Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии на повесть "Возвращение "Большого Арбуза""

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

Рецензии на повесть "Возвращение большого арбуза"

   Рецензия N1

Отзыв на работу автора Дельта "Возвращение большого арбуза"

  
   Приключенческая повесть, где все черты детектива есть, а вот его самого я не вижу. Но раз координатор пропустила повесть, то, наверное, он где-то есть. Очень глубоко. Ладно, приключения я тоже люблю, поэтому разберу повесть с приключенческого ракурса, а по детективу, надеюсь, более подробно пройдутся другие участники.
  
   Итак, повесть состоит из нескольких сюжетных линий, которые в идеале должны сойтись в финале. В "Возвращении..." она не сошлись, отчего повесть выглядит эдакой лохматой растрёпой. Начинается повесть линией Лопатиных. Старший из них - Алексей - вел дело о гибели первого владельца "Арбуза", но банкнота пропала и он завещал найти ее младшему - Олегу. Тот поначалу забил, не до кладоискательства было, но потом дела повернулись не лучшим образом и Олег вспомнил про банкноту.
  
   Вот и Лопатин. Он ни минуты не сомневался, что разгадает эту странную загадку и найдёт таинственный раритет, спрятанный кем-то много лет назад, и это стало его целью жизни и идеей фикс.
     
   Ну и как же эта идея фикс вела Олега по сюжету? А, простите, никак. Его сбила Татьяна, он привез ее домой и дальше в лучших традициях мелодрамы они устроились жить долго и счастливо. А отбирать банкноту у ее нынешнего владельца не хорошо, поэтому и хрен бы с ней по деревне. Олег подумал и согласился. Рецензент подумал и не согласился. Где конфликт, где детектив, зачем вообще с такими подробностями рассказана история Татьяны и Олега, если до банкноты у них дело так и не дошло?
   На мой взгляд, это никуда не годится. Даже если это сладкая сказка для домохозяек, всё равно можно было привести эту линию к общему знаменателю. Например, дача Олега находилась в том же садоводстве. Увидев начало разборок Лёпы с Силиным, когда Силин бьет девушку, Олег мог бы героически набежать на негодяя, получить в морду и быть спасенным Веней вместо оказавшегося бесполезным телефона. Или еще как-то, но пока что эта линия провисает в воздухе и криво торчит на сторону.
  
   Линия Тихомирова и его соседей - Марины с Лёпой - лучше, но слабовата. Безумный коллекционер, мечтающий унести свое главное сокровище с собой в могилу, мог бы получше подготовиться к визиту незваных гостей, чем сидеть на квартире в ожидании инфаркта. Если бы он, к примеру, обосновался в том же дачном поселке, приготовившись устроить искателям банкноты отечественный ремейк "Один дома" - это было бы интереснее. Тут я бы повернул линию так: Лёпа, давно следивший за стариком, наносит тому визит, но за ним мчится Марина, пытаясь остановить жениха. Одновременно туда заявляется Силин и начинается эпическая битва за сокровище.
  
   Линия Силина - единственная, которая мне понравилась. Разумеется, за исключением стиля изложения "когда один космонавт рассказывает другому устройство корабля, на котором они вместе летят уже двадцать лет". Когда персонажи говорят "для читателя", это сразу заметно и сильно портит впечатление. Они не показывают историю, они отрабатывают номер, как нерадивые татьянины продавщицы. И отношение к истории у читателя выстраивается примерно такое же, как к таким продавщицам.
   Тем не менее, сама линия хороша. Бывший бандит, он решительно идет к цели и мог бы стать главным инициатором конфликта, если бы таковой случился. Но он, увы, не случился, кроме невнятной драки в финале. Мордобой есть, но подлинного конфликта, противостояния нет, хотя, судя по фразе:
   Никто из них ещё не знал, что там погибли два безумца, пытавшиеся завладеть не принадлежавшим им миллионным раритетом, который сгорел вместе с ними.
   Он намечался. И да, гибель в поединке двух обезумевших персонажей - это отличное решение. Но провисающие линии повествования не создают тот накал безумия, который требуется для этой сцены.
  
   А ведь вся основа для этого есть. Представим эту историю, например, так. У нас есть три главных сюжетных линии:
   1. Силин, одержимый жаждой наживы
   2. Олег, мечтающий вырваться из цепи неудач
   3. Лёпа, мечтающий одним ходом проскочить в дамки и для того проворачивающий одну аферу за другой - эдакий Остап Бендер в миниатюре.
   Все трое, постепенно приближаясь к цели, так же постепенно едут крышей. Показанный параллельно обезумевший старик оттеняет повествование, демонстрируя конечную стадию того, что ждет всех троих.
   В финале все трое сходятся на укрепленной, полной ловушек даче старика, куда уже мчится Веня, хотя, по большому счету, он не особо нужен. Старик умирает, успев или не успев припрятать банкноту. В идеале, успев частично, т.е. где банкнота - ясно, возможно, ее даже видно, но не достать. Между тремя кладоискателями начинается битва. Раз уж автор любит мелодрамы, Олег, влюбленный в Татьяну, успевает одуматься, когда срабатывает одна из ловушек старика и дом загорается. Олег выбирается наружу, возможно, с помощью Вени, а двое других, не в силах отступить, гибнут в пламени.
   Вот как-то так я бы выстроил сюжет.
  
   А главу 28 я бы при любом раскладе без всякой жалости вычеркнул. Полностью.
  
  
   Рецензия N 2
   МНОГОВАТО ДИДАКТИКИ
   ("ВОЗВРАЩЕНИЕ "БОЛЬШОГО АРБУЗА")
  
