|
|
||
Алексей Дербенко
ИЗБРАННОЕ 1994-2002
Фрагменты из толстой тетради (записные книжки)
* * *
В юности все мечтают о большой любви. Потом, со временем, понимая, что большой уже не получится, рады хотя бы и маленькой, неприхотливой. Но в сердце остается незаполняемая пустота.
* * *
Человек, часто говорящий сам с собой. Понимает однажды, что многие мысли, предложения, фразы записывать необязательно, потому что доставляет определенное приятство (вернее, это уже входит в привычку) - говорить, повторять что-то наподобие псалма.
* * *
Человек, считающий самой большой бедой понос. Поэтому питается всегда правильно.
* * *
Похоже, мышление для того и дано человеку, чтобы он понял в конце концов его бесполезность.
* * *
Прочищающий мозги вопль будильника.
* * *
Неспособность высших сил что-то изменить на Земле: они имеют дело только с душами (недостаточно).
* * *
Сон. Ходит кто-то огромный и закрывает собой городские фонари.
* * *
Только поспишь несколько часов, и от тебя уже несет мертвечиной.
* * *
- Ты старался?
- А как же. Постарался изо всех сил. Сделал как можно хуже.
* * *
Во всяком сочувствии столько лживости. Но ничего иного не дано: либо рыдать, либо молчать.
* * *
Именно от тех, кого мы любим, и проистекает наибольшая для нас опасность.
* * *
Когда на Земле еще не было человека и животных, бушевали ураганы, землетрясения, наводнения. Но в наказание кому они свирепствовали? Или Господь тренировался?
* * *
Избыток любви - покусывание партнера...
* * *
Ничто так не радует человека, как гадкая мысль о другом человеке.
* * *
НА ПРОГУЛКЕ
Вот как-то Перламутров шел-шел да увидел табличку с надписью: "Стой! Напряжение". Перламутров остановился, и действительно ощутил напряжение.
* * *
Встречающий новый день в полночь живет как бы с опережением остальных людей на день. Для них новый день наступит утром, а для него новый день уже наступил.
* * *
Кот сказал мне во сне: "Если бы ты был кусок мяса, я б тебя сожрал".
* * *
Чем меньше памятных дат, тем спокойней жить.
* * *
Ветер всегда нам под руку, всегда друг и помощник, всегда опора в нашей судьбе. Когда он в лицо - стремишься скорее вперед, чтобы добраться до укрытия. Когда в спину - подгоняет и несет к цели.
* * *
А: "Жизнь прекрасна". Б: "Жизнь дерьмо".
И тот, и другой в конце концов кое-чего не замечают.
* * *
Разум человека: солнечные разноцветные искры на снегу. Поразительно, но бессмысленно - всего лишь игра бликов. Отсюда чувство божественного как выражение абсурда от встречи с тем моментом, когда солнце заходит и блики исчезают.
* * *
"...и крепко-накрепко засела в голове мелодия, случайно услышанная по радио, будто это музыкальная шифровка смысла жизни..."
* * *
Почему время лечит? Потому что времени все равно.
* * *
11.7.97. По горизонту светло, а над нами нависла серая тучища и льет, льет прямой дождь, как будто говоря: "Нет, постой, приятель, пока не выложусь, не уйду".
А нам-то что, у нас крыша.
(На следующий день).
Ужас, сколько воды сегодня пролилось! Вечером так сверкало-громыхало, так поливало, что вчерашний дневной дождик показался моросью и ничем.
* * *
Какой отец не понимает в конце концов фатальную отдаленность от себя своих детей?
* * *
Природа, в любое время года и суток: никаких вопросов, только ответ.
* * *
Некто, утверждающий, что все в этом мире - "пустяки или мелочи жизни". Но жизнь-то и состоит из мелочей. То есть такое признание равноценно указанию на собственную мелкость.
* * *
Наша цивилизация - это видимость наличия культуры с оскалом первобытных зубов.
* * *
Эта глупость и эта ослиная уверенность в собственной правоте не вызывают желания даже посочувствовать.
* * *
Лучшие шумы - ночные, возникающие в тиши, или далеко от мира. С нежностью вспоминаю те дни на даче, когда я, позабыв зонт, сидел там, арестованный дождем, или стоял вечером у двери, впитывая душу Вселенной. Или еще: раннее пробуждение после ночевки в поле. Полная глушь, и только очень далеко - лай деревенской собачки, ласкающий, согревающий сердце (до чего иногда доводит одиночество!)
Для сравнения: город. Своры голодных, ожесточенных собак, с дикой брехней проносящиеся мимо твоего дома часа эдак в три ночи, раздирающие в клочья одну из себе подобных, которая вопиёт от дикой боли (утром нельзя найти даже косточек). Или голосящие пьяные олухи, проблевавшие и просравшие всю свою жизнь...
* * *
Приглядись внимательно: под этим чудовищным небом любая, самая незначительная деталь таит в себе ошеломительный смысл.
* * *
Сегодня неплохой денек, и я себя недооценил. Но таким образом компенсируются жалкие дни, когда я себя переоценивал. Так что равновесие соблюдается.
* * *
Просидел всю ночь, глядя на блистающие в свете фонарей потоки паводковых вод, стекающих в набухшую больную реку.
* * *
У матери на подоконнике стоит сорт томатов: "Взрыв США". Вот что греет душу националиста.
* * *
Разочарования. Брызги из-под ботинок, они сами хотят отпрыгнуть куда подальше. Они сами сторонятся тебя, и глупо собирать их, скапливать и тащить, тащить за собой до могилы.
Некоторые, правда, прилипают к обуви и штанам, въедаются намертво, так что не отскоблишь. Лужа - канула в лету, а пятно сверкает, как новенькое...
* * *
Во снах всё страшно чужое.
* * *
Природа: величайший, неоцененный лекарь, причем совершенно ненавязчивый. Нужно лишь захотеть ее помощи - и она молчаливо, гордо и самозабвенно предложит свои услуги. Они способна дать тебе ровно столько удовольствия, сколько твое сердце способно у нее взять.
* * *
Нечего пялиться на молнии - не ты их пускаешь, не тебе их отводить.
* * *
Самые скучные люди - те, у которых всё безупречно.
* * *
Где-то впереди у каждого из нас бродят три вещи: наша любовь, наш успех, наша гибель. Остальное крутится подле и мешает сосредоточиться на главном.
* * *
Из услышанного по радио: "Я слишком люблю природу и искусство, чтобы влюбляться еще в каких-то там женщин..." Правда: эти женщины ныне сами заставляют деградировать мужчин. Глупо идти у них на поводу - наоборот, вести их.
* * *
Свойственная некоторым людям неглубокость, любовь к гулянкам и кутежам (в чем они не виноваты) часто объясняется переизбытком здоровья (=недостаток страданий, переживаний).
* * *
Что ты делаешь, когда всё против тебя, когда ничего не понимаешь? Молчишь и ищешь выхода к СВОЕМУ свету. А он существует, и нельзя его не найти, ибо ты каждый день входишь в контакт с ним.
НЕМНОГО ОДИНОЧЕСТВА - И ТЫ УЖЕ НЕ ОДИН! Рядом свет.
