Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии на повесть "Ларра"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

Рецензии на повесть "Ларра"

   Рецензия N 1
   Когда я читаю, мне хочется сопереживать или главному герою, или злодею. Обязательно должна быть привязка читателя к кому-нибудь из героев, иначе читать скучно. Здесь же герои не вызывают интереса.
   Главный герой, Синицын, практически не проявляет никаких эмоций. Подставили его, прислав на заброшенную планету? Ну подставили, он и принял этот факт сухо. Хотя может разведчик и должен таким быть? Оказался в отчаянном положении с кучкой штрафников? Ну будем думать, варианты перебирать. Понятно, что ярких эмоций от него ждать глупо, но у меня так и не сложился образ Синицына.
   Его спутница, названная женой, Катя. Ведь можно было хоть за ее счет как-то разнообразить повествование, включив хотя бы один острый эмоциональный момент? Даже кульминация с ее взятием в заложницы получилась предсказуемой. Ну что стоило потянуть интригу с ее телепатическими способностями до конца, чтобы пощекотать нервы читателю? А так, замени Катю на умный гаджет, и разницы никто и не заметит.
Кроме того, было сказано, что Катя - телепат. Не знаю, но мне сразу представилось, что на этом расследование и закончится. Ведь понятно, что убийца обязательно выдаст себя эмоциями. А зачем тогда было играть в дознание, если можно было просто опросить всех в присутствии Кати?
   И еще по личности убийцы. Не вяжется у меня никак способ убийства с характером Галушки. Бравый вояка и вдруг отравитель. Он бы скорее из бластера пальнул или придушил бы. И не думаю я, что он не понимал, о чем идет речь, подливая капли коменданту. И почему, когда понял, что натворил, не пошел разбираться к Ефимцеву?
Не сложилась  у меня стройная картина преступления.
   Пожалуй, большего всего мне симпатичен, как ни странно, Дюпре. Он живой. Хотя бы потому, что автор попытался передать стилистические особенности его речи через французский акцент, его неловкие комплименты Кате, показное веселье.
   Понравилось, что кроме детективной составляющей, автор еще вывел интригу политического и военного решения непростой ситуации, сложившейся с планетой. Но нагнетания ситуации и интересного действия мне как-то не хватило, а вот безысходности положения и общей обреченности пополам с унынием было с головой. Эпизоды должны держать внимание читателя любым способом, будь то эмоциональное сопереживание героям, интерес к их интеллектуальному противостоянию, раскрытие подробностей прошлого.
   Здесь же даже уловка с Ефимцевым, который оказался засланным казачком корсов, не спасла положение. Кстати, я так и не поняла, корсы могут трансформировать свое тело, превращаясь в человека? Иначе как Ефимцев мог водить остальных за нос? А если так, то в повести на это нет ни одного намека, чтобы читатель тоже мог придти к необходимому заключению.
   Еще я не поняла, зачем преступнику было вытаскивать и демонстрировать склянку с ядом в такой напряженной ситуации?
   Детективная составляющая есть, но какая-то необязательная. Словно автор для себя уже все решил, а читателю лишь остается плестись в конце.
   Очень много имен, персонажей, рас, придуманных терминов. В них тонешь и теряешь  нить повествования. Галушка, периодически называемый Димычем, очень путает, как и Егор-Федька.
   Язык грамотный, хотя некоторые слова довольно тяжело воспринимаются при звучании. Пока проговоришь про себя, язык сломаешь: "взмумукнувшее", "посверкивало". А фраза "Временным заместителем был назначен капитан Лефевр, следующий по званию, который скончался уже..." очень корява, словно его назначили после того, как он скончался.
   Ощущение, что повесть неполная, словно бы кусок, вырванный из большего произведения.
  
   Рецензия N2
  

"Смешались в кучу кони, люди..."

