Хммм... Я не судья, но хотел бы предложить публикации - поэтому, надеюсь, мне не полностью не уместно дать тут такой комментарий, который одновременно является и мини-отзывом на все рассказы конкурса...
Прежде всего, одновременно удручен и ободрен. Удручен тем, что рассказов всего 8 (это подтверждает высказываемые со всех сторон опасения, что СИ перестает быть привлекательной площадкой для конкурсов как таковых), а ободрен тем, что среди этой восьмерки нет ни одного по-настоящему беспомощного текста, а вот по-настоящему сильные - есть. Причем велика доля фантастических детективов... точнее, фантастики с детективным элементом. Впрочем, тут все лишь "с детективным элементом", даже то, что не фантастика. Хорошим рассказам это пошло на пользу (продолжаю придерживаться концепции, которая здесь, вероятно, не модна: настоящий детектив и в самом деле "низкий жанр", а все примеры как бы обратного - именно "как бы", потому что это именно произведения с детективным элементом), а наименее сильным - пусть, да, не абсолютно беспомощным, - скорее наоборот: ярко выраженная детективная направленность могла их вытянуть. Ну, в том смысле, что детектив, конечно, "низкий жанр", но когда он является самим собой, то обладает определенным набором достоинств и в своей литературной нише очень даже уместен.
Итак, вот мой мини-обзор
Фесте Ад-8(1): Миссия
Как фантастика - просто по-настоящему хорошо! Отличный сеттинг: не просто космоксенобудущее, но и элементы АИ, при этом без перегрузки; и сюжет тоже отличный. И чисто лит. уровень хорош. Детективная линия нормально выдерживается на втором месте, некоторые замечания по ней пробросить можно, но незачем (вот выйди она на первый план - пришлось бы). Охотно возьму в "Горизонт"
Шико Ад-8(1): Всей птичке пропасть
Тоже весьма хорошо, хотя и не фантастика, так что в горизонтовские планы не вписывается (впрочем, см. ниже). Детективная линия представляет собой именно один из элементов - и в этом смысле нормально поддерживает конструкцию. Вместе с тем некая историческая конкретика, практические возможности, речь, быт и нравы прописаны так, что для нашей реальности это местами слишком вычурно: ср. фильм "Дуэлянт", в котором таких общих невозможностей более чем достаточно, чтобы превратить его в АИ... и, как ни странно, при этом он тоже хорош. Я бы порекомендовал пробросить на заднем плане некие альтернативно-стимпанковские реалии: упоминание патрульного дирижабля или таежной стражи на лосях... какой-нибудь стимоход мелькнет вдали сквозь туман... иное имя императора проскользнет в разговоре, или, допустим, название романа "Войны и миры" пожилого Лермонтова... Тогда охотно возьму в "Горизонт"
Карандаш Ад-8(1): Камера молчания
Если это стилизация под фантастику 60-х, то это надо дополнительно подчеркнуть, да и то привязка к межгалактическому рейсу режет глаз. Вполне хватило бы масштабов Солнечной системы, причем ближних: этак облет Марса. Ну и вообще как-то не видно необходимости для фантастики: этот нормальный производственный роман вполне можно было бы развернуть на полярной станции или на выполняющем функцию таковой научно-исследовательском судне, вставшем на вынужденную или плановую зимовку (м. б., даже проводя эксперимент по обкатке психологии космонавтов в долгих рейсах). Тогда нет нужды и в АИ, при котором СССР дотягивает до стадии таких космических полетов.
Детективная линия достаточно неуклюжа, но в целом под стать другим производственным неуклюжестям.
Балакирев Ад-8(1): Раз Кровожад, два Кровожад...
Сам фантастический мир несколько слишком заковырист, но не настолько, чтобы сеттинг совсем уж настоятельно требовал доработки. А есть и просто приятный сюрприз: автор, казалось, настойчиво подводил к тому, что вот-вот будет продемонстрирована вампирская линия - однако обошлось без него... причем развешанные по стенам ружья вполне успешно дают залп и при отсутствии вампиризма в сеттинге!
Однако детективная составляющая откровенно провисает. Сие тексту не на пользу - и это не противоречит моему убеждению, что по-настоящему может быть хорош рассказ с элементами детектива, а не чисто детективный рассказ. Да, становой хребет должен быть свой, однако если уж используется подпорка (детективная, эротическая, боевиковая, историческая) - то она должна быть прочной. Пример из боёвки: густопсовый боевик - столь же "низкий жанр", как детектив в строгом смысле, при этом элементы боевика - отличная доп. опора для любого "высокого жанра". Тем не менее если в рамках этой линии персонаж передернет затвор нагана, провернет барабан маузера или выхватит двуручный меч из жилетного кармана - такую боёвку трудно назвать достойной опорой.
А детективная линия в данном рассказе - где-то на таком уровне прописана. Т. е. вот ее как раз надо дорабатывать...
Петрушка Ад-8(2): Скажи мне, кто твой друг
Не абсолютно беспомощно и местами даже миленько. Это я о рассказе вообще. К сожалению, больше о нем нечего сказать, а о его детективной составляющей - и того меньше.
Трибуле Ад-8(2): Уездные страсти
Почти то же самое ощущение, хотя и на другом материале. Автор, кажется, всеми силами стремился избежать булкохрустства, но оно влезло не мытьем, так катаньем. Исторических дыр, по букве и по духу - такой же вагон и маленькая тележка, как и дыр во внутренней логике. Но, повторюсь, рассказ не вышел в минус и даже в ноль не вышел - небольшой положительный баланс у него сохраняется.
