Дерягин Вячеслав Борисович : другие произведения.

Репетируем "Гамлета"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Предварительные замечания.

  
   Играйте не так,
   как намедни играл один,
   и зрители в приливе злости
   сбросили его
   с крыши театра.
  
   Играйте не так,
   как играл намедни другой,
   и зрители в экстазе
   забросали его букетами,
   и он задохнулся от аромата.
  
   Играйте не так,
   как играл намедни третий,
   так тихо и нудно произнося слова,
   что сам уснул,
   и пришлось
   будить его пинками.
  
   Играйте не так,
   как играл намедни ещё один,
   так смачно ходивший по сцене,
   что проломил её,
   и пришлось
   стоимость ремонта вычесть из его жалования.
  
   Играйте так...
   А впрочем,
   вы сами знаете как.
  
  

Половодье.

  
   Ставни!
   Им сегодня стучать
   не так, как вчера,
   а дружным разнобоем.
  
   Голоса!
   Им настроиться сегодня на верхние регистры,
   чтобы, не дай бог, не стать
   контрапунктом к порывам ветра.
  
   (Те, кто не любит
   рассказывать сны,
   пытаются вспомнить,
   а не снилось ли им
   это.)
  
   Крыши!
   Им ломиться от восторгов,
   скрипа досок и криков:
   Лёд тронулся!
  
   (Что останется, то останется.
   Но потом никому не придёт в голову
   говорить, что
   вода -
   причина
   земной чистоты и свежести.)
  
  

Эльсинор.

(декорация)

   Не из воздуха,
   не из песка,
   и даже
   не из стекла и бетона,
  
   вроде скала, глыба,
   вернее даже-
   монолит.
   Кто б мог подумать,
   что за этим самим спокойствием
   корчатся страсти.
  
   Справа - площадка,
   очень удобная для появления
   призрака,
   но сегодня
   явится призрак не здесь.
  
   А вот - очень удобное место
   для могилы Йорика,
   но он
   был на днях похоронен
   уже в другом месте.
  
   Ворота с решёткой
   можно использовать,
   как
   занавес в сцене с актёрами,
   но...
   Ладно, пусть будут ворота,
  
   только возле устройте люк,
   чтобы открыть, если Фортинбрасс
   выбежит раньше времени
   в надежде сделать финал счастливым.
  
  

Сцена с призраком.

  

Трубы. Входит Призрак.

Призрак.

   Я только что вышел из склепа,
   пролезши чрез замочную скважину...
  
   Но, похоже, я ошибся:
   у той Земли,
   которую я помню,
   почва была красного цвета,
   и листья дерев тоже были
   какими-то не такими...
  
   А ты брат?
   разве не ты кинул мне в кубок
   KCN?
  

Король.

   Что ты!
   Это не я, это Сальери.
   Он думал,
   Что ты - это тот,
   кого
   отравить он был должен.
  

Призрак.

   Он что - наёмник?
  

Король.

   Конечно.
   Наёмник у рока, судьбы.
  
  

Призрак.

   А ты?
  

Король.

   А я...
   Да что - я?
   Когда
   ты был уж отравлен, и вышел
   в сад погулять, думая что полегчает
   от свежего воздуха, там
   прилёг отдохнуть да и умер,
   я, желая прослыть злодеем и
   тем самым добиться любви
   королевы
   (сам знаешь -
   женщины любят
   людей блистательных), влил тебе в ухо
   чистую воду.
  
  

Призрак.

   Стало быть, от воды
   я умер?
  

Король.

   ...Нет, от скуки, и оттого
   что плохо мечом ты владел и лютней...
  
  

Холмик.

  
   В окрестностях Виттенберга
   есть холмик, травою заросший. Никто
   уж не помнит, что это за холм и откуда
   он взялся.
  
   Когда сотню лет
   назад здесь дорогу вели, попытались
   его сравнять, лопаты сломались, едва
   их в землю воткнули.
  
   Крестьяне
   соседней деревни говаривали, будто возле
   холма по субботам сбирались
   нечистые силы на шабаш;
  
   ещё
   они говорили, что будто
   по прочим дням ошивался
   у холмика кто-то тучный в плаще,
   может дьявол?
  
   Мне помог чуть-чуть прояснить ситуацию
   эту известный поэт Гораций,
   что тогда вёл курс в Виттенберге;
  
   он писал в своих мемуарах,
   что один из его студентов
   (его имя он не упомнил)
   постоянно ходил на тот холмик
   и под нос бормотал:
   Бедный Эрик! -
  
   сам Гораций не знал причин
   тех шатаний...
  
   (Кстати, студент
   курс не окончил, уехав домой
   по семейным обстоятельствам.)
  

К монологу о Гекубе.

  
   Вот он один,
  
   а я - наедине с Гекубой.
   Но гостья так грустна, и я пытался
   её развлечь...
   Но что Гекубе я.
  
   А волосы её, что волочились
   за нею шлейфом по земле,
   обрезаны, а с ними потерялась
   прозрачность,
   и слова мои...
   Но что Гекубе я.
  
   Она - за окнами.
   За окнами уж мифы не слышны:
   уж Троя отдымилась, одиссеи
   ахейцев в кульминациях своих.
  