(М.Лермонтов)

  
   Повесть "Ларра" формально представляет собой фантастический полицейский детектив. Но, по сути, это остросюжетная фантастическая повесть с элементами детектива (детективная фантастика). Расследование преступлений на планете Ларра проводит лицо официальное - назначенный Землей комендант, полковник Кирилл Синицын. Ему помогает некая телепатка Катя, которую для конспирации Синицын выдает за жену.
   Интрига повести заключается в интеллектуальном поединке сыщика с неизвестным убийцей, который истребил двух прежних комендантов. Смерть Ван Дейка первоначально не выглядела криминальной (предполагался инсульт), но тут вдруг отправился в лучший мир и сменивший покойного Лефевр...
   Завязка подобающая: le colonel Синицын, попав с космического корабля на "криминальный бал" на скорую руку принимает запутанные дела у исполняющего обязанности исполняющего обязанности (данный повтор не тавтология, а шутка) коменданта - заместителя главы геологической партии Дюпре. Только тогда узнает о смерти Лефевра, временно заменившего умершего Ван Дейка. Есть интрига - зачет!
   Сюжет повести: описание в режиме нон-стоп неотложных действий нового коменданта. Это и знакомство с личным составом, и расследование убийств, и меры по обороне планеты с помощью силовых полей. Убийства явно не из числа бытовых. Мотив, судя по всему, военно-политического характера. Через напряженные размышления Синицына читателю разъясняется сложная обстановка на Ларре и вокруг нее: войны различных рас, противостояние разных групп колонистов (солдат и геологов), предательство. Среди солдат - представители разных планет, немало места уделено разъяснению кто есть кто. Для остросюжетного повествования, думается, такой огромный змеиный клубок - в минус. К слову, по названиям рас (ашшуры, корсы) легко вычисляется основная страница автора на "Самиздате". Становится понятно, что данная повесть вписывается в некий большой цикл о приключениях Синицына и Кати, так что информация об устройстве мира данного цикла воленс-ноленс в повести дается в концентрированном виде, не очень удобном для восприятия.
   Что тоже нехорошо, в динамичном повествовании детективный сюжет (расследование) выглядит второстепенным. Основная головная боль коменданта - как горстке колонистов спастись от скорого вторжения корсов. Все действия Синицына практически безошибочны. Злоумышленник вычисляется по принципу "ищи, кому было выгодно" по мере сбора информации о деталях трех смертей - оказалось, скончался еще и каптер (завхоз) Петр Ефимцев, тесно связанный с покойным Лефевром. Тут-то и всплывают данные о контактах с еще одной серьезной расой - шестиногих жабомедведей шахси. Это неожиданный козырь для Синицына в духе интриг из "Стакана воды" Скриба - столкнуть могущественные расы, заручившись союзом с шахси, и спасти своих солдат. Проясняется не просто мотив, а мотивище: именно так, кажется, рассуждал Шульц, то бишь лейтенант Галушка. Он устранил двух комендантов, чтобы самому получить толику славы. Но, похоже, сливки снимет все-таки Синицын: "Первый контакт с высокой расой, способной за небольшие уступки помочь Земле контролировать сектор, оказывать военную поддержку, поделиться технологиями. И тот, кто сумеет сделать чужаков союзниками, получит все - и карьеру, и власть, и деньги. Особенно, если под договором стоит его подпись - подпись коменданта".
   С точки зрения остросюжетника, кульминация и развязка сделаны хорошо: злоумышленник берет в заложницы Катю, не зная о ее сверхспособностях: "Любой, увидевший сейчас на лице девушки маску отчаяния и ужаса, никогда бы не поверил, что перед ним менталистка, способная почти мгновенно обезоружить и даже убить противника". Что хорошо для детектива, Синицын сам рассказывает злоумышленнику о мотивах и способе совершения преступления - несовпадение получается в деталях. Что плохо для детектива, читатель получает эти данные почти в готовой форме как плод размышлений коменданта сразу по получении очередного факта. Развязка - уничтожение Галушки, юридическое урегулирование данной ликвидации ("Ты же сам говорил, что во всем виноват Ефимцев? А лейтенант совершил преступление. Военный трибунал в моем лице осудил его - за дезертирство и захват заложника, - а ты просто исполнил приговор. Свидетели есть. И лишнего не болтать".) и "посмертное" разоблачение Ефимцева как шпиона корсов.
   Написано довольно качественно, персонажи живые, колоритные; чтение увлекательное. Но как детектив повесть так себе - слишком прямолинейна. Читатель не успевает размышлять, на каждый новый факт он тут же получает толкование.
   Неясности.
   Серьезный минус - недомолвки со способностями Кати. Телепатка, менталистка, эмофон... Может она читать мысли или нет? Если да, к чему коменданту ломать голову с раскрытием убийств? Если нет, какая она телепатка? Такие недомолвки - не вполне честная игра с читателем.
   Еще хуже в этом плане ситуация с лже-Ефимцевым: "Горбатый и хромой, - с досадой вспомнил Кирилл, поражаясь слепоте армейского начальства. Никому и в голову не пришло, что псих, болтающий о дружбе с корсами, может оказаться корским шпионом. Использовал он, скорее всего, обычный актерский имитатор". Как же, никто не в состоянии отличить человека от ящера - ни начальство, ни сослуживцы. А как ты медкомиссию прошел, горбатенький и хроменький? Имитатор актерский, значит? Но нигде ранее в тексте об актерском имитаторе не сказано ни слова. Если уж автор взялся за гуж (фантастический мир), должен ознакомить читателя с матчастью, имеющей значение для расследования.
   О соответствии теме: "Разум против чувства (конфликт между двумя сыщиками, между сыщиком и злодеем, внутренний конфликт сыщика и т.п.)". Конфликтов в повести достаточно, внутренний конфликт сыщика прописан наиболее детально. Синицыну и плюнуть на все хочется (обидели его назначением в тмутаракань), но в то же время и людей на Ларре нужно спасти, и злоумышленника вычислить, и с геологами (хоть и предатели в их рядах) дипломатически конфликт разрулить. Зачет.
   Некоторые технические замечания.
   Числительные даются цифрами, проценты символами - нехорошо. Периодически встречаются лишние запятые.
   "Воцарилось молчание, прерываемое лишь слабым потрескиванием каких-то помех" - сами помехи потрескивать не могут; это в динамике слышится треск из-за электромагнитных помех.
   "И, видимо, щедро кому-то оплатили" - оплатить можно что-то (товар, счет, налоги и т.п.), но не кому-то.
   Резюме.
   Интересная динамическая фантастическая повесть, но незамысловатый детектив, сработанный с существенными жанровыми огрехами. Рекомендовать к прочтению очень даже можно, но любителям фантастики, а не детектива.
  
