Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии на повесть "В путанице темных лабиринтов"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  Рецензия 1.
   На конкурс детектива предложена повесть "В путанице темных лабиринтов". Судя по описаниям, а еще более - по языку изложения, нас уводят в советскую действительность, в которой актуальность определяли статьи в "Комсомолке", концерты "Машины времени", а всем рулили "ответственные товарищи", распределявшие блага "по брони крайкома". Автор постоянно поминает советские детали, и на каждом шагу у него рождаются фразы вроде "высокая честь принять посланца столь уважаемого издания". А после отсылки к историческому факту, году смерти Л.И. Брежнева, 1982 году, выясняется, что время действия - 1983.
  Первое впечатление - автор застрял в бытовых реалиях соцреализма, и многочисленные примеры это подтверждают. Не есть ли это прием исторического детектива? Сыщик действует в определенных исторических рамках, но в отличие от современников автор знает цену этому периоду метаний и куда они приведут, а потому вполне способен расставить акценты. Только не в этом случае. Автор просто хотел рассказать, как журналист действует в служебной командировке. В этом есть честность. Но не ирония, автор все воспринимает, как само собой разумеющееся. Иронии вы не найдете.
  По поводу языка, который режет слух. С годами изменился продукт человеческой мысли, и мы уже отвыкли от чиновничьего служебного диалекта, сейчас клерки говорят более приятно. А автора не коробит. Он привык к тому языку.
  Теперь по поводу детектива, который олицетворяет собой действие. Кстати, в повести есть три отсыла - к Гоголю (Хлестаков и городничий), Ильфу и Петрову (Остап Бендер) и Льву Толстому "Война и мир"). Сразу скажем, что эти метки пустые и никуда не ведут (что для детектива не свойственно). Но упомянутые авторы и герой известны своими активным действиями. На их фоне журналист из повести - просто потеряшка какой-то. И занят он исключительно наблюдением.
  Стоит удивляться, что и сострадания к жертвам нет (забегаем вперед, жертвы появятся только в 12 главе). Журналист констатирует факт, стараемся забыть его, пройти мимо. Понятно, что он не вызывает доверия у жертвы. Она предпочитает обойтись без сомнительной помощи, которую ей никто и не предлагает.
  Поскольку детективу не хватало какой-то особенной изюминки, то автор выбрал самую убойную. Это маньяк, убивающий девушек. Но следуя логике, следовало развернуть эту тему с самого начала повести - в первой же главе, а то и в предисловии, как это сейчас делают. Вместо этого автор занялся археологией. Читатель сбит с толка. И "под покров тайги" добираются немногие.
  Брежневская эпоха стала историческим этапом, который нуждается в осмыслении. Судя по любви автора к ее реалиям, он ее знает и любит. Хотелось бы верить, что он продолжит осмысление той эпохи с учетом исторических изменений и сумеет показать нам этот мир через призму детективной интриги. Чтобы мы не смогли оторваться от его текста до последней страницы.
  Успехов!
  
   Рецензия 2.
   Минутка спонтанных мыслей:
  
  
  Блоха: в Домодедове
  Очень понравилась идея с названиями глав, жаль, что иногда Автор изменял сам себе и делал не цитатные названия.
  Оо, при словах о ТУ-154 у меня аж колени заболели :) Сама как-то имела несчастье на нем целый час лететь. Сразу прониклась к герою сочувствием :)
  
  
  Сюжет, композиция, психологическая достоверность:
  Сначала о своих бревнах, радостно замеченных в чужом глазу :) Начало показалось затянутым по сравнению с общим объемом текста. Т.е. как для новеллы-воспоминания эта раскачка долгая кажется уместной, но для детектива хотелось бы побыстрее и поярче получить загадку. А то я зачиталась и даже пропустила момент, когда началось собственно расследование. И вообще, детектив не читается как стержень повествования, а скорее, как одна из множества повествовательных линий, не самая главная из тех, которые хотел раскрыть автор.
  Кстати, на археологические загадки и тайны меня купить достаточно просто, это одна из моих слабостей. Вот не пойму, из-за этого, или из-за того, что объем текста большой, и автор не жадничал с подробностями, но в этой повести картинка перед глазами объемная складывается, несмотря на то, что мой уровень знаний об эпохе/местности примерно равен 0+почерпнутое из сериала "Таежный роман". Хотя местами все же просится менее "сухой" тон.