   Сюжет этой повести построен на поиске редчайшей коллекционной купюры, выпущенной в США. Тема, конечно же, очень интересная, позволяющая заглянуть в удивительный мир бонистики.
   Расследуя убийство коллекционера Георгия Макаренко, старший лейтенант КГБ Алексей Лопатин приходит к мнению, что дело, которое считается закрытым, на самом деле не завершено. По его мнению, ошибочен и вывод о наличии шпионской сети, которая якобы организовала это преступление. Считалось, что сотрудники КГБ нашли преступников и украденную ими дорогостоящую банкноту, оказавшуюся искуссной подделкой. Вот этот последний вывод Лопатина не устраивает. Он не верит, что знающие коллекционеры Макаренко и его друг Тихомиров приняли за оригинал довольно грубую подделку. Алексей полагает, что подлинная купюра украдена.
   Однако непосредственное руководство старшего лейтенанта вовсе не заинтересовано в продолжении следствия. Уже отосланы победные реляции в "верха", награждены "отличившиеся". Лопатин вынужден отступить перед давлением "системы". Свои выводы он записывает в заветную тетрадочку и перед смертью сообщает о ней своему сыну. Впрочем у младшего Лопатина, Олега, нет времени для того, чтобы ловить "журавля в небе". Он старается выжить в трудные девяностые годы. Об этом странном деле Лопатин младший вспоминает с большим запозданием.
   Тем временем, информация о банкноте баснословной ценности попадает в руки бывшего бандита Геннадия (Генри) Силина, эммигрировавшего в Соединенные Штаты. За купюрой под названием "Большой арбуз" начинается настоящая охота, в которую сознательно или невольно втягивается множество людей.
   Сюжетные линии затейливо переплетаются в пространстве и времени. Расследование КГБ велось в шестидесятые годы. Поиск банкноты завершается в наше время, в 2018-ом. Повествование развертывается не линейно, есть много ретроспективных отступлений, в которых проявляются многие важные детали, что, безусловно, идет на пользу детективной составляющей.
   А вот количество линий и планов, на мой взгляд, несколько хаотично и чрезмерно. Некоторые из них не несут никакой или почти никакой смысловой нагрузки для раскрытия загадки. Например, историю Олега Лопатина и его возлюбленной Тани можно полностью исключить из повествования без какого-либо ущерба для онного. Собственно говоря, эти персонажи появляются здесь лишь для того, чтобы противопоставить их бескорыстное отношение к драгоценной купюре хищнической позиции эммигранта Геннадия Силина. Хотя и в этом отношении не все так уж четко и ясно. Бессеребренницей можно назвать Таню, но уж никак не Олега. Лопатин младший тоже не прочь завладеть ценностью, на которую, по сути дела, не имеет никаких прав. На это указывает ему возлюбленная. Но не ее здравые слова, а только лишь обстоятельства не позволяют Олегу включиться в борьбу за "наследство".
   Очень размыта и слаба также линия молодой японской пары. Томико Танака и Кэтсу Кимура друзья Вени и Леры Киреевых, в руки которых и попал в свое время "Большой Арбуз". Попал, очевидно, совершенно случайно. Купюру отдала им Наталья Кислицына, всю жизнь любившая ее прежнего владельца Георгия Макаренко. Но вот этот очень важный момент, к сожалению, совершенно не прописан. Можно лишь догадываться, что искренние честные молодые люди завоевали сердце и доверие пожилой женщины. Зато история, практически, проходных персонажей - японцев, принявших православие, описывается в подробнейших деталях, не имеющих никакого отношения к детективной составляющей.
   Таким образом, упор в повести делается более на дидактичность и нравоучительность, чем на само расследование. Это утяжеляет произведение, делает композицию рыхлой, о чем можно только сожалеть, потому что сама по себе интрига закручена интересно, сюжет, безусловно, увлекает, автор -- хороший рассказчик, очень неплохо владеющий словом. И,если даже при всех композиционных недочетах, повесть читается с интересом, то без излишней нравоучительности, без лишних провисающих линий и с более четким обоснованием линий действительно важных и нужных, она заслуживала бы очень высокой оценки.
   Что касается психологической достоверности персонажей, то, на мой взгляд, опять таки наиболее скурпулезно, детально и интересно описаны те, которые не имеют непосредсвенного отношения к подлинной интриге или втянуты в нее "по касательной", например Олег Лопатин и Таня, японская пара, сирота Марина, появляющаяся лишь в самом конце повествования.
   А вот, скажем, Геннадий Силин описан слишком прямолинейно и даже несколько карикатурно ( как и бывшая невеста Георгия Макаренко Наталья де Вард или друг Марины Лепа). С самого начала ясно, что этот сугубо отрицательный персонаж не сможет заполучить вожделенную банкноту. Разумеется, главная загадка в этой повести -- поиск "Большого арбуза". Но все же хотелось бы, чтобы персонажи тоже не были столь явно разделены на плохих и хороших. Мне казалось, что этого требует сама тема конкурса - "Перевертыш".
   Интересно было следить за логическими построениями и догадками Лопатина-старшего и Геннадия Силина. Но опять-таки я "спотыкнулась" и о мало обоснованную передачу "Большого арбуза" молодым супругам Киреевым, и о непроходимую глупость Марины, с легкостью "купившейся" на обман лжеполицейского Силина и сразу выдавшей местонахождения своего друга, завладевшего разыскиваемой всеми купюрой. Все это было как-то слишком "вдруг", вроде "рояля в кустах".
   Развязка повести в какой-то мере ожидаема. Исходя из общей концепции автора о добре и зле, о растлевающем влиянии денег, дорогостоящая банкнота, пробуждающая низменные страсти, не должна достаться никому. Ведь даже самый страстный ее обожатель, последний законный владелец -- Тихомиров - эгоистично и ревниво желал, чтобы этот раритет исчез вместе с ним.
   Мне понравилось стремление автора нарисовать картину социальных изменений, происходивших в стране за полстолетия. Это сделало повествование объемным, придало событиям достоверности.
   Особых претензий к языку автора у меня нет. Была некоторая шероховатость в речи Натальи де Вард, но это можно объяснить долгими годами проживания в эммиграции.
   Читала это произведение не без интереса, но вряд ли захочу вернуться к нему снова.
  
