Чваков Димыч : другие произведения.

Валютный курс Арктики

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    рассказ бортмеханика... текст занял 2-е место в номинации "Очерк" литературного конкурса "Моя Планета-2021"


Валютный курс Арктики

(рассказ бортмеханика)

  
   В 90-ых годах прошлого века количество полётов из Норильского аэропорта стало стремительно падать. В первую очередь это касалось специальной авиатехники, обслуживающей зону Севморпути. Ничего в том удивительного - полярная авиация хирела и загибалась вместе с ним.

 []

   Похожие на реактивных Чебурашек Ан-74 прекратили заниматься ледовой разведкой, поскольку освоение Севера перестало интересовать новых министров-капиталистов. Гораздо престижней для личного имиджа перерезание на телевизионную камеру алой ленточки во время открытия очередной американизированной кафешки "Макдональдс", пропагандирующей безопасные виды гастритов, которые успешно залечиваются новыми видами заокеанских антибиотиков с минимальным количеством вредных побочных эффектов, не требующих оперативного вмешательства, если вовремя успеть сделать три-четыре капельницы в стационаре. Твою меть!
   По мнению тогдашних временщиков - ни к чему России содержать круглогодично недешёвую трассу во льдах. Гораздо проще её закрыть. А техника? А люди, которые обслуживали проводки караванов от Мурманска до Певека? Правительству об этом думать некогда, твою меть, им нужно побыстрей да понезаметней бюджетные средства, выделенные на последний сезон СевМорПути, по оффшорным копилкам заныкать, чтоб надоедливый председатель Счётной Палаты ничего не понял и кому следует не доложил.
   В общем, стоят себе самолёты из группы ледовой разведки без дела, заказов нет совсем, экипажи, лишённые работы, спиваться начинают. И тут от безысходности зазвучала вдруг коммерческая тема - иностранных граждан за большие денежки на Северный Полюс катать. Как раз АН-74 - машина для посадки на льдины предназначенная, лёгкая, маневренная.
   Заключили договоры с туристическими фирмами. Стали "забугровские" обыватели из числа небедных в Норильск периодически прибывать, да на Пуп Земли по воздуху путешествовать всего за несколько тысяч "вечнозелёных американских рублей". Фотографируются на льдине, флажки ставят, в футбол играют и ржут без причины - ну, чисто дети малые, твою меть.
   А нашим лётчикам всё фиолетово: к пустяшным забавам импортных заказчиков они равнодушны, а восторг их свинячий по-доброму непонятен. Поначалу удивлялись наши авиаторы немного лёгкому и светлому отношению к жизни своих пассажиров. От вида чистого снега океанского, например, европейские пенсионеры обоего пола визжали и теряли способность трезво мыслить. Но это только в первые заезды поражались наши полярные асы. А потом - члены экипажа с туристами попросту стали вести себя, как воспитатели младшей группы детского сада с несовершеннолетними подопечными.
   Туристические рейсы на Полюс приключались не совсем, уж, и часто, но на хлеб с маслом экипажам и технарям хватало. Да ещё - на икру разнообразную лицам из местной администрации, да на обучение в Сорбоннах-Кембриджах детям, племянникам, двоюродным кузенам по линии жены от второго брака членов правительства РФ, да на содержание персонала казино, принадлежащего одному малоизвестному олигарху, цельнолитому из редкого металла, твою-то меть.
   В один из полярных рейсов повезли наши лётчики на полюс команду канадских путешественников. Те не только выглядели, но и оказались самыми, что ни на есть, разнастоящими туристами. С лыжами, рюкзаками и огромным желанием проехаться на этих лыжах по паковым льдам вдоль побережья своей родины. То есть, сначала группу по заведённой традиции везли на полюс, а потом подбрасывали до Баффиновой земли, где начиналась территория Канады. Оттуда туристы сами планировали до материка добраться, пролагая себе лыжами путь среди торосов.
   Таким образом пролёт над сопредельной канадской территорией был неизбежен. Поэтому все российские граждане, находящиеся на борту, обязаны были иметь загранпаспорта и канадские визы, соответственно. Вдруг какой-нибудь заграничный белый медведь надумает таможенный досмотр учинить, его меть. А больше в тех краях ни одна живая иностранная душа, понимающая французскую или английскую речь, не водилась.
   Поскольку деньги канадцы платили хорошие, то все документы экипажу в тот рейс спроворили мухой. Никто из лётчиков даже не успел ничего сообразить, как уже занимал своё место в кабине самолёта с хрустящим загранпаспортом в кармане новенькой кожанки с утеплением. Спецодежду эту временно на один полёт выдали под расписку, чтобы поразить иностранных гостей выправкой и техногенностью наших пилотов.
