Чваков Димыч : другие произведения.

Старпом и другие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    предпоследняя главка


Старпом и другие

  
   - Помню, после второго похода отчалили мы с Владивостокской базы, где по окончании похода лодке полагался мелкий ремонт. Пошли в Магадан надводным ходом и попали в изрядный шторм. Можешь себе представить, как летают по лёгкому корпусу и рубке "ласковые" восьмиметровые волны, когда лодка движется на скорости 12 узлов, а поперёк ей океан ярится и, того гляди, развернёт субмарину обратным курсом. Да уж, заводные тараканы и то быстрее бегают, чем мы двигались в сторону родной бухты Нагаева.
   Всей команде было в те минуты не просто погано, а совершеннейшим образом скверно. Как известно всякому подводнику, во время шторма от морской болезни помогает исключительно обилие чуть подсолённой воды в виде питья или - селёдка с водой обычной. Селёдки в тот раз на борту не оказалось, а бак с питьевой водой дал течь. Его залатали на живую нитку, а содержимое оставили исключительно для нужд камбуза. Затем кэп принял решение, до того считавшееся неприемлемым при следовании субмарины к месту базирования. Не полагалось делать то, что приказал сделать капитан второго ранга Щербавских, если по уставу. Но обстоятельства вынуждали трактовать правила сообразно реалиям.
   В общем, так: мы погружались на глубину до пятидесяти метров, брали ледяную забортную воду и пили её, будто "молодые" при посвящении в матросы, только кувалду при этом не целовали. И ничего, противно не было. Когда от низкой температуры жидкости скулы сводит, соль как-то не особо чувствуется. Зато потихоньку приходишь в норму.
   Короче говоря, дошли до базы без потерь - никто не заболел ни физически, ни психологически. Относительно второго очень помог команде старпом, который всё время следования в родной порт находил время для общения с экипажем и приводил эмоциональное состояние нижних чинов в нужную кондицию.

