Деревянко Михаил Андреевич : другие произведения.

О самовыражении

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка философски осмыслить цитату из Библии "В начале сотворил Бог небо и землю."

  В начале сотворил Бог небо и землю.
   Бытие, глава 1, 1.
  
   О САМОВЫРАЖЕНИИ
  
  Прочтём первый псалом Библии: "В начале сотворил Бог небо и землю". Попытаемся выразить каждое слово через научные термины и понятия.
  Бог есть Единое. Понятие Единого в совершенстве разработано неоплатониками, в частности, Плотином. Единое выше любой множественности, выше разума, выше чисел, выше материи и выше любой идеи и всех идей вместе взятых. Поэтому оно невыразимо. Единое самодостаточно и совершенно. В античном мире Единое понималось как Абсолют, который человеческий разум не может ни понять, ни выразить. В христианской традиции Единое есть Отец. Единое стало Личностью, причем Абсолютной Личностью. Оно также совершенно, самодостаточно, непостижимо, но Оно уже не холодный и прекрасный Космос, а тёплая Личность, соединенная в единой сущности любовь и истина. Что касается Триады, то и здесь мы наблюдаем формальное совпадение: Единое, Разум и Мировая Душа у неоплатоников; Отец, Сын и Святой Дух в христианстве. Кардинальное отличие заключается в том, что Сын - также Личность, отличающаяся от Отца лишь тем, что Сын рождён Отцом. В неоплатонизме Разум возник в результате нисхождения (эманации) из Единого. Разум породил из себя Мировую Душу, которая породила богов и людей. Отсюда видно, что античные боги соответствуют в христианстве ангелам. В христианстве Бог есть Отец, высшая Сущность и Личность. Разница огромная. Просьба не путать. По этому вопросу издано столько трудов, что любые комментарии здесь излишни.
  Теперь рассмотрим глагол "сотворил". Поразительно, что это слово мы видим в самом начале Ветхого Завета. Античному миру оно совершенно не свойственно. Даже занятие искусством понималось не как творчество, а как подражание природе или богам, а мудрецы или философы не творили, а созерцали. Музыкант Марсий, осмелившийся соревноваться с Аполлоном в игре на кифаре, жестоко пострадал. Оно и понятно. Античный мир был устроен иерархично. Боги выше людей, Мировая Душа выше богов, Разум выше Мировой души, единое выше всего. Это было не просто иерархия. Она создавалась эманацией (испусканием, излучением) из высшего в низшее. Поэтому низшее было лишь бледной тенью низшего. Не случайно, греческая мифология полна примеров рождения героев от соития богов и людей. Такое совершенно недопустимо в христианской традиции, где Бог-Отец сотворил все сам. Именно, сотворил. В этом принципиальное отличие христианства от пантеизма, от язычества, где мир является порождением или эманацией божественных сил.
  Бог сотворил небо и землю из ничего. Как такое возможно? Что, вообще, понимается здесь под "землёй" и "небом"? В самой общем виде "земля" есть материя. Тогда "небо" должно означать нематериальное, то есть идеи. Мир идей, как таковой, был открыт Платоном. Нам кажется, нет ничего более вразумительного, чем понимать под "небом" платоновский мир идей. Не понимать же под "небом" облака, гром и молнии. А раз "небо" есть мир идей, то этот мир не мог не существовать изначально в самом Боге в качестве некого плана, замысла Вселенной. Так у автора содержится в голове произведение, хотя оно еще не написано. Создание мира идей можно сравнить с процессом написания произведения. Итак, имеется произведение в рукописи. Допустим, это симфония. Чтобы её исполнить, нужны, как минимум, инструменты, музыканты и воздух для передачи гармонии. Это и есть материя. Она как бы находится отдельно от мира идей. Если предположить, что она существует сама по себе, то мы получаем дуализм, то есть изначально существует материя и идеи, которые одухотворяют материю. Дуализм не предполагает создание материи Богом. Поэтому от неё всё зло и беды. Если мира идей нет, а есть только материя, то ей ничего не остаётся, как одухотворяться самой по себе путем эволюции и революций. Это материализм в чистом виде. А вот почему мертвая материя вдруг начинает двигаться и одухотворяться, материализм ответа не даёт. Он же не признает ни Бога, ни богов, ни мира идей, ни идей, как таковых. Для материализма сама материя есть божество. Она сама себя движет и одухотворяет. А так как человек есть высшая материальная сущность, то он и есть бог. Не случайно Ленина и Сталина в своё время объявляли богами. В христианской традиции материя, как и мир идей, существовали у Бога изначально, то есть потенциально. Когда творит человек, то материю он берет извне и преобразует её согласно своему замыслу. У Бога и мир идей, и материя изначально были в нём самом. Первый псалом нам говорит, что они были воплощены отдельно друг от друга. Если проводить аналогию с симфонией, то рукопись была создана отдельно, а отдельно музыкальные инструменты, воздух и даже оркестровая яма, хотя понятно, что изначально это не были ни первое, ни второе, ни третье, а лишь материя как таковая. Видимо, изначально материя была точкой. Об этом пишут многие философы, в частности, Никола Кузанский. Согласно его учению, двигаясь к бесконечному максимуму(например, в ряду натуральных чисел) мы приходим к бесконечному пределу, который уже нельзя ни увеличить, ни уменьшить. Философ Алексей Лосев по этому поводу пишет: "Но, будучи в этом смысле неделимым, он есть также и абсолютный минимум. Абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же". Ясно, что абсолютный минимум есть точка. Из точки материальный мир исходит и в точку сходится. Любую геометрически любую фигуру можно свести к линии, если продлевать линии в бесконечность, а линию всегда можно представить, как бесконечную последовательность точек. О происхождении вселенной из точки говорят и достижения современной науки (теория Большого взрыва). Так, одним псалмом можно преодолеть пантеизм, дуализм, материализм и заложить основы монотеизма.
