поколений занимали умы человеческие в той мере, в какой человечество
нуждалось в определении роли своей в природе, места своего в
общественных структурах и в цивилизации в целом.
Общественный уклад древности основное
внимание уделял принципам выживаемости. Стадность и жёсткая
внутриплеменная дисциплина являлись залогами прочности первобытных
устоев, энергично способствовали выработке иммунитета от зависимости к
внешним факторам, а также срастанию с природой, очеловечиванию стихий и
других сложнопознаваемых и для нынешнего разума явлений.
Прогрессивное воспитание выдвигало из первобытной среды
талантливых людей своего времени; возникали народности и народы, нации и
государства.
Чем успешнее внедрялись в новых государствах передовые
методики воспитания, тем государство смелее соперничало на политической
мировой арене, подкрепляя теорию выживаемости техническими
изобретениями и экономическими науками.
Казалось, наступал "Золотой век" процветания и благоденствия.
Но народы, отстававшие в развитии от основных социально-общественных формаций, устремлялись вслед, подтягиваясь к передовым
цивилизациям. Ограниченность материальных ресурсов, вернее, способов обобществления этих ресурсов, заставляли выживать хищническими способами: нападением, порабощением человеческого материала, его эксплуатацией, поглощением более слабых соседей.
Император Нерон осуществил социальный переворот в Римской империи; продолжая дело своего предшественника императора Клавдия, он освобождал рабов от обязательных повинностей; ввёл обучение их детей, организоввал местные Советы из бывших рабов и неимущих; назначал грамотных вольноотпущенников на высшие государственные должности
Руководствуясь учением философа Сенеки, Нерон провозгласил лозунг: Равноправие для всех!
Равноправие давало возможность государству полнее использовать народные таланты, выкачивать из простых голов идеи, которые позволяли бы империи успешнее выживать в непростом и бурном мире.
Непослушные аристократы уничтожались как оппозиция или, говоря языком двадцатого столетия, как класс.
Но равноправие рабов - это лишь шеренга обезличенных тружеников. Каждый из которых мог смотреть и видеть только грудь четвёртого человека в шеренге, равняясь не на достижения человеческого гения, а лишь на его грудную клетку.
Равноправие было введено в закон и приравнено к свободе.
Но свободы император Нерон никому и не дал.
"Всемирная история." т.2. стр. 621. 1956 г.
Учение Марии Монтессори - это воспитание Внутренней СВОБОДЫ в ребёнке.
Рванувшийся было к научным открытиям двадцатый век вскоре вплотную подошёл к отвесной, тяжело преодолимой стене в общественном развитии.
Возобладал застой в стремлении к совершенству. Застой стимулировал формирование исключительно потребительских взглядов огромного, но инертного населения; сказался недостаток знаний, закостенелая однобокая педагогика оказывала неудовлетворительное влияние на воспитание детей, ограничивая доступ к информации, формируя пещерные интересы и, как следствие, косность мышления.
Народ, правительство которого делает основную ставку на "Текущий момент", забывает о своей главной задаче: о духовном развитии потомства, о том, что воспитание привычки к внутренней свободе - это обязательное и естественное дополнение к равноправию;
Без творческой свободу фактически нет равноправия. Или оно ущербно.
Равноправие рабов не делало их творческими личностями, а лишь
винтиками огромной, неповоротливой государственной машины.
Такова логика общественного развития, тому нас учит
история.
Не все взгляды Монтессори - педагога экспериментатора находят поддержку у педагогов практиков, моих коллег, мастеров дошкольного воспитания. Несомненно, что индивидуальное воспитание и обучение детей по системе Монтессори на сегодняшний день - яркое, научно обоснованное явление, прошедшее проверку временем и доказавшее свою жизнеспособность многими примерами.
Личность всегда двигала историю, но выигрывали ли народы от такого исторического движения вслед за личностью?
Есть примеры прямо противоположные по результатам.
Так не лучше ли не двигаться вслепую, положась на случай, а всерьёз заняться воспитанием, выращиванием прогрессивно мыслящих граждан, не увлекаясь моментом, доверяя лишь мудрости Времени.
Время и есть то будущее, которое уготовано всем, но через избранных; все не могут быть избранными, но могут стать равноправными между собой, между своими и чужими талантами, между потребностями индивидуальными и общественными.
