| 
  
ЗВУКОРЯД НА ПОДКОРКЕ
  
1.
 
"...это было, как игра - один человек против всей Вселенной, вроде моей одиссеи на яхте "Независимость"..."
 
- Он выжил?
 
- Вряд ли.
 
Ангел потушил сигарету и опустил взгляд, крылья его поникли".
 
Джон Гарднер "Королевский Гамбит"
Вспомнил одно из самых приятных событий прошедшей зимы: шел как-то мимо газетного киоска и вдруг заметил знакомую обложку... "Наука и Жизнь",  выглядит, как двадцать лет назад, прямо дохнуло на меня восьмидесятыми. Сквозь запыленное стекло я попытался разглядеть год выпуска, может, букинист какой сдал, нет - январь 2003 года. Заплатил я несколько червонцев и тут же на ходу начал читать... "В исследовательских лабораториях коммуникационных компаний ученые и инженеры не оставляют попыток использовать синий лазер для записи и считывания информации на различных носителях. Емкость стандартного компакт-диска может быть повышена во многие десятки раз..."
   
   Простите за нелирическое вступление. Сейчас уже весна, и я читаю рукопись книги Дмитрия Три. Читаю по разному, в одно - вчитываясь, другое - вслух, тихо, чтоб не разбудить своих, ночь на дворе. Когда ритм увлекает, бормочу строку за строкой, пока не наткнусь на новый катрен (это нынче модное слово), и понимаю, что бормочу что-то другое - не в тему, и звук уже поменялся, пронесло меня мимо поворота на юг. Возвращаюсь назад, к перекрестку, начинаю заново. 
   
    "...Надо попытаться поймать ритм, хотя бы строки.
   Не могу....Мучительно больно....Только слезы в конверте..
   На экране монитора - оттепель, читать - на глазах.
   Бесконечным рифом узких проливов моих извилин."*
   
   Что я чувствую? Я чувствую, что с каждым словом синий лазер пишет мне на подкорку биты информации, извилины мозга укладываются в спираль, луч скользит по спирали и оставляет микронные зарубки, каждая зарубка - чип, в который закачена часть инфо-поля бесконечной ноосферы.  Потом я буду воспроизводить с подкорки образы и звуки, и понимать гуманитарность, заложенной в меня информации. В мыслях проносятся подсознательные ощущения того, что я вчера читал Кэрролла, и Булгакова, и Кафку, и Лема, и как я успел все это? Мне играли Пятую симфонию глухого Бетховена и "Кашмир" Джимми Пейджа, и на следующий день я слушаю Паффа Дэдди и Тома Вэйтса. Очень рваные ритмы.
   
   Хорошо, что я дилетант. Попроси меня разложить выборочные стихи на структурные составляющие, я пошлю куда подальше.  Я читаю и вижу свое, я читаю о своем, о чем может быть Дмитрий и не думал: 
   
   "...Только не задавай вопрос: "Каких?"...
   Вдруг услышишь тик - так звук механизма 
   считающего ненужный ритм."*  
   
   Я тоже боюсь услышать тик - звук засбоившего механизма глаза - нервы ни к черту. Но, как ни странно, рваный ритм меня успокаивает.  Меня удивляет незримая рифма - я не знаю, куда и как она запрятана, но она есть, бормочу катрены (моде надо соответствовать) и слышу ее, а, может, она заранее записана на подкорку тем синим лазером? 
   
   "Реки мира сливаются, объединяясь океаном,
   Темза с Гангом, Волга и Нил,
   Воды отходят, Земля молчит - мученица,
   На кресле звездном пытается родить.
   Ее любимые города, в сущности только уроды,
   На теле Земли, реках-венах, 
   сосуще-маняще-блудовыми образами.
   Человекомуравьями, насекомоящерами рвут тело..
   Копают, топчут, тело ....своей родной матери..."**
   
   
   Я не могу в этом копаться - это уже записано в серые клетки - не буду же я копаться в собственном мозге. Пару раз мне дали повод погордиться собой, как после разгадки большого кроссворда, - я нашел закономерность в нескольких отрывках:
   
"...Таможней проверено. - Лишнее?
 - Извольте, мыслей не меряно...
 - Под одеждой?
 - Позвольте!
 - Вам зачем?
 Язвы и кости...
 Беден, буду и был,
 Постоянно слепну от...
 И до.... новых встреч.
 Передвигаю
 Костыли слов.
 - Милая!
 - Жди, приеду!
 Приеду, еду.....
 Уже скоро.
 Сейчас, через час,
 Сегодня давят крылья...
 Скину к черту!
 Пусть сам носит!
 Вот так, обыденно....",***
   
   и еще раз:
   
"...Постоянно слепну от...
 И до.... новых встреч.
 Передвигаю
 Костыли слов.
 - Милая!
 - Жди, приеду!
 Приеду, еду.....
 Уже скоро.
 Сейчас, через час,
 Сегодня давят крылья...
 Скину к черту!
 Пусть сам носит!..".***
   
   Вот так! 
   ____________________________
   *  "Первичность - Внедрение"
   
   **   "Тройное отношение к городам"
   
   ***  "Синдром (не)любви"
 
2.
 