   Она - за окна.
   - Ты куда Гекуба?
   - Туда, за ними.
   - Что они тебе?
  
  -- Они?
   Они почти как ты.
   Они тебя не многим лучше,
   но всё же мир похож на них,
   а ты как зуб из мира вырван.
  
   Она - в окно,
   туда, где мир
   пока что ими не разгадан
   (и разгадается ль когда-то?).
  
   Она - в окно,
   где этот мир,
   где миром ведают они.
  
   Но что Гекуба им?
  

На подмостках.

  
   Меланхолики-гамлеты
   мечутся от кулисы к кулисе,
   ломают казённые шпаги
   и рвут на себе волосы,
   отчего очень быстро лысеют.
  
   Холерики-короли
   бодаются с собственной тенью,
   убивают её, а после
   стоят на коленях и молятся:
   Прости, дорогая, мол, не хотел.
  
   Флегматики-лаэрты
   млеют в ожидании новой эры,
   которая явится,
   словно годо долгожеланный,
   и научит плеваться не только в себя,
   но и в треклятое небо.
  
   Сангвиники-королевы
   прячут под платьями пламя, а сверху -
   нордический снег; и чего
   им бояться: ещё далеко
   до второй картины пятого акта.
  
   Чёрти-ни-кто,
   и к тому же
   истерички-офелии
   вдруг замрут на минуту -
   и убегут за кулисы, оставив гамлетов
   наедине со словами о сорока тысячах братьев.
  
   Только озрики
   делают всё без
   лишних эмоций, зачем
   эмоции им, ведь они
   не герои, а только свита.
  
  

Конспект песенки.

  

Хор.

   Корабль в Англию идёт!
  

Соло.

   Прощай, датская почва,
   на которой мне суждено
   было сойти с ума
  

Хор.

   Корабль в Англию идёт!
  

Соло.

   Вперёд с вала на вал,
   вперёд в поисках дыханий,
   вперёд!
  

Хор.

   Корабль в Англию идёт!
  

Соло.

   Корабль в Англию идёт!
   Там все придурки,
   как и я.
  
  
  

Рассказ Офелии.

  
   Была на бреге я.
   На море штиль, и только блёстки солнца
   переливалися на взмахах крыльев чаек.
  
   Твой Ройнальдо, отец, увидев что-то,
   ушёл, и я одна осталась, но кругом
   такая благодать была,
   что я не думала бояться
   чего-либо...
  
   Как вдруг на скалах
   раздался страшный шум,
   как будто камнепад иль изверженье
   вулкана...
   Но то Гамлет был,
   с гирканским зверем схожий;
   он на скале стоял, меня не видя,
   но восклицал:
   Офелия! О радость! -
   и скалы отвечали диким громом.
  
   Потом он сделал шаг,
   как будто в небе видел он дорогу,
   но не упал, а просто растворился,
   так словно не было его.
  
   Когда же я домой вернулась,
   то увидала:
   он спокойно в кресле
   сидит, читая книгу.
  
   Не знаю, что всё это было:
   на самом деле
   или я с ума
   сошла,
   но верю я,
   что Гамлет - это воздух.
  
  

Брутальная сцена.

  

Полоний.

(за ковром)

   Эй, люди!
  

Гамлет.

(обнажая шпагу)

   Что такое? Крыса?!

(протыкает ковёр)

   Готова, ставлю золотой.
  

Королева.

   Что за кровавый и шальной поступок?
  

Гамлет.

   Не многим хуже...
   Ладно, трупом больше -
   подонком меньше. -
   Это был король?
  

Королева.

   Конечно же король. И слава богу,
   что ты убил любовь мою к нему.
  

Гамлет.

   Когда б не мой эдипов комплекс, ты бы
   лежала б вместе с ним, а тот, который
   убит был вами: им, тобой, Сальери -
   покой обрёл бы.
  

Королева.

   Но твои глаза
   полны ума -
   а ты само исчадье...
  

Полоний.

(за ковром)

   Я жив! Я жив! Гони мой золотой!
  
  
  

День.

   У памятника Александру Сергеичу
   три ведьмы сидят,
   вспоминая прошлые дни, обсуждая
   день нынешний, день грядущий.
  
   Они прилетели сюда не на мётлах
   и не на крыльях ветра:
   одна (самая молодая)
   притекла по проводам трамвайным;
   другая прошлой ночью
   пришла лучами ламп дневного света;
   третья (она у них как председатель)
   только что вышла из волн эфира.
  
   У памятника Александру Сергеичу
   листья зелены
   точно также,
   как в пору их бурности.
  
   О, подойти
   бы к ним и узнать,
   что ожидает меня
   за стеной ночи...
  
   Но сегодня я не Макбет.
  
  
  
  

Финал.

   Я вижу сны,
   что снятся в смертном сне.
  
   Гораций, ты расскажешь
   о победах,
  
   а я,
   согнув из шпаги знак вопроса,
  
   воткну её в порог
   пред Фортинбрассом.
  
   Могучий яд
   разбил окон решётки.
  
   Всё прошлое.
   А дальше...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"