  
  
  Язык повествования в целом суховат, а иногда хочется попросить автора перечитать написанное вслух - ощущение, что не доредактировали.
  Фраза: " Приспустив брючки и трусики и задорно открыв изящные светлые полушария, прелестница сосредоточенно занималась мелким прозаическим делом." умилила, и почти убедила, что я таки узнала автора ;)
  
  
  Качество загадки и расследования:
  Как уже написала выше, мне археологическая загадка - это большой бонус, затмевающий многие недочеты.
  В плане расследования - тоже повторюсь, большая часть его интересности "гасится" ощущением, что но в тексте - не главное. Постоянно приходилось себе напоминать, что читаю журналистское расследование, а не теплую историю-воспоминание (по "послевкусию" у меня аналогия с "Двумя капитанами" возникает). И кажется, что Автор тоже себе время от времени напоминает, что пишет о расследовании, поэтому моменты, когда герой сосредотачивается на расследовании, стоят как бы в стороне от повествования и встречаются в нем "кустами", "густеющими" ближе к финалу текста.
  Для себя я тип загадки определила как "хлебные крошки", но не те "хлебные крошки", которые ВК использует в качестве аналогии прямолинейности загадки, а те, по которым идешь зигзагами, но к одной цели, не перескакивая мысленно от одной версии к другой, а как бы развивая, дополняя и развивая мысль.
  
  
  В общем, чего я буду долго распинаться? Мне понравилось, только есть пожелание к автору: доработайте текст еще немного, а? Досыпьте красивостей, выделите момент подачи загадки читателю, сгладьте резкие перескоки к "расследовательским" кускам и разбавьте их чуть больше лирикой. Я этот текст вижу в объеме 150-180 кило - он тогда похорошеет, приобретет румяные щечки и аппетитные формы ;)
  
   Рецензия 3.
   Интересная детективная повесть о том, как загадка "древнего артефакта" превратилась в поимку злого маньяка. В дальнем-дальнем краю на куче угля нашли что-то очень непонятное, но похожее на останки человека. А какие останки могут быть в толще угольного пласта? Конечно же, древнего человека! И вот, разгадать тайну этого древнего человека послали столичного корреспондента. Только вот, автор долго прячет от читателя задание корреспондента, есть лишь некий намёк: то ли на историческую тайну, то ли на дутую сенсацию. Видимо, эта таинственность нужна для того, чтобы настроить читателя на разгадку страшной тайны. О Чёрной принцессе читатель узнаёт только из второй главы, при этом местные жители не советуют вспоминать её всуе. Когда я впервые узнал о Черной принцессе, то стал перечитывать начало повести, подумав, что упоминание о принцессе не заметил.
  Далее становится известно, главный герой повести Кирилл - работает в научно-популярном журнале, а руководство района считает все слухи о Черной принцессе пустой байкой. После такого сообщения мой читательский интерес стало зашкаливать. Что это за принцесса, слава о которой докатилась до столицы?
  Тайна Черной принцессы открываается для читателя в редакции районной газеты. Здесь становится ясным и упоминание о проклятьях фараонов.
  Итак, кочегары котельной нашли в угле, который поступал к ним прямо с шахты, нечто похожее на фрагменты человеческого тела. Местый краевед признал эти фрагменты за останки древнего человека, а начальник котельной за кости заразного животного. Принцессу сожгли. А потом началась череда смертей...
  Детективная загадка повести: почему погибли работники котельной? Первым делом, в этой загадке меня насторожило поведение начальника котельной: зачем ему надо было с кем-то советоваться, после находки этих фрагментов человеческого тела? По всем правилам - ему надо было сообщить о находке в милицию. Или же сразу сжечь её, будто и не было, чтоб оградить свой покой и покой подчинённых от разных там расследований. Но начальник почему-то разрешает показать фрагменты тела краеведу. Немного странное поведение.
  Странное и подозрительное. Ещё более подозрителен приказ - сжечь принцессу. Сразу видно, приказ - сжечь поступил сверху. Намёк?
