Шорин Дэн, Долинго Борис: другие произведения.

Борис Долинго: Да здравствует фантастика, литература мечты!

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa

  Интервью с Долинго Борисом Анатольевичем, председателем оргкомитета фестиваля "Аэлита".
  
  - Только закончился очередной 22 фестиваль Аэлита, проводимый в Екатеринбурге. Расскажите в двух словах, как появилась традиция проведения фестиваля.
  
  Традиция появилась достаточно курьёзно. Дело в том, что, как я знаю, в 1980 году писатель Владислав Крапивин, публицист Станислав Мешавкин (тогда - главный редактор журнала 'Уральский следопыт'), писатель Юрий Яровой и сотрудник отдела прозы и поэзии Виталий Бугров загорелись идеей учредить приз для русскоязычных писателей-фантастов. Не более того. Фестиваль вокруг церемонии награждения образовался, можно сказать, стихийно: весть о присуждении премии братьям Стругацким и А.Казанцеву разнеслась по любителям фантастики, и люди пожелали лицезреть своих кумиров. Так первый фестиваль, можно сказать, возник стихийно и стал первым на территории Советского Союза настоящим фестивалем фантастики.
   Со временем это действо обросло своими традициями, своими героями (как из писательской, так и из чисто фэновской среды), новыми призами.
  
  - Аэлита проводимая в восьмидесятые и современная Аэлита - в чём они отличаются и что у них общее?
  
  В прошлом основой 'посетителей' фестиваля были фэны - процентов на 80. Сейчас - пишущие сами люди примерно в обратной пропорции. Это отражает основные тенденции общих изменений в подобного рода фестивалях (конвентах): они стали более собраниями людей, пытающихся заявить о себе как о писателях, чем просто 'клубами по интересам' (и к фантастике 'вообще').
  
  - На чьи плечи ложится организация фестиваля в наши дни. Кто этим занимается?
  
  Вопрос грустный и немного забавный одновременно.
  В основном, на плечи того, кто находит средства для проведения мероприятия. Работа по поиску этих средств, взаимоотношения со спонсорами и нервотрепка (самое главное!) в этой связи - это минимум 60-70% всей работы. А с учётом того, что если денег нет, то фестиваля может просто не состояться.
  Не знаю, как добывались средства до 2002 (с этого года я подключился к организации 'Аэлиты'), но в 2001 фестиваль произвёл на меня довольно удручающее впечатление - видно было, что поддержка 'Уральского следопыта' почти сошла на нет, и Евгений Пермяков с трудом свел концы фестиваля с концами. Видно было также, что работы с начинающими авторами практически нет - в том смысле, то не осталось каких-то реальных факторов при 'Аэлите', которые могли бы способствовать хоть в какой-то мере изданию работ начинающих на приличном уровне. Евгений просто один не мог это вытянуть.
  Откровенно говоря, до весны 2002 г. у меня не было мыслей как-то подключаться к организации 'Аэлиты'. Но в самом начале года судьба свела нас с Евгением на одном месте работы. 'Следопыт' уже отпал окончательно от организации 'Аэлиты', всё осталось на г-не Пермякове, и видно было, что если не найдутся средства (а их ему на тот момент явно неоткуда было взять в должном количестве), то фестиваля не будет.
  Я кинулся к своему другу - тогда генеральному директору компании 'Уралтел' (крупнейший на тот момент оператор мобильной связи в Екатеринбурге) - они помогли. И, надо отдать должное, очень серьёзно помогали по 2004 год включительно (пока не стали отделение МТС-Екатеринбург, а центральному московскому офису, через кого теперь всё решается по финансам, 'Аэлита' оказалась не нужна).
  В конце 2002 г., когда мне пришла в голову мысль, что для оживления фестиваля надо1) привозить неких небывалых, 'звёздных' гостей и 2) обязательно 'подружиться' с издателем. Так вышли на Роберта Шекли, а из издателей - на местную 'У-Факторию' (увы, больше серьёзных издательств, занимающихся продвижением художественной литературы, в Екатеринбурге нет). Где-то в ноябре 2002 г. я написал письмо в 'У-Факторию' с предложением поддержать 'Аэлиту', её диреткор Александр Бисеров откликнулся, так начался этот контакт.
  С этих пор у нас с Евгением, если так можно сказать, некоторое 'разделение труда': я занимаюсь больше проработкой спонсоров (в основном, получается, что все они вырисовались через мои 'каналы') и 'стратегическими' вопросами (контакты с зарубежными гостями и издательскими концепциями). Евгений больше занят 'тактикой' - подготовкой адмнистративно-хозяйственных вопросов непосредственно перед самим фестивалем (конечно, там где возможно, мы подменяем друг друга постоянно).
  Обе части этой работы важны, без каждой их них фестиваль рискует провалиться.
  
