Дмитриев Лев Алексеевич : другие произведения.

Как создавалась баллада ''Сто первый день войны''

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проехали гору "Кольцо", слева в долине тянулось вспаханное поле, посреди которого стоял одинокий мощный дуб. "Дуб, дуб...", - да, да, такой же дуб был на картофельном поле, где на Ларису с мамой и братом осенью 1941 года охотился немецкий лётчик на "мессершмите"...

  Хмурым утром 22 октября 1980 года я сидел у окна битком набитого служебного автобуса завода "Микрокомпонент", вёзшего людей на работу из Кисловодска в село Учкекен Малого Карачая. Проехали гору "Кольцо", слева в долине тянулось вспаханное поле, посреди которого стоял одинокий мощный дуб. "Дуб, дуб...", - да, да, такой же дуб был на картофельном поле, где на Ларису с мамой и братом осенью 1941 года охотился немецкий лётчик на "мессершмите".
  Лариса с мамой часто рассказывали о событиях тех дней, и когда у нас с Ларисой начался "песенный запой", я предложил создать песню-балладу на эту тему. Накануне Лариса долго билась над словами песни, но получалось какое-то тусклое прозаическое повествование - ей, видно, было тяжело снова испытать страх и ужас того времени.
  
  Как видно, страстное желание создать песню разрушило психологический барьер в моём сознании, а дуб послужил спусковым крючком для лавинообразного процесса развёртывания словесно-образных ассоциаций. Ритм движения автобуса наложился на поток всплывающих слов, оставалось только, чтобы не забыть, всё время мысленно повторять их.
  Этот процесс не прекращался даже тогда, когда я шёл полтора километра от конечной остановки до завода. В отделе я бросился к столу и лихорадочно начал записывать всё, что запомнил и то, что продолжало возникать из под моей руки. Через полчаса всё было закончено, но эмоциональный взрыв был такой силы, что я буквально выбежал на заводскую территорию и ошалело носился среди корпусов, пока морозное утро не охладило мою кровь, переполненную адреналином.
  
  Когда вернулся в отдел, сотрудницы в полутёмном закутке привычно пили свой утренний чай. Я не смог сдержаться, взял два листка, подсел к ним, извинился и зачитал свой текст. Женщины долго не могли опомниться от обрушившегося на них сверх-экспрессивного потока образов и никак не могли поверить, что всё это было создано за какой-то час, пока мы все вместе ехали в автобусе.
  
  
  Баллада о поединке
  
  Сто первый день войны.
  Эшелон шёл на восток.
  В вагонах раненые, женщины и дети.
  И красные кресты на крышах.
  
  Но в небе голубом вдруг "юнкерсы" взревели.
  Визг бомб, разрывы. А наших "Яков" нет -
  лежат на аэродромах приграничных,
  ни разу так и не взлетев.
  
  Горят вагоны - к Красному Кресту
  у зверя со свастикой на крыльях
  состраданья нет. Люди из вагонов
  к роще устремились через поле.
  
  И "юнкерсы" весь свой смертельный груз
  на рощу сбросили -
  страшнее ада та роща людям стала.
  
  А мать с детьми замешкалась
  и к дубу старому,
  стоявшему на поле одиноко,
  по пашне побежала.
  
  Вдруг мессеры над ними заревели.
  Фашистский ас, не видя больше цели,
  Решил от скуки поразвлечься.
  
  Мать в борозду упала,
  рядом девочка и мальчик.
  На голове у матери
  белел платок мишенью,
  и девочка, увидев это,
  встает и падает,
  закрыв мать телом.
  
  Ас, потеряв мишень,
  всю землю рядом прострочил,
  пролетев так низко,
  что девочка лицо его
  оставит в памяти навечно.
  
  И вновь заход.
  Тогда встаёт мальчишка
  и к дубу старому бежит,
  вслед "мессершмит" за ним.
  
  Слились в смертельной карусели
  фашистский ас и тот мальчишка.
  Вот очередь, но дуб как дот,
  от пуль мальчишку укрывает.
  
  Истрачен весь боекомплект -
  фашист бессилен...
  А мальчишка - выбегает
  и кулаком грозит.
  
  Не знал тот ас,
  что в том мальчишке
  наш лётчик вырастает!
  
  Лев Дмитриев.
  Кисловодск - Учкекен (Малый Карачай), 22 октября 1980 г.
  
