Аннотация: Продолжение повести "Забавы Красного Солнышка". Дилогия вышла в свет под общим названием "Святой язычник" в издательстве "Вече" и рассказывает о крещении Древней Руси Святым Владимиром и о его любви к византийской принцессе Анне.
Заботы принцессы Анны
Забота первая
Визит
Кто из вас без греха,
пусть первым бросит в нее камень.
Иисус Христос
Не успела Анна расположиться в императорском дворце, как великий князь. Владимир, словно вихрь, ворвался в покои принцессы, сметая на своем пути прислугу, стражников и еще неубранную пыль. Да и кто мог его остановить? Корсунь или Херсонес, как называли его греки, сдался на милость победителя, а императоры Византии, выполняя волю Владимира, прислали к нему свою единственную сестру.
- Ах! - только и смогла воскликнуть Анна, оказавшись в объятиях великого князя. Владимир страстно прильнул к устам принцессы. Прислуга спешно покинула спальню. Впрочем, великий князь не замечал никого, кроме Анны.
- Как я по тебе кручинился!
- А я и не мечтала тебя встретить.
- Нас соединила Божья воля.
- Да, потому что каждый из нас исполнял свой долг.
- Ты не только прекрасна, но и умна, как богиня! - восхитился Владимир и снова заключил Анну в объятия.
Он взял Анну на руки и понес на ложе. Принцесса прижалась щекой к бороде князя и тихо молвила:
- Я очень тебя люблю, но давай подождем до свадьбы.
Владимир остановился посреди хором с Анной на руках и оторопело уставился на нее:
- Зачем?! Мы ведь уже были вместе!
- То был великий грех, - зарделась принцесса.
- Тебе было со мной плохо?
- С тобой я на вершине блаженства.
- Тогда почему это грех?
- Не знаю, - смутилась Анна, - но мне было стыдно, и я покаялась.
Владимир усадил возлюбленную на край ложа и стал перед ней на колени.
- В чем же ты покаялась?
Анна вдруг расплакалась и чуть слышно выдавила из себя:
- В прелюбодействе.
Великий князь неумело утер ей слезы:
- Что же тогда любовь?
- Любовь между мужем и женой.
- Мы пока не муж и жена, но разве меньше любим друг друга?
- Нет.
- Что же тебя смущает?
Анна вдруг прижалась к Владимиру и робко спросила:
- А ты не обидишься?
- Почему?
- То, что я скажу, может тебя обидеть .
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- И то верно, - вздохнула Анна, - мы всегда должны быть искренни друг с другом. Без откровенности любовь невозможна.
- Так говори же, - сгорал от нетерпения великий князь.
- Скажи, что будет с твоими наложницами и женами?
- Ты желаешь, чтобы я их выгнал?
- Ни в коем случае!
- Может, мне сохранить с ними прежние отношения?
Анна уловила в словах Владимира иронию, но решила не обращать на нее внимания.
- Я этого не хочу.
- Что же мне с ними делать?
- Не знаю! - простонала Анна.
Великий князь в волнении вскочил с колен.
- С тех пор, как я встретил тебя в Царьграде, эти руки не притронулись ни к одной женщине, и ни одна женщина не притронулась ко мне. Да, у меня шесть жен и тысячи наложниц, но ни одна из них мне больше не люба. Все мои помыслы - только о тебе.
Владимир нежно обнял Анну. Она уткнулась лицом в его могучее плечо, а он нежно погладил ее золотистые волосы.
- Я тебе верю, - прошептала принцесса, - но сейчас все они: жены, наложницы и их дети, томятся в неведении относительно своей судьбы. Как можем мы предаваться любовным утехам, зная, что они страдают из-за нас?
Великий князь с удивлением посмотрел на Анну :
- Впервые встречаю женщину, обеспокоенную судьбой своих предшественниц.
- Они твои подданные. Разве не должен ты о них заботиться?
- Да, но почему тебя это беспокоит?
- Как же меня могут не беспокоить помыслы моего будущего мужа и судьбы моих будущих соотечественников?
Владимир еще с большим удивлением покачал головой:
- Анна, если бы ты не была моей невестой, я бы обязательно назначил тебя моим главным воеводой.
