Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии на повесть "Участковый"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

Рецензии на повесть "Участковый"

  

Рецензия N 1

ВРЕМЯ И СУДЬБЫ

  
   Повесть Бета "Участковый" по-настоящему зацепила меня. Это не просто детективная история, не только логическая игра по правилам жанра, но прежде всего интересное, прекрасно написанное литературное произведение.
   Обращение к периоду Великой Отечественной само по себе достаточно нетривиально для современного детектива. А уж то, что главным положительным героем оказался человек, служивший у фашистов, и вовсе непривычно. Тем не менее, это, во-первых, совершенно точное попадание в тему - "Перевертыш". А, во-вторых, сейчас, на отдалении, верно и объективно показывает, что судьбы и характеры людей, оказавшихся в жутком водовороте войны, не укладываются в "прокрустово ложе" определений "свой-чужой", "патриот-предатель".
   Итак, главный герой -- старшина милиции Николай Семенович, волею обстоятельств оказавшийся в тюрьме во время вступления гитлеровцев в небольшой населенный пункт. Ложное обвинение в пособничестве фашистам стало поводом для реального предложения сотрудничать с оккупантами. В противном случае грозит концлагерь. Старшина отнюдь не герой: спасая жизнь, он поступает на службу в полицию. До поры до времени ему не приходится марать руки в крови своих земляков.
   Но вот ему поручают расследование убийства еще одной из пособниц захватчиков -- Дарьи Нефедовой. В отличие от Николая Семеновича, эта женщина служила новой власти совершенно добровольно, расправляясь, помимо прочего, с теми, кто оказался ей неугоден. Эта женщина -- жена лейтенанта, в свое время арестовавшего старшину , чтобы скрыть собственные промахи. Впрочем, лейтенант Нефедов отнюдь не трус, он уходит в партизаны. А вот супруга тут же отрекается от него и выдает фашистам информацию, полученную ею от мужа.
   В этой непростой ситуации, отягощенной еще и личными отношениями с лейтенантом, по сути, обрекшим его на предательство, Николай Семенович делает свой нравственный выбор. Отметая свою собственную обиду, он помогает раненому лейтенанту скрыться. Обнаружив, что Дарью убила женщина, спасающая еврейскую девочку, он отводит от нее подозрения, пустив следствие по ложному следу. И, наконец, в критический момент ценой своей жизни спасает обреченных людей.
   В кратком перессказе сюжет, возможно, покажется несколько мелодраматичным. Но, когда читаешь эту повесть, есть ощущение жизненной правды.
   Интересна композиция, включающая и философские размышления связанного с партизанами доктора Петра Сергеевича Мальцева о выборе, о нравственной отвественности за этот выбор, и монологи главного героя, и воспоминания Татьяны, женщины, уничтожившей Дарью Нефедову.
   Есть здесь и любовная линия, скупо, но точно показавшая пробуждение любви между Татьяной и Мальцевым.
   При этом мне показалось, что при сравнительно небольшом объеме повесть несколько перегружена количеством имен и фамилий второстепенных персонажей. Во всяком случае, вначале было трудно разобраться, "кто есть кто", приходилось несколько раз перечитывать текст.
   Но, с другой стороны, все персонажи имею свое лицо и свой колорит, а это делает повесть живой и полнокровной.
   То, что повествование ведется от лица нескольких персонажей, дает возможность показать происходящее с разных точек зрения, сделать его более объемным. В то же время, лично мне, помешало то, что открывающие повесть размышления, обозначены "Из дневника Мальцева.." внизу без пробела. Восприняла, что и последующая глава относится к Мальцеву, и только, перечитав дважды, поняла, что в ней события излагает старшина Николай Семенович.
   Мне понравился язык, не перегруженный "красивостями", но достаточно богатый, емкий, точный и выразительный. Граматических ляпов я не нашла. Впрочем, читала повесть с таким большим удовольстивем, так что, если и было что-то, в увлечении чтением не заметила. А это, конечно же, свидетельствует о высоком качестве произведения.
   Автор хорошо передал психологию своих героев. Даже побудительные мотивы второстепенного персонажа бывшего директора школы Гринева, ставшего бургомистром, переданы не карикатурно, не назидательно, а вполне реалистично. Хотя начальник полиции Круминьш, на мой взгляд, написан бледно и, практически, не несет особой смысловой нагрузки.
   Более того, именно психология поставлена во главу угла расследования. Именно это и спасает повесть, потому что детективная составляющая меня не слишком впечатлила, показалась несколько скомканной, хотя загадка подана хорошо: до конца не подозревала главную "виновницу" убийства.
   Но, несмотря на некоторые недостатки, повесть в целом произвела очень сильное впечатление, и, на мой взгляд, заслуживает самой высокой оценки.
  