  Из рассматриваемого псалма нам остается уяснить смысл слов "в начале". Вряд ли здесь понимается начало времён. Если бы речь шла о времени, то было бы написано "вначале", то есть слитно. К тому же непонятно, как идеи соотносятся со временем? Идеи сами по себе никакого отношения к времени не имеют. Они нисколько не меняются от того, что прошло несколько тысяч или миллиардов лет. Другое дело, как понимает идею её носитель. Он может идею извратить сознательно или бессознательно или вовсе забыть, но это никакого отношения к самой идее не имеет. Это имеет отношение к носителю, который материален, подвержен непрерывным изменениям, всевозможным напастям, зависим не только от времени, но и от природных явлений, и конечно, обречен на смерть. Идеи же, как таковые, вечны и неизменны в своей первородности и чистоте. Поэтому так и восхитило древних греков открытие Платона. Очевидно, выражение "в начале" означает начало мероприятия, начало дела, начало творения мира, начало написания произведения не во временном смысле, а как написание первой фразы, первого аккорда, создания первого атома. Возможно, всё было создано мгновенно. По крайней мере, это относится к идеям. Они всё равно вне времени.
  До сих пор мы не разделяли материю и идеи в аспекте их значимости. Очевидно, что синтез материи и идеи образует тело. Что же важнее: идея или материя? Что ведущее, а что ведомое? Сколько споров породил этот вопрос в истории человечества. Сколько копий и перьев было сломано. А ответ очевиден. Так как материя текуча и изменчива, а идея есть константа, то только материя и может эволюционировать или, наоборот, регрессировать. Поэтому идея всегда управляет материей. Не случайно, идеал происходит от слова "идея". Правда, тут необходима оговорка. Идея идее рознь. Есть идеи, исходящие из человеческого разума, а есть идеи абсолютные, открытые Платоном. Абсолютные идеи двух видов. Первый вид - это прообраз материи, идея как самой материи, так и каждого её конкретного проявления. Второй вид идей - это законы, по которым материя развивается из точки во вселенную, а также законы самой вселенной. Человеческий разум пытается постичь эти идеи. Первым видом идей занимается искусство, а вторым - наука, хотя деление это довольно условно. В дальнейшем мы рассмотрим этот вопрос более подробно.
  Из приведенного псалма неясно, каким образом происходит синтез материи и идеи. Этот вопрос чрезвычайно важен, но не рассматривается в данном трактате, так как требует отдельного кропотливого исследования. Можно лишь отметить, что если следовать Библии, то подсказку дает следующий псалом из "Бытия": "И сказал Бог: да будет свет". Толкование света как энергии, возможно, и есть тот перводвигатель, который запустил Вселенную и объединил идею с материей. По большему счёту, наука не знает ответ на этот вопрос. Да, открыто много законов, которые управляют вселенной, открыт закон Всемирного тяготения, но никакая физика не может объяснить, почему тела притягиваются друг к другу. Учёные лишь разводят руками: "Таково свойство материи". Впрочем, к нашему вопросу это имеет весьма отдаленное отношение. Для нас важно, что материя и идея были сотворены как таковые, а их синтез привёл к созданию объектов, а в конечном итоге и личностей, в которых материя и идея неразрывно связаны и которые сами являются носителями идей.
  Итак, благодаря первому псалму Ветхого Завета, мы попытались обосновать философскую концепцию монотеизма. Вроде бы и придраться не к чему, но есть один очень важный вопрос: если совершенный Бог, являющийся Истиной и Любовью в самом высоком смысле, сотворил и материю и мир идей, синтез которых есть человек и весь мир, то откуда в мире несправедливость и зло?
