Терентий: другие произведения.

Ад-6-1: Рецензия на "Эх, Морозова" ("Сижу, а мой партнер подряд играет мизера")

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

   Сижу, а мой партнер подряд играет мизера
  
  
   Считается, что любое литературное произведение требует идеи. В детективе идея уже задана самим жанром. Тайна должна быть раскрыта - это то, что определяет детектив, как таковой. Направлений в этом жанре несколько. Но все их объединяет построение героем, а с ним и читателем, стройных логических цепочек, приводящих к раскрытию тайны. Этим детектив и привлекает поколения читателей.
     Представленное произведение относится к жанру иронического женского детектива.
     Видные литературоведы советуют начинать рецензию с осознания названия произведения. Название отсылает нас к известной фразе из фильма середины прошлого века 'Вызываем огонь на себя'. За давностью лет контекст этой фразы забылся, и сейчас она больше используется в ироническом значении, что соответствует направлению жанра, и отражает как стиль повествования, так и суть его. Ведь героиня в одной сцене попыталась защитить шефа, вызвав огонь на себя.
     Чем определяется данное направление жанра? Прежде всего героиней повествования, от лица которой оно и ведётся. В данном произведении - это секретарша Юлия Морозова, она же Юльчик. Девушка, во всех отношениях подходящая на роль следователя. Она больше интересуется модой, чем работой, она иронична, находчива, готова к авантюрам, легкомысленная, не лишённая наблюдательности... Образ рисуется постоянными опозданиями на работу, ярко выраженным вниманием к предметам одежды и аксессуарам, которые и выводятся в качестве улик. Благодаря её знаниям моды, привычек шефа и зоркому глазу, а также женской житейской смекалке истина открывается для читателя.
     Как уже сказано выше, главное в детективе - сцены и цепочки улик и рассуждений, приводящих к открытию истины. Другими словами - схема.
     Вот так я её вижу:
     1. Представление героини: разбирается в моде и обращает внимание на предметя одежды и аксесуары. Хорошо, но опытный читатель сразу сообразит, что на этом и будет строиться доказательство.
     Ремарка: у секретаря нет дома ноута? Флэшки нет? Почему она решила ночевать на работе, а не взяла работу домой?
     2. Ненароком упоминание Горки - как кладбища.
     3. Поочерёдное представление подозреваемых: описание одежды. Опытный читатель все предметы одежды выпишет, чтоб не забыть.
     4. Мимоходом упоминается дождь и слякоть.
     5. Упоминаются мотивы и денежные проблемы у подозреваемых.
     6. Полумимоходом упоминание ограблений.
     7. Обеспечение отсутствия алиби путём выхода подозреваемых из помещения.
     8. Ненавязчивое упоминание о тотальном невезении в игре шефа, которое является необычным.
     Ремарка: ненавязчивое раскрытие темы ошибкой героини, не знающей терминологии карточной игры.
     9. Мельком замеченные коричневые ботинки на шефе.
     Ремарка: а какие ботинки были у шефа, когда мужики вернулись, Юльчик видеть не могла. Так что шеф их мог поменять раньше, например, испачкав в другом месте. Можно заставить Юльчика подсмотреть в замочную скважину на ботинки шефа. Ненавязчиво.
     10. Расшифровка улик и умозаключения по ним.
     Как видим, схема стройна и соответствует способностям и характеру выбранного героя, точнее - героини. Немного очевидна, но это не портит рассказ.
     Ремарка: А вот высокая перенасыщенность уликами и действиями, направленными только на детектив и ни на что более, на квадратный килобайт текста напрягает и напоминает качественный синопсис. Хотелось бы, чтоб героиня съела банан и выбросила шкурку за окно. На ней бы не поскользнулся шеф, вышедший за пакетом с деньгами. Она бы благополучно сгнила, а читатель бы подумал с облегчением: "Иногда банан, это просто банан!".
     Итак, истина открылась благодаря превосходству женщины над мужчинами в вопросах моды, стиля и вкуса. И капельки женской наблюдательности.
     Ситуация счастливо разрешается. Жизнь Юльчика входит в привычную колею, где можно опаздывать на работу, выбирать красивую сумочку от 'Армяни' и оценивать проходящих через секретаря импозантных мужчин.
     И даже шеф ценит её всё больше с каждым эпизодом:
     '- Хорошо, Юльчик. Но если опоздаешь в понедельник, уволю.'
     'За то, что ты, дура, меня спасала.'
      '- Нет, не дура, совсем не дура ты, Морозова.'
     Лично мне хотелось бы обратить внимание на фразу, которая раскрывает характер героини и окружающего мира:
     'нормальный у меня шеф, зарплату платит, в постель не тащит и даже по выходным работать не заставляет'
     Возникает вопрос, можно ли верить этим откровениям, брошенным якобы мимоходом?
     Если им поверить, то какие выводы можно сделать?
     Первый: героиня умеет врать легко и убедительно, либо себе, либо читателю.
     Второй: шеф столь прекрасной женщины - представитель нетрадиционной ориентации.
     Третий: именно в выходные шеф обделывает свои неблаговидные дела, стараясь, из симпатии, не втягивать в них секретаршу.
     Четвёртый: Юльчик настолько часто вспоминает шефа, что создаётся впечатление, что она безумно в него влюблена и старается скрыть это от себя самой.
     Пятое: сколь бы ни скрывала героиня от самой себя любовь к шефу, в минуту смертельной опасности она идет спасать его, рискуя жизнью.
     Вот так, одной фразой, для читателя открывается реальный мир человеческих отношений и характер героини.
     Оценят ли Мужчины откровенное превосходство героини над героями произведения? Выдержит ли шовинистическое эго читателя мужского пола попрание его исключительности? Я не знаю. Зато женская аудитория оценит по достоинству и образ легко шагающей по жизни героини, и недалёкость героев-мужчин.
  

  • Комментарии: 2, последний от 01/11/2022.
  • © Copyright Терентий
  • Обновлено: 01/11/2022. 7k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список