  Больше всех знал о Чёрной принцессе краевед Вальков, но он погиб. И вот тайна смерти краеведа стала первым звеном разгадки детективной истории. Изучая архив Валькова, корреспондент узнаёт много интересного, в том числе о том, что краевед интересовался восстановления лица по системе археолога Герасимова, и даже восстановил лицо красноармейца. Эта информация запустила в моём уме такую логическую цепочку: череп принцессы - лицо приннцессы - лицо принцессы краеведу знакомо - краевед о чём-то догадался - кто-то "помог" упасть ему со скалы. Но для таких рассуждений не хватало самого главного - черепа принцессы. Череп сожгли кочегары.
  Ещё в архивах Валькова корреспондент находит сведения о пропаших девушках. После это находки вырисрвывается связь "черепа и пропавшей девушки" - это самое вероятное развитие событий, но, опять же, череп сожгли...
  Но вскоре оказалось, что не сожгли череп. Краевед выкупил его у кочегаров и тайно вынес из котельной. Теперь стало ясно, что краевед понял свою ошибку насчёт древнего человека и стал расследовать реальное убийство. За что и поплатился жизнью.
  Первый подозреваемый в убийстве - прапорщик Таранов, но слишком уж он "отрицательный", что оказаться ещё и убийцей. В эту версию я сразу не поверил. А потом, мне уже известно о контрах прапорщика с начальником котельной, который старательно кого-то прикрывал. Ясно, что Блинов Таранова никак прикрывать не будет. Хотя, могли помириться, но мне об этом неизвестно, а, раз так, то не помирились. Если не Таранов, то кто? Заместитель командира батальона Неделин? Подозрителен, но он быстро "раскололся" по поводу похищения карты и сразу же отошёл на второй план. Как-то подозрительно часто упоминаются спортсмены. Одна из девушек работала у спортсменов на сборах медсестрой. Неспроста этакая частота упоминаний. И как-то сразу на ум пришёл чемпион края товарищ Зайцев. Только он из спортсменов упоминался прежде. Хотя, нет, был ещё Иннокентий Гоц, но тот только мелькнул искрой и всё. А вот Зайцев по многим критериям подходит: вместе с Вальковым в поисках участвовал, и начальник он, которому котельная подвластна, и на машине иногда Зайцев один гоняет...
  Моя догадка оказалась правильной. Всё-таки, надо было автору сгладить "спортивную линию" или ещё одного подозрительного спортсмена показать. Как только я начал подозревать, что убийца спортсмен, то кандидатов, кроме Зайцева, и нет, а к тому же его фамилия часто мелькакла у меня перед глазами.
  Повесть понравилась. Читается легко. Информация "выдаётся" чётко и ясно. Всё достоверно: люди живые с разными характерами. О гарнизонной жизни написано любопытно. И есть интересная информация, например, не знал, что после событий на Даманском стали изменяться рек и населённых пунктов.
  В общем - понравилось.
  
   Рецензия 4.
   Прежде всего хочу отметить, что название хорошо отражает суть содержания повести.
   Основная детективная линия искусно запрятана среди второстепенных событий, косвенно связанных с ней.
   Действие происходит в приморском крае, указан конкретный исторический момент, годы недолгого правления Ю. А. Андропова.
   Московский журналист Кирилл Ковров приезжает в удаленный район края, разобраться, что стоит за статьей в местной прессе о загадочной "Черной Принцессе", дутая сенсация или важная историческая находка.
   Кирилла встречаем сам первый секретарь райкома партии товарищ Зайцев и обеспечивает ему прием на высоком уровне.
   В процессе повествования фигурируют все новые и новые обстоятельства: таинственный несчастный случай с местным краеведом Вальковым; смерти двух кочегаров, первыми обнаружившими в угле обгорелые останки (Черной принцессы); посмертное письмо спившегося Спартака; авария с самолетом; поиски золота; исчезновение в далеком 1961 году медсестры Лены Шишкиной и недавние исчезновения официанток Гали и Веры; организация оргий с девочками на запасном аэродроме. Действительно - путаница темных лабиринтов.
   Благодаря Олесе, племяннице покойного краеведа Валькова, журналист втягивается в расследование гибели девушек. Она же играет главную роль в разоблачении преступника.
   Олеся- девушка странная, не глупая, хозяйственная, но с явными эксгибиционизкими наклонностями, все время норовит показать или обнаженную часть пониже спины, или приоткрыть грудь. Впрочем, это ее свойство и помогло разоблачить главного преступника, заманить его в ловушку.