  Материя не есть зло. Зло может быть только там, где есть свобода, выбор. Материя сама по себе не имеет возможности выбора. Материя противоположна идее. Идея оформляет материю. Воплощение идеи в материю образует тело. Поэтому любое тело является носителем идеи или нескольких идей. Соединение материи и идеи также необходимо для создания организма, являющимся высшим видом тела. Только организм обладает свободой и, следовательно, возможностью совершать зло или добро. Наличие свободы необходимо, но не достаточно для осуществления зла или добра. Должно быть понимание "добра" и "зла", на что способна только личность, обладающая интеллектом (способностью мыслить, рождать идеи) и мировоззрением, системой духовных ценностей, выработанных с помощью мышления. Вообще, историю человечества можно рассматривать как историю формирования личности. Античности неведома личность. Оно создает прекрасное, но бездушное тело, каковым является космос. Личность создало христианство. Бог есть абсолютная Личность со своей священной историей. Человек создан "по образу и подобию" и, следовательно, тоже личность, устремленная к Создателю. Современная эпоха наделила личность свободой, оторвала от Бога и отправила в самостоятельное плавание. Не случайно, символ античности - прекрасная, но холодная статуя, средневековья - икона, на которых взоры всех святых устремлены к Богу, а современного мира - движение, непрерывное изменение, музыка. Согласно специальной теории относительности, скорость света оказалось константой. Почему это произошло и что из этого вышло, мы рассмотрим ниже, а сейчас отметим, что личность сама порождает идеи и является их носителем. В природном мире на это способен только человек. Интеллект необходим для выработки мировоззрения, но сам по себе недостаточен. С помощью интеллекта можно создать бомбу, но зло или добро не в самой бомбе, не в интеллекте, её создавшем, а в акте воли конкретной личности, принимающей решение о применении бомбы или отказе от её применения. Материя здесь нужна лишь для осуществления этого акта, то есть нажатия кнопки. Она является лишь послушным исполнителем воли личности, к которой относится.
  Соединение материи и идеи может привести к созданию личности, обладающей свойствами и способностями, которыми не обладают ни идея, ни материя, взятые по отдельности. Понятно, что не всякое соединение материи и идеи приводит к созданию личности. Человек в своей деятельности также соединяет материю и идею, но личность не создаёт. Он есть организм, созданный в результате синтеза материи и идеи, но до сих пор не может даже понять, каким образом в результате этого соединения противоположностей возник человек, да и жизнь вообще. Мы лишь констатируем это как факт. Человек во многом ограничен рамками пространства, времени и законами материи. Ему много дано, но многое и скрыто по причине его ограниченности. Человеку недоступно ни прошлое, ни будущее. Он всегда находится в настоящем и в определенном месте пространства. Проникать за грань настоящего он может лишь мысленно, но это проникновение всегда инвариантно. Мысль всегда может представить несколько вариантов развития событий. По-другому и быть не может. Если бы оно было строго детерминировано, то не было бы ни свободы, ни добра, ни зла.
  И тут возникает вопрос, который, кажется, не имеет удовлетворительного ответа: если человеку неизвестна абсолютная истина, если от него многое скрыто и является тайной, то как ему отличить зло от добра? Где гарантия того, что он точно это знает? Можем ли мы постулат о том, что Истина недостижима для человека, выдвинуть в качестве абсолютного положения?
  В данном сочинении предпринимается попытка найти пути ответа на эти вопросы.
  Что касается последнего вопроса, то очевидно, что не можем. Во-первых, очевидно противоречие. Если мы утверждаем, что Истина недостижима, то почему это положение должно быть Истиной? Во-вторых, данное положение носит характер не утверждение, а отрицания, и, следовательно, может лишь ограничить, сузить круг поиска.
  Итак, только личность, то есть человек, может предпринять такую попытку. Человек есть венец материального мира. Каждая личность уникальна и универсальна. Впрочем, как и любое тело. Всегда есть что-то такое, чем данное тело отличается от любого другого тела. Поэтому мы и можем различать тела. Во вселенной не существует двух совершенно одинаковых тел. В тоже время любое тело универсально, то есть ему свойственно то, что присуще любому другому телу. Есть свойства, которые присуще всем телам. Все тела материальны, все тела находятся в движении. Ни одно тело не может находиться в состоянии абсолютного покоя. Тело всегда испытывает действие внешних сил и поэтому движется, то есть изменяет свое положение. Если источником изменения являются внутренние причины, то это развитие или становление. В результате становления происходит самовыражение, то есть проявление индивидуальных особенностей личности, присущей только данной личности. Так универсальный закон становление приводит к раскрытию уникальности конкретной личности. Синтез двух противоположностей, уникальности и универсальности, создаёт возможность самовыражения личности. При любой деятельности происходит самовыражение личности и заключается в стремлении добиться