  
   Рецензия N3
  
   1. Требованиям жанра, по-моему, вполне соответствует. Читала комментарии и не соглашусь с намёком на то, что расследование было не совсем таким, как нужно и важную, если не основную, роль тут сыграл бластер. Герой дошёл до всего сам, логически. И даже признание злодея, а также его последующая гибель, на мой взгляд, смотрятся вполне органично.
  
   Для меня повесть была оригинальна наличием галлицизмов. Да и герои довольно необычны. Непривычно благородны что ли, как в старых фильмах.
  
   Всё довольно логично и последовательно, не считая мелочей, которые я упомяну позже. Понравилось, что описание того, как герой включил зарядку охранного периметра, автор описал постепенно и заранее, а не "вспомнил" об этом вдруг потом.
  
   К "провисанию" отнесла бы линию с ашурами, да и вообще дальнейшую судьбу Ларры. Всё-таки она не завершена и история смотрится как одна из серий в многосерийном сериале. Промежуточный конец есть и одно дело закрыто, но вся история ещё не рассказана.
  
   Пара, скажем так, замечаний:
  
   - Тот факт, что он вписал Катю женой. Так и не поняла зачем это было нужно. К чему шифровка? Обязательно нужно быть с женой и он вписал её? В конце было что-то про шпиона, но до конца я этого так и не поняла.
  
   - Про бластер у Дюпре, по-моему, лучше написать вначале, а не вспоминать потом. А то так всё что угодно можно вспомнить.
  
   - Немного, мягко говоря, удивила реакция бойцов на Катерину. Пусть она менталистка и таким образом располагала их к себе, но... Не знаю, всё равно странная реакция. Особенно это: - Екатерина Станиславовна, - благоговейно повторил кто-то. - Землянка! Настоящая! Сподобился увидеть напоследок. Теперь и помереть не страшно.
  
   Может, я просто чего не понимаю?
   Но определённое своеобразие штрафникам это придало.
  
   2. Все части повести показались мне соразмерными. Ни одну не захотелось урезать, а то, что хотелось растянуть и почему упомяну в конце, это относится к детективной линии и некоторым фантастическим штучкам. Но всё лишь на мой взгляд.
  
   3. Читается легко, ровно, не смотря на длину предложений. Однако особой красочности и множества метафор не заметила. Правда, посчитать это недостатком не могу.
  