- Прости, что вмешиваюсь не в свои дела, - опустила глаза принцесса, - но как мне не излить свои чувства и не высказать свои мысли? Иначе что у нас будет за семья!
Владимир порывисто прижал Анну к груди:
- У нас будет самая лучшая семья во всем свете! С тобой и не может быть по-другому: ты у меня самая красивая, самая умная и самая добрая.
Великий князь вскочил и заметался по горнице:
- Я все сделаю, чтобы тебя не разочаровать. Всех своих прежних жен поселю в роскошные терема и дам им все, чего только пожелают. Пусть растят моих детей и радуются. Наложниц всех отпущу с миром и богатыми дарами, а кто захочет остаться, найдем женихов из младшей дружины. На таких красавиц охотники найдутся.
Владимир остановился и выдохнул:
- Теперь ты довольна, моя принцесса?
- Да, - с горящими от восторга глазами ответила Анна. - Теперь я вижу, что тебя не зря называют великим князем.
- Так иди же ко мне! - раскрыл Владимир свои объятья.
Анна потупила взор:
- Прости, не могу.
- Что еще?
- Я покаялась.
- Ну и что?
- Я покаялась в том, что спала с тобой.
- И что из того?
- Как я могу согрешить в том, в чем покаялась? Тогда моя вера будет не верой, а посмешищем.
Владимир от расстройства рухнул на ложе и сгоряча ударил себя по коленям:
- Этого мне только не хватало! Ну и зачем ты каялась?
- Я согрешила.
- У меня шесть жен, тысячи наложниц, и никто не считает это грехом.
Анна в задумчивости опустила взор. Как объяснить язычнику заповедь Христа? Все языческие боги неразборчивы в любовных связях. Почему же люди должны ограничивать себя? Почему люди должны обходиться одним партнером, когда все вокруг оплодотворяется всевозможными способами? Не оттого ли на Земле так буйно расцветают множество форм жизни? Владимир прекрасно чувствует это, хотя и не может ясно выразить. Поэтому он и не считает прелюбодейство грехом.
Принцесса приблизилась к великому князю и нежно поцеловала его в щеку.
- Любимый, я не обижусь, если ты ублажишь своих наложниц.
- Я не хочу их! Я хочу только тебя!
- Прости, но я стану твоей лишь после венчания.
- Как?! - в ужасе воскликнул великий князь. - Столько ждать!
- Зачем ждать? - удивилась принцесса. - Мы сможем обвенчаться сразу после твоего крещения.
- Мы будем венчаться в новом храме, который еще не закончен.
- Ты его строишь специально для нашего венчания?
- Да.
- Прекрасно!
Анна прильнула к Владимиру и тихо прошептала:
- Любимый, перед тобой не устоит никто, даже принцесса.
- Ты готова стать моей? - удивился Владимир.
- Да.
- А как же покаяние? Ты его нарушишь?
- Да.
- И не боишься своего Христа?
- Нет.
- А разве он тебя не накажет?
- Нет.
- Почему?
- Он никогда никого не наказывает.
- Почему?
- Потому что он и есть любовь!
- Но он же против?
- Он не против любви! Он против похоти.
- А у нас с тобой похоть?
- Если мы не можем сдержать своих чувств, то, конечно, похоть.
Владимир вскочил.
- И ты жертвуешь собой ради моей похоти?
- Нет, я сама тебя хочу.
- Но тебе за это ничего не грозит?
Анна не ответила и закрыла лицо ладонями. Владимир мягко отнял ее руки и, увидев слезы, поцеловал их.
- Я знаю, - сказал он, - тебе грозит геенна огненная. Зря ты оправдываешь Христа. Он такой же мстительный, как и все другие боги.
- Нет, нет, - решительно запротестовала Анна, - Иисус не мстит. Он показал нам путь в царство небесное, а человек сам выбирает куда идти: за Христом или в ад.
Принцесса вдруг вопросительно посмотрела на Владимира:
- Откуда ты знаешь про геенну огненную?
- Да уж просветили меня ваши пресвитеры. По писаному у них все гладко выходит, да только ты единственная, кто живет по заповедям Христа.
- Так ты меня испытывал?! - ужаснулась Анна.