   Преступником оказался тот самый первый секретарь райкома Зайцев, который так любезно встречал журналиста в аэропорту. Раньше бы к нему было не подкопаться, но благодаря новым порядкам, установленным Андроповым, пожалуйста. Если честно, мне кажется, что и раньше можно было, если поискать на высоком уровне зайцевских недоброжелателей, но журналисту хотелось угодить бывшему тестю, впавшему в немилость у Андропова. А там, глядишь, и с бывшей женой помириться. Вряд ли Кирилл рискнет взять в жены такую разудалую девицу, как Олеся, хотя она и прекрасно готовит. А сменить холостяцкий быт на семейный ему уже хочется.
   Надо сказать, мотивация злодея не показалась мне сильно убедительной. Ну, да, было раз с Леной, бес попутал, но, чтобы через много лет высокопоставленный чиновник взялся за старое при той простоте нравов, которая царила в районе (тот же запасной аэродром с девочками). Не было необходимости так все усложнять.
   Повесть увлекательная, приключенческая, с неожиданными поворотами, с интересным описанием быта и нравов провинции. Ее стиль хорошо соотносится с выбранным историческим периодом, с одной стороны - казенная риторика, с другой - "Машина времени". Все-таки, работу можно считать вполне удачной, с чем я автора и поздравляю.
  
   Рецензия 5.
   Действие происходит во времена Советского Союза. Если быть точным - начало восьмидесятых (ругательная статья про "Машину времени" вышла в 82-м).
  Повесть разбита на небольшие главы. И в первой из них мы знакомимся со столичным журналистом Кириллом Ковровым, который прилетает во Владивосток.
  Журналист (имеющий необычное отчество Северович) сразу же по приезде оказывается окружен подчеркнутой заботой местного партийного руководства. Это его несколько удивляет, но он быстро осваивается и даже просит местное начальство помочь ему с билетами на концерт группы "Машина времени", которая как раз гастролирует по Приморскому краю.
  На следующий день после концерта журналист снова отправляется в дорогу, теперь уже на поезде.
  Какова же цель прибытия Коврова в столь отдаленный регион страны? Судя по вопросу, который он задает соседям по купе, его интересует какая-то загадочная "Черная принцесса". Но попутчики предпочитают от разговора уйти.
  По прибытии в райцентр Коврова встречает секретарь райкома Зайцев, и они вместе продолжают путь на УАЗике. Журналист мельком замечает какую-то девицу без комплексов, справляющую у дороги малую нужду (ясно, что деталь не случайная, и она нам еще пригодится).
  По протекции Зайцева Коврова селят при военном аэродроме. Тут он знакомится с офицером по фамилии Неделин.
  Характерный момент (за что автору "плюс" - память не подвела!): Коврова по пути в редакцию местной газеты останавливает для проверки участковый милиционер Самсонов. Да-да, при Андропове была такая мода - типа охота на тунеядцев(!).
  В редакции Ковров знакомится с молодым репортером Геной Ящеровым, автором нашумевшей заметки про "Черную принцессу".
  Суть заметки была в следующем. Кочегары, разгребая уголь, нашли фрагменты мумии, по виду женской. Прибывший на место сотрудник музея находке очень обрадовался. А вот бригадир кочегаров, наоборот, приказал тело уничтожить. Что и было исполнено рабочими.
  Через какое-то время Ящеров, решив напомнить читателям о сенсационной находке, попытался разыскать участников тех событий. Но бригадир кочегаров по-прежнему отказывался говорить по существу, а двое работяг, раскопавших тело, и вовсе к тому моменту умерли. Да и музейный работник Вальков тоже отдал богу душу: участвуя в поисковых работах, упал со скалы.
  Ковров решает посетить злополучную шахту, где было обнаружена странная мумия.
  Вместе с Ящеровым он отправляется туда, беседует с шахтерским руководством.
  Журналистов интересует, каким образом мумия могла попасть в угольный пласт. Не является ли данная находка сенсацией, способной перевернуть все научные представления о происхождении человека?
  По возвращении в часть Ковров участвует в застолье с молодыми офицерами гарнизона. И слышит разговоры о погибшем летчике (не так давно в районе случилось столкновение двух самолетов, один из которых рухнул в тайгу).
