Сначала приведу фразу из критического обзора: "Одно не понравилось. Повесть написана по классическим канонам НФ"(!).
Что здесь скажешь? Печально!
Я полностью согласен с нашим великим фантастом и, не боясь каких-либо обвинений в чрезмерной категоричности, вслед за ним утверждаю, что мировая фантастика - праматерь и современница всех видов литератур. Вероятно, для многих сказанное явится неким откровением. Раньше (да, наверное, и сейчас) фантастика считалась, возможно, и считается, несерьёзным жанром. Эдаким "бедным родственником" на задворках литературы, лёгким чтивом для людей не очень любящих напрягать мозг.
Не раз приходилось слышать (и не только слышать, но и читать), что фантастика - литература, точнее - недолитература, которую жульё пишет для слабоумных на тему "ты лети моя ракета". Очень хочется восстановить попранную справедливость (впрочем, возможно, никакой несправедливости нет, и мне только кажется?)
Думающие так даже не подозревают, что лучшие образцы отечественной, в частности, фантастики дали Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Достоевский, Алексей Толстой и Булгаков.... Вспомните рассказ А. С. Пушкина "Уединённый домик на Васильевском", а "Пиковая дама" - разве это не фантастика? Вспомните "Штосса" Лермонтова, рассказ А. К. Толстого "Амена" и А. Н. Толстого "Граф Калиостро", И. С. Тургенева "Призраки", А. П. Чехова "Чёрный монах", Брюсова, Куприна, Грина, Платонова, Зозуля... Список можно продолжать до бесконечности...
"Фантастика - это литература для детей и юношества, призванная в увлекательной форме рассказывать о перспективах развития науки и техники, а главное - играть воспитательно-патриотическую роль. Всякий умеренно-разумный читатель отлично сознаёт или, по крайней мере, интуитивно чувствует огромную мощь глобальных обобщений, присущую фантастике и зачастую недоступную прочим жанрам литературы".
Скажите, в каком другом литературном жанре можно найти ответ на любой, самый сложный вопрос, который, порой, ставит в тупик самых маститых философов? Да, часто ответы эти кажутся нам неправдоподобными, фантастичными. Но проходят годы и что же? Оказывается они не столь уж и неправдоподобны. А многое так вообще сбывается...
А где ещё, как не в фантастических рассказах, можно поднять такие глобальные проблемы (а нередко и решить их) о судьбах всего человечества, о судьбах мироздания и заставить задуматься читателя? Я уж не говорю об великих открытиях и изобретениях, которые тоже зачастую сначала появлялись на страницах книг писателей-фантастов...
"Не верю! Чего он меня пугает?" - вопит некто, с трудом одолев "Гиперболоид инженера Гарина". А в этот момент над его головой, в двухстах километрах, мертво и зорко, нестерпимо блестя на солнце, скользит спутник-истребитель, вооруженный смертоносным лазером и начиненный ядерной взрывчаткой. "Не верю! Не желаю я жить в этом будущем!" - надрывается он же, одолев несколько глав "Туманности Андромеды". "Не ве..." - начинает он, перелистав по диагонали "Шагреневую кожу", но тут же спохватывается: его еще в школе учили, что Бальзак - великий писатель.
НФ возникла не на пустом месте; ее элементы можно встретить в греческой мифологии (миф о Дедале и Икаре). Но первым начал писать то, что в дальнейшем получило название "научная фантастика" Жюль Верн. А его младший современник Уэллс показал, что фантастика может быть не только познавательно-развлекательным чтивом, но и серьезной, "большой" литературой. Обычно к "первопроходцам" относят и сэра Артура Конан Дойла, оставившего нам обширное литературное наследство, в том числе несколько НФ произведений, самое известное из которых, "Затерянный мир".
Хрущевская оттепель, благотворно сказавшаяся на всей советской литературе того времени, позволила отойти от устаревших канонов. Тогда еще не было тотального дефицита, в том числе и на книги. Фантастику можно было купить (почти свободно) в магазине. Фантастике стали тесны рамки "приключенческо-просветительской" прозы, она все более становилась "психологической", т.е. литературой о человеческих чувствах, характерах, переживаниях, каковой и должна быть подлинная литература. На отечественный книжный рынок допустили произведения зарубежных авторов, причем не только из соцлагеря, но и западных, сразу же ставших кумирами миллионов.
Миновали 70-80тые. Интерес к фантастике колоссальный. А купить хорошую книгу стало невозможно. Только "достать". Отечественная фантастика окончательно освободилась от пут "научной популярности". Западные авторы по-прежнему в фаворе, но с ними на равных (а может, и превзошли) А. и Б. Стругацкие. Советские читатели "открыли" для себя М. А. Булгакова; по рукам ходило "Собачье сердце", отпечатанное "вручную" на пишущей машинке.
Современная НФ отличается большой "степенью свободы". Авторы, работающие в этом жанре, охотно идут на эксперимент, комбинируют, ищут новые формы. Иногда это получается лучше, иногда - хуже, порой сами авторы не могут определиться относительно жанровой принадлежности своих творений. Вполне вероятно, что в результате появится (или уже появилась?) совершенно новая разновидность фантастики, для которой еще только предстоит подобрать название, и за которой будущее.
Здесь уместно, думаю, вспомнить об основном конкуренте НФ, о фэнтези. У этого древнего, известного с античности (а может, и с более ранних времен) жанра, как и у любовного романа, поклонники не переводятся.
Рискую отвратить от себя многотысячную аудиторию поклонников этого жанра, но скажу честно: не люблю. Не мною подмечена весьма характерная для фэнтези черта - использование стандартных сюжетных ходов и образов, так называемых архетипов. И совсем не важно, в каком времени и месте происходит действие романа-фэнтези: в Древнем мире или в средневековье, на нашей грешной Земле или на далекой планете. Авторы могут вместо гномов и троллей придумать каких-нибудь "зауренов" и "бортанов", а вместо драконов летучих бегемотов - это не изменит ровным счетом ничего.
Чтобы перенестись в другой мир или эпоху не нужно выдумывать звездолёты с гипердвигателями, машины времени и более или менее правдоподобно описывать их устройство. Достаточно какому-нибудь чародею "щёлкнуть пальцами" или как следует приложиться головой и всё ; "дело в шляпе"...
Среди фэнтези встречаются и весьма достойные образчики. Например, книги Анджея Сапковского, пишущего в жанре исторической фэнтези. Роман М. Семеновой "Волкодав"... Список можно продолжить, но я, к сожалению, мало знаком с этим жанром.
Могу лишь сказать, что фэнтези едет по отлично накатанной колее, поэтому нет причин опасаться за судьбу этого жанра. Пресловутый "кризис жанра" фэнтези не грозит. По крайней мере, в ближайшее время.
В последнее время фантастический жанр набирает "обороты". Выходят новые книги, появляются новые писатели, и это радует.
Не помню где и когда, да и за точность слов не поручусь, но однажды Аркадий Стругацкий сказал: "Я сам знаю, что думать - труднейшее занятие. Но - думайте! Иначе Вы рискуете превратиться в нечто..."