* * *
Человек, называющий всех своих знакомых, даже тех, с кем от силы раза два встречался, друзьями. Потом, в случае конфликта, вскользь бросает: "Ну надо же, а я считал его своим другом".
* * *
Загородная лыжная прогулка. Рот, пересохший от жажды. Снег, сладкий, как мед...
* * *
Некоторые мелкие неприятности приносят ощутимую пользу: они отвлекают от более крупных и, сталкиваясь, переплетаясь, рождают нечто вроде безразличия ко всем невзгодам вообще.
* * *
На презентациях полно всякой шушеры. Племя стяжателей. Соблазнительная грязь...
* * *
Когда человека не понимают, легко прислушиваются к любой гадости, сказанной про него, и в дальнейшем относятся к нему как к тому образу, который от бесстыдной болтовни негодяев выписался в воображении.
* * *
Вот ведь какая штука: когда человек любил кого-нибудь, и не знает при этом, любили ли его - это все равно ему на пользу. Например, я точно знаю, что любил. Теперь я знаю, что ко мне были безразличны, да и сам я не спешил раскрывать весь веер своих эмоций - тому виной новизна и боязнь потери самого этого чувства. Но даже сама мысль - Я ЛЮБИЛ! - теперь греет душу, и знаю, что через десять, двадцать лет я смогу сказать кому-нибудь: а ты знаешь, я ведь тоже любил, по-настоящему, взаправду, понимаешь?
* * *
Когда причиной является могучая неизвестность, не трудно сделать вывод о ее неземном происхождении.
* * *
Разновидность отеческой и материнской любви: любить, чтобы ставить это в укор...
* * *
Нас любили так сильно, что мы никогда не сумеем полюбить кого-то так же.
* * *
Общественное место: никто не любит, но все ищут.
* * *
Мы властны как угодно трепыхать свое сознание.
* * *
Бывает так: повторяешь, пародируешь кого-то, делаешь это так неумело, и однажды открываешь, что изобрел свой стиль.
* * *
- Это ведь как цветы, знаете? Стоят, ну и пускай стоят себе...
* * *
Любят не праздники, а дни, им предшествующие.
* * *
Очень часто сила и смелость - обыкновенное безволие.
* * *
Старик, все свои речи заканчивающий фразой: "Ладно, когда-нибудь вы поймете, что я был прав, но будет поздно!"
* * *
Ночами он почти не спал. Кругом чудились голоса, голова никак не могла удобно уместиться на подушке, ноги запутывались в складках одеяла, а в окно раз за разом заглядывали дурные кошки. Возможно, именно все это и было сном, сном про то, что он не может заснуть. Неудивительно, что он вскоре спятил.
* * *
Если говорить много, всегда в конце концов ляпнешь лишнее.
* * *
Священники спасают мир, убегая от него в церковь. Возможно ли вообще спасение вне мира?
Мне кажется, каждый в этом мире выбирает для себя свой личный порог боли, допустимый для терпения. Нельзя сказать, что физические страдания сильнее душевных. Но, все же, каждый выбирает для себя свой собственный вид мук - таких, чтоб не давали успокоения (которое для большинства - прямой путь к депрессии, деградации), и чтобы одновременно не уничтожали нутро целиком. Просто одни предпочитают избивать и быть битыми, другие - упрекать других и грызть собственную совесть.
* * *
Смакование собственных грехов - любимое занятие современного человечества. Плюс неугасимая любовь к деньгам.
* * *
Человек, ругающий себя, всегда смешон, даже в трагедии.
Как будто оскорбление имеет смысл быть нанесенным только со стороны.
* * *
Современность не стоит того, чтобы ей навязываться.
* * *
Человек кричит от боли. Он просит прощения у тела за то, что не сумел уберечь его.
* * *
Философ, громко чавкающий мясом и облизывающий языком стекающий жир.
* * *
Человек, будто специально умеревший для того, чтобы его именем что-то назвали.
* * *
Облака: часовые неба.
* * *
Сон. Люди вошли в троллейбус. Водитель объявил, чтобы закомпостировали талоны. И тут началась жестокая сутолока: все рвались закомпостировать талоны, лезли друг другу на головы и громко кричали. Ничто уже не могло остановить начавшийся бедлам.
* * *
Во всех известных сказках люди боятся наступления вечной ночи. Как будто вечный день готовит им нечто иное... На деле же и там, и тут - смерть.
* * *
Люди всегда стесняются того, благодаря чему появляются на свет.
* * *
Ели сговорились и попадали на головы всем этим лесорубам.
* * *
- И тут, после долгих блужданий по туннелю, он увидел свет...
- Что, нашел выход из тупика?
- Нет, ослеп.
* * *
Исключение тоже неотъемлемая часть правила.
* * *
Человек: от одного к другому с желчью и чушью.
* * *
Некто, считающий, что после заката солнца любой смех становится неуместен.
* * *
Отсутствие улик только усиливает подозрение.
* * *
Кошка одним своим присутствием как бы заявляет, что заслуживает большего; собака рада и кивку.
* * *
Своя квартира все стерпит.
* * *
Любовь к иллюзии - вот тот инстинкт, по которому в любом даже самом паршивом человеке угадывается человек.
* * *
Как трудно человеку хотя бы раз в жизни не захотеть кого-нибудь убить.
* * *
Проснулся утром - осмотрись: уж не умер ли ты.
* * *
Людям всегда, волей-неволей, приходится доказывать, что твои намерения серьезны.
* * *
Если бы мертвецы знали, что такое жизнь, они бы, возможно, покончили с собой.
* * *
Клуб любителей хлебопечения "Бублик". Цель клуба: "Насыщение граждан". Девизы клуба: "Хлебопекарня - ударный фронт", "Уважаемая публика, заходи отведать бублика", "Хлеб печной - наш отец родной, булка печная - наша мамка дорогая".
* * *
Сидел в библиотеке, ожидая товарища. Давил паспортом мух.
* * *
- Он мне сказал: "Без комментариев". Но ведь это комментарий, и еще какой! Это даже, в каком-то смысле, больше, чем выругаться.
* * *
Одному математику предложили придумать названия для новых городов. Он предложил - цифры ("Город Љ 62". "Город Љ 3735" и т. д.). "Никогда не будет нужно переименовывать", - пояснил он.
* * *
Мой изумленный рот не закрывался.
* * *
Надпись в холле одного из ПТУ:
"Основа счастья молодежи - залог успешного труда!"
* * *
У меня иногда складывается такое впечатление, что все мухи безумны.
* * *
Кто такой писатель?
Писатель - это человек, который все знает, все понимает. Но сделать ничего не может.
Поэтому он пишет.
* * *
На всякого мудреца довольно проста'ты.
* * *
Телекомментатор:
- Костяк сборной по-прежнему составляет ее хребет.
* * *
- Я либо прав, либо не прав. А вы хотите говорить со мной о каких-то компромиссах!
* * *
Ни сна, ни отдыха измученной кишке...