  Неделин, между прочим, вспоминает и про музейного работника, который нелепо и трагично погиб во время поисков пилота. Всплывает тема золотого клада, который, по преданию, и охраняла таинственная мумия.
  После застолья Кирилл случайно сталкивается со зловещего вида местным кочегаром по прозвищу Спартак.
  А утром слышит новость, что кочегар скончался, оставив на столе странную записку.
  Кирилл посещает местный музей с краеведческим отделом. И узнаёт, что партийный начальник Зайцев был еще и чемпионом по самбо.
  Директриса музея рассказывает Коврову про учёного Валькова и замечает, что тот навряд ли мог разбиться по неосторожности.
  Затем Кирилл отправляется домой к брату Валькова и застаёт там Олесю, племянницу ученого (это та самая девица, что бесстыдно справляла нужду на шоссе). Вместе с девушкой журналист следует уже на квартиру к покойному ученому и пытается разобраться в его бумагах. Подмечает в них некоторый беспорядок, как будто кто-то рылся в архиве. Обнаруживает кальки с изображением черепа. А еще - пустую папку с загадочной пометкой "ЧРД" и стрелкой.
  Решив, что "ЧРД" означает "чердак", Ковров и Олеся лезут именно туда.
  Там и находят старые советские журналы, к примеру, "Экран" ("Советский экран"?) с изображением бравого шерифа Маккены из нашумевшего вестерна. Олеся ведет себя странно и убегает. А Кирилл продолжает поиски, видит стрелку-указатель на одной из досок и, следуя ей, обнаруживает папку с объявлениями о пропавших молодых девушках. Одну из них зовут Галина Валькова.
  У плачущей навзрыд Олеси Ковров с трудом выясняет, что Галина - это её сестра. И что исчезла она в районе запасного военного аэродрома, где в настоящее время располагается база отдыха "для своих". Кирилл высказывает предположение, что Вальков, ведя поиски родственницы, наткнулся на некие сведения про клад, и потому был убит.
  В местном ресторане Ковров с Олесей встречают партийного босса Зайцева. Кирилл невзначай пытается убедить его, что верит в версию, когда-то высказанную бригадиром кочегаров: найдена была вовсе не загадочная мумия, а фрагменты тела медведицы.
  А Олеся рассказывает журналисту о весьма свободных нравах, царящих в офицерской среде.
  Кириллу нравится девушка, но он старается сдерживать свои порывы.
  Сержант-сверхсрочник по фамилии Мамедов рассказывает Коврову, что скончавшийся якобы от цирроза печени кочегар Спартак - его родственник. И что он, кочегар, просил после своей смерти найти какого-нибудь знающего человека и передать ему письмо.
  Что Мамедов и сделал.
  Из письма Спартака Ковров узнает немало интересного. В частности, тот факт, что Спартак, некогда решивший навестить своих коллег-кочегаров, стал свидетелем их скандала с начальством по поводу найденной мумии. Далее, Спратак видел и Валькова, который (за деньги) уговорил рабочих не уничтожать голову мумии. Суеверный кочегар был уверен, что его коллеги погибли именно потому, что не сожгли эту самую голову. Спартак предвидел и собственную смерть. Он наказал племяннику отыскать какого-нибудь ученого (а уж этот ученый должен найти проклятую голову и всё-таки её сжечь).
  В редакции журналист Гена рассказывает Коврову про странные эротические пристрастия Олеси. А также и про Веру Грачеву, пропавшую на первенстве по спортивному ориентированию. По поводу покойного Валькова Гена сообщает, что тот в день своей гибели делал некие пометки на карте (и карту потом при погибшем не нашли).
  Кирилл, взяв для компании Олесю, пытается обнаружить в доме погибшего ученого что-либо, указывающее на артефакт (голову мумии), но безуспешно. В конце концов, ему удается отыскать корешок почтовой квитанции: Вальков перед своей гибелью отправлял посылку Олегу Шестакову, дяде Олеси по материнской линии...
  Заинтересовавшись посылкой, Кирилл просит Олесю созвониться с родителями.
  Ковров, припомнив, где он мог видеть автограф покойного Валькова, находит Неделина и выясняет, что именно он взял у покойного карту. Мотив - желание отыскать всем назло загадочное золото, якобы охраняемое "Черной принцессой".