максимального результата, достигнуть того, чего еще никто не достигал, открыть неведомое, реализовать то уникальное, что заложено в алгоритме развития. Возможно, в этом и заключается смысл жизни. Самовыражение может быть физическим и интеллектуальным. Спортивные достижения и рекорды - примеры чисто физического самовыражения. Хотя, чтобы добиться наивысших результатов, не обойтись без интеллектуальных и волевых усилий. Рождение ребенка есть также физическое самовыражение, но в результате появляется живой организм, способный развиться в личность, являющейся источником идей. Занятие наукой - это, очевидно, интеллектуальное самовыражение. Уникальность мышления учёного позволяет открыть универсальные законы, управляющие материальным миром. И здесь мы наблюдаем синтез противоположностей. Бывает, люди и сами придумывают законы: уголовный и гражданский кодексы, правила русского языка, дорожного движения, указы президента, но есть критерий, по которому можно отличить придуманный закон от открытого. Законы космоса, которые человек лишь открывает, не имеет исключений, а законы, придуманные людьми, всегда имеют исключения. А разве есть исключения в законе всемирного тяготения или законе Ома? Разве были случае, когда человека, находящегося под напряжением, не било током? Поэтому можно предположить, что и закон, отличающих добро от зла, не должен иметь исключений. Не зная самого закона, мы можем хотя бы предложить критерий, которому он должен соответствовать. Очевидно, что Истина должна быть всеобщей и универсальной, относиться к каждой личности, но не иметь никаких исключений. Этот критерий мы получили благодаря научному мышлению, рассматривающих предмет в качестве объекта, то есть извне. Наука, в основном, использует рациональное мышление и благодаря этому добилась потрясающих успехов. Достижения настолько впечатляющие, что возникает иллюзия, что вот-вот будут открыты последние тайны бытия. Однако, это невозможно в принципе. Наука исследует материальный мир. Ей нужен предмет исследования, который можно увидеть, пощупать, измерить, определить свойства. А любой объект есть синтез материи и идеи. Измерить идейную составляющую объекта невозможно, так как она нематериальна. Поэтому теории, связанные с изучением идей, нельзя проверить на практике. В рациональном мышлении они всегда будут только гипотезами. Более того, к идеям неприменима законы чисел. Если я кому-то отдал рубль, то, согласно математике, у меня стало на рубль меньше, а у того, кто его приобрёл, на рубль больше. Если я поделился к кем-то идеей, то слушатель её приобрёл, но и я не потерял. Получается, что математика в мире идей не работает. Поэтому мы никогда не находим в серьёзных философских системах математических формул. Рациональное мышление использует математику, но изучает лишь материальную составляющую объекта и не способно охватить объект во всей его полноте. Рациональное мышление прекрасно в качестве инструмента, средства, но не в качестве критерия добра и зла. Рациональное мышление само нуждается в исходном постулате. Чтобы перевернуть мир, нужна точка опоры. Дайте рациональному мышлению числа, и оно создаст великолепные математические теории, совершенно непригодных для выработки нравственных критериев. Дайте ему организм, и оно разложит его на клетки и атомы, потом снова соберёт, но не найдет в нём никакой личности, никакой души, никакого добра и никакого зла. Само по себе рациональное мышление беспристрастно, но может быть направлено как на добро, так во зло. Рациональным мышлением находится во власти его носителя, то есть личности. Если личность будет руководствоваться только рациональным мышлением, то сама личность и будет для себя высшей ценностью, исходным постулатом и конечной целью. Личность с чисто рациональным мышлением не нуждается в Боге, потому что сама себе и царь и бог. Для такой личности добром будет лишь то, что ей выгодно, и злом, что вредно. Поэтому рациональное мышление не пригодно для выработки общих в критериев, отличающих добро от зла. Чисто рациональное мышление прекрасно подходит для изучения объектов, кроме субъекта, то есть самого носителя рационального мышления.
   Христианство, как и любая религия, также пользуется рациональным мышлением, но оно с Бога начинается, в Боге и заканчивается.
  Изучением субъекта занимается искусство. Оно всегда конкретно и субъективно. Оно всегда обращено на личность и направлено на выражение особенностей личности. Оно выражает субъект изнутри, его сущность. В произведении искусства автор всегда выражает самого себя, свой внутренний мир. В каждом герое произведения, к каждом сюжете, в каждой картине, в каждой сюите обязательно незримо, а иногда и зримо, присутствует сам автор. Любое произведение есть плод его размышлений и усилий. Поэтому творчество в искусстве - это не только самовыражение, но и самопознание. В научном исследовании субъект как бы самоустраняется, чтобы своей индивидуальности не нарушить чистоту исследования, чтобы субъект не внес ошибку. Однако, и в этом случае происходит самовыражение. Во-первых, исследование от начала и до конца продумывается субъектом. А во-вторых, стремление не вносить личностной составляющей в исследование - это решение самого субъекта, то есть своего рода самовыражение.