  
   Рецензия N3
  
   Впечатление от литературной части.
   Сложное произведение. Задуманное и написанное с размахом, которого хватило бы на солидный роман. Детективная история раритета - тысячной долларовой купюры - тянется аж с 1960 года. Если интрига проста настолько, что определяется одной фразой - "несколько желающих неправедно завладеть бесценной банкнотой разыскивают её владельца, а затем сгорают в пожаре вместе с раритетом", то сюжет сплетается из множества маленьких историй, где каждый персонаж каким-нибудь случаем связан с кем-то из главных персонажей.
   Заметьте, с несколькими персонажами, попеременно развивающими сюжет. Почему? А нет в повести главного героя, проницательного сыщика или расследователя. Эта роль не досталась ни Лопатину, ни Силину, ни Вениамину Кирееву. Читатель получает от каждого персонажа толику важных сведений, сам сводит разрозненную информацию воедино, сам осмысляет её, сам делает выводы. Естественно, тому, кто желает добраться до истины, приходится внимательнейшим образом читать каждый абзац, каждую строку. "Въехать" в ситуацию с середины повести, как при просмотре мыльной оперы, здесь - невозможно.
   Но вернусь к многочисленным персонажам, как действующим, так и бездействующим, которых, тем не менее, приходится запоминать.
   Вот неполный их перечень:
   Макаренко, некогда владелец ценной купюры;
   Климчук, уголовник, некогда убийца Макаренко;
   Анастасия Да Вард, бывшая Кислицина, некогда невеста Макаренко;
   Наталья Кислицина, сестра Анастасии, промежуточная владелица купюры;
   Супруги Киреевы, Веня и Лера, следующие промежуточные владельцы раритета;
   Супруги Танако, Кэтси и Томико, друзья Киреевых;
   Тихомиров, приятель Макаренко, друг Натальи Кислициной, последний владелец раритета;
   Майор КГБ Спивак, некогда начальник старшего Лопатина;
   Лопатин-отец, старлей КГБ в 1960 году;
   Лопатин-сын, неудачливый бизнесмен;
   Генри-Геннадий Силин, племянник Анастасии Кислициной - Де Вард;
   Витя-Пельмень - пособник Силина;
   Татьяна Корнилова, бизнес-леди;
   Марина Найдёнова, сирота;
   Её сожитель, Лёня Майстренко;
   Алексей и Иван, соседи важных персонажей;
   Ленка и Светка, работницы Татьяны Корниловой.
   Для меня такое обилие персонажей есть первый признак крупного произведения, как минимум, романа, который при всём желании невозможно одолеть в один присест, в отличие от повести. Не напрасно же он называется "крупной формой". На сотне страниц постепенно запоминаешь всех, кроме вовсе уж ничтожных "подай-принеси". А в повести, на двадцати-тридцати, где действующие лица стоят друг у друга на головах и оттаптывают ноги? Настолько прочная оперативную память мне не досталась, увы. Конспектировать же по ходу чтения - разве это доставляет удовольствие?
   Добро бы автор озаботился созданием главного героя, который бы вел расследование и постепенно знакомил меня с прочими персонажами. Так нет же, они все идут вразнобой, отчего не успевают уложиться в памяти.
   Только что был Лопатин, ан, уже Киреевы его сменили.
   Едва Генри Силин, заявленный злодеем, подряжает в помощники Витьку-Пельменя, чтобы отыскать Тихомирова, как в текст вторгается бесфамильный Алексей.
   Добро бы этот Алексей помог расследованию, так нет, он всего лишь пересказывает слова родителя.
   Имена и фамилии множатся. Я, читатель, тщусь их запомнить. А зачем мне имена, если вдуматься? Это ведь не учебник истории, не Карамзинская монография, где каждого князька следует помнить поимённо. Автор, к чему мне фамилия Климчука, Вильсона, Богеля, Блюментроста, Абрама Когана? Важны ли они? Неужели нельзя коротко сказать от своего имени, дескать, в деле шпионов были некие личности? Или: адрес Натальи дал Силину внук бабки-соседки, заломив и получив аж полста тыщ? Информативно ровно настолько же, зато кратко и без лишних фигурантов.
   Касательно ведущих персонажей. Не обнаружив главного героя, я растерялся. А что расследует Генри? Почему я должен следить за его поиском? Где-то к середине повести меня озадачило таким вопросом, но ответ на него я смог дать себе лишь после финала.
   Олег Лопатин, он зачем введён? Я его за второго злодея принял сначала. Потом амур с Таней заставил оправдать парня, вовремя отбросившего идею насильственного обретения сверхценной банкноты. Потом я решил, что ему достанется мантия положительного героя. И снова не угадал. Вот задачка - зачем мне его расследование, как таковое, пусть и коротенькое, нежели у Силина?
   На роль героя не сгодился и Лёня Майстренко, случайно подслушавший, подсмотревший, додумавший о Тихомирове ничтожно мало, чего, однако, хватило для попытки завладеть раритетом.
   Композиция повести тоже выглядит новаторски. Считать экспозицией пролог? Невозможно, потому что Силин появляется позже. А Киреевы и Танако, вообще, поданы в конце первой трети, когда Анастасия Де Вард уже позиционировала Силина злодеем.
   Кульминацией повести выглядит драка Силина с Майстренко, после чего оба погибают в пожаре, который уничтожает и сверхценную купюру.
   Дочитав повесть до конца, я так и не понял, зачем автору понадобились японские друзья Киреевых? Неужели ради предложения о Джамшуте? Ладно, Веня и Валерия участвуют в сюжете, как временные и легитимные держатели купюры, доставшейся от умершей Натальи. И чтобы показать разведывательный заход Пельменя с пиццей. И оказать помощь Марине после удара Силина. Но супруги Танако - на мой взгляд - втиснуты в сюжет насильственно.
   Возможно, из-за моего неумения держать в памяти всех персонажей, энергетика повести показалась не то чтобы слабой, а прогрессивно слабеющей. Введение, поданное от имени майора КГБ, беседа Анастасии Де Вард с Генри Силиным и напутствие отставного подполковника КГБ Лопатина - дали мощный заряд интриге. А дальше вдруг идёт повествование о тяжкой жизни Генки Силина. Зачем? Что оно даёт мне, читателю? Сопереживать бывшему бандиту я не хочу и не могу, парой глав выше автор уже анонсировал его, как злодея.
   Дальше - хуже. Мирная встреча русской супружеской четы с японской дополнительно разжижается частным рассказом о судьбе Кэтси. Зачем она мне, сыграет ли история чудесного спасения ног в детективе? Как оказалось - нет.
   Жалеть Олега Лопатина я тоже не стал. Неудачи бывают, согласен, Фортуна отвернулась. Запил с горя? Простите, жалость не то чувство, которое должен вызывать мужчина. Так что я даже обрадовался, когда Лопатин воспрял духом и полез в зелёную тетрадку отца, собираясь заполучить сверхценную купюру.
   По счастью, с этого момента энергетика повести резко усилилась - Силин активно принялся искать владельца раритета. Увы, рано я обрадовался. Появление Тани Корниловой и Марины Найдёновой снова затормозили сюжет. Будь произведение причислено к любому жанру, кроме детективного, я бы порадовался за Лопатина и Корнулову, так удачно нашедших друг друга. Насторожился бы и огорчился, узнав о непутёвом Лёпе, который встретился Марине. Но разве детективной повести так уж нужные побочные сюжеты, не влияющие на ход расследования?
   А если не нужны, то зачем автор отвлёк меня на них?
   К сожалению, история Олега и Тани показалась мне совершенно излишней. Киреевы с японскими гостями тоже притормозили развитие сюжета, но они хотя бы вызвали тревогу за Тихомирова. Ближе к финалу автор умело подогрел интерес к сюжету, а когда Силин ощутил дефицит времени - события понеслись вскачь. Недотёпистый Лёпа оказался не ленивым фантазёром, а "отмороженным на всю голову" авантюристом. И совершенно неожиданно квартира вспыхивает и оба злодея погибают в огне. Сгорает и купюра.
   Тут я не могу удержаться от комплимента автору. Так ловко обыграть "не доставайся же ты никому!" - дорогого стоит. Причем налёт назидательности почти не заметен, он таится под отсылкой к нелепому для обычного человека желанию Тихомирова - кремировать сверхценную купюру с его телом. Прекрасный ход! Свихнувшийся бонист для меня встал в ряд со старушкой, хранившей в гнилом матраце огромные суммы, со статуей Святого Януария, на котором болтаются погремушками несусветные драгоценности... и т.п.
   А вот 28 глава и эпилог показались ненужными.
   Впечатление от детективности текста.
   Не нашел я детективности. Не увидел пресловутую триаду.
   Кого разоблачать? Какую загадку разгадывать? У кого "Арбуз"? Но разве это интересно мне, читателю? Ничуть. Майор Спивак рассказал, подполковник Лопатин в тетрадке перечислил вероятных держателей купюры. И что? Пусть бы она лежала себе в торшере, а потом сгнила на свалке или сгорела в плавильной печи - мне это неинтересно.
   Вот если бы её украли у Тихомирова, а потом Лопатин или Силин шёл бы по следам похитителя, чтобы отнять. О, тогда история, как вор у вора дубинку украл - заиграла бы всеми красками! Здесь же купюра лежит себе открыто и ждёт, кто до неё доберётся первым.
   Где тут борьба добра со злом? Кто он, отрицательный персонаж, чинящий препятствия расследователю? А нет такого. Или я чего-то не понял, а преступником является Тихомиров, скрывший от КГБ существование подлинной купюры? Или здесь не детектив, а занятная криминальная история, в центре которой находится "Большой арбуз"?
   Почему-то мне кажется, что последнее предположение верно. Силин, ведущий поиск, вовсе не является расследователем. Он вор, который готовит похищение раритета, а не сыщик. Потому-то я и не восторгаюсь повестью, как детективом, хотя признаю литературные достоинства повести.
   Да, автор лихо закрутил сюжет, ввел в него людей, которым эта купюра не нужна ни в каком виде, отправил отпетого негодяя Силина на поиск раритета, а затем помешал тому завладеть дорогостоящей бумажкой.
   Нескучно. Однако следователем я себя не ощутил, всего лишь сторонним наблюдателем.
   Итог.
   Повесть - не детектив.
   Жаль.
   Тщательно продуманная, прочно увязанная в единый сюжет работа произвела на меня хорошее впечатление. Герои прописаны детально, их биографии могут служить сюжетами для самостоятельных произведений. Кажется, такая манера письма уже утвердилась в обиходе и претендует называться "мейнстрим". Почему автор увлёкся, где допустил отход от, а то и пренебрёг детективными канонами - гадать поздно. Предложенная им повесть, увы, не произвела на меня ожидаемое жанровое впечатление.
   Наверное, сегодня уже невозможно бороться с модным поветрием - использовать элементы, характерные для детективного жанра, в произведениях, к детективу отношения не имеющих...
  
