На протяжении всей истории человечества войны – неотъемлимая часть политического развития общества. Истоки войн мы видим еще в древнюю эпоху. Первобытные племена воевали между собой, но эти конфликты не имели политического характера, а потому не являлись войнами в прямом смысле слова. Война же как политическое явление возникла вместе с зарождением государства, когда стали формироваться определенные группы людей, которые профессионально готовятся к войне, независимо от того, есть ли в данный момент военные действия или нет.
Войны со временем становились все разрушительнее, и если сотни лет назад еще бывали мирные периоды в отношениях между государствами, то на протяжении двадцатого-начала двадцать первого столетий непрерывно льется где-то человеческая кровь во множестве вооруженных конфликтов – локальных ли, региональных или глобальных, погибло больше четверти миллиона человек, возрастают расходы на вооружение, увеличиваются армии и кажется, что началось активное самоуничтожение человечества.
Возможно ли прекратить этот процесс? Сложно ответить однозначно. Существует огромное количество теорий преодоления войн, ибо почти одновременно с возникновением последних появились и их противники – наиболее прогрессивные философы, политики, ученые во всех странах мира.
К сожалению, большая часть этих теорий выглядит утопично, идеалистично или спекулятивно. Но сбрасывать со счетов нельзя ни один способ избавиться от войн, сколь бы неожиданным он не казался на первый взгляд.
Война есть феномен сугубо политический, войны подготавливаются исключительно политиками, а потому вряд ли могут исчезнуть из жизни человечества, как не может исчезнуть и сама политика. Хотя всегда остается вероятность, что удастся перевести войны в иную форму.
Некоторые мыслители придерживаются точки зрения об агрессивной природе человека. По их мнению, врожденная конфликтность не позволит людям прекратить воевать. Но современные исследователи психологической природы человека делают выводы об отстутствии этой самой агрессивности и считают, что конфликтное поведение не является причиной войн.
Настоящие мотивы войн разнообразны, но почти всегда материальны. Это деньги, земли, полезные ископаемые, рынки сырья, сбыта и т.д. Изредка политики прикрывают свои истинные цели в войнах фиговыми листками достижения справедливости. Это мы видим на примере любой из последних американских операций в Азии. Чаще всего ни о какой справедливости в действительности речи не идет.
Как же можно справиться с этими причинами, старинными, как сам мир? Вот некоторые из вариантов, предложенных философами, политиками, и, как это не удивительно, писателями.
Проекты «вечного мира» на основе справедливого законодательства
Самый известный из них принадлежит знаменитому немецкому философу Иммануилу Канту, которому и принадлежит сама формулировка «вечный мир», использованная им в трактате с одноименным названием. Кант видел причины всех войн в неразумности политиков, их затевающих.
Великий мыслитель считал, что единственное спасение от войны – республиканское устройство гражданского общества. В этом самом обществе, идеальном, по мнению Канта, все свободны, равны и зависимы от единого законодательства. И чтобы вступить в войну, такому государству требуется согласие всех граждан, которые не смогут найти никакой выгоды в развязывании войны, а потому не одобрят агрессивности властей. Таким образом, войны скоро исчезнут из жизни человечества. Само собой, чтобы осуществить это на практике, нужно не одно республиканское государство, а множество их, а отношения между ними тоже должны быть урегулированы единым законодательством. Между всеми республиками будет заключен «союз мира№», который положит конец не какой-то конкретной войне, а всем войнам навсегда.
К сожалению, при всей внешней простоте и привлекательности, это проект неосуществим на практике, хотя он и породил множество себе подобных. Со времен Канта появился десяток похожих проектов, и все они отличаются беспредельной утопичностью и оторванностью от реального положения вещей.
Русский путь: духовное изживание войн
Отличный от кантовского путь преодоления войн предлагали русские религиозные философы – Бердяев и Соловьев. Они углубляются в сферу духовного, совершенно игнорируя объективные факторы. Внутреннее здоровье человека, его незлобивость, религиозность, углубленность в себя только и могут спасти мир от существующих проявлений агрессии. Если люди перейдут к абсолютной жизни в любви, то исчезнут разногласие между государствами и наступит Царство Божие на земле. Иными словами, спасение нашим философам видится лишь в вере, во внутреннем мире каждого конкретного человека, который может спроецироваться на внешние отношения не только между людьми, но и между народами и государствами.
Пацифизм: от Махатмы Ганди до наших дней
Идея пацифизма существует давно. Ее истоки можно найти в античной культуре, религиях Индии и Китая, а раннем христианстве. Однако свое окончательное развитие и широкое распространение она получила лишь в ХХ веке благодаря идеям позднего Льва Толстого («непротивление злу насилием») и Махатмы Ганди (учение о сатьяграхе). Сатьяграха - буквально «упорство в истине», основанное на ненасилии. Сопротивляться злу пацифисты могут исключительно мирным путем: от христианского подставления другой щеки в ответ на удар до всеобщего братания и маршей хиппи с цветами в начале настоящей войны. По мнению пацифистов, с помощью такой тактики пассивного сопротивления агрессии можно изжить войну как социальное явление.