* * *
Одно из моих излюбленных занятий - БЫСТРО ИДТИ КУДА-НИБУДЬ. Встречали ли вы людей, у которых "быстро идти куда-нибудь" может быть весомой частью жизненной философии? Я как раз такой человек. Трудно объяснить, что ж в этом хорошего. Особого удовольствия будто не получаешь. Да и необязательно совсем получать удовольствие, достаточно светлой головы и легкости походки. Приятно, когда дорога без колдобин. Еще приятнее идти вслед за уходящей дождевой тучей. Людей встречаешь, но редко: там, где ты ходишь, народу маловато, да и те норовят лишь махнуть рукой, слегка улыбнувшись. Ты понимаешь их: ты такой же.
Вы спросите: каков смысл? Отвечу вопросом: а почему вы думаете, что все должно иметь смысл? Спросите у мира - в чем его суть? Боюсь, ответ, вернее его отсутствие, вас разочарует. Есть такие занятия, которые чураются самой постановки вопроса о смысле.
Конечно, неубедительный довод. Но начните доказывать преимущество осмысленных действий (типа "пошел туда-то за тем-то"), и вы тут же увязнете в потоке общих слов, - всего того, чему учили вас всю вашу жизнь папа-мама, толпа чужих и знакомых людей. Они заучили эти слова до автоматизма и закладывают их в вас. В итоге годам к двадцати вы смертельно больны идеей безусловной осмысленности и в упор видеть не видите ласточек, с воплями проносящихся над вашими умными головами. Глядя на них, вы способны лишь предсказать дождь или ругануться, наступив, засмотревшись, случайно в лужу. А ведь они кричат вам, кричат совсем о другом... Напрасно. Не по адресу.
* * *
- А что до мелких разочарований... Вы знаете, для того мы и живем, чтоб в чем-то мелком разочаровываться, чему-то большому - радоваться.
* * *
От Парижа до Камчатки
С дыркой - лучшие перчатки.
* * *
Чем меньше у агрегата функций, тем надежней он работает.
* * *
Иногда стоит выпить бутылочку пива, и по-новому взглянуть на жизнь.
* * *
Объединение экономистов "Молодые деформаторы".
* * *
Желание распоряжаться чужими жизнями - всегда признак дурного нрава.
* * *
- Я пришел сегодня к вам в поликлинику с каламбуром.
- Надо же, а раньше всегда приходил с калом черным.
* * *
Помарка у Ремарка.
* * *
Дурдом выпускает в нормальную жизнь давнюю больную. На стене плакатик:
"Катя, Катя, в добрый путь!
Если что - не обессудь".
* * *
Великий, могучий...
Как Кастро, живучий.
* * *
В холодильнике было пусто. Впрочем, не совсем: в самом низу, в углу, стояла кастрюлька. В ней плавали былые щи.
Вот то, за что мы, дети, никогда не любим свою маму. В холодильнике у мамы щи всегда свежие. Под тонкой корочкой жира скрывается материнский долг, который нам, детям, никогда не понять и не оценить. Когда же в холодильнике десяток яиц, пачка пельменей и былые щи, это говорит о том, что мы выросли. И больше нам никто не должен.
Но вот щей хотелось бы все-таки свежих...
* * *
Поле русское, простое,
Деревенское, святое.
* * *
...Ибо вижу сонмище грехов, нависших над челом сиим.
* * *
У кого кишечник слабый -
Не ложись в постелю с бабой.
* * *
Если хочешь быть здоров, не лечись у докторов.
* * *
Бедная Лиза обрушилась с карниза.
* * *
Наша служба не опасна, не трудна,
Никому сейчас в помине не нужна.
* * *
Ведущий, во всех вопросах сущий.
* * *
Поколение 21 века: "Пепсисосы".
* * *
Чукотская народная мудрость: "Все хорошо, что хорошо вдвойне".
* * *
Имел бы крылья - летал бы! Как ворона.
* * *
...в контексте данной проблематики, следует довести все до логического опупения...
* * *
И тот, кто с пушкой по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет (и ни за что).
* * *
...и тут Н. сказал свое ветхое слово...
* * *
Плохой художник: "Мулеватель рисунков".
* * *
Само собой РЕЗЮМЕется.
* * *
Воображаемый урок химии.
- Что такое калий?
- Калий - это маленький кал. Кал ребенка.
Нечто стихотворное (местами - смехотворное)
* * *
ТИПА ВОЗНЕСЕНСКИЙ
База, торгует база,
Дешевая распродажа,
Оптом и в розницу,
В нал и безнал.
Вот кто-то родину,
Сморщась, продал.
* * *
Не клевещите на поэтов,
Поэтам лгать невмоготу.
Вопросы будут без ответов,
Коль у поэтов - кляп во рту.
* * *
Вот наступит лето,
Летом будет солнце,
Летом будет жарко,
Будут все гулять.
Птички защебечут,
Молнии захлещут,
Будем пить мы пиво,
Квасом запивать.
* * *
СЕРИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ, сочиненных от огорчения автором, когда он пытался ночью незаметно покинуть квартиру, но был засечен окружающими (своего рода маленькая месть). Как и полагается, мысль незаметно ушла вдаль от основной темы... Но стихи вполне можно использовать как плакаты на заставах.
1.
Не спит на границе солдат-часовой,
Врагу не оставит он пост боевой.
2.
Не спит часовой на посту боевом,
Куда б враг не сунулся - всюду облом.
3.
Напрасны лазутчиков подлые планы,
Ведь есть пистолет у солдата Ивана.
4.
Напрасно крадется во тьме подлый враг -
Стоит на границе маневренный танк!
5.
Не спит часовой, не смыкает он глаза,
Страну бережет от бандитской заразы.
6.
Куда бы ни сунулся подлый шпион -
Кругом его ждет на границе заслон.
7.
Не спит на границе солдат на посту,
Поймает шпиона - получит звезду.
8.
Нельзя сомневаться в бойце-конвоире:
Догонит бандита - замочит в сортире.
9.
Напрасно Америка доллары тратит:
На всех пограничников денег не хватит.
* * *
СКАЗАЛА ОБЕЗЬЯНА...
Сказала обезьяна:
- Полезнее банана
Не знаю ничего.
И не пашу я грядки,
Растут они в достатке
У дома моего.
Живу всю жизнь, не плачу,
И денег я не трачу,
Не нужны деньги мне.
Детей бананом кормим,
Пищеваренье в норме,
И счастливы вполне.
* * *
СЕРИЯ ЭПИТАФИЙ
1.
Пупыкин спит
Под камнем сим,
И хрен его,
Конечно, с ним.
2.
Не проходите мимо:
Тут Пупыкин
Прикрытый ветошью
И глиною лежит.
Он скрасил мир
Своею пьяной тыквой,
И удостоился
Сих похоронных плит.
3.
Здесь яма глубока,
И спит Пупыкин в ней.
Была жизнь нелегка,
И смерть пришла скорей.
4.
Под землею - скромный гробик,
Деревянный и простой.
Спит Пупыкин, алкоголик,
Под осинкою кривой.
5.
Была печаль, и были муки,
И много выпито вина...
Рубашка, галстук, обувь, брюки -
И в них завернут ты, Степаныч, дорогой.
6.
Вспорхнешь голубочком ты на небеси -
Себя не забудь, и за нас попроси.
7.
Небритый пьянчужка
Лежит под землею.
Его бы побрить
Да обратно зарыть.
Но времени нету
И нету желанья
В отбросах копаться,
Гнилье ворошить.
8.