  
   Рецензия N4
  
   Определенно, представленную повесть я вижу не иначе как телевизионную сагу. Великое множество сюжетных линий тянутся через десятилетия к главному герою -- Большому Арбузу. Да, именно уникальная купюра занимает центральное место и играет главную роль в произведении. Именно Большой Арбуз связывает и разрушает судьбы героев, вокруг него плетутся интриги, он крепчайшей нитью сюжета пронизывает эпохи и соединяет континенты. Такая вот радиальная схема композиции характерна для данной повести. Сюжетные линии сходятся в финале к Большому Арбузу, буквально вспыхивают в острой кульминации, и часть из них так же буквально сгорает вместе с купюрой.
   Кстати, раз уж зашла речь об экранизации, не могу удержаться, чтобы не дать будущему постановщику дилетантский совет. При съемках эпизодов советского времени на камере следует установить подходящий фильтр, чтобы было похоже на кино, снятое на пленку "Свема".
   А разобраться, кто здесь главный герой -- непростая задача. Пришлось даже прибегнуть к испытанному сериалами методу, назначить главными тех героев, которым повезло с хэппи эндом. Если серьезно, то я потерялся, так и не решив за кого же мне переживать и кому сочувствовать? Таким образом, очевидный минус повести -- избыточность главных действующих лиц. Этот минус мешает раскрытию образов и вместо полновесного сюжета сплетает целый куст сюжетов. Ветки сюжетного куста тянутся к финалу, угнетают друг друга и не дают вызреть плодам читательского интереса. С другой стороны. Если возвратиться к идее экранизации, то для такого дела режиссеру не потребуется какая-то сверхгениальная игра актеров. Нет, звезды первой величины, конечно, делают рейтинг, и кроме того, именно "звездными" ролями можно ограничить число главных героев.
   С детективностью... Детективом повесть можно назвать только в самом широком смысле. Почти всякое литературное произведение при желании можно назвать детективом, ибо почти всякое произведение таит в себе загадку финала. И ко же тогда читатель, как не детектив, ведущий расследование?
   Стиль повествования приятен своей простотой, таким и должен быть стиль сценария, без вычурных оборотов, без лишней эклектики, без мудрствования и желания выпендриться.
   Нет, если оставить за кадром... Хм, да, за кадром :) Слабость повести в детективном плане, то "Возвращение Большого Арбуза" производит очень даже благоприятное общее впечатление. О сугубом реализме изображаемого речи быть не может, но, в который раз повторюсь, для экрана такая картинка подходит идеально. Основная и главная претензия у меня к названию повести. Какое "возвращение", с чего вдруг "возвращение"? Это же только первая часть, пардон, первый сезон. "Приключения Большого Арбуза" - так правильно! Скажете, все сгорело в огне, и о второй части говорить не приходится, как о второй части "Титаника"? А вы уверены, что в доме были-таки найдены и опознаны обгорелые трупы? А есть у вас надежные свидетели того, что сам Большой Арбуз тоже погиб при пожаре?
   Я уже вижу начало первой серии второго сезона. Сперва идут кадры повторяющие финал: положительные герои спасаются и наблюдают пожар снаружи. Затем мы видим то, чего не было в "предыдущих сериях". Отрицательные герои сцепились в борьбе за раритет, вокруг пылает пламя, персонажи обмениваются сокрушительными ударами, "Большой Арбуз" переходит из рук в руки. В момент, когда оба на ногах и оба держат купюру. С крыши падает горящая балка, банкнота разорвана на две половины, дерущиеся разделены стеной огня и спасаются, каждый сжимая свою часть в кулаке. Теперь каждому из них предстоит найти соперника и завладеть другой половиной банкноты. В круговорот событий втягиваются новые персонажи, новые жизни висят на волоске... Что? Я уже чересчур увлекся?..
  
  
   Рецензия N5
  

Настоящий современный "недетектив"

"Возращение "Большого арбуза"