- Ну что ты, - улыбнулся Владимир, - я люблю тебя больше всего на свете и не могу даже помыслить, чтобы ты горела в геенне огненной. А заодно и себя хочу спасти: креститься буду. Хочу идти за Спасителем.
Анна обняла Владимира и нежно поцеловала.
- Не искушай, - облизнулся Владимир, - а то не заметишь, как в постели окажешься.
- Все, не буду, - улыбнулась принцесса.
- Эх, хоть слепым становись, чтобы не соблазняться твоей красотой, - посетовал великий князь. - Ладно, пойду храм возводить. Очень уж не терпится... с тобой обвенчаться.
С этими словами он нахлобучил шапку и был таков. Анна и слова не успела сказать.
ЗАБОТА ВТОРАЯ
КРЕЩЕНИЕ
Узрел я истинного Бога!
Владимир Святой
Из императорского дворца, в котором остановилась принцесса, Владимир выбежал на главную площадь Херсонеса. Слева от дворца был разбит шатер великого князя, а справа находился храм святой Богородицы. Посередине площади высился земляной холм. Во время осады города русы пытались возвести насыпь у крепостной стены, но защитники, сделав подкоп, по ночам выкрадывали землю из насыпи и таскали на площадь. Днем насыпь росла, а к утру оседала.
Теперь на площади день и ночь кипела работа. На холме возводился храм Иоанна Предтечи, в котором собирался креститься Владимир. Поэтому и торопились со строительством. Анна прибыла, а церковь еще не готова.
Дядька Добрыня и гридень Громыхало, ожидавшие князя, подошли к нему.
- Ну что? От ворот поворот? - насмешливо спросил дядька.
Владимир гневно метнул взгляд в его сторону.
- Это тебе не своих баб щупать, - рассмеялся Громыхало. - Принцессу объездить - не скакуна усмирить.
Великий князь словно не слышал. Приложив десницу к глазам, так как приходилось смотреть против заходящего солнца, оглядывал стройку.
- Когда закончат? - спросил он Добрыню.
- За возведение местный грек отвечает. Феофаном кличут.
- Сюда его.
Феофана долго искать не пришлось: он суетился неподалеку, во все вникая и отдавая распоряжения. На вопрос Владимира скромно ответил:
- На все воля Божья.
- А что в твоей власти? - скрипнул зубами великий князь.
- Я стремлюсь исполнить волю Всевышнего.
- А мою волю?
- Когда язычник велит Божий храм возводить, то разве не глаголет он волю Господа?
- Во как повернул! - восхищенно воскликнул Добрыня. - Вот у кого премудростям учиться. Теперь выходит, что ты, князь, за сроки и отвечаешь, раз глаголешь волю Божию.
- Отпусти его, - посоветовал Громыхало, указывая на грека. - Я за ним наблюдал: он свое дело знает. А мы только мешаем.
Владимир в знак согласия махнул рукой и вновь стал рассматривать строящийся храм.
- Да, еще долго, - вздохнул великий князь, оставив без ответа предупреждение дядьки, - даже стены не готовы. А к куполам и не приступали.
Вдруг Владимир стал тереть глаза.
- Что такое? - тревожно спросил Добрыня.
- Накаркал, я ничего не вижу.
- Это от зайчиков, - сказал Громыхало, - сейчас пройдет.
Не прошло. Владимира отвели в шатер и послали за знахарем. Тот до вечера суетился вокруг больного. Чего только не перепробовал: и настои, и отвары, и заговоры, и заклинания, и пляски - все напрасно. Не помог и местный лекарь-еврей. А весть о недуге великого князя стремительно разлетелась по городу и достигла покоев принцессы Анны. Она немедля послала к Владимиру своего придворного лекаря-грека. Тот явился лишь к утру и беспомощно развел руками:
- Ничего не пойму: глаза в порядке, а ничего не видят.
Анна выслушала лекаря в присутствии лучшей подруги Анастасии и пресвитера Михаила, прибывшими с ней из Константинополя.
- Я к нему, - заволновалась принцесса.
- Подожди, - остановил ее Михаил. - Ни по греческим, ни по славянским обычаям невесте не принято до свадьбы навещать жениха.
- Он же болен!