  В искусстве всё иначе. Именно выражением индивидуальных особенностей оно и занимается. Субъект выражает субъективные свойства объекта. Но разве не свой внутренний мир субъекту более всего доступен? Кто, кроме нас, знает наши ощущения, чувства, мысли? Или, может, мы точно знаем это у других личностей? Конечно, нет. Мы зачастую и в себе не можем разобраться. Не случайно говорят, что познать себя самое трудное. Хотя что казалось бы проще? Ведь каждый из нас сам для себя открытая книга. Субъекту известны о себе самые сокровенные тайны. Просто нужно взглянуть на себя со стороны, то есть как на объект. Так учёный созерцает исследуемое тело. Но свой же внутренний мир как раз и мешает нам смотреть на себя бесстрастно. Бывает захлёстывают желания и переживания. Как же их изучать, если их надо отбросить? К счастью, проявление эмоций и изучение их могут быть разнесены во времени. Не случайно говорят: "утро вечера мудренее". Взглянув на себя со стороны с помощью рационального мышления, субъект сможет многое понять и объяснить, но обязательно упрется в некую тайну, непосильную для научного подхода. Рациональное мышление сталкивается с чем-то нерациональным. Эта нерациональность двоякого рода. Во-первых, нерациональные поступки самого субъекта, а во-вторых нерациональные действия по отношению к субъекту извне. Например, мы не можем объяснить симпатию и антипатию, то есть любовь и ненависть. Хоть раз в жизни с нами происходят события, которые не укладываются в рамки рационального мышления, например, бывают случаи, когда мы чудом спасаемся. Такое невозможно объяснить с помощью рационального мышления.
  Я вовсе не собираюсь доказывать, что есть ангел-хранитель, и строить на этом философскую теорию. Я лишь хочу сказать, что помимо рационального мышления существует мифологическое мышление, основанное на вере в сверхъестественное, в чудо. Тут дело не в том, есть ангел-хранитель или нет, а в том, что есть такое мышление. Суеверие есть мышление мифологическое, его низший уровень. Его можно назвать мифическим, потому что никакой логики тут не просматривается, даже мифологической. Религиозное мышление есть высшая форма мифологического мышления. Без мифологического мышления вера невозможна. Рациональное мышление "видит" только сам объект и ничего больше, а мифическое мышление всегда "видит" в объекте нечто большее, чем сам объект, оно пытается узреть в объекте идеи, которые в нём воплощены. Рациональное мышление предназначено для материального мира, а мифологическое - для духовного, для мира идей. Это не значит, что религия пользуется только мифологическим мышлением, а наука только рациональным. В истории человечества всегда присутствовали оба типа мышления. Они переплетены в обыденном сознании. Наука вынуждена пользоваться мифологическим мышлением, когда постулирует какое-либо положение, на основе которого и строится вся теория. Любая наука начинается с утверждения, которое никак не доказуемо. Разве это не мифологическое мышление? Также в мифологическое мышление использует рациональное в качестве средства. Рациональное мышление для мифологического мышления лишь инструмент. Правда, в последние столетия положение меняется. Мифологическое мышление стало восприниматься как рудимент, пережиток мрачного прошлого. Рациональное мышление всё больше подменяет мифологическое, что ведет к забвению духовной сферы, падению интереса к религии и кризису искусства. Именно искусство основано на мифологическом мышление. В его основе лежит откровение, чудо, что невозможно без мифологического мышления.
  
  Где же личности, создающей произведение, найти чудо, способное вызвать у зрителей потрясение и откровение? Только в себе самом. Только открыв в себе сокровенные глубины и беспредельные высоты, то есть реализовав свой талант, то, что заложено в личности изначально, она сможет открыть нечто неведомое и возвышенное. Занимаясь индивидуальным самопознанием, можно выразить нечто, свойственное всем личностям. Говоря о ком-то конкретном, искусство рассказывает обо всех, открывает в нас нечто такое, что заставляет нас плакать и смеяться. Рациональному мышлению такое не под силу. Искусство показывает не материальную, а духовную сущность человека. Духовная сущность невидима, но выражается через материальные образы. Универсальные математические формулы применяются для конкретных объектов материального мира. Чисто интимное индивидуальное самопознание личности, выраженное через искусство, находит созвучие в духовном мире других личностей.
  Можно предположить, что существует общий знаменатель, Абсолютная Истина, крупицы которой выражаются через самопознание, то есть через творчество. Раз эти крупицы находят отклик в других личностях, самовыражение которых даёт совершенно иные крупицы (ведь самовыражение неповторимо), то есть нечто общее, что объединяет все эти крупицы творчества в одно целое. Это целое и есть Истина. Истина на всех одна, но она своя у каждого, потому что каждая личность уникальна. Каждый понимает её по-своему и это понимание меняется в процессе самопознания и самовыражения, то есть творчества.
  Очевидно, что для человеческой личности Истина во всей её полноте недостижима в принципе. Все имеет две стороны. Возможность быть уникальным и, следовательно, возможность творчества подразумевает наличие свободы, которая немыслима без движение, то есть изменения. Изменения предполагают несовершенство и ограничения. Если есть изменения, то мы имеем разные состояния. А разные не могут быть совершенными. Уникальность личности доказывает её несовершенство. А разве несовершенство может быть совершенством? Ведь познание Истины делает личность совершенной. Также выбор предполагает и ограничение. Если что-то выбрано, то значит всё остальное не выбрано, а это и есть ограничение. Поэтому для личности достижимы только крупицы Истины, но не вся Истина. Не случайно Ньютон как-то сказал, что "я похож на мальчика, собирающего на побережье красивые камешки, а передо мной безбрежный океан.