Рецензия N2

  
   Повесть "Участковый" представляет собой приключенческий детектив. Расследование полицейское: на оккупированной врагом территории его ведет экс-старшина, а ныне "полицай" Николай Ожогин, участковый (можно сказать, действует в духе незабвенного Анискина, только без комедийного налета).
   Интрига повести заключается в противостоянии сыщика с неизвестным злоумышленником, а также с проблемой выбора (причем неоднократно).
   Завязка драматическая: военные приключения с плавным переходом на убийство предательницы на оккупированной территории. Жертва изначально не вызывает никакого сочувствия, в том числе у старшины Ожогина.
   Сюжет повести: последовательное описание действий Ожогина по проведению блиц-расследования: осмотр места происшествия, опрос местных жителей и вдумчивый анализ. Плюс горькие эпизоды войны.
   Кульминация - озарение участкового относительно личности мстителя ("убийца" в данном случае не звучит как-то) и ее сокрытие от оккупационных властей. Развязка - гибель несчастного участкового Ожогина в битве с оккупантами.
   Написано довольно качественно, повесть весьма атмосферная. Антураж необычный: действие происходит на оккупированной территории, а персонажи - не привычные партизаны и подпольщики, а лица, сотрудничающие с захватчиками - кто по идейным причинам, кто в силу обстоятельств. Вот и старшина Ожогин оказался в нелепой ситуации - доложил о вражеском десанте, но его же и посадили под арест за "ложное" сообщение. Освободили уже немцы - и вот сложнейший выбор: лагерь военнопленных или работа на оккупантов. Выбор трагический. И работает при этом старшина фактически на свою страну: месть предательнице скрывает, а в решающий момент боя поворачивает оружие против оккупантов. И даже виновник того, что старшина оказался в таком положении, офицер Нефедов, снимает головной убор перед убитым участковым.
   Просматриваются некоторые параллели со знаменитым фильмом А.Германа "Проверка на дорогах", особенно в финале. "Участковый": "Тогда эти ироды фашистские по нам с пулемета жиганули. Но только пулемет раз ударил и замолчал. У немцев сумятица началась, крики, переполох, и тут они все враз назад в поселок подались... командир, который из полицаев, как увидал, что фашист по нам бить начал, так он того пулеметчика взял и застрелил, и пулемет другим выстрелом как-то спортил. Немцы-то его тут же убили, да побоялись, что прочие полицаи могут за своих вступиться, вот и драпанули, а нас не тронули". В "Проверке на дорогах" в ходе партизанской операции бывший полицай Лазарев, все-таки принятый в партизаны (хотя между Ожогиным и Лазаревым общего мало - слишком разные обстоятельства толкнули их на службу врагу), видит на пулемётной вышке на станции знакомого, поднимается к нему, закалывает и открывает огонь из пулемёта, отсекая немцев от путей, после чего гибнет от пулеметной очереди с броневика.
   Как детектив повесть незамысловата, однако весьма любопытна. Ложная версия (которая в итоге подбрасывается немцам) одна (бывший муж, ныне партизан), а для раскрытия мотивов расправы и установления личности мстителя предательнице по тексту раскидано достаточно необходимых для читательского расследования ключиков, причем в разных местах повести: даты рождения жертв предательства Нефедовой по соседству со слухами о непростых взаимоотношениях в семье Нефедовых, цвет волос Татьяны (пшеничный), ее мужа Тараса (рыжий) и их старшей девочки (черный), смущение Афанасия при рассказе о семье Татьяне, соседство Татьяны и Головиных... Собрать эти ключики в единое целое непросто, читать нужно очень внимательно, но тем интереснее. Детектив получился в итоге неплохой.
   Резюме.
   Сильное и атмосферное драматическое произведение, весьма достойный детектив. Рекомендовать к прочтению обязательно.
  

Рецензия N3

  
  