   В повести "Возращение "Большого арбуза" страсти кипят вокруг банкноты "Большой арбуз", уникальной 1000-долларовой купюры 1891-года. Аукционная стоимость этого раритета несколько миллионов долларов. Повесть начинается со сцены в кабинете майора КГБ старшего следователя Спивака. Дело в том, что первый владелец банкноты, (по повести) Георгий Макаренко был убит во время ограблении в далёком 1960-м. Однако убийцам, а затем и оперативникам, задержавших преступников, досталась фальшивка. Молодой следователь КГБ ст. лейтенант Лопатин уверен, что это дело закрывать рано и подлинная купюра пропала не без участия Михаила Тихомирова, друга убитого Макаренко. Тем не менее начальник Лопатина майор Спивак, состряпавший на этой уголовной истории успешное "раскрытие шпионской сети", предпочитает закрыть это дело, запретив Лопатину дальнейшее расследование.
   Настоящую купюру за день до гибели Макаренко передал Наталье, сестре своей невесты Анастасии. Впрочем, об этом читатель узнаёт чуть позже.
   В 2018, без малого через шестьдесят лет после вышеизложенных событий, престарелая Анастасия (по мужу де Вард), живущая теперь в США, сообщает своему племяннику Геннадию Силину о том, что в руках её сестры Натальи находится тот самый, весьма ценный раритет, пропавшая банкнота, "Большой арбуз".
   Вот в этом месте повести мне, как нормальному желчному рецензенту, сразу же захотелось вставить свои пять центов...
   Тетушка Настя, на мой взгляд, вышла в повести, в качестве персонажа, выражаясь интеллигентно, большой оригиналкой (а не интеллигентно, старой дурой). Ничтоже сумняшеся, она не только вводит в страстное корыстное искушение своего племянника, но и явно поставляет под известные риски родную сестру Наталью. (Или пробив себе дорогу в долгую и вполне успешную жизнь, старушка осталась столь наивной дамой, что не ведает, как действует на большинство людей искус большим и лёгким кушем?) Пояснение Анастасии о том, что Силин для получения банкноты должен будет разгадать для Натальи какие-то неведомые шифрограммы, выглядят, мягко говоря, наивно и глупо и в повести эта тема более не всплывает. Геннадий Силин, воодушевлённый замаячившими за океаном миллионами, немедленно вылетает в Россию на поиски стульев... пардон, конечно же, на поиски уникальной банкноты. Между прочим, милый племянничек тетушки Насти самый настоящий бывший бандит из 90-х. Это для перцу! Понятное дело!
   А бедная-то Америка заодно с тётей Настей его за хорошего мальчика держали!
   Таким образом, в повести появляется охотник за "Большим арбузом" номер один, Геннадий Силин.
   Детективная интрига пока не просматривается, но, похоже, назревает. Ждем-с!
   Далее автор переносит читателя в 1995-й год. Здесь мы вновь встречаемся с Лопатиным, ныне вышедшим на пенсию полковником КГБ. Лопатин больной старик, доживающий последние дни в ведомственном госпитале. В разговоре сыном Олегом на лавочке в госпитальном сквере Лопатин старший раскрывает ему тайну "Большого арбуза". Старик сообщает сыну координаты возможного нахождения этого ценного раритета. "Большой арбуз", по убеждению старого сыскаря, находится где-то рядом, в Москве. Купюра или у Натальи, сестры Анастасии, уехавшей в Америку, или у друга погибшего Макаренко, Михаила Тихомирова.
   Однако, Лопатин младший, на тот момент вполне успешный бизнесмен, предпочитает не изображать Осю и Кису в одном лице. Он просто продолжает заниматься своим обычным и вполне прибыльным бизнесом. О поведанном перед смертью отцом сокровище (ничего не могу с собой поделать, но в памяти тут же всплывает покойная воробьяниновская тёща) Олег Лопатин благополучно забывает. Но, времена меняются, и Олег после печальной памяти дефолта 98-го благополучно разоряется. Тут-то и вспомнилась сыну отцовская "Легенда о Большом арбузе".
   "А почему бы нет?" - решает Лопатин младший.
   В повести появляется охотник за "Большим арбузом" номер два, Олег Лопатин.
   А что же детектив-интрига? Она, улитка эдакая, по-видимому, все ещё в пути!
   Между делом: В этом месте повести режет взгляд и слух устная манера изложения своих мыслей Лопатиным старшим. Этот человек, между прочим, бывший столичный следователь, не последний сотрудник могущественного силового ведомства огромной державы, государственный чиновник, наделённый в своё время немалой властью. Да и просто "важняк" доросший до полковника КГБ. В общем и целом, это должен быть достаточно образованный, обладающий интеллигентной манерой общения, уверенный в себе персонаж. В разговоре же с сыном этот отставной полковник "частит" в уменьшительно-приторном, каком-то лизоблюдском стиле: "Завёл себе такую тетрадочку зелёненькую, всё туда выписал - имена, адреса, мысли свои. Перед начальством чист, никуда в сторону не рыпаюсь, а тетрадочка лежит себе на антресольке, кушать не просит". К тому же он позволяет себе совершенно "дворницкие" обороты речи, такие, к примеру, как: "сестра ейная, Наташа". Этому экс-полковнику, чтобы вполне походить на старорежимного лакея, только частицы "с", в конце слов не хватает: "Да-с! Нет-с! Так точно-с!"
   За "Контору" обидно, понимаешь!
   Далее автор вновь возвращает читателя в наше время. На дворе 2018-год. Читатель знакомится с Лерой и Веней Киреевыми. Дело в том, что эта молодая пара сравнительно недавно унаследовала от умершей Натальи (сестры Анастасии де Вард) тот самый "Большой арбуз". Тут же немедленно всплыл (словно кашалот из глубины в брачный период) Михаил Тихомиров, друг погибшего Макаренко. Он же, страстный, я бы сказал, одержимый коллекционер-бонист. Все эти годы Тихомиров увивался вокруг Натальи, тщетно пытаясь уговорить сестру невесты погибшего друга продать ему заветную банкноту. В дальнейшем, то, что не удалось провернуть Тихомирову с Натальей, благополучно получилось с её наследниками. Лера и Веня согласились поменять банкноту на большую тихомировскую квартиру в центре столицы. Старик Тихомиров же продал свою коллекцию банкнот и переселился в комнату в коммуналке на окраине Москвы. Теперь его главное удовольствие в жизни - любоваться по ночам на "Большой арбуз" за запертой на пять замков дверью. Этот образ сумасшедшего коллекционера автору явно удался. Прошу прощения у автора за лёгкий глум, но у меня он почему-то вызвал стойкую ассоциацию с экс-хоббитом Голлумом из "Властелина колец". Мне явственно представилось, как укрывшись в своей коммунальной пещере, измождённый страстью, тощий и голый старик Тихомиров с вожделением таращится на освящённую мощной настольной лампой старую банкноту и нежно бормочет:
   "Моя прелесть!"
   В довершение всего Тихомиров завещал Вене Кирееву после смерти кремировать себя вместе с банкнотой. Вот маньяк!
   Здесь же на сцене повествования возникает молодой бездельник Лёнчик (сожитель соседки Тихомирова по коммуналке в Люберцах Марины Найдёновой). Этот альфонс-пролетарий оказался весьма проницательным от природы типом. Лёнчик рыщет подле запертой соседской двери, аки голодный шакал Табаки, почуявший жирную и желанную добычу.
   Ага! Вот и нарисовался охотник за "Большим арбузом" номер три, алчный сосед Лёнчик.
   Всё это хорошо, но где же интрига? Концовка близится, а "Германа" всё нет! Охота за сокровищем это всё-таки не расследование загадочного преступления! Тем более что и загадки никакой нет. Всё излагается читателю, хоть и постепенно, но честно и откровенно...
   Хотя! Может быть вот оно! Весьма интригуют появившиеся (наверное, не зря) друзья Киреевых. Это японцы, приехавшие к ним в гости супруги, Кэтсу и Томико. Дело в том, что Веня Киреев по образованию японист, а Томико его соученица по университету. Чего-то, по-видимому, надо ждать от этих загадочных детей страны Ниппон. Судя по всему, это японское "ж-ж-ж" (вернее, "с-с-с", поскольку многие согласные звуки японцы не произносят) неспроста!
   Между тем главные охотники за "Большим арбузом" Геннадий Силин (бандит и негодяй) и его антагонист Олег Лопатин (неплохой парень) каждый по отдельности и доступными им методами приближаются к желанной цели. Парни ищут сокровище! Лопатин, впрочем, уже вознаграждён! Он в процессе охоты находит любимую девушку по имени Таня. Силин тем временем выходит на Киреевых. Супруги чувствуют слежку, и начинают резонно беспокоиться за свою безопасность. Веня понимает, что всё это связано с "проклятой купюрой". Он не желает смерти Тихомирову, но от банкноты, после его кончины предпочёл бы поскорее избавиться. А именно сжечь, согласно завещанию, тело старика в крематории вместе с предметом его страсти.
   Что же касается третьего, самого мелкого (во всех отношениях) охотника за БА, то сосед Лёнчик притаился (как и положено шакалу) возле запертой двери Тихомирова и ждёт своего часа. А старик Тихомиров всё также любуется по ночам на свою "денежку"...
   Лёнчик всё-таки дождался... Почуяв смерть старика, мародёр взламывает его комнату и похищает купюру. Затем, не найдя ничего лучшего, скрывается со своей добычей на подмосковной даче. Тем временем главный злодей Силин под видом фальшивого капитана угрозыска Савенкова идёт по горячим следам. Он, запугав Марину, сожительницу Лёнчика, вычисляет местонахождение последнего и является за вожделенным кушем на дачу. Здесь и происходит последняя схватка. Два злодея на глазах у подоспевшего Вени и его студенческой подружки Томико (как же без зрителей!) живописно гибнут во время пожара. Обезумев от алчности, вцепившись друг в друга, объятые карающим пламенем злодеи натурально сгорают в более чем "жаркой схватке за сокровище". Впрочем, обагрённое кровью своего первого владельца проклятое сокровище самоиспепеляется вместе с ними. Театральность происходящего зашкаливает!
   "Люди гибнут за "Арбуз" - ария Мефистофеля у банкомата! Занавес!
   Итак, всем сёстрам роздано по серьгам... "Неплохой парень" Лопатин счастлив и без "арбуза" с любимой Таней. Славное семейство Киреевых обретает желанный покой на супружеском поприще, а их симпатичные друзья Томико и Кэтсу благополучно улетают в свою Японию. Между прочим, клинок этой самурайской катаны так и не блеснул своей разящей холодной сталью! И зачем эти двое были нужны в повести? Или просто автор и сам не чужд японистике?! Ну, любит он Японию и японцев! Суши кушать без них не может!
   Ну что же, вот, пожалуй, и резюме:
   На мой взгляд, детективная часть повести заканчивается, не успев начаться, в самом начале книги, в кабинете майора Спивака. Далее следует старая добрая охота за сокровищем. Подобные сюжетные линии представлены читателям не раз и не два. К примеру, такими классическими книжками, как "Остров сокровищ" или "Двенадцать стульев". Правда, куда уж нам всем вместе и по отдельности до Стивенсона и Ильфа с Петровым?! Литературная же часть, порой, от вполне добротного текста сбивается на сухой синопсис, то есть простенький пересказ сюжета. Хотя, возможно, это следствие вынужденных сокращений.
   СПОХВАТИВШИСЬ!
   Впрочем, должен признать! "Большой арбуз" конечно, далеко не идеален, но зато вполне читабелен, местами даже "по-маринински" увлекателен! Хитросплетения тайных и явных связей множества героев требуют внимательного прочтения и это само по себе интересно. Встречаются удачные образы-персонажи. Да и сама фабула повести напоминает то ли шараду, то ли скайнворд и в этом также состоит своеобразное достоинство этой книги.
   А название этого произведения я бы поменял! Не "Возращение Большого арбуза" (тоже мне "Святой Лука"!), а "Охота за Большим арбузом"...
   В ПОРЯДКЕ САМОКРИТИКИ.
   Ещё раз прошу прощение у автора за возможно излишнюю въедливость и глумливость. Ничего личного, дорогой автор! Просто рецензент-ЛЮБИТЕЛЬ вдруг вообразил себя ПРОФИ-рецензором. Мания Величия никого не щадит! Простите, если сможете!)))
  