Им может быть гарантирована Свобода сейчас, Свобода в будущем, Свобода Духа и Разума.
Только при этих обстоятельствах, только свободными людьми
может быть построена Вечность, имеющая плотскую Сущность.
И не мистика мои слова, а насущная реальность, ибо сегодня
выживаемость белорусского народа не в пустых надеждах на чью-то благосклонность, а на выращивании собственной достойной смены с высоким потенциалом творческого, производительного Разума.
Глава первая.
Космическая распутица.
Сотворение Мира - категория запредельной философии с перечнем вопросов, на которые нет однозначного ответа.
Веруя в Великую Сущность можно полагаться на Бога и тогда яйцо Вселенной - продукт творчества;
Полагаясь на идеи материализма, природа - самообразующаяся
энергия с практически неисчерпаемым потенциалом.
Не вопросы Теологии и материализма нас интересуют; нас интересует Бытие, то есть среда существования жизни в ограниченной временем и объёмом пространственном яйце.
Условно считаем, что вначале было яйцо. Яйцо - это изначальная структура Мира, ориентированного на нас в величинах микрокосмоса, когда живое способно к выживанию и самочинному воспроизводству в замкнутом эллипсе пространственного бытия.
В этой замкнутой кривой и существует Вселенная и мы как постоянная часть её структуры.
Можем не сомневаться, что категории Мироздания независимо от наших взглядов ориентированы относительно друг друга, времени и направлений.
Мы ориентируемся по звёздам и сторонам света.
Дети ориентируются в среде, которая непосредственно окружает их по генетической интуиции, эмоциям и педагогическим приёмам.
Правильная ориентация обеспечивает слаженную чёткую работу в первую очередь физимоторных импульсов, затем мыщц и органов ребёнка, затем его эмоций и, наконец, мыслей; формирует полноценный разум посредством опыта и чувств.
ОРИЕНТАЦИЯ в окружающей среде - это и безопасность, и дальнейшая активность ребёнка.
Какими способами добивается развития ориентации у детей Мария Монтессори?
Движениями. Движениями в замкнутом пространстве посредством работы с материалом: переносом коробочек, подноса и опасных предметов типа ножа и ножниц.
Научившись ориентироваться в среде, дети постигают азы безопасности.
Безопасность - основа выживаемости. Дети как планеты двигаются
независимо друг от друга, строго индивидуально и в тоже время в определённом
порядке.
ПОРЯДОК - не самоцель педагога. Порядок - это не только чистота, застеленные койки и убранные столы. Порядок это не походные колонны и зычные выкрики команд.
Порядок - это упорядоченный внутренний мир; в первую очередь знания, утверждающие этот внутренний порядок и требующие его соответствия душе, а так же распорядку внешнему.
Каждой вещи, каждому предмету своя орбита, своя зона, каждому поступку - свои правила. Когда правила принимаются не по навязке, а по реальной необходимости образуются навыки, привычки, перерастающие в будущем в менталитет, что всерьёз и надолго.
Неправда, что Монтессори боялась привычек и навыков. Без привычек и навыков не бывает слаженной работы, а простые действия производятся механически, что позволяет освободить сознание от монотонности движений конвейерного типа и нацелить его на творческий ресурс.
Не приказать, а воспитать; так поставить педагогическую работу, чтобы ребёнок сам, через кропотливое исследование сумел прийти или научиться у сверстников критериям личного, внешнего и общественного порядка, врос в систему общего безопасного движения, научившись сочетать собственные интересы, движения личностной орбиты со стремительными движениями окружающих его миров.
Исследования такого рода действительно кропотливы и требуют от воспитателя терпения и таланта.
ИССЛЕДОВАНИЯ требуют абсолютной Свободы, но в том порядке, который уже является духовной потребностью детей. Способности детей не равнозначны. Их можно одновременно вывести на старт, но никогда они не придут к финишу вместе в отведённое для них время. Всегда кто-то будет первым, а кто-то последним.
Время каждой индивидуальности строго личностно. Вы же не заставите планету, имеющую малый вес, объём и плотность соперничать в скорости полёта, частоте вращения вокруг оси с космическими телами других физических свойств.
Педагог обязан наблюдать, и обнаруживая таланты разрабатывать индивидуальные подходы по реализации программы ИССЛЕДОВАНИЙ.