   Впечатление от литературной части.
   Выдержка из дневника врача Мальцева получилась похожей на прямое обращение к читателю. Отчасти философско-возрастное, отчасти взволнованно-участливое, искреннее сочувствие случайного вагонного попутчика. Эффект, ожидаемый автором, достигнут сразу. Я настроился выслушать несомненно печальную историю.
   Эпизод, датированный началом войны, представляет героя повести невинной жертвой старшего лейтенанта Михаила Нефедова, командира истребительной роты, который проваландался с выездом на место выброски парашютистов и решил подставить под карающий меч голову участкового милиционера Ожогина. Тот всё сделал првильно, как добросовестный милиционер, как патриот. И выброску парашютистов засёк, и вовремя доложил, но коль бойцы-истребители не обнаружили врагов, то нужно найти виноватого в пустопорожнем рейде. Так родилось подозрение о паникерстве участкового и пособничестве фашистам. На основании этого подозрения Николай Ожогин был арестован. Освободили его немцы.
   Кстати, применённый автором приём - со сменой рассказчика - озадачил. Быть легковерным читателем или искать в слова Ожогина фальшь? Даже сейчас я окончательно не определился. Сочувствие сочувствием, но (для меня - подчёркиваю, только для меня!) дурно пахнут все без исключения прочитанные мною попытки оправдания "мятущихся" персонажей. Объясняю - каких таких "мятущихся"? Которые сначала были на одной стороне, потом перешли на сторону недавнего врача. Реальные - Анагельды Иманов, Нестор Махно. Литературные - казак Мелехов, офицер Рощин, из недавних - власовцы, бандеровцы и всяких там сс-прибалты). Это не значит, что я бы в их обстоятельствах остался белым и пушистым, но уж не гордился бы, а стыдился и помалкивал - это точно.
   В ходе дальнейших откровений Ожогина становится известно, что он вынужден был послужить некоторое время начальником полиции района, а затем вернулся, практически, на должность участкового. Основной эпизод, зимой 1942 года, описывает расследование убийства, порученное полицейскому Ожогину, т.е. и является детективным.
   После краткого пояснения о старосте, бывшем учителе, о новом начальнике полиции, латыше, автор развёрнуто представляет Дарью Нефедову, паспортистку района, неудачливую жену того самого старшего лейтенанта. Оказывается, Дарья добровольно донесла на мужа, который остался партизанить в районе, а сделала это потому, что тот ей многократно изменял. Более того, Дарья стала осведомительницей полиции и донесла также на четверых жителей района, помогавших партизанам. После чего её убили.
   Главный герой, наш участковый полицейский Ожогин, переживает по поводу смерти одной из жертв осведомительницы, а именно - бывшей одноклассницы Жени Минц. И обдумывает версию, не являются ли доносы Нефёдовой вульгарной местью любовницам мужа?
   Посмотрев на место убийства, выслушав рассказы помощников, участковый полицейский приступает к подворному обходу. Найдя следы хромовых офицерских сапог, он смело стучится в дверь избы, куда подселен врач Мальцев, там обнаруживает раненого партизана Нефедова. Осторожно и последовательно главный герой уговаривает Нефедова отказаться от немедленной перестрелки и не подставлять жителей деревни под карателей.
   Затем Ожогин возвращается в райцентр, докладывает начальнику полиции о раскрытии убийства. Дескать, убил Дарью её муж. И тут же автор раскрывает причину, по которой герой солгал. Оказывается, среди детей вдовой Татьяны он увидел черноволосую девочку, несомненно, дочь Жени Минц, еврейки по национальности. Поэтому Ожогин решил выгородить Татьяну, которая топором убила Дарью, готовую донести властям об этой девочке.
   Затем повествование переходит к Анюте, той санитарке, в доме которой герой повести встретился с Нефёдовым и убедил не затевать стрельбы.
   Анюта завершает повествование, кратко пояснив, как участковый Ожогин сопровождал угоняемых в Германию односельчан, но во время нападения партизан спас сельчан от расстрела немцами, застрелив пулемётчика и повредив пулемёт. Спас ценой собственной жизни.
   В целом повесть понравилась. Непривычна, конечно, смена повествователей - сразу трое "якателей". Из-за этого цельность произведения (для меня) - существенно пострадала.
   Композиция, на мой взгляд, слегка неуравновешена. Длинное вступление подошло бы роману, но для столь короткой повести выглядит перебором. Автор представляет Ожогина и Нефедова, отвлекаясь на несущественные для детектива описания. Затем идёт представление Дарьи, старосты, начальника полиции, в дальнейшем отвлекается на описание лошади, подручных полицаев. Т.е. всего того, что вылетает из памяти почти сразу, так как совершенно не влияет на развитие сюжета и не работает на детективность.
   У меня сложилось впечатление, что автор вплёл детективную нить в сюжет повести формально, делая упор на раскрытие сложной судьбы обычного советского человека, который оказался под властью немецко-фашистский оккупантов и не нашёл возможности открыто противостоять им. Он пытался плыть по течению, уклоняясь от выбора. Но в момент, когда перед ним встал выбор "за или против", Ожогин пошёл на смерть, спасая людей.
   Точно по Чехову. "Сюжет для небольшого рассказа". Мне предложено повествование о судьбе, о жизни обычного человека, во время перемен оказавшегося в необычных обстоятельствах, и нашедшего в себе силы совершить поступок. Вполне достойная задача для писателя, и решена она полностью.
   Впечатление от детективности текста.
   К сожалению, почти нулевое.
   Триада в наличии. Загадка, кто убил паспортистку Дарью, разгадывается в лоб. Две подозреваемых, Анюта и Татьяна, изначально неравнозначны, а насильственное введение третьего подозреваемого, партизана Нефёдова, вызывает лишь недоверчивую ухмылку. Само следствие, обязанное выглядеть последовательным поиском улик или отсылок к мотивам - показано недостоверно, на мой взгляд.
   А так не должно быть, исходя из характеристики главного героя. Пусть участковый плохо относится к убитой Дарье, но ведь он служит в полиции, получил приказ на расследование! И проводит его, расследование, в сопровождении двух пособников. Те могут доложить начальнику полиции о недостаточном усердии участкового Ожогина. И это плохо отразится на репутации и жизни последнего. Автор показал в начале повести и подчеркнул в конце Ожогинского изложения слабохарактерность участкового:
   "Нет, слаб ты в коленках Николай Семенович, чтобы вот так, как Татьяна..."
   Значит, инстинкт самосохранения заставил бы Ожогина вести следствие активно. Как минимум, размести снег и осмотреть, куда и как брызнула кровь, проверить все следы, а не ограничиваться Нефёдовским. Поставить Афанасия на место Дарьи и прикинуть, как, откуда должен наноситься удар в голову Дарьи. И тому подобные действия, которые любой селянин способен выполнить, не только участковый полицейский.
   Ничего подобного не сделано.
   С подачи автора герой небрежно осматривает улицу, где произошло убийство, собирает поверхностные сведения о личности жертвы, о соседях, проживающих рядом с местом убийства, о характере раны и о прочем. Но самое важное утаивает от читателя, я имею в виду силу, рост Татьяны и Анюты, количество детей у Татьяны, возраст каждого, цвет их волос. И сообщает о светлоголовости Татьяниных детей заведомо поздно, лишив читателя возможности самому сделать правильный вывод.
   Неважно, что читателю, хотя бы раз видевшему деревню, и без того нетрудно догадаться - убить мог лишь тот, кто проживает рядом. И что "подозреваемый в убийстве" Нефёдов после убийства предательницы Дарьи давно ушёл бы в лес. Догадки такого рода не имеют ценности для любителя детективных произведений. Дело в принципе - нельзя скрывать от читателя важные "ключики" к установлению истины.
   Полноценным детективом эту повесть я признать не могу. К сожалению.
   По части русского языка нареканий почти нет. Написано хорошо, грамотно, с нужной интонацией. Диалоги хороши. Кратко, по сути, без размазывания на страницу. Поведение героя и прочих персонажей не вызывает удивления, психологическая достоверность поступков - предельна. Пропущенные буквы чтению не мешают.
  