  
  - Как я заметил, местные власти активно поддерживают фестиваль. Расскажите немного о взаимодействии и его перспективах с руководством города (области?).
  
  Взаимодействие началось в 2003 году, когда готовился визит Роберта Шекли. Определённые люди в команде нашего мэра проявили интерес к этому визиту и серьёзно помогли (начальные контакты с ними были, кстати, обеспечены через издательство 'У-Фактория'). В конце 2003 года я перешёл на работу в структуру, которая встроена в систему Администрации города. Поскольку эта структура занимается пиаром, а проект 'Аэлита' работает на город Екатеринбург, то городские власти нас поддерживают.
  Перспективы? Хотелось бы получить устойчивую строку в бюджете города. С этим есть сложности, но поддержка пиаром и рекламой через 'административный ресурс' в хорошем смысле слова - уже серьёзная и неоценимая помощь. Перспективы могут быть куда более серьёзными, если удастся выстроить на базе 'Аэлиты' некое мероприятие, способствующее привлечение к городу не только внимания фэнов и молодых писателей, а чего-то более серьёзного. Допустим, фестиваль кинофантастики на базе 'Аэлиты'. Сейчас думаю и о такой возможности.
  
  - Аэлита - общефантастический фестиваль или же какие-то направления (фэнтези, НФ, киберпанк, может что-нибудь ещё) в нём выделяются особо?
  
  Нет, никаких направлений особо не выделяется. Мы с Евгением абсолютно солидарны в этом вопросе. И пока у 'руля' конвента я и он так и будет. Отдельный какой-то фестиваль может быть сделан с уклоном на какое-то направление, но общий вектор - это 'просто хорошая, качественная фантастика'. Это - наше кредо.
  Скажу откровенно, сам я противник такого жанра как фэнтези (Евгений, кстати, тоже не любитель сего). По моему глубокому убеждению, всплеск увлечения этим жанром в мире (и в России, в частности) связан с кризисом философии современного общества. Хотя и в жанре фэнтези созданы хорошие произведение. Но Задача фантастики звать в будущее. Фэнтези - это, как ни крути, 'зов в прошлое'. Если этот зов звучит в обществе слишком громко - общество, мягко говоря, недомогает. Надеюсь, оно вылечится. Но в период 'болезни' для некоторых фэнтези - своего рода 'лекарство'. Пусть принимают. Уверен - общество вылечится. Или умрёт 
  
  - В издательстве У-Фактория уже второй год подряд выпускается сборник "Аэлита. Новая волна". Расскажите об этом сборнике. Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества с У-Факторией?
  
  Думаю, перспективы сотрудничества с У-Ф хорошие. Идея сборника при 'Аэлите' не нова. Ещё в начале 1990 был выпущен первый такой сборник по итогам семинара молодых авторов 1989 г. Кстати, горожусь, что попал туда - именно в сборник 1990, где была одна из первых публикация и Сергей Лукьяненко. Тогда его готовили такие люди как Виталий Бугров, Игорь Кузовлев, и я считаю, что он был сделан для своего времени хорошо.
  Сборник были и потом, но уровень их сильно упал из-за отсутствия средств и систематизированной работы по их подготовке.
  Когда я сам оказался у 'руля' фестиваля, идея возобновить выпуск такого сборника СМА на максимально возможном уровне не давала мне покоя. К счастью, нашлось взаимопонимание в этом вопросе в отношениях с У-Ф. Ещё бы на серию фантастики их подвигнуть....
  