  Неделин отдает Кириллу злополучную карту с пометками Валькова (на карте обозначен грот, где, по предположениям, могло быть спрятано сокровище).
  Гена и Ковров направляются к месту гибели Валькова. Между прочим, беседуют о том, что Вальков просил местного доктора сделать рентгеновские снимки некоего загадочного предмета, упрятанного в мешок. Всплывает имя и еще одной пропавшей девушки (Лена Шишкина).
  Журналисты находят грот, помеченный на карте Валькова, и альпинистские крючья, вбитые в скалу. После чего оба направляются на тот самый запасной аэродром, где всем заправляет разбитной прапорщик Таранов (с которым в день своей смерти Вальков якобы ссорился). Но Таранов факт ссоры отрицает.
  На следующий день Ковров появляется в местном отделении милиции и просит Самсонова познакомить его с кем-то из сотрудников, служивших тут еще лет 20-30 назад.
  Такой человек находится, и зовут его Константин Петрович Самсонов, дядя участкового (хорошо, кстати, знакомый с погибшим Вальковым).
  Самсонов сообщает, что за пропавшей Шишкиной ухаживал в свое время Таранов.
  По слухам, девушка исчезла во время купания в речке. А до этого завела роман с одним из прибывших на сборы спортсменов. Еще из интересного: Таранов из-за девушки Лены имел конфликт с Блиновым, который потом стал бригадиром кочегаров. В котельной, где он работал, когда-то произошла трагедия с бомжом, которого сотоварищи убили за разбитую бутыль спирта (м-да...).
  Ковров подозревает Таранова в убийстве Лены (и остальных девушек), но улик явно недостаточно.
  Беседуя с Олесей, Ковров замечает, что между исчезновениями девушек прошло немалое время, и что преступник, возможно, еще раз убьёт...
  Ковров готов на близость с Олесей, но тут появляется Гена. Рассказывает, что Блинов не пожелал ничего нового поведать о Лене Шишкиной. Но при этом кочегар упомянул какого-то Кента.
  Коврову не дают покоя заметки на карте Валькова, из которых следует, что у покойного в день гибели могла состояться встреча с неким "ИА" (что совпадает с инициалами Таранова и, между прочим, партийного босса Зайцева - но Ковров пока на это внимания не обращает).
  Ковров по-прежнему деликатен с Олесей, не желая пользоваться ее доверчивостью.
  Олеся показывает гостю семейный альбом, и одна из фотографий привлекает внимание журналиста: на ней изображено авто с гражданскими номерами на территории военной части.
  Уходя от Олеси, Ковров подвергается нападению местных парней, один из которых называет себя ухажером девушки. И уже после задержания, в милицейском участке, Ковров просит местных сыщиков заняться автомобилем, чей номер виден на старом фото.
  Связавшись с редакцией газеты "Советский спорт", Ковров узнает сведения об участниках соревнований по самбо, которые некогда проходили в районе. Среди участников были Зайцев и некто Иннокентий Гоц - как оказалось, кочегар, который позднее погиб в аварии. Именно его Блинов обозначил как Кента (то есть, Гоц тоже ухаживал за пропавшей Леной Шишкиной).
  Таким образом, под подозрение попадает и Блинов, который мог подумать, что обнаруженные на шахте фрагменты тела могут выдать его как убийцу.
  После того, как Гена помог Коврову "пробить" по номеру загадочное авто, у столичного журналиста созревает план (читателю ясно, что Ковров-то уже смекнул, кто убийца. Но напрямую имя не называется).
  Ковров отправляется к Зайцеву и показывает ему черновик статьи.
  А затем журналист успешно делает вид, что уезжает в столицу.
  Близится развязка. Зайцев на УАЗике прибывает на тайную встречу с Олесей. И девушка (явно по заранее намеченному плану) шантажирует Ивана Антоновича, заявляя, что ей известно о его роли в исчезновении трех местных девушек - Лены, Гали и Веры.
  По версии Олеси, Зайцев, распаленный страстью, расправился с Леной Шишкиной. А через много лет так же поступил и с Галиной, сестрой Олеси. Вальков же, выкупивший у кочегаров голову "мумии", догадался, что это - голова убитой Галины, случайно сохранившаяся вместе с телом в угольном пласте. Затем Вальков, расследуя гибель Галины, утвердился во мнении, что её убийца - это Зайцев.