Как это делала Монтессори? Она ввела трёхступенчатый урок.
На основе вежливости и взаимопонимания проводятся беседы, возбуждающие вопросы детей, на которые тут же даются ответы с пояснениями, образными рассказами, иллюстрирующими ситуацию или поступок.
Вопросы и ответы способствуют интеллектуальному развитию детей, развивают способность к общению, общение разворачивает абстрактное мышление, то есть те каналы и путепроводы детского сознания, которые мы называем КОММУНИКАЦИЯМИ.
АКТИВНОСТЬ в играх. Всё что не запрещено - разрешается, А что запрещено? Вступает в дело внутренний закон о порядке внешнем и внутреннем, когда безопасность может быть гарантирована лишь строгим соответствием движения по собственным орбитам без права прорыва в другие миры.
Манипулировать законами физики нельзя. Можно манипулировать умами, но и это рано или поздно приводит к геополитическим возмущениям и, как следствие, к умоорбитальным и социальным катастрофам.
Но манипулировать вещами, предметами необходимо. Благодаря
МАНИПУЛЯЦИИ ребёнок приходит к пониманию некоторых свойств окружающих предметов, явлений, объектов материального мира.
Из манипуляций состоит РАБОТА. Манипуляции могут быть хаотичными, интуитивными, организованными или неорганизованными, все они являются зачатками той деятельности, которую мы называем работой.
Манипуляции порождают мысль. Не мысль порождает манипуляции.
Проблеск мысли ориентируется в хаосе и ищет способы организации некоего порядка, навыки которого уже привиты и являются объективной необходимостью.
Вызывается к жизни новая категория: - Цель.
Теперь ребёнку ясно, чего он хочет. Он работает с удовольствием и
единственным препятствием в его деятельности по реализации поставленной задачи является недостаток опыта. Ограниченная возможность осуществить задуманное.
Цель поставлена и если для её реализации не хватает опыта, ребёнок задаётся вопросом "Почему?"
Знания - вот ключ к достижению цели. Дети понимают, что знания - Великая Сила и принимают их с усердием, с острым наслаждением.
ПОВТОРЕНИЕ - мать учения. Знания схватываются на лету. Они удивляют и удовлетворяют любопытство. Но знания - категория неустойчивая; знания проходят через сознание как рентгеновские лучи сквозь непроницаемые для света и взгляда предметы и вполне могут улетучиться, раствориться в эфире, из которого они же и образовались в виде общественного опыта.
Только повторение может закрепить знания в сознании и это уже РАЗУМ.
РАЗУМ - это точно выверенный опыт. Опытный человек точен в действиях, поступках, намерениях. Точности учит ребёнка педагог. Точность и пунктуальность - вежливость королей. Сказано не зря. Не потому что короли избранные, а потому что они первые; то есть те, на которых равняются граждане. Мы воспитываем обычных детей, не привилегированных, и хотим, чтобы они, наши дети, являли пример остальным, а значит, -ТОЧНОСТЬ не привилегия уже, а воспитанная педагогом категория.
Категория, необходимая, как и вежливость, и мораль, и нравственность.
Точность - результат повторения, основа уже развивающейся ответственности детей за свою работу, за чистоту своего рабочего места.
Неудовлетворение работой заставляет ребёнка её переделывать, исполнять более точно, а для этого необходимы сопутствующие, параллельно развивающиеся качества, такие как сосредоточенность и концентрация; способность ещё неокрепшим разумом углубляться в предмет, с которым он работает.
Уже дети 3-4 лет до сорока минут могут увлечённо обыгрывать одно занятие.
Тут педагог должен быть предельно внимателен и осторожен. Потому что не только слово, но и появление педагога, взгляд в сторону Творящего свою игру ребёнка, могут нарушить этот пока ещё робкий контакт нежного разума с зыбкой реальностью.
Что говорить о той беспринципности, которая творится в детских садах, когда не только посторонние вхожи в любое время, в любое помещение, но и воспитатели, и проверяющие всех уровней и всех надзирающих учреждений считают необходимым стоять над душой ребёнка и указывать ему пальцем на его ошибки.
Момент Творчества пропадает; хорошо, если на время, а может пропасть навсегда.
Человек биологически совершенен. Может быть, это и не так, но будем считать, что условно мы созданы по образу и подобию, а значит совершенны.