  Истина безбрежна. Однако, недостижимость Истины вовсе не означает, что к ней не надо стремиться. Во-первых, даже крупицы Истины настолько прекрасны, что доставляют личности наивысшую радость. Во-вторых, Истину нельзя раздробить на мелкие независимые друг от друга камешки. В Истине все взаимосвязано, и постижение хотя мельчайшей крупицы приближает человека к Истине, указывает верный путь. А это и есть самое главное. Нам не дано узнать Истину, но мы можем к ней двигаться через самопознание и самовыражение. В этом восхождении и смысл духовной жизни человека.
  Если спросить верующих людей, кто такой Бог, то ответы, если и будут, наверняка, будут разниться. Совпадать будет только одно: Бог есть. А Бог для верующих и есть Истина, просто каждый понимает её по-своему. На первый взгляд, молящийся человек не занимается творчеством, но это далеко не так. Не случайно говорят: "сотворить молитву". В молитве человек обращается к Богу, Истине, Любви и Совершенству. Для Бога нет тайн. В душе человека для него всё открыто, как на ладони. Нет никакого смысла что-то скрывать, так как от Бога всё равно ничего не скроешь.Так думает верующий и открывает Богу самое сокровенное, самое тайное, самое греховное, самое порочное, а также самое лучшее, самое светлое, что в нём есть. А чтобы это сделать, надо разобраться в себе, понять себя, свои желания, свои чувства, оценить свои поступки и себя самого как личность. Вот и получается, что молитва есть самовыражение через самопознание, причем максимальное, так как в обращении к Богу в полном объёме, целиком, выражается духовная сущность личности. Конечно, здесь речь идет о молитве не формальной, а искренней, основанной на вере. Без веры невозможна искренняя молитва.
  Творчество в спорте, науке и искусстве есть также самопознание и самовыражение, но несколько иного плана. Там творчество лишь подводит человека к вере, а может и вовсе увести в противоположную сторону. В любом творчестве происходит самопознание, раскрытие своих возможностей, но иначе, чем в молитве.
  Человек также занимается деятельностью, направленной на удовлетворение личных амбиций, материальных и чувственных потребностей. Очевидно, что в них также присутствуют элементы творчества, но так как они служат только самой личности, то никак не могут претендовать на всеобщие критерии добра и зла. "То, что смерть для немца, благо для русского". Можно, правда, сказать, что я служу народу или даже всему человечеству, но суть от этого не меняется. Все слуги народа почему-то живут намного лучше, чем сам народ. Ведь чтобы, действительно, кому-то служить надо чётко понимать, что есть добро и зло. Все говорят, что хотим добра. Тогда откуда берётся зло? Взять хотя бы рекламу. Кажется, что здесь плохого? Нам почти бесплатно предлагают какие-то удивительные вещи, о которых мы раньше и не слышали. И как только мы без них жили? В результате наш дом наполняется совершенно ненужным хламом, а планета превращается в свалку мусора. А ведь давным-давно мудрый Сократ выбросил кружку, когда увидел мальчика, пьющего воду с ладоней, и сказал: "Ребёнок мудрее меня". Приобретение вещей далеко не всегда есть благо, а перспективы современного общества потребления не вызывают оптимизма. Его идеалы находятся в явном противоречии с христианской, да и любой другой религией, проповедующих воздержание и обращение к духовной жизни. По крайней мере, они мало что могут дать в поисках критерия добра и зла, разве только то, что там их не найти. Тем больше изобилия, тем больше мы углубляемся в дебри научно-технического прогресса, требующей все более узкой специализации, тем уязвимее становится как каждый отдельный человек, так и общество в целом. В некоторых, даже цивилизованных странах люди уже просто боятся выходить на улицу. И этот процесс только усугубляется. В чём же дело? Узкая специализация сделала людей очень уязвимыми и зависимыми друг от друга. Малейший сбой в работе энергосистемы, водоснабжения и даже интернета может привести к тяжёлым последствиям. Такую систему легко нарушить, чем пользуются террористы и просто мошенники. Они, как и мы, мотивируют свои преступления своими идеалами и даже обвиняют нас в отсутствии или забвении оных.И действительно, как мы видим, идеалы в бизнесе и политике совершенно непригодны для нахождения критерия добра и зла. В такой ситуации неимоверно возрастает роль каждой личности, ответственной за свой участок работы. Малейшая халатность или даже попустительство просто недопустимо. Как тут обойтись без высоких нравственных критериев? К сожалению, разрыв между техническим развитием и духовным, где наблюдается регресс, только увеличивается. Уровень технического прогресса можно определить скоростью, которое достигло человечество. Мы видим, что она постоянно увеличивается. Также очевидно, что духовный уровень находится в полном упадке. Величественные храмы почти пустые, а искусство подменяет поп-культура, превратившееся в бизнес-индустрию. Такая культура не сеет "вечное и доброе", а сама скатывается до уровня масс. Сосредоточимся на рассмотрении критериев в таких видах деятельности, как спорт, наука, искусство и служение Богу.