   Однако частое употребление французский словечек сразу же воскресило в моей памяти все четыре тома "Войны и мира". Их сочетание с такими словами, как "колонель" и "сивиль", несколько озадачило и удивило. Ибо их-то я считала истинно английскими, но яндекс подсказал чудное слово "галлицизм", пахнуло XVII веком. И я поняла, что зря подумала, будто автор решил в будущем "смешать" языки. Это уже не совсем будущее, а ещё и привет из прошлого.
  
   В общем, благодаря своему невежеству чуть было не записала это практически в минус. В то время как на деле это придаёт некое своеобразие истории. Удивительно, но уж вторая повесть как привет из прошлого или дань ему. В фэнтези я привыкла к магии в веке прошлом, но фантастика всегда была для меня исключительно миром будущего без всяких отсылок.
  
   Не уверена на счёт своих замечаний, но всё же:
  
   По-русски он говорил вроде бы,неплохо,
   Не хватает отступа после запятой
  
   Как это говорите вы рюсские ..э... "безвременно оборвалась".
   рюсские... э... (нужно три точки, а не две и отступили неправильно).
  
   На полчаса открою периметр, через...,
   Если прямая речь заканчивается многоточием, запятую ставить не нужно, вроде бы.
  
   4. В поступки героев верится. В общем, многие более-менее прописаны. Из, на мой взгляд, второстепенных запомнился Рохас
  
   Хансен мелькнул в конце, так что судить о нём сложно. Показался функциональным персонажем без особых своеобразных "изюминок", то есть свою роль сыграл, а как личность не совсем раскрылся. Да и времени у него не было.
  
   Вначале подумала, что сильнее всех выделились речью Дюпре и Филиппов. Но потом заговорил Галушка и оказалось, что автор скорее прописал национальность, чем конкретного человека. Добавил, скажем так, украинский колорит. Хотя Филиппов всё равно запоминается.
  
   Вообще странно конечно, но Галушка, не смотря на совершённые им убийства и попытку похищения Катерины, не стал в моих глазах злодеем. Да, он не ангел во плоти, но мерзости не ощутила.
  
   Катерина. Лично мне кажется, что убрать сцены с реакцией солдат и на её место легко можно поставить мужчину. Может быть, военные все такие. Не скажу, что не верю в Катерину, как в женский персонаж, может быть, просто автор отвел ей мало места в повести, может быть, это моя заморочка.
  
   Кирилл, на мой взгляд, получился каким-то неэмоциональным. Он ни разу не испугался, не заволновался. И на сухпаёк, и на возможное вторжение Кирилл реагирует одинаково ровно. Возможно, так и бывает у тех, кто занимает подобные должности. И всё-таки какой-то он ровно-нейтральный в эмоциональном плане.
  
   Вообще довольно забавно, что автор расселил нации по планетам. И итальянцам досталось планета, и французам, и украинцам. И, может быть, кому-то ещё. А Земля, видать, наша. Ура!
  
   5. Загадку не назвала бы очень сложной, но и не совсем лёгкой. Здесь нет каких-то особых зацепок, способных привести читателя к убийце до героя, опережение будет незначительным, хотя намёки есть. Взять хотя бы разговор, когда федорец признался, что за своими во время распития с зелёными не следил. Многие важные факты раскрываются ближе к концу, но это нельзя посчитать за минус, так как всё, по-моему, достаточно логично и плавно развивалось.
  
   6. Расследование считаю вполне профессиональным и логичным. Я на месте героя думала бы в том же направлении. А про "горбуна" бы вообще не догадалась и даже посчитала подобное за небольшой недостаток, причину напишу ниже.
  
   7. Игра была. Варианты и как бы мотивы мелькали.
  
   Яд и даже предположительно его название, конечно, читателю не сильно помогают, но направление верное задают. Вот и думай на кого хочешь, а то, что дорогой... Ну, ради того, чтобы заполучить планету могли дать те, у кого денег на него хватит.
  
   Также "участие" зелёных и федорца позволяло водить читателя за нос, и строить разные гипотезы. Хотя повод для убийств Филипповым, если бы это был он, лично я так и не придумала.
  
   Однако опередить героя получилось бы не сильно. Всё-таки основные улики и сведения против Димыча появились в конце.
  
   8. В целом написано неплохо, но я бы читать не стала, не моё. Планеты, флаеры, бластеры. Это всего лишь вторая или третья история про космос, которую я читаю, и желания читать подобное не возникло. Были ещё Космобиолухи и что-то ещё в далёком детстве.
  