- Думается мне, что великий князь болен душою, а не телом, - предположила Анастасия, уже посвященная во все подробности первой встречи принцессы и Владимира.
- Почему? - обратилась к ней Анна.
- Болезнь тела от лекаря не скрыть.
- И что ты предлагаешь?
- Посоветовать великому князю креститься. Тогда и снизойдет на него благодать Божия.
- И сделать это лучше отцу Михаилу, - остановила ее патрикия.
- Я с радостью, - выразил готовность пресвитер.
- Вы знаете, что ему сказать, - обратилась Анна к священнику.
- Всевышний вложит в мои уста нужные слова.
Несмотря на ранний час, визит Михаила к Владимиру начался пышно и торжественно. Пресвитера сопровождала целая свита священников и придворных. Они едва вместились в огромный княжеский шатер. Снаружи тревожно толпилась дружина. Владимир встал с ложа. С непокрытой головой, босиком, в нижнем белом белье до пят. Он приказал принести одежду, но Михаил остановил слугу:
- Ничего не надо. Мы ненадолго.
"Ненадолго" вылилось в пышную приветственную церемонию, торжественное богослужение с песнопениями, молитвами и небольшим крестным ходом. На площади собрались не только дружина и рать, но и почти все жители Херсонеса. Дружинники не спешили принимать новую веру. Крещение Владимира могло внести раскол в ряды и гридней, и отроков, и пасынков. Перед походами волхвы проводили обряды жертвоприношения и гадания, а после побед устраивались пышные тризны. Если Владимир крестится, то как проводить древние обряды? Они просто немыслимы без участия великого князя. Отдельной группой стояли волхвы, кудесники, вещуны, заклинатели... . Все с нескрываемой тревогой наблюдали за происходящим.
Михаил громогласно огласил послание Анны:
"Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего".
Владимир протянул руку, пытаясь нащупать в пространстве епископа. Михаил снял крест и вложил в руку великого князя.
- Неужели христианский бог избавит меня от слепоты?
- Всемогущ Бог наш единосущный! - провозгласил епископ.
- Если вправду исполнится это, то поистине велик бог христианский, - изрек Владимир и повелел себя крестить.
Известие громом пронеслось над площадью и всем Херсонесом. Люди застыли в ожидании.
- Слава Богу! - воскликнул Михаил. - Когда начнем обряд?
- Немедля.
- В каком храме?
- Святой Богородицы.
- Я оповещу об этом епископа херсонского, - поклонился Михаил. - Он совершит обряд.
Священник перекрестился и отбыл, а Владимира одели и повели в церковь святой Богородицы. Ни в храме, ни на площади яблоку было негде упасть. Людей больше занимал не сам обряд, а чудо. Чудо исцеления. Все задавали друг другу и себе один и тот же вопрос: "Неужели прозреет?".
В полной тишине великого князя ввели в храм. Епископ корсунский, облаченный в белые одежды, епитрахиль, поручи и фелонь, встретил великого князя у входа и сам развязал ему пояс. Дьяконы помогли Владимиру разуться и раздеться. Великий князь остался в одних ризах. Нижнее белье можно было не снимать, но Владимир решительно совлек его с себя, оставшись в чем мать родила, и, повернувшись на восток, навстречу солнцу, стал на колени. Епископ возложил руку на голову великого князя и начал оглашение:
- Пусть никакие еретики не прельстят тебя, но веруй, говоря так:
"Верую во единого бога отца вседержителя, отца неба и земли".
Это была прелюдия к молитве оглашенных, посвящение крестившегося в суть христианской веры:
"Верую во единого бога отца нерожденного и во единого сына рожденного, в единый дух святой, исходящий: три совершенных естества, мысленных, разделяемых по числу и естеством, но не в божественной сущности; ибо разделяется бог нераздельно и соединяется без смешения".
Речь текла плавно и мощно, а каждое слово произносилось отчетливо. До каждого в храме доходил смысл изреченного.
"Не три бога, но один бог, так как божество едино в трех лицах. Отцу отцовство, сыну сыновство, святому же духу исхождение".