Обитель тихая и мрачная,
Как жизнь твоя, Пупыкин, злачная.
Ведь разве много
Человеку надо?
Лежит Пупыкин,
И бутыль с ним рядом.
9.
Это не просто
Могилка, прохожий...
Видишь, на фото
Пьяная рожа?
Не было карточки
Лучше у нас.
Хочешь - свою
Нацепи хоть сейчас.
10.
Спи спокойно, ситный друг,
Удобряй собою луг.
11.
Этот скромный бугорок
Скрыл от нас Пупыкина,
От Пупыкина осталась
Только совесть чистая.
Не грустите, господа,
О его погибели,
Ведь на деле, вы его
Никогда не видели.
Будет славной жизнь иная
И любовь господняя...
И пускай на все века
Сгинет преисподняя.
12. P. S.
Будьте, граждане, умеренны
В излияниях своих,
И не будете потеряны
Для любимых и родных.
* * *
Одна бутылка с самогонкой
И две канистры с кислотой...
Мы победили в звездной гонке,
А нам лопочут про застой.
* * *
Вот янки сели на Луне
И прикрепили флаг свой мерзкий...
Когда бы были вы так дерзки,
Не натерпевшись мы в войне!
* * *
Был Мишка лысый молодец,
Он немцам всем второй отец.
Но вот в России почему-то
Его все ненавидят люто.
* * *
Мальчик Миша очень скромный,
Очень добрый и простой.
На обед он ест сардельки,
Заедая колбасой.
А его сестренка Маня
Удала и весела.
Всех обставила, умыла,
Вокруг пальца обвела.
* * *
Вышел как-то старый бард
Почесать свой бакенбард,
А балкон и накренился,
Прямо в землю провалился...
Не осталося от барда
Ни усов, ни бакенбарда.
* * *
Вышел из лесу хромой мужичок,
А на спине у него рюкзачок.
"Дедушка, дедушка, что в рюкзаке?"
- Череп, кишки, по ноге и руке.
Славной охота на лося была,
Только винтовка меня подвела:
Целился в ло'ся, попал в лесника...
Будет тошнить от похлебки слегка.
* * *
Крошка-сын к отцу пришел
И спросила кроха:
- Что такое самогон?
Почему мне ... плохо?!
* * *
ПАРОДИИ
Некто Катя Пупкова:
"ДОРОГ МНЕ ПРОСТОЙ НАВОЗ"
Дорог мне простой навоз,
Что лежит в сарае.
Пусть вонюч он, но зато
Почву удобряет.
Я копаться в нем люблю,
С ним вожусь я день-деньской.
Как засуну далеко
Руки прямо вглубь его!
...В нашем маленьком селе
Молодежи - пшик:
Пара бабок, пять коров
И один старик.
У меня есть также брат,
Звать - Евпатий Коловрат.
Он хитер и угловат,
Вечно пьет денатурат.
Вскормыш мачехи моей,
Брат меня не любит.
Говорит: "В деревне сей
Скот живет. Не люди".
Хочешь в город? Уезжай!
Там таких немало.
Курят, пьют, позорют край,
Ходют с кем попало.
Некто Иосиф Сбродский:
"ИНКРУСТАЦИЯ АЛЛЕГОРИИ"
Вышененазванная свирепость,
Разлучница грозная с бытием...
Какая чудовищная нелепость,
Вопящая утром в окне вороньем.
Полная жизни, кустарная лужа
Отблескивает заматерело.
И хаос, от слепоты простужен,
Блуждает чопорно-заиндевело.
Болотные духи, завидев небо,
В ночной тишине подымаются ввысь.
Их песни чисты. Их дыхание смело,
Несовместимо с запахом крыс.
Больное солнце слепит заочно,
Кустами скрывая восходы свои.
Сдавая лето зиме досрочно,
Оно в июль всю ярость палит.
Страдание летнего мегаполиса.
Унылые, жалкие, желеобразные люди!
Вам жизнь ни к чему! Ваша жизнь мельче кроличьей,
Когда вы такие, как слизни, ублюдочные.
* * *
ПОП И ЕГО СОБАКА
стихотворные стихи
У попа была собака -
Он ее любил.
Она пошла куды не надо -
Он ее забыл.
Появилась у попа
Новая собака.
Не собака, просто сука -
До того здоровая.
Все бы было хорошо,
Да начались дожди.
Сучку в будке залило,
Черт ее возьми.
Стала псина с той поры
Вредная весьма.
Только что-то не по ней -
Гавкает весь день.
Всех прохожих распугала,
Всех ввергает в шок.
У попа осталось мало
Добрых прихожан.
Приуныл бедняга поп,
Стал впадать в маразм.
Но на счастье, вдруг к нему
Приехал старый друг.
Друг был человек простой,
На решенья скорый.
Вышел в поле, взял ухват
И уничтожил гада.
Возвратился в дом к попу,
Говорит, мол: так-то.
Ты сними мне грех с души,
Для своей же пользы.
Поп его благодарил
До самого отъезда.
И счастливо очень жил
До двадцать второго съезда.
Стал наш поп опять
В унынию впадать,
Сильно горькую запил,
От себя всех отвратил.
Тот возьми и объявись
Первая собака.
Вот уж радости было'!
Не скажу, докуда.
И наладились дела,
И пошла молитва.
Ко всему тому еще
Церковь разрешили.
А с собачкой той живет
Поп наш и поныне.
Вот как стало все о-кей
Благодаря скотине.
(...)
Но история меж тем
Не кончается совсем.
Старый друг к попу приехал
Не на день, а насовсем.
И однажды, в разговоре,
Во хмельном угаре,
Поп наш выговорил что-то
Насчет своей твари.
Думая недолго,
Друг наш нож схватил,
Выскочил из хаты
И невинную собачку
Бытия лишил.
Поп, увидев это,
Вскорость протрезвел;
Поняв, чего лишился,
Истошно заревел.
Друг его ошибку понял,
Из села того убег,
Но его поймали вскоре
Пограничники-бойцы.
И судили его долго,
Получил он десять лет:
Пять из них - весьма условно,
Остальные - тоже, так...
Получается, робяты,
Гнусная картина.
Пострадала ни за грех
Честна'я скотина.
Что касается попа,
Мучился он долго.
Но, как будто, отошел
От дикого горя.
Успокоил его врач,
Сказал ему два слова.
"Ведь попала псинка в рай
Из-за тебя, хмельного".
И до самого конца
Поп был очень смирным.
Слова злого никогда
Не сказал он больше.
А однажды приблудился
У него в сенях щенок.
Поп наш будто вновь родился,
Жизни смысл обрел.
Щас ему уж лет за сто,
И собачка его с ним.
А его дружбан зимой
Пьяным в поле околел.
У попа и щас собака,
Любит он ее.
Стоит съесть ей кусок мяса,
Поп ей даст еще.
* * *
От Москвы до самых до окраин, от тайги до северных морей
Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей.
Это было, братцы. Ну а ныне все осталось также, только вот
Человек становится хозяин, а деньжата в банк швейцарский шлет.
* * *
Встану рано поутру, окна потные протру,
Заиграю во дуду, искупаюся в пруду,
В сад за яблоком схожу, рыбу в речке поужу,
Выйду в поле, выйду в лес -
ВСЕ Ж МОЕ, КУДЫ НИ ГЛЯНЬ!