  - В прежние годы с Аэлитой сотрудничал журнал "Уральский следопыт". Что с ним сейчас?
  
  На мой взгляд, с ним сейчас плохо. Этот журнал в былые годы снискал себе славу, прежде всего, публикациями фантастики - именно поэтому его жадно раскупали по всему Советскому Союзу. Кроме того, как и любое дело, журнал был славен людьми, которые его 'двигали' - это Станислав Мешавкин, Виталий Бугров, Игорь Халымбаджа. В середине 90-х журнал обанкротили, затем он перешёл в собственность некой фирмы, торгующей мебелью. Редакция журнала располагалась в особняке, являвшимся собственностью Свердловской области. Одним из условий въезда этой фирмы в этот особняк, было сохранение редакции - в противном случае, уверен, УС уже бы давно перестал существовать. Вот его и поддерживают - как больного в коме: ни жив, ни мёртв. Кадры журнала исчезли - кто-то ушёл, как говорится, в мир иной, кто-то просто - из журнала. Сейчас новое руководство Уса что-то пытается делать, но главная их ошибка в том, что они пытаются 'возродить' журнал как журнал краеведения и экстремального спорта. Оба эти направления требуют очень качественной полиграфии (какой журнал об экстремальном спорте без качественных фото?) и, значит, денег, которые им взять неоткуда. Но дело даже не в этом - такой брэнд как УС следовало бы возрождать только как журнал фантастики, тогда там шансы ещё могли бы быть. Думаю, мы бы с Евгением могли бы журнал возродить - если бы нам отдали брэнд. Но никто не отдаст.
  
  - Какова география проживания участников Аэлиты? Приезжает больше европейцев или азиатов?
  
  Надо будет отследить - кого больше. Думаю, что пока есть небольшой перевес 'азиатов'. Екатеринбург стоит точно на границе Европы и Азии, и так уж получилось, что пока к нам больше едут с востока: на западе нашей страны есть целых 4 серьёзных конвента, и людям из европейской части России туда просто ближе добираться. Хотя в этом году было много 'европейцев' - за счёт молодых авторов как раз. В общем, были люди и из Москвы, и из Иркутска.
  
  - Последние годы хорошей традицией стало приглашение почётных гостей на фестиваль. Кэдиган, Сванвик, Шекли... Как родилась эта традиция? Кого Вы планируете пригласить на следующий год?
  
  Я уже сказал об этом чуть выше. Идея приглашать 'звёзд Запада' пришла мне как возможность оживить угасавший интерес к 'Аэлите'. По-моему, сработало. На будущий год планируем пригласить Роберта Асприна.
  
  - Каковы основные премии Аэлиты? Расскажите в двух словах о каждой из них.
  
  На фестивале исторически сложились следующие премии:
  1. 'Аэлита' - учредитель её (как и остальных) на данный момент - Региональный общественный фонд "Фестиваль "Аэлита".
  'Аэлита' является всероссийской премией, вручаемой писателям за успешную творческую деятельность и большой вклад в развитие русскоязычной фантастики. Премия не может быть вручена повторно.
  
  2. Премия 'Старт' - "Старт" является всероссийской премией, вручаемой писателям за лучшую дебютную книгу, написанную на русском языке. Премия не может быть вручена повторно.
  
  3. Премия им. Ивана Ефремова - Премией им. И. А. Ефремова отмечается выдающаяся редакторская, организаторская и просветительская работа в области фантастики. Премия не может быть вручена повторно.
  