  
  Вернувшись вечером домой, я вошёл в комнату к Ларисе и сходу начал вслух читать свой экспромт.
  Она в остолбенении прослушала и спросила - откуда ЭТО? После моего рассказа она бросилась к пианино, подобрала ритм, к ритму стала выстраивать слова, и на следующий день вечером уже спела мне почти готовую песню. Я только, как всегда, подсоединился для завершения сильной концовки и, для проверки, спел её сам.
  
  
  Сто первый день войны
  
  Сто первый день войны. Шёл поезд на восток.
  В теплушках едут женщины и дети,
  Уходят в тишину, кляня фашизм, войну,
  И красный крест взывает к милосердью.
  - И красный крест взывает к милосердью.
  
  Вдруг "юнкерсы" ревут, а "Яков" в небе нет.
  Лежат: с аэродромов приграничных
  Им не пришлось взлететь. Без боя умереть?!
  Что может быть страшнее в час сраженья.
  - Что может быть страшнее в час сраженья.
  
  Вот "юнкерсы" в пике: визг бомб, разрывы, вой.
  Стоят вагоны - паровоз раздавлен.
  В теплушках смерть и ад... Прострелены... Горят...
  Все бросились к ближайшей роще разом.
  - Все бросились к ближайшей роще разом.
  
  Но роще не укрыть: редка и молода.
  Людскою кровью травы обагрились.
  И плач, и крик, и стон, и смерть со всех сторон.
  Ужасней ада роща людям стала.
  - Ужасней ада роща людям стала.
  
  Там мать с детьми была, позднее всех сошла,
  Не в рощу - к дубу в поле поспешила.
  Над ними "мессер" взвыл, ас к цели заходил -
  Решил от скуки видно поразвлечься.
  - Решил от скуки видно поразвлечься.
  
  Внизу мишень была так хорошо видна -
  Уткнувшись в пашню, женщина лежала.
  На ней платок белел, и ас берёт прицел,
  Но дочка мать закрыла своим телом.
  - Но дочка мать закрыла своим телом.
  
  Ас вновь даёт заход... Мальчишка вдруг встаёт
  И мчится к дубу... "Мессершмит" вдогонку.
  Град пуль, но дуб, как дот, мальчишку бережёт,
  Прикрыл его в смертельной карусели.
  - Прикрыл его в смертельной карусели.
  
  Патронов больше нет. Бессилен вражий ас.
  Мальчишка шепчет белыми губами.
  Вслед "мессеру" глядит и кулаком грозит.
  Он спас, он уцелел?! Он - победитель?!
  - Он спас, он уцелел! Он - победитель!
  
  Лариса и Лев Дмитриевы.
  Кисловодск, 23 октября 1980 г.
  
  В исполнении Ларисы любительская запись этой песни (1981 г.)
  опубликована на музыкальном хостинге Библиотеки Мошкова:
  http://music.lib.ru/d/dmitriewa_l_i/alb2.shtml#sto_perwyj_denx_wojny_ballada
  
  Только когда в ноябре 2002 года начали размещать песню в интернете и анализировать текст, стало понятно, что перед Ларисой стояла очень сложная задача преобразования моей причудливой смеси белого стиха с верлибром в нормальный ямб. Правда, смущало отсутствие рифмы, но она всё-таки нашлась - внутренняя рифма в третьей строке каждого куплета: "тишину - войну, взлететь - умереть, ад - горят, стон - сторон, взвыл - заходил, белел - прицел, дот - бережёт, глядит - грозит". Точно знаю, что Лариса эту внутреннюю рифму специально не задумывала и не осознавала наличие её, пока я не занялся анализом текста.
  
  Исполнение песни Ларисой производило на слушателей сильное впечатление. Режиссёр МХАТа Николай Скорик, прошедший обучение по классу рояля в музыкальном училище им. Гнесиных, прослушав песню, был совершенно ошеломлён и долго не мог сказать ни слова, справляясь с нахлынувшими эмоциями. Поэт Михаил Талесников, разведчик, 1918 г. рожд., так написал в своём комментарии: "Лариса, а мне читать трудно - ком в горле..."
  
  Перед написанием своих воспоминаний набрал в Яндексе: "Сто первый день войны", - и обнаружил, что песню уже размещают в интернете без указания имени авторов рядом с такими, как "Священная война", "День Победы", "На безымянной высоте" и т.д. Что ж, песня пошла в люди, пусть слушают и поют. Мы с Ларисой давно решили: все, кто пожелает, могут публиковать, аранжировать, исполнять наши песни совершенно безвозмездно, что называется - даром:
  "Всё остаётся людям"...
  
  Лев Дмитриев. Подольск, 22 июня 2011 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"