* * *
Один поэт-алкоголик пришел как-то к своим знакомым художникам и сказал:
- Вы - художники на славу,
Я - поэт, хоть и картавый.
Вам нужна одна палитра.
Ну а мне - моя пол-литра!!!
Художники посовещались и ответили:
- Позаброшена палитра.
Доставай сюда пол-литра!
По субботам мы не пишем.
Доставай пол-литра, слышишь?
Будем тоже водку пить
И стихов производить,
Будем вместе водки жрать,
И стихи на свет рожать.
* * *
МОЙ ВКЛАД В ГАВРИЛИАДУ
Служил Гаврила в пароходстве,
Гаврила катер свой любил,
И как-то в пьяном сумасбродстве
На мель свой танкер посадил.
Служил Гаврила в Эрмитаже,
Гаврила живопись ценил,
Он вынес все из Эрмитажа,
Вахтершу тоже прихватил.
Служил Гаврила водоносом,
Гаврила дело свое знал,
И красный пионерский нос свой
В ведро все время окунал.
Служил Гаврила хлебопеком,
Он сильно пончики любил,
И боком-боком, ненароком
Домой их бодро уносил.
Служил Гаврила полицейским,
Гаврила в деле ведал толк,
И не один бандит злодейский
При нем мотал "условный" срок...
Служил Гаврил в мануфактуре,
Он деревяшки не любил,
Он днем точил их на бандуре,
А ночью фабрику поджег!
Гаврила бизнесом занялся,
Он стал ведущий бизнесмен.
И лишь когда проворовался,
То понял: сильно залетел.
Любил детей Гаврила очень,
Он в детский садик их водил,
Потом встречал, а поздно ночью
Побил и матом обругал.
Служил Гаврила санитаром,
Он перевязки обожал.
Одну такую перевязку
Он слишком туго завязал...
Служил Гаврил в лесном хозяйстве,
Он слушал птиц, зверей кормил,
И многих по причине пьянства
В землицу он захоронил.
Служил Гаврила в продуктовом,
Гаврила грузчиком служил,
За хищный нрав и вороватость
Он бит неоднократно был.
* * *
Я повсюду и везде:
Я и в небе, и в воде,
Я и в поле, и в лесу
Свою миссию несу.
Неопубликованные рассказы
* * *
ИСТОРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА
Знаменитый английский писатель сэр Уолтер Скотт, как известно, был не прочь выпить. И не просто выпить, а довести себя до чрезвычайно популярного в определенной среде состояния, находящегося в одной плоскости с его фамилией. Фамилия - она обязывает. Если у тебя фамилия Скотт, жизнь твоя предопределена. Конечно, ты можешь еще поизворачиваться, повыпендриваться, но привычки прадедов рано или поздно заставят тебя капитулировать. В один прекрасный день ты все же налижешься, как твой глубокий предок Скотт. И все, кто тебя увидят, будут показывать пальцем, озабоченно похихикивая: "Как не пыжился, а так-таки налакался, точь-в-точь как его глубокий предок Скотт".
Но не стоит отвлекаться. Итак, известный английский писатель, по обыкновению пьяный, притащился в гости к Уильяму Шекспиру, другому известному писателю. Очень долго они не могли понять и оценить друг друга, так как Шекспир был тоже пьяный, а Скотт ... стыдно даже сказать, каким он был.
Опустим мелкие подробности их веселой пирушки (читайте в мемуарах их соседей), нас интересует главное. Когда дело подошло к рассвету, два гения обменялись сюжетами. Шекспир одолжил Скотту свою давнюю юношескую задумку - "Айвенго", а Скотт передал Шекспиру план "Короля Лира", до написания которого никак не доходили пьяные руки.
Так мировая культура обогатилась двумя чудными шедеврами.
* * *
МАТРЁНА
Путник устал, он брел второй день. Есть хотелось - страсть как. Два дня дороги, и сплошное поле кругом - должен же быть поблизости хоть кто.
Уже стало темнеть. И вот, наконец - в дымке забрезжил источник света. Путник ускорил ход. Через полчаса он уже стоял у калитки и громко стучал по забору.
Изнутри он услышал голос, удививший его своей мощью: "Заходи, открыто". Дважды повторять не пришлось. В горничной его встретила женщина. Она была необыкновенно велика.
"Как зовут тебя, поздний гость?" - прогремел голос. "Авессалом Скупидомович Вброд", - кратко промямлил путник. "А меня зовут Матрёна, - она растягивала букву "ё", - слышишь, ты, - Матрё-ё-ёна!! Я очень большая и сильная женщина". "Я вижу", - колдыбнул неубедительно Вброд. "Не перебивай меня, Вброд, - строго отчеканила Матрёна, - а то я тебя удушу". Путник молчал. Он уже жалел о встрече с Матрёной.
"Я Матрёна и питаюсь поздними путниками", - спокойно продолжила она. Вброд приоткрыл рот, но язык его безвольно усох.
"Я все равно удушу тебя, ты мой", - сказала Матрёна. Последнее, что видел путник в этой жизни - огромный белый надвигающийся на него передник.
* * *
КАК У ТРЕПЛО-ТРЕПЛОВСКОГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
Трепло-Трепловский родился и умер. Опять родился, и опять умер. Вновь родился и снова умер. Потом родился в четвертый раз и тут же умер. Он переждал малость и в очередной раз родился, но - умер. Он попытался еще раз родиться, но умер быстрее, чем в предыдущий раз. Он сконцентрировался и родился в седьмой раз, прожил недолго, секунд пять и, разумеется, тут же умер. "Ага, концентрация кое-что дает!" - решил он, и вновь испытал судьбу. Но просчитался: немедленно умер. И опять родился, и опять умер. Глубоко вздохнул и родился - эффект тот же. Перекрестился и родился, однако ж, увы, мгновенно умер. Он решился на последнюю попытку, и умер точно таким же образом, как до того.
Рано ли, поздно, он устал рождаться. Так вымотался, что прекратил все попытки. Не выходит же! Так Трепло-Трепловский и не родился. А если бы и родился, то все равно бы, как миленький, тотчас же бы и умер. И всякая его попытка родиться заканчивалась бы плачевно. Поэтому Трепло-Трепловского в природе так никогда и не будет. Он не возникнет, а если и возникнет, то совсем на короткое время, потому что непременно умрет. Все его рождения завершатся умиранием. И, едва родившись, он моментально умрет - хоть сейчас, хоть через сто лет.
Нельзя не вообразить себе, как это скверно.