Рецензия N 4

  
   Итак, открываем очередное заседание народного любительского литературного суда по делу "Участковый". Ответчик по делу - юридическое лицо Бета. Участники суда - Обвинитель (О), и Защитник (З).
   Итак, Секретарь, прошу ознакомить присутствующих с существом дела.
   Секретарь: Суть дела такова. Во время войны главный герой волею обстоятельств остаётся служить в полиции "участковым"у немецких оккупантов. Служит, честно стараясь поддерживать порядок, не притесняя обычных людей.
   Там же работает паспортисткой некая Дарья, но она ненавидит простых людей, сообщает немцам о партизанах. Её находят убитой, и ГГ поручают расследовать это дело. Вскоре он понимает, что Дарью убила некая Татьяна, так как паспортистка узнала, что она прячет у себя маленькую дочку Евгении Минц. Евгению, как еврейку, выдала также Дарья, женщину забрали в концлагерь, а девочку спасла соседка Татьяна.
   "Участковый" как может, запутывает следы, не выдаёт настоящую убийцу немцам, а потом погибает, спасая от расстрела мирных жителей деревни.
   С: Спасибо, переходим к обсуждению. По традиции первое слово предоставляется обвинению.
   О: Ваша честь, дамы и господа! Мы с вами разбираем дело юридического лица Беты и его повести "Участковый". Что можно сказать о данной работе? Прежде всего, хочу отметить, что несмотря на увлекательный сюжет и интересную тему, это не совсем детектив. Мы узнаём о преступлении только в середине повести, расследование преподносится читателю в виде готовых умозаключений и не даёт возможности попытаться построить свои версии.
   Язык повествования не вызывает нареканий в смысле орфографии, но неприятно режет глаз небрежное оформление прямой речи - в некоторых местах опущено необходимое тире. Встречаются и неудачно построенные фразы вроде этой: "которых отрядил в мое распоряжение староста, Сёмка -- худой и угловатый и Алексей -- наоборот, толстомясый с глазами навыкате.". При чтении возникает впечатление, что Сёмка - это староста, худой и угловатый. Во избежание подобного недоумения я бы порекомендовал поставить после слова "староста" не запятую, а двоеточие.
   При этом композиционно повесть построена неудачно. Коротенькое вступление завершается ремаркой "Из дневника Мальцева Петра Сергеевича", которую лучше поставить в начало - у читателя создаётся впечатление, что дневник следует ниже. Далее, в основной части идёт речь о бывшем участковом, старшине Ожогине (фамилия эта всплывает только в конце, в эпизоде появления "участкового" в доме Петра Сергеевича), и старшем лейтенанте милиции Нефёдове. Во всяком случае, так я понял, какие имена и звания были у этих героев. Тут очень запутано, один и другой персонаж появляются практически одновременно, говорят от первого лица, их именуют то по званию, то по должности, то по фамилии. Приведу отрывок из текста:
   "Старшину до выяснения обстоятельств командир отряда забрал с собой, в штаб батальона, который располагался там же, прямо в отделении милиции, и как паникера и возможного пособника врага отправил в камеру.
   Очень даже понятное дело! Сообщение о парашютистах принял дежурный, и приказ у старшего лейтенанта был, а вот товарищ Нефедов не обнаружил и не уничтожил врага силами вверенного ему подразделения. И что делать? Или самому за невыполнение приказа... или этого старшину. Да может и не было тех парашютистов? "
   Очень сложно разобраться, кто есть кто, тем более, что мы ничего не знаем об этих персонажах, и они просто сливаются в один образ.
   Отмечу также явный ляп: В начале повести мы читаем; "Милиционер со шпалами старшего лейтенанта в петлицах". А ведь хорошо известно, что лейтенанты носили тогда в петлицах кубики, или "кубари", младший - один кубик, лейтенант - два, а старший - три!
   З: Я протестую! Уважаемому Обвинителю следует более внимательно изучить документы по знакам различия в те годы. Тогда милиционеры имели отличные от общевойсковых звания и знаки различия, и старший лейтенант носил в петлицах именно две шпалы. Предвидя подобное возражение, я приготовил ссылку на данный материал: http://shieldandsword.mozohin.ru/ranks/militia3643.htm
   С: Протест удовлетворён. Однако, как частное мнение, я бы порекомендовал автору сделать сноску с объяснением: лейтенантские кубари того времени хорошо известны многим, а вот тот факт, что милицейский лейтенант носил на петлицах "шпалы", является малоизвестным. Обвинение, у вас есть, что добавить?
   О: Нет, Ваша честь, у меня всё. Я прошу принять во внимание аргументы обвинения и назначить повести "Участковый" место в нижней части рейтинга.
   С: Благодарю Вас. Слово предоставляется защите.
   З: Ваша честь, дамы и господа! Мне выпала честь защищать повесть "Участковый" автора Бета. Для начала хочу ответить на упрёк уважаемого Обвинителя в несоответствии жанру. Возможно, если строго придерживаться канонов, можно сказать, что данная повесть не соответствует жанру. Но с другой стороны, почему не соответствует? Есть преступление, есть расследование, есть разоблачение. При этом автор очень хорошо показал то непростое время. "Участковый", хотя и работает в немецкой администрации, занимается не ловлей партизан и подпольщиков, не розыском коммунистов и евреев, а обычным наведением порядка. Хорошо говорит по этому поводу его начальник: "Вот смотри, власть нынче новая, а всякая власть должна за порядком следить. Немцам везде не поспеть, да и не станут они в нашем житье-бытье разбираться. У них в комендатуре разговор короткий. Если мы порядок не наведем, тогда они наведут, свой."
   То есть, автору удалось показать, без истерик, надрыва, и чёрно-белого разделения "Хороший-плохой" судьбу обычного человека, попавшего в жернова войны и оккупации. Герой делает, что может: поддерживает порядок, тем самым не давая повода немцам к репрессиям, покрывает того, кто убил действительно подлого и гнусного человека - паспортистку Дарью. И в конце он не даёт немцам расстрелять мирных жителей, убивает пулемётчика и выводит из строя пулемёт, но сам погибает от рук фашистов.
   Повторюсь, если с формальной стороны и есть замечания, то их во многом перевешивает отличный сюжет, неординарный и взвешенный взгляд на события тех лет, и создание живых, многомерных образов главных героев. На основании этого прошу для повести высокого места в рейтинге.
   С: Благодарю всех, суд удаляется на совещание. Приговор будет оглашён после рассмотрения протокола Высшей инстанцией.
  