  Олеся обвиняет Зайцева и в том, что он, боясь разоблачения, убил Валькова (столкнул со скалы в суматохе поисковых работ).
  Девушка требует от Зайцева, в уплату за молчание, чтобы он на ней женился.
  Зайцев же пытается убить Олесю. Но вовремя подоспевший страж порядка Самсонов его арестовывает.
  Зайцев угрожает милиционеру, а затем и вовсе, улучив момент, обезоруживает его. На помощь представителю власти спешат оба репортера и Константин Петрович Самсонов. Завязывается крутая потасовка. Нескольким крепким мужикам все же удается одолеть Зайцева.
  В последней главе лейтенант Самсонов навещает Коврова в столице. Рассказывает журналисту о перехваченной посылке, где и вправду оказалась голова погибшей Галины Вальковой.
  Кирилл прощается с Самсоновым и грустит об Олесе...
  Выводы.
  Повесть "тянет" на средней руки провинциальный детектив. Такие иногда печатались в журналах "Человек и Закон" и "Советская милиция", правда, в роли убийц там выступали не партийные боссы, а какие-нибудь отщепенцы, противники советского образа жизни. Ну так, дело понятное...
  Грамматические ошибки встречаются, но их количество минимально и может быть "вычищено" одним-двумя прочтениями.
  Герои интересные, особенно Ковров - эдакий советский супермен.
  Есть и подсказки для внимательного читателя (например, инициалы "ИА"), и ложные следы.
  Есть отсылки к реалиям советской действительности времен Андропова.
  Есть натяжки. Чтобы драка "трое на одного" длилась четверть часа... Не думаю.
  В целом, повесть - срез той самой жизни глубинки, которая не меняется десятилетиями. Да что там десятилетиями...
  Автору - респект и полноценные девять баллов из десяти.
  И - удачи!
  
   Рецензия 6.
   Жили-были так или иначе, а обернуться Аленушка не успела, как унесли ее братца Иванушку гуси-лебеди в темный лес. Выбежала девочка во чисто поле, да только где уж там, поди догони пернатых разбойников. Кто виноват? Что делать? Не стала Аленушка вопросами пустыми себя изводить, а бросилась следом за гусями, брата выручать.
   Долго ли, коротко ли, а выручила. Побежали дети домой. На беду почуяли гуси-лебеди неладное, полетели в погоню. А тут еще Иванушка, будто мало ему приключений, взял да испил водицы откуда ни попадя. Ясен день, превратился малец в козленочка. Приятного мало, только дело то привычное. Повязала девочка на шею козленочку кушачок братов и потащила домой неразумного.
   - Алька, не дергай ме-е, ме-ня!
   - А ты беги скорей! Видишь, там, за деревьями, гуси крыльями машут?
   А гуси не отстают, кружат в небе, ждут удобного случая, чтобы схватить беглецов. Видят Алёнушка и брат ее в козлином обличье - едет боярин по дороге лесной на уазике. Заметил девицу красную, остановил машину, манит пальцем, улыбается маслено.
   - Ме-е-ерзкий тип, - проблеял Иванушка. - Бе-е-ежим скорей!
  
   Козлёнок о маньяках
  
   Ну вот, и до маньяков дело дошло. Не прельщает меня маньячество как мотив преступления. Конечно, нередко маньякам не занимать ни хитрости, ни коварства, однако плоховато укладываются они в рамки классического детектива. Ой, я уже слышу, то есть вижу, как мне кивают на Её Величество Агату, конкретно на 'Убийство по алфавиту'. Но ведь там дело другое. Там преступнику крышу снесло всерьез и надолго. Там и задача у сыщика другая - понять логику придурка, вычислить его следующий шаг. Тут скажете тоже? Не тоже. Здесь преступник не то чтобы изобличён, скорее, заподозрен при совершенно полицейском расследовании, последовательном и неотвратимом. Расследование полицейское, то есть не опирающееся на гений сыщика, а идущее путем сбора максимального количества сведений. При том сам сыщик - отнюдь не полицейский, то есть, простите, не милицейский. Роль детектива в повести достается журналисту из столицы.