* * *
СОПЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Жил на земле сопливый человек. Мы не знаем, когда он им стал, и какой вообще была его жизнь раньше. Мы застали его в тот момент, когда он уже был сопливым. Как вы уже поняли, этого человека мучили сопли. Он буквально не мог говорить, так как стоило ему сказать два-три слова, подступившие за эти секунды сопли забивали ему нос, так что ничего нельзя было разобрать. Поэтому он после двух-трех сказанных слов высмаркивался, и говорил дальше, и снова облегчался, и опять говорил, и т. д. до тех пор, пока ему не удавалось наконец сказать все задуманное. Он был просто ходячий насморк. Просто ходячая мануфактура по производству слизи. Жутко, чудовищно, и, главное - чертовски неудобно, уж мы не упоминаем про тех людей, с которыми ему приходилось общаться. Когда он ехал в троллейбусе, то брал с собой ведерко, в которое периодически облегчался. Зато вокруг него никого обычно не стояло, так что создавался некоторый комфорт. Представьте себе: вы сели в троллейбус, и вдруг слышите: кто-то сморкается. И еще раз. И еще. И много десятков раз, пока вы наконец не выходите на своей остановке, а он продолжает себе сморкаться, и вы слышите его сморкания, уже выйдя на улицу, после того, как двери закрылись, потому как сморкается он исключительно громко (соплей-то много). Вы, разумеется, со всех нос пришпориваете с этой остановки, и до конца дня у вас звенит в ушах от его сморканий. Иногда, правда, к нему подходили и спрашивали: "Куда вы едете?" Он отвечал на это: "В больницу", - и тут же опять высмаркивался. У него спрашивали также: "Вы что, болеете?" - а он на это: "А вы не видите?" - и тут же вновь сморкается. Другой раз ему говорят: "Перестаньте немедленно сморкаться! Не пугайте наших маленьких детей!" - а он: "Заткните им уши", - и в очередной раз сморкается. Ну просто невыносимый человек. И ничего ему не помогало. А если он ложился спать, то делал следующее: к ноздрям прикручивал скотчем трубочки, и ставил около кровати ванну, а когда спал, то дышал только ртом. И на утро ванна было переполнена соплями, так что он с трудом ее поднимал (не вынимая из носа трубочек, так как продолжал выделять сопли) и сливал в туалет. Эта операция длилась обычно более получаса, потому что пока он сливал ночные сопли, скапливались новые, утренние. Носовыми платками он перестал пользоваться давно, ведь на платки уходила вся его зарплата. А где он работал, никто не знал, и мы не знаем, но он все-таки работал, причем зарабатывал неплохо, потому как одет был прилично. Но на машину скопить никак не мог, да и не мог он ее водить, потому что не было возможности: руки использовались им для высмаркивания, а трубочки с тазиком он приклеивал к носу только дома, чтобы не слишком позориться с ними на улице. Иногда он даже плохо слышал, потому что сопли забивали ему уши. Поэтому и друзей у него было мало. Вообразите, вы подходите к нему и что-то говорите, а он вместо ответа высмаркивается в ведерко и смотрит в другую сторону, будто вовсе вас не слышит. Вот вы обиделись и ушли, а он вас и впрямь не слыхал. В рестораны он разумеется не ходил, ел только дома и только легкую пищу, которая быстро просачивалась в его желудок, для того, чтобы после каждого глотка высморкаться. У него был такой случай: пришел он домой уставший, сел на диван пить чай и уснул. От того, что наработался. А когда проснулся, обнаружил, что весь диван в соплях. Пришлось выкинуть диван, потому что он был весь липкий и сильно пропорченный, а слизь из его носа просочилась даже к соседям на 3-й этаж. Они-то его и разбудили, пришли звонить, чтоб узнать, чего он там разлил такого, что у них с полотка капель. Скандал был страшный. С тех пор он стал гораздо аккуратнее.
Этот человек живет и ныне по тому же адресу. Я давно про него не слышал: быть может, он уже вылечился? Или нет? Не знаю. Если узнаете, не забудьте рассказать, мне тоже любопытно.
* * *
ОДИН ИЗ МИРОВ
Этот Мир был населен, в основном, двумя категориями людей. Самой многочисленной и почитаемой была категория Творцов. 95 % населения Мира были Творцами - художниками, поэтами, музыкантами, артистами. И лишь небольшая группка отщепенцев, ведущих полуподпольное, убогое существование, носила название "Торгаши". Торгаши обладали огромными скопищами так называемых "денег", или "богатств" - никому, собственно, для жизни не нужных.
Немногие Торгаши остались верны своим богатствам: почти все они перешли в разряд Творцов, более многочисленный и уважаемый. Да и среди оставшихся наблюдался разброд - нет-нет, возьмет да и напишет Торгаш рассказ или гравюру. Были, правда, одиночки, сторонники "чистой коммерции", фанатично преданные делу аккумуляции сокровищ. Они жили впроголодь и походили на безумцев.
Творцы пользовались всеобщим уважением и почетом. Перед ними преклонялись, они были хозяевами Мира. Никто не жил так самодостаточно и счастливо, как они. Самым поразительным их свойством была естественность, с которой они плодились и с которой плодили свои произведения искусства.
Иногда после смерти одного из Торгашей его начинали вдруг прославлять и возносить. Такая аномалия длилась недолго, повторялась по юбилеям и была обусловлена природной щедростью, милосердием Творцов. Некоторые из Торгашей считались "материальными пастырями" (об этом, правда, все узнавали только после их смерти). И вообще, на первый взгляд обе группы составляли целое, т. е. деления на господ и рабов, имущих и неимущих не существовало.
Особо выдающимся Торгашам ставили памятники, называли их именами улицы, открывали музеи (как правило, в подвалах). Музеи эти никто самовольно не посещал, но для отчетности каждый город имел несколько таких музеев, чтобы создавалось впечатление, что в городе имеется некоторая "торговая" жизнь, некоторые торгово-исторические достопримечательности. Творцы делали это, руководствуясь принципом: "Мир должен знать своих изгоев".
Так в этом Мире поддерживались гармония и благодать.
* * *
МАЛЕНЬКАЯ ТРАГЕДИЯ
Шел Клистиров по мостовой, шел-шел и споткнулся. Да как! Полетел носом как последний дурак. И самое обидное, что в час пик: на улице машины, столпотворение масс, куча знакомых. Полгорода видело его позорное, бессмысленное, ничем не объяснимое падение. Если бы хоть еще его кто-то толкнул, или бы он споткнулся о крючок или выступ. Ничего подобного.
"Дорога, ты - сволочь" - сказал про себя Клистиров, отряхнулся и, не поднимая глазниц, почесал скорее прочь.
Вот и всегда так в жизни.
* * *
Романтический сюжет.
Девушка и два парня. Один (условно) брюнет, другой блондин. Брюнет очень красив, находчив, смел, прекрасно танцует, девушка от него без ума. Блондин - с посредственной внешностью, добрый, скрытный, угловатый. Общается с девушкой, он ей даже симпатичен, но не более. Парни любят девушку; они выбирает брюнета. Но тот не способен добиться в жизни ничего путного. Блондин понимает это и предлагает ему финансовую поддержку. Тот соглашается. Девушка счастлива: у нее все есть, она не знает, откуда деньги у мужа. Всю жизнь хорошо зарабатывающий блондин содержит эту идиллическую пару. Все трое умирают счастливыми.
* * *
СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ ПРОСТЫХ ЭЛЕКТРОМОНТЕРОВ-1
Закурдаев праздновал день рожденья и пригласил к себе друзей. К нему не с пустыми руками пришли Борзов и Похудеев. Борзов принес бутылку водки, а Похудеев - тульский пряник. Закурдаев приготовил салат, суп и жаркое.
Прошел час. Все трое были сыты и довольны. Их желудки равномерно покачивались. В них плавали мясо, овощи, водка и куски пряника.