Дромио Ад-8(2): Прогноз счастья
Если о рассказе "Раз Кровожад, два Кровожад..." можно сказать, что "фантастический мир несколько слишком заковырист, но не настолько, чтобы сеттинг совсем уж настоятельно требовал доработки" - то применительно к этому рассказу такая формулировка является чересчур мягкой. Сеттинг заковырист до стебности, а детективная линия жертвой этого стеба прямо-таки пала. Перебор на переборе сидит, делая чтение небольшого текста прямо-таки утомительным. Жаль, потому что каждая деталь по отдельности и интересна, и неплохо написана... Но вместе - винегрет, сало в шоколаде.
Киркоров Ф. Ад-8(2): Межсезонье, бессонница
А вот хорошо! Для того, чтобы детективная линия была четко видна, рассказ сложноват по композиции - однако литературным достоинствам это не помеха. И надрыв оправдан, не чрезмерен.
Единственное замечание - не стоило бы в финале давать этот стихотворный текст единым блоком. Лучше бы выглядело, останься он, такой судьбоносный, "фигурой умолчания" - если не целиком, то частично (напр., по ходу рассказа пробросить пару раз по 1 - 2 неполных строфы... да и в финале дать фрагмент...).
К сожалению, из-за отсутствия фантастики он никак в горизонтовские планы не вписывается - причем тут-то я не стану давать рекомендаций насчет "офантастичивания" сюжета: он отлично вписывается в свой нынешний жанр...
***
Ага, новая четверка.
Впечатление гораздо хуже. По-прежнему ни одного безнадежно слабого рассказа (хотя претендентов - половина... впрочем, даже они примыкают не вплотную), зато и по-настоящему сильных ни одного (хотя один вплотную примыкает к категории "просто сильных").
Читал в том порядке, как они расположены на конкурсной странице, в том же порядке выложу и здесь:
Гуинплен Ад-8(3): Рыцари и лжецы
Вот как раз он примыкает к категории "просто сильных" - но и не так чтобы более того. Любопытно, что у него одинаковые недостатки как у рассказа вообще, так и у детектива: запутанно-скомканная основная линия (строго говоря, и дополнительные линии тоже), довольно часто - натянутость мотивации, местами нестыковки во внутренней логике. Тем не менее это и детектив, и рассказ. Подкупает достаточно трезвый взгляд на юных персонажей, без умиления их возрастом.
В планы "Горизонта" этот рассказ "как он есть" не поставил бы, даже окажись он фантастикой, но в этом случае дал бы некоторые рекомендации по дальнейшей доработке. Сейчас не стану: рекомендации по "офантастичиванию" плюс рекомендации по собственно литературной доработке - уже перебор.
Куда порекомендовать - право, даже не знаю. Если сейчас актуальны проекты сборников типа "Крымский детектив" - может, туда: сеттинг именно тот, хотя название ни разу не озвучено?
New Вамба Ад-8(3): Дело об огурцах
Булкохрустство "ближнего прицела" (отчего я сразу догадался, что преступления как такового не будет: уж слишком радужен "светлый миф" о коммуналке, чтобы хоть кто-нибудь из ее обитателей оказался преступником - даже кот). Детективная линия построена по принципу "вставить деталь А в отверстие Б": руководство для шерлокхолмсов по переписке. Чтоб она не оборвалась сходу, потребовалась вся мощь авторского умиления персонажами - т. е. именно то, за отсутствие чего я похвалил прошлый рассказ. А за пределами этой линии почти ничего и нет - хотя мог бы вырисоваться очень интересный мир, даже если смотреть на него не зощенковским прищуром, но через умеренно (важное уточнение!) розовые очки...
New Жакомино Ад-8(3): В канун конца света
А вот это классическое булкохрустство, которое, из-за большей временнОй удаленности, позволяет, ну ладно уж, увидеть преступника в наименее симпатичном персонаже. Образ эпохи очень "книжный" (и это касается не только благостно-умилительной тональности): в жизненных реалиях полным-полно нестыковок, психологических невозможностей еще больше. Равно как и дыр во внутренней логике детективной линии.
New Мистер И. Ад-8(3): Элениэль. Принцесса из 7 "а"
Тут как и во втором рассказе: "светлый взгляд" на юных персонажей настолько рулите, что невозможно поверить а решимость автора сделать кого-нибудь из них настоящим преступником. (Ну и еще невозможно поверить, что если показано противостояние эльфийки и человека - то человек может оказаться виноват: такого давно уже не пишут!) Тем не менее этот рассказ неплох и, безусловно, поддается улучшению. "Как он есть" в планы для "Горизонта" не впишется, направлений для доработки много... но она вполне возможна. Много и нестыковок во внутренней логике, как общей (напр., если уж девице хватило "памяти тела", чтобы одолеть в драке троих пацанят - то и при беге она бы точно уложилась в невысокий школьный норматив: хотя бы постановки дыхания и умения рассчитывать силы для этого хватит, не говоря уж об "эльфийской" культуре движения!), так и в детективной... раз уж элементы ее все-таки присутствуют.
Хорошо бы развить ощущения ГГ-ни в связи с ее "двойственным" статусом и мысли по этому поводу - хотя бы насчет возможного будущего. Ну и, конечно, не есть гут, что все действие происходит только в окружении одноклассников: как минимум 1 - 2 раза следовало бы показать хотя бы дом и родителей (тут тоже очень много колоритных возможностей возникает!)...