Внимал и Владимир, постигая непостижимое и осознавая непознаваемое. Как разумом понять Христа, который "... оставшись как был, и став каким не был, приняв вид рабский - на самом деле, а не в воображении, всем, кроме греха, явившись подобен нам ..."? Почему "все свойственные человеческой природе, неподдельные мучения пережил"? Ничего подобного в других религиях не было. Везде боги наказывали людей, но нигде люди не наказывали бога. А Иисус "был распят и вкусил смерти безгрешный".
Что же подвигло Спасителя на такие жертвы? Во имя чего?
Только во имя Любви! Безмерной и бесконечной Любви! Как же велик Бог, любящий так рабов своих. И как ничтожен человек, не готовый поступиться и малым ради ближних своих?
Вглядывался Владимир внутренним взором в невидимый дух и вдруг просветлел:
- Узрел! Узрел я истинного Бога!
"Прозрел!" - пронеслось в храме.
"Прозрел!" - возликовала площадь.
Люди радовались так, как будто именно они исцелились, словно с ними произошло чудо. Рус обнимался с греком, а варяг с торком. Рев стоял такой, что Владимир с ужасом осознал: он не может не прозреть.
А обряд крещения продолжался. После прочтения молитвы оглашенных великий князь, повернувшись на запад и воздев руки, троекратно отрекся от сатаны, изгнав его из души своей. Только очистившись от нечисти, избавившись от всяких злых и дурных помыслов, можно обращаться к Христу, давать обет служению добру и любви.
"Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий", - напомнил епископ наставления Кирилла Иерусалимского, повернув Владимира к востоку. Теперь великий князь стоял с опущенными руками, выражая полную покорность Сыну Божьему.
- Сочетался ли еси Христу?
- Сочетаваюся.
Повторил троекратно. И лишь потом:
- Веруеши ли Ему?
- Верую Ему, яко Царю и Богу.
Шум в толпе давно стих. Все внимали каждому слову, каждому жесту, вникая в смысл таинства. Человеческая плоть умирала и рождалась духовная, способная приобщиться к божественному духу. Как Христос умирал и воскресал, так и человек преображался в крещении. Исповедание Символа веры слушали, затаив дыхание:
- Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли.
- И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Бога истинна от Бога истинна.
- И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго.
- Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
- Чаю Воскресения мертвых и жизни Будущаго Века. Аминь.
После чтения молитв великого князя троекратно окунули в купель, облачили в белые одежды, называемые "блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления", и надели на шею нательный крест.
И вот перед народом предстал не великий князь Владимир, а раб Божий Василий, прозревший и видящий все в ином свете. Да, он остался великим князем, но это уже был не просто великий князь, а раб Божий, посвятивший свою жизнь не гордыне, не похоти, а служению Господу и Руси. Путь к Богу еще только начался, еще много искушений было впереди, но самый важный шаг, первый шаг навстречу Спасителю, был сделан.
Владимир вышел на паперть, окинул ясным взором замершую площадь и провозгласил:
- Слава Господу!
Не мудрено, что в тот же день крестилась почти вся дружина. До позднего вечера во всех храмах Херсонеса читались крещенские молитвы, курился ладан и произносились при троекратном погружении в воду заветные слова:
- Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
ЗАБОТА ТРЕТЬЯ
ИСПОВЕДЬ
Не здоровые имеют нужду во враче,
но больные.
. Иисус Христос
Сразу после крещения Владимир отправился к Анне.
- Вот я и крестился. Теперь можно и свадьбу сыграть.
- А покаяние? - с улыбкой спросила принцесса.
- Смеешься?
- Нисколько.
- Зачем мне каяться?
- Чтобы не одевать чистые одежды на грязное тело.
Великий князь помрачнел:
- Я бы с радостью.
- В чем же дело?
- Во всем белом свете не хватит воды, чтобы смыть мои грехи.
- Бог милостив. Как мать и отец прощают детей своих, так и Христос отпускает грехи наши.
Владимир порывисто вскочил.
- Христос может и отпустит, да только я никогда их себе не прощу.
- Если ты раскаиваешься, то скажи об этом Спасителю.
- А что толку? Брата не воскресить.
Анна нежно взяла Владимира за руку и усадила рядом с собой.
- Василий, - назвала она его христианским именем, - узрел ли ты Бога истинного?