   Непосредственно процесс поимки преступника происходит, что называется: 'на живца', так, как и в большинстве случаев с книжными маньяками. Совсем нехорошо получается с чистосердечным признанием мерзавца. Как положено третьесортному злодею, преступник во всем сознается перед будущей жертвой, обреченной (как ему кажется) на смерть.
   Ладно, давайте пока оставим в покое маньяка. Как в повести насчет игры с читателем? Если формально, то все более или менее нормально. Есть отчетливый ложный след в виде майора Неделина. У него была возможность устроить практически любое преступление в окрестностях запасного аэродрома. Однако если учесть, что майору 'под сорок', а первый эпизод произошел аж 1961 году, то не выходит... Майор в шестьдесят первом, скорее всего, носил на погонах не звезды, а курсантскую букву 'К'... впрочем нет, буква 'К' на погонах появилась только в 70-х... Не важно. Не было еще тут никакого Неделина. А кто был? Правильно. Из присутствующих - секретарь местного райкома. А после обнаружения на карте пометки: 'ИА/10/9/83/12/00', Ивану Антоновичу и вовсе уже было не отвертеться.
   Присутствует в повести и любовная линия, и проведена она на практическом, бытовом уровне. Олесю, местную девушку без лишних комплексов, обаял герой-журналист из самой Москвы. Олеся делала все, чтобы уехать в столицу нашей Родины вместе с журналюгой - кормила его, привечала и даже рискнула для него жизнью, но как поется в песне: 'Милая моя, взял бы я тебя, но там в краю далеком, чужая ты мне не нужна'. Мораль очевидна: все мужики - козлы, особенно журналисты и особенно из Москвы! Неужели они все, как я, регулярно пьют... хм, из копытца?
  
   От Аленушки:
  
   Память у меня девичья, но я сразу вспомнила рассказ 'А была ли принцесса?', который участвовал в 'Презумпции виновности'-2019. Тогда одна из судей (речь об уважаемом Координаторе нашего конкурса) посоветовала автору развернуть рассказ в повесть. Советом автор воспользовался и, на мой взгляд, успешно.
   В отличие от рассказа, повесть 'В путанице темных лабиринтов' не выглядит перегруженной деталями и приметами времени, в ней все уравновешено, все к месту. Написано легко, увлекательно, за ходом расследования, которое ведет столичный журналист Кирилл Ковров, хочется следить неотрывно. Дело у Кирилла спорится, в тупик он ни разу не заходит - может дать сто очков вперед профессиональным сыщикам. Наряду с этим есть и полновесная ложная линия, о которой упомянул мой братец Иванушка. Любовная линия тоже прибавляет повествованию красок.
   И вдумчивый читатель клювом щелкать не станет, а станет собирать 'ключики', насчет которых автор не пожадничал, и в 'мозаику' их укладывать.
   Что меня в 'Путанице...' не порадовало, так это образ главного героя. Несмотря на то, что мы немало узнаем о Кирилле, сжиться с ним не получается. Не вызывает он сочувствия. Кирилл с легкостью использует людей, которые искренне ему помогают. Привлек молодого местного корреспондента Гену Ящерова к своему расследованию в качестве подручного, оторвал его от написания в номер очерка, пообещав помочь. И помог, но как? Провел для Гены мастер-класс, поделился с ним секретами журналистского ремесла? Нет, опубликовал в местной газете вместо Гениного очерка свой. Мне бы на месте Гены стало обидно.
   Использует Кирилл и Олесю - в роли 'живца' для злодея-маньяка. Понимаю, что подобная сцена обостряет сюжет (и без того, к слову, динамичный и полный неожиданных поворотов) и наверняка понравится 'массовому' читателю, но с морально-этической точки зрения поступок Кирилла вызывает, мягко говоря, вопросы. А вот как относится к подобным действиям своего героя автор, я, признаться, не поняла. В финале Кирилл вроде бы подумывает, а не жениться ли ему на Олесе. Почему-то кажется, что он, если и женится снова, то на какой-нибудь столичной фифе, похожей на его первую жену. А Олесю, хоть она и не нравилась мне раньше, теперь очень жаль...
  • Комментарии: 2, последний от 21/12/2020.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 20/12/2020. 34k. Статистика.
  • Эссе: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список