Рецензия N 5

(рецензия содержит "спойлер" содержания книги)

  
   Время действия повести, выбранное автором - это самое начало Великой Отечественной. Место действия, оккупированная немцами территория РСФСР, район города Красногорска.
   В самом начале повести автор от лица ветерана войны, участника и очевидца тех давних событий Петра Мальцева произносит: "Это только кажется, что у всех нас есть выбор. У большинства его нет..." и ещё " Не так уж много знал я людей способных делать выбор..."
   Таким образом, главный смысл повести, выраженный темой Выбора, темой Поступка обозначен автором в самом начале.
   Надо заметить, что (возможно лишь только у меня) в самом начале книги возникли некоторые сложности при восприятии текста. Порой некоторые абзацы мне приходилось перечитывать, и это несмотря на то, что повесть написана довольно ясным для понимания читателя, хорошим литературным языком. Может быть, дело в некоторых лакунах повествования, смысловых моментах, выпавших при сокращении книги?
   Автор выбрал повествование от первого лица, от лица ГГ, старшины Николая Ожогина. Кстати, само имя ГГ, если я чего-то не упустил и перепутал, появляется как бы случайно и вскользь, где-то в середине повествования. ГГ был участковым милиционером до войны, им же и остался при новой немецкой оккупационной власти. Дело в том, что Николай Ожогин в самом начале войны случайным образом попал в переплёт при попытке захватить выброшенный поблизости от его деревни немецкий десант. Операция эта провалилась и ГГ решением командира истребительного отряда Нефёдовым был попросту выбран крайним, козлом отпущения. Ожогина арестовали, заперли в камере, где он чуть было не погиб от голода, и освободили уже при немцах. Так что в глазах оккупантов он вышел чуть ли не жертвой режима. Помучившись совестью, ГГ принял должность начальника полиции в Красных Горках, вняв убедительным уговорам бургомистра, бывшего директора местной школы: "Если мы порядок не наведём, тогда они (немцы) наведут свой".
   Через некоторое время немцами в Красные горки был назначен новый начальник полиции, некий Круминьш, а ГГ убыл в родное село Макаричи на прежнюю, довоенную свою должность участкового. Только уже не милиционера, а полицейского, точнее, полицая по-народному...
   Детективная составляющая повести - это расследование участковым полицаем Ожогиным убийства паспортистки комендатуры в Красных горках Нефёдовой. Между прочим, бывшей жены того самого командира истребительного отряда Нефёдова, который прикрывая себя, безвинно засадил в кутузку, сообщившего о высадке немецкого десанта участкового Ожогина. Нефёдова, по подлости натуры, предала, отправив на смерть нескольких своих односельчан. Среди них оказалась и одноклассница Ожогина, его первая любовь. Так что, казалось бы, туда этой Нефёдовой и дорога... Но тем не менее ГГ честно выполняя свои обязанности, начинает следствие. Не вдаваясь в подробности, расследование этого не слишком запутанного дела длилось недолго. Тем не менее по ходу повествования ГГ в процессе короткого следствия выказывает определённые дедуктивные способности, умения отбрасывать слишком явные, но ложные версии, (бывший муж Нефёдовой и враг ГГ, упрятавший его в камеру). Помогают ГГ природный ум и способность к логическим построениям. Убийцей Нефёдовой оказывается её односельчанка Татьяна. Дело в том, что Нефёдова выведала - Татьяна приютила маленькую дочку той самой, выданной ею немцам одноклассницы ГГ, Жени Минц, еврейки по национальности. Об этом своём открытии она, конечно, не преминула бы доложить в комендатуру...
   Так что убийство паспортистки Нефёдовой Татьяной вышло со всех сторон не преступлением, а справедливым возмездием...
   ГГ только и оставалось, что доложить начальнику полиции о раскрытии дела, свалив всё на ушедшего в партизаны бывшего мужа Нефёдовой. Пригодились и косвенные улики (следы приметных сапог), чуть было не уведшие самого ГГ в самом начале расследования по ложного пути.
   Символична концовка повести. Здесь и происходит, осуществляемый главным героем тот самый, заявленный в начале книги деятельный нравственный выбор. Ожогин, мгновенно превращаясь из предателя в героя, гибнет как истинный Человек Долга. Он умирает, защищая людей, вверенных ему не преходящей властью, но Судьбой...
   Сдержанный пафос такого окончания повести вполне органичен и оправдан. Книга мне понравилась, хотя и детективная составляющая в ней далеко не на первом плане. Это скорее нравственно-философское размышление о противостоянии Человека и его Судьбы. К тому же написанное хорошим литературным языком.
  

