Поскольку звери - публика, в большинстве, неграмотная, рассказ пришлось читать мне. Зверям. Вслух. Нет, лисица пыталась, но, при её-то по-слогам-темпе, вряд ли до дедлайна осилила бы больше четверти.
- Но ты же белка! - возражаю я. - Кот тебе безразличен.
Сходимся на том, что существо кот зловредное, но небесполезное. Во всяком случае, для детектива, в котором две загадки: пропажа кота Мурчала и покушение на его хозяйку Фриду.
У загадок много общего. Например, оба потерпевших изрядно достали всех окружающих. Однако, есть и разница: Фрида - персонаж симпатичный, а вот кот - отнюдь. Наверное, поэтому основное внимание уделяешь линии нападения на Фриду, кота же считаешь не более, чем предложенной читателю зацепкой. Типа: отталкивайтесь от кота и разгадывайте его хозяйку.
Все звери хором возражают, на их взгляд кот важнее. В конце рассказа оказывается, что они правы, но пока что я от этих возражений отмахиваюсь. Значит, респект автору, направившему мысль читателя по ложнокошачьему пути.
Мог ли я, используя расставленные в тексте подсказки, угадать хоть одного из преступников? Честно говоря, не смог. И выдра мне не помогла. Впрочем, у неё голова ушиблена и болит сегодня. Это, наверное, минус? И выдре, и рассказу. А что можно было бы добавить в текст, чтобы подвести меня-не-особо-проницательного к разгадке?
Кстати, на взгляд медведя, рассказ - полицейский детектив. Я с ним соглашаюсь. Во-первых, он авторитет. Во-вторых, мнение мотивирует тем, что Сан Саныч ищет преступника последовательно, переходя от одного персонажа к другому. При этом алиби не требует, а верит каждому на слово. Да, фактически, и преступник в конце признаётся сам. То есть, Сан Саныч не прижимает его фактами, а давит авторитетом.
- Нет, нет, - возражает свинья. - Он давит на совесть.
Сходимся на том, что Сан Саныч давит авторитетом на совесть. Ну, такая у нас догадка.
* * *
Художественная сторона (или стороны?).
Герои понравились и даже очень. Фрида узнаваема до мелочей. Мы у неё когда-то снимали комнату. Золотой человек. Ровно то того момента, пока не нагрянули "друзья", а это случалось регулярно. Тогда - катастрофа. Мурчал тоже узнаваемый, а с огурцами ещё и замечательный. Сумасшедшая старуха, да все герои очень хороши. Респект автору огромный.
- А надо ли, чтобы и Фрида была уборщицей, и старуха убирала постоянно? Это что, ложная улика? - проснулся медведь.
Вряд ли. Если улика, то усилить бы как-то, если нет, может Фриде другую профессию придумать?
- Фрида милая, - вздыхает свинья. - Она любовь ищет.
- А написано "в перманентном поиске нового любовника", - ворчит хомяк.
Мне тоже кажется, что "в перманентном поиске настоящей любви" было бы лучше.
Показалось, что на героев завязаны и основные находки. Например, фрагмент:
"- И как Колюшок узнал бы, что Фрида из квартиры за каким-то чертом ночью выпрется? - досадливо отмахнулась Анна Голова. - Кот-то её сдох.
- Ну, может, помяукал под дверью. Она спросонья и высунулась"
Этот коротенький диалог прочитался с огромным удовольствием. А почему? Потому, что все действующие лица к этому моменту уже стояли перед глазами. Колюшок - мягкий, бесхребетный, даже разговаривающий, наверное, тихим извиняющимся голосом. И вот автор заставляет представить его мяукающим в темноте голосом брутального котяры. Респект.
* * *
Стиль. По стилю лисица очень возмущается. Её тонкая натура утверждает, что стиль рванный. Говорит, что первый абзац дан совсем уж рублеными предложениями.
- Ну что здесь такого? - возражает свинья. - Возможно, автору хотелось, чтобы читатель почувствовал напряжение.
Я пожимаю плечами. Действительно рванный, кое-где стиль даже превращается в репортажный.
Наверное, автор не успевал под дедлайн, В обычном художественном тексте репортаж, чаще всего, в минус, но в детективном он имеет право на существование. Нет, всё-таки осталось впечатление сырости, неоднородности текста.
Звери собираются в кружок вокруг абзаца с предложением "Не любили бабенку соседи, но все же зла ей не желали, поэтому облегченно выдохнули". Пытаются понять, медленно, но понимают. Дедлайн определённо давил - с размаху этот абзац пройти не удаётся, хотя, если вдуматься, всё понятно.
* * *
Дальше - наши со зверями наблюдения, которые, наверное, можно использовать при доведении рассказа.
"Сталинки", в моём представлении, не ветхое жильё, а дома, построенные в сталинском помпезном стиле. А уж обветшал конкретный дом или поддерживается в прекрасном состоянии - это по-разному. Кстати, массово строившиеся в тот же период бараки никогда сталинками не называли.
- Да, да! И там потолки высокие, летать удобно! - каркает ворона-попугай.
Может быть слово "сталинки" лучше привязать к тому, что некоторые жители к жилью своему прикипели? От высоких потолков сложно отказаться, а некоторым сложно отказаться и от внешней помпезности.
Кстати, а можно заменить и на "хрущёвки" - дешёвое жильё, когда-то сильно смягчившее жилищный кризис, но сразу строившееся "не на века" и уже лет через двадцать обветшавшее.
Говорящие слова: название (есаул, номер тринадцать) и имя Фрида. Медведь знает, что Фрида это в честь художницы. Кто такой есаул знаю я сам. А вот что они говорят читателю до меня не дошло.