Сейчас на Западе существует множество людей, разделяющих пацифистские взгляды. Создаются институты, детально разрабатывающие пацифистские теории с тем, чтобы применить их к международной политике государств. Там создаются практические модели, сценарии, политика и стратегия ненасильственной обороны, пути перехода к ней от традиционных военных действий.
Проекты «вечного мира» и ядерное оружие
Множество новых мирных проектов появилось с созданием ядерного оружия, поскольку даже однократное его широкомасштабное применение скорее всего, уничтожит не только государство, против которого оно было направлено, но и всю нашу планету. Казалось бы, нерациональная политика отдельного государства ставит под угрозу жизнь всего человечества. Но в действительности само появление ядерного оружия может свести на нет все проблемы всеобщего мира, ибо теперь он неизбежен. Только глупцы или безумцы способны начать ядерную войну! Одной «почти» попытки в 1962 году во время Карибского кризиса хватило ядерным державам, чтобы впредь остерегаться использовать это уничтожительное для всего живого оружие. Но наука не стоит на месте! Постоянно создаются различные виды химического, биологического, генетического, психотропного, этнического и иных «экзотических» видов оружия, каждое из которых способно уничтожить население нашей планеты ни один раз – и никакие ядерные бомбы не понадобятся.
Игровая теория преодоления войн
Некоторая надежда на спасение видится лишь в одной почти фантастической идее. Это идея заключается в том, что войны могут исчезнуть из жизни человечества, превратившись в игру, в обыкновенное спортивное состязание, естественно, без убийств и разрушений. Ведь по сути война и является азартной игрой, пусть цели и мотивы участников этой рискованной игры политические и экономические. Игра же – часть культуры и психологии человечества, неотъемлимая часть его существования на протяжении всей истории.
Война для современных людей превратилось в зрелище, которое не дает скучать. Естественно, это касается лишь зрителей, а не участников боевых действий, хотя и для последних война – частенько приключение и способ заработать.
Большую часть способов превратить войну в военную игру предлагали фантасты – Шекли, Престон, Асприн и другие. Но наиболее привлекательная идея была нарисована в философском трактате Ричарда Баха «Единственная». Вся военная промышленность мира перестраивается на мирные рельсы, превращаясь по ходу этой конверсии в гигантскую индустрию военных игр. Эти игры проходят в утопическом баховском мире с настоящими сражениями, с участием всех родов войск и миллионов людей. Битва превращается в пари: территорию и власть получает руководитель того государства, которое выиграло игрушечную войну. Смерть тоже становится игрой: «погибший» должен обязательно выбывать из состязания. Политики получают возможно по-прежнему интриговать, договариваться за спиной друг у друга о сотрудничестве, заключать договоры и союзы, и все это без единой человеческой жертвы. Зато самый главный – денежный – интерес остается нерушимым: ведь игрушечное оружие переделывается из боевого, а это весьма дорого и трудоемко. Государствам приходится тратить огромные средства, чтобы поддержать игорный бизнес, кроме того, военные игры становятся прибыльными и для самих участников соревнований. Таким образом, довольны все.
Конечно, это тоже утопия, неосуществимая пока на практике, как и кантовский договор о вечном мире. Однако мы уже наблюдаем, что война в последнее время действительно все больше приобретает черты игры.
Информационные войны: пока еще не игра
Речь идет о так называемых информационных войнах, которые все шире проникают в нашу жизнь. Пока еще не все информационные конфликты вышли на глобальный уровень. Не все государства включились в информационное пространство, многие слаборазвитые страны находятся вдалеке от разгорающихся тут и там по всему «цивилизованному» миру виртуальных баталий. Мы сталкиваемся с информационными войнами ежедневно, причем с разными их разновидностями. Хитроумные вирусы разрушают тысячи и миллионы компьютеров по всему миру, рушат даже очень известные серверы, парализуют работу людей, фирм и корпораций. Все более изощренная реклама промывает нам мозги и навязывает порой не нужные товары и услуги. Информационная блокада может навредить не только конкретной личности, но даже целому государству. Информационные сообщения становятся поводами для развязывания настоящих боевых действий, как мы можем видеть на примере еще не окончившейся «карикатурной войны».
Самый главный вопрос, касающийся информационных войн, остается пока без ответа: помогут ли они когда-нибудь преодолеть многовековое кровопролитие, превратит войну в действительно виртуальную, игровую, то есть такую, которая происходит, не угрожая жизни и здоровью людей? Еще Карл Клаузевиц, величайший военный теоретик всех времен и народов писал, что войну отделяет от игры лишь случай. Скорее всего, время для этого «случая» уже подошло.