию, чтобы можно было вытеснить их из памяти простолюдиќнов, которые видели в них верное изображение своќего настоящего положения и возможность улучшеќния в будущем... Рабство народа, тяжесть притесќнения, несчастная солдатская жизнь изображались в них простыми словами, но верными красками."
Действительно, Рылеев и Бестужев нарисовали глубоко правдивую картину крестьянской жизни, коќторая приводила к выводу о необходимости решиќтельных революционных перемен в России:
Ах, тошно мне
И в родной стороне;
Всё в неволе,
В тяжкой доле,
Видно, век вековать?
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
По две шкуры с нас дерут:
Мы посеем, они жнут;
И свобода
У народа
Силой бар задушена.
А что силой отнято,
Силой выручим мы то.
И в приволье,
На раздолье
Стариною заживем.
Используя мотивы народных песен, их строй, образность, язык, Рылеев и Бестужев создали об-разцы публицистической поэзии, проникнутой духом народного творчества, верно рисующей картины наќродной жизни и с революционной смелостью зовуќщей в бой. Рылеев и Бестужев показали себя в нелегально распространявшихся песнях подлинќными мастерами стихотворной публицистики.
Нелегальная публицистика декабристов - важная составная часть их пропагандистской деятельности. Именно здесь наиболее отчетливо раскрываются их взгляды на центральные проблемы жизни России; именно здесь ярчайшим образом запечатлена их реќшимость бороться да конца против самодержавно-крепостнического строя, за счастье и свободу народа,
Идеи декабристов, начавшие победное шествие в легальных журналах конца 10-х годов XIX в. и окончательно оформленные и раскрытые в нелегальной публицистике начала 20-х годов, перед саќмым восстанием 1825 года вышли на страницы деќкабристских альманахов.