Рецензия N 6

   Недавно где-то попалась хлёсткая, но верная фраза: в истории Советского Союза, куда ни ткни - везде болевая точка. А уж Великая Отечественная война... До сих пор вон на всяких политических шоу оппоненты реально готовы идти в рукопашную, споря об этом, безусловно, трагическом, событии...
  
   Август 41-го года.
   Первые дни, недели войны на территории СССР. Ужас и неразбериха. Но население все еще верит в гений вождя (впрочем, так до конца и верило), и в то, что враг вот-вот будет отброшен.
   Милицейский участковый, старшина, обнаружив немецкий десант, как и положено по уставу, докладывает наверх по цепочке. Старший лейтенант Нефедов, прибыв на место и не найдя никаких парашютистов, решает старшину... арестовать до выяснения.
   В суматохе никакого выяснения, конечно же, не происходит - советские войска откатываются назад, кто-то пытается вывезти секретные документы, спасают стариков и детей... Короче, старшину так и забывают в камере предварительного заключения. И освобождают его уже немецкие солдаты, занявшие населенный пункт.
  
   Далее автор переносит нас на несколько месяцев вперед, в январь 42-го.
   Упомянутый старшина (которого зовут Николай Семенович) служит уже во вспомогательной полиции, на оккупированной территории. Полицай, короче.
   Выбор у него был невелик - погибнуть в концлагере либо сотрудничать с оккупантами. Да, такова была тогда трагическая реальность - далеко не все шли на службу к врагу из ненависти к Советской власти (хотя поводы для этого "Софья Власьевна" давала в избытке); многие просто спасали свою жизнь, или жизнь своих близких.
   Старшине поручается расследование убийства некоей паспортистки Дарьи, бывшей супруги того самого лейтенанта Нефедова. Выясняется, что Дарья эта была осведомительницей у немцев и выдала нескольких подпольщиков. А затем - кто-то нанес ей смертельный удар чем-то тяжелым по голове...
   Среди тех, кого Дарья успела выдать фашистам, была и Женя Минц - бывшая одноклассница и старая любовь старшины Николая Семеновича.
  
   Герой осматривает место происшествия, отмечает про себя, что, скорее всего, удар нанес левша. А затем идет к домам, расположенным по соседству.
   Подмечает он и следы сапог - очень похожие на его собственные следы.
   Татьяну, хозяйку одного из ближайших к месту убийства домов, старшина не застаёт, и отправляется к ее соседям. Где вновь видит таинственные следы.
   В доме его встречают молодая хозяйка Анюта, ее постоялец, врач Петр Сергеевич и... лейтенант Нефедов. Тот самый, который теперь в партизанах.
   И для которого старшина теперь - "сволочь и гад", "пособник оккупантов", ну и далее - по списку...
   Но поговорить двум бывшим сослуживцам все же приходится. Нефедов отрицает, что причастен к смерти бывшей супруги. Старшина же просит лейтенанта не приходить больше в дом к Анюте, дабы не навлечь на нее и доктора гнев немецких властей.
   Старшина покидает дом Анюты и на улице наталкивается на полицаев, которые патрулируют территорию. Они встречают Татьяну, многодетную мать, которая возвращается домой с работы.
   Старшина немного растерян - Татьяна вызывает у него неожиданный прилив чувств.
   На следующее утро, на докладе у полицмейстера, старшина заявляет, что знает, кто убил Дарью. И излагает версию, согласно которой виновник - это муж Дарьи, бывший милиционер, а ныне партизан Нефедов, который мстил своей супруге за то, что она, Дарья, выдавала немцам его любовниц как участниц подполья... Версия звучит убедительно, поскольку старшина подкрепляет ее рассказом о следах офицерских сапог, найденных им у места преступления.
   Но на самом деле, старшина уверен, что убийство совершила... Татьяна (которая не левша, а просто подошла с топором не спереди, а сзади).
   А мотив у Татьяны был, и весомый. Она взяла на воспитание дочь своей арестованной соседки Жени Минц, а Дарья, в силу своего положения при оккупантах, могла доискаться до истины, до еврейского происхождения ребенка.
   Старшина, разумеется, Татьяну не выдаёт...
  
   В последней части повествование идет уже от лица той самой санитарки Анюты, которая, как выясняется, вышла замуж за доктора Петра Сергеевича, участвовавшего в партизанском движении.
   Анюта вспоминает трагический эпизод, когда немецкие оккупанты и полицаи сопровождали ее и еще нескольких местных жителей села для отправки в Германию на принудительные работы.
   Партизаны попытались отбить их у конвоя, но немцы открыли огонь.
   Один из полицаев выстрелил в немецкого пулеметчика и сам был застрелен фашистами.
   Местные жители были спасены, а вышедший из леса командир группы партизан ("статный военный в фуражке со звездой") признал в убитом полицае своего бывшего сослуживца - старшину...
  
   Текст очень хорош, но, пожалуй, не как детектив, а как трагический рассказ о войне и о выборе человека в тяжелых обстоятельствах.
   Расследование - да, присутствует, но в минимальном объеме. Игры с читателем почти что и нет...
   Грамматику оставим в покое.
   Как такое оценивать? Тема уж больно... И у меня оба деда воевали.
   "Четыре с плюсом" - за драматизм, за деликатность, с которой автор касается действительно важной и чувствительной тематики.
   Пожалуй, как-то так.
   Автору - спасибо! И - удачи...