Единственно, что нас разъединяет - масштабы Разума и Творчества. Одно порождает другое, одно проистекает от другого, но одно совершенно, а другое лишь стремится к совершенству.
Стремление к совершенству через самосовершенствование не самоцель, а генетическое предрасположение к улучшению жизни на радость себе и окружающим.
У Монтессори совершенствование организуется через работу с материалом, где контроль ошибок встроен в материал.
Например, работа ребёнка с математическими штангами:
Каждая штанга длинней предыдущей на отрезок, равный своей длине. Ребёнок прикладывает одну к другой, считает и контролирует работу с помощью первой штанги, самой короткой. Он не может ошибиться.
Или манипуляции с рисованными карточками. Рисунок и прикреплённое к нему название рисунка.
Например: цветок мака. Ребёнок видит, запоминает. Затем слово
МАК убирается. Дитя ищет в ворохе рисунков запомнившееся ему изображение, затем то слово, которое объясняет рисунок.
Таким образом, он быстро учится не только запоминать и находить, но и понимать начертание букв, то есть читать.
Алфавит, изобретённый Кириллом и Мефодием - общий для некоторых славянских народов. Спросите у взрослого человека, что легче запомнить, начертания букв или, допустим, японских иероглифов?
Каждый ответит: буквы проще.
На самом деле последние исследования показали, что дети запоминают иероглифы быстрее и легче, чем латинские буквы. Алфавитным письмом пользуется менее половины человечества.
Иероглифы - картинки. Знаки иероглифов имеют рисуночный характер. И хотя иероглифическое письмо имеет свои логографические и фонетические сложности, но оно более понятно детям, располагает их к игре в противовес письму абстрактному, алфавитному.
Монтессори хорошо знала особенности как греческого алфавита, латинского, так и восточных способов начертания речевых, выразительных средств языка.
В её материалах геометрия письменности Шумеров и Вавилона . Рисунчатость японских и китайских иероглифов. Красочность и выразительность финикийского письма.
Она использовала врождённую способность детей в первые годы жизни в большей степени тянуться к реальности и только позже к абстрактным понятиям и изображениям.
Сенсорные материалы Монтессори потому и называются чувственными, что ориентированы не на взрослых людей, не на взрослую публику в аудитории, а на детей.
Взрослые идут своим путём, они обобщают и рационализируют вещи и проблемы так, чтобы ими было проще пользоваться или управлять.
От конкретного опыта и ощущений к развитию интеллекта путь не простой.
Интеллект не просто рассудок, хотя рассудочность - важнейшая часть интеллекта, особенно необходимая при развитии абстрактного мышления. Некоторые полагают, что раз ум, рассудок, разум и вообще мыслительные способности человека составляют интеллект, то и рассуждать не о чем; Мол, это не категории, а понятие.
Однако жизнь показывает, что абстрактное мышление более связано с
рассудочностью, чем с разумом.
РАЗУМ охватывает весь опыт человека и человечества, в то время как РАССУДОЧНОСТЬ - опыт, перенесённый на конкретный момент.
Поверьте, что рассудочная личность достаточно далека от творчества, но, в свою очередь, она способствует развитию абстрактного мышления в той форме, в какой необходимо, чтобы абстракция, переведённая на логику рассудка, помогла понять, почему 2 x 2 = 4, а не пять и затем задаться вопросом, как доказать это?
Через Абстракцию и Рассудочность становится категорией Творческой.
Отвлекаясь мысленно от физических граней и сторон предмета, от его свойств и его связей с предметами иными, концентрируя внимание на основных и существенных его чертах, абстрактное мышление рассматривает явления удалённо, охватывая взглядом целиком и полностью, так сказать, объёмно и не только зрительно, скорее философски, всю систематику проблемы, опираясь на всечеловеческий опыт и собственную интуицию, выстраивая затем поступательную лестницу, по которой и восходит сам процесс познания объективного мира.
Работая с карточками познавательного материала, предназначенными для восприятия Качеств Прилагательных, ребёнок получает представление о качествах бумаги / белая, гладкая, шероховатая, жёлтая/.
Цветок синий, красный - красивый.
О противоположности качеств: дом высокий, дом низкий.
Классификация не требует применения терминологий.
Терминологии появятся позже.