*

   Кэп-три, он же старпом, носил странную фамилию Булах-Восточный. Я, честно говоря, ни одного не то, чтоб западного, но и северного или южного Булаха не знаю. А тут - целый Восточный с заглавной буквы "В"! Ни дать, ни взять, Синдбад-мореход из сказок Шахерезады. Честь, как говорится, имею! Чёрный, будто лечебная грязь... с лица. Чисто капитан Немо, только без чалмы. Помнится, у Александра Митты в фильме "Сказ о том, как царь Пётр арапа женил" имелось следующее выражение - "ликом черен и прекрасен". Стопроцентно и о нашем старпоме можно это сказать.
   Швартовался Булах, словно сам царь морской, а ведь подводные течения в нашей бухте были очень сильные. Не так-то всё просто. Частенько лёгкому корпусу на лодке изрядно доставалось при швартовке. Но не от старпома. Он всё проделывал идеально. Чувствовал лодку не хуже собственных рук. А руки у него - куда там иному пианисту: худые кисти с тонкими, чуткими пальцами, словно бы и не морской офицер-подводник наш восточный красавец, а самый настоящий лауреат конкурса Чайковского в фортепьянной номинации
   И вовсе я не вру, и, тем более, не путаюсь! Тот старпом, которого из Питера к нам подогнали, несколько позже в Магадане обозначился. А Булах ещё до него служил. Потом уже его куда-то на повышение отправили в штаб Тихоокеанского флота, вот тогда-то интеллигент появился ленинградский с двумя дипломами и солидным созвездием на погонах.
   И относительно Смыкова ты тоже не верно догадался. Это не ему старпом с Балтики рекомендовал Пришвина перед сном штудировать. Там молодой лейтенант меня по матушке склонял. Или забыл уже? Смыков-то, хоть на язык не воздержан, но матросиков никогда не бранил нецензурно. У него всё безлично-атмосферно происходило. С фигурной лепкой и башенками по углам.
   Наш первый старпом с роскошной двойной фамилией, пишущейся через дефис в стиле ретро, и корнями, заблудившимися в глубинах Синая, любил называть вероятных страны вероятных же противников относительно подводных упражнений с торпедами презрительно и примерно так: Усреднённые штаты Карибской Америки, Поеликубритания и Республика утопленных петухов. И лишь немецких подводников он уважал до самого кончика стоячего в атмосфере портового города воротничка. Сволочные морские волки папаши Денница, которые в годы Второй Мировой не боялись ни бога, ни чёрта, ни Посейдона, тем самым, видимо, снискали уважение Булаха-Восточного. И теперь, спустя много лет, я понимаю, насколько старпом был прав. Ах, не упоминай при мне "макаронников". Боевые пловцы из них действительно отменные, но не подводники в полном смысле слова. Вообще говоря, итальянцы плохо чувствуют себя на глубине, если от воды их отделяет двойной корпус субмарины. Им свободу подавай! Оно и понятно - темпераментные очень по факту рождения!
   А ещё наш старпом чёрным юмором блистал. Показал мне однажды Булах значок виктории на знаменитых музыкальных пальцах в честь какого-то моего прегрешения.
   - Есть два наряда, товарищ капитан третьего ранга!
   - Ты что, Салеев, римские цифры плохо различаешь?
   Не знаю, правда, бытовала ли подобная приколка по всему Тихоокеанскому флоту, а в нашей бригаде действовала она повсеместно. И пошла традиция именно от старпома с нашей лодки проекта С-613. Так гласит легенда, а легендам следует верить, не правда ли?
   Вот и пришлось в тот раз, когда "пятёрочку" схлопотал, одному без помощников ремонт в отсеке пять суток вершить. А это работка почище, чем промороженный уголь ломом и лопатой "в каменных пещерах" отковыривать. Одноразовых трусов и майки, что на сутки во время похода выдаются, хватало всего на полдня. Всё потом разъедалось за милую душу. А чего ты удивляешься, одноразовым сей комплект матроса-подводника не только назывался, но по сути был таковым, поскольку служил от одной помывки до другой.
    Мылись мы морской водой специальным пенящимся в солёной воде мылом. Из ведра, очень экономно. Пачкотня одна. Но без неё никуда! Если бельё не менять, можно прыщами пойти, словно бы свеженький грунтовый огурчик пупырышками. В морях чистота - главное дело, чтобы болезни не разводить. А трусы те и майки делались не то из какой-то специальной бумаги, не то из целлюлозы... кто ж его знает. Обычно после похода несколько десятков комплектов оставалось на борту, их нам выдавали на проведение грязных работ, дабы нормальное исподнее из сатина и хлопка не поганить.
    Салеев помолчал, а потом завершил серию воспоминаний об офицерском корпусе субмарины:
   - Из отцов-святителей подводных до сих пор вспоминаю командира БЧ-5 по фамилии Хороших. У матросов он, совершенно естественным лингво-фонетическим методом получил прозвище Зае*ательских. Хороших после срочной остался в ВМФ, закончив училище, и на всю жизнь завязался с подводным флотом.
   Про таких раньше на Руси говорили, что, мол, не по-хорошему мил, а по милу хорош. То есть человек с виду невзрачный, но с широкой душой, шире, чем тельник океанский самого распоследнего размера. И умница, каких мало. Даже на Тихоокеанском флоте. Хотя... знаете, меня отчего-то начинают терзать сомнения, верно я трактую известную народную сентенцию, прозвучавшую немного раньше.
   Впрочем, наплевать. Валите всё на меня... если начнут приставать с вопросами.
   Именно с назначением Хороших на лодку совпало появление крыс на корабле. Я, разумеется, не связываю два этих события, но с учётом того, что в Восточных религиях крыса является символом достатка и спокойствия, а в географически близкой к нам Японии - счастья, можно запросто сказать: именно так и случилось. Спокойней и надёжней стало на подлодке с приходом командира БЧ-5 и... как ни странно, крыс.
   Хороших выделял меня из всей команды. Всякий раз, выезжая на склад для пополнения запасов субмарины, он брал меня с собой помощником. Я долго удивлялся, почему, пока тот сам не объяснил. Оказалось, моё присутствие приносило ему удачу: на складе обязательно отыскивался некий дефицит, а главное - никогда не приходилось ждать и томиться в очереди из снабженцев-просителей не только от лица подводного флота, но и надводных судов - и военных, и гражданских.
     В память врезалась одна наша совместная с командиром БЧ-5 поездка на склад за новыми "идашками" для всей команды и ещё за какой-то мандолой для дизелистов. Почему именно она, именно данная поездка запомнилась? Наверное, из-за незабываемо сильного мороза. Нет, в самом Магадане температура никогда ниже тридцати градусов не опускалась, по крайней мере, за те три года, что мне довелось служить "на флотах". Как-никак море рядом, климат достаточно мягкий. Но это в самом порту и рядом - в городе. Однако стоило чуть-чуть отъехать в западном или северном направлении - в глубь материка, сразу ощущалось дыхание Арктики. Я не оговорился, и в самом деле не нужно было уезжать далеко от городских окраин. Например, наши военно-морские склады располагались всего на 9-ом километре... На девятом километре чего? Не помню точно название этого шоссе. Возможно, как раз - печально известная многочисленными жертвами своих строителей Колымская трасса, называемая "душой Магадана" любителями метафористики.
   Так вот, в ту зиму было холодно. Очень. Выезжали из порта мы с командиром БЧ-5, когда температура опустилась до минус тридцати. А вот на 9-ом километре уже за минус пятьдесят пять перевалило... Воздух густой и рыхлый, будто кисель: дышишь и чувствуешь патетическое шевеление громоздкого атмосферного столба. Нет, в Печоре тоже морозы переживал всякие, но здесь они другие, поскольку нет той морской влажности и контрастного перепада температур.
   Да, вот я ещё что подумал: наверное, те грызуны, которые у нас на лодке появились, родом как раз с 9-го километра, складского сословия, если можно так выразиться. Приехали нелегально в Марчекан, пригрелись, вымахали и...
   А с приходом крыс хлопот на субмарине добавилось, но они вносили живую струю в однообразие службы в порту.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"