  
   Рецензия N6
  
   Попробую проанализировать детективную интригу повести "Возращение Большого Арбуза".
   Преступление было совершено в далеком 60-м году. По заказу сотрудника американского посольства Джона Вильсона некий Климчук проник в квартиру Георгия Макаренко и украл уникального "Большого Арбуза". Так называлась банкнота номиналом в тысячу долларов США, выпущенная в 1890-1891 годах, ставшая ценнейшим раритетом с тех пор. К Георгию она попала от отца, тот вывез банкноту из Германии после войны, но не знал её ценности. Георгий и его друг Михаил Тихомиров, напротив, были опытными коллекционерами, и знали об истинной стоимости "Арбуза". В схватке с Климчуком Макаренко погиб, преступник был задержан, дипломат выслан, банкнота признана фальшивой, изготовленной в начале 20 века и не ахти какого качества. В общем, "органы" сработали оперативно и награды свои получили заслуженно.
   Вся дальнейшая интрига повести стоится на догадке молодого сотрудника КГБ Лопатина, что Макаренко и Тихомиров не могли не знать, что купюра фальшивая, так как видели подлинную купюру. Ну, знаете, ничего себе предположение. Что же получается, отец Макаренко, простая душа, вывез из Германии после войны и подлинник купюры, и ее фальшивую копию. У доллара есть потрясающая особенность, все купюры с 1861 года, независимо от даты выпуска продолжают оставаться платежеспособным документом и подлежат обязательному приему. Тысяча долларов - большие деньги, они наверняка имели хождение в Германии конца войны. А старший Макаренко, вместо того, чтобы отоварить купюру, везет ее в СССР, где просто за ее хранение имелась уголовная статья с самым серьезным наказанием, да еще хранит ее "среди бумаг". И зачем-то прихватывает фальшивку? И он совсем не нумизмат? Зачем ему была нужна фальшивка? За нее по законам военного времени в Германии тоже, думаю, не поздоровалось бы. Лучше бы он все же был коллекционером, пусть и не таким сведущим, как его сын.
   Какое же преступление расследуется в повести? Убийство Макаренко расследовано еще в 60-е годы. Хранение валюты в наше время уже не преступление. Фальшивая купюра давно подшита в дело. Преступления как такового нет, есть только преступные намерения участника поиска " Большого Арбуза" - Геннадия Силина. Не скрою, материал повести интересный, остросюжетный, с позитивной моралью. Но чтобы она стала детективом в классическом понимании, ее нужно "переформатировать". Например, сделать центром расследования ограбление умершего Михаила Тихомирова. Тогда бы можно было выстроить интеллектуальный поединок положительного героя Киреева с отрицательным персонажем Силиным.
   Или попробовать начать с расследования смерти двух мужчин на пожаре. Тогда на том же самом материале можно было бы выстроить детективную интригу. А пока это просто криминальная драма.
  
  
   Рецензия N7
   Проклятие очередного сокровища

Возвращение "Большого Арбуза", повесть: Детектив Конкурс Современный детектив - 2018 (СД-7) Журнал"Самиздат" http://samlib.ru/d/detektiwklub/delta_sd_7.shtml

   No Copyright  Дельта
   Из всех персонажей мировой литературы, кому вожделенное сокровище принесло счастье, вспоминается лишь граф Монте Кристо, да разве ещё Буратино. Хотя и то, что они получили, можно назвать счастьем лишь с известной натяжкой. Первому богатство дало возможность вплотную заняться мщением, и он, не будучи в силах преодолеть этот соблазн, потратил остаток жизни на довольно мелочное и, надо сказать, не очень приятное дело. Что же касается второго, то кукольный театр, хотя сам по себе и является капиталом, вряд ли способен предоставить владельцу возможность приятного и беззаботного существования. Особенно если учесть организаторские способности этого владельца.
   Остальным же персонажам сокровище доставило в лучшем случае непредвиденные хлопоты, а в худшем - потрясения, жизненные драмы, а нередко и смерть. О чём тут говорить, если даже О. Бендеру, с его незаурядным природным даром, добытый с таким трудом и лишениями миллион не принёс ничего хорошего!
   Как правило, в таких переделках в выигрыше оказываются те, кто либо с самого начала не позволил златому тельцу овладеть всеми своими помыслами, либо нашёл в себе силы прекратить безумную гонку, пока ещё не стало слишком поздно.
   В повести "Возвращение "Большого Арбуза" (автор Дельта) действуют персонажи всех перечисленных типов. Все вместе они по воле автора воссоздают классическую картину, много раз изображённую в мировой литературе. Но разве есть что-то плохое в обращении писателя к вечной теме? Совсем наоборот - это занятие, несомненно, благородное. И вечная эта тема сегодня в России, пожалуй, актуальна как никогда. Потому что страна, когда-то великая и устремлённая к высокому, всё больше и больше склоняет некогда гордую голову перед пресловутым златым тельцом. В глазах многих граждан его сияние уже затмевает всё, чем дорожили ещё вчера.
   Вот если бы только выписать как следует этих персонажей, чтобы выглядели не так схематично. А поживее бы, посочнее, поинтересней. Ну, если уж не так, как вышеупомянутый О. Бендер, то хотя бы не хуже вашего соседа дяди Васи, который виртуозно играет на гармошке, говорит пословицами и умеет смеяться так, что никто в радиусе двадцати метров не выдерживает, чтобы не присоединиться. Или базарная торговка, у которой в прошлое воскресенье вы зачем-то купили полкило раков, хотя ходили всего лишь за пучком лука. Нос у неё какой-то удивительный. Вот им она, наверное, вас и очаровала. Или как... Впрочем, вам виднее, с кого можно было бы срисовать персонажей так, чтобы читатель их уже не то, чтобы запомнил на всю жизнь, но хотя бы не путал одного с другим во время чтения. Тогда, глядишь, и тема, хоть и вечная, а стала бы близкой и родной для нас, сегодняшних, для каждого. И нет-нет, а свернул бы кто-нибудь из читателей со скользкой дорожки.
   Вот это и было бы высшей автору наградой.
  