  4. Премия им. Виталия Бугрова - Мемориальной премией им. В. И. Бугрова отмечается выдающаяся редакторская, библиографическая, литературоведческая, критическая и составительская работа в области фантастики. Премия не может быть вручена повторно.
  
  5. Орден 'Рыцарь фантастики' им. Игоря Халымбаджи - Орденом "Рыцарь фантастики" им. И. Г. Халымбаджи отмечается выдающийся вклад в развитие отечественного фэндома. Орден не может быть вручён повторно.
  
  Ввиду высокого статуса главной премии 'Аэлита' у нас сейчас возникли сомнения, что её следует присуждать каждый год - с такой скоростью высококлассные авторы, реально 'внёсшие большой вклад в развитие фантастической литературы на русском языке', увы, не вырастают. Поэтому есть мысли создать премию типа 'Книга года', которую можно было вручать авторам и повторно (напомню: все премии фестиваля пока - однократные). Здесь продумываем предложения к издательствам, потому что без них будет сложно выбирать претендентов на премию.
  
  - По какому принципу происходит отбор лауреатов фестиваля? Кто этим занимается?
  
  Определение лауреатов по существующим премиям происходит таким образом. По главной премии 'Аэлита' и по премии им. И.Ефремов оргкомитетом фестиваля "Аэлита" создаётся номинационный комитет из 15-25 компетентных человек, которые определяют круг претендентов (номинантов) на эти премии за текущий год. На премию 'Старт' - номинационный комитет поменьше - из 7-10 человек. Затем создаётся жюри, которое и выносит 'приговор'.
  
  По премии им. В.Бугрова оргкомитет фестиваля "Аэлита" и круг лиц, в своё время близких Виталию Ивановичу Бугрову, определяют состав претендентов на данную премию за текущий год (список не объявляется), из которого путём обсуждения выбирается лауреат. Сходным образом происходит награждение и орденом 'Рыцарь фантастики' - решает оргкомитет.
  
  - Не могли бы вы сказать пару слов о каждом из лауреатов фестиваля этого года?
  
  Мария Семёнова: Увы, я не любитель фэнтези, как уже сказал. Но это достойнейший автор (я смотрел тексты). Очень милый, интеллигентный в общении человек. Я рад, что она была гостем нашего фестиваля. Если будет возможность, буду очень рад, если Мария Васильевна посетит Екатеринбург снова.
  
  Лора Андронова: Увы, это тоже автор 'фэнтезийного' толка (просто я не читаю такого рода литературу кроме как на конкурсах, ну ничего не могу с собой поделать). Но Лора тоже очень приятный в общении человек. Кстати, то, что она и Мария Семёнова (авторы-фэнтезисты) стали обладателями главных нынешних литературных премий 'Аэлиты' доказывает объективность организаторов 'Аэлиты': если бы мы хотели, то могли бы вы'тянуть' то, что нравится именно нам.
  
  - Во время фестиваля проводился показ фильма "Наши на Луне". Это означает, что Аэлита становится не только литературным, но и кинематографическим фестивалем?
  
  Есть такая мысль - я тоже уже говорил выше. В этом начинании в первом приближении есть поддержка (на уровне 'протокола о намерениях') от одного серьёзного местного медиа-холдинга. Будем вести переговоры, обсуждать эту тему. Правда, получится ли - вопрос. Наберётся ли нужное число фантастических фильмов, чтобы организовывать каждый год нечто типа 'кинофестиваля фантастики' - не уверен. Но можно проводить такое мероприятия и раз в 2 или 3 года. Это был бы колоссальный медиа-повод и тут власти города, безусловно, оказали бы серьёзную поддержку. В общем, я попытаюсь этим вопросом заняться. Идея совершенно сумасшедшая - мне тут уже так и сказали.
  Но мне когда-то и говорили также: мужик, ни черта у тебя не выйдет с Шекли. В общем, посмотрим!
  И - да здравствует фантастика, литература мечты!

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"