"Спасение пришло внезапно, словно телеграмма с неба: "Меняемся воротами..."
 
Джон Гарднер "Осенний свет"
Сегодня перечитываю, чтобы дописать эту рецензию. Вчерашние образы отступили, набираюсь новыми. 
   
   Я поражаюсь некоторым косоглазием,
   Своим и некоторых поэтов,
   Сетчатка  поражена в самое сердце,
   По телу - бельма, бельма, бельма.
   Сижу, жду офтальмолога,
   Очистить кристаллик мозга...
   
   Вытащил из привода компакт-диск и верчу в руках: эта радуга на поверхности как-то называется, дифракция или интерференция? Интересно, как расположены атомы в этих самых дорожках? Математически это простовато: 0110001110.., хотя иногда получаются красивые узоры. Может гроздья битов похожи на мозаику в детских калейдоскопах (сто лет их не видел, наверное, больше не продаются, а значит, не вырастит из нынешних дошколят нового Рэя Брэдберри). Попробую сложить свою мозаику из сегодняшних образов. Нет, сразу увяз в одном стихотворении, все цветные стеклышки ушли туда:
   
    "Бег по крыше"
   
   
   "ТонкоРозовыми лепестками легких ног,
   Приближением нежной нирваны созвездий,
   Трепеща перепонками крыльев спины..."
  
   Крылышкуя золотописьмом
   Тончайших жил,
   Кузнечик в кузов пуза уложил
   Прибрежных много трав и вер... (В.Хлебников) 
 "Над эфирными потоками,
   Токами.
   Запрокидывая жадно голову,
   В логово.
   Звезд - гнездо мечты..."
    
   Небесной раною болея,
   Срывая с зарева засов,
   Хватай за ус созвездье Водолея,
   Бей по плечу созвездье Псов... (В.Хлебников)
 
 "Все играешь? В три листика?
   Дурака подкидного? Софистика...
   Дамы трефы, бубновый король...
   Как в кино.
   Кинокамеры глаз - зависает,
   Экран...
   Твой расклад -
   И твой ход...
   И шестерка...
   Кривится рот...
   
   Шестой день на шестке,
   Сверчок - музыкант.
   Шестой день он играет,
   Устав танцевать.
   Переливами трелей,
   Дрожаньем колен.
   Он устал..."
   
   Куда как страшно нам с тобой,
   Товарищ большеротый мой!
   Ох, как крошится наш табак,
   Щелкунчик, дружок, дурак!
   А мог бы жизнь просвистать скворцом,
   Заесть ореховым пирогом...
   Да видно, нельзя никак... (О.Мандельштам)
 
 "Листком над крышей ожиданий,
   И семенем  плодов любви,
   Но прорасти и обрети...
   Цепляйся!
   Слышишь ты?
   ЦЕПЛЯЙСЯ!
   Расти же...
   Слышишь сын?
   Расти..."
   
   От блошиных укусов
   Следы считая, женщина грудью
   Кормит дитя. (Исса)
 "Тревожа линии извилин.
   Плывем или ползем?
   И верим ли? И или....?
   И в иле протухаем карасем.
   А плыть то надо.
   Плыть и бегать.
   Сатрапом быть,
   Иль палачом победы...
   Стремиться и сгорать...
   Гореть и ползать...
   У времени на крыше,
   У себя на ложе...
   На медальонах страха,
   И в перекрестии веры.
   Дрожать и жить.
   И жить...
   Без меры...
   И просто быть...
   Подыскивая веру..."
   
   Лжи на свете нет меры,
   Тож лукавство, да тож
   Где ни ступишь,  тут ложь;
   Скроюсь вечно в пещеры,
   В мир, не помня дверей:
   Люди злея зверей... (А.Сумароков)
 "Поди-ка разберись,
   Кидая кости в тело.
   Так да иль нет?
   А вам бы как хотелось?
   Ведь мы подвластны
   Лишь своим желаниям.
   Торчим пеньками страха,
   В ожидании..."
   
   Не знаю, что за люди здесь,
   Но птичьи пугала в полях -
   Кривые, все до одного!  (Исса)
   
   Я иссяк, а стихотворение не кончается. Смутные образы еще бродят, но уже не в силах оформиться в слова.
   По этой же причине я ни словом не коснусь своего любимого стиха "Мусорные баки смерти". Боюсь испортить читателю впечатление. Читайте сами.
 
 
 
 
 |  |