  
   Рецензия N8
  
   Автор использует любимый мною прием - "запускает" несколько сюжетных линий, которые должны сойтись в одну.
   Плюс флэшбеки ("откаты" в прошлое) - тоже неслабый ход.
   Удалось ли автору в полной мере воспользоваться всеми преимуществами этих методов?
   Давайте посмотрим...
  
   1960-й год.
   КГБ только что завершил удачную операцию по разоблачению шпионской сети (Ну как - завершил? Доложили правильно "наверх").
   Но у молодого офицера по фамилии Лопатин остаются вопросы без ответов. В частности, он интересуется тем, куда исчез (если вообще был) оригинал редкой американской банкноты "Большой Арбуз" достоинством в тысячу долларов, из-за которой погиб коллекционер Георгий Макаренко.
   Однако руководство не поощряет любопытство Лопатина и приказывает ему дело прекратить - так спокойнее, не будет лишней головной боли от товарищей "сверху"...
  
   Далее читатель по воле автора переносится уже в наше время. В Нью-Йорке некая пожилая леди (миссис Де Вард) уговаривает своего племянника бизнесмена Генри Силина (который вот-вот собирается ехать в Москву) установить контакт с ее сестрой Натальей и добыть у нее банкноту "Большой Арбуз", которая высоко котируется у коллекционеров и стоит миллионы долларов...
   Геннадий Силин - персонаж родом из девяностых: беспринципный, жадный до денег. Он соглашается, пропуская мимо ушей россказни тетки о каком-то там "Абсолютном шифре", который нужно разгадать, чтобы заполучить банкноту. Миссис Де Вард (она же - Настасья Кислицына) была когда-то невестой коллекционера Макаренко, убитого бандитами из-за упомянутой купюры.
   Следующие персонажи, с которыми знакомится читатель - семья Киреевых: Веня, Лера и их дочь Таня, а также еще их японские друзья - Кэтсу и Томико. Последние приезжают к Киреевым в гости в Россию, мило общаются, болтая на смешной смеси японского и русского языков. Лера, к тому же, еще и беременна. Пока никакой связи с предыдущим сюжетом не просматривается...
   Кэтсу, как выясняется - христианин, глубоко уверовавший после произошедшего с ним несчастного случая.
   Новая глава повествует о бизнесмене Лопатине - сыне того самого офицера Госбезопасности, о котором шла речь вначале.
   Кризисы и дефолты основательно подорвали благосостояние Олега Лопатина, и после всех невзгод, после смерти родителей, он вспомнил о некоей тетрадочке, о которой ему поведал уже тяжелобольной отец.
   В эту тетрадь офицер КГБ аккуратно записывал всё, что связано было с давним делом о банкноте "Большой Арбуз" - ибо он верил, что она (банкнота) существует. Среди людей, которые могли иметь отношение к банкноте, им были отмечены: сестры Кислицины (Анастасия и Наталья), а также Михаил Тихомиров, друг покойного Георгия Макаренко.
   Читая отцовские записи, Олег многое узнаёт об этих людях; о том, что Анастасия после гибели жениха вскорости вышла замуж за гражданина Голландии и покинула Союз. Что Наталья, ее сестра, очень тяжело восприняла гибель Георгия и что на допросах говорила с трудом из-за душивших ее слёз...
   Немалый интерес представляла фигура Тихомирова, который являлся коллекционером-фанатиком. Тем не менее, судя по материалам дела, ни Георгий, ни его друг не смогли либо не захотели отличить фальшивую банкноту от настоящей (что в своё время вызвало удивление у Лопатина-старшего).
   Олег решает найти ценную банкноту...
  
   Между тем, Силин пребывает в Москву и начинает свои поиски. Прежде всего, он хочет найти надежного помощника и обращается к одному из своих прежних подельников, по прозвищу Пельмень. Ему он поручает отыскать Наталью Кислицыну.
   Одновременно Наталью разыскивает и Олег Лопатин. Пользуясь связями покойного отца, он узнаёт, что ее сестра, Кислицына Анастасия, ныне проживает в США. А Наталья несколько лет как скончалась от рака (у нее покойный Макаренко и хранил оригинал раритета).
   Что же касается Михаила Тихомирова, то он, продав свою квартиру-"двушку", перебрался не так давно в коммуналку в Люберцы. При этом он часто общался с покойной Натальей Кислицыной.
   Олег делает вывод, что, скорее всего, ценная банкнота находится у старика Тихомирова, к которому и надо искать подходы.
   Подручный Силина Пельмень тоже пытается навести справки о Наталье Кислицыной. Он крутится возле ее подъезда, задает вопросы соседям. И тоже выясняет, что Кислицына умерла, оставив квартиру какому-то племяннику.
   Ценным источником информации становится для Силина и Пельменя парень, живший по соседству с покойной. Отец парня, вроде бы, следил за старухой по поручению "некоего типа". К Кислицыной перед ее кончиной явились какие-то люди, парень с девушкой. И тот самый тип, вроде бы, выследил их и отправился за ними, когда они покидали квартиру Кислицыной.
   В главе десятой появляется Таня Корнилова - владелица сети небольших магазинов, вечно замотанная и задерганная, уставшая выяснять отношения со своими подчиненными. Крайне неудачный день этой бизнес-леди заканчивается совсем уж невесело: она ночью на машине сбивает какого-то человека... Но, к счастью, не насмерть. Так она знакомится с Олегом Лопатиным... У них завязываются романтические отношения.
   Еще один персонаж - воспитанница детского дома Марина Найденова. Которая выросла, получила по закону комнату от государства и познакомилась с молодым человеком по имени Леня - бездельником, мечтающими о легких и быстрых деньгах...
   Геннадий Силин устраивает спектакль, чтобы проникнуть в квартиру, где был прописан Тихомиров. Но самого коллекционера его подручный, переодетый доставщиком пиццы, там не обнаруживает.
   Между тем, дела служебные требуют от Силина срочного возвращения в Штаты. И Геннадий решает форсировать события...
  
   Что же касается Тихомирова, то он, проживая в коммуналке в Люберцах, действительно является фанатичным коллекционером и время от времени любуется своим сокровищем - той самой пресловутой купюрой (которую прячет в тайнике). Чувствуя приближение старости, понимая, что рано или поздно он покинет этот мир, Тихомиров решает, что "Большой Арбуз" должен исчезнуть вместе с ним (по принципу "Не доставайся же ты никому!"). Это дело он готов поручить Вене - молодому человеку, проживающему в его прежней квартире. Время поджимает - патологически подозрительный коллекционер уже почуял, что кто-то охотится за его сокровищем.
   Силин выясняет, кто сейчас проживает в квартире Тихомирова. И планирует подкараулить кого-нибудь из семейства Киреевых...
  
   Тем временем Вениамин рассказывает своей супруге Лере о том, что старик Тихомиров (который в свое время оставил им квартиру в обмен на "Большой Арбуз") попросил его позаботиться об уничтожении раритетной купюры в случае его, Тихомирова, кончины.
  