Тут раздался звонок в дверь. Оказалось, что приехал старший брат Закурдаева, который тоже работал электромонтером в далеком Атмосферинске. Борзов побежал за второй бутылкой водки.
Пока он бегал, трое оставшихся составили заговор. И когда Борзов вернулся с бутылкой, его ударили по голове и унесли на крышу.
Закурдаев-старший, Закурдаев-младший и Похудеев опустошили вторую бутыль.
И тут раздался звонок. Оказалось, что приехал отец Закурдаева, который тоже работал электромонтером в далеком государстве Кочкостане. Все четверо долго обнимались, а потом Похудеев побежал за третьей бутылкой водки.
Пока он бегал, родственники составили заговор. С Похудеевым они расправились, как с Борзовым. Но вскоре переругались между собой. После жаркой схватки уцелел лишь именинник.
Он вынес обмякшие тела своих родственников на крышу и свалил их в кучу к Борзову и Похудееву. Вернувшись домой, он выпил третью бутыль, поджег квартиру, помыл посуду, залил слегка соседей и уснул богатырским сном.
Ночью ударил сильный мороз, и четверо оглушенных замерзли. А Закурдаев-младший проснулся утречком и пошел себе на работу.
Лишь весной на крыше нашли обмерзшие, полуистлевшие тела четырех электромонтеров. Зима была с частыми оттепелями, что способствовало интенсивному разложению тел.
Но еще раньше, под Новый Год, династия Закурдаевых-электромонтеров бесславно завершилась: Закурдаев-младший заболел гриппом и быстро умер. И это несмотря на то, что активно лечился. Он выпил за неделю тридцать две с половиной бутылки водки. Врачи, проводя экспертизу, установили, что ему нужно было выпить тридцать семь бутылок, тогда бы он спасся.
Вот до каких высот продвинулась в наше время медицинская наука.
* * *
СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ ПРОСТЫХ ЭЛЕКТРОМОНТЕРОВ-2
Похудеев пришел к Закурдаеву. Тот сидел на кухне и нюхал пары от вермишели. Похудеев спросил его:
- А где Борзов?
- В комнате. Где ему еще быть? - Закурдаев был недоволен тем, что Похудеев помешал ему нюхать пары.
Похудеев прошел в комнату. В ней царил беспорядок. А посередине, прямо под лампочкой, лежал Борзов, и от него воняло.
Похудеев попялился на Борзова и вернулся на кухню со словами:
- Так от него же воняет!
- Конечно. И от него, и от тебя, и от меня. Все живущие источают вонь! Что в этом удивительного?
Похудеев хмыкнул и почесал небритую щеку. Он взял чайник, нацедил себе в кружку жестокой закурдаевской заварки и залил крутым кипятком. Отхлебнув дважды, он уставился в окно. Внезапно Закурдаев произнес:
- Да, ну и тупая же она...
- А? Кто? - очнулся Похудеев.
- Кошка моя, кошка! Она дуреет на глазах. Еще вчера она была умнее, чем сегодня. А сейчас она уже наверняка тупее, чем была утром.
Похудеев помолчал, отпил чаю, почесал локоть и спросил:
- А в чем это выражается?
- А вот в чем. Щас, бляха-муха, объясню.
Закурдаев отставил в сторону кастрюлю с вермишелью, вытер полотенцем лицо и приготовился говорить.
- Захожу сегодня в комнату и вижу: сидит моя кошка на Борзове, и справляет на нем ну'жды. Ты представляешь? - Закурдаев сплюнул на пол. - Я ей кричу: "Что ты дура делаешь? Ты что, не понимаешь, от него и так воняет?!" А она прыг с него и на диван. Свернулась клубком и хоть бы хны. - Закурдаев хохотнул. - И что ты думаешь я сделал?
- Что? - Похудеев замер от нетерпения.
- Я сварил из нее вермишель. Сейчас вот сижу и нюхаю. Хочешь понюхать, как пахнет кошачья вермишель?
Похудеев побледнел, его желудок мгновенно вывернулся, исторгнув из себя чай и обед, скушанный недавно в электромонтерской столовой.
Закурдаев ухмыльнулся и крикнул:
- Выходи, Борзов, чека сработала! Полюбуйся на этого хлюпика.
* * *
СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ ПРОСТЫХ ЭЛЕКТРОМОНТЕРОВ-3
Закурдаеву надоело работать электромонтером, и он решил уйти на пенсию. "А кто тебя пустит на пенсию, в сорок-то лет?" - сказал ему Похудеев. Но Закурдаев решил твердо. Он написал соответствующую бумагу. И, совершенно неожиданно для всех, его вопрос решился положительно. С понедельника Закурдаев уже сидел дома и пил чай с сухарями на пенсионные деньги.
Узнав о том, его знакомые электромонтеры тоже захотели на пенсию, и тоже подали заявления. И их освободили от должности. Вскоре в этом городе все электромонтеры вышли на пенсию, и некому было устранять неполадки. Всё вышло из строя, всё поломалось, всё пошло прахом. Цивилизация загнила. Общество вернулось на первобытную обезьянью ступень. Откуда ни возьмись, объявились мамонты и другие мастодонты, которые всех пожрали и всё попередавили. Луна упала на Землю, уничтожив органическую жизнь. Земля изменила свою орбиту, начала сталкиваться с другими планетами и Солнцем. Галактический порядок был нарушен.
Вот к чему приводит безалаберность.
* * *
ИБО МНЕ НЕХОРОШО!
Письмо Правительству России (орфография и грамматика подлинника)
Мои жалкии потуги посылаю я вам, ибо через сии потуги пишу я вам всегда это письмо, а потому как писать люблю, то пишу часто, и пишу я его вам в правительство с маленькой буквы, потому что когда писал сначала уважал, а когда я начал писать с маленькой, уже уважать перестал, а стало это после уже того, когда писать стал продолжение, ибо мне нехорошо стало, о чем я писал в начале, то есть вы должны быть в курсе, и больше повторять этого я вам много раз не буду, но в крайнем случае еще потом напомню пару раз вам об этом я вам спустя некоторое время попозже, так что потом не удивляйтесь, а то бывает потом некоторые товарищи невнимательные удивляются, как же это мол он не напомнил сначала об этом нам, а потом вдруг взял и повторил, так что этих нелепостей я стараюсь теперь избегать, по возможности, и обо всем таком предупреждаю заранее, так как научен горьким опытом непонимания со стороны некоторых граждан, и, в принципе, это у нас с вами будет такое краткое ознакомительное вступление, чтобы, как говорят англичане, понять, ху есть ху, и чтобы потом не было никаких взаимных упреков, обид и разноголосицы, как это раньше иногда со мной уже случалось, впрочем, не так часто, как вы можете подумать, но бывало такое нередко, так как пишу я часто и в разные инстанции, в чем вас не упрекаю, а говорю об этом мельком, ненароком, как вы заметили, не ущемляя вашего достоинства, и ваших замечательных родителей, которых еще потом обсудим, будьте уверены, это я вам точно говорю, но это не главное, как вы уже, наверное, поняли, а главное в том, что моя корова вчера отелилася, в подтверждение чего посылаю вам фотографию, чтобы вы там в Кремле выпили пару рюмков под Новый Год за здоровье моих поросят, а заодно стали бы ближе к простым крестьянам и их проблемам и невзгодам, теперь все.