   Что касается детектива. Да, разгадано умом и логически, да бластеры и расы антураж, но мне кажется, что всё-таки лучше было бы увеличить объём и дать читателю познакомиться со всеми этими штучками типа актёрского имитатора раньше, чтобы догадаться самим, чтобы во всём быть на равных.
  
  
   Отсебятина.
  
   Что касается вопросов и предпоследнего абзаца. Хоть к рецензии это уже не относится, но не удержалась. Я не верю в судьбу, я верю в человека и ЕГО выбор. Да, бывает, что в силу обстоятельств жизнь складывается так, что кажется - уже ничего не изменить и нужно плыть в этом направлении. Но, по-моему, выбор есть, всегда. Просто не всегда он нам нравится.
  
   Ни что не мешает трусу попытаться стать лидером и повести взвод за собой. Да, ему будет очень сложно, но именно так, я считаю, поступают сильные люди, личности. Они не боятся признать свою ошибку и пытаются всё исправить. Поджать хвост и убежать, чтобы тихо скулить в своей норке жалуясь на судьбу всегда легче.
  
  
   Субъективные замечания:
  
   - Андестэнд, - Кириллу пока не было понятно абсолютно ничего
   Не поняла. Геолог говорил на ломанном русском, а Кирилл ответил на английском?
  
   Ван Дейку было всего 50
   А разве цифры, за редкими исключениями, не принято писать прописью в художественной литературе?
   И кое-где автор пишет прописью:
   - Откуда вас тут взялось двадцать пять?
   И я подумала было, что автор пишет цифры прописью лишь в речи персонажей, но ещё раньше заметила:
   - Думаешь, мы сможем продержаться 5 часов?
  
   На внешней стене под порывами ветра посверкивало такое же древнее электронное табло, разбитое чьим-то бронированным кулаком, в верхней части которого время от времени высвечивалась надпись "Расписание" на четырех галактических языках и почему-то на русском.
   Предложение, по-моему, лучше переписать, а то получается, что "надпись высвечивалась в верхней части кулака".
  
   довез их по покрытым редкой порослью гористым холмам, или вернее было бы сказать, по невысоким скалистым горам
   Гористые холмы? Немного странное словосочетание.
  
   превратили бы прогулку в многодневный экстремальный турпоход с большой вероятностью летального исхода
   С большой вероятностью летального исхода - канцеляризм. Во всяком случае, мне так показалось.
  
   на большой белой тряпке, покрытой многоцветными жирными пятнами
   Многоцветными или разноцветными?
  
   Несмотря на усилия суетившихся вокруг туши "старшого" кибердворников, воняло в помещении, как в хлеву.
   Какой век? И всё ещё помнят хлев? Какое-нибудь бы новое сравнение.
  
   свирепо взмумукнувшее в ответ
   Замычавшее, может?
  
   А так меня Егором зовут, или, по-вашему, по-земному, Игорем.
   А когда Егор перестало быть земным именем?
  
   кроме органики, корсы питались также металлами и минералами
   Может, питаются? Прошедшее время подошло, если бы они вымерли.
  
   - Угомонись, Рохас, мы все тут в одной ... э...лодке
   Во-первых, "в одной... э..."
   Во-вторых, в лодке? Они же космос освоили. Может, хоть в одном шаттле там или типа того?
  
   Филиппов, знавший все обо всех, в котором полковник начал подозревать засланного казачка, вряд ли мог так ошибиться.
   Может, лучше: знавший всё обо всех Филиппов, в котором...
  
   - Извини, что отвлекаю, darling
   Странно, до этого автор не писал английские слова латиницей, только французские.
  
   Ответом ему был дружный вздох вожделения: похоже, солдаты отлично поняли, о чем идет речь, и дружно ломанулись во двор.
   Однокоренные слова в одном предложении: дружный/дружно.
  
   - Поздравляю тебя, эээ, Педро,
   Насколько знаю, правильнее писать: э-э-э. Во всяком случае, Викисловарь со мной согласился.
  
   - А за что здесь подыхать, за чужую Землю?
   По-моему, "земля" стоит писать со строчной буквы ведь имеется ввиду обычная земля, а не конкретная планета. Во всяком случае, так я поняла.
   А вообще я бы разделила предложение:
   - За что здесь подыхать? За чужую землю?
  
  
  
  
  
  

  • Комментарии: 14, последний от 29/11/2016.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 14/11/2016. 23k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список