   Олег Лопатин помогает Тане с бизнесом, а также посвящает ее в свои планы - завладеть "Большим Арбузом".
   А Силину хитростью удается выудить у беременной Леры Киреевой новый адрес Тихомирова.
   Но, как это часто бывает, купюра оказывается в руках у совершенно посторонних лиц: Тихомиров внезапно умирает в своей комнатушке, а его соседи (те самые молодые люди, Марина и Леня) как раз и находят на его столе раритет... Леня не намерен упускать такой шанс. Он уезжает, чтобы схорониться на старой даче и обмозговать, кому и как сбыть ценную находку.
   Увы! По пятам за ним следует Силин. Притворившись полицейским, он заставляет Марину поехать с ним и выдать место, где прячется Леня.
   В коммуналку являются также Веня и японка Томико. Они обеспокоены; от соседа-алкаша они узнают, куда и на какой машине уехала Марина Найденова с Силиным...
   Силин, прибыв на дачу, пытается запугать Леню, но тот наглухо запирается в одной из комнат. В гневе Силин бьет Марину, и та падает. А затем снова угрожает Лёне, да еще и обливает всё вокруг дома бензином. Но и Леня готов умереть за раритет (!), и тоже поливает комнату бензином, но уже внутри. Открывает дверь... Между ним и Силиным завязывается борьба, и они погибают в пожаре.
   Подоспевшим Вене и Томико удается спасти Марину Найденову.
   А "Большой Арбуз" сгорает без следа, как и мечтал его последний владелец...
  
   Ну, что можно сказать?
   Сюжет - очень интересный, лихо закручено и всё такое.
   Что напрягает?
   Обилие персонажей, которые появляются по ходу повествования, как грибы после дождя.
   Да и детектив ли это? Если да - то в чем он состоит? В чем загадка - у кого банкнота? Ну, допустим. А кто тогда "ведет следствие"? Бандит Силин и Олег Лопатин?
   Где игра с читателем?
   Похоже не на детектив, а на приключенческий сериал. Или вообще - на мелодраму.
   Грамотность в целом на уровне. Но особого напряжения, атмосферы, автору, на мой взгляд, создать не удалось. Так, есть какая-то общая линия, есть невероятно алчные мужчины, готовые на клочки всех вокруг разорвать за ценный раритет, есть глуповатые девушки (которым говорят - не выходить из дому, а они всё равно выходят)...
   Есть недоработанные моменты. В частности, не очень внятно рассказано о том, как и почему купюра перешла от Натальи Кислицыной к супругам Киреевым.
   Да и почему повесть называется - "Возвращение Большого Арбуза", если раритет в итоге сгорел?..
   На "четверочку" всё это, может, и потянет, не уверен.
   Удачи автору! (По-моему, это - женщина).
  
  
   Рецензия N9

Дельта: Возвращение "Большого Арбуза"

Рецензия

  
   Повесть "Возвращение "Большого Арбуза"" представляет собой криминально-приключенческую историю с элементами детектива. Расследование частное, развивается по нескольким линиям и ведется не зависимыми друг от друга сыщиками.
   Интрига повести заключается в установлении точного местонахождения уникальной тысячедолларовой купюры "Большой арбуз".
   Завязка многоплановая: а) ретроспектива о давнем деле КГБ с подозрением на наличие в деле подлинной, а не фальшивой купюры; б) поручение в эмигрантской среде - Генри (Геннадий) Силин получает информацию о раритетной купюре от тетушки.
   Интересно, но неудачно с детективной точки зрения. Молодой "чекист" Алексей Лопатин и его руководитель ведут ненатуральный диалог на читателя, старательно пересказывая друг другу обстоятельства хорошо известного обоим дела о фальшивой купюре и псевдошпионской сети. Загадка живет совсем недолго, ибо читатель тут же узнает от Анастасии Де Вард, что купюра - у ее сестры Натальи, оставшейся в Москве.
   Сюжет повести: описание действий по поиску купюры - главным образом этим занят приехавший с деловым визитом в Россию Геннадий Силин. Бизнесмен Олег Лопатин, сын рано ушедшего из жизни Алексея Лопатина, с большим опозданием принимается за поиски на основании записей в тетради отца, но до конца их так и не доводит - не до того ему (новый бизнес и новая любовь в одном лице). Также в повести фигурируют немало статистов, чья роль поначалу неясна, но в итоге все они оказываются так или иначе связаны с "Большим Арбузом". Один из статистов - альфонс Лёня Майстренко (Лёпа), сожитель Марины Найденовой ("гражданский муж", "гражданская жена", к слову, термины юридически некорректные - это массовое российское заблуждение налицо и в данной повести). Однако именно Лёпа проводит свое параллельное мини-расследование: подслушивая под дверью соседа (старика Тихомирова) и анализируя действия оного по возвращении с больницы. Лёпа логически приходит к верным выводам, что у старика есть тайник с большой ценностью.
   Кульминация - драка в огне Силина и Лёпы за обладание драгоценной купюрой.
   Развязка: "Так не доставайся ты никому" (заветная купюра сгорела, как того и хотел коллекционер - только вот географически не там...); "В общем все умерли" - и коллекционер Тихомиров (естественной смертью), и алчные охотники за чужим добром Гена и Лёпа (сгорели вместе с "Большим Арбузом"). Получилось примерно как в истории о драгоценном анкасе, который Маугли отобрал у старой кобры, но вскоре выбросил. Однако потом из-за анкаса последовательно убили друг друга шесть человек...
   Литературный уровень вполне приличный, читать довольно интересно - про приключения и людские судьбы. В этом плане понравился один тяжелый день из жизни Татьяны. Поначалу - по Макаревичу: "Бывают дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни музыки, ни сил..." Целый клубок неудач, да еще ДТП. И вдруг оказывается, что потерпевший (Олег Лопатин) жив, хоть и не очень здоров поначалу. И вот он уже и любимый человек, и едва не развалившийся бизнес помог на ноги поставить - без всякой манны с неба в виде "Большого Арбуза" (поиски отложены на неопределенный срок ("В конце концов, все данные о владельце купюры у него есть, время не печёт, вот разгребёт немного дела, и займётся. На той неделе, наверное, если с новым магазином не закрутится. Ну, или через месяц. Куда спешить-то, время ещё есть, ага..."), а потом и искать стало нечего). Мелодраматично, но зато с полезной моралью
   Как детектив повесть не на высоте. Гена Силин ищет Наталью Кислицыну, затем (узнав о ее смерти) коллекционера Тихомирова. Фактически это работа нештатного оперативника с минимумом логических выводов. Все как на ладони, просто и понятно. Умозаключения Лёпы в этом плане показались более интересными: тот ничего не знал про "Большой Арбуз", но вычислил большую ценность логически.
   Для превращения в полноценный детектив повесть следовало бы кардинально переработать. Например, начать ее со звонка Тихомирову. Тот бледнеет, меняется в лице и ничего не говорит Вене. От Вени каким-то образом информация попадает к Лопатину. Тот смутно припоминает Тихомирова в связи с рассказом покойного отца. Только тогда достает запылившуюся тетрадку, разбирается с записями и своими отрывочными воспоминаниями и начинает планомерное расследование при помощи друзей отца. Постепенно проясняет роль каждого, вычисляет Гену... Возможны и другие варианты, конечно. Главное, чтобы были подлинная загадка, подлинное расследование. Увы, в данной повести на бочку приключений ложка детектива.
   Неясности.
   Внезапный суицидальный героизм альфонса Лёпы. Разгильдяй и бездельник, мечтает о работе не тяжелее получения денег из банкомата - и на тебе, поджигает себя вместе с купюрой и другим охотником на нее. Надо ли это Лёпе? Как-то не вяжется с его психологическим портретом.
   Резюме.
   Интересные приключения, но слишком простой и прямолинейный детектив. Рекомендовать ли к прочтению? Да, но с надлежащей оговоркой.

  • Комментарии: 8, последний от 28/12/2018.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 26/12/2018. 61k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

    Как попасть в этoт список