С уважением, Потап Терентьич Антипов, село Внутри-Венное, Верхнеколымский район Магаданской области - с большим приветом, 32 ноября известного вам года, писано с трех до четырех часов пополудни.
* * *
КРАСНАЯ ПАШЕЧКА В ГОСТЯХ У БАБУШКИ
(по мотивам сказки Ш. Перро и пародии А. Иванова)
В тот самый миг, когда Пашечка вперлась в избушку к бабушке, последняя, еще не до конца оглохнув, услышала легкий шум и спросила своим блеющим голосом:
- Ты ли это, Красная Розочка, моя самая нелюбимая из всех моих правнучек?.. Не молчи, я знаю, что снова у тебя с собой те травленые пирожки, которыми ты чуть не уморила меня в прошлом году. Ха-ха-ха! Дурой ты была, дурой и останешься. Мало, слишком мало положила ты в них крысиного яду! Так мало, что твоя любимая бабушка только взблевнула на следующее утро. Да, как видишь, я жива, жива назло тебе, и не молчи, от ярости остолбенев!! Отвечай мне, с чем ты пожаловала ко мне на сей раз? Хотя нет, молчи, я и так знаю: ты пришла порыться в моих вонючих, не стираных много лет тряпках, в надежде найти завещание, и прочитать в нем строчку о передаче тебе по наследству моей избушки. Наивная дщерь!.. Не ройся, не ройся в моих ящиках! Говорю тебе, раз и навсегда: твое имя в завещании упомянуто столько же раз, сколько я упоминала в своей жизни ранее по отношению к тебе словосочетание "моя любимая кровиночка-дочечка!" То есть ни одного! Ха-ха-ха!
Не получив на все это ответа, бабуля тихонько взвизгнула (вот так вот: "уи, уи!") и продолжила:
- Или это ты, старый Волк, лютый дармоед и подхалим! Я знаю, что давно ты лазаешь по моей каморке! Чувствую твой вечный насморк, твое сопение, знаю, что роешься ты где-то поблизости. Когда в последний раз ты приносил мне цветы, пьяная сволочь? Я скажу тебе: никогда! А где ты в последний раз отзывался обо мне с нежностью и любовью? Отвечу тебе на это: нигде! Никогда и нигде, нигде и никогда! Но не думай, что я жалею об этом. Вылезай из-под моей кровати, ты найдешь только куриные потроха, оставленные мною там семнадцать с половиной лет назад. Эти потроха, они не нужны тебе, тебе нужны мои, да! Но получить ты их не сможешь, и ты знаешь это! Ведь последний зуб, которым ты пытался меня взъесть, я ловко вырвала у тебя из пасти, и было это позапрошлой весной, если мне еще не отшибло то, чем я до сих пор пользуюсь... Смотри: вот он, я все держу его зажатым в своей пожелтевшей от времени руке! Ха-ха!
Бабушка на секунду разжала припухший кулачок и повела им по сторонам, а потом резко сдавила его и стала тыкать им туда-сюда, как фехтовальной шпагой.
Наступило вновь краткое молчание, бабуля привстала с простыней и окинула полуслепым взглядом комнату. Хотя назвать это комнатой было трудно, давно уже обиталище бабушки превратилась в свалку и проходной двор, ведь бабушка уже много лет как не вставала, не убиралась, питаясь всем, что ни попадя, то есть исключительно тем, что было под рукой, еще чаще - тем, что под ногой. Иногда вот и гости с посылками заскакивали. Бабушка не отказывалась ни от чего, жадно все поедала, включая самую убойную отраву. Рассчитанная на слонов и китов-касаток, на бабушкин организм она действовала странно, вызывая у нее лишь слабую рвоту, которую она собирала, сложив руки чашечкой, и тотчас выпивала снова.
К тому же, она плохо видела, слышала, помнила и соображала, у нее даже нарушена была координация. Вот и сейчас: все, что оно различала, было - пара смутных пятен в углу и одно большое плоское пятно в центре. Она немного испугалась, но виду не подала. Вернее, подала, но вид ее при этом не изменился.
- Господи, да кого ж это принесло! Уж не тебя ли, старый грешник, прелюбодей Гаммарус Второй? Нет, мерзкий лесник, ты умер еще, когда была молодой я. Уже тогда ты поизносился так, что, будучи одного возраста со мной, был на последнем издыхании. Много крови попил ты в моей молодости, да! Не было ни одной девки в деревне, с которой я не заставала бы тебя... Однажды, пьяный, ты пришел ко мне, стал обниматься и задирать мне юбку, бормоча: "Карла, моя дорогая Карла! Ну, давай, в последний раз, пока эта дура Гретхен еще ничего не заподозрила!" Помнится, я стерпела это. Но когда ты пролепетал: "Узнаю, узнаю мои драгоценные округлости", я отшвырнула тебя. Ты влип в стенку, с тех пор я живу одна... Я знаю, грешный дух твой все еще бродит где-то поблизости, вопрошая: "Гретхен, дорогая, ну за что, ну зачем ты так со мной? Ведь я, когда брал тебя женой, все же немного по-своему любил тебя... А теперь... Теперь ты одна. Одна! Тебе некому даже закрыть глаза и получить все твои пятнадцать тысяч франков наследства, из-за которых я и женился на тебе". Гретхен! Да... Грязный пройдоха, ты мог назвать меня Карлой (глупой, зубастой дояркой-потаскушкой), это я еще могла стерпеть от тебя. Но тот лепет про "округлости"... Нет, никогда бы я не простила себе, если бы стерпела это. Ведь у меня никогда, никогда не было и следа их!..
И с этими словами бабушка метнула зуб Волка куда-то в пространство. Он попал прямо в плакатик, повешенный здесь когда-то детьми из местной школы, активистами клуба борьбы с вредными привычками: "Капля никотина убивает лошадь. Следовательно, женщинам вредно курить".
В наступившей после тишине бабушка услышала чей-то храп, он раздавался все громче.
Это храпела Красная Пашечка, она же - Красная Розочка. Она пришла к бабушке с корзинкой еще более чем когда-либо травленых пирожков (сверху на них уже лежали, опрокинувшись навзничь, пара мух и три дохлых клопа). Но, переступив порог бабушкиного дома, Пашечка (или, как еще ее звали в детстве, щебетунья-Пташечка) заснула, моментально захрапев. Вот так и стояла она при входе, на одной ноге (другая была перебинтована и чуть приподнята, а костыли давно уже срослись с подмышками Пашечки), с корзинкой в одной руке и двумя цветками альпийской лилии в другой.
Бабушка еще не знала, она еще не была в курсе того, что ее Пашечка взяла моду в последнее время ни с того ни с сего засыпать и храпеть. Причем делала она это в самых неподобающих местах, как, например, в клозете. Про это есть другая сказочка, гораздо потешнее этой.
Ну что ж... Да, Пашечка была несчастлива в личной жизни, и это сказалось на ее здоровье. Она явно загибалась гораздо раньше, чем все другие бабушкины наследницы. Немного уж их оставалось.
Но здесь началась бы уже другая сказочка, гораздо грустнее этой.