   Северный Полюс встретил путешественников великолепной солнечной погодой. Канадцы долго фотографировались. Как говорят у нас на Северах, пришла весна - открывай объектив!
   Однако ж, часа через полтора члены экипажа и их пассажиры погрузились и вылетели к неизведанной Баффиновой земле. Прощай, Полюс! До новых встреч! Побыстрей бы, твою меть... домой!
   Дело в начале мая было, поэтому в арктических краях довольно долго не темнело. Что и на руку. Прилетели ещё засветло в нужную точку. Подсели на большую льдину, двигатели заглушили. Канадцы начали свой скарб из самолёта выгружать, а экипаж почти в полном составе пошёл поразмяться. Интересно всё-таки потоптать иностранное государство, хоть и необитаемую его часть.
   Процесс выгрузки пассажиров уже к концу подходил, когда штурман закричал:
   - Мужики, скорей сюда! Подобного вы ещё не видели!.. Никогда не видели!
   Прибежали мужики. Смотрят, что ж такое невиданное углядел штурман во льдах, твою меть. А там действительно - настолько чудесная картина открылась - впору в "Очевидное-невероятное" письмо писать. Штурман стоит на совершенно гладком участке льда, с которого весь снег выдуло. Участок примерно с полгектара величиной. Лёд прозрачный, на всю толщу просматривается, невероятно чистый и таинственный. Картина, конечно, замечательная, но не это главное.
   Главное в другом: на глубине примерно с метр в середине синевато-молочной ледовой поляны хорошо виден вмёрзший червонец советского разлива, ярко-красного цвета с Ильичом в овальной рамке.
   Сначала глазам своим никто не поверил. Действительно, откуда в Канаде вдалеке от авиационных и морских трасс могло появиться это детище Гознака, твою меть? Механик прилёг на живот и попытался поближе рассмотреть таинственный предмет. Сомнений нет: в лёд вмёрзла именно она - десятирублёвая купюра ныне не существующей страны.
   Экипаж, наплевав на полётный план, решил выручать нашу родную советскую "денюжку" любой ценой. Притащили из самолёта ломы, пешни, мотопилу. На борту этот реквизит всегда с собой. Сам понимаете, всякое может в высоких широтах приключиться, а МЧС и на помощь прийти не сможет.
   Приступили к извлечению раритета. Работать пришлось неистово, можно сказать, не щадя сил, поскольку солнце садиться надумало. Канадцам-то что, они палатки уже поставили, чай нагрели. Им спешить некуда, с утра выйти планируют. А у нашей пилотни вот-вот пролётная виза кончится. Того и гляди, международный скандал начнётся, твою меть. Но сноровка ветеранов и сила молодёжи сделали своё дело.
   Вскоре перед ногами экипажа лежал ледяной кубик, напоминающий аквариум, в котором спал в анабиозе вождь мирового пролетариата. Во время полёта на базу купюру любовно оттаяли теплом человеческих рук и положили на просушку поближе к печке обогрева кабины. Когда самолёт приземлился в Норильске, Ленин выглядел с иголочки - будто только что напечатанный. Его торжественно внесли в штурманскую и устроили послеполётную встречу вождю с его непутёвым народом из невеликого числа ещё не отбывших домой специалистов наземных служб и лётно-подъёмного состава - ночь уже-таки на аэродром опустилась.
   Распитие спиртосодержащих продуктов приурочили к возвращению пролетарского вождя - пусть и в виде собственного бюста, оттиснутого на бумаге с водяными знаками - на историческую родину, и освобождением оного из ледового плена. В процессе праздничных мероприятий сами собой возникли споры, каким образом найденная купюра оказалась на территории Канады.
   Предположений была масса, начиная с того, что ещё в советские времена рассеянный бородатый учёный с СП-25, или же немного раньше, с СП-24, обронил купюру в процессе расчёта с буфетчицей на Диксоне, когда экспедиция подошла к концу. И её, купюру эту, невероятно любимого советским народом и достаточно ходового номинала, унесло попутным ветром в сторону заграницы.
   Другая, не менее замечательная, версия, предполагала утерю означенной купюры кем-то из киносъёмочной группы мирового бестселлера "Красная палатка", когда во льды завезли армянский коньяк для поддержания тепла, твою меть. Так или иначе, но истина всё же осталась непознанной, а ярко-красный советский червонец с изображением вождя мирового пролетариата занял почётное место в штурманской норильского аэропорта. В одной рамке с фотографией экипажа на Северном Полюсе и незатейливым пояснением "Международная Арктическая валюта, имеет хождение в высоких широтах".

 []



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"