  Вначале подведём краткий итог вышеизложенного. Самовыражение есть проявление индивидуальных особенностей личности. Они могут быть направлены на зло или благо, или быть нейтральны. Чтобы понять, во что выльется самовыражение, необходимо самопознание. Абсолютные идеи воплощаются в каждой конкретной личности. Поэтому каждая личность обладает возможностью приобщения к абсолютным идеям и, следовательно, выбора направления, соответствующего критерию добра. Крупицы абсолютных истин заложены в каждом человеке. Поэтому существует возможность их познания. Рассмотрим более подробно, как это происходит в разных видах деятельности.
  В спорте человек достигает предела своих физических возможностей. Конечно, всегда вызывает уважение человек, быстрее всех пробежавший, выше всех прыгнувший и точнее всех попавший в цель. Но что дальше? Что нам даёт его результат в поиске критерия добра и зла? Может ли самый быстрый или сильный человек быть идеалом или образцом? Конечно, нет. Большой спорт давно превратился в одну из отраслей бизнеса, и ни о какой морали не может быть и речи. А сам факт достижение предела говорит лишь о том, что в физическом пределе не найти критериев добра и зла. Безусловно, достижение победы невозможно без проявления силы воли, целеустремленности, самоограничения, преодоления своих слабостей и других качеств, относящихся уже не к физической, а к духовной сфере человека. Тут, действительно, спорт помогает вырабатывать характер и формировать личность. Спортсмену легче перенести невзгоды, но само стремление человека проявить себя в физической сфере несколько настораживает.Как говорится, "сила есть, ума не надо". Да и победитель далеко не всегда выдерживает испытание славой. Не случайно говорят: "за одного битого двух небитых дают". С точки зрения нравственности, лучше уж быть побежденным. Победы даются тяжело, а поражения еще тяжелее. Побежденный скорее задумается о смысле жизни и критериях добра и зла.
  Если говорить серьёзно, при подготовки спортсменов используются достижения науки, но только используют. Открывают законы не спортсмены, а учёные. Последние занимаются, в основном, исследованием тех идей, которые управляют материей, то есть абсолютных законов. Конечно, я имею ввиду не прикладные, а фундаментальные теории материального мира. Они могут быть выражены математически и могут быть освоены с помощью рационального мышления. Это возможно потому, что естественные науки рассматривают в объектах только материальную составляющую, только материальные свойства: форма, масса, состав, движение, взаимодействие и т. д. Наука рассматривает любое тело не как личность, а как объект, обладающий определенными количественными параметрами. Только при таком подходе объект можно описать математически. Это позволяет рассчитывать движение и изменение объектов во времени и пространстве. Расположение тел немыслимо без пространства, а движение без времени, а так как пространство и время можно выразить с помощью системы координат, то, зная законы, всегда можно вычислить и даже предсказать местонахождение объекта и траекторию его движения. Независимо от личности, можно разработать методики, которые позволят вывести спортсмена на пик формы, чтобы он показал максимально возможный результат. Правда, спортсмены всё равно показывают разный результат, но это уже индивидуальные особенности. Тут наука бессильна. Что матушка-природа заложила, то и имеем. Если ноги короткие, пробежать быстрее 10 секунд никакая наука не поможет. Поэтому не стоит с короткими ногами идти в спринтеры. Лучше податься в науку. Говорят, у всех учёных ноги короткие. Любой субъект для науки всегда объект. Только к объекту можно применить математический аппарат. Если объект есть личность, являющаяся носителем идей, свободная в выборе и способная к самодвижению, то никакая наука не сможет рассчитать траекторию движения такого объекта. Личностью движут идеи, а, как мы знаем, математика к ним неприменима. Да и изначальную причину движения наука установить бессильна. Материя начала изменяться, расширяться из точки не сама по себе, а в силу синтеза с идеей, а тут рациональное мышление бессильно. Да, наука предсказывает движение звезд, планет, микрочастиц, но никогда не сможет предсказать, что произойдёт с вами или со мной в следующее мгновение. Отсюда можно сделать вывод, что законы, открываемые в науке, на самом деле, не абсолютны, а являются частным случаем более общего закона, который охватывает не только материю, но и идеи. Для науки, использующей рациональное мышление, которое применимо для объектов лишь с точки зрения их материальности, он недостижим. Поэтому наука вряд ли способна внести ясность в определение критерия добра и зла, кроме того, что какой-то критерий все же существует. Вселенная устроена разумно. Движение как огромных звезд и планет, так и мельчайших частиц осуществляется по строгим законам, не имеющих исключений и которые возможно выразить математически. А это значит, что за всем этим стоит Разум, который в своей деятельности, конечно, исходит из каких-то критериев. Вот к таким выводам может подвести нас наука. Наука изучает законы, созданные абсолютным Разумом. Эти законы не имеют исключений и потому абсолютны. Абсолютные законы может создать только абсолютный разум. Однако, ни о самом разуме, ни о его критериях она ничего сказать не может. Да это и не входит в её компетенцию. Учёный, изучая абсолютные законы, собирает крупицы Истины. Познание этих крупиц и есть самовыражение. А так как учёный является материальным объектом, то через познание абсолютных законов, которые применимы ко всем материальным телам, происходит и самопознание. Открытие таких законов помогает понять, какое место занимает человек в материальном мире: на Земле, в солнечной системе, в нашей галактике, во вселенной. Несложно проследить, как менялось представление о положение человека в мире по мере открытия фундаментальных законов. Однако, что касается духовной составляющей человека, то здесь наука бессильна.