Или работа по математике. Например, бусинки, их можно ощупать руками, ощутить форму, они неподвижны на нитке, нанизаны и закреплены; Можно задаться вопросом, много - это сколько?
Впервые ребёнок понимает, что есть числа и чисел очень много, что каждое число абстрактно, то есть оно есть и в то же время его нет; о нём, думаешь отвлечённо; но оно в то же время применимо к любому предмету. Что всё вокруг имеет не только форму, цвет, объём и вкус, но и своё число, и своё место в системе чисел.
На конкретном материале происходит знакомство с десятичной системой, с цифрой - символом, счётом - соответствующими тем количествам, которые ему уже известны, ребёнок работает опираясь на познавательный материал.
Выше мы уже говорили, что САМОСОВЕРШЕНСТВО не самоцель, а генетически встроенная программа для определения свойств и качеств человека в системе общественных и психологических координат.
Программа сложная, ретроспективный опыт убеждает, что сбои её почти регулярны; что ни новое поколение, то старые ошибки, а расплаты всё более страшные и безжалостные.
Но оставим философскую сторону этого вопроса, а перейдём к той
Категории Самосовершенствования, которое вложено природой или Богом в детскую генетику, заставляя ребёнка учиться на ходу, часто даже без обычной опеки педагогов.
Самосовершенствование предполагает самоконтроль и контроль вообще. Контроль ошибок в материале происходит таким образом, что даже маленькие дети имеют возможность контролировать ошибки, учатся отыскивать их и предупреждать.
Всякое упражнение самостоятельно. В нём есть начало и конец, и ребёнок, опираясь на самоконтроль, доводит его до конца.
Например, мытьё рук, где прямая цель - научиться мыть руки.
Контроль же ошибок для человечка, двух - двух с половиной лет- оставшиеся капли воды на столе, полу и мокрые рукава одежды.
Контроль сначала механический /упражнения с цилиндрами - правильно или нет, ты вставил округлые края в зияющие отверстия/, затем психологический -/ цветные таблички, работа для зрения и пальцев, разработка мелкой моторики руки, анализ сравнения цвета./
Возьмём Библию. Когда-то на берегу Средиземного моря, на территории древней Финикии стоял город Библ. Символом города была птица Счастья, сказочный Финист - Ясный Сокол. В водах рек водилась рыбка Библицы, ныне вобла.
Государство исчезло. Вобла также, но мудрость народов осталась запечатлённой в одноимённых книгах под единым названием Библия.
Мудрость велика, но оказалось, что выразить её можно в нескольких словах - в десяти христианских заповедях. Ветхий завет допускает одиннадцать, но не в количестве дело, а в качестве. Все народы без исключения принимают заповеди, а живут ли по ним? Нам ли не знать.
Много говорим о совершенстве, но создаём кумиров и молимся им, произносим ложные свидетельства на ближних своих, прелюбодействуем, убиваем, крадём.
Забываем отца и мать. Перед лицом неба создаём идолов серебряных и золотых и желаем себе то, что есть у соседа; а чтоб ни ему, а тебе.
Что есть Ум, что есть Разум?
Кому и зачем они даны?
Как мы используем эти природные или божественные дары? Что хотим мы получить от своего превосходства перед живыми и равными нам?
Ответов не будет до тех пор, пока воспитание и обучение подрастающих поколений в руках случайных людей. Растить себе подобных естественно. И муха, и комар, и пчела заняты воспроизводством, но не всем дан Разум, вооружённый самым могучим, самым доступным, самым непобедимым оружием - мыслью.
Мысль приравняла нас к Богу и подняла над равными нам силами.
Чтобы на самом деле, а не из гордыни и сластолюбия заниматься
самосовершенствованием, служить людям и прогрессу, а не золоту и идолам.
Для этого работала Монтессори, систематизируя знания - в науку, пытаясь вырастить достойных и процветающих, работоспособных до гениальности, свободных от культов, образованных, перспективных во всех отношениях людей.
В оглавлении мы привели одиннадцать категорий, на которых строится система обучения по Монтессори.
Что первично яйцо или курица?
Если считать, что прежде цивилизаций были ЗАВЕТЫ, то первично - яйцо, но если прежде Заветов были цивилизации - то курица.
Если сначала была Сущность, то Вселенная - Суть.
Если прежде была Суть, то что есть по сути - Сущность?