Рецензия N7

   Слово о мужестве
   Участковый, Детектив Конкурс Современный детектив - 2018 (СД-7) Журнал "Самиздат" No Copyright  Бета
  
   Ещё один, казалось бы, спокойный рассказ, без сюрпризов, головоломок, дедукции и индукции.
   Однако, был сюрприз. Ещё какой. Но был он для оккупантов. Никто не ждал, что один из верных слуг режима, да ещё и старший над полицаями, сделает то, что он сделал: убьёт пулемётчика, да ещё и метким выстрелом выведет из строя пулемёт. Чтобы пулемёт этот не смог покосить угоняемых в Германию женщин. Сделает это ценой своей жизни.
   После такого ни на секунду не сомневаешься в достоверности последовавших событий: немцы, погрузив своих убитых, спешно убираются восвояси, испугавшись, что оставшиеся в живых полицаи (!) под горячую руку могут отомстить и за женщин, и за своего земляка-начальника. Вот что сотворил своим поступком участковый! Это место по своему звучанию шедеврально.
   Но сюрприз этот и для читателя тоже. Всё-таки развязка оказывается неожиданной несмотря на то, что автор даёт некоторые основания подозревать, что герой рассказа - порядочный человек. Что он настоящий патриот и воин. Об этом косвенно говорит то, что посажен он был (ещё до немцев) несправедливо. Но этого мало. Далее мы узнаём, как он, расследовав убийство предательницы, ловко выводит из-под удара и тайно встреченного им партизана, своего бывшего начальника, и настоящую убийцу, мстительницу. Но этого тоже мало. И клокочущая в душе ненависть к оккупантам ни в чём ещё не убеждает. Мало ли было таких, кто, ненавидя их в душе, тем не менее служил верой и правдой! Всё это, о чём рассказано предварительно, не представляет для участкового никакой личной опасности. И поэтому не убеждает. Но оно точно подводит нас к финалу, в котором этот человек вырастает в настоящего героя. Интрига закручена мастерски. В небольшом по объёму рассказе перед нами проходит целая жизнь.
   Остаётся добавить, что вся история рассказана хорошим, образным, ярким и грамотным языком (небольшие пунктуационные грехи мы с лёгким сердцем автору прощаем). Посмотрите для примера, как описана, хотя бы, эвакуация посёлка, как герой видит её из своего подвала.
   Окошко из подвала выходит в обложенный почерневшем кирпичом неглубокий колодец. Отсюда виден только крошечный кусочек неба.
   . . .
   Тишина. Со вчерашнего вечера будто тяжелое ватное одеяло все вокруг укутала тишина. А до того... Голоса. Шум, рев, гомон и гвалт бушующими волнами накатывают на стены отделения милиции. Там, снаружи -- главная улица поселка. Сквозь раму, лишенную стекол, непрерывным топотом, скрипом тележных колес, гомоном, детским плачем, командами и руганью, треском, чиханием моторов, мычанием скотины и далеким уханьем пушек, постоянно, день и ночь давят и давят, сливаясь воедино и уже не желая рассыпаться на отдельные части, гул, рокот и лязг отступления. Два раза прилетали пикировщики - вой вспарываемого воздуха, грохот разрывов, частый тупой стук пулеметных очередей, крики... А теперь тишина.
   И горизонтом у него "служит" неровная линия... И дым цигарок персонажи пускают "в сгустившиеся сумерки". Во всём чувствуется не слишком, к сожалению, сегодня развитое желание - и умение - живописать.
   Словом, автор Бета подарил нам очень хороший рассказ, за что ему и спасибо.
  

Рецензия N8

Отзыв на работу автора Бета "Участковый"

  
   - Я бывают разные, - сказал Кролик.
   Из мультфильма "Винни-Пух идет в гости".
  
   Вот и в этой повести "я" бывают разные. Фокус скачет с одного персонажа на другого, подчас без всякого предупреждения. Автор-то хоть в курсе, кто все эти "я", а вот мне, читателю, местами приходилось непросто.
   Открывает повествование цитата из дневника доктора. Первая глава - вообще мешанина: два абзаца от лица участкового, далее, скорее всего, авторская речь, причем действие происходит где-то в другом месте, затем повествование снова возвращается к главному герою, который видит происходящее глазами лейтенанта. А, может, и не лейтенанта, хотя своими глазами герой это видеть не может, о чем прямо и говорит в тексте. Наверное, он варг из "Игры престолов", способный временно переносить свое сознание в тела других животных и даже людей.
   Далее по тексту повествование стабильно ведется от лица участкового, но в финале опять внезапно и без всякого намека фокусировка передается некой женщине. Скорее всего, той самой Ане, о которой автор упоминает в отрывке из дневника и далее говорит о ней, как о хозяйке дома, где жил доктор до ухода в партизаны. У Татьяны и манера говорить другая, и дети у нее - мальчик и две девочки, а у этой, судя по именам, два мальчика. Но это лишь догадки, в самом финале о личности женщины ни полслова. Там лишь очередного "я" внезапно называют "мамой", которая после войны обзавелась мужем, из чего я сделал вывод, что это всё-таки не старшина. Опять же, беременность. Нет, в наш век безумной толерантности всё возможно, а вот применительно к описанному автором историческому периоду я эту версию отбросил.
  
