Прежде всего хочется поблагодарить автора за удовольствие от чтения. Прекрасный слог, красочное описание героев и особенностей давно ушедшей эпохи вызывали улыбку - впрочем, как и свойственный автору легкий сарказм и утрированность некоторых образов, которые, тем не менее, получились своеобразными и яркими.
Теперь посмотрим на фабулу и детективную составляющую.
Рассказ начинается с хорошей новости: за лучшие в городе показатели школе присуждено звание "Образцового учебного заведения". Большая заслуга в этом - главной героини, учителя математики и одновременно завуча Галины Павловны по прозвищу Павлина. В качестве подарка школе вручат бронзовый бюст Надежды Константиновны Крупской.
Об этом объявляют на собрании учителей, где в частности присутствуют директор Остроумов, физрук Сергей Руденко, военрук и музруководитель в одном лице Нефимцев - бывший фронтовик, воевавший под Сталинградом, а также молодая учительница русского языка и литературы Лидочка. Начинается подготовка к торжественному открытию памятника.
Накануне торжества выясняется, что вместо партийной дамы Чижиковой мероприятие посетит инструктор по культпросветработе товарищ Грачёв - тоже фронтовик, имеющий медаль за оборону Сталинграда (подсказка?). Военруку Нефимцеву предстоит пообщаться с товарищем Грачевым в неформальной обстановке фуршета с целью налаживания административных связей.
За пару часов до торжества в актовом зале физрук Руденко подправляет белой краской плакат "Оправдаем доверие и выучимся на отлично", после чего банку с краской ставят в угол рядом с аккордеоном (еще одна подсказка?). Два "неблагополучных" подростка, Кошкин и Камушкин, моют полы, а "русичка" Лидочка репетирует с отличницей Катей Зайцевой стихи Маяковского. Потом завуч Павлина закрывает актовый зал на ключ (эта деталь важна).
Начало мероприятия не обходится без шероховатостей: Катя Зайцева забыла белый фартук и на неё напяливают чужой. Неугомонные Кошкин и Камушкин отвлекают Катю вопросами о "сиськах" бронзовой Надежды Константиновны. Но все это ерунда по сравнению с тем, что обнаруживается, когда с бюста подруги вождя сдергивают драпирующую его ткань.
А обнаруживается, что кто-то пририсовал изваянию Надежды Константиновны белой краской усы.
Завуч Павлина в ужасе от того, что теперь "полетят головы". Но... ничего подобного! Высокие гости преспокойно, как будто и не стали свидетелями вопиющего безобразия, если не сказать хуже, проследовали в учительскую, где их ждал накрытый стол. Там они, очарованные Лидочкой, "благополучно выпили и закусили, после чего сели в машину и уехали".
Галина Павловна же, отбросив навязчивые мысли о внешнем виде и моральном облике Лидочки, занялась поисками злоумышленника.
Она почему-то решает, что в зал, который сама закрывала на ключ, мог зайти кто угодно, и опрашивает свидетелей, они же - подозреваемые. Кошкин уходит в отказ, Камушкин признается только в том, что они с Кошкиным, пока физрук Руденко любезничал с Лидочкой, курили под лестницей (странно, что дым и запах не переполошили всю школу, уж курили бы в туалете у открытого окна, не нарушали бы традиций). Катя Зайцева тоже ведет себя подозрительно, еще и фартук (уже свой, черный) у нее перепачкан белой краской.
В учительской военрук Нефимцев угощает Галину Павловну чаем с запахом бензина. Собственно, в этот момент смекалистый читатель - но не Павлина - догадывается, кто испортил бюст. Усы нарисованы не кистью (это показал "следственный эксперимент"), а пальцем. Чем можно оттереть краску с пальцев? Бензином. Бензин - полновесная улика.
Однако тут подозреваемые резко меняют тактику и начинают по очереди брать на себя вину за усы Надежды Константиновны. Впоследствии выясняется, что физрук Руденко хотел спасти честь Лидочки, а Кошкин - небезразличной ему Кати Зайцевой. Вопрос, почему отважные "рыцари" решили, что Лидочка и Катя могли покуситься на святое, то есть бюст Н.К., остается без ответа. К счастью "рыцарей", Павлина им не поверила, но правильная мысль приходит ей в голову только во время общего "разбора полетов" (традиционного для детективов), проводимого в учительской. Преступник, коим оказался военрук Нефимцев, разоблачен: у него под ногтями обнаружены следы белой краски, которую он тщетно пытался оттереть бензином, - все тайное рано или поздно становится явным. Как военрук проник в закрытый на ключ зал? Вытащил из тумбочки, где хранится чай, запасной ключ (непонятно только, зачем Галина Павловна допрашивала школьников, не имевших доступа к тумбочке в учительской).
Итак, возможность у военрука была, но как насчет мотива? По словам вернувшегося в школу товарища Грачева, Нефимцев - никакой не Нефимцев. Оказывается, все это время военрук жил по поддельным документам, а школьное торжество попытался сорвать, чтобы увернуться от общения на фуршете с товарищем Грачевым и неизбежного разоблачения. Трудно сказать, почему лжеНефимцев решил, что разоблачение неизбежно, ведь под Сталинградом воевали сотни тысяч советских солдат и офицеров. С другой стороны, в истории немало примеров, когда к подобным разоблачениям приводили именно такие случайные встречи. Больше удивляет избранный военруком способ избегнуть проблем. Чтобы не встречаться с товарищем Грачевым за столом, ему достаточно было перед фуршетом шепнуть директору: сердце, мол, прихватило, пойду домой, прилягу. Ветеран вполне имел на это право...
Иными словами, детективная схема кажется мне не вполне стройной и перегруженной ложными ходами. Несмотря на объяснения автора в комментариях, есть сомнения и в соответствии теме: памятники советским вождям вряд ли можно назвать произведениями искусства, которые надолго переживают своих создателей.
Но, возможно, я просто не вижу картину "преступления" так, как видит ее автор, которому она наверняка представляется логичной и аргументированной. Заранее прошу прощения и не откажусь признать свою ошибку:)