  Личностью и её индивидуальными особенностями занимается искусство.Оно всегда конкретно, но направлено на выражение в этой конкретике некого идеала. Проблема в том, что художник каждый раз выражает свой идеал, а не абсолютный. В нём может быть лишь крупица абсолютного идеала, а может и не быть вовсе. Может быть, если мы возьмем всю мировую культуру в совокупности, то получим искомый идеал. Однако, и здесь нас мы видим, что в разные эпохи у разных народов идеалы были совершенно различны, если не противоположны. Обнадеживает лишь то обстоятельство, что искусство занимается как раз тем, что мы ищем: абсолютным идеалом, дающий нам критерий добра и зла. Как уже отмечалась, абсолютного идеала достичь невозможно. Если представить, что идеал найден, то это может означать только духовную смерть человечества. Вот она конечная истина! Дальше идти не надо. А это и есть смерть. Человек, остановившийся в развитии, начинает немедленно регрессировать. К счастью, достижение абсолютного идеала невозможно. Идея всегда выражается художником через материальные объекты, а они, как мы знаем, разные. Какой же из них есть совершенство? Ответ очевиден: никакой. Совершенство неизменно, а любой материальный объект подвержен не только изменениям, но и обречен на распадение. Поэтому говорить об абсолютном совершенстве материального объекта не имеет никакого смысла. Каждый материальный объект совершенен и прекрасен именно своей индивидуальностью, но это не есть абсолютная красота и абсолютное совершенство. Видимо, вопрос следует сформировать несколько иначе, а именно: в каком направлении движется художник в своём творчестве: к абсолютному идеалу или от него? Как же нам это определить, если у нас нет этого идеала и непонятно, с чем сравнивать? Зачастую произведение оценивают по критерию новизны. Он очень важен. Критерий новизны используется и в спорте, и в науке, и в искусстве. В спорте это не только быстрые секунды или самый большой вес. Новый способ прыжка в высоту привел к тому, что все стали так прыгать. В науке новизна является необходимым критерием, так как без этого невозможно её развитие. Не менее значимо оно и в искусстве. Новое, необычное, как правило, удивляет и вызывает повышенный интерес. Произведение и должно содержать новизну. Иначе это будет если не плагиат, который запрещён законом, или жалкие перепевы. В искусстве мы сплошь и рядом наблюдаем стремление любой ценой выдать нечто из ряда вон выходящее. Зачастую авторы лезут из кожи вон в потугах выдать нечто такое, от чего все должны ахнуть. Однако, далеко не всегда погоня за новизной приводит к созданию хорошего произведения. Конечно, новизна необходима, но одной её явно недостаточно. Сама по себе новизна не может быть критериев добра и зла, так как может служить и тому и другому, однако открытие нового как в сфере материи, так и сфере духа раздвигают горизонты человеческого познания, вызывают восхищение и удивление величием Вселенной и Творца, её создавшим. Последнее утверждение вовсе не означает признание Бога. Тут дело не в том, есть Бог или нет, а в том, верю ли я в Бога или нет. Если не верю, то выше меня ничего нет. Я сам себе бог и царь, и любые мои поступки и преступления будут мной оправданы. Если я верю в Бога, то все свои слова и действия рассматриваю с точки зрения Бога, в которого верю. Поэтому вера и должна быть полной, что возможно лишь для мифологического мышления. Это принципиально другой уровень и совершено иные требования человека к самому себе. В этом случае человек стремится соответствовать тому, чего хочет от него Бог. Он как бы смотрит на себя и на мир глазами Бога. Если такое стремление есть, то человек совершенствуется, движется от низшего к высшему, к своему идеалу. Чувства облагораживаются этим стремлением, приобретают совершенно иные качества. Духу свойственны духовные удовольствия, а не телесные. Поэтому и для верующего телесные удовольствия отступают на второй план, а главными являются духовные.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"