   Аналогичную проблему я наблюдаю и, так сказать, на микро-уровне, где авторская речь (пусть повествование и ведется от первого лица) и речь героя сливаются в одно целое:
   - Ты только не стрельни, лейтенант. - Я кивнул на пистолет, тот что наставил на меня мой старый знакомый. - Здравствуй, хозяюшка, добрый день, Петр Сергеевич, я как сумел улыбнулся стоящим за спиной Нефедова людям.
   Вполне возможно, что подобные "слияния" - результат спешки, но, поскольку на макро-уровне, в структуре повествования, наблюдается, по сути, то же самое, я счел нужным указать на это автору.
  
   Подводя итог этой своей критики, хотелось бы в тексте побольше точности и конкретики. Кто и где. И, раз уж пошла такая скачка с фокусом, то лучше было бы каждый отдельный кусок привязывать только к одному персонажу, которого хотя бы в самом начале указывать. Например: "Январь 1942. Красная гора. Участковый".
  
   В остальном же история мне понравилась. Жизненно так. Засранец лейтенант, готовый подвести деревенского участкового под расстрел, лишь бы прикрыть свою задницу. Его жена, оптом сдающая немцам подпольщиков и евреев, которые, по одной из версий, могли быть любовницами ее мужа. Там, правда, затесался еще Егор Избышев 1910 года рождения, но кто этого лейтенанта знает? Может, тот еще проказник. Школьный директор становится при немцах бургомистром, а деревенский участковый остается при них же самим собой. Фоном встают вредители, саботажники, враги народа.
   "Вот то-то и есть! За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат... Словом, идет повседневная, будничная жизнь" ("Обыкновенное чудо")
   И на фоне этих суровых серых будней участковый нашёл в себе силы для настоящего подвига. Вначале отвел подозрения от Татьяны, хотя и подозревал, что полицай Афанасий догадывается, в чём там дело, а ведь донеси Афанасий свои догадки до полицмейстера - не сдобровать ни Татьяне, ни самому участковому. Затем, в бою под Дубенцами, участковый ценой своей жизни спас порядка сотни человек, которых угоняли в Германию (а, скорее всего, расстреляли бы по дороге). Это ли не чудо?
  

Рецензия N9

   Первой моей мыслью при чтении повести "Участковый" было чувство некой гордости за ДК. Такие сложные и интересные темы здесь поднимаются! Когда автор только подбирается к замыслу своего произведения, он невольно озадачивается вопросом, какой "мир" выбрать. И именно в этот момент он осознает, как же много всего уже написано! Не хочется повторяться, ощущать давления чужих замыслов, чужих образов. И как же интересно встречать "незаезженную" тему, взгляд на жизнь под другим углом.
   Хочу начать именно с мировоззрения героев повести (автора дневника и старшины участкового), оно человечно. Автор даже дает нам в этом подсказку, придавая повествованию форму дневника и ведя рассказ от первого лица: то от имени автора дневника, то от имени главного героя - участкового. И эта человечная интонация в бесчеловечное военное время производит удивительный эффект. Мы же воспитывались в другой парадигме, впитывали со школьных лет, что есть враги, и они все гады. А есть свои, "наши", и всех их нужно принимать как хороших. А гуманистические идеалы, это проявление слабости. Для войны такой взгляд, может, годится, а вот для мирной жизни он представляет реальную угрозу уйти в ненужное противостояние, ведущее к той же войне.
   Автор рассматривает на примере действий главного героя проблему выбора в жизни человека. Рассматривает с позиций гуманизма. Участковый честно исполнял свой долг: обнаружив парашютистов в лесу, тут же докладывает начальству и поднимает тревогу. Но запоздалая облава никого не обнаруживает и решает проблему просто - участкового обвиняют в пособничестве врагу, как паникера сажают под замок. Где бы ему и конец, когда начальство бежало от немцев, если бы не старый сторож, давший еду и воду.
   И вот уже новые власти предлагают ему прежнюю работу, провести расследование. Он соглашается. Потому, что знает и любит свою работу, потому что нет другого выбора - концлагерь при таком раскладе выбрал бы только отчаянный фанатик. А что ждать от партизанящего Нефедова, он уже узнал, посидев в заключении.
   И благодаря этому его решению удается отвести беду от доктора, автора дневника, к которому пришел за лечением раненый Нефедов, не беря в голову такие мелочи, что своим приходом подставляет помогающих ему людей под расстрел. Спасает от разоблачения Татьяну, приютившую дочь одноклассницы участкового после расстрела матери по доносу Дарьи, жены Нефедова, видимо, и убившую эту самую Дарью. Вещественных улик против Татьяны, правда, нет. А мотив очень даже есть: это не только месть, но и тот факт, что Дарья работала паспортисткой и была немецким осведомителем. Таким образом, угроза разоблачения нависала над спасенной дочерью. Подсказка читателю в виде фразы "Его сестра по-взрослому утерла лоб, смахнув на сторону темную челку, взяла любопытную кроху за руку и пошла следом" заметна, но не однозначна. Рыжие, они могут быть и не очень светлыми, а зимой из-под платка даже русые волосы смотрятся темными. Может, было бы надежней описать черные глаза?
   В конце этой небольшой повести участковый все же приходит к своему подвигу. Он погибает за по-настоящему достойное дело - спасает людей, стреляет в пулемет, которым немцы начали палить по убегающим людям. И остается в благодарной памяти автора дневника навсегда.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 26/12/2018. 45k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список